Описание проектной деятельности «Подружись с водичкой» с детьми младшего дошкольного возраста
проект по окружающему миру (младшая группа) на тему
Цель проекта: развивать у детей интерес к познанию и стремление к практическому исследованию свойств воды.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opisanie_pr.doc | 165 КБ |
Предварительный просмотр:
МАДОУ г. Владимира ЦРР детский сад № 128 «Полянка»
Проект «Подружись с водичкой»
с детьми младшего возраста специализированной группы № 3.
Подготовила и провела воспитатель
Рябова Л. В.
г. Владимир
2016
Оглавление:
- Целеполагание.
- Разработка проекта.
- Выполнение проекта.
- Презентация.
- Подведение итогов.
- Приложение.
- Список литературы.
Тема проекта: «Подружись с водичкой».
Участники проекта:
дети младшей специализированной группы № 3, воспитатели, родители.
Сроки реализации: краткосрочный, с 14 по 18 марта 2016 г.
Цель проекта: развивать у детей интерес к познанию и стремление к практическому исследованию свойств воды.
Задачи проекта:
Обучающие:
- обогащать представление детей о воде, ее свойствах, видах, назначении, о ее качествах;
- формировать навыки постановки элементарных опытов с водой и умения делать выводы на основе полученных результатов;
-продолжать знакомить детей с явлениями неживой природы, с физическими свойствами воды;
- формировать у детей культурно-гигиенические навыки, представление о необходимости заботиться о своем здоровье;
Развивающие:
- развивать познавательные способности детей в процессе совместной исследовательской деятельности;
- поддерживать стремление детей вступать в познавательное общение, высказывать свое мнение;
- развивать мыслительную активность, внимание, умение наблюдать, сравнивать;
- развивать зрительную, слуховую и тактильную чувствительность;
- развивать творческое воображение, фантазию;
Воспитательные:
- воспитывать бережное отношение к воде в быту и природе;
- воспитывать аккуратность, самостоятельность.
Актуальность:
Дети младшего возраста очень любят играть. В процессе игры они приобретают новые знания и навыки, познают окружающий мир, учатся общаться. Работая с детьми с нарушениями зрения, мы уделяем большое внимание играм, которые знакомят детей со свойствами различных предметов. Организация игр-экспериментов направлена на создание таких условий, в которых предметы наиболее ярко обнаруживают свою сущность, скрытую в обычных ситуациях. Игры- эксперименты способствуют развитию зрения, обоняния, слуха, тактильной, температурной чувствительности. Детское экспериментирование способствует развитию высших психических функций: восприятия, внимания, памяти, мышления, речи. Это очень важно для детей нашей группы.
Для расширения представлений детей об окружающем мире, для овладения навыками экспериментальной деятельности в нашей группе был реализован проект «Подружись с водичкой» с14 по 18 марта 2016г. Тема проекта соответствует возрастным особенностям, имеющимся опытом, сформированным знаниям и умениям детей младшего возраста.
Разработка проекта.
- Создание мотивации, отвечающей потребностям детей, обозначение проблемы взрослым.
- Определение цели проекта.
- Привлечение детей к реализации намеченного плана.
- Определение средств реализации проекта, разработка форм и методов работы с детьми и родителями.
- Создание предметно-развивающей среды, выделение необходимого оборудования.
- Подбор методической литературы.
Выполнение проекта.
Формы и методы работы с педагогами.
Консультация для педагогов: «Опытно-экспериментальная деятельность с детьми младшего дошкольного возраста по ФГОС ДО» (примерная структура занятия-экспериментирования, организация предметно-пространственной среды для экспериментирования, содержание и планирование экспериментальной деятельности детей младшего дошкольного возраста).
Взаимодействие педагогов – всеобуч: «Опытно-экспериментальная деятельность младших дошкольников как основа познания окружающего мира».
Создание картотеки игр-экспериментов для детей младшего дошкольного возраста.
Формы работы с родителями.
Консультация для родителей: «Маленькими шагами в прекрасный мир!»
Подготовка и проведение семинара –практикума для родителей «Игры с водой в домашних условиях».
Изготовление атрибутов к сюжетно-ролевым играм «Купание куклы.Стирка».
Помощь в оснащении уголка опытно-экспериментальной деятельности.
Творческий конкурс рисунков по теме «Где живет вода?».
Подбор литературы по теме.
Формы работы с детьми.
Образовательная область «познавательное развитие»:
- ежедневные наблюдения за природными явлениями на прогулке: «Зависимость таяния снега от температуры», «От чего тает лед», «Наблюдение за сосульками»
- наблюдения в уголке природы: «Выращиваем лук», «Ветка березы», «Поливаем цветы»
- познавательные беседы «Превращения воды», «Кому нужна вода?», «Берегите воду!»
- проведение игр-экспериментов с водой: «Свойства воды», «Волшебница вода», «Живая вода», «Дождик», «Плавает-тонет», «Сквозь сито», «Разлить поровну»
- нод по формированию целостной картины мира «Волшебница вода»
- дидактические игры «Кому нужна вода?», «Где живет вода?»
- знакомство с макетом «Ходят капельки по кругу» (круговорот воды в природе)
Образовательная область «речевое развитие»:
- беседы-рассуждения с детьми «Вода бывает разной», «Что нужно для чистоты?», «Смогли бы люди жить без воды?»
