Вот она – царица Глина
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Храпко Татьяна Михайловна

Опытным путём исследовать свойства глины, сравнить их со свойствами песка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vot_ona_-_tsaritsa_glina.doc26.5 КБ

Предварительный просмотр:

 «Вот она – царица Глина».

Цель: Развитие познавательной активности. Опытным путём исследовать свойства глины, сравнить их со свойствами песка. Обогатить представление детей об использовании глины человеком.

Оборудование: разные предметы из глины – крынка, кирпич, свистулька, посуда; голубая и коричневая глина, лупы, вода, два прозрачных сосуда с воронками, посуда с песком.

Воспитатель: дети приглашаются к столу, на котором лежат разные предметы из глины.

- Как вы думаете, что общего у всех этих предметов?  (Они из глины.)

- Перед вами образцы глины. Она разная – голубая, коричнева, красная. Но есть глина чёрная, зелёная.

- Ударим по сухому куску глины. Что произошло? (Она хрупкая, ломается)

- Пощупайте сухую глину. Какая она на ощупь? Расскажите о своих ощущениях.

- Рассмотрите ещё раз сухой песок в лупу, затем сухую глину и скажите, чем они отличаются. (У глины очень мелкие частицы, у песка крупнее.)

- Вспомним, песок пропускает воду?  (Ответ: да)

- «Дружит» ли глина с водой? (Проводится опыт: в воронку в сосуде насыпать глину и налить немного воды, наблюдать пропускает ли глина воду.

- Как вы думаете, какую тайну прячет в себе мокрая глина? (Ответы детей – лепится, пластичная).

Это свойство использовали гончары, мастера дымковской и филемоновской игрушки, гжелевской посуды. (На столе некоторые образцы этих промыслов.)

Предлагаю вам превратиться на некоторое время в гончаров.

 Физминутка «Гончары»

Руки хорошо потрём,

До тепла их разотрём.

Чтобы глина не серчала,

Разомнём её сначала.

- Предлагаю вам слепить угощение для кукол нашей группы: баранки, яблоки…

- Как вы думаете, откуда на Земле появилась глина? (Ответы детей)

Анатолий Пастернак так написал о глине:

     «Глина, конечно, из грязи взялась,

       Но, обжигаясь в печи, как посуда,

       Дождик забыла, слякоть и грязь

       И превратилась в фигурное чудо!»

Итог занятия.

Литература:

О.А.Зыкова «Экспериментирование с живой и неживой природой»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры с песком, водой и глиной.

игры, которые можно проводить на занятиях по ознакомлению с окружающим....

"Глина-природный материал"

Познакомить с природным материалом-глиной,  с её свойствами и качествами,сформулировать правила обращения с глинянными предметами....

Проектная деятельность Конспект НОД по познавательному развитию в первой младшей группе. Опытно-экспериментальная деятельность. Тема. «Песок и глина. Свойства песка и глины»

Тема: ПЕСОК И ГЛИНА. СВОЙСТВА ПЕСКА И ГЛИНЫЦель: познакомить со свойствами песка и глины.Материал: песок, глина, вода.Оборудование: стакан, ёмкость, палочка....

Познавательное развитие Тема: « В гостях у Царицы Математики»; « Спешим на помощь к Царице Математике!»

-   расширить знания детей о геометрических фигурах через организацию самостоятельной деятельности; закреплять умение составлять простейшие арифметические задачи на сложение и вычитание в пр...

Проект «Песок, глина» для детей старшей группы (Картотека «ОПЫТЫ С ПЕСКОМ И ГЛИНОЙ»)

МАТЕРИАЛ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОЕКТА С ДЕТЬМИ СТАРШЕЙ ГРУППЫ....

Картотека опытов "Песок. Глина. Сравнение песка и глины"

Разработанная картотека  опытов и экспериментов с песком предназначена для работы с детьми старшего дошкольного возраста....