Конспект интегрированного занятия по формированию целостной картины мира в старшей группе "В гости к матрешке"
план-конспект занятия по рисованию (старшая группа) по теме

Конспкт направлен на расширение кругозора, формирование целостной картины народного творчества и прикладного искусства.

Актуальность - Развитие творческих способностей, воображения, формирования эстетического отношения к миру.

Новизна - Свободное сочетание разных техник в одной теме.

Цель: Знакомство детей с народной игрушкой матрешкой через интеграцию областей "Музыка" и "Художественное творчество".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_perehodceva_vika.docx29.8 КБ

Предварительный просмотр:

МДОУ «Детский сад №15 «Лужок» г. Вольска Саратовской области»

Конспект

 интегрированного занятия

по формированию целостной картины мира

в старшей группе  «Мак»

Тема: «В гости к матрёшке»

на конкурс методических разработок

«Педагогический олимп.    Дошкольное образование»

                                 Автор: Переходцева Виктория Валерьевна.

Должность: Воспитатель

Цель занятия:

Знакомство детей с народной игрушкой – матрёшкой через интеграцию областей «Музыка» и «Художественное творчество»

Задачи:

1.Познакомить детей с историей матрёшки.
2.Изготовить плоскостную игрушку – матрёшку.
3. Развивать эмоциональную отзывчивость на музыку народного характера.
4.Развивать интерес детей к народному творчеству.
5.Развивать творческие способности детей через приобщение к народному творчеству и прикладному искусству.
6. Воспитывать любовь к народному искусству.

Формы и средства обучения:

Образно-художественная, игровая, практическая, музыкальные, наглядные.

Материально-техническое обеспечение:

Музыкальное сопровождение (русская народная мелодия «Русская изба», мелодия песни «Поезд», русская народная мелодия «На горе то калина»в обработке Ю. Чичикова, русская народная мелодия «Колпачок», песня Ю. Вережникова «Русская матрёшка», песня «Матрёшки» музыка З. Левиной слова З. Петровой, русские народные мелодии в записи, русская народная мелодия в обработке Т. Ломовой, русская народная песня «Русская матрёшка») медиа ресурсы (презентация «Русская матрёшка»), костюм Матрёшки, платки для девочек, музыкальные инструменты (ложки, бубен большой, бубен малый, деревянная доска), домик для Матрёшки, заборчик, лавочка.

Оформление:

У окна столы, на которых лежат заготовки матрёшек. В центре зала стоит домик матрёшки. Возле домика лавочка, забор и клумба с цветами.

Ход занятия:

1 блок. Организационный.

Под фонограмму русской народной мелодии «Русская изба» дети заходят в зал и рассаживаются на стульчиках.

Воспитатель

Здравствуйте детишки,
Девчонки и мальчишки!
Рада видеть всех вас я
В музыкальном зале у меня.

Дети:

Здравствуйте!

Воспитатель

Ребята, а вы любите ходить в гости?

Дети:

Да, любим!

Воспитатель

Сегодня я вам предлагаю отправиться в гости, а вот к кому пойдём – догадайтесь сами.
Я загадаю вам загадку, а вам нужно будет отгадать её.

Загадка про матрёшку

Толстушка покупается,
В средине открывается -
Племяшка улыбается.
Племяшка открывается -
Внучка в ней вмещается.
Как тётя называется?

Дети:

Матрёшка.

Воспитатель

Правильно, матрёшка!

Путь не близкий будет, что же, не беда!
С музыкой нам весело, хорошо всегда!
Ну что, готовы в путь дорогу?

Дети:

Да.

Воспитатель

А вот на чём мы поедем в гости?

Дети:

На паровозе!

Воспитатель

Все за мною становитесь,
Друг за другом повернитесь!
Я – ваш новый паровоз,
Ничего, что нет колёс!
Друг за другом мы пойдём,
За вагончиком вагон.

Под музыку песни «Поезд» Т. Суворова дети выполняют
музыкально-ритмические упражнения. Дети замечают домик, из которого выходит матрёшка.

2 блок. Познавательно-развлекательный.

Матрёшка:

Здравствуйте, дети!