- нод по речевому развитию «Вода-водичка»
- чтение художественной литературы по теме: А. Барто «Девочка чумазая», К. Чуковский «Мойдодыр», «Федорино горе», С. Прокофьев «Про серую тучку», слушание и обсуждение сказок о воде
- отгадывание загадок по теме
- заучивание стихотворений, потешек о воде
- упражнение на произношение звука –с- «Водичка»
Образовательная область «физическое развитие»:
- подвижные игры «Ходят капельки по кругу», «Солнышко и дождик», «Ручеек», «Сосульки, капельки, снежинки»
- ежедневное формирование культурно-гигиенических навыков в игровых ситуациях «Моем руки чистой водой», «Поможем Колобку умыться»
- решение проблемной ситуации «Умываться нужно всем»
- беседы: «Зачем мы моем руки?», «Когда вода опасна?»
- физкультминутки «Дождик», «Кораблик»
- пальчиковая гимнастика «Веселые рыбки», «Капель»
- гимнастика для глаз «Капля первая упала…»
Образовательная область «художественно-эстетическое развитие»:
- нод
-нод
- слушание аудиозаписи «Звуки природы»
- организация выставки детского творчества «Где живет вода?»
Образовательная область «социально-коммуникативное развитие»:
- сюжетно-ролевые игры «Купание куклы», «Стирка белья», «Приготовим обед для куклы»
- формирование трудовых навыков при проведении игр-экспериментов, во время дежурства в уголке природы «Вода и комнатные растения», выполнение трудовых поручений «Вытираем пыль», «Моем игрушки»
Презентация проекта.
1.развлечение «Праздник воды»
2. выставка творческих работ детей и родителей «Где живет вода», «Превращения капельки»
3. групповой альбом «Подружись с водичкой»
Подведение итогов.
В ходе реализации проекта были успешно решены поставленные задачи. У детей обогатились знания и расширился опыт экспериментальной деятельности. Сформировались представления о необходимости заботиться о своем здоровье. Дети стали охотнее высказывать свое мнение. Стали бережнее относиться к воде.
Результатом проекта явилось формирование у детей элементарных навыков поисковой деятельности, знаний о свойствах воды. Результат проекта определила хорошо организованная разнообразная работа с детьми и исследовательская деятельность.
Были расширены формы работы с родителями. У родителей появилось желание развивать наблюдательность своих детей, расширять интересы детей к окружающему миру.
Пришли к выводу, что только исследовательская деятельность ребенка – одно из условий развития любознательности и самостоятельности детей.
Определись задачи для новых проектов:
- продолжать совершенствовать формы и методы работы с детьми над развитием познавательных способностей детей в процессе совместной исследовательской деятельности;
- поддерживать стремление детей вступать в активное познавательное общение, выска
зывать свое мнение, проявлять инициативу;
- развивать самостоятельность детей в процессе исследовательской деятельности;
- расширять формы работы с родителями для оказания помощи в создании предметно-развивающей среды в группе.
Приложение.
Конспект консультации для родителей
«Маленькими шагами в прекрасный мир!»
Младший дошкольный возраст – период активного экспериментирования ребенка с предметным миром. Все, что окружает малыша – вещи, принадлежащие взрослым, игрушки, животные, растения, вода, песок и многое другое – вызывает у него интерес. Он любит исследовать новые предметы, экспериментировать с разнообразными веществами и материалами: водой, песком, снегом, глиной, красками. Взрослые часто сомневаются в том, что маленькие дети при этом могут всерьез научиться «важным» вещам. Однако это не так. В процессе такого исследования развивается любознательность малыша, расширяются его представления об окружающем мире, ребенок приобретает богатый чувственный опыт, получает мощный импульс для развития интеллекта.
Важно помнить, что формирование интеллектуальной сферы ребёнка осуществляется не только при целенаправленном руководстве взрослых, но и в свободной, самостоятельной практической деятельности. В процессе свободного экспериментирования ребёнок получает новую, порой неожиданную для него информацию, устанавливает практические связи между собственными действиями и явлениями окружающего мира, совершает своего рода открытия. Экспериментирование стимулирует ребёнка к поискам новых действий и способствует развитию гибкости мышления. Самостоятельное экспериментирование даёт возможность ребёнку опробовать разные способы действия, снимая при этом страх ошибиться и скованность мышления готовыми схемами действия. Роль родителей в этом процессе заключается не в том, чтобы сразу же показать, как нужно делать правильно, а в том, чтобы стимулировать интерес малыша к предметам, побуждать к самостоятельному исследованию, поддерживать его любознательность.
Ярко выраженная любознательность ребенка является важнейшим показателем его успешного психического развития. Она проявляется в том, что ребенок:
- активно стремится к новым впечатлениям, любит наблюдать за окружающим;
- быстро обнаруживает новое, стремится сразу же исследовать его;
- с интересом включается в предложенные взрослым игры с водой, песком, экспериментирование с различными веществами;
- подолгу с увлечением экспериментирует сам, подражая взрослому и изобретая новые действия;
- радуется своим открытиям, стремится поделиться ими с взрослыми.
Обязательно следует иметь в виду, что полноценное овладение ребенком предметной деятельностью происходит только в процессе общения с взрослыми.
Консультация для педагогов: «Опытно-экспериментальная деятельность младших дошкольников как основа познания окружающего мира».
