НОД конспект " Роль воздуха в жизни человека"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) по теме

Куимова Надежда Владимировна

НОД конспект " Роль воздух в жизни человека"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vozduh.docx26.09 КБ
Файл prezentatsiya2.pptx2.65 МБ

Предварительный просмотр:

Тема: « Роль воздуха в жизни человека»

Цель занятия:

-Закрепление представления у детей роли воздуха через опыты.

-Закрепление представления у детей о некоторых свойствах воздуха.

-Развитие способности делать умозаключение, анализировать, сравнивать, классифицировать.

-Развитие любознательности и самостоятельности детей через экспериментирование.

Задачи:

Образовательные:

- Подвести к пониманию того, что воздух есть вокруг и внутри нас.

- Дать представление о том, что он занимает место и обладает свойствами

( невидим, лёгкий, не имеет запаха), а также дать представление о том, что ветер - это движение воздуха.

- Способствовать овладению некоторым способам  обнаружения воздуха.

Развивающие:

- Развивать любознательность, наблюдательность, мыслительную деятельность.

- Развивать мышление, память, речь, интерес к познавательной деятельности.

- Развивать зрительное и слуховое восприятие.

Воспитательные:

- Воспитывать интерес и желание расширять свой кругозор.

- Воспитывать любознательность, взаимопомощь, бережное отношение к  окружающей среде.

- Воспитывать позитивное отношение к окружающему миру, желание исследовать его всеми доступными способами.

Словарная работа:

Обогатить словарь детей словами; лаборатория, бесцветный,  прозрачный, невидимый, опыты.

Предшествующая работа:

- Наблюдение за ветром.

- Проведение экспериментов, доказывающих легкость воздуха.

- Изготовление корабликов с парусами, вееров.

Оборудование:

- Полиэтиленовые мешочки (по количеству детей).

- Стаканчики с водой, коктейльные трубочки (по количеству детей).

- Мыльные пузыри (по количеству детей).

- Игрушки, баночки и другие предметы плотные и полные (пустые внутри).

- 2 подноса.

- Кораблики из пенопласта с бумажными парусами.

- Сосуд - «море» для корабликов.

- Салфетки бумажные (по количеству детей).

- Веера (по количеству детей).

- Апельсин, чеснок, чеснок давилка.

- Воздушные шары (по количеству детей).

- Таблички с цифрами 1,2.3,4,5,6,7 на столах для опытов.

- Песочные часы.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, внимательно послушайте и отгадайте загадку?

Он нам нужен, чтоб дышать,

Чтобы шарик надувать.

С нами рядом каждый час,

Но невидим он для нас!

Что это?

Детские ответы:  (воздух)

Воспитатель: Правильно, это воздух! Сегодня мы свами поговорим о воздухе и будем проводить  опыты, как настоящие учёные.

Воспитатель: А кто его видел, этот воздух? Может его и нет вовсе? Лично я никогда не видела воздух! А вы, ребята?

Воспитатель: Скажите, ребята, вы видите воздух вокруг нас?

Детские ответы:  (нет, не видим)

Воспитатель: Раз мы его не видим, значит, какой воздух?

Детские ответы:  (воздух  прозрачный, бесцветный, невидимый)

Воспитатель: Вот- вот! Невидимый! Значит, его и нет вовсе?

Воспитатель: Я вот тоже воздух не видела, но знаю, что он всегда вокруг нас! А давайте докажем, что воздух есть?

Воспитатель: Чтобы воздух увидеть его надо поймать. Хотите я вас научу ловить воздух?

Детские ответы:  (да)

Опыт 1. с полиэтиленовыми пакетами.

Воспитатель: Возьмите полиэтиленовый пакет. Что в нём?

Детские ответы: (он пустой)

 Воспитатель: Его можно сложить в несколько раз. Смотрите, какой он тоненький. Теперь мы разворачиваем и набираем в пакет воздух, закручиваем его вот так. Посмотрите, пакет полон воздуха, он похож на подушку. Воздух занял всё место в пакете. Теперь развяжем пакет и выпустим из него воздух. Пакет опять стал тоненьким. Почему?

Детские ответы: (в нём нет воздуха)

Воспитатель:

Вывод: воздух прозрачный, чтобы его увидеть его надо поймать. И мы смогли это сделать?  Мы поймали воздух, заперли его в пакет, а потом выпустили его.

Знаете, ребята, мне этот пакетик с воздухом что то на помнил. Вот я летом видела, как люди используют такой « запертый воздух» на речке! Как вы думаете куда люди запирают воздух?

Детские ответы: (если дети не скажут, говорю я: « это,  кажется  был надувной матрас! А, ещё я видела у детей, спасательные нарукавники и даже спасательные круги!»)

