Конспект занятия в старшей группе "Путешествие по пустыне "
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему
1. Познакомить детей с природной зоной «пустыня»;
2. Закрепить знания о некоторых представителях пустынных растений и животных, приспособленностью их к обитанию в таких условиях;
3. Вызвать интерес к лепке цветущих кактусов разных видов с натуры;
4. Воспитывать бережное отношение к природе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya_puteshestvie_po_pustyne.docx | 28.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия
по ознакомлению с окружающим миром
в старшей группе
Тема: «Путешествие по пустыне»
Программное содержание:
1. Познакомить детей с природной зоной «пустыня»;
2. Закрепить знания о некоторых представителях пустынных растений и животных, приспособленностью их к обитанию в таких условиях;
3. Вызвать интерес к лепке цветущих кактусов разных видов с натуры;
4. Воспитывать бережное отношение к природе.
Материалы, инструменты, оборудование:
Проектор;
Презентация;
Билеты на поезд с улыбками;
Картинки с улыбками;
Шапочка машиниста;
Фонограмма песни В.Шаинского «Голубой вагон»;
Шум песчаной бури;
Живые кактусы;
Пластилин зеленого и розового цвета
Зеркальца
Стаканчики с песком ,трубочки
Мелодия о пустыне
Ящик с песком. карандаш
Ткань песочного и коричневого цвета
Макет пустыни с финиковой пальмой.
Методы и приёмы:
Наглядные (рассматривание карты мира, просмотр слайдов).
Словесные (беседа о пустыне, о предстоящем путешествии, отгадывание загадок, чтение стихотворения, беседа по слайдам, рассматривание, обсуждение, пояснение).
Практические (игровая ситуация, опытно - экспериментальная деятельность, физкультминутка, лепка кактуса).
ХОД ЗАНЯТИЯ.
Воспитатель:
Ребята, скажите, а вы любите путешествовать?
Дети: Да!
Воспитатель: Сегодня я предлагаю отправиться в путешествие! Вы согласны?
Дети: Да!
Воспитатель: Мы отправимся с вами в пустыню, а вы знаете, что такое пустыня?
Чтение стихотворения.
Веселые стихи про пустыню Сахару
Пустыня Сахара дымится от жара.
Как печь, раскалилась пустыня Сахара,
И можно на этой горячей печи
И жарить оладьи, и печь куличи.
Но нужно запомнить, чтоб всем было ясно:
На солнце в жару находиться опасно,
И если у вас нет запаса воды,
То вам, без воды – только шаг до беды:
Вы видите воду… большие деревья…
Вы в воду стремитесь… Скорее!.. Скорее!!..
Вы быстро плывете… вы входите в раж…
Но это – всего лишь, обычный мираж.
Ребята! Берите скорее лопаты!
Копайте глубокий колодец, ребята!
И знайте, что даже в пустыне, всегда
Есть глубоко под землею вода.
И, если вы воду найдете в пустыне,
В ней вырастут пальмы, арбузы и дыни,
Ведь там, где вода – появляется сразу
Зеленый оазис, прекрасный оазис.
И ваши увидев счастливые лица,
В ветвях зачирикают яркие птицы,
В воде будут плавать веселые рыбы,
А люди за это вам скажут: «спасибо»!
Дети: (ответы)
Воспитатель: правильно. Пустыня — это большое жёлтое пространство на земле. (Предлагаю детям рассмотреть карту мира – пустыню).
Воспитатель: Молодцы, правильно. В пустыне повсюду лежит песок, он везде: слева, справа, внизу. В пустыне очень жарко. Там редко идут дожди. А если и идут, вода быстро просачивается сквозь песок. Ребята, а как вы думаете, можно ли прожить без воды? (человеку, животным, растениям).
Воспитатель: Вот поэтому в пустыне очень мало животных и растений. Там пусто. Но всё-таки растения и животные встречаются в пустыне. Они приспособились к такой жизни. А какие животные и растения встречаются в пустыне, мы узнаем, когда отправимся в путешествие.
Воспитатель: Ребята, а на чём мы поедем в пустыню?
Дети: На самолёте, на машине, на поезде, на автобусе.
Воспитатель: Правильно, на всех этих видах транспорта можно попасть в пустыню. А мы с вами поедем на поезде. Можно увидать много интересного и познавательного.
Но для этого нужно приобрести билеты на поезд. Я вам раздам билеты с улыбками, у каждого своя улыбка. Так вы найдёте свои места (раздаю билеты, надеваю шапочку машиниста поезда). Ребята, занимайте места со своей улыбкой.
