Проект «Осень- глазами детей»
методическая разработка по окружающему миру на тему

Грачева Юлия Вениаминовна

Актуальность темы: Родная природа! В душе ребенка она оставляет глубокий неизгладимый след, потому - что своей яркостью, своим многообразием воздействует на его чувства. Деревья, птицы, облака, лужицы после дождя, разноцветная радуга – все это привлекает внимание детей. В связи с этим, перед нами стоит ответственная задача – воспитывать ребят, а это значит, приобщать ребенка к миру человеческих ценностей – добра и красоты, истины, ориентируясь на «концепцию дошкольного воспитания». Осень – одно из благоприятных времен года для наблюдений за изменениями в природе. При изучении природных явлений взрослые и дети обращают внимания на многие признаки этого замечательного времен года, учатся прослеживать связь между ними, знакомятся с осенней природой. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osen.docx27.19 КБ

Предварительный просмотр:

Проект   «Осень- глазами детей» 

Тип проекта: информационно-творческий, коллективный.

Участники проекта: педагоги, специалисты дополнительного образования, партнеры, родители, дети.

Вид проекта: групповой.

Продолжительность: краткосрочный

Срок реализации проекта: с 2 октября г по 30 октября
Участники проекта: дети, воспитатели, музыкальный руководитель, родители.

Цель: Создать условия для развития познавательных и творческих способностей детей  и родителей в процессе разработки совместного проекта.  Посредством совместной творческой деятельности детей и родителей развивать социально-личностную сферу дошкольников. Помочь семьям увидеть всю красоту и богатства осенней природы родного края.

Задачи:

- Развитие семейного творчества и сотрудничества.

- Обучение детей устанавливать связи и взаимодействия человека с природой, развитие экологического мышления у детей, воспитания гуманного отношения к природе и закладывать основы экологической культуры личности.

- Учить детей отражать наблюдения и полученные знания в различных видах деятельности (изобразительной, игровой, умственной т. д.)

Этапы проекта:

                                              1 этап – подготовительный
Работа с родителями:
1. Информирование родителей о проекте: обсуждение темы проекта, выявление вариантов представления проекта.

2. Сбор информации, работа с методической литературой, составление плана работы над проектом. 

3. Совместно с родителями и детьми собирать природный материал для изготовления поделок.
4. Буклет для родителей. Маршрут выходного дня: «Осенняя прогулка»

5. Работа над выполнением папки – раскладушки «Дошкольникам об осени»

6. Консультация для родителей на тему «Что такое осень!»

Работа с детьми:

1. Подбор методической литературы по данной теме; разработка конспектов занятий, наблюдений; подбор детской художественной литературы; подбор настольно – печатных и дидактических игр.

2. Подбор художественной литературы (рассказы и стихотворения об осенней природе)

3. Подбор дидактических пособий, иллюстраций, репродукций на осеннюю тему, гербарии с осенними листьями.


2 этап –основной (практический)

Работа с родителями:

1. Дома вместе с детьми изготавливают поделки из природного материала для выставки в детском саду.
2.Проведение «Дня открытых дверей» на тему: «Осень глазами детей»  

3. Составления коллажа «Осенний ковер» разными изобразительными техниками.

4. Оформление выставки «Портрет красавицы Осинины» (украшение шляпки для осени по осенней тематики)

5. Изготовление совместно с родителями стенгазета «Ах, какая прелесть осень».

Работа с детьми:
1. Целевые прогулки на участке, а так же по территории детского сада.
2. Прослушивание аудиозаписи П.Чайковского «Времена года» «Осень»
3. Художественное творчество.
4. Чтение художественных произведений посвященных осени, беседы на осеннюю тему.
5. Подвижные, дидактические, сюжетно-ролевые игры.

                                             3 этап - заключительный
1. Организация выставки творческих семейных поделок  «Осеняя фантазия»

2. Презентация семейной стенгазеты «Осеняя лирика – красота рядом!»

3. Конкурс чтецов «Золотая осень!» родители с ребенком  сами выбирают и заучивают понравившееся стихотворение об осени.

4. Осенний бал «Осенний калейдоскоп!»

Предполагаемый результат:

- Развитие познавательной деятельности дошкольников в ходе совместной практической деятельности с воспитателем и родителями.

- Вовлечение родителей в педагогический и творческий процесс работы группы, укрепление заинтересованности в сотрудничестве с детским садом.

- Расширение кругозора детей и закрепление их знаний о сезонных изменениях в природе в осенний период.

- Обогащение активного словаря детей эпитетами, образными выражениями, пословицами и поговорками, стихами на осеннюю тему.

