Проект «Родная страна. Символика. Достопримечательности»
проект по окружающему миру (старшая группа) на тему
формирование у детей представления о России: истории образования, символике, достопримечательностях, формированию нравственно- патриотических чувств, взаимоотношений со сверстниками и взрослыми, бережному отношению к природе, традициям, культуре
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
1.docx | 45.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект «Родная страна. Символика. Достопримечательности»
Автор: Бородина Евгения Алексеевна, воспитатель Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада № 15 «Лучик» г. Павлово
Актуальность: Целенаправленное ознакомление ребенка с Россией – это составная часть формирования у него патриотизма. Ведь чувство Родины малыша связывается с местом, где он родился и живёт. Наша задача – углубить это чувство, помочь растущему человеку открывать Родину в том, что ему близко и дорого – в ближайшем окружении. Расширить круг представлений о России, дать о ней некоторые доступные для ребенка исторические сведения, показав всё, что свято чтут люди, - значит раздвинуть горизонты познаваемого, заронив в детское сердце искорку любви к Родине.
Тип проекта: познавательно-исследовательский, творческий;
Вид проекта: краткосрочный, групповой;
Сроки проведения проекта: 3 неделя октября
Участники проекта: педагоги, дети 6-7 лет, родители (законные представители)
Цель проекта: формирование у детей представления о России: истории образования, символике, достопримечательностях, формированию нравственно- патриотических чувств, взаимоотношений со сверстниками и взрослыми, бережному отношению к природе, традициям, культуре.
Задачи проекта:
- Ознакомление детей с достопримечательностями России.
- Формировать бережное отношение к природе и всему живому. Воспитывать уважение к другим людям, профессиям и труду.
- Развивать интерес к русским традициям и промыслам.
- Развивать эмоционально – целостное отношение к России.
- Расширить представления о России и ее особенностях, раскрыть роль Москвы и Московского Кремля в истории России.
- Воспитывать чувства ответственности и гордости за достижения Родины.
Привлечение внимания родителей к проблеме, обогащение знаниями в вопросах формирования гражданско-патриотических качеств дошкольников и формирование у родителей практических навыков воспитания детей;
Установление эмоционального контакта между участниками образовательных отношений (педагогами, родителями, детьми), приобретение опыта взаимодействия со своим ребенком и с родительской общественностью в целом.
Ресурсное обеспечение проекта:
Нормативно – правовое:
Устав ДОУ;
Программа развития ДОУ;
Согласование проекта с администрацией детского сада;
Утверждение проекта на заседании творческой группы педагогов
Материально – техническое:
Теле -, видео -, аудиоаппаратура;
Компьютер, сканер, принтер, ксерокс;
Фотокамера;
Канцтовары, расходные материалы;
Передвижные выставочные стеллажи;
Стенды для методической литературы;
Карта России;
Информационное:
Представление информации по реализации проекта на групповом стенде, сайте учреждения в сети Интернет
Программно-методическое:
Подбор методической, познавательной литературы, периодических изданий, интерактивных материалов;
Кадровое:
Совершенствование работы через повышение теоретического и практического уровня по проблеме гражданско-патриотического воспитания дошкольников;
Организация взаимодействия с семьями воспитанников для обеспечения единства подходов гражданско-патриотического воспитания дошкольников в условиях дошкольной образовательной организации и семьи
Ожидаемые результаты:
-У детей сформированы и систематизированы разносторонние знания об истории России, достопримечательностях, памятных местах, символике, знаменитых людях России;
Воспитанники демонстрируют развитие творческих способностей, первоначальные навыки исследовательской работы, партнерской деятельности и сотрудничества, познавательную активность, желание передавать имеющийся опыт, чувство любви, уважения, гордости и привязанности к Родине;
Родители обладают знаниями и практическими навыками воспитания детей в вопросах формирования гражданско-патриотических качеств дошкольников;
Между участниками образовательной деятельности установлены партнерские взаимоотношения;
Усиление ресурсного обеспечения группы.
Итоговые мероприятия:
Фотовыставка «Важнейшие события в жизни России»;
Макет Московского кремля;
Альбом «Государственные символы России»
Предварительная работа:
Оценка индивидуального развития воспитанников по подразделу программы развития «Родная страна. Символика. Достопримечательности» (проводится до реализации проекта и после);
Проведение анкетирования родителей (законных представителей) с целью выявления уровня теоретических знаний и практического опыта по теме проекта;
Выявление проблем, определение задач по теме проекта, составление плана работы по взаимодействию с участниками образовательных отношений (дети, семья, специалисты), социальным окружением;
Оценка соответствия условий предметно-пространственной развивающей среды реализации проекта, составление плана по оснащению
Этапы реализации проекта:
1 этап:
Цель: Обеспечение условий для успешной реализации проекта.