Все готовы? Отправляемся в путь!
(звучит фонограмма песни В.Шаинского «Голубой вагон»)
Смотрите по сторонам, как бы нам не проглядеть, смотрите внимательно!
Посмотрите, что-то уже совсем близко и всё желтое, наверное мы уже подъезжаем!
На экране изображение пустыни. Слайд 1
Воспитатель: Вот мы и приехали! (сидим на стульчиках, развернувшись к проекту). Загадываю загадку о пустыне.
Вот песчаный океан,
Раз бархан и два бархан.
Тут без дождика тоска,
Всюду горы из песка. (Пустыня)
Воспитатель: Чувствуете песок, он везде! Ребята, посмотрите вот и первые обитатели пустыни. Загадываю загадку про верблюда.
Жизнь в песках полна борьбы,
Мужества, отваги.
Этот зверь несет горбы,
В них - запасы влаги.
Он вчера зашел в аул,
Съел на завтрак саксаул. (Верблюд)
На экране изображение каравана верблюдов. Слайд 2.
Дети: Верблюды!
Воспитатель: Да, это верблюды, чтобы они не потерялись в пустыни, они передвигаются дружным рядом.
Воспитатель: Кто знает, как называется дружный ряд из верблюдов?
Дети: Караван.
Воспитатель: Правильно, караван.
На экране изображение одного верблюда. Слайд 3
Воспитатель: Ребятки, а вы не знаете, что это такое, необычное на спине у верблюда?
Дети: (ответы)
Воспитатель: На спине у каждого верблюда есть жировые отложения — горбы, благодаря которым он может прожить без пищи и воды много дней. Питаются верблюды сухими кустарниками и верблюжьими колючками.
Опыт: легко ли верблюду шагать по пустыне.
Опыт «Легко ли верблюду шагать по пустыне?»:
- Возьмите палочку и её острым концом пошагайте по песку. Что происходит?
- А теперь переверните её другим концом и походите по песку. Полочка проваливается в песок? Почему нет? Какой можно сделать вывод?
Вывод: у верблюда широкая перепончатая нога, которая не проваливается в песок и помогает ему шагать по пустыне.
Интересно, а как верблюдам удается так долго обходиться без воды? А в этом на поможет еще один опыт.
Опыт «Определение возможности проживания верблюда в пустыни, неделями обходясь без воды»:
- Предложить детям подышать на зеркальце. (Зеркальце затуманилось).
- Воздух, выдыхаемый человеком, содержит водяной пар. Часть этой воды выходит наружу, а часть задерживается в носу. Носовой проход у человека короткий и прямой. У верблюда же этот канал длинный и извилистый. Благодаря этому значительная часть водяных паров задерживается в носу у верблюда, а не выходит наружу. Это помогает ему дольше обходиться без питья, так как он теряет меньше воды через дыхание.
На экране изображение верблюжьей колючки. Слайд 4
Воспитатель: Посмотрите! Это верблюжья колючка. Как вы думаете, почему она так называется?
Дети: (ответы)
Воспитатель: Оно колючее и его действительно едят верблюды. У кактуса толстый стебель, есть листочки, которые изменились и превратились в колючку.
Физкультминутка:
По пустыне мы гуляли.
За природой наблюдали.
Вверх на солнце посмотрели.
И нас всех лучи согрели.
Загадывание загадки про кактус.
Как живые бочки.
Из пустыни мы попали
К вам домой в горшочки.
Воду копим мы внутри.
Все в иголках, посмотри. (Кактусы)
На экране изображение кактуса. Слайд 5
Беседа о кактусах
Воспитатель: Ой, а кто это такой?
Тельце мышки,
Малый рост,
Ушки зайчика,
Львиный хвост.
( Тушканчик)
На экране изображение тушканчика. Слайд 6
Воспитатель: И правда, тельце как у мышки, а ушки как у зайца, а хвост как у льва.
Маленький юркий зверёк, живущий в песчаных равнинах, с длинным хвостом и длинными лапками. Передвигается тушканчик прыжками, отталкиваясь от земли задними лапками. Это ночные животные. Днем они в норке, вырытой в песке, а вечером выходит на поверхность, чтобы пополнить свои продовольственные запасы. Тушканчик питается семенами и насекомыми, которых они добывают, разрывая песок длинными и тонкими ногтями своих передних лапок.
Звучит шум ветра в пустыне.