Воспитатель: Конечно ребята, ведь воздух легче воды! И если внутри матраса воздух, то он, конечно же, плавает! Значит, если внутри чего – то воздух, это будет плавать?  Ребята, а помогите мне разобрать игрушки; какие будут плавать, а какие нет? Где спрятался воздух?

Опыт 2. « Где спрятался воздух?»

(дети поочерёдно достают из сундучка игрушки и рассказывают, как они думают есть внутри игрушки воздух или нет, потом опускают в тазик с водой и проверяют, раскладывают игрушки на два поднос).

Воспитатель:  Молодцы, ребята! Теперь вы знаете, что предметы, внутри которых есть воздух, будут плавать. Но будьте осторожны, если внутрь предмета попадёт вода и вытеснит воздух, то предмет может утонуть.

Воспитатель:   А вот интересно, внутри человека есть воздух?  Как вы думаете?

Детские ответы: (да)

Воспитатель:    Давайте проверим?

Опыт 3. Подуть в трубочку, опушенную в стакан с водой.

Воспитатель:  Подуйте в трубочку, опущенную в стакан с водой. Что происходит?

Детские ответы: (выходят пузырьки)

Воспитатель: Вот видите!

Вывод: Значит, воздух есть внутри нас. Мы дуем в трубочку,  и он выходит. Но чтобы подуть ещё, мы сначала вдыхаем новый воздух, а потом выдыхаем через трубочку и получаются пузырьки. Ребята, а какие пузырьки можно ещё пускать?

Детские ответы: (мыльные)

Воспитатель: Хотите попускать мыльные пузыри? (Под музыку м/ф

 «Мыльные пузыри» пускаем мыльные пузыри).

Воспитатель:  Ребята как вы думаете. Что находиться внутри мыльного пузыря?

Детские ответы: (мыло)

Воспитатель: Ребята, раз мы дуем, значит, внутри мыльного пузыря находиться, конечно же воздух. Это мыльная плёнка наполняется воздухом и отрывается от петельки. Лёгкие, наполненные воздухом пузыри, парят в воздухе.

Воспитатель: И это ещё раз доказывает, что воздух есть внутри нас.  Но как он к нам попадает?

Детские ответы: (через нос)

Воспитатель:  Конечно! Все люди дышат через нос. Ребята, давайте покажем гостям, как дышат наши носики. Когда мы просто вдыхаем и выдыхаем воздух. Мы его видим?

Детские ответы: (нет)

Опыт 4. с салфеткой.

Воспитатель:  А с салфеткой видно?

Детские ответы: (да)

Воспитатель:  Вы заметили. Что когда мы вдыхаем и выдыхаем воздух, салфетка шевелится, как летом листочки на деревьях. А мы говорили, что листочки качаются от «…..»?

Детские ответы: (ветра)

Воспитатель:  Откуда же ветер появился тут, сейчас? Мы  вдыхали  и  выдыхали  воздух, воздух двигался и получился ветерок. Значит, когда воздух двигается, получается, что?

Детские ответы: (ветер)

Воспитатель: Хотите устроить ветер?

Игра «Кораблики».

Воспитатель: Ветерок, созданный потоком воздуха из груди раздувает паруса, и кораблики плывут. Кораблики ловят воздух паусами. Воздух может передвигать предметы.

Воспитатель:  Это мы дуем, воздух толкает кораблики. А если не дуть, как ещё можно сделать ветер?

Детские ответы: (махать)

Опыт 5 с веером.

Воспитатель:  Ребята давайте попробуем устроить ветер с помощью веера! Помашите веером сначала на себя, потом друг на друга. Что вы чувствуете?

Детские ответы:  (в лицо дует ветер)

Воспитатель:  Смотрите. От моего веера даже кораблики могут плавать. Ветер  помогает парусникам плыть. Ветер еще может вращать вертушки. Смотрите: воздух не движется, и  вертушка не вертится. Я машу веером, толкаю воздух, получается ветер. И вертушка завертелась. Давайте все подуем  на вертушку, а теперь помашем веерами.  

Воспитатель:  Как это вертушка похоже на ветреную мельницу! У нас в деревне была такая. Там, на мельнице, муку мололи. А потом из этой муки пироги пекли. Я люблю, когда пирогами пахнет! А вы любите пироги?

Воспитатель: Ребята, а как вы думаете сам воздух пахнет? Понюхайте?

Детские ответы:  (нет)

 Воспитатель:  А как же получается, что когда пекут пироги, то мы чувствуем запах?  Оказывается, воздух движется и доносит эти запахи до нашего носов, хотя сам воздух запаха не имеет.

Опыт 6 с апельсином и чесноком.

Воспитатель: Ой- ой-ой! Как чесноком запахло! Не хочется этот запах нюхать? Что нужно сделать что бы запах ушел?