Задачи:
Обозначение проблемы, постановка цели проекта, определение задач, ожидаемых результатов;
Составление плана работы
Деятельность воспитателя | Деятельность детей | Срок |
Формулировка проблемы, введение в игровую ситуацию: рассказываем ребятам дошкольникам из соседнего д/с о Родной стране – России. Постановка задач и предложение видов продуктов проекта. | Принятие участия в информационной беседе. Принятие проблемы, включение в игровую ситуацию. Принятие задач и продуктов проекта – создание макета Московского кремля, альбома и фотовыставки, посвященных родной России ознакомления дошкольников из соседнего д/с о родной стране – России. | 1 день |
2 этап:
Цель: Выполнение задач проекта
Задачи:
- Планирование деятельности всех участников образовательных отношений;
- Решение задач через организацию разнообразных видов детской деятельности
Деятельность воспитателя | Деятельность детей | Срок |
Составление плана деятельности по изучению истории образования родной страны - России, символики, достопримечательностей. Распределение детей по творческим подгруппам, помощь при распределении зон ответственности при организации деятельности. Проведение консультации для родителей «Что можно рассказать ребёнку о родной стране», «Создаем благоприятную обстановку общения», «Все мы разные, все мы равные» Выявление возможностей привлечения семьи к организации экскурсий, встреч с интересными людьми и т.д. Составление плана взаимодействия со специалистами (музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре) | Участие в составлении плана по изучению истории родной страны - России, символики, достопримечательностей. Объединение по творческим подгруппам, выбор капитанов групп, распределение обязанностей при подготовке продуктов детской деятельности, иных мероприятий (видов детской деятельности) Привлечение семьи к реализации проекта Привлечение семьи к взаимодействию с социальным окружением Привлечение специалистов к реализации проекта | 2 дня |
3 этап
Цель: Организация проектной деятельности в соответствии с поставленными задачами;
Задачи:
- Формирование представлений об истории России, крупных городах, входящих в состав родной страны, ее символике и достопримечательностях;
- Формирование навыков находить информацию из разных источников;
- Знакомство с произведениями художественной литературы и музыки, посвященными родной стране;
- Развитие творческих способностей, коммуникативных навыков через социальное взаимодействие на занятиях, во время совместной деятельности;
- Воспитание положительной эмоциональной отзывчивости на художественные и музыкальные произведения, картины, рисунки, памятные места.
Деятельность воспитателя | Деятельность детей | Срок |
Организация образовательной деятельности, помощь, направление деятельности, в изготовлении продуктов деятельности: -организация экскурсий (с помощью семьи) в музеи, по памятным местам России; Беседы: «Большая и малая Родина», «Моя родина- страна Россия», «Символика родной страны (герб, флаг, гимн)», «Достопримечательности страны», «Как жили на Руси», «Все мы разные, все мы равные», «Что значит помочь другому человеку», «Что значит быть гражданином», «Президент-глава государства», «Конституция России», «Родной язык». Составление индивидуальных рассказов о родной стране, поездках и экскурсиях, рассказов по теме с позиции семьи (+фото, детское творчество); Сюжетные игры: Внесение атрибутов к игре «Путешествие по городам родной страны» Решение проблемных ситуаций «Кто может помочь узнать об истории страны?»; Составление картографа «Родная страна - Россия»; Коллекционирование: Фото «Современная и старая Россия», значки, открытки, магнитов с городами Родной страны; старинных фотографий Москвы и других городов России; Моделирование: «Герб России», «История Московского Кремля»; Просмотр видеодиска «Наша страна Россия», «Как жили на Руси», «Народы России»; Конструирование: «Московский кремль»; «Строим города», мосты, дороги, транспорт, для сюжетной игры; схемы, иллюстрации; Народные игры: «Катай каравай», «Гори ясно», «Цепи кованые»; «Ручеёк»; «Каравай»; «Заря – Заряница», «Городки»; Подвижные игры: «Чья колонна скорее построится?», «Сражение»; Игры – состязания: «Рыцарский турнир» Интерактивные игры: «Символика России», «Москва-столица России» Рассматривание: Энциклопедии, книги: «Древняя Русь. Иго», «Дмитрий Донской», «На стругах Ермака», «Петр Первый», «Города России», «Карамзин. Летописи», карта России. Разгадывание кроссворда «Моя Россия»; Разгадывание кроссворда «Родная страна» Чтение: былины и сказки, «Я и мы» В. Орлов; сказка «Крылатый, мохнатый да масляный» об. Карнауховой; «Докучные сказки», небылицы «По дубочку постучишь»; Р. Сеф «Необычный пешеход»; В. Степанов «Герб России», «Флаг России»; И. Агеева «Флаг России – триколор»; С. Зайцева «Флаг родной»; Н. Саконская «Песенка самых счастливых»; П.