Конспект НОД "Этот удивительный песок"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему
«Ах, этот удивительный песок»
Цель: познакомить детей со свойствами песка, его происхождением, использованием, через исследовательскую деятельность, используя опыты.
Материал: баночки с песком, баночки с водой, ложечки, карандаши, магнит, лупы, штатив с воронкой. Пособие « Секреты неживой природы»,мультимедио проектор.
Ход занятия:
Сюрпризный момент (воспитатель вносит « Волшебный мешочек», предлагает детям положить в него руку и наощупь определить, что там находится. Выслушиваются предположения детей: сахар, мука, песок, соль и т.д.).
Он очень нужен детворе,
Он на дорожках во дворе.
Он и на стройке и на пляже
И он в стекле расплавлен даже
Воспитатель: А теперь ребята давайте посмотрим, что же там находится, кто из вас угадал, что в мешочке.
Дети: В мешочке песок.
Воспитатель: Кто знает, что такое песок?
Дети: песок – это полезное ископаемое.
Воспитатель: сегодня вы будите исследовать песок, познакомитесь с его свойствами. А как вы думаете, где проводят исследования?
Дети: В лаборатории.
Воспитатель: Что такое лаборатория?
Дети: специальный кабинет, где проводят исследования, ставят опыты, эксперименты.
Воспитатель: сегодня мы отправимся в лабораторию, а для этого нам с вами нужно одеть фартуки, чтоб исследовать песок, ставить над ним опыты. Для того чтоб проводить исследование необходимо специальное оборудование. Какое оборудование находится на столах.
Дети: дети перечисляют оборудование
Опыт № 1 ( что какое песок, из чего он состоит? Обследовать сухой песок пальцами; насыпать его на пластину и рассмотреть в лупу, опустить в песок магнит, на нем появятся мелкие частицы металла, рассмотреть их.
Вывод: песок состоит из мелких камешков, которые имеют разную окраску, форму, размеры. В песке присутствуют частички металла, на ощупь песок шершавый.
Опыт № 2 (детям предлагается пересыпать сухой песок из одной баночки в другую, опустить в банку с сухим песком карандаш, поводить карандаш в разные направления).
Вывод: песок – сыпучий ,рассыпчатый, рыхлый.
Опыт № 3 ( взять горсть песка и пустить его струей в одну точку, образуется конус. Он растет в высоту, а у основания его площадь становиться шире, если долго сыпать ,то образуются сплывы. Можно подуть на песок имитируя ветер, частички песка передвинутся.
Вывод: песок может двигаться.
Воспитатель: Правильно песок может двигаться. Давайте и мы с вами отдохнем и подвигаемся.
( под музыку проводится физкультминутка)
Это лёгкая забава —
Повороты влево - вправо.
Нам известно всем давно —
Там стена, а там окно. (Повороты туловища вправо и влево.)
Приседаем быстро, ловко.
Здесь видна уже сноровка.
Чтобы мышцы развивать,
Надо много приседать. (Приседания.)
А теперь ходьба на месте,
Это тоже интересно. (Ходьба на месте.)
Воспитатель: отдохнули, ну а теперь возвращаемся в лабораторию и продолжаем исследовать песок.
Опыт № 4 (в баночку с водой опустить горсть сухого песка, не размешивать его. Пронаблюдать, что произойдет. Песок осядет, а на поверхности воды можно увидеть песочную пыль. Если размешать воду, песочная пыль растворится, окрасит воду.
Вывод: песок тяжелый ,пыль легкая остается на поверхности, окрашивает воду.
Опыт № 5 ( в воронку с песком наливаем воду, вода проходит через песок (надо отметить, что некоторое время вода держится на поверхности, затем она постепенно уходит вглубь. Если же воду налить в влажный песок, то вода просочится гораздо быстрее, т.к воздуха между частичками нет. При попадании воды в песок он начинает менять свои свойства: плотный, вязкий, более темный, может приобрести форму.
Вывод: песок пропускает воду, может изменить свои свойства под воздействием воды. Сырой песок пропускает воду быстрее, чем сухой.
На занятии при показе опытов используется пособие « Секреты неживой природы». Рассматривая каждое свойство песка, при помощи опыта, детям показывается модель изображения данного свойства. Карточки с моделями последовательно вкладываются в специальные кармашки. После выполнения всех опытов перед детьми «выстраивается лента», показывающая все свойства, которыми обладает песок (свойства которые были рассмотрены при помощи опытов).
