Тема: Родная страна: « Как возникла Россия. Символика страны – герб, флаг, гимн»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему
Предварительный просмотр:
Конспект занятия
Тема: Родная страна: « Как возникла Россия. Символика страны – герб, флаг, гимн»
Старшая группа
Воспитатель: Акинщикова А.А.
Цель: Закрепить знания детей о природе России. Познакомить их с историей возникновения страны, с ее символикой. Воспитывать у детей интерес к истории своей страны, чувство любви и гордости за свою страну.
Наглядный материал. Карта России, иллюстрации с изображениями древнерусских князей, герба России, флага России.
Предварительная работа. Знакомство детей с картой России.
Ход занятия. Воспитатель обращает внимание детей на карту России, которую они рассматривали раньше.
- Ребята, в какой стране мы живем? ( В России. )
- Ребята, посмотрите внимательно на карту. Кто мне сможет показать границы нашего государства, нашей страны – России. ( Предлагает двум – трем детям обвести границу России по карте. )
Вы уже знаете, что карта может многое рассказать о стране. Вспомните, что мы узнали о России, когда рассматривали эту карту. ( С помощью наводящих вопросов помогает детям вспомнить то, что он им рассказывал ранее: Россия – большое государство, в России много городов, морей, рек, лесов, полезных ископаемых.)
Наша Родина – государство очень древнее, оно возникло много – много лет назад. В те давние времена еще не было ни городов, ни домов, в которых мы живем. А были небольшие деревянные домишки по берегам рек, в которых жили наши предки. Предки – это люди, от которых мы произошли. Наши предки- это восточные славяне. Они жили возле рек Ока, Днепр, Волхов.( Показать на карте.)
Славяне были очень гостеприимными: когда к ним заходил какой- нибудь странник, они ласково его принимали и хорошо угощали. Этот обычай остался до сих пор. Когда к вам приходят гости, ваша мама обязательно готовит что-то вкусненькое.
Жили славяне в небольших избах. Самым главным у них был князь. Его все слушались. Князь возглавлял войско, когда нападали враги. (Показать иллюстрации с изображениями древнерусских князей.)
Много княжеств было в Древней Руси – так назвалась тогда Россия.
Князья очень часто ссорились между собой и захватывали друг у друга земли. Но когда нападали враги из других стран (например, немцы, шведы), князья объединялись и вместе побеждали своих врагов. И наконец, князья поняли, что если они объединятся навсегда, а не только на время войн, то будут намного сильнее. Вместе им будет легче не только воевать, но и трудиться, помогать друг другу и только их никто не сможет победить.
Князья объединились, а самым главным стал князь Иван III. (если есть его портрет, показать. ) Все остальные князья стали ему подчиняться, и образовалось Русское государство. Оно было большим и сильным.
Раньше у каждого князя был свой герб. Эти гербы у князей остались, но у нового Русского государства появился свой герб, новый.
Этот герб и сейчас является гербом нашей страны. Давайте его рассмотрим. (Показывает крупное изображение герба России.)
Гербы изображены на щитах различной формы. Какая форма щита у российского герба?( Круглая.)
- Что вы видите в центре? ( Орла. )
- Расскажите о нем, какой он? ( С двумя головами, с поднятыми крыльями. )
Почему же на гербе России изображен орел? Орел на гербе обозначает силу, это значит, что государство, на гербе которого изображен орел, сильное и непобедимое. Россия в то время была таким государством. Иван III женился на дочери императора Византии. А в те давние времена Византия была очень сильным государством, и на ее гербе был изображен орел. И Иван III тоже изобразил на гербе России орла, чтобы все знали, что Россия – сильная страна. Орел золотого цвета, потому что на Руси золотого орла народ сравнивал с солнцем, которому поклонялся. Неслучайно так много пословиц и поговорок о золотом солнышке придумано русскими людьми.
- Солнце встает, так и день настает.