Дети:

Здравствуй, матрёшка!

Матрёшка:

Ой, да я  матрешка, я матрешка,

Хоть и неуклюжая немножко,

Но на празднике на нашем

Обязательно попляшем.

Ой, да я, круглолица,

Очень знаменитая сестрица.

я умею раскрываться,

Друг из друга выниматься.

Ой, да балалайка, балалайка,

Ну-ка, веселее заиграй-ка!

Поиграй-ка, не ломайся,

Для  матрешки постарайся!

Звучит русская народная мелодия песни «Во саду ли во городе»

матрёшка выполняет танцевальные движения, дети хлопают в ладоши.

Матрёшка:

Не одна я в домике была, а с подружками своими.

(Отдаёт воспитателю матрёшку – игрушку.)

воспитатель

Да где же они, подружки твои? Ребята вы видите подружек?

Дети:

Нужно матрёшку раскрыть и подружек достать.

(воспитатель раскрывает матрёшку и расставляет всех матрёшек на стол.)

Музыкальный руководитель:

Ребята, а что вы знаете о такой русской народной игрушке, как матрёшка?

1 ребёнок:

Интересно с ней играть,
Можно даже открывать.
Приоткрой ее немножко,
Там внутри - ещё матрешка!
Только чуть поменьше ростом,
В остальном - двойняшки просто!
Стали третью мы искать, 
Оказалось целых  пять!
Пять матрешек – все в одной
Могут спрятаться порой. 

2 ребёнок:

Эти русские матрешки,
Разноцветные одежки,
На секреты мастерицы,
В старшей прячутся сестрицы.
Сколько их там не поймешь,
Если младшей не найдешь

3 ребёнок:

-Ой, ты барышня-матрёшка,
Я возьму тебя в ладошки,
Покажи мне тех девчат,
Что внутри тебя сидят!
Ой ты барышня-матрёшка,
Разноцветная одёжка,
Знает весь огромный мир
Этот русский сувенир! 

Воспитатель

Молодцы, ребятки! А теперь я расскажу вам немного об истории создания

Знаменитая русская матрёшка, известная далеко за пределами России, имеет почти столетнюю историю. За этот, сравнительно небольшой исторический период, она стала одним из всеобъемлющих образов России, символом русского народного искусства.(слайд 1 «Русская матрёшка»)  Наиболее известны три вида матрёшек: Семёновская матрёшка, Загорская матрёшка и Полхов-Майданская матрёшка.
Их названия зависят от того места, где их расписывают.

Давайте внимательно рассмотрим все три вида матрёшек.
(Слайд 2 презентации «Русская матрёшка»)
В городе Семёнов есть центр по росписи матрёшек.
Отсюда и название – Семёновская матрёшка.
Особенность росписи этой игрушки в том, что весь фартук этой матрёшки занимают букеты цветов.(слайд 3 «Семёновская матрёшка»)
Русская деревянная расписная кукла появилась в России в 90х годах XIX века. Эту куклу назвали матрёшкой. Сделано это было не случайно. Имя Матрена, Матрёша считалось одним из наиболее распространённых женских имён. Это имя ассоциировалось с матерью многочисленного семейства, обладавшей хорошим здоровьем и дородной фигурой.  И по сей день матрёшка остаётся символом материнства, плодородия, поскольку кукла с многочисленным кукольным семейством прекрасно выражает образную основу этого древнейшего символа человеческой культуры. 
       Первая русская матрёшка, выточенная по эскизам С.В. Малютина лучшим игрушечником из Сергиева Посада В. Звёздочкиным, была восьмиместная.Идея создания разъёмной деревянной куклы была  подсказана С.В. Малютину японской игрушкой, привезённой с острова Хонсю женой С. И. Мамонтова. Это была фигура добродушного лысого старика, мудреца Фукуруму, в которой находилось ещё несколько фигурок, вложенных одна в другую. (слайд 4 «Сергиево посадская матрёшка»)

Игра «Матрёшечка — матрёшка»

Ну, ребятки не зевайте
А в кружочек все вставайте.
Хотите поиграть немножко?
Нарядитесь тогда вы матрёшкой.

