Конспект организации и проведения игры - путешествия по ознакомлению с окружающим в подготовительной группе № 11 ГБОУ № 1289 Тема: « Путешествие в московский Кремль»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Акопян Седа Шаваршовна

 

 

 

Составила: Акопян С. Ш.

Программные задачи:

Образовательные:

·        Закрепить знания  детей об  истории  и  достопримечательностях Московского Кремля.

·        Расширять представление детей о Москве.

·        Продолжать знакомство с историческим центром Москвы – Кремлем, его внешним и внутренним видом.

·        Развивать речь детей.

Воспитательные:

·        Вызывать уважение и любовь к родному городу, воспитывать в детях патриотические чувства.

Предварительная работа: беседы о нашей стране, о Москве, о Московском Кремле.  «Чтение художественной литературы: Баруздин "Страна, где мы живем", Л.Кассиль "Москва". Разучивание стихотворений, пословиц и поговорок.Проведение занятия « История  строительства  Кремля», Рисование на темы : « Юрий Долгорукий»,  «Стены московского Кремля».

Образовательные области: социализация, коммуникация, познание

Оборудование:схема-план  путешествия,слайды с иллюстрациями   о Московском  Кремле( презентация), разрезные картинки с изображениями кремлевских башен , СД- записи фоновой музыки  и песен о Москве ,репродукция картин  А. М. Васнецова «Основание Москвы», « Московский Кремль при Дмитрии Донском», « Московский Кремль при Иване III», Изображения: схема Кремля,стена Кремля, бойницы, Троицкая башня, Царская башня, Тайницкая башня, Спасская башня, Буквы Б, А, Ш, Н, Я( формат А4),  изображение руки и бинта для ребуса,символический ключ от  тайных ворот Кремля, медали « знаток истории Кремля» по количеству детей.

Ход занятия:

Часть занятия

содержание

Методы и приемы

Вводная

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

основная

Дети сидят в музыкальном зале.

Воспитатель:

-Ребята, мы живем с вами в прекрасном городе, в столице нашей страны. Мы много узнали  о ней, об истории  ее возникновения. Я вам обещала, что мы еще раз вернемся в Кремль. Хотите  отправиться в путешествие внутрь кремлевских стен?

Звучит фонограмма записи в исполнении симф. орк-ра  М. Мусоргского « Рассвет над Москвой рекой».

Воспитатель:

Московский Кремль, святыня наша,

Соборов древних купола,

От этих стен, старинных башен

И начинается Москва.

Седых веков осталась память

На стенах древнего Кремля,

Но кажется не властно время,

Когда мы смотрим на тебя.

Прекрасен вид неповторимый

Твоих соборов и дворцов.

Люблю тебя, Московский Кремль,

Творенье русских мастеров.

 

Под музыку      заходит  « Хранитель тайн  Кремля». Здоровается с детьми.

Объясняет,  что ключи от тайных ворот Кремля находятся у него. Чтобы получить ключи, нужно отгадать ключевое слово, которое состоит из 5 букв. Каждую букву дети получат, выполнив определенные задания.

 Задания   вручаются на каждой остановке.

Дети получают от « Хранителя» план путешествия и отправляются « в путь».

 

 

 

 

 

 

 

Дети по карте находят первую остановку, где их ждет « Хранитель».

 

Хранитель тайн:

-Первая остановка   называется « Река времени».

Дети, закончите крылатое выражение:

« Москва не сразу…»

а) выросла

б) покорилась

в) строилась

Почему так говорят? ( ответы детей)

А сейчас разложите по порядку изображения Москвы в разное время ( Строительство Москвы, Москва при Дмитрии Донском, Москва при Иване III)

После выполнения задания дети получают первую букву ( А).

Дальше  по плану путешествия  проходят ко второй остановке.

Хранитель тайн:

-Вторая остановка называется «Красный Кремль».

Ребята, при каком правителе построили кремлевские стены из красного кирпича? (При великом князе Иване III)

Правильно, молодцы. Стены Кремля возводили русские мастера под руководством  итальянских архитекторов. Как на Руси называли  итальянских мастеров ?(Фрязинами)

Почему кирпичи, из которых сложили кремлевские стены, назывались двуручными? ( Каждый кирпич весил  8 килограмм. Он был настолько тяжел, что рабочие брали его двумя руками. Так и назвали- двуручный).

