1. Введение в ситуацию (мотивация, постановка проблемы) | Мотивационная технология. Ребята, я хочу вас пригласить поучаствовать в викторине. Хочу узнать, много ли вы узнали и запомнили об осени и её приметах. Поиграем?
| Дети слушают воспитателя, отвечают на вопросы.
| Создание положительного эмоционального фона. |
2. Актуализация (повтор, закрепление) знаний и умений | Коммуникативная технология. Вот и заканчивается осень. И сегодня мы вспомним с вами, что подарила нам осень, вспомним и назовем ее приметы. И об этом нам расскажут две команды. Команда «гусята» и команда «зайчата».
| Закрепление детьми знаний. Дети делятся на 2 команды, придумывают название команды. | Актуализация имеющихся знаний и представлений у детей. Развитие артикуляционной речи. |
4. «Открытие» нового знания (способа действия) | Исследовательская технология. Конкурс № 1 «Приметы осени». Команды по очереди дают ответы. За каждую правильно отгаданную загадку – одно очко команде. 1. вопрос А теперь мы вспомним приметы осени, а вернее каждого месяца, но сначала назовите: 1а. Сколько месяцев у времени года - осени (дети называют). 1б. Перечислить осенние месяцы по порядку. 2вопрос. Сейчас надо назвать приметы каждого осеннего месяца: например месяц сентябрь - еще ярко светит солнце, много ягод и грибов, много овощей и фруктов, еще видны насекомые, птицы не улетают, дни стоят теплые. 2а. Назовите приметы октября (часто идут дожди, листья опадают, наступает «золотая осень», улетают птицы, насекомые и дикие животные готовятся к зиме, становится холоднее, все убрали с полей). 2б. Назовите приметы ноября (уже холодно, листья облетели, улетели птицы, дикие животные и насекомые спрятались, первые заморозки и первый снег). Объявляется счет. Конкурс № 2 – Загадки. Отгадывают загадки команды по очереди. За каждую правильно отгаданную загадку – одно очко команде. 1а. Пришла без красок и без кисти, А перекрасила все листья. (Осень). 1б. Листья желтые летят, Падают, кружатся, И под ноги просто так, Как ковер ложатся! Что за желтый снегопад? (Листопад). 2а. Без пути и без дороги, Ходит самый длинноногий, В тучах прячется, Во мгле, Только ноги на земле. (Дождь). 2б. Не снег, не лед, А серебром деревья уберет. (Иней). 3а. Опустел колхозный сад, Паутинки вдаль летят, И на южный край земли, Потянулись журавли. Распахнулись двери школ. Что за месяц к нам пришел? (Сентябрь). 3б. Клесты, чечётки прилетают, Все звери шубки поменяли, Подходит осень уж к концу, Лес приготовился ко сну! (Ноябрь). 4а. Он в лесу стоял, Никто его не брал, В красной шапке модной, Никому не годный. (Мухомор). 4б. Бледная она стоит, У нее съедобный вид. Принесешь домой - беда, Будет ядом та еда. (Бледная поганка). 5а. Эту ягодку найдете Не в саду, а на болоте. Круглая, как пуговка, Красненькая... (клюковка). 5б. Много темно-синих бус Кто-то уронил на куст. Их в лукошко соберика. Эти бусины —... (черника). Подводим итоги. А теперь немного отдохнём. | Ответы детей. Отгадывают загадки, играют в игру. Выполняют физминутку. | Активизировать познавательную деятельность детей через беседу. |
5. Включение нового знания в систему знаний и умений | Коммуникативная и Игровая технологии. Конкурс №3. «Подбери синонимы» 1а. Команде «гусята»: «В лесу идет дождь» - что еще может делать дождь? Назвать от трех до пяти слов (льет, барабанит, стучит, капает, шумит). 1б. Команде «зайчата»: «В лесу падают листья» - что еще могут делать листья? Назвать от трех до пяти слов (шелестят, кружатся, вьются, осыпаются, летят). За каждый правильный ответ команда получает одно очко. Подведение итогов. Конкурс № 4 «Бывает – не бывает». Ведущий: Конкурс называется «Бывает – не бывает». Я вам буду зачитывать предложения про осень. Вы совещаетесь командой и даете ответ: да – если такое осенью бывает, нет – если такого осенью не бывает. За каждый правильный ответ команда получает одно очко. - Осенью можно купаться в реке и загорать на пляже. Да или нет?
(Ответ и объяснение). - Осенью везде слышится пение птиц. Да или нет?
(Ответ и объяснение). - Осенью люди надевают резиновые сапоги и куртки. Да или нет?
(Ответ и объяснение). - Осенью может пойти снег. Да или нет?
(Ответ и объяснение). - Для того, чтобы собирать чернику, нужно уметь лазить по деревьям. Да или нет?
(Ответ и объяснение). - В ноябре в лесу можно увидеть змей, которые охотятся на лягушек. Да или нет?
(Ответ и объяснение). - Картофель, свёкла и редиска называются корнеплодами, потому что растут в земле. Да или нет?
(Ответ и объяснение). - Яблоки, груши и сливы называются фруктами, потому что растут на деревьях. Да или нет?
(Ответ и объяснение). - В октябре в лесу находиться долго невозможно, потому что очень кусаются комары. Да или нет?
(Ответ и объяснение). - Медведь во время зимней спячки сосёт лапу, потому что очень хочет есть. Да или нет?
(Ответ и объяснение). Подведение итогов конкурса. Конкурс № 5 «Сбор урожая» Ведущий: А сейчас пришло время размяться. Поиграем в игру «Сбор урожая». Правила игры. Команды строятся двумя колоннами за обозначенной чертой. По всему ковру разложены муляжи овощей и фруктов. Возле каждой команды стоит пустая корзина. Одна команда собирает в свою корзину овощи, другая – фрукты. По сигналу ведущего эстафета начинается. Выигрывает команда, которая быстрее и правильно справилась с заданием. За выигрыш в эстафете команда получает одно очко. Подведение итога эстафеты. Конкурс № 6 «Конкурс капитанов». Каждый капитан будет отвечать на вопросы, которые я задам. Нужно постараться отвечать быстро. Начинает капитан команды «» - Какого цвета кора у березы? - Что ест медведь зимой? - Назови перелетных птиц - Какой твой любимый цветок? Теперь вопросы капитану команды «»: - Когда птицы улетают в теплые края? - Что ест зимой еж? - Назови животных, которые меняют цвет меха во время линьки? - Какой твой любимый цветок? | Играют в игру. Отвечают на вопросы.
| Активизировать познавательную деятельность через игру, через беседу. |