Консультация "Организация мини-музея".
консультация по окружающему миру по теме
Дается материал по организации мини-музея ,этапы и принципы, а так же раскрыт метод "системного оператора" при рассмотрении экспонатов музея.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Консультация для педагогов. | 38.53 КБ |
Предварительный просмотр:
С .Михалков.
«В воскресный день с сестрой моей мы вышли из двора,
Я поведу тебя в музей, -сказала мне сестра.»
А что делать если нет возможности пойти в музей? Просто потому что в ближайшем окружении его нет. Именно поэтому было решено организовать мини-музеи в ДО.
На сегодняшний день музейную педагогику рассматривают как инновационную педагогическую технологию.
Со временем это направление приобрело большую популярность и сегодня , мини-музеи стали неотъемлемой частью развивающей предметно-пространственной среды во многих ДО.
Что такое музей знают все.
Конечно, в условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому и называются эти экспозиции «мини-музеями»
. Что же такое мини-музей?
- занимает очень небольшое пространство (часть групповой, раздевалки, спальни) и размеры экспозиции имеют четкую тематику
- предназначен для маленьких посетителей и открыт для н их постоянно
- не отвечает многим строгим требованиям больших музеев.
Назначение создаваемых мини-музеев — вовлечь детей в деятельность и общение. Важно ,что в их создании принимают участие сами дети, их родители, бабушки, дедушки..
Знакомство с музеем позволяет развивать у дошкольников способности к эстетическому созерцанию и сопереживанию, формировать уважение к другим культурам, потребность и способность самостоятельно осваивать окружающий мир. Музейная педагогика в детском саду является одним из компонентов подготовки ребенка к дальнейшему обучению в школе.
Долгие годы музеи запрещали посетителям даже прикасаться к экспонатам. Сейчас уже многие из них работая с детьми, не только разрешают, но и рекомендуют (например :позвонить в старинный колокольчик, написать пером на бумаге). Тем самым, они становятся интерактивными. Но если они только становятся, то мини-музеи изначально создавались как интерактивные, где экспонаты можно потрогать, понюхать, рассмотреть и даже поиграть.
Дошкольнику свойственно познавать мир посредством органов чувств. Ему недостаточно лишь увидеть что-то глазами, он больше и лучше запоминает, когда дотронется до вещи, возьмёт её в руки, может быть, подвигается с нею. Увеличивается полнота восприятия, прочность запоминания. Поэтому, приходя в музей, дети, конечно, с помощью воспитателя имеют возможность взять с полки заинтересовавший их предмет и рассмотреть его и даже поиграть.
Именно эта особенность привлекает детей. У них появляется интерес, а отсюда обучение становиться более эффективным. Ребенок с гордостью рассказывает о принесенном экспонате из дома.
Но, задумывались ли вы , над тем когда и как появились первые музеи, какими именно они были, какие необычные музеи существуют в наше время?. Ответы на эти вопросы заинтересуют и взрослых и детей.(коллекционирование, страсть к собиранию каких-либо предметов общепризнанна., частные коллекции являлись основой для организации музея.
Самые-самые
Самый большой -; Парижский Лувр более 60.000 кв.м. обойти его потребуется неделя , а то и больше.
Самый маленький музей мира- в Литве в деревне БИЕТЕЙ и называется он «БАУБЛИС» и размещается в дупле старого дуба диаметром 2 метра. Создан в 1812г. В числе экспонатов: кости мамонта, старинные монеты, оружие, рыцарские панцири и библиотека из 200 книг.
Самый старый Британский музей в Лондоне 1753г. Представлены сокровища римской, египетской и азиатской культур, большая коллекция европейских художественных полотен.
Интересно, что создание необычного музея способно оживить экономику даже малоизвестного и не большого городка. Пример тому г. Мышкин Ярославской области прославился на весь мир , создан единственный в мире музей мыши.- (валенка) Туристический маршрут.
Необычные музеи
-Музей Детства( с отделом детских наказаний)- Великобритания
-лжи-Германия
-Шпаргалок- Болгария, София
-Чертей-Каунас
Есть и профессиональные музеи.
Так музей -дошкольного воспитания-Финляндия.
«Главным героем» музея может стать самый обычный предмет. Ведь любая вещь несет в себе разнообразную информации. В основе создания такого музея лежит СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД.
