Конспект НОД "Дымящиеся горы"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему
Конспект НОД в рамках экспериментальной работы с детьми. (Подготовительная группа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dymyashiesya_gory.docx | 17.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект непосредственно образовательной деятельности в рамках экспериментальной программы.
«Дымящие горы».
В подготовительной к школе группе.
Цели и задачи: расширить представления детей о горах, дать первое представление о вулканах.
Материалы и оборудование: фотографии и другие иллюстрации вулканов, слайды,
видеофильмы по теме; репродукция картин К. Брюллова «Последний день Помпеи»,
Макет вулкана.
Введение в игровую ситуацию.
Детям предлагается рассмотреть иллюстрации с изображением вулканов. Педагог рассказывает, что в некоторых местах на земле есть необычные горы. Когда они «спят», то мало чем отличаются от других. Но иногда вулканы просыпаются, и тогда из их вершин вырываются пламя и раскаленные камни. Горы окутываются дымом, звучат взрывы, по склонам течет раскаленная жидкость-лава – настоящий огненный поток, которая застывая, превращается в камни. Это явление называется извержением вулкана. Такие горы есть и у нас в стране. Например, на Камчатке (показать их на карте). Вулканы, как и все горы. Бывают большими и не очень, молодыми и старыми.
Актуализация знаний.
- А как вы думаете, почему называются «вулканами»?
Вулканом звали римского бога огня. Он был покровителем кузнецов, так как и сам изготовлял мечи, копья и другое оружие для других богов. Древние римляне верили, что кузница этого бога находится под огнедышащей горой на острове Вулькано, в Средиземном море. Когда бог Вулкан ковал металл в своей кузнице, в горах изверглись вулканы, лилась горячая, раскаленная лава, а в небо летел пепел.
Затруднение в игровой ситуации.
- А кто из вас знает, что такое лава? Что она из себя представляет?
Лава – это расплавленная, очень горячая масса. Температура внутри Земли такая высокая, что камни из твердых превращаются в жидкие: как из отдельных зерен варится вязкая каша, так и из раскаленных камней получается вязкая лава. Когда куски лавы застывают, образуются новые камни.
Открытие нового знания.
Детям предлагается рассмотреть картину К. Брюллова «Последний день Помпеи».
- Хотя извержение вулканов всегда вселяло ужас, люди жили рядом с ними. Причем не всегда догадывались об этом. Ведь такие горы могут спать очень долго. Вулканы не только мешают, но и помогают людям. Еще древние римляне использовали вулканические камни для строительства, а вулканический пепел как хорошее удобрение.
За жизнью вулканов постоянно следят ученые – вулканологи. С помощью специальных приборов они узнают. Когда вулкан спит, а когда собирается просыпаться, и предупреждают всех об опасности.
(Показ слайдов с изображением: вулканов, иллюстраций с изображением извержения вулканов, фотографии ученых и их приборов).
Физкультминутка.
Представим, что мы с вами ученые-вулканологи, сидим в специальном домике, где много-много всяких приборов, и следим за их показаниями и выполняем еще кое-какую работу (педагог проговаривает слова и показывает движения, а дети повторяют за ним).
-Так, я в домике сижу (руки складываем над головой «домиком»);
-Так, в окошко я гляжу (ладошки прикладывают к вискам, изображая ставни окошка);
-Так, окошко закрываю (ладошками закрывают глазки);
- Так, окошко открываю (ладошками открывают глазки);
-Так, я бегаю (выполняют бег на месте);
- Так, я прыгаю (выполняют прыжки);
- Так, я спать ложусь (ладошки складывают вместе под щечку);
- А потом сажусь (дети садятся на свои места).
- Мы сейчас с вами превратимся в ученых и будем наблюдать за жизнью вулканов.
Введение нового знания в систему знаний.
Материалы и оборудование: пластилин, подкладная доска, одноразовые пластиковые тарелки, маленькие пластиковые пузыречки-пипетки, предварительно наполненные лимонным соком, чайные ложки (все это в количестве на каждого ребенка), один, на двоих детей, мерный пластиковый стаканчик с содой (50гр).
Под руководством педагога, каждый ребенок выполняет работу самостоятельно. Детям предлагается скатать из пластилина большой «колобок», сделать в нем большое углубление, так, чтобы «колобок», превратился в чашку (обязательное условие: углубление делаем аккуратно, чтобы не повредить дно и стенки будущего вулкана). После этого прикрепляем «чашку» - «гору с кратером вулкана» на дно пластиковой тарелки, берем 1ч. ложку соды и насыпаем внутрь нашего «вулкана» (в кратер), затем берем пузырек-пипетку и по капелькам вливаем лимонный сок в наш кратер (туда, где находится сода), наблюдая за реакцией взаимодействия соды и лимонного сока, смотрим, как пенится и извергается наша «лава».
Фиксирование достижения цели.
Уборка рабочих мест.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект "Огоньки горят на елке"
конспект комплексного занятия в форме игры...
Конспект нод "Горы Приморья - Сихотэ - Алинь"
Цель: формирования у детей интереса и ценностного отношения к родному краю.Задачи: Образовательные:• Расширять представления детей о горах П...
конспект "Федорино горе"
закрепление знаний о творчестве К.И.Чуковского с использованием элементов логоритмики...
Конспект НОД "Горы в снегу"
Знакомство детей с горами планеты...
Конспект "Федорино горе"
Конспект занятия обучения детей нетрадиционному рисованию...
Конспект «Федорино горе»
НОД по развитию речи...
конспект "По горам, по долам"
пластилинография...