Совместная деятельность логопеда с обучающимися 4 – 5 лет с ОВЗ по познавательно – исследовательской деятельности «Волшебная лаборатория».
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (средняя группа)
План - конспект занятия разработан для уточнения и расширения знаний детей о воде, её свойствах, значении для жизни и здоровья. Знакомит с понятием "круговорот воды в природе", описывает простые опыты и эксперименты. Основан на речевом материале.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytoe_zanyatie_pro_vodu_.docx | 26.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Совместная деятельность логопеда с детьми 4 – 5 лет с ОВЗ
по познавательно – исследовательской деятельности
«Волшебная лаборатория».
Цель: развитие познавательного интереса детей в процессе экспериментирования с водой.
Задачи:
Образовательные
1. Уточнять и расширять знания детей о воде, ее свойствах и значении для жизни и здоровья.
2. Познакомить детей с понятием «круговорот воды в природе».
3. Обучать детей навыкам проведения опытов и экспериментов.
Развивающие
Развивать речь детей посредством общения, построения предложений в формате темы.
Ввести в активный словарь детей слова прозрачная, бесцветная. текучая, круговорот воды в природе.
Развивать наблюдательность, умение выдвигать гипотезы и делать выводы из результатов наблюдений и проведения опытов и экспериментов.
Развивать слуховое и зрительное внимание , чувство ритма и мелкую и общую моторику.
Воспитательные
Воспитывать любознательность, бережное отношение к воде.
Воспитывать умение работать в коллективе.
Ход:
Логопед читает стихотворение – загадку про воду.
С горы сбегая без труда,
Она гремит, как гром.
В морозный день она тверда —
Руби хоть топором!
Нагрей ее — и к небесам
Она взлетит тогда.
Теперь любой ответит нам:
Зовут ее — ... (вода).
1. - Ребята, сегодня мы будем говорить о воде и узнаем много важного и интересного. В воде живёт много – много капелек и давайте мы с вами соберём свою капельку.
Упражнение «Разрезная картинка».
На столе лежит один кусочек от разрезанной картинки.
- Ребята, а где же нам искать остальные части картинки? Давайте подумаем, где у нас в группе есть вода? (В умывальной комнате, в мойке, в чайнике, в лейке). Дети находят там по одному кусочку разрезной картинки.
Наводящие вопросы для детей, если они самостоятельно не могут найти части картинки:
- Чем мы умываемся каждое утро? (Водой). Где мы умываемся в группе?
- А посуду помощник воспитателя чем моет? (Водой). Где у нас в группе моют посуду? (В мойке).
- Когда вы пить хотите, что вы пьёте? (Воду). Где у нас вода, которую мы пьём? (В чайнике).
- Ребята, а когда у нас в группе вянут цветы, чтобы их вылечить, нужно их полить. Чем? (Водой). Где вода для полива цветов? (В лейке).
Складывают «капельку» , одного кусочка не хватает.
Появляется Капелька и приносит недостающую часть разрезной картинки.
Капелька: Вы слыхали о воде?
Говорят, она везде!
В луже, море, океане
И в водопроводном кране.
Мы её не замечаем,
Мы привыкли, что вода –
Наша спутница всегда!
Смею вам я доложить:
Без воды нам не прожить!
- Ребята, вода не всегда бывает одинаковой, она умеет превращаться и быть разной. ВОДА – волшебница.
2. Дидактическое упражнение «Круговорот воды в природе»
- Вода поступает в наши дома по трубам из рек и озер. Для чего мы используем воду?
Для питья и приготовления пищи, моемся водой, стираем в воде, убираем, поливаем растения. Много воды нужно для этого? Много. Как же получается, что люди до сих пор не использовали всю воду, почему вода не заканчивается?
На доске модель круговорота воды в природе. Положить капельку в реку.
- Каждый день восходит на небе солнце. Положите на картинку солнце. Солнце нагревает воду в реках и морях. Вода нагревается.
Вот в этом чайнике мы подогрели воду. Давайте откроем крышку и посмотрим, что происходит с нагретой водой.
Логопед открывает чайник, из него поднимается пар.
- Во что превращается вода при нагревании? В пар. Куда движется пар? Вверх. Чайник закрывается.
