« Как мы с Карлсоном шалили» Конспект занятия в средней группе по теме « Воздух» ( с элементами развлечения)
Программные задачи: 1. Познакомить детей со свойствами воздуха ( прозрачность, заполняет все пространство, может двигать предметы, находится везде), его ролью в жизни человека; способствовать овладению некоторыми способами обнаружения воздуха в процессе экспериментальной деятельности. 2. Развивать познавательную активность, мышление. 3. Воспитывать интерес к окружающему миру.
Ход занятия: Дети входят в зал (звучит оркестровая обработка песни « Улыбка» в исполнении ансамбля « Мелодия»). Здороваются с гостями. Воспитатель: От улыбки хмурый день светлей. От улыбки в небе радуга проснется! Поделись улыбкою своей, И она к тебе не раз еще вернется… Мы очень рады , что к нам пришло столько много гостей..Примите от нас «улыбки - солнышки» и хорошее настроение не покинет больше вас. Предлагает детям подарить «улыбки – солнышки» гостям. В это время в зал заглядывает Карлсон и дразнится. Карлсон: Бе-бе-бе-бе-бе. Ну. я так не играю (огорченно). Я прилетел с ними пошалить, а они меня даже не замечают. Воспитатель: Ой, Карлсон, здравствуй! Как хорошо, что ты прилетел… Карлсон( перебивая): Пошалим? Подходит к связке с шарами и лопает один из них. Карлсон ( восторженно): Вы видели, а? Как бабахнул воздушный шарик! Так громко, даже уши заложило! Интересно, откуда такой громкий звук? Воспитатель: А я знаю, откуда этот звук взялся.( интригующе). А вы хотите узнать ? Дети и Карлсон соглашаются. Воспитатель: То, что ты называешь « бабахнул» - это воздух вылетел из шарика. Карлсон: Как вылетел? Куда вылетел? Воспитатель: Сюда, к нам. Он повсюду! (показать жестом). Карлсон: А я его не вижу. А вы, ребята видите ? ( обращается к детям). Я же говорю, что его никто не видит! Значит его нет! Воспитатель: Скажите, вы фокусы любите? (обращается ко всем) Карлсон с детьми соглашаются. Воспитатель: Тогда приглашаю всех к этому столу. ОПЫТ 1. Обнаружение воздуха при помощи пакета. Звучит оркестровая композиция Д.Эленгтона « Караван» Воспитатель: Что у меня в руках? ( пакет) В нем что - нибудь лежит? ( дети высказывают свои предположения) Воспитатель предлагает детям хорошенько рассмотреть пакет. Музыка звучит громче и воспитатель показывает « фокус» с пакетом: - показывает со всех сторон, - складывает в несколько раз, -взмахивает пакетом ,ловя воздух, закручивает пакет. Воспитатель: Что вы теперь скажете? И теперь пакет пустой? ( дает потрогать детям и Карлсону надутый пакет) Почему пакет стал похож на подушку? ( подвести высказывания детей к тому, что в пакете воздух) Воспитатель: В пакете воздух, он занял все пространство в пакете, что пакет стал похож на подушку. Карлсон: Дайте-ка, я посмотрю. Я все равно ничего не вижу! Ребята, поглядите сами! ( предлагает детям посмотреть сквозь пакет). Воспитатель: Карлсон, ты все сомневаешься. Я сейчас проткну пакет острой палочкой .Подставьте свои щечки ( воспитатель прокалывает пакет, подносит пакет к Карлсону и к каждому из детей, давая тем самым почувствовать струю воздуха). Воспитатель: Расскажите о своих ощущениях. ( дети рассказывают, что чувствуют холодок, ветерок, воздух). Карлсон: Как здорово! Я чувствую воздух! Воспитатель: Из пакета выходила струйка воздуха. Воздух нельзя увидеть, но можно его почувствовать. В это время Карлсон незаметно подходит к столу , где стоят стаканы с водой и соломинки для коктейля Воспитатель :Скажите, ребята, а внутри нас есть воздух? ( дети высказывают свои предположения). В это время Карлсон начинает дуть в через соломинку в воду и пускать пузыри. Воспитатель: Карлсон, ты чем занят? Карлсон: Шалю я, шалю! Идите сюда, будем вместе шалить! Воспитатель: Будем шалить с Карлсоном? Но шалить мы будем с пользой. ОПЫТ 2. Обнаружение воздуха при помощи соломинки для коктейля Звучит музыка из к/ф « Усатый нянь» Детский смех. Дети вместе с Карлсоном пускают пузыри в стакане с водой. Воспитатель: Как здорово у вас получается. Вода в стаканах просто бурлит. Почему так произошло? ( дети говорят что это выходил воздух из трубочки) Откуда вы взяли воздух что бы дуть в трубочки? ( подвести детей к тому , что необходимо сначала вдохнуть воздух, а потом его выдохнуть в трубочку). Верно, сначала мы вдыхаем воздух через нос , он попадает к нам в легкие, затем мы его выдыхаем в трубочку и получаются пузырьки. Мы с вами дышим , а значит воздух находится в нас. Карлсон: Давайте поиграем в игру «Водолаз» Воспитатель: А это как? Карлсон: Кто дольше сможет продержаться без воздуха под водой. Для этого нужно крепко зажать нос руками и еще крепче сжать губы.(дети предварительно « готовят» организм к «погружению» - делают вдох – выдох три раза, затем приседают –«погружаются» и сидят на корточках кто сколько сможет. Кто не сможет дольше просидеть « всплывают» - встают ) Дети играют с Карлсоном . Карлсон первым сдается. Карлсон : Все , я не могу. Голова закружилась. Воспитатель: Это потому, что человеку для жизни необходим воздух, как и всему живому на земле. Карлсон, ты в футбол любишь играть? Карлсон ( важно) : Да! Я самый лучший футбольщик! Воспитатель: Ну, во первых, не «футбольщик», а футболист. А во-вторых, мяч нужно забить в ворота не касаясь до него ни руками, ни ногами. Ребята, кто-нибудь из вас догадался как это сделать ( дети отвечают, что нужно дуть на мячик) ОПЫТ 3. Воздух движет предметы Звучит музыка из к/ф «Усатый нянь».Переполох. Воспитатель объясняет детям как правильно забить мяч в ворота. Дети начинают играть в «Воздушный футбол» вместе с Карлсоном. Воспитатель: Весело играли. Как вам удалось так ловко забивать в ворота мяч? ( дети говорят, что они дули на мячик ). Значит воздух помог нам играть, он двигал мячик. Карлсон: Что-то я заигрался с вами. Мне к Малышу пора. Полечу, расскажу обо всем что узнал. До встречи! Еще увидимся! Карлсон « улетает». Дети машут ему в след. Воспитатель обращается к детям. Воспитатель: Весело провели время. Я думаю это не последняя встреча с Карлсоном. Он обещал вернуться .Ребята, как вы думаете , о чем может рассказать Карлсон Малышу? ( воспитатель подводит детей к самостоятельному выводу: воздух везде, его нельзя увидеть, но можно почувствовать; при помощи воздуха можно пускать пузыри и передвигать мячик, без него нельзя дышать) Воспитатель: Хотите еще поиграть с воздухом? Тогда пойдем одеваться на улицу, возьмем с собой вертушки и будем играть.
|