Проект по развитию познавательно – исследовательской деятельности «Секреты воды»
проект по окружающему миру (средняя группа) на тему

Майденко Валентина Викторовна

Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад комбинированного вида № 12 ст-цы Должанской МО Ейский район Проект по развитию познавательно – исследовательской деятельности «Секреты воды» Воспитатель: Майденко Валентина ВикторовнаСодержание материала. 1. Наименование. 2. Пояснительная записка. 3. Паспорт проекта. 4. План реализации проекта в средней группе. 5. Анализ результатов диагностики дошкольников. 6. Список литературы. 7. Приложение 1. Конспекты НОД по экологии: «Для чего нужна вода?», «Путешествие Капитошки», «Где же спряталась вода?», «Секреты воды в жидком состоянии», «Что такое облака?», «Секреты воды в твёрдом состоянии». 8. Приложение 2. Непродолжительный коллективный труд. 9. Приложение 3. Эксперименты. 10.Приложение 4. Наблюдения. 11.Приложение 5. Игры. Проект по развитию познавательно – исследовательской деятельности «Секреты воды» Пояснительная записка. Ребенку-дошкольнику по природе присуща ориентация на познание окружающего мира и экспериментирование с объектами и явлениями реальности. Дети очень любят экспериментировать. В дошкольном возрасте этот метод является ведущим, а в первые три года – практически единственным способом познания мира. Знания, полученные во время проведения опытов, запоминаются надолго, если ребенок делает все сам, а не находится в роли наблюдателя. Потребность ребёнка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития неистощимой ориентировочно – исследовательской (поисковой) деятельности, направленной на познание окружающего мира. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребёнок, тем быстрее и полноценнее он развивается. Эксперименты разрешают объединить все виды деятельности и все стороны воспитания. В процессе экспериментов развивается стремление к познанию мира, обогащается память ребёнка, развивается наблюдательность и пытливость ума, а также все познавательные способности, умение изобретатьи использовать не стандартные решения в трудных ситуациях, создаётся творческая личность. Недаром говорят в Китае: То, что я услышал, я забыл. То, что я увидел, я помню. То, что я сделал, я знаю! Данный проект позволяет уточнить и расширить представление детей о воде, находящейся в разных состояниях, ее признаках и свойствах. Ведь вода это любимый всеми детьми объект для исследования. С водой дети соприкасаются с первых дней жизни. Поэтому первые представления о воде складываются в младшем дошкольном возрасте: вода течёт из крана, в весеннем ручейке, вода растекается, её можно разлить. Но сколько секретов таит в себе вода, когда дети удивляются исчезнувшим лужам на асфальте, своему отражению в воде, запотевшим окнам в раздевалке от сырой одежды и многому другому… Путём экспериментирования мы решили разгадать некоторые секреты воды. Паспорт проекта. Тип проекта: познавательно-исследовательский. Продолжительность проекта: средней длительности (ноябрь 2016г.– февраль 2017г.). Участники проекта: дети средней группы (4-5 лет), педагог группы, родители. Предмет исследования: свойства воды. Актуальность темы: Первые представления о воде складываются в младшем дошкольном возрасте: вода течёт из крана, в весеннем ручейке, вода растекается, её можно разлить. Но сколько секретов таит в себе вода, когда дети удивляются исчезнувшим лужам на асфальте, своему отражению в воде, запотевшим окнам в раздевалке от сырой одежды и многому другому… Путём экспериментирования мы решили разгадать некоторые секреты воды. Что же это за секреты? Цель проекта: Уточнить и расширить представление детей о воде, находящейся в разных состояниях, ее признаках и свойствах. Задачи проекта: - создавать условия для формирования у детей познавательного интереса;- расширять представления детей о свойствах воды и её переходах из одного состояниях в другое (вкус, цвет, запах, текучесть, способность отражать, испаряться, твердеть); - формировать представления о значении воды в жизни человека. Предполагаемый результат: - расширить и углубить знания и представления ребенка о воде, умение определять различные состояния воды; - развить интерес и познавательные умения через экспериментальную деятельность; - формировать у родителей интерес к проблеме экологического воспитания своих детей; - воспитать бережное отношение к воде. Результат проекта: Создание альбома «Секреты воды»: экспериментальная деятельность с фотографиями, совместные работы детей и их родителей (рисунки, аппликации, поделки), стихотворения, загадки, рассказы и сказки о воде. Просмотр презентации проекта: «Секреты воды». План реализации проекта в средней группе ДОУ Подготовительный этап проекта: Задачи Формы работы Сроки Разработка плана реализации проекта. Выявить у детей имеющиеся знания о воде, степени заинтересованности детей данной темой. Подбор учебной литературы, книг познавательного характера, иллюстраций, картинок. Составление диагностики. Диагностирование детей. 1-2 недели ноября Обогатить предметно- экологическую среду в группе для реализации проекта Создание экспериментальной лаборатории в группе. Составление безопасных опытов и экспериментов с водой. Подбор дидактических, словесных и подвижных игр. Разработка конспектов НОД по разным областям программы.Вовлечь родителей в проектную деятельность, определить роль родителей в данном проекте Анкетирование родителей Родительское собрание 3 неделя ноября Сбор информации для создания творческой копилки со стихотворениями, загадками, потешками, рассказами о воде, усилиями педагога, детей и их родителей. Беседы Консультации На протяжении всего проекта Исследовательский (основной) этап проекта: Перспективно-тематическое планирование экологического проекта «Секреты воды» для детей среднего дошкольного возраста Сроки: декабрь - январь Вид деятельности Интеграция образовательны х областей Совместная деятельность взрослого и детей Работа с родителями Познавательно- исследовательска я Познание Коммуникация Социализация Безопасность Опыты: «Секреты воды в жидком состоянии», «Секреты воды в твёрдом состоянии», «Ходит капелька по кругу», «Пар – это тоже вода». Эксперименты: «Где быстрее испаряется вода», «Превращение пара в капельки воды», «Вода растворяет вещества», «Отражение воды». Наблюдения: «Куда исчезла лужа», «Наблюдение в группе», «Облака – белогривые лошадки», «Осенний дождь», «Рождение сосульки», «Лёд», «Секреты снега». Рассматривание фотографий воды и детских иллюстрированных Создание тематических альбомов о воде: загадки, пословицы, потешки, стихотворения, сказки, рассказы с картинками.энциклопедий. Создание водоохранных знаков. Развлечение «Секреты воды» Игровая Физическая культура Художественное творчество Музыка Познание Социализация Здоровье Дидактические игры: «Эксперты по воде», «Кому нужна вода», «Разрезные картинки», «На что похоже облако», «Найди отражение», «Следы», «Найди снежинке пару». Игровые упражнения: «Буль- буль», «Дождик», «Ой, Мороз!», «Замри». Игры – имитации: «Вода в стакане», «Зеркало». Игра со снегом «Сделай, как я», «Попади в цель» Коммуникативная Коммуникация Здоровье Рассматривание картин: «Кому нужна вода», «Для чего нужна вода», «Зимний лес», «Зимние забавы», «Водоёмы». Беседы: «Для чего нужна вода», «Где же спряталась вода?», «Что такое облака?», «Водное зазеркалье», Словесная игра: «Подскажи словечко». Двигательная Физическая культура Социализация Здоровье Подвижные игры: «Тучка и капельки», «Заморожу», «Снежинки», «Весёлые снежинки», «Ручеёк», «На болоте», «Море волнуется». Комплекс утренней гимнастики «Снежки» Комплекс гимнастики после сна «Путешествие снежинки» Физкультминутки «А над морем мы с тобою», «Чтобы сильным стать и ловким», «Я мороза не боюсь», «Тихо плещется вода», «С неба падают снежинки», «На дворе у нас мороз» Пальчиковая гимнастика: «Дождик капнул на ладошку», «Дождик, дождик, веселей!»Трудовая Труд Практические работы: «Полив цветов», «Пусть одежда будет чистой», «Постройки из снега», «Изготовление цветных льдинок». Продуктивная Художественное творчество Рисование «Как рождается река», «Облака», «Лужа на асфальте», «Капельки дождя», «Весёлые снежинки». Аппликации «Водоёмы», «Какие бывают облака», «Морковки из льда», «Снеговик», «Капли воды». Создание панно: «Ходит капелька по кругу». Выставка работ на темы: «Для чего нужна вода?», «Водоохран ные знаки» Чтение (восприятие художественной литературы) Чтение художествен ной литературы Чтение произведений: Э.