- Развитие связной речи, умения составлять описательные рассказы по картине и повествовательные, опираясь на личный опыт и воспоминания. Чтение наизусть стихотворений об осени.

- Развитие детского творчества в разных направлениях (рисунки, аппликация, моделирование из бумаги и природных материалов, лепка).

Актуальность темы: Родная природа! В душе ребенка она оставляет глубокий неизгладимый след, потому - что своей яркостью, своим многообразием воздействует на его чувства. Деревья, птицы, облака, лужицы после дождя, разноцветная радуга – все это привлекает внимание детей. В связи с этим, перед нами стоит ответственная задача – воспитывать ребят, а это значит, приобщать ребенка к миру человеческих ценностей – добра и красоты, истины, ориентируясь на «концепцию дошкольного воспитания». Осень – одно из благоприятных времен года для наблюдений за изменениями в природе. При изучении природных явлений взрослые и дети обращают внимания на многие признаки этого замечательного времен года, учатся прослеживать связь между ними, знакомятся с осенней природой.

Итоги проекта:

Мы решили привлечь к изучению темы «Осени» родителей , мотивируя их совершать с детьми целевые прогулки, изготовлять совместно с детьми поделки из природного материала, осуществлять подбор художественной литературы на заданную тему. Формы работы с родителями над данным проектом были разнообразные.

Совместные  осенние мероприятия с родителями — дополнительная возможность организовать интересно и с пользой совместный досуг родителей и детей.

Практически во всем дошкольном учреждении проводилась выставка осенних поделок, которые дети приносили из дома. Поделки были как с использованием природного материала: листьев, желудей, каштанов, липовых сережек и других «даров осени», так и с применением обычных материалов (бумага, краски, фломастеры), но на тематику золотой поры года. Дети, как правило, очень гордятся своими маленькими шедеврами и, например,  наш воспитанники несли свою поделку очень бережно и так, чтобы ее видели все остальные.

Организация фотогалереи, составленной из фотографий детей. Дала возможность родителям запечатлеть своих детей на фоне осенних пейзажей во время прогулок в выходные дни.

Состоялся 30.10.2015г. в детском саду состоялся «Конкурса чтецов»,  в котором приняли участие юные мастера художественного слова. Мы подготовили рекомендации  для родителей , как подготовить своего ребенка к заучиванию стихотворения об осени и выступлению его перед аудиторией, развивая харизму и  артистичность. Членам жюри досталась очень непростая задача при подведении итогов. Из лучших стихов необходимо было выбрать лучшие. В ходе оценки появились дополнительные номинации, такие как «Приз зрительских симпатий» и «Самый обаятельный исполнитель».

Были подведены итоги смотра –выставки «Осенняя фантазия».

В конкурсе принимали участие все семьи. Широкое разнообразие материалов используемых при создании работ окрасило выставку в яркую палитру осенних красок. Применялись овощи, фрукты, листья, цветы, желуди, кора деревьев и многое другое.

Каждая поделка заслуживала особого внимания, так как это настоящий «шедевр» совместного творчества детей и родителей, детей и педагогов. При создании конкурсных работ проявлено огромное количество творческой выдумки и фантазии.

Мы оформили в музыкальном зале общую, коллективную осеннюю композицию «Сказочная осень», которая привлекла к себе большое количество внимания,  из семейной стенгазеты «Осеняя лирика – красота рядом!» и коллажей «Осенний ковер».

Хотелось бы отметить то, с какой торжественной гордостью и радостью дети показывали и рассказывали о своих семейных творческих работах. Поэтому во время проведения таких мероприятий очень ярко прослеживается вся ценность и важность совместной работы детей взрослых, так как это способствует не только обогащению семейного досуга, но и объединяет детей и взрослых в общих делах.

Осенний бал «Осенний калейдоскоп!»  в детском саду  имел несколько сюжетов. Музыкальный руководитель Ловдикова Ольга Михайловна представила встречу «Осенины» , как театрализованное представление для родителей, на котором дети показывают сценку из народной сказки. Так же мероприятие не обошлось без игр, эстафет и конкурсами с родителями.

В период проекта всю группу мы с детьми и родителями украшали группу букетами из разноцветных листьев, дополненных ветками с настоящими плодами: калины, шишками и т.п, собранных на прогулке и принесенные из дома; а так же репродукциями осенних пейзажей, макетами деревьев.

