Конспект нод "Удивительный песок"
опыты и эксперименты по окружающему миру
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение – детский сад комбинированного вида №6 «Сказка» Барабинского района Новосибирской области
Конспект опытно – экспериментальной деятельности
«Удивительный песок»
2022 г.
Цель: создание условий для развития познавательно - исследовательской деятельности у детей дошкольного возраста, посредством ознакомления с песком.
Задачи:
Образовательные
- систематизировать знания детей о песке и его свойствах;
- формировать умения осуществлять осознанную деятельность (Как это сделать? Что я знаю? Что сделаю?)
- дать элементарные представления о свойствах фильтрации.
Развивающие:
- развивать память, логическое мышление, внимание, речь, мелкую моторику.
- развивать навыки опытно-экспериментальной деятельности с использованием схем.
Воспитательные:
- воспитывать бережное отношение к природе.
- воспитывать чувство коллективизма.
Методы и приемы:
- наблюдение;
- беседа;
- создание проблемной ситуации;
- объяснительно-иллюстративный;
- игровой;
- экспериментирование;
- совместная деятельность с детьми.
Предварительная работа:
Беседа о свойствах песка, проведение элементарной опытно-экспериментальной деятельности с песком и водой, рассматривание иллюстраций, наблюдения, чтение познавательной литературы.
Оборудование и материалы:
Песок, стаканчики, вода, пробирки, воронка, губки, одноразовая посуда, салфетки, лупы, очки, схемы, игровая атрибутика.
Ход образовательной деятельности
1.Постановка проблемы. Вхождение в игровую ситуацию. Обсуждение проблемы и постановки задачи.
Дети находят письмо, где Незнайка просит ребят помочь разобраться с «непонятными рисунками» (схемами) и пишет о том, что слышал об удивительном песке. Вот только почему он удивительный, не знает. И просит помочь провести исследование. Детям он будет очень благодарен.
Воспитатель: А как вы думаете, кто такие исследователи?
Дети: (ответы детей) люди, ученые…
Воспитатель: А что мы с вами планируем исследовать, по просьбе Незнайки?
Дети: Песок.
Воспитатель: Предлагаю превратиться в исследователей, и надеть защитные очки, без которых нельзя проводить исследования.
2.Опытническая деятельность.
Воспитатель: А теперь будем искать в песке, что - то удивительное!
Опыт 1
Воспитатель: возьмите мерной ложкой и насыпьте песок на тарелку. Легко ли сыпется песок?
Дети: Легко, свободно.
Воспитатель: А почему, как вы думаете?
Дети: Песок сухой и легко сыпется.
Воспитатель: Ребята, возьмите лупу и внимательно рассмотрите песок. Найдите как можно больше особенностей у песчинок, чем похожи, чем отличаются?
Дети: по размеру (большие, маленькие), по форме (круглые, овальные), по цвету (белые, коричневые, желтые, темные, светлые)
Воспитатель: А как вы думаете, они скреплены между собой?
Дети: Нет, он сыпучий их можно разделить по одной.
Воспитатели: Юные исследователи, а попробуйте понюхать песок?
Дети: Песок не имеет запаха.
Воспитатель: Правильно, сухой песок не имеет запаха. А теперь обратите внимание на размер песчинок, они одинаковые?
Работа с ситом.
Воспитатель: Если песок сыпется, то он какой?
Дети: Сыпучий, легкий, рассыпающийся.
Предложить рассмотреть «Схемы с человечками». Модели твердого, жидкого и газообразного вещества, определить их отличия. (элементы ТРИЗ)
рис.1 молекулы твердого тела
рис.2 молекулы жидкости
рис.3 молекулы газа
Вывод: песок сыпучее вещество, имеет отдельные твердые крупинки, которые не скреплены между собой и разные по размеру.
Опыт 2
Воспитатель: Продолжаем изучать свойства песка. Юные мои исследователи, а как вы думаете, где мы можем найти песок в окружающем нас мире?
Дети: В песочнице, во дворе, на пляже, на стройке.
Воспитатель: А на обеденном столе мы можем встретить песок?
Дети: Да, сахарный.
