Познавательный проект "Свойства воздуха»
проект по окружающему миру (подготовительная группа) на тему
Актуальность и эффективность проекта заключается во внедрении проектной деятельности в образовательный процесс , что поможет накопить не только уникальный опыт и дать обширные знания детям , но и вовлечь в процесс воспитания и обучения детей их родителей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
svoystva_vozdukha-_proekt.docx | 27.23 КБ |
Предварительный просмотр:
"Свойства воздуха »
Вид проекта: познавательно-исследовательский.
Тип проекта: долгосрочный
Участники проекта: дети 6-7 лет, воспитатели , специалисты.
Актуальность и эффективность проекта заключается во внедрении проектной деятельности в образовательный процесс , что поможет накопить не только уникальный опыт и дать обширные знания детям , но и вовлечь в процесс воспитания и обучения детей их родителей. Непосредственно ребенку предоставляется возможность проявить себя, свои таланты и знания и при этом развить творческие способности и коммуникативные навыки, сформировать начальные предпосылки проектной деятельности. Ребёнку обеспечивается возможность развития индивидуальной траектории , предоставляется возможность участия в проекте в соответствии с его способностями и интересами. Проект позволит сформировать у каждого ребенка элементы начальных ключевых компетенций, помочь поверить в свои силы, создать «ситуацию успеха», оценить свои возможности, заложить основы интеллектуального образования.
Идея проекта: развивать познавательную активность, применяя полученные знания в повседневной жизни.
Цели проекта:
- Развитие творческих способностей ребенка, активизация мышления в процессе расширения специально-моделируемых проблемных ситуаций с воздухом.
- Обогащение личного опыта ребенка и создание условий для расширения представлений о свойствах воздуха: при нагревании расширяется, «обладает силой», «передает запахи» и др.
- Развитие поисковой деятельности ребенка:
-способность к определению задач на основе поставленной проблемы;
-умение планировать этапы своих действий, аргументировать свой выбор;
-умение находить нестандартные решения в проблемных ситуациях, придумывать новые вариативные способы использования обычных вещей;
-систематизация знаний о свойствах воздуха;
-совершенствование уровня накопленных практических навыков:
-экспериментирование с объектами неживой природы;
- создание предметов-заместителей;
- активизировать речь ребенка;
- учить ребенка разрабатывать гипотезы, развивать стремление к самостоятельному получению знаний опытным путем.
Гипотеза: Воздух присутствует везде и он не виден, но его можно использовать.
Предварительная работа:
- Свободная опытная деятельность ребенка с различными вспомогательными приборами и приспособлениями.
- Знакомство с понятиями: воздух невидимка, прозрачный, невидимый, легкий, имеет запах.
- Знакомство со свойствами воздуха с помощью предметов-помощников.
- Использование свойства воздуха в природе, в жизни человека;
– рассматривание иллюстраций в энциклопедиях;
– наблюдение за предметами, планирование эксперимента;
– воскресная прогулка с родителями в парк, на берег реки;
- Занятия по познавательному развитию, продуктивная деятельность.
Этапы работы над проектом:
I этап – подготовительный (одна неделя)
Анкетирование родителей, обсуждение целей, задач проекта с родителями, создание условий необходимых для реализации проекта. Постановка проблемы : Где найти невидимку-воздух? Применение воздуха. Как и из каких источников мы можем получить информацию о воздухе?
II этап – основной (3 недели)
Реализация основных видов деятельности по направлению проекта , накопление знаний и умений в разнообразных видах деятельности:
– беседы (где найти невидимку; свойства невидимки; как работают предметы; что умеет невидимка), рассказы из энциклопедий, видеосюжеты (воздух в природе)
– игровые, обучающие и творчески развивающие ситуации разного типа (каким бывает воздух, что происходит с воздухом, когда мы делаем действия; почему воздух движется и др.);
– трудовая деятельность (изготовление модели воздушного змея , «хитрой змейки» для определения свойства воздуха; «ветряной мельницы»;
– экспериментально-исследовательская деятельность («Как увидеть воздух?», «Почему взлетает воздушный шарик?», «Почему зимой холодно, а летом тепло?», «Что умеет воздух?» «Полет в космос» и др.);
– решение проблемных задач и ситуаций («как проверить, что воздух расширяется при нагревании» , «обладает силой» и др.);
– дидактические , интеллектуальные, деловые игры «Полетим в космос», «Вылечим Степашку», «Парашютисты», «Узнай по запаху»);
– проявление действий воздухе в природе
– тематические занятия: («Какой воздух в нашем городе?», «Свойства воздуха» , «Воздух – невидимка;
– занятие -развлечение с участием родителей «Воздух-фокусник»
– отражение содержания усвоенных знаний о свойствах воздуха отражены в рисунках «Мои фантазии», «Невидимка в гостях». Реализация части проекта в совместной деятельности детей с родителями - объемные макеты «Воздушного змея», «Парусник», «Водолазный купол».