Мошковская «Речка», Е. Н. Успенский. «Если был бы я девчонкой», К. И. Чуковский. «Федорино горе», Б. В. Заходер. «Кит и Кот», М. Д. Перина «Живая вода», Е.Благина «Снег», И.Бунин «Льет дождь, холодный, точно лед»,А.Дэви «Зима», «Снежинка», Т.Новицкая «Белый снег пушистый», Николай Сладков «Под снегом», К. Ушинский «Проказы старухи зимы», Л. Воронкова «Снег идёт», Д. Тихомиров «Снежные узоры на окнах» , Н. Абрамцева «Сказка о тумане», А.Мельников «Художник картину всю ночь рисовал», Л. Квитко «Корова в тумане», Т. Шорыгина «Вы узнаёте зиму?», Н. Болтачёва «Сказка о круговороте воды». Загадки о воде. Песенки и потешки: «Водичка, водичка, умой мое личико»; «Ай, лады, лады, лады»; «Дождик, дождик не дожди!», «Дождик, дождик, пуще!» Музыкальная Музыка Использование музыки Прослушивание шума водопадаЗаключительный этап проекта: Сроки: февраль Мероприятия Ожидаемый результат Развлечение на тему: «Секреты воды» Выявить умения справляться с разными ситуациями владея своими знаниями. Диагностирование дошкольников на определение знаний по теме проекта Выявление уровня знаний по теме проектирования. Анализ результатов диагностики дошкольников Подтверждение актуальности реализации данного проекта Выставка совместных работ детей и родителей на тему: «Для чего нужна вода», «Водоохранные знаки» Выставка фоторабот по опытнической деятельности. Оформление альбома «Секреты воды» Презентация результатов проекта Оформление проекта Предоставление материалов для конкурса Анализ результатов диагностики дошкольников Эколого-педагогическая работа с детьми в течение определённого периода даёт отчетливые результаты. Проведённая диагностика позволяет нам более объективно, более обстоятельно и точно зафиксировать уровень знаний как в начале проекта, так и при его завершении. Таким образом мы видим данные показатели в приведённой ниже опрос - таблице и на диаграмме. Если на начало проекта дети имеют низкий уровень знаний по таким темам: «Что такое пар», Что такое облако», «Круговорот воды», «Свойства снега и льда», то при завершении проекта вновь проведённая диагностика, показывает высокие результаты. Дети самостоятельно отвечают на вопросы, разбираются и понимают, что у них спрашивают, могут объяснить свойства воды в разных её состояниях, знают о значимости воды и об охране водоёмов.Я считаю, что проект удался, т.к. дети активны, тянутся всё больше и больше к новым знаниям, приводят примеры, делают свои выводы из увиденного и сказанного и могут рассказать об этом и изобразить в своих рисунках и аппликациях. Список используемой литературы: • Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2014. • Веракса Н. Е., Галимов О. Р. Познавательно – исследовательская деятельность дошкольников. Для работы с детьми 4-7 лет. – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2014. • Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду: средняя группа. – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2014. • Соломенникова О. А. Ознакомление с природой в детском саду: средняя группа – МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2014 • Казакова Т. Г. Занятия с дошкольниками по изобразительной деятельности: книга для воспитателей детского сада и родителей – 2-е издание, дораб. – М.: Просвещение: Учеб. Лит. 1996. • Кравченко И. В., Долгова Т. Л. Прогулки в детском саду. Младшая и средняя группы. Методическое пособие под ред. Киселевой Г. М., Пономаревой Л. И. – М.: ТЦ Сфера, 2009.Конспект НОД по экологическому развитию в средней группе на тему «Путешествие Капитошки» Образовательная область: Познание. Виды деятельности: познавательно-исследовательская, коммуникативная, двигательная, продуктивная. Форма - проведения: занятие - путешествие. Возраст детей: средняя группа (4-5 лет) Цели и задачи: 1. Уточнить представление детей о том, что вода очень важна для всех живых существ, без неё не могут жить растения, животные, человек (людям вода нужна для еды, питья, для мытья тела, предметов, которые есть в помещении); 2. Сформировать у детей знания о значении воды в жизни человека: вода - источник жизни; вода необходима для поддержания и обеспечения жизни человека; 3. Прививать бережное отношение к воде; 4. Активизировать и обогащать словарь детей существительными, прилагательными и глаголами по теме занятия. 5. Воспитывать нравственное и эстетическое отношение к окружающему миру, воспитывать правильное отношение к своему здоровью. Обогащение словаря: путешествие, спутница, водопроводные трубы, кипяченая вода. Материал: Гость «Капитошка», капли воды (большие и маленькие), три ёмкости для опыта, воронка, плакат с изображением факторов, подтверждающих необходимость воды на Земле; дидактический материал к играм. Предварительная работа: заучивание стихов о воде; рассматривание иллюстраций; чтение сказок, познавательной литературы о воде; наблюдение в уголке природы за цветами (полив). Ход занятия 1. Организационный момент- Здравствуйте уважаемые гости и ребята! Я очень рада видеть вас. Сегодня у нас не обычное занятие к нам пришли гости. Давайте поздороваемся с ними. (Дети здороваются с гостями) 2. Игровая ситуация Звучит музыка. - Ребята, кто-то спешит к нам в гости! Кто же это? -Здравствуйте ребята, я капелька воды и зовут меня Капитошка. Он путешествует по свету и ищет своих сестричек - капелек. - Ребята, давайте поможем Капитошке. И покажем, ему, где живут сестрички-капельки, что они у нас делают и какую приносят пользу. А отмечать сестричек - капелек мы будем красивыми капельками из бумаги. 3. Путешествие-поиск капелек. (Дети идут к мольберту с картинками) -Ребята как вы думаете, где может спрятаться капелька? А капелька чего? Дети: Воды.- Вот Капитошка, сколько мы нашли сестричек-капелек, которые приносят нам большую пользу. - Ребята, а зачем нужна вода (ответы детей). А чтобы вода никогда не закончилась что нужно делать, (ответы детей) И мы обещаем с ребятами их беречь, и зря воду не тратить, расходовать её по назначению. -Ребята, а как будет звучать вода? Дети : С-с-с-с-с. 4. Физкультминутка Коль с водой имеем дело, (показ - переливаем воду из одного кулачка в другой) Рукава засучим смело (засучиваем рукава) Пролил воду - не беда (руки на пояс, покачать головой) Тряпка под рукой всегда (показ ладошек, соединенных ребром, друг другу)Фартук - друг. Он нам помог (провести ладонями от шеи до колен) И никто здесь не промок (руки на пояс, повороты головы в стороны) Ты работу завершил? Все на место положил? (шаг на месте). 5. Экспериментальная деятельность «Как воду сделать чистой» -Вода- это источник жизни для всего живого на земле. Вода из большой реки течёт по специальным трубам и попадает к нам в мини-центр и в ваши дома - эти трубы называются водопроводными. Для того чтобы мы с вами могли пить чистую воду, умываться и мыть руки, нужно беречь воду - не тратить её зря. Если вы помыли руки или лицо, не забывайте закрывать кран. - Ребята и Капитошка, посмотрите: перед вами две ёмкости с водой. Как вы думаете, вода в них одинаковая? - Нет! В одной ёмкости вода чистая, а в другой грязная. - Ребята, а какую воду вы хотели бы выпить - эту или эту? А почему? Ответы детей: Потому что здесь вода чистая, а в этом графине грязная. Воду нужно пить чистую и кипячёную. - Давайте все вместе попробуем очистить грязную воду. Для этого возьмём воронку, вложим в неё ватный диск и начнём пропускать грязную воду через воронку. Посмотрите, что у нас получается. -Какой стала вода? Чистой - А что стало с нашим ватным диском? Он стал грязный. - Молодцы! Настоящие волшебники мы с вами. 6. Массаж лица Водичка, водичка, умой моё личико. Потереть ладонями щёки. Чтобы глазки блестели. Пальцами провести, не надавливая по закрытым глазам от внутреннего края века к внешнему. Чтобы щёчки краснели. Подушечками пальцев легонько постукивать по щекам. Чтоб смеялся роток. Помассировать пальцами подбородок. Чтоб кусался зубок. Помассировать большими пальцами вески.7. Совместная деятельность «Твердое - жидкое» Цель: закрепить знания детей о воде, что она бывает в разных состояниях, (твердом, жидком, газообразном); развивать воображение, эмпатию; умение делать выводы. Материал: карточки со схематическим изображением воды в твердом, жидком, газообразном состоянии по ТРИЗу., картинки. Ход игры: Педагог показывает детям картинки с водой в разных состояниях (снег, пар, лед и т.