Музеи , посвященные природе, традиционно любимы и детьми и взрослыми. В последнее время стали создаваться музей посвященные одному из компонентов природы
Так в Москве есть музей Воды (Саринский проезд 13 ),
Музей Леса- (5 Монтчиковый переулок )
Музей ,Дождевого червя- в Московском зоопарке сосдан энтузиастами экологами, чтобы рассказать о важной роли этого животного в природе и изменить к нему традиционно неприязненное отношение.
Организация мини-музея посвящена одному предмету, объекту природы или явлению, способствует методу системного подхода.
Гафитулин М.С. изложил в шутливом стихотворении этот метод
Если мы рассмотрим Что-то,
Это Что-то для чего-то,
Это Что-то из чего-то,
Это Что-то -часть чего-то,
Чем-то было раньше Что-то,
Есть противники у Что-то,
Много есть друзей у Что-то,
Чем-то будет это Что-то,
Все нейтральное у Что-то
Делает свое чего-то,
Что-то ты теперь возьми
И в музее рассмотри.
Теперь проиллюстрируем работу системного оператора на конкретном примере, как эта работа проводиться с детьми.
Чашка (в рамках занятия по ознакомлению с предметным миром)-композиционный центр панно из бумаги, ткани,
-чашка часть сервиза (иллюстрации сервиза, или детский сервиз, иллюстрации где могут храниться),
-часть – разные ручки, разные формы(чашка с 2 ручками, на ножке)
4.5.6 система в прошлом (материалы из которых делали чашки и история происхождения)
7.8.9 система в будущем (самые разнообразные экспонаты(треснувшая, осколки в прозрачной пластиковой коробке )
Таким образом, для создания мини-музея очень удобно применить метод СИСТЕМНОГО ОПЕРАТОРА.
Музей – это особое, специальное организованное пространство ДО, способствующее расширению кругозора и ребёнка, и взрослого и в ходе знакомства с экспозициями мини-музеев.
Главная задача музея в дошкольном учреждении постоянно поддерживать к нему живой интерес воспитанников и не допускать скучного однообразия.
Цели и садачи (слайд )
- Реализация направления «Музейная педагогика»
- Обогащение предметно-развивающей среды ДО новыми формами.
- Формирование у дошкольников представления о музее.
- Расширение кругозора дошкольников.
- Развитие познавательных способностей и познавательной деятельности.
- Формирование проектно-исследовательских умений и навыков.
- Формирование умения самостоятельно анализировать и систематизировать полученные знания.
- Развитие творческого и логического мышления, воображения.
- Формирование активной жизненной позиции.
Создание мини-музея –состоит из нескольких этапов
. « Организация работы по созданию мини-музея в ДО» ЭТАПЫ(слайд)
Работа в музее очень увлекает детей, она естественно стимулирует их творческую мысль, укрепляет и развивает познавательные интересы детей.
Первый этап, подготовительный — «Планирование мини-музея»
Выбор темы мини-музея, определение места размещения мини-музея, планирование экспозиций, выбор дизайна оформления мини-музея, подбор экспонатов, оформление визитной карточки и паспорта мини-музея, разработка форм работы с экспозициями мини-музеев, разработка ознакомительной экскурсии в мини-музей, разработка конспектов занятий с использованием экспозиций мини-музея.
Второй этап, практический — «Создание мини-музя»
Положительного результата можно достичь только в том случае, если будет осуществляться взаимодействие всех участников воспитательного процесса: детей, родителей и педагогов.
Выбор темы мини-музея происходит исходя из интересов детей, инициативы педагога, умеющего увлечь и заинтересовать своих воспитанников,
Месторасположение мини-музеев определяли с учётом интерактивности и полифункциональности музейного пространства, психологической комфортности и безопасности деятельности. Народная мудрость гласит: «Кто хочет-ищет возможности, кто не хочет- ищет причины». Даже в самых стесненных условиях при желании можно найти уголок для небольшой экспозиции. Даже картонная ширма –раскладушка, расположенная в раздевалке поможет выделить место для маленького передвижного музея.
Размещение музея в групповом помещении позволяет выстраивать материал музея постепенно, по мере получения новой информации. Воспитатель имеет возможность обратиться к материалам музея, а дети группы по желанию рассматривать экспонаты, обсуждать их особенности, задавать вопросы педагогу, использовать некоторые экспонаты для режиссерских игр, пользоваться дидактическими играми и проводить самостоятельные исследования за экспериментальным столиком.