Воспитатель: Ребята, сегодня, «наш герой» –это песок. А где можно его встретить, где его можно применить( Варианты ответов детей). Я предлагаю вам посмотреть на волшебный экран, который покажет где и как можно применить песок.
(на экране показаны кадры где применяется песок: в строительстве, для изготовления бетона, цементного раствора, для изготовления стекла, при тушении пожара, в гололед, в медицине, когда нужно что-то погреть, для игр, песком можно рисовать.
Воспитатель: А сейчас мы с вами из научной лаборатории отправимся в лабораторию творческую.
(выполняем аппликацию из цветного песка)
Подведение итога.
Воспитатель: Давайте сделаем выводы. Что вы сегодня исследовали (песок)
Что такое песок (песок-это полезное ископаемое, состоит песок из мелких камешков, которые имеют разную форму, окраску, размер. Песок может содержать частички металла)
Какими свойствами обладает песок (сыпучий, рыхлый, рассыпчатый, может пропускать воду, двигается, изменяет свои свойства под воздействием воды)
Где применяется песок (в строительстве, для изготовления бетона, цемента, для изготовления стекла, при тушении пожара, в гололед, в медицине, когда нужно что-то погреть, для игр, песком можно рисовать).
Как вы исследовали песок, с помощью чего (ставили опыты, исследовали при помощи специального оборудования)
При подведении итогов, для закрепления свойств песка используется опять пособие «Секреты неживой природы» (обращается внимание детей на модели, изображающие свойства)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya.docx | 19.65 КБ |
Предварительный просмотр:
«Ах, этот удивительный песок»
Цель: познакомить детей со свойствами песка, его происхождением, использованием, через исследовательскую деятельность, используя опыты.
Материал: баночки с песком, баночки с водой, ложечки, карандаши, магнит, лупы, штатив с воронкой. Пособие « Секреты неживой природы»,мультимедио проектор.
Ход занятия:
Сюрпризный момент (воспитатель вносит « Волшебный мешочек», предлагает детям положить в него руку и наощупь определить, что там находится. Выслушиваются предположения детей: сахар, мука, песок, соль и т.д.).
Он очень нужен детворе,
Он на дорожках во дворе.
Он и на стройке и на пляже
И он в стекле расплавлен даже
Воспитатель: А теперь ребята давайте посмотрим, что же там находится, кто из вас угадал, что в мешочке.
Дети: В мешочке песок.
Воспитатель: Кто знает, что такое песок?
Дети: песок – это полезное ископаемое.
Воспитатель: сегодня вы будите исследовать песок, познакомитесь с его свойствами. А как вы думаете, где проводят исследования?
Дети: В лаборатории.
Воспитатель: Что такое лаборатория?
Дети: специальный кабинет, где проводят исследования, ставят опыты, эксперименты.
Воспитатель: сегодня мы отправимся в лабораторию, а для этого нам с вами нужно одеть фартуки, чтоб исследовать песок, ставить над ним опыты. Для того чтоб проводить исследование необходимо специальное оборудование. Какое оборудование находится на столах.
Дети: дети перечисляют оборудование
Опыт № 1 ( что какое песок, из чего он состоит? Обследовать сухой песок пальцами; насыпать его на пластину и рассмотреть в лупу, опустить в песок магнит, на нем появятся мелкие частицы металла, рассмотреть их.
Вывод: песок состоит из мелких камешков, которые имеют разную окраску, форму, размеры. В песке присутствуют частички металла, на ощупь песок шершавый.
Опыт № 2 (детям предлагается пересыпать сухой песок из одной баночки в другую, опустить в банку с сухим песком карандаш, поводить карандаш в разные направления).
Вывод: песок – сыпучий ,рассыпчатый, рыхлый.
Опыт № 3 ( взять горсть песка и пустить его струей в одну точку, образуется конус. Он растет в высоту, а у основания его площадь становиться шире, если долго сыпать ,то образуются сплывы. Можно подуть на песок имитируя ветер, частички песка передвинутся.
Вывод: песок может двигаться.
Воспитатель: Правильно песок может двигаться. Давайте и мы с вами отдохнем и подвигаемся.
( под музыку проводится физкультминутка)
Это лёгкая забава —
Повороты влево - вправо.