Поэтапное решение проблемной ситуации:
1. Где найти невидимку;
– Как работают вещи, благодаря воздуху;
– Что умеет невидимка.
2. Обсуждение результатов экспериментирования.
3. Систематизация информации о выявленном пути решения проблемы
4. Практическая деятельность, направленная на получение результата
5. Итоги работы. Разрешение проблемы.
6. Определение новых проблем.
III этап – презентационный
Организация сюрпризного момента: цирковое представление для детей «Мир волшебства».
IV этап – итоговый (одна неделя)
Включает в себя сбор и обработку методических, практических материалов, соотнесение поставленных и прогнозируемых результатов с полученными; обобщение материалов проекта.
При условии реализации данного проекта можно предположить следующие результаты.
1. Создание в группе необходимых условий по ознакомлению со свойствами воздуха:
– создание библиотеки по проблеме;
– подбор видеоматериала о свойствах, применении воздуха;
– создание музея «Мир воздуха»
– оформление выставки рисунков «Мои фантазии», «Невидимка в гостях»;
– выпуск журнала «Это интересно!»
– оформление экспериментальной книги
2. Показатели уровня овладения ребенком экспериментальной деятельности стало на 50% выше. Для ребенка был важен не столько результат, сколько процесс работы в ходе экспериментирования. А для нас, как педагогов, важно не то, какого результата добился ребенок, а то, как он думает, рассуждает.
3. Участие родителей ребенка в реализации проекта изменилось на 35%.
4. Создание системы работы по ознакомлению детей со свойствами воздуха, его использования в природе, в быту.
- Оценка эффективности по итогам работы проводилась по трем направлениям: ребенок, родители, педагоги.
- Оценка заинтересованности ребенка, его успешности в данном деле отслеживалось через наблюдение и анализ детской деятельности, опыты, занятия, беседы.
- Оценка заинтересованности и участия в проекте родителей ребенка происходило через индивидуальную работу, проведение совместных мероприятий.
- Оценка деятельности педагогов отслеживалась по качеству проведения работы с детьми в рамках проекта.
Оборудование и материалы:
Баночки , стаканчики, палочки, мыльные пузыри, мешки полиэтиленовые, пробки, мелкие игрушки, пластилин, изготовленный змей, фен, парусник, воздушные шары, мячи и др.;
Познавательная литература, картины и иллюстрации, видеоматериалы, фотоаппарат, материалы для продуктивной деятельности, компьютер.
Планирование и организация деятельности
№ | Мероприятие | Цели | Ответственные | Сроки проведения |
I этап – подготовительный | ||||
1. | Анкетирование родителей | Выявить заинтересованность, отношение родителей к познавательной деятельности, опытно-экспериментальной | воспитатель | 1 неделя |
2. | Круглый стол с участием родителей и детей | Обсудить цели и задачи проекта. Сформировать интерес у родителей к исследовательской деятельности для реализации проекта | воспитатель | 1 неделя |
3. | Подбор библиотеки | Развивать интерес к исследовательской работе | Родители, воспитатели | 1 неделя |
4. | Оформление родительского уголка, размещение статей, консультации, рекомендации по теме проекта | Просвещать родителей | воспитатель | 1 неделя
|
5. | Подбор наглядно-дидактических пособий, демонстрационного материала | Создать условия для опытно-экспериментальной работы | Родители, воспитатели | 1 неделя |
II этап – основной | ||||
1. | Рассматривание иллюстраций, книг, видеоматериала по данной проблеме | Развивать интерес к исследовательской работе | воспитатель | 2, 3 недели |
2. | Оформление музея «Мир воздуха» | Создание условий по реализации проекта. Развивать интерес к опытно-экспериментальной работе | Родители, воспитатели | 2, 3 недели |
3. | Подбор, изготовление дидактического материала, игр | Формировать опытно-поисковую деятельность при решении задач в игре. Расширять кругозор, развивать познавательный интерес. | Родители, воспитатели | 2, 3 недели |
4. | Составление карточек (из наблюдений) | Поддерживать интерес к опытно-экспериментальной деятельности | Родители, воспитатели | 2, 3, 4 недели |
5. | Чтение энциклопедического материала, познавательной литературы | Пробуждать и поддерживать интерес к опытно-экспериментальной деятельности | Родители, воспитатели | 2, 3, 4 недели |
6. | Целевые прогулки | Дать обобщенное представление о свойствах воздуха | Родители, воспитатели | 2, 3 неделя |
7. | Оформление журнала «Это интересно!» | Учить систематизировать накопленный материал | Родители, воспитатели | 2, 3, 4 недели |
8. | Рисование из личных наблюдений | Учить передавать накопленные знания через выразительные средства искусства | Родители, воспитатели | 2, 3 недели |
9. | Экспериментальная деятельность с воздухом | Умение выделять проблему, высказывать предположения, гипотезы, способы их решения, аргументировать и доказывать | Родители, воспитатели | 2, 3, 4 недели |