Ребенок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире, традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Удовлетворяя свою любознательность в процессе активной познавательно – исследовательской деятельности, которая в естественной форме проявляется в виде детского экспериментирования, ребенок с одной стороны расширяет представления о мире, с другой – начинает овладевать основополагающими культурными формами упорядочения опыта: причинно – следственными, родовидовыми, пространственными и временными отношениями, позволяющими связать отдельные представления в целостную картину мира.
Развитие познавательной активности у детей вопрос актуальный на сегодняшний день. Доказывая это, можно опереться на слова Н. Н. Подъякова: «Причины встречающейся интеллектуальной пассивности детей часто лежат в ограниченности их интеллектуальных впечатлений, интересов».
Необходимо включить детей в осмысленную деятельность, в процессе которой они смогли бы обнаруживать все новые и новые свойства предметов.
Между двумя видами: игрой и экспериментированием нет противоречий. Игра - вид деятельности, мотив которой заключается не в результатах, а в самом процессе, а через экспериментирование с предметами ребенок ставит определенные цели и добивается конкретных результатов. Разграничивать игру и детское экспериментирование не стоит, они дополняют друг друга.
При формировании основ естественно - научных и экологических понятий экспериментирование рассматривают как метод, близкий к идеальному. Знания, почерпнутые не из книг, а добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными.
Основная особенность детского экспериментирования заключается в том, что ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним, осуществляемые ребенком практические действия выполняют познавательную, ориентировочно – исследовательскую функцию, создавая условия, в которых раскрывается содержание данного объекта.
Экспериментирование, как специально организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста и основ культурного познания окружающего мира.
1.2. Цель и задачи проведения работы по организации детской экспериментальной деятельности младшего дошкольного возраста как средство познавательного развития.
Цель моей работы - развитие познавательной сферы детей младшего дошкольного возраста через включение в процесс экспериментирования.
Для достижения цели мною были поставлены следующие задачи:
1. Углублять представления о живой и неживой природе.
2. Способствовать к участию детей в исследованиях и обобщению результатов опытов.
3. Формировать представления о свойствах и качествах предметного мира
2. Основная часть
2.1. Практическое содержание разделов
Проанализировав научно-методическую литературу на эту тему, мною были намечены пути практического осуществления будущей работы.
Основным методом в деятельности по экспериментированию у детей младшего дошкольного возраста, я выбрала проведение элементарных опытов. Их элементарность заключается, во-первых, в характере решаемых задач: они неизвестны только детям. Во-вторых, в процессе этих опытов не происходит научных открытий, а формируются элементарные понятия и умозаключения. В-третьих, в такой работе используется обычное бытовое и игровое оборудование (одноразовая посуда, целлофановые пакеты и т.д.). Опыты я использовала для установления детьми причин тех или иных явлений, связей и отношений между предметами и явлениями.
Согласно методическим рекомендациям по проведению опытов с детьми младшего дошкольного возраста, опыт – наблюдение, проводимое в специально организованных условиях. Оно предполагает активное воздействие на предмет или явление, их преобразование в соответствии с поставленной задачей. В этом преобразовании дети принимают активное участие. Опыт используется как способ решения познавательной задачи. Задача выдвигается воспитателем. Она должна быть очень ясно и четко сформулирована. Решение познавательной задачи требует специального поиска: анализа, соотнесения известных и неизвестных данных.
Опыт может проходить как длительное сравнительное или как кратковременное наблюдение.
Если задача решается в процессе кратковременного наблюдения, обсуждение результатов опыта проводится сразу: анализируются условия протекания опыта, сравниваются результаты, делаются выводы. В ходе опыта длительного характера воспитатель поддерживает интерес детей к наблюдению происходящих изменений, возвращает их к осознанию того, зачем был поставлен опыт. Все происходящие изменения в ходе наблюдений совместно с детьми фиксировали в дневниках наблюдений.
Заключительным моментом опыта является формулирование выводов на основе полученных результатов. К самостоятельному формулированию выводов детей побуждает воспитатель.
В группах младшего дошкольного возраста опыты используют для ознакомления детей со свойствами неживой природы.
Опыты можно проводить как отдельный вид деятельности, так и как игра или часть организованной деятельности. Так же опытнической деятельностью можно заниматься в процессе режимных моментов и использовать на прогулке как часть наблюдения.
Количество проводимых опытов может варьироваться от одного в неделю до двух в месяц на усмотрение воспитателя и с учетом индивидуальных особенностей детей. Длительность проведения опытов четко не регламентируется. Это зависит от формы организации опыта, но не более 10 минут за один этап.
Опыты могут проводиться как с подгруппой детей, так и с 2-3 детьми. Проводить опыты с целой группой не рекомендуется, т.к. при этом невозможно задействовать всех детей и результат проводимого опыта снижается.
Мною было разработано перспективное планирование экспериментальной деятельности на основе тематического плана данной возрастной группы с постепенным усложнением познавательных задач.
Также проводилась работа по созданию предметно - развивающей среды в группе.
Согласно тематическому плану был разработан цикл совместной организованной деятельности и картотека опытов, игры по экспериментированию .
Тема: «Вода»
Свою работу я начала с экспериментов с водой, согласно тематическому плану. С помощью предметно-манипулятивной деятельности и в режимных моментах дети убедились в том, что водой можно умываться, опускать в нее и вылавливать различные предметы; что вода может литься, а может брызгать; что предметы станут чище, если помыть их водой; что вода не имеет вкуса.