- Вот так и наша капелька нагрелась и поднялась вверх в виде пара. Переместите капельку на небо и положите на облако.
- На небе капелька остыла. Потому что, чем выше от земли, тем холоднее становится воздух.
- Давайте еще раз откроем чайник и приложим к выходящему из него пару зеркало. Дадим остыть. Посмотрите, во что превратился пар, попавший на зеркало, после того, как остыл? В воду.
Вот и на картинке, остывшая капелька снова стала водой. А ведь она не одна попала на небо — с ней еще много ее сестер-капелек. И стало облачко тяжелой дождевой тучей. Накройте облако тучей. Вскоре из тучи пошел дождь, во время которого наша капелька вместе со своими сестрами упала на землю. Переместите капельку на землю.
- Капельки дождинки попадают на землю и стекают в реки и моря. Так вода возобновляет свой путь. Начинает свой путь заново, нагреваюсь и поднимаясь вверх в виде пара. Вот этот путь воды называют «круговорот воды в природе». По кругу вращается — круговорот. Давайте повторим и постараемся запомнить эти слова «круговорот воды в природе».
3. Звуки, которые издаёт вода.
Капелька: - Ребята, вы знаете, что вода издаёт разные звуки. Давайте послушаем. (Включаем аудиозапись шума воды, по ходу демонстрируем картинки).
4. Артикуляционная гимнастика.
- Когда вода течёт из крана. Мы слышим звук (с – с – с – с).
- В кипящем чайнике мы слышим звук воды (Ш – ш – ш – ш).
- Когда дождик на улице – (кап – кап – кап).
- А ели бросить камешек в воду, что будет? Что мы услышим? Хотите узнать?
- Что бы услышать , что вам скажет водичка, нужно бросить камешек в воду и внимательно слушать ответ в тишине.
Дети бросают камешки в таз с водой, прислушиваются к звуку.
- Кто у нас самый внимательный?
- Что ответила вам водичка? (Буль).
4. Физминутка
Туча чёрная плывёт И грозу с собой несёт. Ба – ба – бах! Слышны удары. Ба – ба – бах! Грохочет гром. Ба – ба – бах! Нам страшно стало! Ба – ба - бах! Бежим мы в дом И грозу там переждём. Показался солнца лучик, Солнце вышло из – за тучи. |
Капелька: - Ребята, мы с вами очень хорошо подвигались. А вы знаете, что вода не стоит на месте. И сейчас я покажу вам, как она двигается, для этого я приглашает вас в свою волшебную лабораторию. Там мы станем юными учёными. Проведём опыты, чтобы понять, какая вода уникальная.
Логопед: - Ребята, вы знаете, что такое лаборатория? (Это место, где учёные проводят опыты и ставят эксперименты). Для работы в лаборатории нам надо одеть специальную одежду. (Дети одевают халаты и шапочки).
Волшебная лаборатория
1. Текучесть воды.
Сейчас мы узнаем, как вода двигается, для этого капелька приглашает вас за столы.
- Посмотрите, ребята, капелька наклоняет стакан, вода выливается и переливается в другой стакан. (Дети переливают воду из стакана в стакан).
- Что делает вода? (льётся, течёт, переливается.)
- Почему? (Потому что она жидкая.)
- Итак, какая вода? Жидкая или твёрдая?
- Вода жидкая – она не имеет формы.
2. «Вода не имеет запаха».
Капелька предлагает детям понюхать воду. Пахнет ли вода чем-нибудь?
- Верно. Какое открытие вы сейчас сделали? (ответы детей).
Вывод: вода ни чем не пахнет, у неё нет запаха.
3. «Вода не имеет вкуса»
Капелька предлагает детям попробовать воду
- Есть ли у неё вкус? (нет).
- Правильно у воды нет вкуса. Но когда человек очень хочет пить, то с удовольствием пьёт воду. Чтобы выразить своё удовольствие, он говорит: «Какая вкусная вода!», хотя на самом деле её вкуса не чувствует.
В качестве сюрприза капелька предлагает сделать «Бурю в стакане с водой» с помощью трубочки для коктейля (выдуваем воздух в трубочку, вода в стакане бурлит).
