проект "Дикие животные"
проект по окружающему миру (младшая группа) на тему

Федотова Валентина Сергеевна

краткосрочный проект для детей младшей группый 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_dikie_zhivotnye.docx37.96 КБ

Предварительный просмотр:

Вид проекта: краткосрочный 

Участники проекта:

- воспитатели

- дети младшей группы

- родители

Актуальность: не имея достаточного количества знаний, трудно сформировать у ребёнка представления о диких животных

Цель проекта:

- обогащать представления детей о диких животных, познакомить со строением частей тела животных, с некоторыми особенностями образа жизни: как двигаются, что и как едят, какие звуки издают, где живут; воспитывать интерес и любовь к природе  и животным.

Задачи:

-обогащать представления детей о животных, характерных признаках диких животных, образе жизни.

-закрепить умение детей сравнивать, находить сходство и различие диких животных;

-учить называть детёнышей животных, замечать отличительные особенности взрослого животного от детёныша;

-воспитывать эмоциональную отзывчивость.

Проблема: Дети в недостаточной степени имеют представления об образе жизни, повадках, питании и жилищах диких животных; о том, как они готовятся к зиме. Дети не владеют обобщающим понятием.

Предполагаемый результат

-знают обобщённое понятие « Дикие» животные.

-называют место обитания, питания диких животных

-запомнили название детёнышей нескольких животных.

-знают элементарные правила поведения с животными

Этапы реализации проекта.

I этап - подготовительный.

1. Подобрать методическую литературу по теме.

2. Подобрать художественную литературу для детей по теме.

3. Подобрать дидактический материал, игры, оборудование, наглядные пособия (альбомы для рассматривания, картины, настольные игры).

4. Составить перспективный план.

5. Создание развивающей среды.

II этап – основной. Реализация основных видов деятельности по направлениям проекта.

III этап – заключительный. Целью заключительного этапа стало определение результативности работы по реализации проекта. В качестве задач данного этапа были определены:

- формированность знаний детей о диких животных, об их жизнедеятельности в зимний период.

- оформление выставки семейных рисунков в родительском уголке «Рисунок самого забавого (доброго, смешного, милого, грустного, веселого и т. д.) животного».

Перспективный план

I половина дня

НОД

Прогулка

II половина дня

понедельник

1. Лепка «Угостим ёжика яблоком».

Цели: активизировать интерес к материалам для лепки; продолжать знакомить со свойствами пластилина

(пластичность, возможность обработки); учить создавать простейшую форму – скатывать шар из пластилина.

2. Сюжетно-ролевая игра «Путешествие в зоопарк».

Цель: закрепить знания о животных: чем они питаются, кто о них заботится

Помещение
в «Центре познания» иллюстраций для рассматривания на тему «Дикие животные»

Изобразительная деятельность.

Развивающая образовательная ситуация на игровой основе «Избушка трёх медведей».

Цели: учить рисовать избушку; ориентироваться на листе бумаги; закрепить представления детей о предметах, имеющих треугольную и квадратную форму; закрепить умение изображать ёлку; обогащать представления детей о цветах и оттенках окружающих предметов; развивать внимание и желание рисовать.

Краткое содержание: рассматривание иллюстраций к сказке «Три медведя», строительство домика на фланелеграфе и из кубиков, рисование карандашами избушек для трёх медведей и ёлочек

Двигательная деятельность.

Развивающая образовательная ситуация на игровой основе «Гуляем с мишкой».

Цели: обучать прыжкам на двух ногах через линию; закреплять навык ходьбы и бега, умение сохранять равновесие при ходьбе по ограниченной площади; продолжать знакомить детей с окружающим миром.

Краткое содержание: загадывание загадки о медведе; ОРУ: «Переходим дорогу», «Побегаем», «Попрыгаем», «Потанцуем с мишкой»; игра «Прокати мяч»

1.Тематическая прогулка «С зайчиком по экологической тропе».

Цели: вызвать эмоциональный отклик на красоту осенней природы; уточнить и закрепить  понятия «дерево», «куст»; закрепить понятия: гладкий, колючий, тяжелый, легкий, длинный, короткий, толстый, тонкий

2.Сбор шишек для мишки «Шишки собираем – мишке помогаем».