На занятиях дети получили представления о том, что вода жидкая, поэтому может разливаться из сосуда; что вода не имеет цвета, но ее можно покрасить; что вода может быть теплой и холодной.
Совместно с детьми мы провели опыты с целью получить представления о том, что вода прозрачная; что прозрачная вода может стать мутной; что некоторые вещества в воде растворяются; что некоторые вещества, растворяясь, могут передавать воде свой вкус; что вода может превращаться в лед, что лед может превращаться в воду.
Игры-эксперименты как средство развития познавательных способностей детей младшего дошкольного возраста.
Китайская народная мудрость гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму». Данное высказывание раскрывает суть экспериментальной деятельности. Усваивается всё прочно и надолго, когда ребёнок слышит, видит и делает сам. Игры-эксперименты помогают ребенку познавать свойства предметов, веществ, знакомят с природными явлениями.
Удовлетворяя свою любознательность в процессе познавательно-исследовательской деятельности, которая проявляется в виде детского экспериментирования, ребёнок расширяет свои представление об окружающем мире.
Роль развития опытно-экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста очень велика. Детское экспериментирование имеет огромное значение в развитии интеллектуальных способностей детей.
Игра – вид деятельности, мотив которой заключается не в результатах, а в самом процессе, а через экспериментирование с предметами ребёнок ставит определённые цели и добивается конкретных результатов. Разграничивать игру и детское экспериментирование не стоит, они дополняют друг друга. Экспериментальная деятельность наряду с игровой является ведущей деятельностью ребёнка дошкольника.
В группах младшего дошкольного возраста игры-эксперименты используют для ознакомления детей со свойствами неживой природы.
Эксперименты можно проводить как отдельный вид деятельности, так и как игру или часть организованной деятельности. Также экспериментальной деятельностью можно заниматься в процессе режимных моментов и использовать на прогулке как часть наблюдения.
Игры-эксперименты могут проводиться как с подгруппой детей, так и с двумя-тремя детьми. Проводить эксперименты с целой группой не рекомендуется, т.к. при этом невозможно задействовать всех детей и результат проводимого эксперимента снижается.
Игра-эксперимент «Пейте, куклы, вкусный сок!»
Цель: выявить свойства воды и красок, способность красок растворятся в воде и изменять её цвет.
Материал: акварельные краски, кисточки, прозрачные пластиковые стаканы с водой.
Ход игры-эксперимента:
Предложите детям приготовить для кукол разноцветный сок, постарайтесь привлечь внимание ребёнка элементом волшебства: «А если опустим в стакан с водичкой кисточку с жёлтой краской, интересно, что получится. Какой это сок?»
Накройте на стол, расставьте стаканы, усадите кукол, угостите напитками. Красная вода превратится в томатный сок, оранжевая – в апельсиновый, жёлтая – в ананасовый, синяя — в ежевичный.
Игра-эксперимент «Тает льдинка»
Цель: познакомить с тем, что замерзает на холоде и тает в тепле.
Материал: свеча, ложка, лёд, прозрачные стаканчики с горячей и холодной водой.
Ход игры-эксперимента:
Художественное слово. Однажды зимой бельчонок принёс домой льдинку, сосульку, он оставил её в дупле, на полу в прихожей, а сам пошёл обедать, а потом спать. Когда проснулся, сразу вспомнил про льдинку, побежал в прихожую. Льдинка пропала – нет нигде, зато на полу блестела лужица.
Положим кусочек льда на ложку и подогрейте его над пламенем свечи: «Посмотри, вот лёд. Давай его подогреем на огне. Где же лёд? Растаял! Во что лёд превратился? В водичку!»
В прозрачную стеклянную кружку или стакан налейте горячую воду (её можно подкрасить), опустите кусочек льда и понаблюдайте, как быстро он тает. Можно взять несколько стаканов и понаблюдать, как по-разному тает лёд в воде разной температуры.
Игра-эксперимент «Рыбалка»
Цель: закрепить знания о свойствах воды – льётся, можно процедить через сачок.
Материал: таз с водой, сачок, ситечко, игрушечный дуршлаг, мелкие игрушки.
Ход игры-эксперимента:
Художественное слово.
— Рыболов, какую рыбку
Ты поймал нам на обед?
Отвечает он с улыбкой
— Это вовсе не секрет!
Я сумел поймать пока
Два дырявых башмака!
Налейте в ванночку воды и дайте малышу сачок для ловли аквариумных рыбок, небольшое ситечко с ручкой или игрушечный дуршлаг. В воду бросьте несколько мелких игрушек. Они могут плавать на поверхности или же лежать на дне. Предложите малышу выловить сачком эти игрушки. Можно попросить его выловить какие-нибудь конкретные игрушки: «Поймай синий шарик, поймай красную рыбку» и т. д.
Игра- эксперимент «Как вода гулять отправилась»
Цель: дать представление о том, что вода двигается, её можно собрать различными предметами – губкой, грушей.
Материал: поролоновая губка, резиновая груша, ванночка с водой, емкости для воды, салфетки.
Ход игры-эксперимента:
Художественное слово. Налили водичку в ванночку и забыли про неё. Через некоторое время водичка заскучала: «Вот сижу я тут и ничего не вижу, а вокруг, наверное, столько интересного!» Хотела она из ванночки вылезти, да не получилось -ручек и ножек у воды нет. Хотела кого-нибудь позвать, но голос у водички в ванночке тихий — никто её не услышал. А потом пришла мама и подумала: «Зачем это здесь вода стоит?», взяла и вылила её в раковину. Полилась водичка по трубам и попала в большую реку, в которой было много другой воды. И потела наша водичка вместе с большой рекой по городу, мимо красивых домов и зелёных садов. «Как красиво, как чудесно! — думала водичка. — А сидела бы я в своей ванночке и этой красоты не увидела бы!»