п.). В каких состояниях бывает вода? (твердых, жидких, газообразных). Педагог предлагает детям встать в круг и взяться за руки. Наш круг, как и вода, может менять форму (круг вытянуть в овал). А теперь переставьте себе, что вода нагревается, ей становится жарко. Каждый из вас – частица пара. Ваши ладошки стали горячими, что вам стало трудно держаться друг за друга. Ваши руки опускаются, жара заставляет активно двигаться, (дети бегают по группе). А теперь вас замораживают, вам становится холодно, что вы в этом случае делает? (становимся ближе друг к другу). Конечно, надо встать поближе друг к другу, обнять друг друга, чтобы вам стало теплее. Посмотрите, теперь нашу группу уже нельзя растянуть, она приобрела свою форму, как частица льда. Наша группа – это все те же частицы воды, но каждый раз они соединены по – разному. Расскажите мне, как связаны частицы друг с другом. Педагог вместе с детьми делают выводы: (во время выводов педагог показывает схемы), когда вода нагревается, она превращается в пар. Связей между частицами воды нет, и каждая движется как – будто сама по себе. В жидком состоянии связи между частицами воды более сильные, но они очень гибкие эластичные, поэтому вода в жидком состоянии не имеет своей формы, а когда вода находится в твердом состоянии, ее частички прочно связаны друг с другом. Вода в твердом состоянии – лед, имеющий свою форму. 8.«Разрезные картинки» Цель: развивать мыслительную деятельность, закрепить знания о разных водоемах, воспитывать бережное отношение к воде. Материал: фотографии разных водоемов, разрезные картинки водоемов, флажки. Ход игры: Педагог обращается к детям. Какие водоемы вы знаете? (моря, океаны, реки, озера и т.д. ). Показ картин разных водоемов. Обращает внимание на стол,посмотрите, у меня все карточки перепутались, (показ разрезных картинок). Вы не поможете их сложить? Возьмите по две карточки одного цвета. Дети с карточками синего цвета должны подойти, к столу с синим треугольником, желтого цвета к столу с желтым треугольником, фиолетового цвета к столу с фиолетовым треугольником и т. п. А теперь самое интересное, переверните эти карточки и соедините их между собой. Дети выполняют задание. Педагог проверяет качество выполненного задания. Каждая группа рассказывает, что она сложила (озеро, море, реку и т. п.). Педагог предлагает посмотреть внимательно на все картинки и сказать что у них общее? (на всех картинках изображены водоемы). 9. Пальчиковая гимнастика «Дождик» Дождик, дождик кап, да кап (Пальцем правой руки дотрагиваться до ладошки левой руки, имитируя капельки) Ты не капай больше так! (Пальцем левой руки дотрагиваться до ладошки правой руки, имитируя капельки) Хватит землю поливать, (Грозить указательным пальцем, знак отрицания) Нам пора идти гулять! (Двумя пальцами каждой руки имитировать шаги) 10. Практическая деятельность. «Кому нужна вода» Цель: закрепить знания детей о том, что вода нужна всему живому, развивать связную речь, воспитывать бережное отношение к воде. Материал: большие карты с изображением воды, маленькие карточки с изображение животных, человека, растений. Ход игры: Дети по очереди выкладывают по кругу маленькие карточки и называют кому нужна вода. 11.-Ребята, а вы знаете пословицы и поговорки о воде? Дети: Под лежачий камень вода не течет. В решете воду не носят. Как с гуся вода. Молчит, словно воды в рот набрал. Что в воду упало, то пропало.Вода вымоет, а хлеб выкормит. Где вода есть, там и саду цвесть. Водой не разольешь. 11. Итог. - Ребята, давайте ещё раз вспомним, где же живут мои сестрички- капельки. (Сопровождение слайдами) - Для чего нам нужна вода? (ответы детей) А у меня для вас есть подарок, это альбом «Правила поведения с водой» И я хочу вам его подарить. - Ребята, спасибо вам за то, что вы помогли отыскать сестричек-капелек. И хочу подарить вам на память о себе волшебные капельки, которые будут поить вас живительной силой. Только вы не забывайте о пользе воды и бережном к ней отношении. 1.Вы слыхали о воде? Говорят, она везде! В луже, в море, океане И в водопроводном кране. 2.Без неё нам не умыться, Не покушать, не напиться! Смею вам я доложить: Без воды нам не прожить! 3.Вы её в пруду найдёте И в сыром лесном болоте, Путешествует всегда Наша спутница - вода! 4.На плите у нас кипит, Паром чайника шипит, Растворяет сахар в чае.5.Мы её не замечаем, Мы привыкли, что вода - Наша спутница всегда! -Мне пора прощаться с вами. До свидания. (Дети прощаются с Капитошкой) - Спасибо тебе Капитошка, и вам, ребята, спасибо за вашу активную и заинтересованную работу на занятии. Конспект НОД по экологии «Для чего нужна вода?». Программное содержание. Уточнить представление о том, что вода необходима всем живым существам (растениям, животным, людям). Людям нужна вода для еды, питья, мытья тела и т.д. В городе вода «приходит» из реки в дом по трубам водопровода. Чистую воду надо экономить,закрывать кран. Развивать любознательность, мышление и речь детей; ввести в активный словарь детей слова: кипяченая, очищенная, водоочистительная станция. Воспитывать бережное отношение к воде. Предварительная работа. Чтение художественных произведений: К. И. Чуковский. «Федорино горе»; Б. В. Заходер. «Кит и Кот»; Е. Н. Успенский. «Если был бы я девчонкой». Материалы и оборудование: дидактическая игра «Кому нужна вода?», плакат «Откуда пришла к нам вода?», карточки с картинками «Берегите воду?» Ход: 1-ая часть. -Дети, отгадайте загадку. Мы говорим: она течёт; Мы говорим: она играет; Она бежит всегда вперёд, Но никуда не убегает. В морях и реках обитает, Но часто по небу летает. А как наскучит ей летать, На землю падает опять.-Что это? (Вода.) -Что вы представляете под словом «вода»? (Ответы детей.) А для чего нужна вода? (Для умывания, мытья, стирки, приготовления еды, полива). -Можем ли мы обойтись без воды? (Нет.) Без пищи человек может прожить несколько недель, а без воды — всего три дня. А кому ещё нужна вода? (Ответы детей.) Об этом мы узнаем из игры, которая так и называется «Кому нужна вода?» Дидактическая игра: «Кому нужна вода?» Предлагаю детям карточки с изображением птиц, зверей, насекомых, рыб, растений, предметов, человека. Надо определить кому из них нужна вода и объяснить для чего. -Растения засохнут; рыбы погибнут, им надо много воды, чтобы плавать; всем животным нужно пить воду; игрушкам тоже нужна вода, для того чтобы они были чистыми. - Какие картинки остались на столе? (Ничего не осталось) - Значит, какой мы сделаем вывод? (Вода нужна всем) Игровое упражнение «Буль-буль» Буль, буль, буль – журчит водица, (Показывают, как открывают кран) Все ребята любят мыться. Руки с мылом мы помыли. (Потирают руки) Нос и щёки не забыли. (Трут ладонями нос и щёки) Не ленились вымыть уши. (Растирают ладонями уши) После вытерлись посуше. Мы помылись, как большие, (Вытягивают руки вперёд, поворачивают ладони Вот мы чистые какие! вверх-вниз) 2-ая часть. - Дети, всякая ли вода годится для питья, стирки, приготовления пищи? (Только чистая). -Но для питья вода должна быть не только чистая, но ещё и какая? (Кипяченая.) Правильно. - А можно ли пользоваться водой из моря? (Ответы детей.) Нет, она солёная. - А из реки? (Ответы детей.) В городе вода поступает именно из реки в дом по трубам водопровода. Но сначала вода проходит через водоочистительную станцию, там люди прилагают немало усилий для того, чтобы в воде не былогрязи, песка, мусора, чтобы из наших кранов текла чистая и безопасная для нашего здоровья вода. Рассматривание плаката «Откуда пришла к нам вода?» -Откуда же приходит к нам вода? (Из рек.) Что помогает очищать воду? (Водоочистительные станции.) - Так вот ребята, на Земле много воды, но чистой, пригодной для нужд человека, мало, и её становится всё меньше и меньше. Воду нужно беречь, чистую воду надо экономить - зря не лить, закрывать кран, устранять неполадку с протечкой воды в трубах. (Карточки с картинками «Берегите воду».) -Надо ли нам беречь воду? (Ответы детей) - Как можно её беречь? (Закрывать краны, когда умываемся, сильно не открывать, устранять течь воды из труб.) Прозрачная, чистая, Струйкою льется. Плещется в море, Мерцает в колодце. Зверей и людей, И растенья напоит И дождиком чистым Всю землю умоет. В реке, в океане Прохладой ласкает, Под душем и в ванне Теплом согревает. Нужна она всем на земле и всегда Прозрачная, чистая эта вода!