Цели: помочь увидеть направленность результатов труда в конкретных трудовых процессах на заботу

о животных; развивать целенаправленность внимания и восприятия

1. Лепка «Ёжик» (туловище из пластилина, иголки – из спичек).

2. Развивающая проблемно-игровая ситуация «Что случилось с зайчиком?».

Цели: формировать представление о гуманном отношении к животным; развивать эмоциональную отзывчивость, стремление к участию в решении проблемных ситуаций

3. Загадывание загадок «Кто прячется под кусточком?» (игрушки-животные).

Цель: учить по характерным признакам узнавать животное

4. Дидактическая игра «Кто как кричит?».

Цель: развивать голосовой аппарат, закрепить навыки звукоподражания

5. Настольно-печатная игра

«Где чья мама?»

вторник

1. Игра-имитация «Заяц».

Цели: расширять знания о животных; учить использовать в речи слова с суффиксами уменьшительно-ласкательного значения.

2. Самостоятельное рисование
в «Центре искусства» «Зайка в гости к нам пришел».

Цели: продолжать формировать интерес к рисованию, учить рисовать пальчиком методом примакивания, оставляя следы на бумаге

Музыкальная деятельность.

Развивающая образовательная ситуация на игровой основе «Кошка и собачка».

Цели: развивать у детей интонационный и динамический слух; закрепить понятие «марш»; формировать умение слушать и воспринимать песню эмоционально; учить реагировать на двухчастную форму, на изменение динамики; создать атмосферу радостного настроения.

Краткое содержание: приветствие; музыкально-ритмические движения: «Марш» (муз. Э. Парлова), «Кружение на шаге» (муз. Е. Аарне); развитие чувства ритма, музицирование: игра «Тихо – громко» под любую весёлую мелодию в двухчастной форме; пальчиковая гимнастика «Мы платочки постираем»; слушание колыбельной песни; распевание, пение: «Кошка» (муз. Ан. Александрова), «Собачка» (муз. М. Раухвергера); пляска «Пальчики-ручки»

1. Развивающая ситуация «Построим домик для ёжика».

Цели: учить проявлять сочувствие, заботу; формировать представление о нравственном отношении к животным.

2. Подвижная игра «Заинька, зайка, маленький зайка».

Цель: познакомить детей с выполнением прыжка вперед на 2 ногах; учить бросать предмет в горизонтальную цель; совершенствовать умение реагировать на сигнал

3. Помощь взрослым на прогулке
в сборе ивовых и берёзовых веточек для зайчика.

4. Игра-имитация «Зайчата и бельчата».

Цель: способствовать установлению доброжелательных отношений между детьми

1. «Построим домик для зайки и мишки».

Цель: учить создавать постройки разной величины и обыгрывать их

2. Сюжетно-ролевая игра «Как лисичка чаем угощала».

Цель: уточнить знания детей о диких животных

среда

1. Беседа «Кто что ест?».

Цели: уточнить представление о пище животных, активизировать в речи детей глаголы «лакает», «грызет», «ест».

2. Подвижные игры: «Зайка серенький сидит», «Зайки скачут на лужайке».

3. Пальчиковая игра «Сидит белка
на тележке».

4. Дидактические игры: «Кто в гости пришёл?», «Детки в клетке»

Коммуникативная деятельность (развитие речи) + чтение художественной литературы + познавательно-исследовательская деятельность (познание социального мира).

Чтение стихотворения Б. Заходера «Ежик».

Цели: учить детей слушать стихотворение, понимать сюжет, отвечать на вопросы; развивать умение слушать пояснения воспитателя; способствовать запоминанию стихотворного текста; развивать интерес к объектам природы, любовь к ним; воспитывать любовь к художественной литературе.

Краткое содержание: инсценировка с ёжиком, беседа, чтение и заучивание стихотворения

1.Помощь старшим дошкольникам в строительстве дома для медведя из листьев и веток.

Цели: подводить к системному восприятию трудового процесса; учить располагать постройку в пространстве, используя ориентиры

2. Подвижная игра «Коршун и цыплята».