- Правильно, ребята. И соорудили они оборонительную крепость с красивыми башнями, с дубовыми воротами, которые закрывались железными створами. Как вы думаете, когда закрывались  эти ворота? ( перед врагами. А для друзей они были всегда открыты…)

Предлагает детям поиграть в игру « Золотые ворота».  Дети вспоминают правила игры, выбирают водящих .

После игры дети получают следующую букву ( Н).

Дальше  по плану путешествия  проходят ктретьей остановке.

Хранитель:

- Третья остановка называется « Тайны Кремлевских стен».

Детям показываем  слайд с изображением Кремля сверху.

-Ребята ,какую геометрическую фигурунапоминают  стены крепости ( треугольник). Каждая стена при этом имеет несколько изгибов- поворотов. Для чего?( стоя на стене, можно было проследить, что происходит на соседнем участке , требуется ли помощь тем, кто обороняет этот участок?)

- Стены  Кремля строили высокие и покатые ( показ слайда),  почему? ( Вместе с приставной лестницей противник скатывался со стены как с горки).

- в стенах расположены маленькие окошечки. Как они называются и для чего они устроены?( показ слайда) ( Это бойницы. Защитники крепости через них отстреливали неприятеля).

 

Хранитель хвалит детей за правильные ответы и вручает очередную букву (Я)

  По плану путешествия  дети  проходят к четвертой остановке.

Хранитель:

- Четвертая остановка:  « Башни Кремля»

- Дети, скажите, пожалуйста, сколько всего башен в Кремле? (20)

Назовите самую старую башню ( Тайницкая)( показ слайда)

А какая самая молодая? ( Царская))( показ слайда)

А самая высокая башня? ( Троицкая))( показ слайда)

А какая самая знаменитая из башен? ( Спасская))

А чем знаменита эта башня? (В башне расположены главные ворота Кремля — Спасские, в шатре башни установлены знаменитые часы — куранты. Вся Россия сверяет  свои часы с курантами).(показ слайда)

 

Хранитель тайн предлагает поиграть в игру « Собери башню» с разрезными картинками. Дети делятся на  четыре команды . Выигрывает та команда, которая  раньше всех соберёт и правильно назовет башню.

-Молодцы, за правильные ответы вы получаете еще одну букву(  Ш).

 

Последняя остановка  называется « Звезды Кремля».

Предлагается отгадать ребус:.

(Рука, бинт)

- Возьми две буквы из «руки», три буквы из «бинта»

Чтоб загорелась у реки Кремлевская звезда.

Если вы разгадали загадку, то теперь вы знаете, какой камень украшает звезды Кремлевских башен.( показ слайда)

После отгадки ребуса дети получают букву «Б», собирают ключевое слово « Башня».

Хранитель Тайн хвалит детей за отличные знания истории Московского Кремля , вручает  « ключи от  тайных ворот» .Дети  благодарят «Хранителя» за интересную встречу.

Хранитель  прощается с детьми  и уходит.

Воспитатель:

- Ребята, а сейчас давайте посмотрим ,что у нас находится внутри Кремлевских стен.

 

Внутри Кремля находится центральная соборная площадь, на которой расположены древние соборы. Самые известные из них Успенский, Архангельский, Благовещенский, а также колокольня Ивана Великого.

Успенский собор – главный исторический памятник Кремля. Расположен в глубине Соборной площади. Собор в плане представляет четырехугольник. Высота с крестом 45 метров. Стены были построены из белого камня. В Успенском соборе венчались на царство русские цари, молились воины, уходя в бой, проходили богослужения.

По соседству с Успенским стоит нарядный Благовещенский собор – царская домовая церковь. Строили его псковские мастера-каменщики. В этом соборе крестили царских детей.

Третий – Архангельский собор – самый пышный из всех Кремлевских соборов, украшен белокаменными раковинами и резными пирамидами. Он напоминает сказочный заморский дворец. Это собор-усыпальница для московских царей и князей.

Вторая по величине площадь Кремля – Ивановская. Она расположена рядом с Соборной площадью. На Ивановской площади объявлялись царские указы. Газет в то время не было. Поднимался на крыльцо дьяк, вынимал грамоту и громким голосом кричал: "Слушай народ царствующего града!" А вокруг шумела толпа. С того времени и повелось выражение "Кричать во всю Ивановскую". А в праздники на Ивановской площади устраивались веселые гулянья, песни да пляски.