Если позволяет площадь раздевалки, то музей можно разместить и там. Это дает возможность более тесного общения с родителями. Залы и студии дополнительного образования также идеально подходят для мини-музеев. Но чтобы привлечь внимание детей и не сливался с общим фоном, необходимо педагогу проявить искусство дизайнера.
Внимание детей дошкольного возраста еще недостаточно сформировано. Оно отличается кратковременностью, неустойчивостью. Поэтому эффективность всей работы в мини-музее будет в немалой степени зависеть и от того, насколько удачно расположены экспонаты, от степени их привлекательности для ребенка. Наиболее оптимальным является вариант размещения экспонатов на разных уровнях: вертикальном и горизонтальном. Решить эту задачу помогут стеллажи и настенные полочки, ширмы, стенды, столики разной величины, тумбы.
Расположение всех экспонатов только в одной горизонтальной плоскости, например на детском столике, нецелесообразно. В одной плоскости лучше всего смотрятся коллекции, то есть предметы одного наименования. Например, размещенная таким образом коллекция часов даст представление об их разнообразии. В мини – музее может быть представлена любая коллекция, но все же его основная задача — показать объект с разных сторон отразить его взаимосвязи с другими объектами. Во-вторых, в горизонтальной плоскости сложно объединить экспонаты по темам и разделить их визуально. Освоение вертикали может быть осуществлено следующим образом:
-размещение материала на настенных полочках;
-использование ширм.
-использование стендов;
Привлечение родителей
Организуя работу по привлечению родителей к подбору экспонатов мини-музеев, мы опирались на следующие принципы:
-партнерство родителей и педагогов;
-единое понимание педагогами и родителями целей и задач музейной педагогики;
-помощь, уважение и доверие со стороны родителей.
В процессе работы родители постепенно, становились активными участниками создания мини-музеев в группах. Совместно с мамой и папой дети подбирали экспонаты, изготавливали их своими руками (поделки из брошенных вещей), оформляли экспозиции, что способствовало стимулированию познавательной активности детей, сблизило родителей и детей, сделало их настоящими партнерами.
Третий этап, деятельностный — «Функционирование мини-музеев».
В настоящих музеях трогать руками большинство экспонатов нельзя, а вот в наших мини-музеях не только можно, но и нужно В обычном музее ребенок — лишь пассивный созерцатель, а здесь он — соавтор, творец экспозиции, участник творческого процесса. Ведь каждый ребенок пополнял экспозиции своими творческими работами, изготовленными на занятиях и в свободной деятельности. Причем не только он сам, но и его папа, мама, бабушка и дедушка. Мини-музей — результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей. Залог хорошего мини-музея в детском саду — его интерактивность. Если детям разрешают потрогать , понюхать, поиграть,, рассмотреть вблизи настоящую медаль — они чувствуют себя причастными к процессу и начинают интересоваться историей создания экспоната, легче усваивают материал. Мини-музеи стали неотъемлемой частью воспитания творческой личности и мы уверены, что ребенок покидает музей с ощущением уверенности подъема «еще на одну ступеньку»
Принципы создания мини-музея.(слайд)
1. Наглядности.
При подборе коллекции учитывается прежде всего образовательная функция. Коллекция музея должна содержать большой наглядный и практический материал.
2. Природосообразности.
- мини-музей должен учитывать психофизиологические особенности детей разного возраста и предусматривать условия для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка;
3. Интеграции.
- мини-музей должен учитывать содержание образовательной программы ДО и помогать в реализации ее общих задач и задач отдельных образовательных областей, в частности
4. Научности .
представленные экспонаты должны достоверно отражать тематику мини-музея, объяснять различные процессы и явления в рамках выбранной темы научным и в то же время доступным для ребенка языком;.
5. Интерактивности,
позволяющий детям на основе чувственных восприятий обогащать личный опыт.
6. Мобильности.
Композиции музея составлены таким образом, чтобы при необходимости они могли использоваться мобильно (например, выносится в отдельные группы в «музейном сундучке»)
7. Доступности.
Все экспонаты должны быть доступными для посетителей.
8. Гуманизма (экспонаты должны вызывать бережное отношение к природе вещей).
Где расположить
Отметим сразу, что у любого места расположения мини-музея есть свои плюсы и минусы. Идеальных условий нет ни в одном из вариантов.
Групповое помещение.
