Конспект НОД "Дымящиеся горы"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Полежаева Татьяна Александровна

Конспект НОД в рамках экспериментальной работы с детьми. (Подготовительная группа)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dymyashiesya_gory.docx17.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект непосредственно образовательной деятельности в рамках экспериментальной программы.

«Дымящие горы».

В подготовительной  к школе группе.

Цели и задачи: расширить представления детей о горах, дать первое представление о вулканах.

Материалы и оборудование: фотографии и другие иллюстрации вулканов, слайды,

видеофильмы по теме; репродукция картин К. Брюллова «Последний день Помпеи»,

Макет вулкана.

Введение в игровую ситуацию.

 Детям предлагается рассмотреть иллюстрации с изображением вулканов. Педагог рассказывает, что в некоторых местах на земле есть необычные горы. Когда они «спят», то мало чем отличаются от других. Но иногда вулканы просыпаются, и тогда из их вершин вырываются пламя и раскаленные камни. Горы окутываются дымом, звучат взрывы, по склонам течет раскаленная жидкость-лава – настоящий огненный поток, которая застывая,  превращается в камни. Это явление называется извержением вулкана. Такие горы есть и у нас в стране. Например, на Камчатке (показать их на карте). Вулканы, как и все горы. Бывают большими и не очень, молодыми и старыми.

Актуализация знаний.

- А как вы думаете, почему называются «вулканами»?

   Вулканом звали римского бога огня. Он был покровителем кузнецов, так как и сам изготовлял мечи, копья и другое оружие для других богов. Древние римляне верили, что кузница этого бога находится под огнедышащей горой на острове Вулькано, в Средиземном море. Когда бог Вулкан ковал металл в своей кузнице, в горах изверглись вулканы, лилась горячая, раскаленная лава, а в небо летел пепел.

 Затруднение в игровой ситуации.

- А кто из вас знает, что такое лава? Что она из себя представляет?

   Лава – это расплавленная, очень горячая масса. Температура внутри Земли такая высокая, что камни из твердых превращаются в жидкие: как из отдельных зерен варится вязкая каша, так и из раскаленных камней получается вязкая лава. Когда куски лавы застывают, образуются новые камни.

Открытие нового знания.

    Детям предлагается рассмотреть картину К. Брюллова «Последний день Помпеи».

- Хотя извержение вулканов всегда вселяло ужас, люди жили рядом с ними. Причем не всегда догадывались об этом. Ведь такие горы могут спать очень долго. Вулканы не только мешают, но и помогают людям. Еще древние римляне использовали вулканические камни для строительства, а вулканический пепел как хорошее удобрение.

  За жизнью вулканов постоянно следят ученые – вулканологи. С помощью специальных приборов они узнают. Когда вулкан спит, а когда собирается просыпаться, и предупреждают всех об опасности.

(Показ слайдов с изображением: вулканов, иллюстраций с изображением извержения вулканов, фотографии ученых и их приборов).

Физкультминутка.

Представим, что мы с вами ученые-вулканологи, сидим в специальном домике, где много-много всяких приборов, и следим за их показаниями и выполняем еще кое-какую работу (педагог проговаривает слова и показывает движения, а дети повторяют за ним).

-Так, я в домике сижу (руки складываем над головой «домиком»);

-Так, в окошко я гляжу (ладошки прикладывают к вискам, изображая ставни окошка);

-Так, окошко закрываю (ладошками закрывают глазки);

- Так, окошко открываю (ладошками открывают глазки);

-Так, я бегаю (выполняют бег на месте);

- Так, я прыгаю (выполняют прыжки);

- Так, я спать ложусь (ладошки складывают вместе под щечку);

- А потом сажусь (дети садятся на свои места).

- Мы сейчас с вами превратимся в ученых и будем наблюдать за жизнью вулканов. 

Введение нового знания в систему знаний.

Материалы и оборудование: пластилин, подкладная доска, одноразовые пластиковые тарелки, маленькие пластиковые пузыречки-пипетки, предварительно наполненные лимонным соком, чайные ложки (все это в количестве на каждого ребенка), один, на двоих детей, мерный пластиковый стаканчик с содой (50гр).

   Под руководством педагога, каждый ребенок выполняет работу самостоятельно. Детям предлагается скатать из пластилина большой «колобок», сделать в нем большое углубление, так, чтобы «колобок», превратился в чашку (обязательное условие: углубление делаем аккуратно, чтобы не повредить дно и стенки будущего вулкана). После этого прикрепляем «чашку» - «гору с кратером  вулкана» на дно пластиковой тарелки, берем 1ч. ложку соды и насыпаем внутрь нашего «вулкана» (в кратер), затем берем пузырек-пипетку и по капелькам вливаем лимонный сок в наш кратер (туда, где находится сода), наблюдая за реакцией взаимодействия соды и лимонного сока, смотрим, как пенится и извергается наша «лава».

Фиксирование достижения цели.

Уборка рабочих мест.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект "Огоньки горят на елке"

конспект комплексного занятия в форме игры...

Конспект нод "Горы Приморья - Сихотэ - Алинь"

Цель: формирования у детей интереса и ценностного отношения к родному краю.Задачи: Образовательные:•          Расширять представления детей о горах П...

конспект "Федорино горе"

закрепление знаний о творчестве К.И.Чуковского  с использованием элементов логоритмики...

Конспект НОД "Горы в снегу"

Знакомство детей с горами планеты...

Конспект "Федорино горе"

Конспект занятия обучения детей нетрадиционному рисованию...

Конспект «Федорино горе»

НОД по развитию речи...

конспект "По горам, по долам"

пластилинография...