познавательный проект "Экспериментирование с воздухом"
проект по окружающему миру (младшая группа) на тему
Предварительный просмотр:
Познавательно – исследовательский проект
«Экспериментирование с воздухом – как метод познания»
для второй младшей группы
- Название проекта: «Воздух»
- Тип проекта: познавательно - исследовательский
- Вид проекта: среднесрочный
- Участники проекта: дети подготовительной группы, воспитатели, родители.
- Форма проведения: групповая
- Актуальность проекта:
Дошкольное детство – начальный этап становления человеческой личности. В этот период закладываются основы личностной культуры. Главная цель экологического воспитания – формирование начал экологической культуры: правильного отношения ребёнка к природе, его окружающей, к себе и людям как к части природы, к вещам и материалам природного происхождения, которыми он пользуется.
Творчество в экспериментирование обуславливает создание новых проявлений способностей ребенка. Экспериментальная работа вызывает у ребенка интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции, стимулирует познавательную активность и любознательность. Активизирует восприятие учебного материала по ознакомлению с природными явлениями.
Опыты, которые дети проводят в мини- лаборатории, способствуют формированию у детей познавательного интереса к природе, развивают наблюдательность, мыслительную деятельность. Уточняя знания о воздухе и его свойствах, дети устанавливают причинно-следственные связи, делают суждения, умозаключения. Дети превращаются в «учёных», которые проводят опыты и эксперименты.
- Проблема:
Отсутствие у детей представлений о значении воздуха в жизни человека, об основных источниках загрязнения воздуха, его последствиях, мероприятиях по предотвращению загрязнения воздуха.
- Цель:
Раскрыть понятие «воздух», его свойства (прозрачен, невидим, не имеет запаха, с его помощью дышат люди, животные и растения), восполнить пробел в формировании представления о воздухе и преодолении речевого недоразвития.
- Задачи:
Образовательные:
- формирование основ экологической культуры дошкольников через практическую деятельность с неживыми объектами, наблюдения, опыты, исследовательскую работу и работу с дидактическим материалом;
- формирование знаний о значении воздуха в жизни человека;
- показ положительного и отрицательного влияния человека на окружающий мир.
Воспитательные:
- привлечение внимания к окружающим природным объектам, развитие умений видеть красоту окружающего природного мира, разнообразия его красок и форм;
- воспитание желания и умений сохранять окружающий мир природы;
- воспитание чувства ответственности за состояние окружающей среды.
Развивающие:
- развитие умений наблюдать за явлениями неживой природы, стремление к самостоятельному получению знаний опытным путем по теме «Воздух»;
-развитие аналитического мышления (поисковая деятельность в ходе решения проблемы, самостоятельно делать выводы и обобщения, устанавливать связи между предметами и явлениями в процессе экспериментальной работы;
- развитие умения видеть красоту окружающего природного мира, разнообразия его красок и форм;
- охрана и укрепление здоровья детей, развитие навыков здорового образа жизни;
- корректировать недоразвитие речевого дыхания. Способствовать выработке правильной воздушной струи.
- Краткое содержание проекта:
- накопление информационной базы по изучаемой проблеме в ходе практической деятельности;
- систематизация этапов взаимодействия неживой природы в процессе наблюдений и экспериментирования;
- отражение знаний, полученных опытным путём, в различных видах деятельности (изобразительной, театрализованной, умственной, игровой).
- Ожидаемые результаты:
- развитие исследовательской деятельности дошкольников в ходе совместной практической деятельности с воспитателем;
- развитие логического мышления через осознание причинно-следственных механизмов экосистемы;
- совершенствование экологической среды группы;
- формирование у родителей интереса к проблеме экологического воспитания детей.
- Этапы реализации проекта:
Постановка проблемы:
• Что такое воздух?
• Зачем он нужен людям и растениям?
• Как можно увидеть воздух?
• Почему воздух становится грязным?
• Что люди делают для того, чтобы воздух был чище?
• Как сохранить здоровье с помощью воздуха?
Организационный:
- подбор материала, изготовление экологических игр;
- сбор и анализ литературы;
- создание мини - лаборатории;
- разработка плана реализации проекта.
Практическая деятельность:
1. Занятия:
Познание на тему «Воздух - невидимка»
Рисование на тему «Разноцветные шары для весёлой детворы».
2. Чтение художественной литературы:
- А. Пушкин «Ветер по морю гуляет»,
- С. Маршака «Мяч», «Мыльные пузыри»
- Разучивание стихотворения «Каждый день я в шарик дую.. »
- «Тополиные пушинки»
- Сапгир Г. В. «Ветер-ветерок»
- В. М. Гаршин: сказка «Лягушка-путешественница».
- В. Катаев: «Цветик – семицветик».