3. Игра-ситуация «В лесу».

Цель: вовлечь детей в игровую ситуацию; учить входить в образ, побуждать к ответам

1. Беседа «Как вести себя рядом с животным?».

Цель: рассказать о правилах безопасного поведения при общении с животным.

2. Игра «Белочки
и грибочки» (нанизывание пуговиц на леску)

3. Сюжетная игра «В гостях у Мишутки».

Цель: воспитывать добрые чувства, закреплять умение здороваться при встрече, прощаться при расставании.

4. Игра «Весёлые зайчата».

Цель: с помощью игровых моментов объединять детей общим действием и настроением, помочь свободно почувствовать себя в среде сверстников

четверг

1. Упражнение «Научим мишку здороваться».

Цель: учить приветливо здороваться при встрече, прощаться при расставании

2. Функциональное упражнение «Ласковые лапки».

Воспитатель кладёт на стол
6–7 предметов: кусочек меха, кисточку, стеклянный флакон, бусы, вату и т. д. Ребёнок закатывает рукава по локоть. Воспитатель объясняет, что по руке будет ходить «зверёк» и касаться руки ребёнка ласковыми лапками. Ребёнку нужно определить зверька

Познавательно-исследовательская деятельность (сенсорное развитие + познание предметного мира).

Развивающая образовательная ситуация на игровой основе «Весёлый зоопарк».

Цели: познакомить детей с зоопарком – местом, где живут экзотические дикие животные из разных стран; развивать речь и коммуникативные навыки.

Краткое содержание: ритуал приветствия «Здравствуй!»; речь с движением «Весёлый зоопарк»; дыхательные упражнения: «Животные Африки»; речевая игра «Тигр»; игра «Добавь словечко»; функциональное упражнение «Черепаха»; игра «Мы охотимся на льва»; подвижная игра «Зоопарк»; релаксация, ритуал прощания «Улыбка»

Подвижные игры:

•  «У медведя во бору».

Цели: учить действовать в соответствии со словами текста, бегать в разных направлениях.

•  «Зайка беленький сидит».

Цели: приучать детей слушать текст и выполнять движения в соответствии с текстом; учить их подпрыгивать, хлопать в ладоши, убегать, услышав последние слова текста; доставить детям радость.

•  «Скачет зайка по опушке», «Сидели два медведя», «Стоит в поле теремок».

Цель: развивать мелкую моторику рук, формировать чувственное восприятие

Физкультурный досуг «Весёлый дождик».

Цели: совершенствовать навыки ходьбы и бега, упражнять в прыжках в высоту; продолжать знакомить детей с окружающим миром; учить разгадывать загадки; доставить детям радость

пятница

1.Дыхательное упражнение «Рычание тигра и тигрёнка».

Раскатисто произносить звук «р-р-р»: тигр – громко, низким голосом, тигрёнок – тихо, высоким голосом

2. Игра «Зайка».

Воспитатель рассказывает: «У зайчика зимой тёпленькая беленькая шубка. У него ушки стоят на макушке, значит, зайка прислушивается и шевелит ими, чтобы лучше слышать. Если зайка замёрзнет, он прыгает – вот так. А ещё он греет лапки – вот так». Дети повторяют движения за воспитателем

3. Рассматривание иллюстраций
в книгах о диких животных в книжном уголке

Изобразительная деятельность (лепка).

Развивающая образовательная ситуация на игровой основе «Как белочка грибы к зиме сушила».

Цели: учить передавать форму предмета в лепке, скатывать пластилин в шар, раскатывать пластилин между ладонями прямыми движениями рук (создание палочки-ножки), соединять отдельные части, прижимая и примазывая их друг к другу, сглаживать пальцами поверхность вылепленного предмета; прививать интерес к лепке; воспитывать бережное отношение к животным.

Краткое содержание: беседа о подготовке диких животных к зиме, рассматривание фигур различных грибов
на фланелеграфе, предложение помочь белочке заготовить грибы на зиму, показ приёмов лепки грибов, выполнение работы детьми

1. Предложение детям погулять
по экологической тропе, поискать место, где могло бы спрятаться животное.

2. Загадывание загадок о диких животных.