Игра-эксперимент «Считалочка-купалочка»
Цель: познакомить со свойствами воды: льётся, движется.
Материал: ванночка с водой, игрушки.
Ход игры-эксперимента:
Художественное слово.
Варим кашу для малышек, (крутим ручкой в воде, как бы «размешивая кашу»)
Тесто делаем для пышек, (месим воду, как тесто)
Сладким чаем угощаем, (набираем воду в ладошки и выливаем её обратно в ванну)
Ну, а после – отдыхаем!
В ванночку – бултых!
Предложите детям поиграть с водой, обратите их внимание, что водичка движется по направлению движения их руки, а также она переливается, льётся.
Игра-эксперимент «Пенный замок»
Цель: познакомить с тем, что при попадании воздуха в каплю мыльной воды образуется пузырь, затем пена.
Материал: мелкая ёмкость с мыльной водой, соломинки, резиновая игрушка.
Ход игры-эксперимента:
Художественное слово.
У нас из пены на глазах
Замок вырастит сейчас,
Мы подуем с вами в трубочку
Заиграет принц на дудочке.
В небольшую ёмкость налейте немного средства для мытья посуды, добавьте воды и размешайте. Возьмите широкую коктейльную трубочку, опустите в миску и начинайте дуть. Одновременно с громким бульканьем на глазах у ребёнка вырастет облако переливающихся пузырей.
Дайте ребёнку трубочку и предложите подуть сначала вместе с вами, затем самостоятельно. поставьте внутрь пены пластмассовую или резиновую игрушку – это «принц, который живёт в пенном замке».
Игра-эксперимент «Сказка о камешке»
Цель: на примере опыта показать, что предметы могут быть лёгкими и тяжёлыми.
Материал: ванночка с водой, мелкие тяжёлые и лёгкие предметы, камешки.
Ход игры-эксперимента:
Художественное слово. На берегу озера лежал маленький камешек. Он смотрел на красивые лилии и кувшинки, которые плавали на воде, и думал: «Какие они счастливые, плавают, словно лодочки. Я тоже хочу поплавать!» пришёл на берег озера мальчик, взял камешек и бросил в воду. Камешек обрадовался: «Наконец-то сбылась моя мечта! Я буду плавать!» Но оказалось, что плыть он не может, потому что слишком тяжёлый. И камешек опустился на дно озера. Сначала он очень расстроился. А потом увидел, сколько вокруг весёлых рыбок, других камешков и красивых растений. Камешек перестал грустить и подружился с рыбками. Что поделаешь! Тяжёлые камешки плавать не могут.
Возьмите несколько небольших лёгких предметов, которые могут держаться на воде (например, пёрышко, мячик, бумажный кораблик, тонкую щепочку) и несколько тяжёлых предметов, которые будут лежать на дне (например, камешек, ключик, монетку). Наполните ванну или тазик водой. Дайте ребёнку один из предметов и попросите опустить в воду. При этом говорите ему: «Посмотри, кораблик плавает! А ключик утонул – он тяжёлый! Лепесток плавает – он лёгкий!».
Конспект занятия.
Опытно-экспериментальная деятельность во второй младшей группе
Тема: «Вода, водичка».
Цель: Вовлечение детей в элементарную исследовательскую деятельность по изучению качества и свойства воды.
Задачи:
-Формирование знаний детей о целостной картине мира;
-развитие наблюдательности у детей;
- воспитывать отзывчивость и доброту, желание помогать друзьям;
- закрепит культурно-гигиенические навыки. Воспитывать желание всегда быть чистым и аккуратным;
-обогащать словарный запас детей: теплый, холодный, легкий, тяжелый;
Материалы и оборудование. Одноразовые тарелочки, вода, тазик, губки для посуды, мыльные пузыри, кукла, бумажные салфетки, мыло жидкое, альбом «Мы ручки моем», зеркало, сюжетные картинки., фартуки.
Реализация содержания программы в образовательных областях: речевое развитие социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие.
Предварительная работа:
Игры с водой и мыльными пузырями, чтение потешки «Водичка, водичка. », умывание куклы.
Содержание организованной деятельности детей:
1. Создание игровой мотивации
Утром встали малыши
В детский садик все пришли
Вам мы рады как всегда
Гости здесь у нас с утра
-Ребята, посмотрите, сколько у нас гостей. Давайте поздороваемся.
-Ой, кто-то ещё к нам пришёл. (открывается дверь)
-Ребята, к нам пришла кукла Маша.
-Здравствуй, Маша!
-Ой, а почему ты такая грустная и грязная? Что случилось?
-Маша сейчас мне расскажет
-Ребята, у Маши беда, она пошла в гости к своему другу Мише и испачкалась, потому что упала в лужу.
-Что же делать? Поможем Маше?
-Ребята, а вот интересно, откуда берётся лужа? Кто знает?
-Правильно, когда тает снежок и когда идёт дождик. Молодцы.
-А где у нас прячется дождик? (в тучках)
Туча, туча, дай водички
Для меня и для сестрички!