(Из детей выбирают 3-х матрёшек. Им на головах завязывают платочки.
Они приседают в центре круга, который образуют другие дети. Дети идут по кругу и поют песню «Матрёшка» на мотив русской народной песни «Колпачок»:

Ах, матрёшечка, матрёшка
Аленький платочек
Сарафан в цветочек.
Мы тебя кормили,
Мы тебя поили.
На ноги поставили
Танцевать заставили.
Танцуй сколько хочешь,
Выбирай кого захочешь.

Воспитатель

Следующая матрёшка из села Загорск – Загорская матрёшка. При упоминании о «загорской» матрешке перед глазами встает изображение круглолицей девушки в платке и прикрытом передником сарафане, расписанных сочно и ярко несложными цветами, листочками и точками. 
В росписи матрёшки обычно используются три – четыре цвета – красный или оранжевый, желтый, зеленый и синий – с добавлением чёрного для обводки тонкими линиями лица и контуров одежды.(слайд 5 «Загорская матрёшка»)

Воспитатель

И третья матрёшка из села Полхов – Майдан.. Своей формой полховская матрёшка заметно отличается от своих сергиевских и семёновских матрёшек. Кроме того, удивляет ее необыкновенное многообразие от многоместных, подчеркнуто вытянутых по вертикали матрёшек с маленькой, жестко очерченной головкой до примитивных одноместных матрёшек – столбиков и толстеньких, похожих на грибки, куколок. 
Роспись полховских матрёшек строится на сочетании малиново – красного, зеленого и чёрного цветов по предварительно нанесенному тушью контуру. 
(Слайд 6 презентации «
полховская матрёшка»)

Матрёшка.
Я матрёшечка – матрёшка.
Хороша не рассказать!
Очень любят со мной  детки
В детском садике играть!

Воспитатель

А давайте мы песенку споём про матрёшек.

(Дети исполняют песню «Матрёшки» муз. Т. Бурцевой

В лавке на прилавке матрёшечки стоят,
Удивляет, завлекает затейливый наряд!
Сарафаны расписные, щёчки зорькою горят,
Матрёшки, как живые, шлют улыбки всем подряд.
Дуся, Маня, Груша, Марина, Вера, Ксюша,
Дуняша, Катя, Зина, Наташа, Таня, Нина…
Знамениты и пригожи эти крошечки–
Русские матрёшечки!
Все вокруг довольны, покупкам нет цены,
Покупатели, как дети, в матрёшек влюблены!
А матрёшки и по кругу, и шеренгами стоят,
Похожи друг на друга, будто все они родня.
Дуся, Маня, Груша, Марина, Вера, Ксюша,
Дуняша, Катя, Зина, Наташа, Таня, Нина…
Впереди стоят большие, сзади крошечки–
Русские матрёшечки!
Белым пароходом плывёт за океан
Наша русская матрёшка– весёлый сарафан.
И теперь диктует моду симпатичный сувенир:
Матрёшек хороводы покорили целый мир!
Дуся, Маня, Груша, Марина, Вера, Ксюша,
Дуняша, Катя, Зина, Наташа, Таня, Нина…
Всем напомнят о России эти крошечки–
Русские матрёшечки!
Всем напомнят о России эти крошечки–
Русские матрёшечки!

 (после исполнения  песни дети усаживаются за столы, на которых лежат заготовки для
изготовления плоскостной матрёшки.)

Воспитатель

А сейчас, ребята,
Закройте глаза.
Позабудьте заботы, усталость,
Ведь начнутся сейчас чудеса!

Сегодня мы с вами сделаем каждый свою матрёшку.

3 блок. Продуктивный.

Лепка «Матрёшка»

Дети усаживаются за столы, на которых лежат заготовки для изготовления
плоскостной матрёшки. Наши матрёшки будут плоскостными, а  изготавливать мы их будем с помощью пластилина, гороха, кофейных зёрен. Приступаем к работе.

Звучат русские народные мелодии в записи дети с воспитателем
изготавливают плоскостных матрёшек.

4 блок. Рефлексия.