Воронько «Лучше нет родного края» Слушание: Гимн России С.Михалкова «На Волге широкой, на стрелке далекой…», сл. Е.Долматовский, муз.Б.Мокроусов; «Песнь о Родной сторонушке», муз. В.Новикова Пение «Родной город», «Родной край» Э.Костина, Н.Бордюг; «На горе-то калина» Русская народная хороводная Движения: «Хоровод» Т.Потапенко; Продуктивная деятельность: «Флаг родной страны», «Московский кремль» Совместные действия по изготовлению атрибутов к сюжетным играм Изготовление карты Родной страны, макет «Московского кремля» Река времени «Московский Кремль. Прошлое, настоящее, будущее» | Организация работы с семьей по формированию теоретических знаний и практического опыта по тематике (беседы, консультации о родной стране, истории, символике, достопримечательностях; совместное изготовление атрибутов, игр, подбор иллюстративного материала и др.) Организация работы по взаимодействию с социумом Формирование специфических знаний и навыков в процессе проектной деятельности. Действия специалистов (инструктор по физической культуре) в реализации проекта Совместные действия специалистов (музыкальный руководитель) в реализации проекта | 2 дня |
4 этап
Цель: Презентация итогового продукта;
Задачи:
- Формирование навыков построения устных сообщений о проделанной работе;
- Развитие интонационной выразительности речи, эмоциональной сферы ребенка;
- Закрепление умений согласовывать свои действия с действиями партнеров;
Деятельность воспитателя | Деятельность детей | Срок |
Подготовка к презентации итоговых продуктов для воспитанников рассказываем ребятам дошкольникам из соседнего д/с о родной стране – России. Организация презентации итоговых продуктов проекта. Организация презентации итоговых продуктов проекта. | Подготовка к презентации итоговых продуктов для воспитанников рассказываем ребятам дошкольникам из соседнего д/с о родной стране – России; Представление продуктов деятельности: рассказ участников творческих групп (капитанов) о родной стране по материалам:
| 1 день |
Оценка индивидуального развития воспитанников
Методологическая основа оценки индивидуального развития воспитанников по подразделу программы развития «Родная страна. Символика. Достопримечательности» обеспечивается при помощи следующих методик:
Методика | Методы изучения | Формы представления результатов | Периодичность | Возраст |
Оценка уровня гражданско-правового развития | Наблюдение | Таблицы | 2 раза: начало реализации проекта, конец реализации проекта | 6-7 лет |
Протокол исследования уровня представлений о родной стране
Группа _____подготовительная ___ Количество детей _25____________
Дата обследования ______Обследование проводила воспитатель
_Бородина Е.А_____________
Показатели/ Список группы | Столица России | Крупные города России | Символика родной страны – России
| Достопримечательности России | |||||||||||||||||
Знает название столицу России | Может показать на карте территорию России | Отвечает на вопросы об истории создания родной страны | Отвечает на вопросы о городах России | Знает символику родной страны – России, может показать, рассказать | Знает символику некоторых городов страны, может показать | Знает гимн России | Знает основные достопримечательности родной страны – России | Знает об основных достопримечательностях крупных городов страны | Может показать и рассказать об основных достопримечательностях России | ||||||||||||
Фамилия Имя ребенка | Начало проекта | Конец проекта | Начало проекта | Конец проекта | Начало проекта | Конец проекта | Начало проекта | Конец проекта | Начало проекта | Конец проекта | Начало проекта | Конец проекта | Начало проекта | Конец проекта | Начало проекта | Конец проекта | Начало проекта | Конец проекта | Начало проекта | Конец проекта | |
1. |
Критерии оценки:
3 балла – имеет представления;
1 балл – изредка проявляет представления;
0 баллов – не проявляет самостоятельно.