Воспитатель: Это же песчаная буря. Мы с вами вместе закружились. Песок попадает в глаза, в нос, в рот. Давайте присядем и укроем себя своими руками, закроем глаза, рот.
Воспитатель: Вроде стихла, можно выпрямиться, встать и ничего не бояться. Давайте отряхнём с нашей одежды песок, с наших ручек и легко попрыгаем, а теперь сядем на стульчики и отряхнём песок с наших ножек.
Опыт «Возникновение бури»:
- Разделитесь на пары: мальчик – девочка. (Подходят к столам). Сначала один будет дуть в трубочку, а второй наблюдать, что происходит в стаканчике, потом поменяетесь.
- Что вы узнали? Что вы для этого делали? Что вы увидели? Какой можно сделать вывод? (Ответы детей)
Вывод: Сильный ветер поднимает песок, и так возникают песчаные бури.
Я предлагаю проверить, что происходит с водой в пустыне. (Подходят к столам).
Опыт «Что происходит с водой в пустыне»:
- Возьмите каждый стакан с водой и вылейте её в стакан с песком.
- Что вы увидели? Какой можно сделать вывод? (Ответы детей).
Вывод: вода просачивается через песчинки и уходит вниз.
Как бы опять не началась буря, давайте мы скорее отправимся в детский сад.
(звучит фонограмма песни В.Шаинского «Голубой вагон»)
Воспитатель: Вот мы и приехали в детский сад.
Смотрите, а здесь макет (заранее приготовленный и спрятанный за ширмой, подходим к макету) Скажите, а вам он напоминает что-нибудь?
Дети: Нашу поездку, пустыню.
Воспитатель: Правильно. Посмотрите, здесь животные, которых мы видели вовремя путешествия, ещё, что здесь есть?
Дети: Пальма.
Воспитатель: Правильно, финиковая пальма — вечнозелёное растение. Она растёт там, где есть вода, где живут люди. На ней растут финики, которые едят люди. Они очень вкусные.
А чего же здесь не хватает?
Дети: Растений.
Воспитатель: Правильно, не хватает растений. Давайте вместе с вами мы постараемся исправить эту ошибку. Проходите к столам и садитесь на стульчики. Сейчас мы с вами будем лепить кактусы, а будем лепить кактусы из пластилина зелёного цвета.
Воспитатель: Прежде чем приступить к работе давайте вспомним, что есть у кактуса. Посмотрите, у меня на столе стоят кактусы, посмотрите на них внимательно.
Есть корень, его не видно.
Это стебель, он толстый.
Иголочки — это листочки, которые изменились.
И цветки.
Делим пластилин на столько частей, сколько у нас будет стеблей, делаем круг, а потом цилиндр. Способом прищипывания делаем рёбрышки.
— Задумываем кактус и лепим его по памяти с натуры
— лепим красивый цветок и прикрепляем к кактусу
— «утыкивает» кактус комочками из зубочисток или трубочек для коктейля, разрезанных на кусочки.
(ставим кактусы на макет)
Воспитатель: Здорово! Ребята, посмотрите, что же находится на пальме?
Дети: Финики
Воспитатель: за ваш труд я хочу угостить вас финиками.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект занятия по аппликации, лепке (старшая группа) по теме: Конспект занятия в старшей группе по аппликации на тему: "Птица счастья".
Как сделать объемную аппликацию...
Конспекты занятий По познавательному развитию Конспект занятия в старшей группе «Где живет электричество»
Конспект занятия по ознакомлению с окружающей средой, содержащее экспериментирование. Для детей подготовительной к школе группе....
Конспект занятия по рисованию "Верблюды в пустыне"
Конспект занятия по рисованию "Верблюды в пустыне"...
конспект занятия в старшей группе "Животные пустыни"
конспект занятия в старшей группе "Животные пустыни"...
конспект занятия по исследовательской деятельности "Тайна пустыни" старшая группа
Конспект занятия для с старшей группы с элементами исследования, свойствами песка. Путешествие по пустыне, знакомство с жителями пустыни....
Конспект занятия в старшей группе «Весна. Перелетные птицы» Конспект занятия в старшей группе «Весна. Перелетные птицы» Тема: «Весна. Перелетные птицы». Интеграция областей: познание, коммуникация, социализация. Программные задачи: 1. Активизировать слова
Конспект занятия в старшей группе «Весна. Перелетные птицы»Конспект занятия в старшей группе «Весна. Перелетные птицы»Тема: «Весна. Перелетные птицы».Интеграция обл...