воспитатель

Вот и матрёшки наши готовы.

Вам  милые ребятки не хочется плясать
Своих матрёшек друг другу показать.

Дети исполняют перепляс под русскую народную мелодию

воспитатель

А сейчас ребятки я хочу у вас спросить что нового узнали вы сегодня?

(дети вместе с матрёшкой исполняют песню «Русская матрёшка» муз. А. Варламова)

Вы слышали, ребятки,
Про разные загадки,
Нас нужно без оглядки
Собрать и разобрать.
Какие мы простые,
Такие и смешные,
Но любит вся Россия
С матрёшками играть.

Я русская матрёшка,
Собою хороша,
За тысячью одёжек
Сидит моя душа.
Я русская матрёшка,
Собою хороша,
За тысячью одёжек
Сидит моя душа.

Вторая пол-одежки
Запрятана в обложке,
И если понемножку
Их станем разбирать,
То снова всё и снова
Матрёшку видишь новой,
А где её основа,
Никак не угадать.

Я русская матрёшка,
Собою хороша,
За тысячью одёжек
Сидит моя душа.
Я русская матрёшка,
Собою хороша,
За тысячью одёжек
Сидит моя душа.

Вы слышали, ребятки,
Для вас мы не загадки,
Нас можно без оглядки
Собрать и разобрать.
Ну, что ж, повеселимся,
Затеи не боимся
И сразу согласимся
В матрёшек поиграть.

Я русская матрёшка,
Собою хороша,
За тысячью одёжек
Сидит моя душа.
Я русская матрёшка,
Собою хороша,
За тысячью одёжек
Сидит моя душа.
Я русская матрёшка,
Собою хороша,
За тысячью одёжек
Сидит моя душа.
Я русская матрёшка,
Собою хороша,
За тысячью одёжек
Сидит моя душа.

Воспитатель

Понравилось ли вам ребята в гостях у Матрёшки?

Дети:

Да понравилось.

Воспитатель

А чем же мы с вами занимались сегодня?

(Ответы детей.)

Давайте скажем спасибо нашей Матрёшке за то что она нас у себя в
гостях принимала

Дети:

Спасибо!

Матрёшка:

Ну а сейчас пришло время расставанья. До свиданья!

Дети:

До свиданья!

воспитатель

А нам пора возвращаться в свою группу. В паровозик все вставайте и из зала уезжайте.
(Под музыку «Поезд» (сборник «Танцуй малыш», Т. Суворова) дети покидают зал.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия по формированию целостной картины мира в средней группе "Я и моя семья"

Цели:-повышение роли семейных ценностей в становлении личности ребёнка;-развитие у детей чувства семейной сплоченности, воспитание интереса к истории своей семьи.Задачи:-развивать представление о семь...

Конспект интегрированного занятия по формированию целостной картины мира в средней группе "Я и мой город"

Цель:-формирование художетвенно-познавательных интересов у детей через приобщение к культурному наследию МосквыЗадачи:-формировать начальные знания о Москве, о её истории, гербе и основных достопримеч...

Конспект интегрированного занятия по формированию целостной картины мира в старшей группе

С помощью данного конспекта, дети закрепят знания о семье, вспомнят пословицы, познакомятся с притчей о семье по картине Рембрандта. Научатся называть себя по ИО....

Конспект итогового занятия по формированию целостности картины мира в старшей группе " Что,Где,Когда?

Цель: создание  мотивационного настроя на предстоящую деятельность.Программное содержание:- Закрепить знания о многообразии растительного мира.- Расширять представления о взаимосвязи растительног...

Конспект интегрированного занятия по формированию целостной картины мира в средней группе «Стайка снегирей на ветках рябины»

Цели и задачи:-Расширять представления детей о многообразии птиц.-Учить выделять характерные особенности снегиря.-Формировать желание наблюдать за птицами, прилетающими на участок и подкармливать их.С...

Конспект открытого занятия по формированию целостной картины мира в старшей группе компенсирующей направленности тема: «На земле, в воздухе, на воде»

                        Конспект открытого занятия   по формированию целостной картины мира в старшей группе компенсирующей...