10 | Познавательные занятия | Поддерживать интерес к опытно-экспериментальной деятельности | Родители, воспитатели | 2, 3, 4 недели |
11. | Конструирование, ручной труд | Поддерживать интерес к опытно-экспериментальной деятельности, развивать творческие умения | Родители, воспитатели | 2, 3, 4 недели |
12. | Домашнее задание: подбор иллюстраций, поговорок, стихотворений, кроссвордов о воздухе | Способствовать развитию поисково-исследовательской деятельности, сотрудничества педагогов с родителями | Родители, воспитатели | 2, 3, 4 недели |
13. | Оформление экспериментальной книги | Развитие творческой активности | Родители, воспитатели | 2, 3, 4 недели |
14. | Оформление выставки рисунков ««Мои фантазии», «Невидимка в гостях»; | Развитие творческой активности | Родители, воспитатели | 2, 3 недели |
15. | Изготовление макетов | Развитие творческой активности | Родители, воспитатели | 2, 3, 4 недели |
16. | Аукцион идей «Умники и умницы» | Развитие творческой активности | Родители, воспитатели | 2, 3 недели |
III этап – презентационный | ||||
1. | Презентация проекта: цирковое представление для детей «Мир волшебства». | Творческий отчет о накопленном опыте | Дети, родители, воспитатели | 5 неделя |
III этап – итоговый | ||||
1. | Обработка и оформление материалов проекта |
| воспитатели | 5 неделя |
2. | Анализ результативности |
| воспитатели | 5 неделя |
Опыт экспериментальной работы по реализации проектной технологии в приобщении ребенка старшего дошкольного возраста к опытно-экспериментальной деятельности подтверждает высокий развивающий эффект отобранного содержания знаний на основе личностно-ориентированного взаимодействия детей и взрослых.
Итог: проблема решена. С помощью различных свойств воздуха можно показать фокусы.
Определение новых проблем: Что можно делать, чтобы воздух был чище.
Виды деятельности:
- Познавательная;
- Трудовая;
- Взаимодействие с родителями;
- Творческая;
- Речевая;
- Наглядно-агитационная;
- Поисково-агитационная;
- Театрализованная;
- Самостоятельная.
Формы совместной деятельности воспитателя и ребенка:
- Театрализованное представление;
- Творческо-речевые игры, упражнения;
- Поисково-исследовательская деятельность;
- Занятия познавательной деятельности;
- Выставка детских рисунков;
- Работа с кроссвордами;
- Игры: дидактические, настольно-печатные, словесные, творческие;
- Беседы;
- Целевые прогулки;
- Экскурсии;
- Рассматривание картин, иллюстраций.
Участие родителей в проекте:
- Составление кроссвордов;
- Подбор художественного слова, загадок;
- Совместные целевые прогулки;
- Участие в презентации;
- Выпуск журналов;
- Выставка рисунков;
- Выставка иллюстраций, фотографий;
- Побор наглядно-дидактических пособий, литературы;
- Просвещение: через родительские уголки, папки-передвижки;
- Анкетирование;
- Беседы;
- Круглые столы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД по экспериментально-познавательной деятельности в старшей группе «Удивительные свойства воздуха»
Открытое занятие в старшей группе...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по экспериментально-познавательной деятельности в подготовительной группе"Удивительные свойства воздуха".
Здесь вы найдёте конспект занятия экспериментально-познавательной деятельности в подготовительной группе....
Проект "Свойства воздуха"
Познакомить детей с понятием «воздух», его свойствами и ролью в жизни человека. Развивать творческие познавательные способности в процессе исследовательской деятельности....
Конспект ООД по познавательному развитию «Свойства воздуха»
Конспект ООД по познавательному развитию «Свойства воздуха» (группа общеразвивающей направленности в возрасте от 5 до 6 лет)Цель: Систематизировать знания детей о свойствах возду...
Конспект НОД по познавательному развитию "Свойства воздуха"
Конспект НОДпо познавательному развитию(познавательно-исследовательская деятельность)в средней группе.Тема: "Свойства воздуха" Цель: Создать условия для формирования исследов...
«Организация работы с детьми по познавательному развитию, ознакомлению детей со свойствами воздуха» «Воздух - волшебный невидимка»
Цель:Дать детям представление о воздухе как об одной из четырех стихий, познакомить с физическими и некоторыми химическими свойствами воздуха.Задача : Познакомить детей со свойствами воздуха.мотивиров...
Конспект по познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе «Удивительные свойства воздух «Познавательное развитие» на тему: «Удивительные свойства воздуха» для подготовительной группы
Цель: систематизировать знания детей о свойствах воздуха, развивать познавательную и речевую активность в процессе экспериментирования. Задачи:ОО «Познавательное развитие»Способс...