Этот вариант предоставляет возможность выстраивать материал музея постепенно, по мере получения новой информации. Воспитатель может в любое время обратиться к материалам музея, а дети группы по желанию рассматривать экспонаты, обсуждать их особенности, задавать вопросы педагогу, использовать некоторые экспонаты для игр, пользоваться дидактическими играми и проводить самостоятельные исследования за экспериментальным столиком. Однако расположение мини-музеев в группах имеет и свои минусы. Во-первых, постоянный доступ к музею получают дети только одной группы. Удаленность от раздевалки ограничивает свободное общение детей с родителями по темам музея. Кроме того, родители детей других групп не имеют полного представления о работе детского сада.
Раздевалка.
Если позволяет площадь, то вариант размещения мини-музея в раздевалке имеет те же преимущества, что и музей в групповой комнате. Кроме того, у детей появляется возможность общения с родителями по теме музея. Недостатки-те же.
Народная мудрость «Кто хочет -ищет возможности, кто не хочет-ищет причины» При желании можно найти место для небольшой экспозиции, даже картонная ширма раскладушка, расположена в раздевалке поможет выделить место для маленького передвижного музея.
Групповое помещение
«+»-выстраивается постепенно, по мере получения новой информации,
Воспитатель может в любое время обратиться к материалам музея,
Дети-по желанию рассмотреть, задать вопрос, обсудить
«- « отдаленность ограничивает свободное общение детей и родителей по темам музея.
Как оформить
Внимание детей дошкольного возраста еще недостаточно сформировано. Оно отличается кратковременностью, неустойчивостью. Поэтому эффективность всей этой работы в мини-музее будет в немалой степени зависеть и от того, насколько удачно расположены экспонаты, от степени их привлекательности для ребенка. Наиболее оптимальным является вариант размещения экспонатов на разных уровнях: вертикальном и горизонтальном. Решить эту задачу помогут стеллажи и настенные полочки, ширмы, стенды, столики разной величины, тумбы.
Горизонтальные и вертикальные поверхности.
Расположение всех экспонатов только в одной горизонтальной плоскости, например на детском столике, нецелесообразно. В одной плоскости лучше всего смотрится коллекция, то есть предметы одного наименования. Например, коллекция морских раковин, отличающихся по окраске, форме, размеру, сразу дает представление об их многообразии.
. Во-вторых, в горизонтальной плоскости сложно объединить экспонаты по темам и разделить их визуально. А это осложняет задачу удерживания внимания ребенка в пределах одной группы предметов. Если же у педагога нет возможности использовать более подходящие уголки, ситуация может быть исправлена следующим образом. Из крупных строительных кубиков, цилиндров, кирпичиков на столике можно выстроить разноуровневые подставки, скрепить их между собой скотчем и красиво задрапировать легкой тканью.
Освоение вертикали может быть осуществлено следующим образом:
- размещение материала на настенных полочках;
- использование ширм;
- использование стендов;
- размещение мелкого материала на сухих или искусственных ветках деревьев.
Особенно удобны в использовании стенды. Основное их достоинство заключается в том, что они просты в изготовлении, легки и безопасны для детей. Стенды очень мобильны и позволяют легко и быстро перестроить композиционное решение музея. А этот факт играет немаловажную роль, что именно эффект новизны имеет большое значение в привлечении и удержании внимания ребенка.
Стенды используются для размещения иллюстративной информации, схем. К ним очень удобно крепить и легкие объемные предметы.
Если для музея отведено определенное место, очень удобно прикрепить к потолку два-три небольших крючка. Это позволит разнообразить композицию музея вертикальными элементами.
Рекомендации по организации мини-музея в ДО
Организация размещения музея
1.Если вы вынуждены ограничиваться небольшим помещением для создания музея, то:
- стройте работу с детьми по подгруппам – не более 10 человек, чтобы экспонаты были доступны для обзора каждого посетителя.
- тщательно продумайте мини – зоны, которые соответствуют содержанию музея и формату имеющейся площади;
- заранее планируйте порядок сменяемости экспонатов музея и варианты их хранения вне музея (в так называемых «запасниках»)
2. Не перегружайте помещение музея витринами и стендами, оставьте место для музейного экспериментирования и организации тематических выставок для интерактивной работы с детьми.
3. Заранее продумайте освещение музея. Лучше всего дополнительно использовать элементы подсветки выставочных шкафов.
