Из истории родного края. «Павловские шали»
план-конспект занятия (старшая группа) по теме

Серебрякова Елена Олеговна

  Проект направлен на решение вопросов патриотического воспитания детей в соответствии с базовыми образовательными программами. Содержание расширено за счет включения задач педагогического просвещения родителей, вовлечения родителей в образовательный процесс, повышения роли семьи в современном обществе, конкретизации задач по краеведению, воспитания детей на традициях народной культуры. Представленная работа отражает творческий поиск воспитателя в реализации задач изучения истории родного края через использование активных методов работы с дошкольниками, активизирующих их познавательный интерес в области краеведения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 40 «Ромашка»

Городской конкурс проектов

 «Развитие познавательного интереса у старших дошкольников к

истории предметного мира»

Номинация: «Из истории родного края»

Тема проекта: «Павловские шали»

Автор проекта: Серебрякова Елена Олеговна

г.о. Электрогорск

2012 год.

Проект: « Павловские шали.»

Тип: информационно – практико - ориентированный.

Возраст: дети 5-6 лет.

Автор: Серебрякова Елена Олеговна, воспитатель.

Категории участников проекта: воспитатель, дети, родители, инструктор по

 

физкультуре, музыкальный работник.

Срок проекта: проект средней продолжительности.

 

Проблема: недостаточность знаний у детей о культуре родного края.

Пояснительная записка.

     В настоящее время одной из острейших проблем является воспитание патриотизма. Дошкольные образовательные учреждения, являясь начальным звеном системы образования, призваны формировать у детей первое представление об окружающем мире, отношение к родной природе, малой Родине, своему Отечеству.

     Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста - одна из  задач нравственного воспитания, включающая в себя воспитание  любви к близким людям, к детскому саду, к родной стране, городу. Патриотические чувства закладываются в процессе жизни и бытия человека, находящегося в рамках конкретной социокультурной среды. Люди с момента рождения инстинктивно, естественно и незаметно привыкают к окружающей   их  среде, природе и культуре своей страны, к быту своего народа.

     Знакомство детей с родным краем: с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Яркие впечатления  о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются   в памяти человека на всю жизнь.

     У каждого  народа  свои сказки, и все они передают от поколения к поколению основные нравственные ценности: добро, дружбу, взаимопомощь, трудолюбие. Произведения устного народного творчества не только формируют любовь к традициям своего народа, но и способствуют развитию личности  в духе патриотизма.

Дошкольное детство можно назвать порой ежедневных открытий. Взрослым следует дарить детям радость этих открытий, наполнив их идеологическим и воспитательным содержанием, которые должны способствовать формированию  нравственных основ и чувства патриотизма.

Раздвигая горизонты познаваемого детьми, мы зароняем в их сердца искорку любви к родному краю, к Родине.

Актуальность темы проекта.

Проект направлен на решение вопросов патриотического воспитания детей в соответствии с базовыми образовательными программами. Содержание расширено  за счет включения задач педагогического просвещения родителей, вовлечения родителей в образовательный процесс, повышения роли семьи в современном обществе, конкретизации задач по краеведению, воспитания детей на традициях народной культуры.

Представленная работа отражает творческий поиск  воспитателя  в реализации задач изучения  истории родного края через использование активных методов работы с дошкольниками, активизирующих их познавательный интерес в области краеведения.

Цель проекта: способствовать  развитию познавательного интереса у старших дошкольников.

Достижение поставленной цели возможно, если решить следующие задачи: 

  1. Дать представление о роли родного края в экономическом развитии страны; познакомить с различными социальными объектами.
  2. Приобщить детей к традиционной культуре родного края.
  3. Формировать позитивное, уважительное отношение к родному краю, к труду, его жителям.
  4. Познакомить детей с павловскими шалями и привлечь  родителей к историческому и культурному наследию родного края.
  5. Развивать творческие способности детей в продуктивной деятельности на местном материале.
  6. Развивать поисковую деятельность, интеллектуальную инициативу.
  7. Создать условия для участия родителей в проектной деятельности.

Формирование предпосылок учебной деятельности:

  1. произвольности в поведении и продуктивной деятельности;
  2. потребности в создании собственной картины мира;
  3. навыков коммуникативного общения.

Формирование проектно-исследовательских умений и навыков:

  1. выявить проблему;
  2. самостоятельно искать нужное решение;
  3. выбирать из имеющихся способов наиболее адекватный и продуктивно его использовать;
  4. самостоятельно анализировать полученные результаты.