Нам известно всем давно —
Там стена, а там окно. (Повороты туловища вправо и влево.)
Приседаем быстро, ловко.
Здесь видна уже сноровка.
Чтобы мышцы развивать,
Надо много приседать. (Приседания.)
А теперь ходьба на месте,
Это тоже интересно. (Ходьба на месте.)
Воспитатель: отдохнули, ну а теперь возвращаемся в лабораторию и продолжаем исследовать песок.
Опыт № 4 (в баночку с водой опустить горсть сухого песка, не размешивать его. Пронаблюдать, что произойдет. Песок осядет, а на поверхности воды можно увидеть песочную пыль. Если размешать воду, песочная пыль растворится, окрасит воду.
Вывод: песок тяжелый ,пыль легкая остается на поверхности, окрашивает воду.
Опыт № 5 ( в воронку с песком наливаем воду, вода проходит через песок (надо отметить, что некоторое время вода держится на поверхности, затем она постепенно уходит вглубь. Если же воду налить в влажный песок, то вода просочится гораздо быстрее, т.к воздуха между частичками нет. При попадании воды в песок он начинает менять свои свойства: плотный, вязкий, более темный, может приобрести форму.
Вывод: песок пропускает воду, может изменить свои свойства под воздействием воды. Сырой песок пропускает воду быстрее, чем сухой.
На занятии при показе опытов используется пособие « Секреты неживой природы». Рассматривая каждое свойство песка, при помощи опыта, детям показывается модель изображения данного свойства. Карточки с моделями последовательно вкладываются в специальные кармашки. После выполнения всех опытов перед детьми «выстраивается лента», показывающая все свойства, которыми обладает песок (свойства которые были рассмотрены при помощи опытов).
Воспитатель: Ребята, сегодня, «наш герой» –это песок. А где можно его встретить, где его можно применить( Варианты ответов детей). Я предлагаю вам посмотреть на волшебный экран, который покажет где и как можно применить песок.
(на экране показаны кадры где применяется песок: в строительстве, для изготовления бетона, цементного раствора, для изготовления стекла, при тушении пожара, в гололед, в медицине, когда нужно что-то погреть, для игр, песком можно рисовать.
Воспитатель: А сейчас мы с вами из научной лаборатории отправимся в лабораторию творческую.
(выполняем аппликацию из цветного песка)
Подведение итога.
Воспитатель: Давайте сделаем выводы. Что вы сегодня исследовали (песок)
Что такое песок (песок-это полезное ископаемое, состоит песок из мелких камешков, которые имеют разную форму, окраску, размер. Песок может содержать частички металла)
Какими свойствами обладает песок (сыпучий, рыхлый, рассыпчатый, может пропускать воду, двигается, изменяет свои свойства под воздействием воды)
Где применяется песок (в строительстве, для изготовления бетона, цемента, для изготовления стекла, при тушении пожара, в гололед, в медицине, когда нужно что-то погреть, для игр, песком можно рисовать).
Как вы исследовали песок, с помощью чего (ставили опыты, исследовали при помощи специального оборудования)
При подведении итогов, для закрепления свойств песка используется опять пособие «Секреты неживой природы» (обращается внимание детей на модели, изображающие свойства)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по исследовательской деятельности "Ах,этот удивительный песок!""
На занятии дети исследуют свойства песка. Для закрепления свойств песка используется авторское пособие "Секреты неживой природы"....
конспект НОД по познавательному развитию"Ах,этот удивительный песок"
Задачи: познакомить детей со свойствами природного песка; развивать способности овладевать средствами познавательной деятельности способами обследования объекта; расширять представления о п...
Конспект НОД с использованием технологии исследовательской деятельности "Удивительный песок"
конспект занятия...
Конспект образовательной ситуации по исследованию объектов живой и не живой природы, экспериментированию для детей 6 - 7 лет на тему "Удивительный песок"
Современные дети живут в эпоху информатизации и компьютеризации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания ...
Конспект НОД "Удивительный песок"
Все описанные ниже игры-упражнения можно использовать как для работы индивидуальной коррекционной, так и для развивающей с подгруппой детей. ...
Конспект НОД "Удивительный песок"
Конспект НОД "Удивительный песок", разрабатан для детей старшего дошкольного возраста, образовательная область - познавательное развитие...
Конспект нод "Удивительный песок"
опыты с песком...