Береза - символ России
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему
экологическое занятие о березе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
beryoza_-_simvol_rossii_konspekt._2.docx | 27.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Районное методическое объединение воспитателей ДОУ НМР РТ
Конспект
интегрированной организованной образовательной деятельности по теме:
« Берёза - символ России!»
(подготовительная к школе группа)
Благодарова Ирина Владимировна
Терехина Наталья Ивановна
воспитатели первой
квалификационной категории
МАДОУ «Детский сад №2 «Золотая рыбка»
Нижнекамского муниципального района
Республики Татарстан
2016 г.
Цель: Воспитание любви к родной природе, бережного отношения к ней, показать значение березы для русского человека, главные особенности живого дерева. Учить детей правильно вести себя в лесу. Закреплять знания о сезонном явлении, обогащать знания детей о птицах улетающих осенью в теплые края, любить их и заботится о них в любое время года. Знакомство детей с нетрадиционной техникой рисования «Отпечаток» – оттиск листьев. Учить детей рисовать осенними листьями, развивать творчество, художественный вкус.
Задачи:
образовательная область «Познавательное развитие» Ознакомление с социальным миром: расширять представления детей о родном крае; углублять и уточнять представление о России, поощрять интерес детей к событиям происходящим в стране, воспитывать чувство гордости за ее достижения; осуществление стимуляции познавательных интересов ребенка с помощью использования осенних листьев; развитие мелкой моторики, тактильных ощущений, наглядно – образного мышления; расширять и уточнять представление детей о русской березе, о ее удивительных особенностях, полезных свойствах; развивать кругозор и наблюдательность в любое время года; учить замечать изменения в природе, показать многообразие красок осени;
образовательная область «Речевое развитие» Развитие речи:
продолжать работу по обогащению природоведческого словаря: гриб – чага, березовый сок, чечевички, спилы; развивать речь, сообразительность, логическое мышление; пополнять знания детей народными приметами, пословицами; обогащать представления детей о мире природы, привлекать к мыслительным операциям.
образовательная область «Художественно – эстетическое развитие» Рисование:
учить детей рисовать используя осенние листочки, развивать умение прикладывать листья, как части тела птицы, соблюдать пропорции; развивать внимание , аккуратность, воображение, творчество, художественный вкус; умение располагать изображение на листе бумаги; воспитывать любовь к пернатым; уметь оценивать свою и другие работы.
Предварительная работа:
Наблюдение за березой и другими деревьями на территории детского сада, чтение художественной литературы, рассматривание картин о птицах, заучивание примет, пословиц, стихотворений об осени, березе. Рассматривание репродукций русских художников.
Д/И «С какого дерева лист», «Доскажи словечко», «Угадай по описанию», «Вырасти дерево» и др.
Ход ООД.
Дети входят в группу, здороваются с гостями и встают в полукруг.
- Ребята, к нам в гости хотел прийти лесовичок, но у него случилась беда- его лесные владения захватила злая колдунья. Лесовичок прислал нам письмо. Мы его сейчас прочитаем. Воспитатель открывает конверт и читает содержание письма.
В лесу с берёзкой произошло несчастье. Злая колдунья сорвала с берёзки разноцветные осенние листочки, и теперь берёзка стоит совсем голая. Ей очень обидно, ведь другие деревья красуются осенней листвой. Она жалобно дрожит и просит о помощи. Что же делать, ребята? Поможем берёзке нарядиться в осенний наряд? Но, для этого нам предстоит отправиться в осенний волшебный лес, чтобы помочь берёзке.- Вы готовы, ребята? Тогда в путь.
Звучит музыка ( шум осеннего леса, слышны голоса птиц ).( Слайд).1.
Дети приходят на лесную полянку, где стоит берёза без осенних листьев. Смотрите ребята, вот эта берёзка, которую заколдовала злая колдунья. А вместо листочков на веточках висят конверты с заданиями, которые мы должны с вами выполнить. Если выполним каждое задание, которое в конвертах, то сможем вернуть берёзке осенние листочки. И так в путь!
Воспитательница снимает с веточки первый конверт с первым заданием.
1).Расскажите о красоте русской берёзы. ( ответы детей)
Да, берёза - символ русской природы. О ней сложено много стихотворений, песен сказок . Ею можно восхищаться в любое время года.
Чтение стихотворения « Берёзка» И. Прокофьева ( Студеникин Данил).
Люблю берёзку русскую,
То светлую , то грустную,
в белом сарафанчике,
с платочками в карманчиках,
с красными застёжками,
с зелёными серёжками. ( дети сели на стульчики).
- Ребята, а где можно встретить, увидеть берёзу? ( в лесу, на поляне, около рек, озёр, на участках в детском саду, на лугах, около дорог, в деревнях и т.д.) ( Слайды) 3.