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад комбинированного вида
№ 12  ст-цы Должанской
МО Ейский район

Проект по развитию познавательно – исследовательской деятельности

«Секреты воды»

  

           

Воспитатель: Майденко
Валентина Викторовна

Содержание материала.

  1. Наименование.
  2. Пояснительная записка.
  3. Паспорт проекта.
  4. План реализации проекта в средней группе.
  5. Анализ результатов диагностики дошкольников.
  6. Список литературы.
  7. Приложение 1. Конспекты НОД по экологии: «Для чего нужна вода?», «Путешествие Капитошки», «Где же спряталась вода?», «Секреты воды в жидком состоянии», «Что такое облака?», «Секреты воды в твёрдом состоянии».
  8. Приложение 2. Непродолжительный коллективный труд.
  9. Приложение 3. Эксперименты.
  10. Приложение 4. Наблюдения.
  11. Приложение 5. Игры.


Проект по развитию познавательно – исследовательской деятельности

«Секреты воды»

Пояснительная записка.

Ребенку-дошкольнику по природе присуща ориентация на познание окружающего мира и экспериментирование с объектами и явлениями реальности. Дети очень любят экспериментировать. В дошкольном возрасте этот метод является ведущим, а в первые три года – практически единственным способом познания мира. Знания, полученные во время проведения опытов, запоминаются надолго, если ребенок делает все сам, а не находится в роли наблюдателя.