Познавательно - речевое развитие:

  1. систематизация знаний, стимулирующая развитие познавательных и творческих способностей;


 Художественно – эстетическое развитие:

  1. углубленное приобщение к искусству, многообразию художественных образов;
  2. овладение различными видами художественной деятельности
  3. развитие способностей к эстетической оценке.

Данный метод предполагает реализацию ряда принципов: 

  1. Принцип проблематизации заключается  в создании условий для постановки и решения проблем, введения в мир человеческой культуры через ее открытые проблемы путем повышения активности, инициативы ребенка в их решении.
  2. Принцип народности лежит в основе всего педагогического процесса, народная культура, ее потенциал имеет огромное  развивающее значение.
  3. Принцип опоры на ведущую деятельность реализуется в органической связи игры с другими специфически детскими видами деятельности (изобразительной, конструктивной, музыкальной, театрализованной и др.), которые взаимодействуют и обогащают друг друга.
  4. Принцип сотрудничества и сотворчества предполагает единение взрослого и ребенка как равноправных партнеров, обеспечивает возможность саморазвития каждого, диалогичность взаимодействия, преобладания эмпатии в межличностных отношениях.
  5. Принцип краеведения реализуется через максимальное включение в образовательный процесс культуры родного края.
  6. Принцип культурологичности и интегративности реализуется во взаимосвязи различных элементов человеческой культуры разных сфер искусства.
  7. Принцип учета возрастных особенностей и концентричности позволяет рассматривать различные проблемы на доступном уровне, а затем возвращаться к раннее изученному материалу на новом, более высоком уровне.
  8. Принцип развития личностных качеств ребенка направлен на формирование позитивного, уважительного отношения к родному краю, его жителям, труду.

Прогнозируемый результат.

  1. Расширение знаний детей и родителей о родном крае, его обычаях, культуре, формирование на этой основе духовного, экологического, нравственного и личностного отношения к действительности.
  2. Расширение связей ДОУ с социумом.
  3. Улучшение работы по взаимодействию с родителями, активизация позиции родителей как участников педагогического процесса детского сада.

Продукт проектной деятельности.

  1. Детские рисунки по мотивам павловских шалей.
  2. Работы по аппликации детей по мотивам павловских шалей.
  3. Работы по лепке цветов по мотивам павловских шалей.
  4. Фотографии совместной деятельности воспитателя и детей.
  5. Папка о народных промыслах родного края.
  6. Конспекты занятий.
  7. Сборник стихов и загадок о павловских шалях и платках.
  8. Сценарий сказки «Платочек из Посада».
  9. Материал для родителей.

План- схема проекта.

Этапы

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

Работа с родителями

Начальный

воспитатель формулирует проблему и цели проекта, а также задачи.

Задачами детей на этом этапе проекта являются: вхождение в проблему, вживание в игровую ситуацию, принятие задач и целей, а также дополнение задач проекта.

Знакомство родителей с проектом.

Второй этап:


организация деятельности

Организация деятельности: педагог помогает детям грамотно планировать собственную деятельность в решении поставленных задач.

 Дети объединяются в рабочие группы и происходит распределение ролей. Первая группа собирает лоскутки шалей, приносит платки, вторая- литературу о павловских шалях.

Сбор материала.

Третий этап:


реализация проекта

Педагог направляет и контролирует осуществление проекта: видео-знакомство с платочной мануфактурой;  рисование узоров по мотивам павловских шалей; демонстрация сценки-сказки; проведение итогового занятия-дефиле с павловскими шалями.

У детей происходит формирование разнообразных знаний, умений и навыков.

Помощь в подготовке к «Дефиле с павловскими шалями».

Четвертый этап:


презентация проекта

Педагог готовит презентацию по деятельности проекта и проводит её.

Дети активно помогают в подготовке презентации, после чего они представляют зрителям (родителям и педагогам) продукт собственной деятельности.

Родители помогают в проведении мероприятия, дают оценку выступлениям детей.

Пятый этап:


формулировка задач на будущее

Педагог подводит детей к тому, что узоры и тематика современных шалей отличается от тех, что были 30-40 лет назад. Воспитатель заинтересовывает детей изучением современных орнаментов шалей.

Литература.