Для берёзки и осинки,
И для тоненькой рябинки.
- Вот видишь, Маша, из тучки капает дождик и появляется много-много луж. Особенно много луж весной. Давайте присядем и покажем Машеньке, откуда берутся лужи, откуда идут дожди. И Маша с нами присядет и посмотрит.
Опыт «Дождик».
Давайте наденем фартуки, садимся. Рукава, ребятки, закатайте. Давайте в ручки возьмём губки. Губки- это наши тучки. Смотри, Маша, сначала тучки легкие, в них нет воды ни капельки. А в тарелочках у нас моря, океаны, озёра, речки, из которых тучка набирает воду. Опускаем нашу тучку в воду, тучка наполняется, а затем поднимается вверх и становится ребятки какой? Какая стала тучка? Была легкая, а теперь какая?
-А теперь из тучки начинает капать дождик.
-Смотри, Маша, как капает дождик.
-Ребята, а какие капельки бывают? (холодные и теплые, маленькие и большие)
Чтобы лился дождик с неба,
Чтоб росли колосья хлеба,
Чтобы плыли корабли,
Жить нельзя нам без воды.
-Смотрите, ребята, сколько появилось луж у нас. Видишь, Маша, как появляются лужи. Давайте положим наши губки и вытрем ручки.
-А теперь мы поможем Маше умыться. Но сначала, мы должны подумать, как это будем делать. Давайте расскажем по нашему альбому. Что, ребятки, сначала делаем. Правильно, мы сначала закатываем рукава, потом мочим ручки, затем берем мыло и намыливаем, теперь смываем мыло и вытираем полотенцем.
Игровая ситуация: «Моем куклу Машу».
-Будем мыть Машу? Тогда начнем. У нас тазик с водой. Скажите, а какой водичкой будем мыть Машу? Почему? Правильно мы будем мыть её тёплой водой, потому что Маша может простудиться и заболеть. Начнём? Сначала рукава закатываем, потом что?
Водичка, водичка,
Умой мое личико -
Чтоб глазки блестели,
Чтоб щечки горели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок.
-Посмотрите, какая Маша стала чистая и весёлая. Маша говорит, что хочет поиграть с нами. Поиграем? Идём. Маша посмотрит. (садим по середине круга на стульчик)
Капля - раз, капля - два,
Очень медленно сперва.
А потом, потом, потом -
Все бегом, бегом, бегом.
Мы зонты свои раскроем,
От дождя себя укроем.
-Вот какая игра интересная.
-Ребятки, давайте нашей Маше подарим зеркальце, чтобы она всегда смотрелась и была чистая. Маша, вот тебе наш подарок.
А вот и Маша вам принесла подарочки и хочет вас отблагодарить. Она принесла вам что, ребятки? Правильно это мыльные пузыри, которые вы все так любите пускать. Ребятки, а я вам открою ещё один секрет, что мыльные пузыри тоже делают из воды. В нее добавляют мыло и пузыри готовы. Давайте теперь Маше покажем, как вы умеете пускать пузыри.
Если дунуть посильней,
Будет много пузырей!
Раз, два, три, четыре, пять!
Ни за что их не поймать!!!
Рефлексия.
Посмотрите сколько много разных пузырей! Молодцы. Давайте скажем Маше « До свидания», а сами ещё поиграем. Теперь у всех веселое настроение? Всем понравилось играть с мыльными пузырями?
Конспект занятия по экспериментальной деятельности во второй младшей группе
«Волшебница-вода».
Реализация содержания программы в образовательных областях: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие.
Виды детской деятельности: познавательно-исследовательская, коммуникативная, игровая.
Цель: уточнить представления детей о свойствах воды; выявить свойства воды (прозрачная, без запаха, льется, имеет вес, принимает форму сосуда, в который налита).
Материалы и оборудование: стаканчики одноразовые прозрачные, соломинки- трубочки, молоко, игрушка гномик, картинки с изображением воды в разных состояниях, коврики, канат.
Содержание организованной деятельности детей.
Создание игровой мотивации.
Гномик – Здравствуйте ребятишки, девчонки и мальчишки, я гномик Любознайка, пришел к вам сегодня в детский сад, чтобы узнать что-нибудь новое, интересное. А вы любите узнавать что-то новое?
Дети – да!
Восп-ль: Давайте я расскажу вам стихотворение и вы узнаете, очем мы будем сегодня разговаривать.
Вы слыхали о воде? Говорят она везде!
В луже, в море, в океане и в водопроводном кране.
Как сосулька замерзает, в лес туманом заползает,
Ледником в горах зовется, на плите у нас кипит…
Мы привыкли, что вода наша спутница всегда!
Без нее нам не умыться, не наесться, не напиться.
Смею вам я доложить: без нее нам не прожить.
Гномик – Ребята, а кому нужна вода? Она нужна растениям? А для чего? А нужна ли вода животным? А рыбам? А человеку?
Восп-ль: Ребята, а как вы думаете, почему нам не прожить без воды?
Дети – мы используем воду при приготовлении пищи, мы пьем воду, умываемся и стираем вещи водой.
Постановка исследовательской задачи.
Восп-ль: Ребята, а что вы знаете о воде?
(выслушиваем ответы детей)
Давайте в этом убедимся.
Исследовательская деятельность.
Опыт 1.