-Как называется лес, где растут одни берёзы? (Берёзовая роща). (Слайд)
Или в народе говорят березняк. В березняке можно найти много грибов- подберёзовиков.
-Ни в одной стране мира нет столько берёз, как у нас. Она растёт во всех уголках нашей необъятной Родины. Любит наш народ красавицу берёзу в любое время года.
( рассказывают дети)
-Зимой - на веточках лежит белый снег. - Весной- на ветках клейкие, нежные листочки. -Летом- дерево покрыто густой зелёной листвой. -Осенью- берёза покрыта золотистой листвой, крутясь в воздухе листья падают на землю.
-Ребята, как называется это природное явление? (Листопад).
( Слайды). 4.
-Ребята , как вы думаете, справились мы с вами с первым заданием?
Справились, я с вами согласна, тогда мы украшаем берёзку осенним листочком.( вешаем листочек на веточку берёзки).
Воспитатель снимает с веточки второй конверт со вторым заданием.
-Ребята, что это? ( слайд). Ответы детей.
2).Расскажите всё о бересте.
-Это береста. Береста - защитный слой дерева. Она защищает от воды и вредных воздействий человека. Но в белой коре - бересте есть отдушины: чёрные чёрточки. Как они называются? Для чего они берёзе?
( ответы детей)
Это чечевички. Через них берёза дышит.
Вспомните ребята , опыты с кусочками коры разных деревьев, которые мы опускали в воду. Что произошло через некоторое время? (Ответы детей).
Да, берёзовая кора не пропускает воду, поэтому не гниёт, а кора других деревьев стала хрупкой.
Как раньше люди использовалась кору берёзы? ( ответы детей)
В древности люди писали на коре , она заменяла бумагу. В годы войны пекли хлеб, делали разные шкатулки, лукошки, самовары, кружки, свистульки для малышей, плели лапти, рисовали на бересте картины. (показ изделий) ( Слайды).
Справились мы со вторым заданием? Справились отлично.
Украшаем берёзку осенним листочком.
Физминутка. « Листья деревьев»
( дети встали в круг)
- Лист у клёна и каштана
Как ладони великана. ( поднимаем ладони вверх)
-У берёзки, у берёзки-
Белый ствол и листья слёзки. (прижимаем ладони друг другу)
-А у тоненькой рябинки
Листья - сложены картинки. ( ладошки вверх)
( дети сели на стульчики)
Воспитатель снимает с дерева третий конверт.
3). Расскажите о пользе берёзы.
Ответы детей.
( Слайды).
-Берёзка, не только красивое дерево, ещё в древности , люди отметили многие полезные свойства. Весной собирают почки, из них делают лекарства. Серёжки берёзы служат кормом для птиц. Летом готовят берёзовые веники, ими парятся в банях, так как в берёзовых листочках много полезных веществ.
Рассказали мы о пользе берёзы? Рассказали, вешаем листочек на берёзку.
Снимаем четвёртый конверт с берёзы.
4).Расскажите о целебных свойствах берёзы.
-Что это, ребята?( Ответы детей).
На стволах берёзы растёт берёзовый гриб – чага ( показываю),его используют в медицине, берёза лечила и лечит людей от многих заболеваний. Из него заваривают чай, изготавливают мыло, свечи.
(Слайды).
Если надрезать осторожно и умело ствол у берёзы , что заструится? Берёзовый сок. Сбор берёзового сока походит в весенний период. Он также используется в медицине. Кто любит берёзовый сок? ( Ответы детей).( Птицы, звери, люди). Как правильно нужно брать сок у берёзы? (Ответы детей).
(Слайд).
Берёза не только лесная красавица, но она и лесная целительница.
Справились мы с четвёртым заданием? Рассказали о целебных свойствах берёзы? Рассказали, молодцы! Украшаем осенним листочком берёзку.
Снимаем пятый конверт с ветки берёзы.
5).Определите возраст у берёзы.
-Ребята, как можно определить возраст у берёзы? Ответы детей.
Дерево растёт, и у него растут все его части. Если берёза молодая, то ствол тонкий, если берёза старше , то ствол толще.
Да, правильно. Это спилы. Здесь видны кольца, по которым узнают возраст берёзы.( Рассматривали кольца у спил через лупы).
( Слайд).
Вот мы справились и с пятым последним заданием злой колдуньи.
Наша берёзка покрылась разноцветной осенней листвой. Много сложено песен о берёзе. В Москве создан хореографический ансамбль «Берёзка», который радует всех любителей народных танцев.
Вокруг берёзы водят хороводы. 11 Апреля - День берёзы!
(Слайды).
Вокруг берёзы водим хоровод под музыку на мотив песни «Во поле берёза стояла…».
Входит воспитатель в костюме берёзки.