Определение уровня представлений воспитанников о родной стране осуществляется в соответствии с суммой баллов, полученных по результатам диагностики:
2,4 – 3,4 – оптимальный уровень;
1,3 – 2,3 – допустимый уровень;
менее 1,2 – критический уровень;
Оценка результатов исследования уровня представлений детей о России по проекту «Родная страна. Символика. Достопримечательности»
Результаты диагностики / Уровень развития детей | Данные на начало проекта | Данные на конец проекта | |||||
Оптимальный | Достаточный | Критический | Оптимальный | Достаточный | Критический | ||
Столица России | Кол-во детей | 11 | 8 | 6 | 15 | 10 | 0 |
% | 41% | 35% | 24% | 63% | 37% | 0% | |
Крупные города России | Кол-во детей | 3 | 11 | 11 | 11 | 14 | 0 |
% | 9% | 47% | 44% | 41% | 59% | 0% | |
Символика родной страны – России | Кол-во детей | 6 | 10 | 9 | 17 | 8 | 0 |
% | 21% | 43% | 36% | 71% | 29% | 0% | |
Достопримечательности России | Кол-во детей | 5 | 10 | 10 | 11 | 14 | 0 |
% | 14% | 46% | 40% | 41% | 59% | 0% | |
Итого | 25% | 39% | 36% | 54% | 46% | 0% |
Вывод: в результате реализации проекта количество детей с оптимальным уровнем развития увеличилось на 29%, с допустимым – на 7% за счет критического уровня.
ЛИТЕРАТУРА
- Веракса Н.Е., Комарова Т.С., Васильева М.А. От рождения до школы. Основная образовательная программа дошкольного образования. М.: Мозаика-Синтез, 2015.
- Агапова И.А., Давыдова М.А. Беседы о великих соотечественниках с детьми 5-7 лет. М.: Скрипторий, 2012г.
- Антонова Г.А., Ельцова О.М., Николаева Н.Н. «Воспитание духовности через приобщение дошкольников к традиционной праздничной культуре русского народа» М.: Сфера, 2011г.
- Груба Г.В., Помелова И.К. «Ребенок познает мир». Методическое пособие для дошкольных образовательных учреждений. Н.Н.: НИРО, 2003г.
- Дыбина О.В. «Предметный мир как средство формирования творчества детей»» М.: Сфера, 2011г.
- Зеленова Н.Г., Осипова Л.Е. Мы живем в России. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников. М.: ООО «Издательство «Скрипторий 2003», 2013г.
- Емельянова Е. «Исследовательская деятельность детей» Ребенок в детском саду, 2009г. № 3.
- Коломийченко Л.В., Чугаева Г.И., Югова Л.И. Занятия для детей 6-7 лет по социально-коммуникативному развитию и социальному воспитанию. М.: ТЦ Сфера, 2015г.
- Комарова Т.С., Савенков А.И. Коллективное творчество дошкольников. М.: Педагогическое общество России, 2012 г.
- Комратова Н. Г.,. Грибова Л. Ф «Моя малая Родина» М.: Сфера, 2011г.
- Куцакова Л.В. «Занятия по конструированию из строительного материала в подготовительной к школе группе» М.:Мозайка-Синтез, 2010г.
- Куцакова Л.В. Нравственно-трудовое воспитание в детском саду. М.:Мозайка-Синтез, 2012 г.
- Петрова В.И., Стульник Т.Д. Этические беседы с детьми 4-7 лет. М.: Мозайка-Синтез, 2012г.
- Павлова Л.Ю. Сборник дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром» М.: Мозайка-Синтез, 2011г.
- Тугушева Г.П. Чистякова А.Е. «Экспериментальная деятельность детей старшего дошкольного возраста» С-Пб.: Детство-пресс, 2011г.
- Шорыгина Т.А. Наша Родина – Россия. Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2011.
- Якушева Т. А. Воспитание гражданско-патриотических чувств у ребёнка старшего дошкольного возраста. // Дошкольная педагогика 2006, № 6.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тема: Родная страна: « Как возникла Россия. Символика страны – герб, флаг, гимн»
Конспект занятия...
Проект "Родная страна"
Воспитание у детей чувства любви к малой Родине, родному городу, к своей семье....
«Осуществление деятельностного подхода к воспитанию в духе патриотизма, приобщение дошкольников к истории и культуре родного города, местным достопримечательностям, воспитание любви и привязанности к родному краю.»
Нравственно-патриотическое воспитание ребёнка - сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств. Воспитание в детях любви к Родине, гордости за ее достижения начинается...
Проект "Родная страна Россия", для детей старшего дошкольного возраста.
Чем больше ребёнок знает о Родине, тем больше он её любит....
Проект "Родная страна"
Информацционно-познавательныйй проект "Родная страна" разработан для средней группы компенсирующей направленности с использованием платформы "Мобильное электронное образование"...
"Знакомство с геральдикой и символикой, достопримечательностями родного города и столицы нашей Родины»
Цель: закрепить знания детьми символики и геральдики нашей страны, области и города;воспитывать у детей интерес к ней;пробудить у детей радость от того, что они граждане России, воспитывать любовь к р...
Проект "Родная страна - Россия"
Данная работа посвящена ознакомлению детей дошкольного возраста с историей нашей великой страны, её красивыми и историческими местами, её правителями, символикой....