Перед вами стоит по два стакана. Какие они? (пустой и полный) Что в них? (в одном ничего, а в другом вода) Возьмите в руки стаканы и определите: они одинакового веса, или один легче, а другой тяжелее, почему? Один стакан тяжелее, потому что он с водой. Значит, что мы можем сказать про воду? (что она имеет вес, что вода тяжелее воздуха).
Опыт 2.
А теперь аккуратно перелейте воду из одного стаканчика в другой. Почему вода льется? (выслушиваем предположения детей). Вода льется, потому что она жидкая. Если бы вода не была жидкой, она не смогла бы течь в реках, ручейках, не текла бы из крана. Поскольку вода жидкая, ее называют жидкостью.
Гимнастика для глаз: (дети повторяют движения за педагогом)
Капля раз, капля два, имитируют кончиком указательного пальца падение
Капля медленно сперва, сверху вниз капель дождя и следят глазами
А потом, потом, потом стучат пальчиками по столу
Все бегом, бегом, бегом.
Мы зонты свои раскроем, раскрывают ладошки-зонтики над головой, взгляд вверх
От дождя себя укроем.
Опыт 3.
Перед вами снова два стакана. В одном стакане вода, а в другом – молоко. В оба стаканчика положим ложечки. В каком из стаканчиков они видны, а в каком нет? Почему?
(выслушиваем ответы детей)
Верно, ложечки видны в воде, потому что она прозрачная, а молоко непрозрачное.
Опыт 4. Ребята, а какого вкуса вода? А есть ли у воды запах? Давайте понюхаем воду… а теперь давайте попробуем воду. Что мы можем сказать про вкус и про запах? (выслушиваем ответы детей). Правильно, вода не имеет вкуса и запаха.
Восп-ль: Ребята, гномик Любознайка хочет поиграть с вами. Посмотрите на картинки и расскажите, где спряталась вода?
Дидактическая игра «Где спряталась вода?»
Гномик – Ребята, а теперь я подарю вам эти маленькие капельки (вырезанные из картона) Прикрепите их в вашей группе в тех местах, где у вас живет вода.
Дети прикрепляют капельки на дверь моечной, умывальника, на кувшин с питьевой водой, на лейки в уголке природы.
Гномик предлагает детям поиграть в подвижную игру «Ручеек».
Дети становятся в колонну и выполняют движения по мотивам стихотворения (обходят разные ориентиры, обегают препятствия, проползают под канатом):
Робкой струйкой меж камней пробивается ручей,
Пробежится по оврагу, просочится под корягой,
Одолеет все преграды на пути с друзьями рядом,
И широкою рекою разольется на просторе.
Рефлексия.
Гномик – Молодцы, ребята, хорошо справились с заданием. Ребята, расскажите мне пожалуйста, еще раз:
- Почему, когда мы переливаем воду из одного стаканчика в другой. Легче всегда пустой стакан? (вода имеет вес)
- Почему вода из одного стакана переливается в другой? (вода жидкая, она может течь)
- Почему через стакан с водой видны предметы? (вода прозрачная)
- Какой вкус у воды? А какой запах имеет вода?
Гномик – Какие вы молодцы! Все узнали и все запомнили! Теперь и я расскажу всем своим лесным друзьям, что вода имеет вес, что она прозрачная, жидкая, не имеет вкуса и запаха. А сейчас мне пора уходить. До свидания, до новых встреч!
Праздник «Капелька в гостях у ребят»
(для детей младшего дошкольного возраста).
Цель: формировать у детей представление о ценности воды.
Задачи:
- формировать у детей осознанные представления о необходимости заботиться о своем здоровье;
- воспитывать бережное отношение к воде;
- развивать исполнительские способности детей в выразительном декламировании стихов и песен.
Ход развлечения:
Ведущая. Я хочу рассказать вам сказку про капельку. Рассаживайтесь поудобнее на ков-рике и слушайте. Жила-была маленькая водяная капелька, звали ее Каплюшка.
Звучит музыка, появляется Каплюшка(кукла)
Каплюшка. Здравствуйте, дети! Я - Каплюшка-капелька. А вы кто? А где вы живете?
Каплюшка. А вы, ребята, знаете где я живу ?
1-й ребенок
Вы слыхали о воде?
Говорят, она везде!
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране.
Как сосулька, замерзает,
В лес туманом заползает ...
Ледником в горах зовется,
Лентой серебристой вьется.
Средь высоких, стройных елей
Рушится потоком селей ...
2-й ребенок
На плите у нас кипит,
Паром чайника шипит,
Растворяет сахар в чае.
Мы ее не замечаем,
Мы привыкли, что вода –
Наша спутница всегда!
3-й ребенок
Без нее нам не умыться,
Не наесться, не напиться!
Смею вам я доложить:
Без воды нам не прожить!
Путешествует всегда
Наша спутница – вода!
4-й ребенок
Чтобы лился дождик с неба
Чтоб росли колосья хлеба,
Чтобы плыли корабли,
Чтоб варились кисели
Чтобы не было беды –
Жить нельзя нам без воды.
5-й ребенрк
Вода – это радость земли
Вода – это счастье земли.
Вода – это чудо земли.
Воду ты всегда береги.
Каплюшка:
Я довольна, очень рада. Сколько умных здесь ребят.
Стихи читают. Мою воду уважают.
Ребята! А вы можете сказать, где я бываю?
Где путешествую?
Ведущая:
Мы не скажем, а покажем.
Собрались все капельки в тучку.
Тесно им стало, и пошел дождь.