Воспитатель: Чем отличается сахарный песок от речного песка?
Дети: Цветом, из сахарного не сделаешь куличики, речной песок не съедобный.
Воспитатель: У меня возник вопрос, какой песок быстрее раствориться в воде?
Дети: Сахарный песок раствориться быстрее.
Воспитатель: Необходимы доказательства ваших слов
Исследовательская деятельность
(Дети растворяют в двух стаканах сахарный и речной песок и поясняют в ходе опыта)
Вывод: сахарный песок растворяется в воде, вода остается светлой, а на вкус сладкой. Речной песок не растворяется, оседает на дне стакана, и вода становится мутной.
Физминутка
Опыт 3
Воспитатель: Рассаживайтесь на свои рабочие места, продолжаем. Как замечательно у нас получается изучать свойства песка. Теперь попробуем очистить воду от песка , как вы думаете, что для этого надо сделать?
Дети: Надо слить воду, а песок останется.
Воспитатель: Можно и так сделать… а для чего нам нужна губка?
Ответы детей
Воспитатель: Губка нам поможет очистить воду от песка. Давайте попробуем вылить раствор с песком через губку в стакан. Что произошло с водой?
Дети: Вода стала светлой, песок остался на губке.
Вывод: губку можно использовать как самый простой фильтр, чтобы очистить воду от примесей и песка. Но пить ее все равно пить нельзя.
Опыт 4
Опыт по схеме. Детям предлагается действовать по определенному алгоритму. Выполняется самостоятельно. (Дети капают пипеткой с водой песок)
Воспитатель: Какой стал песок?
Дети: Мокрый, темный, влажный.
Воспитатель: А что происходит с мокрыми песчинками?
Дети: Они слипаются
Воспитатель: Как вы думаете, какой песок тяжелее?
Дети: Мокрый
Воспитатель: А что можно сделать из мокрого песка?
Дети: Играть в песочнице, строить фигурки, замки.
Воспитатель: А теперь нарисуйте на мокром песке, какой - нибудь узор. Получилось, а теперь попробуйте, легонько потрясти тарелку…Рисунок исчез?
Дети: Нет
Воспитатель: А почему рисунок сохранился?
Дети: Песок тяжелый и не двигается
Воспитатель подводит детей к выводу (Когда песок намокает, воздух между песчинками исчезает, а мокрые грани слипаются и удерживают форму…)
Итог (рефлексия)
Воспитатель: Ребята мы помогли Незнайке узнать удивительные свойства песка?
Дети: Да
Воспитатель: Каковы свойства песка, напомните мне.
Дети: Песок сыпучий, мокрый становится тяжелым и из него можно лепить, если песок опустить в воду и размешать, осадок опуститься на дно, песок пропускает воду.
Воспитатель: Молодцы, кому вы можете рассказать и показать опыты?
Дети: родителям, братьям, сестрам и т. д.
Воспитатель: оцените свою работу, выбрав смайлик.
Желтый смайлик – я все понял, мне интересно
Красный смайлик – я частично понял, мне интересно
Зеленый смайлик – я ничего не понял, мне не интересно
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект "Волшебный песок" - встреча в семейном клубе.
Игры с песком, стихи о песке, подвижная игра "Гусеница"....
Конспект НОД " Песок"
Конспект НОД " Песок"...
конспект ОД: Песок. Свойства песка. Изготовление куличиков.
· Познакомить детей со свойствами песка, учить делать куличики. · Формировать интерес к экспериментальной деяте...
Конспект НОД «Песок, глина, земля» в младшей группе
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская. Цель: Развитие у дошкольников познавательного интереса к поисково-исследовательской деятельности через знаком...
Конспект-эксперимент "Песок"
Конспект экспериментальной деятельности с детьми первой младшей группы "Песок"...
Конкурс. Конспект занятия "Песок и глина"
В данном материале дети знакомятся с отличительными особенностями песка и глины....
Конспект -занятия "Песок и свойства песка"
Познакомить детей со свойствами песка.Учить обращаться с песком осторожно, не рассыпать.Развивать познавательную активность в процессе экспериментирования, способствовать расширению знаний о свойствах...