- Солнце, как родная матушка, никогда не обидит.
- Солнца не закроешь, а правду не скроешь.
-Но почему у орла две головы? ( Предположения детей. )
Русское государство очень большое, и головы орла смотрятся на запад и на восток, как бы показывая, что государство большое, но единое. В России живут люди разных национальностей, а не только русские – якуты, коряки, кабардинцы и другие.
- А что вы видите еще? ( Корона.)
Как вы думаете, что она обозначает? ( Предположения детей. ) Корона обозначает, что Россия живет по своим законам, а охраняет эти законы царь.
А что в лапах у орла? ( Ответы детей. ) Это посох, или жезл, а еще его называют скипетр. Это символ царской власти, это значит, что в России правил в те времена царь.
А в другой лапке у орла шар, или его называют держава. Держава – значит могущество, т.е. страна, в которой правит царь, могучая.
На груди орла – изображение всадника на белом коне, который копьем поражает черного змея. Это добро побеждает зло.
Этому российскому гербу много – много лет. Конечно, нет сейчас царей. Но корона, скипетр и держава напоминает нам о том, что наша Родина очень древняя, что она возникла очень давно.
Но у каждой страны обязательно есть не только герб, но и флаг. Под флагом сражаются за свою страну воины, флаг поднимают во время побед, флаги вывешивают во время праздников.
У России флаг трехцветный, три полосы – белая, синяя и красная. Что же они обозначают?
Белый цвет – это цвет мира. Он говорит о том, что наша страна миролюбивая, она ни на кого не нападает.
Синий цвет – это вера, верность. Народ любит свою страну, защищает ее, верен ей.
Красный цвет – цвет силы. Это кровь, пролитая за Родину.
Вот как много могут рассказать о стране ее герб и флаг.
У каждого государства обязательно есть свой гимн. Гимн – это торжественная песня. Ее исполняют в самых торжественных случаях – во время праздников и других важных событиях. При исполнении гимна все обязательно встают.
Прослушивается запись музыки российского гимна.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
НОД "Как возникла Россия. Символика страны - гимн, герб, флаг"
Программное содержание. 1. Дать элементарные сведения об истории страны и её символике.2. Показать, что Россия – страна большая, богатая. Познакомить с картой страны.3. Рассказать детям, что Рос...
Рассказ-беседа: «История России. Символика страны – герб, флаг, гимн»
Закрепить знания детей о природе России. Познакомить детей с историей возникновения страны, с ее символикой. Воспитывать в детях интерес к истории своей страны, чувство любви и гордости за свою страну...
Конспект занятия для воспитанников подготовительной к школе группы на тему: «Из истории России. Государственная символика страны - герб, флаг, гимн».
Цель:Закрепите знания детей о природе России. Познакомить детей с историей страны, с государственными символами. Воспитывать у детей интерес к истории своей страны, воспитывать чувство любви и уважени...
Конспект занятия «Из истории России. Государственная символика страны — герб, флаг, гимн»
Конспект занятия «Из истории России. Государственная символика страны — герб, флаг, гимн»Цели и задачи: закрепить знания детей о природе России. Познакомить детей с ис...
Занятие по ознакомлению с окружающей и социальной действительностью с детьми старшего дошкольного возраста «История России. Символика страны – герб, флаг, гимн»
Углубить знания и представления детей о Родине – о России. Познакомить детей с историей возникновения страны, ее символикой. Воспитывать в детях интерес к истории своей страны, чувство...
Конспект. Рассказ-беседа: «История России. Символика страны – герб, флаг, гимн» в подготовительной группе детского сада
Цель: Познакомить детей с историей возникновения страны, с её символикой....
Рассказ воспитателя «Символика Москвы: герб, флаг, гимн»
Задачи- воспитывать чувство патриотизма, уважительное отношение к символике родного города;- дать представление о том, что такое герб, флаг и гимн;- объяснить историю их происхождения и символическое ...