 

Ивановская площадь отделена от Соборной площади колокольной Ивана Великого и звонницей. Золотую "шапку" Ивана Великого можно было увидеть с каждой улицы и переулка старой Москвы."Иван Великий" – сигнальная крепостная башня. С ее высоты дозорные всегда могли увидеть приближающегося врага, ударяли в колокол,  и все население устремлялось в Кремль, где запирались ворота.
Также недалеко от соборной площади стоят два известных памятника: ЦАРЬ-ПУШКА И ЦАРЬ-КОЛОКОЛ.

Во время пожара разбился самый большой колокол. И задумали тогда отлить новый, еще больше прежнего.

Царь-колокол  отлили два мастера: отец и сын Моторины. После отливки колокол оставили в литейной яме. Но случился сильный пожар. Выгорел почти весь город. Пострадал и Царь-колокол. На него попала вода, и от разницы температур откололся кусок весом 11 с половиной тонн. 100 лет еще пролежал колокол в земле, пока его не извлекли из ямы и не установили на постаменте.

По другую сторону колокольни Ивана Великого – Царь-пушка. Это старинное крупнейшее орудие. Ее отлил славный мастер Андрей Чохов для защиты Москвы от врагов. Ее вес 40 тонн. Но в боях Царь-пушку никогда не использовали.

 

На противоположной стороне Соборной площади располагался Кремлевский дворец  .Изначально дворец служил московской резиденцией российских императоров и их семей. Сейчасвыполняет роль парадной резиденции Президента России. Грановитая палата — главный тронный зал дворца.В залах  Кремлевского дворца проходят важные общегосударственные церемонии, такие, как вручение государственных наград . Во время всех государственных церемоний звучит гимн страны.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Чтение стихотворения

 

 

 

Сюрпризный момент

 

 

 

 

 

Объяснение

Правил

 

 

 

 

 

 

 

 

Вопросы, дидактическое задание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вопросы,

Похвала за правильные ответы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Подвижная игра

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вопросы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дидактическая игра

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Разгадывание  ребуса

 

 

 

похвала

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Показ презентации

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

заключительная

-У нашей страны России есть свой гимн – это торжественная песня нашей Родины. Всюду, где играет гимн, нужно вставать. Это означает уважение и гордость за родную Отчизну. И у нашего города есть главная песня .

Далее   воспитатель предлагает послушать  гимн Москвы.(прослушивание гимна).

 

Воспитатель:

- Ребята,  вы теперь настоящие знатоки истории Московского Кремля. За это вы награждаетесь медалями.(Награждение сопровождается песней О. Газманова « Москва»).

 

 

Слушание песни

 

 

 

 

 

 

 

Награждение медалями

 

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром. подготовительная группа. тема:"Путешествия на озера Бойка"

создать условия для познавательный  интереса детей через ознакомления  с растительным миром Прибайкалья....

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим в подготовительной группе. Тема: «Мелекесс. Архитектура родного города» Ознакомление с архитектурой родного города Мелекесса.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад №15 «Золотой ключик»города Димитровграда, Ульяновской области.      Конспект...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в подготовительной группе «Путешествие в космическое пространство»

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в подготовительной группе «Путешествие в космическое пространство»...

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ОКРУЖАЮЩИМ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ. ТЕМА «ПУТЕШЕСТВИЕ В ПОДВОДНЫЙ МИР»

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ОКРУЖАЮЩИМ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ. ТЕМА «ПУТЕШЕСТВИЕ В ПОДВОДНЫЙ МИР»...

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ОКРУЖАЮЩИМ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ. ТЕМА «ПУТЕШЕСТВИЕ В ПОДВОДНЫЙ МИР»

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ОКРУЖАЮЩИМ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ. ТЕМА «ПУТЕШЕСТВИЕ В ПОДВОДНЫЙ МИР»...

Итоговое занятие по ознакомлению с окружающим в подготовительной группе «Путешествие за сюрпризом» Программное содержание: Цель: активизировать знания детей об окружающем мире, обобщить знания детей, полученные в течение года. Задачи: Образовательная

Итоговое занятие по ознакомлению с окружающим в подготовительной группе «Путешествие за сюрпризом» Программное содержание: Цель: активизировать знания детей об окружающем мире, обобщить зн...