4. Не перегружайте помещение музея цветовыми оттенками. Пусть всё внимание будет обращено на экспозицию, а цвет стен и пола целесообразно выдержать в лаконичной гамме. На окна лучше всего подойдут жалюзи – они не отягощают пространства.
Продумывая содержание:
1. Заранее подбирайте разнообразные музейные экспонаты и их количество. Например: для проведения выездной экспозиции «музейного сундучка» может понадобиться несколько предметов одного назначения. В этом случае они не все выставляются витринах, а приобретаются впрок и до времени хранятся в «запасниках».
2. Определяя тематику экспозиций, придерживайтесь правила «постепенной смены»: что-то для детей остаётся знакомым, а что-то новое вносится поэтапно.
3. Если вы на начальном этапе и не имеете разнообразие материала – ни в коем случае не выставляйте его весь. Главная задача музея в дошкольном учреждении постоянно поддерживать к нему живой интерес воспитанников и не допускать скучного однообразия.
4. Обязательно выстройте перспективу работы музея. Не гонитесь за активным обновлением материалов. Отдельные темы и экспонаты будут присутствовать в вашем музее с определённой цикличностью. Это связано с особенностями воспитательного процесса ДОУ: знакомство с отдельными темами проходят у дошкольников поэтапно, с добавлениями и усложнением в зависимости от возраста.
Мини-музеи стали неотъемлемой частью воспитания творческой личности и мы уверены, что ребенок покидает музей с ощущением уверенности подъема «еще на одну ступеньку
Игры для мини-музеев.
При создании и использовании мини-музеев мы не забываем о том, что ведущей деятельностью дошкольников является игра. Поэтому в каждом мини-музее в уголке самостоятельной деятельности и в других разделах детям предоставляется возможность играть. Тема мини-музея сама подскажет, какими должны быть игры: сюжетно-ролевыми, играми-драматизациями, дидактическими и т. д. Дидактические игры или материалы для игровых упражнений располагаются в коробках и конвертах. Некоторые задания можно разместить на стендах. Желательно подобрать такие упражнения, чтобы дети сами могли догадаться, какое именно задание нужно выполнить. Есть ряд «универсальных» игр, которые можно использовать при работе в любом мини-музее. Важно, что их правила хорошо знакомы детям. Педагог лишь изменяет содержание заданий в зависимости от тематики музея. («Лото»,, «Солнышко», «Разноцветные прищепки», «Зашифрованные надписи», «Бродилки»). (Материал в распечатке)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование элементов музейной педагогики в формировании экологической культуры дошкольников через работу мини- музея ДОУ
Прививать детям любовь к природе надо с самого раннего возраста. Данная технология раскрывает конкретный пример работы с детьми по формированию экологической культуры у воспитанников ДОУ ч...
Путеводитель по мини-музеям ДОУ
В каждой группе детского сада был создан свой мини музей. Назрела необходимость создать подобный путеводитель. Оцените, что получилось?...
Проект мини-музей «Мир воздуха » Руководитель мини-музея: Горкина С.С.- воспитатель первой категории р.п. Пышма МБДОУ ПГО « Пышминский детский сад № 7».
Наименование мини-музея: мини-музей «Мир воздуха »Профиль музея: познавательно- исследовательский. Цель:Изучение детьми воздуха и способы его обнаружения.Формировать осоз...
Обогащение предметно-развивающей среды посредством создания мини-музея в группе. Наш мини- музей "Чудо-дерево"
Каждое посещение нашего мини-музея – это деятельность, имеющая учебную, воспитательную, развивающую цель. В мини-музее в условиях группы происходит развитие познавательных интересов и познавател...
«Организация мини-музея в ДОУ. Особенности местоположения мини – музеев в ДОУ.»
Создание мини-музеев в детском саду на сегодняшний день очень актуально. Это связано, во-первых, с тем, что мы живем в регионе, удаленном от культурных центров, где размещено большее количество ...
Организация мини – музея в старшей группе «Я – экскурсовод» (в мини – музее «Животные Севера»)
Цель:Уточнить и систематизировать знания детей об особенностях природы и жизни животных и птиц Крайнего севера.Задачи:Образовательные:- познакомить детей с особенностями природы Крайнего севера.- расш...
Организация мини - музея в старшей группе "Я - экскурсовод" ( в мини - музее «Золотая Хохлома»)
Цель: Познакомить детей с видом народного промысла хохломой. Задачи: Образовательные: Р...