Сценарий познавательно исследовательской деятельности Волшебная водица
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему
Сценарий
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stsenariy_poznavatelno_issledovatelskoy_deyatelnosti_volshebnaya_voditsa.docx | 21.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №7 «Солнышко»
Корсаковского городского округа Сахалинской области
Конспект познавательно-исследовательской деятельности (экспериментирование) в старшей группе.
Тема: «Волшебная водица»
Работа выполнена воспитателем
Левой Надеждой Владимировной
г. Корсаков
2017
Тема: «Волшебная водица»
Цель: прививать интерес к самостоятельной исследовательской деятельности.
Задачи.
Познавательные: формирование навыков постановки элементарных опытов и умение делать выводы на основе полученных результатов.
Развивающие: развивать стремление к поисково-познавательной деятельности; способствовать овладению приёмами практического взаимодействия с окружающими предметами; развивать мыслительную деятельность, умение наблюдать, анализировать, делать выводы.
Воспитательные: воспитывать интерес к познанию окружающего мира; стимулировать желание экспериментировать.
Оборудование: прозрачные пластиковые стаканчики, емкости разной формы, мука, соль, сахар, песок, растительное масло, молоко, бусинки разной геометрической формы, активированный уголь, краски, кисточка, ватные диски, воронка, салфетки, аудиозапись, кувшин с водой.
Методы и приемы:
Организационный момент;
Художественное слово;
Уточнения, опросы, игровые приемы;
Опыты и эксперименты, как метод повышения познавательной активности.
Организация детей: дети свободно располагаются вокруг стола для опытов и исследования.
Предварительная работа:
- Беседа о воде, ее роли в жизни человека.
- Использование игр: «Какая бывает вода?», «Где живет?», «Что умеет делать?», «Мои друзья» и др.
- Рассматривание карты, глобуса, иллюстраций на тему вода.
- Чтение художественной литературы Т.А Шорыгина «Приключения Кап и Ли»
- Наблюдение за водой во время прогулок.
Предполагаемый результат: умение детей проводить опыты, умение делать выводы, желание заниматься исследовательской деятельностью.
Ход образовательной деятельности:
Ι часть. Вводная
Воспитатель:
– Давайте возьмемся за руки и улыбнемся друг другу, чтобы создать хорошее настроение.
Для того чтобы много узнать, нужно быть внимательными, слушать друг друга.
Я загадаю вам загадку, попробуйте ее отгадать:
Воспитатель показывает две закрытые прозрачные емкости одинакового размера и формы и предлагает угадать, что в них. Дети исследуют их и определяют, что одна из них легкая, а другая – тяжелая, в тяжелой емкости – жидкость. Затем дети открывают емкость и убеждаются, что в первой ничего нет, во второй – вода. Взрослый просит детей объяснить, как они догадались, что находится в емкостях. (Если дети не догадываются, задается загадка.)
Я и туча, и туман,
И ручей. И океан,
И летаю, и бегу,
Как стекло я быть могу!
(Вода.)
Воспитатель:
- Сегодня мы с вами будем экспериментировать с водой.
- Какая бывает вода? (Ответы детей.)
Воспитатель:
- Ребята, я приглашаю вас пройти в нашу лабораторию, которая называется «Мы – юные исследователи». (Одевают фартуки.)
Итак, ребята, так как мы с вами исследователи, соответственно мы считаемся учеными. А одно из любимых занятий всех ученых – это проведение опытов и эксперименты, словно фокусы, помогают узнавать ученым больше обо всех вещах, которые нас окружают. Сегодня нам предстоит трудная задача: узнать о том, что такое вода, о ее свойствах.
Давайте повторим правила безопасности при работе:
Коль с водой имеешь дело,
Рукава засучим смело.
Пролил воду – не беда:
Тряпка под рукой всегда.
Фартук – друг: он нам помог,
И никто здесь не промок.
II часть: Опыты
Опыт №1 «Узнаем какая вода».
Вода прозрачная? Убедимся.
В двух стаканах налито: вода и молоко. Воспитатель спрашивает, какого цвета молоко? (ответы детей) Какого цвета вода? (ответы детей) Убедимся, что вода прозрачная, а молоко – нет. Поиграем в прятки: в стакан с молоком и водой дети опускают разноцветные бусинки различной геометрической формы.
Вывод: Вода прозрачная жидкость, молоко – нет.
Воспитатель задает вопрос, можно ли сделать воду не прозрачной, как мы это сделаем? Постепенно добавляем в воду кисточкой краску до тех пор, пока бусины станут невидимы.
Опыт №2 «Вода не имеет формы»
Какой формы вода? На столе лежит кубик и шарик. Воспитатель спрашивает, какой формы эти предметы (ответы детей). Если поставить предметы на стол, подбросим их, изменят ли они свою форму? (Ответы детей.) А имеет ли форму вода? Для этого подойдем к своим столам, и каждый из вас наполнит емкость, стоящую на столе водой. (Емкость у детей разной формы.) Форма, которую принимает вода, все время изменяется.
Вывод: вода не имеет формы и принимает форму того сосуда, в котором находится. Вода – жидкость. Вспомните лужи после дождя. На дороге они растекаются, в ямках собираются, а в землю впитываются их не видно, только земля влажная. И так вода не имеет формы.