Полетели капельки на землю, попрыгали, поиграли.
Скучно им поодиночке прыгать.
Собрались они и потекли веселыми ручейками (капельки составляют ручейки, взявшись за руки).
Встретились ручейки и стали большой речкой (капельки соединяются в одну цепочке). Текла –
текла речка и попала в большой-пребольшой океан (дети перестраиваются в хоровод и двигаются по кругу).
Плавали – плавали капельки в океане, а потом вспомнили что домой нужно возвращаться, как раз солнышко пригрело стали капельки легкими, потянулись вверх (присевшие капельки поднимаются, затем вытягивают вверх руки).
Каплюшка:
Славно попутешествовали!
Ведущая. Давайте покажем Каплюшке, как мы умываемся каждый день.
Надо, надо нам помыться. Вместе с взрослым дети выполняют имитационные движения с проговариванием.
Где тут чистая водица?
Кран откроем - ш-ш-ш.
Руки моем - ш-ш-ш.
Щечки, шейку мы потрем
И водичкой обольем.
Ведущая. Каплюшка, мы и песенку знаем! Хочешь послушать?
Каплюшка. Конечно, хочу!
Песня "Вот так, хорошо! " (муз. Т. Попален ко, сл. 0. Высоцкой) .
Воспитатель поет. Дети выполняют движения в соответствии со словами песни.
Буль, буль, буль - журчит водица.
Все ребята любят мыться.
Вот так, хорошо, хорошо!
Руки с мылом мы помыли,
Нос и щеки не забыли.
Вот так, хорошо, хорошо!
Не ленились вымыть уши,
После вытерлись посуше.
Вот так, хорошо, хорошо!
Каплюшка. Какими чистыми вы стали! Теперь можно и поиграть!
У меня для вас есть еще интересная игра “ Сухое – мокрое” .
Я буду произносить слова, если слово является водой то, вы будете хлопать, а если не имеет отношения к воде – то топать. Хорошо?
Лужа, дым, сосулька, пар, снег, подушка, река, барабан пруд, родник.
Молодцы! Все правильно сделали!
Каплюшка. А танцевать вы умеете?
Ведущая. Конечно, умеем и сейчас покажем.
Дети исполняют "Танец капелек" (муз.и сл. Е. Гомоновой) .
Кап-кап-кап, кап-кап-кап,
Тучки собираются.
(Стоят в кругу, встряхивая кистями.)
Кап-кап-кап, кап-кап-кап,
Дождик начинается. (Кружатся.)
Вот на землю капельки,
Капельки упали. (Присаживаются.)
Ручейки по земле
Быстро побежали! (Бегут по кругу.)
Кап-кап-кап, кап-кап-кап,
Дождик продолжается.
И никак, и никак
Дождик не кончается. (Бегают по всему залу.)
Капельки устали.
Долго танцевали. (Присаживаются.)
Дождик, дождик перестань.
Отдохнуть немного дай
(грозит пальцем)
Каплюшка. Как хорошо вы танцуете! Спасибо за праздник!
Ой ребята – малыши
Поиграли от души.
А теперь домой пора.
До свидания, детвора.
(дарит детям мыльные пузыри)
Список литературы:
1. Николаева С. Н. «Методика экологического воспитания в детском саду». – М. 1999.
2. Перельман Я. И. «Занимательные задачи и опыты». - Екатеринбург, 1995.
3. Мурудова Е. И. «Ознакомление дошкольников с окружающим миром» Детство-пресс 2010.
4. Дыбина О. В. «Занятия по ознакомлению с окружающим миром во второй младшей группе детского сада» М.: Мозаика - Синтез, 2007 (методическое пособие).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс для педагогов: "Проектная деятельность по экологическому воспитанию с детьми старшего дошкольного возраста."
Предлагаю вашему вниманию работу по разделу «Почему птицы зимой прилетают к жилью человека»....
Проектная деятельность «Удивительный мир космоса» с детьми старшего дошкольного возраста
Проект «Удивительный мир космоса» предназначен для детей старшего дошкольного возраста. Работа в проекте позволит расширить знания детей о космосе, об окружающем мире, научит самостоятельно добыв...
Проектная деятельность в работе логопеда с детьми старшего дошкольного возраста с ОВЗ
На современном этапе в связи с введением Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) возникла необходимость обновления и повышения качества дошкольного о...
Проектная деятельность по речевому развитию с детьми младшего дошкольного возраста
Ни для кого не серет, что детей с ОНР становится больше с каждым годом. Для того, чтобы помочь им на начальном этапе - во второй младшей группе дошкольного учреждения был разработан проект...
Экспериментальная деятельность с водой с детьми младшего дошкольного возраста «Маленькие фокусники»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД №35 Экспериментальная деятельность с водойс детьми младшего дошкольного возраста«Маленькие фокусники»Вы...
Краткосрочный проект "Водичка,водичка..." с детьми младшего дошкольного возраста.
Вода главный компонент жизни. Она необходима для жизнедеятельности растений и животных. Дети любого возраста любят играть с водой. Стоит только увидеть лужу, как ребенок несется к ней со всех ног. Дет...
Статья "Организация проектной деятельности по этнокультурному воспитанию с детьми старшего дошкольного возраста"
в статье рассматривается организация проектной деятельности по этнокультурному воспитанию старших дошкольников в дошкольной организации.Ключевые слова: старший дошкольный возраст, национальные коми пр...