Цель: развивать любознательность, речь

3. Подвижная игра «Мыши»:

Вышли мыши как-то раз

Посмотреть, который час.

Раз-два-три-четыре,

Мыши дёрнули за гири.

Вдруг раздался страшный звон –

Убежали мышки вон.

(Дети выполняют движения
в соответствии со словами текста – сначала крадутся к часам,
затем убегают.)

1. Игра «Кто разбудит мишку».

Один ребёнок с игрушкой мишкой садится на стул спиной к другим детям и не поворачивается, пока его не позовут. Воспитатель объясняет, что убаюкивать мишку будет этот ребёнок, а будить другой. Ребёнок убаюкивает, кто-то из детей зовет мишку. Ребёнок с мишкой подходит к детям и находит того, кто позвал, сажает ему мишку
на колени

2. Сюжетно-ролевая игра «Звери

из леса (зоопарка) в гостях у ребят».

Цели: закрепить знания о диких животных, учить принимать роль, выполнять игровые действия, вступать в ролевой диалог)

3. Строительство зоопарка для зверей
из больших мягких модулей

Взаимодействие с семьёй:

- Беседа с родителями «С какого возраста посещать с детьми цирк или зоопарк. Правила поведения в цирке (зоопарке)». Предложить родителям сделать с детьми книжки-малышки о диких животных.

- Конкурс для детей и родителей «Рисунок самого забавого (доброго, смешного, милого, грустного, веселого и т. д.) животного».

Список литературы:

1. Артемьева Л.В.Окружающий мир в дидактических играх,1992г.

2 .Теплюк С.Н, Занятия на прогулках с детьми младшего дошкольного возраста

3. БондаренкоТ.М., Комплексные занятия во второй младшей группе детского сада

4. С.Н. Николаева. Экологическое воспитание младших дошкольников. – М.: Мозаика-Синтез, 2004. – 96 с.

5. . Ушакова О.С., Струнина Е.М. Развитие речи детей: Программа. Методические рекомендации. Конспекты занятий. Игры и упражнения. М.: Вентана-Граф, 2008. С. 224.

6. Ушакова О.С. Программа развития речи дошкольников. Теоретические основы. Основные задачи. Развитие речи в возрастных группах. 2-е изд. М.: ТЦ «Сфера», 2008. С. 56.

7. Ушакова О.С. Теория и практика развития речи дошкольника. М.: ТЦ «Сфера», 2008. С. 240


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи «Животные и их детёныши» Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи «Животные и их детёныши»

Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи«Животные и их детёныши»(для старшей, логопедической группы)...

"Наши меньшие друзья" Цель:способствовать формированию заинтересованного, бережного отношения к домашним животным.Задачи: Формировать знания детей о домашних животных. Дать представления о потребностях животных для их роста и развития. Воспитать чувства

"Наши меньшие друзья" - занятие по  ознакомлению с окружающим миром. Цель -  способствовать формированию заинтересованного, бережного отношения к домашним животным.  Задачи: форми...

Итоговое занятие по проекту «Путешествие по карте», включающему л\т «Животные наших лесов», «Животные Севера», «Животные жарких стран»

Итоговое мероприятие по проекту «Путешествие по карте», включающему л\т «Животные наших лесов», «Животные Севера», «Животные жарких стран»...

Конспект занятия "Ленинградский зоопарк" в рамках проектов по произведениям С.Я.Маршака "Про всё на свете", Азбука Санкт-Петербурга" по лексическим темам: "Домашние животные" "Дикие животные", "Животные жарких и северных стран".

Конспект занятия «Ленинградский зоопарк» в рамках проектов по произведениям С.Я.Маршака« Про всё на свете», « Азбука Санкт-Петербурга»по лексическим темам: &la...

Тема недели (дня): «Животный мир» Цель: 1. Формирование у детей элементарных экологических представлений об охране животных. 2. Расширение представлений о домашних и диких животных, о внешнем виде, способе передвижения, питании. Закрепление знаний о вне

Тема недели (дня): «Животный мир»Цель: 1. Формирование у детей элементарных экологических представлений об охране животных.2. Расширение представлений о домашних и диких животных, о внешне...