В результате познавательной деятельности, у детей появилось стремление расширить свой кругозор по данной теме, желание выявить, чем же интересна осень. В процессе знакомства со сказками, рассказами, стихами, пословицами, загадками осенней тематики, у детей пополнился словарный запас, они стали более грамотно изъясняться, с большим удовольствием участвовать в коллективном разговоре; появилось желание самостоятельно заняться творчеством – сочинять свои загадки и небольшие стихи об осени, где выражали свои чувства, свое позитивное отношение к миру. Все это способствовало развитию эстетического сознания детей, формированию их мировоззрения. Одной из важных составляющих данного проекта является художественно-эстетическое воспитание: дети ознакомились с художественными произведениями осенней тематики, различных видов искусства – музыки, живописи, поэзии. Они научились получать эстетическое удовольствие от общения с прекрасным, стали более восприимчивы, чувствительны, эмоциональны.

План осуществления проекта с детьми

Образовательная деятельность в режимных  моментах

Ежедневные наблюдения во время прогулок за сезонными изменениями, за листопадом.

Рассказ воспитателя: об осени, изменениях происходящих в природе,

умение составлять описательные рассказы, загадки о деревьях и кустарниках.

Беседа «Они же живые, их надо беречь и защищать».

Рассматривание: иллюстрации об осени.

Рассматривание и сравнение листьев (по форме, размеру, длине черенка).

Д. И. «От какого дерева лист», игры с листочками «Дорожка из листьев», «Образы из листьев».

Д/и "Загадай, мы отгадаем", "С какой ветки детки? ", "Найди дерево по семенам", "Найди лист такой, как покажу".

Ситуативный разговор: «Почему не нужно срезать и ломать ветки? », «Как помочь раненому деревцу?».

Д. И. «Что лишнее? » (берёза, дуб, малина).

Учить образовывать однокоренные слова: дуб - дубрава, берёза – березняк.

Чтение рассказов и сказок по данной теме: Л. Н. Соколов-Микитов, «Осень», М. Пришвин «Листопад», Е. Трутнева «Осень», Н. Сладков «Осень на пороге».

Беседа с детьми:

«Почему могут быть опасны старые засохшие деревья? »

«Почему опасно бегать с палками? »

Беседа «О пользе деревьев для человека».

ООД «Осенние хлопоты человека».

Аппликация «Старичок – лесовичок».

Рисование «Осенний лес».

Путешествие в «Грибное царство».

ООД «Осенние заботы животных и птиц».

Лепка декоративная

«Листья танцуют и превращаются в деревья».

Рисование с натуры «Осенние листья».

Аппликация симметричная Заучивание стихотворения И. Белоусовой «Осень»

Сюжетно - дидактическая игра «Юные защитники природы»

Цель: Воспитание бережного отношения природе, желание беречь и защищать природу.

Д/игра «Прогулка по осеннему лесу»

Цель: Закрепить название деревьев и кустарников, расширение словаря детей и обучение творческому рассказыванию.

Подвижные игры: "Поймай листок", " Листопад".

Создание условий для самостоятельной деятельности детей: трафареты листьев, альбомы для раскрашивания «Осень», цветные отпечатки листьев.

Экскурсии: по участку детского сада

Раскрашивание деревьев, листьев.

Беседы о: «Настроении и ощущениях, которые возникают во время прогулки в осеннем парке».

Подбирать яркие эпитеты для описания деревьев осенью.

Разучивание стихотворений об осени.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект"Безопасность - глазами детей"

:В России гибнут ежегодно в ДТП около 2000 детей. С помощью нашего проекта сократим травматизм детей дошкольного возраста на дорогах....

Проект "Мир глазами детей"

В силу последних перемен все более заметной стала утрата нашим обществом традиционного российского патриотического сознания.  В современном обществе наблюдается нарушение преемственности по...

"Глаза - окно в мир". Мини проект "Здоровье глазами детей".

Цели и задачи проекта: – распространение здорового образа жизни среди подрастающего поколения, привлечение его внимания к проблеме сохранения здоровья с ранних лет; — формирование мотивации у детей ...

ПРОЕКТ «Театр глазами детей » Старшая группа 2015-2016г

         В театральной деятельности ребенок раскрепощается, передает свои творческие замыслы, получает удовлетворение от деятельности. Театрализованная деятельнос...

Проект "Семья глазами детей"

Проект по формированию у детей старшего дошкольного возраста образа семьи....

Выставка «Осень глазами детей»

17 ноября 2018 года в  детском саду № 15 Кировского района г. Санкт –Петербурга в приёмной первой младшей группы « Ветерок» открылась выставка «Осень глазами детей»,...

"Лесная копилка" Осень глазами детей...

Дети прекрасны в любом возрасте, любовь к ним безгранична! Задача любого взрослого, создать условия для развития, каждой Нашей новой, прекрасной личности!Каждый родитель, любит своего ребенка, и кажды...