Опыт №3 «Вода - растворитель»
А теперь давайте попробуем растворить в воде муку, песок и подсолнечное масло, соль, песок, активированный уголь. Дети выполняют это задание.
Вывод проводится каждым ребенком индивидуально: соль, сахар растворяются в воде полностью, мука – растворяется частично, песок, растительное масло, активированный уголь – не растворяются.
Физкультминутка «Вода, лед, пар»
Воспитатель предлагает детям вспомнить, что вода бывает в твердом, жидком и газообразном состоянии.
При команде «Вода» - дети идут друг за другом взявшись за руки, при команде «Лед» - дети стоят близко друг к другу, касаясь локотками, при команде «Пар» - дети подпрыгивают, не касаясь друг друга.
Воспитатель предлагает детям вернуться к столу для продолжения исследований воды. Обращает внимание детей на стакан, где растворяли муку. Что же мы видим? (ответы детей) Мука не растворилась полностью, а осадок опустился на дно стакана. Также не растворяется масло, оно плавает на поверхности.
Вывод: не все вещества могут растворяться в воде. Предложить детям определить, есть ли у воды запах. (Ответы детей.)
Воспитатель предлагает детям речевую игру «Для чего нужна вода…».
(Ответы детей: люди пьют воду, варят суп, моют овощи и фрукты. Каждый день моют руки и лицо. Поливают растения. Чтобы не засохли. Вода нужна рыбам. Для стирки одежды и мытья посуды.)
Опыт №4 «Фильтрование воды»
Ребята, давайте вспомним сказку «Сестрица Аленушка и братец Иванушка». Что случилось с Иванушкой? (Ответы детей.) Почему нельзя было пить эту воду? Правильно потому, что она грязная. А можно ли очистить эту воду? С помощью чего? (Фильтра.) фильтры бывают разные. Мы сейчас изготовим самый простой фильтр: возьмем воронку, ватный диск, емкость для воды и пропустим ваши растворы (Дети берут стаканчики с водой, в которых растворили: соль, сахар, муку, подсолнечное масло, песок, активированный уголь.) После того, как дети пропустят раствор через фильтр, каждый делает вывод.
Вывод:
- От сахара воду с помощью фильтра очистить нельзя. Ватный диск не поймал частицы сахара. Вода сладкая на вкус.
- От соли воду с помощью фильтра очистить нельзя, хотя диск поймал несколько крупинок соли. Вода осталась соленая на вкус.
- От муки воду с помощью фильтра очистить нельзя: вода мутная. На ватном диске много частичек муки.
- От песка воду очистили не до конца, хотя фильтр поймал очень много песка. Если раствор еще несколько раз пропустить через фильтр, то вода очистится.
- От активированного угля воду можно очистить, если пропустить ее несколько раз через фильтр. Ватный диск задерживает кусочки угля.
- От подсолнечного масла воду можно очистить, если несколько раз пропустить через фильтр. Ватный диск хорошо задерживает масло.
Послушайте стихотворение о воде.
Вода - это то, что всем жизнь нам дает.
Что силы и бодрости нам придает.
Кристально чиста или очень грязна.
В любом состояние полезна она.
Где водится грязь, там лягушки живут.
Для них лишь в болоте покой и уют.
Для нас же вода должна чистою быть,
Что б мы не боялись и мыться, и пить.
Не менее, впрочем, полезна вода
Которая в виде замерзшего льда.
Она охлаждает, морозит, бодрит.
И в зной нам прохладу и радость дарит.
Давайте же воду все будем беречь.
От трат неразумных ее все стеречь.
Иначе закончится, может вода,
И жизнь на планете затихнет тогда.
Общий вывод: если человек попал в условия, где нет чистой воды. Воду можно очистить с помощью ткани, сложенной в несколько раз, а после прокипятить. То такую воду можно использовать для питья.
Итог занятия:
Проделав ряд опытов, мы с вами узнали много интересного о воде. Какая бывает вода? (Ответы детей.) Правильно вода не имеет запаха, не имеет вкуса, вода жидкая, прозрачная, может растворять.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Непосредственная образовательная деятельность в средней группе Познавательно – исследовательская деятельность «Волшебное превращение воды»
Познание: Познакомить детей с качествами и свойствами льда, развивать представление о плавлении льда, о превращении льда в воду и наоборот, о зиме и лете.Коммуникация: Учить четко, проговаривать слова...
Образовательная деятельность по познавательно - исследовательской деятельности «Волшебное превращение поролоновых губок»
Образовательная деятельность по познавательно - исследовательской деятельности «Волшебное превращение поролоновых губок»...
Совместная деятельность логопеда с обучающимися 4 – 5 лет с ОВЗ по познавательно – исследовательской деятельности «Волшебная лаборатория».
План - конспект занятия разработан для уточнения и расширения знаний детей о воде, её свойствах, значении для жизни и здоровья. Знакомит с понятием "круговорот воды в природе", описыва...
Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности «Вода-водица» в старшей группе
Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности по теме "Вода"...
КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ по познавательно – исследовательской деятельности «Волшебное электричество» Подготовительная к школе группа
Цель: формирование у детей элементарных представлений о статическом электричестве, его значение в жизни человека посредством активизации познавательной активности.Задачи: Образовательные задачи:...
Конспект-сценарий познавательно-исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Царица-водица»
Конспект-сценарий познавательно-исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста«Царица-водица»...