Потребность ребёнка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития неистощимой ориентировочно – исследовательской (поисковой) деятельности, направленной на познание окружающего мира. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребёнок, тем быстрее и полноценнее он развивается.

Эксперименты разрешают объединить все виды деятельности и все стороны воспитания. В процессе экспериментов развивается стремление к познанию мира, обогащается память ребёнка, развивается наблюдательность и пытливость ума, а также все познавательные способности, умение изобретать и использовать не стандартные решения в трудных ситуациях, создаётся творческая личность.

Недаром говорят в Китае:

То, что я услышал, я забыл.

То, что я увидел, я помню.

То, что я сделал, я знаю!

Данный проект позволяет уточнить и расширить представление детей о воде, находящейся в разных состояниях, ее признаках и свойствах. Ведь вода это любимый всеми детьми объект для исследования. С водой дети соприкасаются с первых дней жизни. Поэтому первые представления о воде складываются в младшем дошкольном возрасте: вода течёт из крана, в весеннем ручейке, вода растекается, её можно разлить. Но сколько секретов таит в себе вода, когда дети удивляются исчезнувшим лужам на асфальте, своему отражению в воде, запотевшим окнам в раздевалке от сырой одежды и многому другому… Путём экспериментирования мы решили разгадать некоторые секреты воды.

 

Паспорт проекта.

 

Тип проекта: познавательно-исследовательский.

Продолжительность проекта: средней длительности (ноябрь 2016г.– февраль 2017г.).

Участники проекта: дети средней группы (4-5 лет), педагог группы, родители.

Предмет исследования: свойства воды.

Актуальность темы: Первые представления о воде складываются в младшем дошкольном возрасте: вода течёт из крана, в весеннем ручейке, вода растекается, её можно разлить. Но сколько секретов таит в себе вода, когда дети удивляются исчезнувшим лужам на асфальте, своему отражению в воде, запотевшим окнам в раздевалке от сырой одежды и многому другому… Путём экспериментирования мы решили разгадать некоторые секреты воды. Что же это за секреты?

Цель проекта: Уточнить и расширить представление детей о воде, находящейся в разных состояниях, ее признаках и свойствах.

Задачи проекта:

- создавать условия для формирования у детей познавательного интереса;

- расширять представления детей о свойствах воды и её переходах из одного состояниях в другое (вкус, цвет, запах, текучесть, способность отражать, испаряться, твердеть);

- формировать представления о значении воды в жизни человека.

Предполагаемый результат:

- расширить и углубить знания и представления ребенка о воде, умение определять различные состояния воды;

- развить интерес и познавательные умения через экспериментальную деятельность;

- формировать у родителей интерес к проблеме экологического воспитания своих детей;

- воспитать бережное отношение к воде.

Результат проекта: Создание альбома «Секреты воды»: экспериментальная деятельность с фотографиями, совместные работы детей и их родителей (рисунки, аппликации, поделки), стихотворения, загадки, рассказы и сказки о воде. Просмотр презентации проекта: «Секреты воды».

План реализации проекта в средней группе ДОУ

Подготовительный этап проекта:

Задачи

Формы работы

Сроки

Разработка плана реализации проекта.

Выявить у детей имеющиеся знания о воде, степени заинтересованности детей данной темой.

Подбор учебной литературы, книг познавательного характера, иллюстраций, картинок.

Составление диагностики.

Диагностирование детей.

1-2 недели ноября

Обогатить предметно-экологическую среду в группе для реализации проекта

Создание экспериментальной лаборатории в группе.

Составление безопасных опытов и экспериментов с водой.

Подбор дидактических, словесных и подвижных игр.

Разработка конспектов НОД по разным областям программы.

 

Вовлечь родителей в проектную деятельность, определить роль родителей в данном проекте

Анкетирование родителей

Родительское собрание

 

3 неделя

ноября

Сбор информации для создания творческой копилки со стихотворениями, загадками, потешками, рассказами о воде, усилиями педагога, детей и их родителей.

 

 

Беседы

Консультации

На протяжении всего проекта

Исследовательский (основной) этап проекта:

Перспективно-тематическое планирование экологического проекта «Секреты воды» для детей среднего дошкольного возраста

Сроки: декабрь - январь

Вид деятельности

Интеграция образовательных областей

Совместная деятельность взрослого и детей

Работа с родителями

Познавательно-исследовательская

Познание

Коммуникация

Социализация

Безопасность

Опыты: «Секреты воды в жидком состоянии», «Секреты воды в твёрдом состоянии», «Ходит капелька по кругу», «Пар – это тоже вода».

Эксперименты: «Где быстрее испаряется вода», «Превращение пара в капельки воды», «Вода растворяет вещества», «Отражение воды».

Наблюдения: «Куда исчезла лужа», «Наблюдение в группе», «Облака – белогривые лошадки», «Осенний дождь», «Рождение сосульки», «Лёд», «Секреты снега».

Рассматривание фотографий воды и детских иллюстрированных энциклопедий. Создание водоохранных знаков.

Развлечение «Секреты воды»

Создание тематических альбомов о воде: загадки, пословицы, потешки, стихотворения, сказки, рассказы с картинками.

Игровая

Физическая культура

Художественное творчество

Музыка

Познание

Социализация

Здоровье

Дидактические игры: «Эксперты по воде», «Кому нужна вода», «Разрезные картинки», «На что похоже облако», «Найди отражение», «Следы», «Найди снежинке пару».

Игровые упражнения: «Буль-буль», «Дождик», «Ой, Мороз!», «Замри».

Игры – имитации: «Вода в стакане», «Зеркало».

Игра со снегом «Сделай, как я», «Попади в цель»

 

Коммуникативная

Коммуникация

Здоровье

Рассматривание картин: «Кому нужна вода», «Для чего нужна вода», «Зимний лес», «Зимние забавы», «Водоёмы».
Беседы: «Для чего нужна вода», «Где же спряталась вода?», «Что такое облака?», «Водное зазеркалье», Словесная игра: «Подскажи словечко».

Двигательная

Физическая культура

Социализация

Здоровье

Подвижные игры: «Тучка и капельки», «Заморожу», «Снежинки», «Весёлые снежинки», «Ручеёк», «На болоте», «Море волнуется».

Комплекс утренней гимнастики «Снежки»

Комплекс гимнастики после сна «Путешествие снежинки»

Физкультминутки «А над морем мы с тобою», «Чтобы сильным стать и ловким», «Я мороза не боюсь», «Тихо плещется вода», «С неба падают снежинки», «На дворе у нас мороз»

Пальчиковая гимнастика: «Дождик капнул на ладошку», «Дождик, дождик, веселей!»

Трудовая

Труд

Практические работы: «Полив цветов», «Пусть одежда будет чистой», «Постройки из снега», «Изготовление цветных льдинок».