4. Прозрачность воды.
Волшебница – капелька ставит перед детьми два стакана: один – с водой, другой – с молоком. В оба стакана дети бросают камешки марблс. В каком из стаканов видно камень, а в каком - нет? Почему? ( Где налита вода, там видно камень, потому что вода прозрачная, а в молоке – нет, потому что оно непрозрачное.)
- Вода прозрачная, а молоко нет.
- Ребята, а я знаю, что вода может изменять свой цвет. Хотите убедиться в этом? А ты, Капелька, хочешь?
На столе у воспитателя 2 стакана с водой и марганцовка (для детей краски и кисть).
- Я сейчас в воду добавлю волшебный кристаллик (марганцовку) и мы посмотрим, что произойдёт с водой. Изменила вода свой цвет?
- А теперь вы добавите в воду краску. Посмотрим, что произойдёт с водой. Изменила вода свой цвет? (Ответы детей).
Вывод: вода может менять цвет в зависимости от того, что в неё добавили.
5. Лёд – твёрдая вода.
Капелька: - Ребята, я приготовила для вас ещё один сюрприз, но забыла, где его спрятала. Но я точно знаю , что нам помогут мои сестрёнки – капельки. Помогите мне их найти. (Дети находят на окне изображение капельки, за окном находят лёд).
- Какой лёд – тёплый или холодный? Из чего образовался лёд? (Из воды.)
- А если взять лёд в руку, что с ним произойдёт? Дети берут в руки по кусочку льда. (Он начнёт таять.)
- Почему? (Потому что рука тёплая, а лёд холодный).
- Лёд – это тоже вода.
6. Эксперимент с цветным льдом
-Ребята, а мы приготовили для вас и капельки ещё один увлекательный эксперимент со льдом. Для этого нужно несколько кубиков цветного льда опустить в баночку с растительным маслом. По мере того, как лёд будет таять, его цветные капельки будут опускаться на дно банки
Л.: Ребята, вы сделали сегодня много открытий! И теперь каждый из вас может рассказать своим родителям и друзьям о том, что вода… (дети делают вывод)
_ Что интересного вы сегодня узнали о воде?
- Что больше всего понравилось делать?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Непосредственно образовательная деятельность в 1-ой младшей группе «Осенняя прогулка» (познавательно-исследовательская деятельность)
Образовательная область: познавательное развитие.Вид деятельности: познавательно-исследовательскийИнтегрируемые образовательные области:познавательное развитие,речевое развитие, физическое разви...
Непосредственно-образовательная деятельность с использованием ЦОР в подготовительной группе по познавательно-исследовательской деятельности на тему «Развеселим Нептуна»
Цель: Познакомить детей с некоторыми свойствами воды, обратить их внимание на то, что даже такой привычный объект, как вода, таит в себе много неизвестного.Задачи:Образовательные:Продолжать...
Непосредственно образовательная деятельность «Свойства магнита» для детей старшего дошкольного возраста (познавательно- исследовательская деятельность).
Тема НОД: «Свойства магнита».Образовательная область: познаниеВид: познавательно- исследовательская деятельностьинтегрированная Форма:экспериментированиеподгрупповаяИнтегри...
Презентация "Совместная деятельность детского сада и семьи по вопросам развития познавательно-исследовательской деятельности детей"
Презентация к педагогическому совету....
Технологическая карта познавательно – исследовательской деятельности с детьми старшей группы. Тема: «В гостях у хозяйки научной осенней лаборатории»
МБДОУ НМР РТ № 11Группа№5Старшая группа«Познавательное», «Художественно-эстетическое развитие», «речевое развитие».«В гостях у хозяйки научной осенней л...
Конспект непрерывной образовательной деятельности в подготовительной к школе группе по теме: «Познавательно – исследовательская деятельность в процессе математической деятельности»
НОД по ФЭМП для подготовительной группы...
Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности с использованием здоровьесберегающих, ИКТ-технологий и сказкотерапии (старшая группа) Тема: «Волшебная соль»
Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности с использованием здоровьесберегающих, ИКТ-технологий и сказкотерапии (старшая группа) Тема: «Волшебная соль» Цель: Развитие познавательных ...