Детские ответы:  (нос закрыть и не будем дышать)

Воспитатель:  Попробуйте? 

Опыт 7 «Не дышу»

Воспитатель:  Без воздуха мы задохнемся. Всему живому на земле необходим воздух и людям, и животным, и растениям! Без воздуха мы все погибнем!

Воспитатель: Ребята расскажите, что нового вы узнали о воздухе сегодня?

Детские ответы:  

Воспитатель: Вот ребята, как много вы сегодня узнали о воздухе! Что воздух бесцветный, поэтому мы его не видим; - чтобы увидеть воздух его нужно поймать; - что воздух легче воды; - что воздух есть внутри пустых предметов; - и даже внутри людей; - без воздуха ничего живое не может жить; - А еще мы узнали, что воздух не пахнет и может передавать запахи;- А ещё мы наконец – то  узнали, что такое ветер? Ветер – это движение воздуха.

Воспитатель:  А на следующем занятии я расскажу о том, почему одни воздушные шары остаются на земле, а другие улетают высоко в небо. И ещё о том, как можно на воздушных шарах путешествовать по

воздуху.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

« Роль воздуха в жизни человека»

Слайд 2

Он нам нужен, чтоб дышать, чтобы шарик надувать. С нами рядом каждый час, но невидим он для нас.

Слайд 3

МЫ ЛОВИМ ВОЗДУХ

Слайд 4

ТЕПЕРЬ ВЫ ЗНАЕТЕ, ЧТО ПРЕДМЕТЫ, ВНУТРИ КОТОРЫХ ЕСТЬ ВОЗДУХ, БУДУТ ПЛАВАТЬ

Слайд 5

МЫ УЗНАЛИ, ЧТО , ЕСЛИ ВНУТРЬ ПРЕДМЕТА ПОПАДАЕТ ВОДА И ВЫТАЛКИВАЕТ ВОЗДУХ, ТО ЭТОТ ПРЕДМЕТ МОЖЕТ УТОНУТЬ

Слайд 6

ВОЗДУХ ЕСТЬ ВНУТРИ НАС

Слайд 7

ВЫ ЗАМЕТИЛИ, ЧТО КОГДЫ МЫ ВДЫХАЕМ И ВЫДЫХАЕМ, САЛФЕТКА ШЕВЕЛИТСЯ, КАК ЛИСТИКИ НА ДЕРЕВЬЯХ, ЗНАЧИТ КОГДА ВОЗДУХ ДВИЖЕТСЯ ПОЛУЧАЕТСЯ ЧТО??? ВЕТЕР.

Слайд 8

ОКАЗЫВАЕТСЯ ВОЗДУХ ДВИЖЕТСЯ И ДОНОСИТ ЗАПАХИ ДО НАШЕГО НОСА, ХОТЯ ВОЗДУХ САМ ЗАПАХА НЕ ИМЕЕТ.

Слайд 9

ВСЕМУ ЖИВОМУ НА ЗЕМЛЕ НУЖЕН ВОЗДУХ: ЛЮДЯМ, ЖИВОТНЫМ, РАСТЕНИЯМ. БЕЗ ВОЗДУХА МЫ ПОГИБНЕМ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект познавательно-речевого занятия "Роль речи в жизни человека" подготовительная группа.

В конспекте детям прелагается опытным путем определить значение речи в жизни человека. Детей знакомят с адаптированным вариантом легенды о Вавилонской башне, появлением различных языков на земле....

Конспект занятия в подготовительной группе «Воздух в жизни человека»

1.     Закреплять и уточнять знания детей о воздухе и его свойствах.2.     Формировать представления о значении воздуха в жизни человека, животных, растений.3....

Конспект занятия в подготовительной группе «Воздух в жизни человека»

1.     Закреплять и уточнять знания детей о воздухе и его свойствах.2.     Формировать представления о значении воздуха в жизни человека, животных, растений.3....

Конспект занятия в подготовительной группе «Воздух в жизни человека»

1.     Закреплять и уточнять знания детей о воздухе и его свойствах.2.     Формировать представления о значении воздуха в жизни человека, животных, растений.3....

План-конспект непосредственно-образовательной деятельности в подготовительной группе. Тема «Воздух в жизни человека».

Познавательное развитие: 1. Способствовать обогащению и закреплению знаний детей о свойствах воздуха.2. Расширять представления детей о значимости воздуха в жизни человека.3. Развивать способности уст...

Конспект открытого занятия в подготовительной группе «Воздух в жизни человека»

Данный конспект предназначен для воспитателей старших групп....

Конспект НОД " Воздух в жизни человека"

Конспект НОД "Воздух в жизни человека" для подготовительной группы...