Здравствуйте ребята! Я очень долго за вами наблюдала, слушала ваши рассказы .Вы много знаете о берёзе. А знаете ли вы приметы о берёзе?
-Из берёзы течёт много сока - к дождливому лету.
-Как лист берёзы развернётся полностью, так можно сажать картофель.
- Если листья берёзы начали желтеть сверху, быть весне ранней, если листья желтеют с нижних ветвей. Быть весне поздней.
-Берёза не только красавица, но она и лесная целительница.
Вы, молодцы ребята , помогли берёзке одеть осенний наряд. Деревья в лесу сейчас грустят, немного грустная и ваша берёзка. Как вы думаете, почему? Ответы детей.
–Да, правильно не слышно звонкого птичьего пения. Почему, ребята? Ответы детей.
Все птицы улетают в тёплые края. Но одна птица отбилась от стаи и случайно попала к нам в детский сад. Давайте поможем этой птице. Вы согласны? Мы ей нарисуем разных птиц. С ними она продолжит свой путь в тёплые края.
Предлагаю вам сегодня нарисовать птицу, используя то, что лежит у нас под ногами. Это осенние листочки. А результат нашей с вами работы, удивит вас и наших гостей.
Чтобы птицы получились красивыми , давайте на минутку превратимся в маленьких птичек.
Физминутка.
Маленькие птички высоко летали, ( машут руками)
К вечеру у птичек крылышки устали.( опускают руки)
На деревья птички сели отдохнуть, (присели)
А к утру отправились снова птички в путь. ( встают и машу.)
Но прежде, чем мы будем рисовать давайте вспомним, что есть у каждой птицы?( туловище- самый большой листочек, голова- поменьше листок, крылышки- лист разрезанный пополам, самый маленький- хвост).
А сейчас покрываем лист дерева гуашью, наносим на ту сторону листа, где видны прожилки, затем прикладываем его на лист бумаги, окрашенной стороной, для получения отпечатка - это будет туловище птицы. Стараемся располагать посередине листа бумаги, где будет совершать полёт ваша птица. Аккуратно проглаживаем листочек салфеткой и убираем его в тарелочку, и т. д .Крылья располагаем посередине туловища и направляем их вверх, как будто птица в полёте. Завершаем нашу работу листьями рябины - хвост птицы.
Какие красивые птицы у вас получились. Вот сколько в мире птиц! Дети с готовыми работами встают около берёзки.
Воспитатель читает стихотворение. «Птицы».( звучит мелодия)
Ах, как много в мире птиц, Ворона, сокол и сова,
Попугаев и синиц, Дятел по стволу стучит,
Зимородков и клестов, В поле перепел кричит.
Пеликанов и дроздов. Знаешь, их так много есть!
Есть сороки, воробьи, Нам их всех не перечесть!
Есть фламинго, соловьи. Радуют нас пение,
Голуби, кукушки. И красивым оперением!
Пеночки- простушки.
( Слайд- птицы улетают в тёплые края)
Посмотрите ребята, наша берёзка повеселела и птичке стало радостно , ведь теперь она готова продолжить свой путь в тёплые края.
Счастливого пути птицы!
(Слайд «Берёза - символ России»!)
Каждый день я вижу, берёзку из окна,
И нет подружки ближе, милее, чем она!
Берёза вызывает в нас чувства, созвучные щедрой и отзывчивой русской душе. Вот почему это дерево смело называют - символом России!
Молодцы ребята. Что нового и интересного вы узнали сегодня на занятии? Что вас заинтересовало больше всего? Поделитесь своими знаниями о берёзе с друзьями, родителями.
(Звучит музыка, дети развешивают свои работы в группе).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Береза - символ России"(проектная деятельность по народной культуре)
Проектная деятельность....
НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ИГРА - ПУТЕШЕСТВИЕ: «БЕРЕЗА – СИМВОЛ РОССИИИ»
Аннотация: Непосредственно образовательной деятельность игра – путешествие «Береза – символ России» для детей подготовительной к школе группы. Воспитанники закрепляют знания о Родине, рассматривая илл...
Презентация "Береза - символ России"
Цель : развивать чувства патриотизма и любви к Родине.Задачи:-расширять знания детей о русской березе –как символе России;развивать познавательный интерес. ...
Конспект занятия "Береза — символ России"
приложение к проекту...
Учебно-методический материал (старшая группа) по теме "Береза-символ России"
В учебном материале изложена информация по обучению и знакомству детей с малой Родиной, с символом России-березой, а также историческая справка об использовании березы как дерева и сырья....
Проект "Русская береза - символ России"
Белоствольная березаСимвол Родины моейНету деревца другого,Сердцу русскому милей....
"Русская береза - символ России" беседа по патриотическому воспитанию в подготовительной к школе группе
Беседа по патриотическому воспитанию...