- А. С. Пушкина “Сказка о мертвой царевне и семи богатырях”
(Ветер, ветер, ты могуч,
Ты гоняешь стаи туч,
Ты волнуешь сине море,
Всюду веешь на просторе.
Налетели ветра с севера
На острове-Буяне, в синем море-океане)
3. Использование фольклорных материалов:
- Присказки-потешки
- Музыка Чайковского «Танец снежных хлопьев»
4. Рассматривание иллюстраций:
- Музыкальные духовые инструменты (дудочка, губная гармошка, свистульки и т. д.)
- Рассматривание кораблей с парусами;
5. Беседы на темы:
- «Что такое воздух»
- «Нос — орган дыхания и обоняния».
- «Значимость дыхательной гимнастики для жизнедеятельности нашего организма»
- «Значение ветра в природе”.
- «Какую пользу приносит ветер? »
6. Рассматривание иллюстраций летающих персонажей сказок:
- Сказочные герои, которые летали по воздуху: Змей-Горыныч, Баба Яга, Карлсон, Эльфы.
7. Составление и отгадывание загадок о воздухе, ветре, буре, урагане.
8. Наблюдения за природными явлениями, связанными с воздухом:
- Наблюдение за воздухом, за полётом птиц, самолётов, вертолётов.
- Определение силы ветра по деревьям, дыму.
- Запускание воздушного змея.
9. Иллюстрации, просмотр презентаций о природе:
- Иллюстрации урагана, сильного, слабого ветра, безветрия.
10. Игры - эксперименты, игры-опыты:
- Опыт: Воздух прозрачный, невидимый.
Воздух не виден в комнате. Чтобы его увидеть, его надо поймать
- Опыт: Воздух есть внутри нас.
- Опыт: Воздух может двигать предметы. Ветер – это движение воздуха. «Кораблик движется при помощи воздуха»
- Опыт: Теплый воздух легче, чем холодный.
- Опыт: Воздух легче воды.
- Опыт: Где чище воздух? Пыль всегда есть в воздухе, но у дороги ее больше.
- Игра «Сдуй пёрышко»
- Игры детей с ветром при помощи «султанчиков», вертушек, ленточек.
- Игра «Надуваем шарик»
11. Дидактические и развивающие игры:
- «Какой ветер? »
- Игра — упражнение «Насосик» (по методике А. Стрельниковой) .
- Речевая игра «Ветер-ветерок! »
- Подуй в дудочку
- Подражаю я слону:
Губы хоботом тяну,
Воздух носом я вдыхаю,
Ртом скорее выдыхаю.
- «Найди лишнее слово»:
Облако, туча, веер, мельница, воздушный шар, чашка (чашка)
12. Рисование иллюстраций к прочитанным художественным произведениям
13. Дыхательная гимнастика
14. Логоритмическое стихотворение «Ветерок»
15. Совместная деятельность с родителями: изготовление вееров с детьми
Итог проекта:
- Создание альбома «Мир воздуха»
- Проведение опытов с детьми
- Презентация «Воздух и его свойства»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребенка – детский сад № 89» НМР РТ
Познавательно – исследовательский проект
«Экспериментирование с воздухом – как метод познания»
вторая младшая группа
Составила: воспитатель группы №5
МБДОУ «Центр развития ребенка –
детский сад № 89» НМР РТ
Л.В. Атяпина
Нижнекамск, РТ
2017г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект познавательно- исследовательской деятельности "Воздух" для старшей группы.
Тема: Воздух.Задачи: дать представление о воздухе и его свойствах (прозрачный, невидимый, есть везде), познакомить со способами его обнаружения,развивать навыки экспериментирования (умение делать выво...
Познавательно-исследовательская деятельность Воздух-невидимка»
Игры и эксперименты с воздухом...
Познавательный проект "Свойства воздуха»
Актуальность и эффективность проекта заключается во внедрении проектной деятельности в образовательный процесс , что поможет накопить не только уникальный опыт и дать обширные знания ...
Познавательное развитие НОД "Воздух"
Задачи:Обучающие:· Знакомить детей со свойствами воздуха;· Формировать представление о том, что он занимает много ме...
Познавательно – исследовательское занятие: «Воздух – невидимка»
Познавательно – исследовательское занятие:«Воздух – невидимка» Цель занятия: Развивать речь и познавательную активность в процессе экспериментирования....
Занятие по познавательному развитию Тема: «Воздух и его свойства» Подготовительная группа
Программное содержание:Образовательные задачи: Учить делать выводы на основе опытно- экспериментальной деятельности.Упражнять детей в подборе эпитетов, сравнение, продолжать строить р...
Конспект познавательной-исследовательской деятельности "Воздух, его свойства и значение для живых организмов".
Сформировать представление о том, что воздух состоит из разных газов, главный среди них - кислород....