Продуктивная

Художественное творчество

Рисование «Как рождается река», «Облака», «Лужа на асфальте», «Капельки дождя», «Весёлые снежинки».

Аппликации «Водоёмы», «Какие бывают облака», «Морковки из льда», «Снеговик», «Капли воды».

Создание панно: «Ходит капелька по кругу».

Выставка работ на темы: «Для чего нужна вода?», «Водоохран

ные знаки»

Чтение (восприятие художественной литературы)

Чтение художествен

ной литературы

Чтение произведений: Э.Мошковская «Речка», Е. Н. Успенский. «Если был бы я девчонкой», К. И. Чуковский. «Федорино горе», Б. В. Заходер. «Кит и Кот», М. Д. Перина «Живая вода»,

Е.Благина «Снег», И.Бунин «Льет дождь, холодный, точно лед»,А.Дэви «Зима», «Снежинка», Т.Новицкая «Белый снег пушистый», Николай Сладков «Под снегом», К. Ушинский «Проказы старухи зимы», Л. Воронкова «Снег идёт», Д. Тихомиров «Снежные узоры на окнах» , Н. Абрамцева «Сказка о тумане», А.Мельников «Художник картину всю ночь рисовал», Л. Квитко «Корова в тумане», Т. Шорыгина «Вы узнаёте зиму?», Н. Болтачёва «Сказка о круговороте воды».

Загадки о воде.

Песенки и потешки: «Водичка, водичка, умой мое личико»; «Ай, лады, лады, лады»; «Дождик, дождик не дожди!», «Дождик, дождик, пуще!»

Музыкальная

Музыка

Использование музыки Прослушивание шума водопада

Заключительный этап проекта:

Сроки: февраль

Мероприятия

Ожидаемый результат

Развлечение на тему: «Секреты воды»

Выявить умения справляться с разными ситуациями владея своими знаниями.

Диагностирование дошкольников на определение знаний по теме проекта

Выявление уровня знаний по теме проектирования.

Анализ результатов диагностики дошкольников

Подтверждение актуальности реализации данного проекта

Выставка совместных работ детей и родителей на тему: «Для чего нужна вода», «Водоохранные знаки»

Выставка фоторабот по опытнической деятельности.

Оформление альбома «Секреты воды»

Презентация результатов проекта

Оформление проекта

Предоставление материалов для конкурса

Анализ результатов диагностики дошкольников

Эколого-педагогическая работа с детьми в течение определённого периода даёт отчетливые результаты. Проведённая диагностика позволяет нам более объективно, более обстоятельно и точно зафиксировать уровень знаний как в начале проекта, так и при его завершении. Таким образом мы видим данные показатели в приведённой ниже опрос - таблице и на диаграмме.

Если на начало проекта дети имеют низкий уровень знаний по таким темам: «Что такое пар», Что такое облако», «Круговорот воды», «Свойства снега и льда», то при завершении проекта вновь проведённая диагностика, показывает высокие результаты. Дети самостоятельно отвечают на вопросы, разбираются и понимают, что у них спрашивают, могут объяснить свойства воды в разных её состояниях, знают о значимости воды и об охране водоёмов.

Я считаю, что проект удался, т.к. дети активны, тянутся всё больше и больше к новым знаниям, приводят примеры, делают свои выводы из увиденного и сказанного и могут рассказать об этом и изобразить в своих рисунках и аппликациях.

Список используемой литературы: 
• Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2014.
• Веракса Н. Е., Галимов О. Р. Познавательно – исследовательская деятельность дошкольников. Для работы с детьми 4-7 лет. – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2014.
• Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду: средняя группа. – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2014.
• Соломенникова О. А. Ознакомление с природой в детском саду: средняя группа – МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2014
• Казакова Т. Г. Занятия с дошкольниками по изобразительной деятельности: книга для воспитателей детского сада и родителей – 2-е издание, дораб. – М.: Просвещение: Учеб. Лит. 1996.
• Кравченко И. В., Долгова Т. Л. Прогулки в детском саду. Младшая и средняя группы. Методическое пособие под ред. Киселевой Г. М., Пономаревой Л. И. – М.: ТЦ Сфера, 2009.

Конспект НОД по экологическому развитию в средней группе
на тему «Путешествие Капитошки»

Образовательная область: Познание.

Виды деятельности: познавательно-исследовательская, коммуникативная, двигательная, продуктивная.

Форма - проведения: занятие - путешествие.

Возраст детей: средняя группа (4-5 лет)

Цели и задачи:

1. Уточнить представление детей о том, что вода очень важна для всех живых существ, без неё не могут жить растения, животные, человек (людям вода нужна для еды, питья, для мытья тела, предметов, которые есть в помещении);
2. Сформировать у детей знания о значении воды в жизни человека: вода - источник жизни; вода необходима для поддержания и обеспечения жизни человека;
3. Прививать бережное отношение к воде;
4. Активизировать и обогащать словарь детей существительными, прилагательными и глаголами по теме занятия.
5. Воспитывать нравственное и эстетическое отношение к окружающему миру, воспитывать правильное отношение к своему здоровью.

Обогащение словаря: путешествие, спутница, водопроводные трубы, кипяченая вода.

Материал: Гость «Капитошка», капли воды (большие и маленькие), три ёмкости для опыта, воронка, плакат с изображением факторов, подтверждающих необходимость воды на Земле; дидактический материал к играм.

Предварительная работа: заучивание стихов о воде; рассматривание иллюстраций; чтение сказок, познавательной литературы о воде; наблюдение в уголке природы за  цветами (полив).

 Ход занятия

  1. Организационный момент

 - Здравствуйте уважаемые гости и ребята! Я очень рада видеть вас. Сегодня у нас не обычное занятие к нам пришли гости. Давайте поздороваемся с ними. (Дети здороваются с гостями)

2. Игровая ситуация Звучит музыка.

- Ребята, кто-то спешит к нам в гости! Кто же это?
-Здравствуйте ребята, я капелька воды и зовут меня Капитошка.  
Он путешествует по свету и ищет своих сестричек - капелек.
- Ребята, давайте  поможем Капитошке. И покажем, ему, где живут сестрички-капельки, что они у нас делают и какую приносят пользу. А отмечать сестричек - капелек мы будем красивыми капельками из бумаги.

3. Путешествие-поиск капелек.
 (Дети идут к мольберту с картинками)
-Ребята как вы думаете, где может спрятаться капелька? А капелька чего? Дети: Воды.
C:\Users\Lenovo\Pictures\i(76).jpg  C:\Users\Lenovo\Pictures\i(79).jpg  C:\Users\Lenovo\Pictures\i(80).jpg C:\Users\Lenovo\Pictures\аквариум цел..jpg  C:\Users\Lenovo\Pictures\море.jpg  C:\Users\Lenovo\Pictures\океан2.jpg

C:\Users\Lenovo\Pictures\s79277880.jpg  C:\Users\Lenovo\Pictures\62221398_1280690034_50_8.jpg

- Вот Капитошка, сколько мы нашли  сестричек-капелек, которые приносят нам большую пользу.
- Ребята, а зачем нужна вода (ответы детей).
C:\Users\Lenovo\Pictures\i(52).jpg
А чтобы вода никогда не закончилась что нужно делать, (ответы детей)
И мы обещаем с ребятами их беречь, и зря воду не тратить, расходовать её по назначению.

-Ребята,  а как  будет звучать вода?
Дети : С-с-с-с-с.

4.  Физкультминутка
Коль с водой имеем дело, 
(показ - переливаем воду из одного кулачка в другой)

Рукава засучим смело (засучиваем рукава)

Пролил воду - не беда (руки на пояс, покачать головой)

Тряпка под рукой всегда (показ ладошек, соединенных ребром, друг другу)

Фартук - друг. Он нам помог (провести ладонями от шеи до колен)

И никто здесь не промок (руки на пояс, повороты головы в стороны)

Ты работу завершил? Все на место положил? (шаг на месте).

5.  Экспериментальная деятельность «Как воду сделать чистой»

-Вода- это источник жизни для всего живого на земле. Вода из большой реки течёт по специальным трубам и попадает к нам в мини-центр и в ваши дома - эти трубы называются водопроводными. Для того чтобы мы с вами могли пить чистую воду, умываться и мыть руки, нужно беречь воду - не тратить её зря. Если вы помыли руки или лицо, не забывайте закрывать кран.

- Ребята и Капитошка, посмотрите: перед вами две ёмкости с водой. Как вы думаете, вода в них одинаковая?

- Нет! В одной ёмкости вода чистая, а в другой грязная.

- Ребята, а какую воду вы хотели бы выпить - эту или эту? А почему?

Ответы детей: Потому что здесь вода чистая, а в этом графине грязная. Воду нужно пить чистую и кипячёную.

- Давайте все вместе попробуем очистить грязную воду. Для этого возьмём  воронку, вложим в неё ватный диск и начнём пропускать грязную воду через воронку. Посмотрите, что у нас получается.

-Какой стала вода? Чистой

- А что стало с нашим ватным диском? Он стал грязный.

- Молодцы! Настоящие волшебники мы с вами.

6. Массаж лица

Водичка, водичка, умой моё личико.  Потереть ладонями щёки.

Чтобы глазки блестели.   Пальцами провести, не надавливая по закрытым

                      глазам от внутреннего края века к внешнему.

Чтобы щёчки краснели.    Подушечками пальцев легонько постукивать по

                                              щекам.

Чтоб смеялся роток.          Помассировать пальцами подбородок.

Чтоб кусался  зубок.     Помассировать большими  пальцами вески.

7. Совместная деятельность
«Твердое - жидкое»

Цель: закрепить знания детей о воде, что она бывает в разных состояниях, (твердом, жидком, газообразном); развивать воображение, эмпатию; умение делать выводы.

Материал: карточки со схематическим изображением воды в твердом, жидком, газообразном состоянии по ТРИЗу., картинки.

Ход игры:

Педагог показывает детям картинки с водой в разных состояниях (снег, пар, лед и т.п.). В каких состояниях бывает вода? (твердых, жидких, газообразных). Педагог предлагает детям встать в круг и взяться за руки. Наш круг, как и вода, может менять форму (круг вытянуть в овал).

А теперь переставьте себе, что вода нагревается, ей становится жарко. Каждый из вас – частица пара. Ваши ладошки стали горячими, что вам стало трудно держаться друг за друга. Ваши руки опускаются, жара заставляет активно двигаться, (дети бегают по группе). А теперь вас замораживают, вам становится холодно, что вы в этом случае делает? (становимся ближе друг к другу).

Конечно, надо встать поближе друг к другу, обнять друг друга, чтобы вам стало теплее. Посмотрите, теперь нашу группу уже нельзя растянуть, она приобрела свою форму, как частица льда. Наша группа – это все те же частицы воды, но каждый раз они соединены по – разному. Расскажите мне, как связаны частицы друг с другом.

Педагог вместе с детьми делают выводы: (во время выводов педагог показывает схемы), когда вода нагревается, она превращается в пар. Связей между частицами воды нет, и каждая движется как – будто сама по себе. В жидком состоянии связи между частицами воды более сильные, но они очень гибкие эластичные, поэтому вода в жидком состоянии не имеет своей формы, а когда вода находится в твердом состоянии, ее частички прочно связаны друг с другом. Вода в твердом состоянии – лед, имеющий свою форму.

8.«Разрезные картинки»

Цель: развивать мыслительную деятельность, закрепить знания о разных водоемах, воспитывать бережное отношение к воде.

Материал: фотографии разных водоемов, разрезные картинки водоемов, флажки.

Ход игры:

Педагог обращается к детям. Какие водоемы вы знаете? (моря, океаны, реки, озера и т.д. ). Показ картин разных водоемов. Обращает внимание на стол, посмотрите, у меня все карточки перепутались, (показ разрезных картинок). Вы не поможете их сложить?

Возьмите по две карточки одного цвета. Дети с карточками синего цвета должны подойти, к столу с синим треугольником, желтого цвета к столу с желтым треугольником, фиолетового цвета к столу с фиолетовым треугольником и т. п.

А теперь самое интересное, переверните эти карточки и соедините их между собой. Дети выполняют задание. Педагог проверяет качество выполненного задания. Каждая группа рассказывает, что она сложила (озеро, море, реку и т. п.). Педагог предлагает посмотреть внимательно на все картинки и сказать что у них общее? (на всех картинках изображены водоемы).

9. Пальчиковая гимнастика «Дождик»

Дождик, дождик кап, да кап  (Пальцем правой руки дотрагиваться до ладошки левой руки, имитируя капельки)

Ты не капай больше так! (Пальцем левой руки дотрагиваться до ладошки правой руки, имитируя капельки)

Хватит землю поливать, (Грозить указательным пальцем, знак отрицания)

Нам пора идти гулять! (Двумя пальцами каждой руки имитировать шаги)

10. Практическая деятельность
«Кому нужна вода»

Цель: закрепить знания детей о том, что вода нужна всему живому, развивать связную речь, воспитывать бережное отношение к воде.

Материал: большие карты с изображением воды,  маленькие карточки с изображение животных, человека, растений.

Ход игры:

Дети по очереди выкладывают по кругу маленькие карточки и называют кому нужна вода.

11.-Ребята, а вы знаете пословицы и поговорки о воде?
Дети:
Под лежачий камень вода не течет.
В решете воду не носят.

Как с гуся вода.
Молчит, словно воды в рот набрал.
Что в воду упало, то пропало.

Вода вымоет, а хлеб выкормит.

Где вода есть, там и саду цвесть.

Водой не разольешь.

11. Итог.

- Ребята, давайте ещё раз  вспомним, где же живут мои сестрички-капельки. (Сопровождение слайдами)

- Для чего нам нужна вода?
(ответы детей)
А у меня для вас есть подарок, это альбом «Правила поведения с водой»
И я хочу вам его подарить.

 - Ребята, спасибо вам за то, что вы помогли отыскать сестричек-капелек. И  хочу подарить вам на память о себе волшебные капельки, которые будут поить вас живительной силой. Только вы не забывайте о пользе воды и бережном к ней отношении.
1.Вы слыхали о воде?

Говорят, она везде!

В луже, в море, океане

И в водопроводном кране.

2.Без неё нам не умыться,

Не покушать, не напиться!

Смею вам я доложить:

Без воды нам не прожить!

3.Вы её в пруду найдёте

И в сыром лесном болоте,

Путешествует всегда

Наша спутница - вода!

4.На плите у нас кипит,

Паром чайника шипит,

Растворяет сахар в чае.

5.Мы её не замечаем,

Мы привыкли, что вода -

Наша спутница всегда!
 -Мне пора прощаться с вами. До свидания.
(Дети прощаются с Капитошкой)
- Спасибо тебе Капитошка, и вам, ребята, спасибо за вашу активную и заинтересованную работу на занятии. 

Конспект НОД по экологии

«Для чего нужна вода?».

Программное содержание. Уточнить представление о том, что вода необходима всем живым существам (растениям, животным, людям). Людям нужна вода для еды, питья, мытья тела и т.д. В городе вода «приходит» из реки в дом по трубам водопровода. Чистую воду надо экономить,закрывать кран.

Развивать любознательность, мышление и речь детей; ввести в активный словарь детей слова: кипяченая, очищенная, водоочистительная станция.

Воспитывать бережное отношение к воде.

Предварительная работа. Чтение художественных произведений: К. И. Чуковский. «Федорино горе»; Б. В. Заходер. «Кит и Кот»; Е. Н. Успенский. «Если был бы я девчонкой».

Материалы и оборудование: дидактическая игра «Кому нужна вода?»,  плакат «Откуда пришла к нам вода?», карточки с картинками «Берегите воду?»

 

Ход:                                                      

1-ая часть.

-Дети, отгадайте загадку.

Мы говорим: она течёт;

Мы говорим: она играет;

Она бежит всегда вперёд,

Но никуда не убегает.

В морях и реках обитает,

Но часто по небу летает.

А как наскучит ей летать,

На землю падает опять.

-Что это? (Вода.)

-Что вы представляете под словом «вода»? (Ответы детей.) А для чего нужна  вода? (Для умывания, мытья, стирки, приготовления еды, полива).

-Можем ли мы обойтись без воды? (Нет.) Без пищи человек может прожить несколько недель, а без воды — всего три дня. А кому ещё нужна вода? (Ответы детей.) Об этом мы узнаем из игры, которая так и называется «Кому нужна вода?»

Дидактическая игра: «Кому нужна вода?» 

Предлагаю детям  карточки с изображением птиц, зверей, насекомых, рыб, растений, предметов, человека. Надо определить кому из них нужна вода и объяснить для чего.

-Растения засохнут; рыбы погибнут, им надо много воды, чтобы плавать; всем  животным нужно пить воду; игрушкам тоже нужна вода, для того чтобы они были чистыми.

- Какие картинки остались на столе? (Ничего не осталось)

- Значит, какой мы сделаем вывод? (Вода нужна всем)

 

Игровое упражнение «Буль-буль»

Буль, буль, буль – журчит водица,                      (Показывают, как открывают кран)

Все ребята любят мыться.

Руки с мылом мы помыли.                                   (Потирают руки)

Нос и щёки не забыли.                                         (Трут ладонями нос и щёки)

Не ленились вымыть уши.                                   (Растирают ладонями уши)

После вытерлись посуше.                                     

Мы помылись, как большие,                            (Вытягивают руки вперёд, поворачивают ладони

Вот мы чистые какие!                                            вверх-вниз)

2-ая часть.

- Дети, всякая ли вода годится для питья, стирки, приготовления пищи? (Только чистая).

-Но для питья  вода должна быть не только чистая, но ещё и какая? (Кипяченая.) Правильно.

- А можно ли пользоваться водой из моря? (Ответы детей.) Нет, она солёная.

- А из реки? (Ответы детей.) В городе вода поступает именно из реки в дом по трубам водопровода. Но сначала вода проходит через водоочистительную станцию, там люди прилагают немало усилий для того, чтобы в воде  не было грязи, песка, мусора, чтобы из наших кранов текла чистая и безопасная для нашего здоровья вода.

Рассматривание плаката «Откуда пришла к нам вода?» 

-Откуда же приходит к нам вода? (Из рек.) Что помогает очищать воду? (Водоочистительные станции.)

- Так вот ребята, на Земле много воды, но чистой, пригодной для нужд человека, мало, и её становится всё меньше и меньше. Воду нужно беречь, чистую воду надо экономить - зря не лить, закрывать кран, устранять неполадку с протечкой воды в трубах. (Карточки с картинками «Берегите воду».)

-Надо ли нам беречь воду? (Ответы детей)

- Как можно её беречь? (Закрывать краны, когда умываемся, сильно не открывать, устранять течь воды из труб.)

Прозрачная, чистая,

Струйкою льется.                                  

Плещется в море,

Мерцает в колодце.

Зверей и людей,

И растенья напоит

И дождиком чистым

Всю землю умоет.

 В реке, в океане

 Прохладой ласкает,

 Под душем и в ванне

 Теплом согревает.

 Нужна она всем на земле и всегда

 Прозрачная, чистая эта вода!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация проекта по развитию познавательно - исследовательской деятельности в старшей группе «Эта волшебная вода …»

Каждый день мы умываемся, чистим зубы, моем руки, принимаем душ. Но часто мы не задумываемся, как к нам в дом попадает вода и откуда она берется? Почему она заканчивается? И может ли случится такое, ч...

НОД. Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности "Секреты воды"

Увлекательное путешествие в лабораторию, где дети, превратившись в исследователей, раскрывают "секреты" воды (знакомятся со свойствами воды)...

Конспект в области Познавательное развитие (познавательно – исследовательская деятельность) Тема: «Вода»

Конспект предназначен для детей дошкольного возраста, с целью ознакомления со свойствами воды через экспериментальную деятельность....

Проект по развитию познавательно — исследовательской деятельности в средней группе «Свойства и состояния воды»

Проект по развитию познавательно — исследовательской деятельности в средней группе «Свойства и состояния воды»Тип проекта: исследовательский, информационно-творческий; по с...

Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста через организацию опытно-экспериментальной деятельности. Науки о природе «Юный исследователь» Тема проекта : «Вода и её свойства»

Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста через организацию опытно-экспериментальной деятельности. Развитие представлений о значении воды и ее свойствах, воспита...