  1. «Воспитание и обучение в детском саду» под редакцией Васильевой;

  1. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» О.Л.Князевой, М.Д. Маханевой;

  1. «Павловские шали» Н. Г. Рудин.

  1. «Русский орнамент» Н.Н. Соболев.

  1. «Художественное оформление тканей» Н. Г. Рудин.

Приложение.

  1. Стихи о павловской шали.

Павлопосадские тонкие шали,

Любую девушку украшали

По яркому полю цветы разбежались

Венком на краешке задержались

Розы, ромашки, бутоны и листья

В хороводе стали кружиться.

Девочки наденут платки на головку,

Уголочки на шее подвяжут ловко.

Каждый скажет: нет на свете красивее

Девушек в шалях цвета России.

 Рядом с нами городок,

Символ города- платок.

Набивным узором славится,

Всему миру очень нравится.

Не платок- красота.

Всех красавиц мечта.

Едут люди в городок
Взглянуть на павловский платок.

 Лето красное ярко цветет на платках,

Словно зарево, шали красивы.

В этих ярких узорах и пышных цветах

Самобытный характер России.

Не платок — красота, всех красавиц мечта.

На головках девичьих играет.

Как набросят платок, так охапка цветов

На груди у девчат расцветает.

А в платке то самом: поле, поле цветёт!

 И цветы в нём безумно красивы…

 В каждой нитке Россия родная живёт:

 Реки…горы…дороги и нивы!

В каждой нитке небесная тянется высь!

 Домотканым, цветастым узором,

 На платке уместилась – работа и жизнь,

 Старый домик с прогнившим забором.

А с платка, улыбаясь, ткачиха глядит:

 «Одевай и носи на здоровье!

 Он теплом и любовью тебя защитит,

 Когда станет промозгло и больно!»

  1. Загадки.

Городок тот не далек.                                                                

Символ города –платок.

Набивным узором славится.

Как тот город называется?

                          (Павловский Посад).

Я капризна и нежна,
К любому празднику нужна.
Могу быть белой, желтой, красной,
Но остаюсь всегда прекрасной!

                                               ( роза )

Весною зеленела,
Летом загорала,
Осенью надела
Красные кораллы.

                             ( рябина )

Я и красный, я и белый,
Я и чёрный - если спелый.
И под солнышком в саду
На лиане я расту.
И такой я сочный, сладкий,
Очень вкусный, ароматный.
Гроздь мою съесть каждый рад
И зовусь я …

                             (виноград).

На воде увидел ты
Белые цветы.
Эти жители реки
На ночь прячут лепестки.

                                        ( Лилия водяная )

Я похож на колосок,
Где вместо зернышек — цветок

                             ( гладиолус )

Я - травянистое растение
С цветком сиреневого цвета.
Но переставьте ударение,
И превращаюсь я в конфету.
                                      (Ирис)

На окошке растёт,
Круглой шапкой цветёт.
Это — журавлиный нос,
Нам духи свои принёс.
Расцвела в такую рань
На моём окне …

                                     (Герань).

     На белом фоне красивые розы,

     Лилии, маки, ромашки, подснежники.

     Ими повязаны девичьи головы.

     Глазки лукавые, личики нежные. 

                                       ( платок )         

  1. Сценка «Платочек из Посада»

Звучит мелодия русской народной песни «Когда б имел златые горы».         

Коробейник:

Во времена былинные, стародавние
Собирался купец в страны дальние,
За товарами, за чудесными,
С дочерью прощался
И с такими к ней речами обращался.

Купец:

Ой, ты, доченька родная,
Уезжаю я в страны заморские,
Страны дивные,
Долго ль буду там, недолго –
Того не ведаю.
А думаю тебя порадовать –
Подарки, привести разные.
Что твоей душеньке угодно
Может, ларец весь резной
Или перстенек золотой.

Дочь:

Буду я и так молиться!
Чтоб ни буря, ни булат
Или чей – то черный взгляд
Не могли тебя сразить,
Чтоб тебе живому быть!
Ну, а коли про подарок…
То купи, пусть и неярок,
Мне платок всех красивей –
Как у царских дочерей!

(купец с дочерью расходятся, выходит коробейник)


Коробейник:

Месяцок прошел, другой,
Следует отец домой.

(выходит купец с красивым платком)


Купец:

За семью морями был,
Земли все исколесил.
Лишь платочек из Посада
Всей душою полюбил.

(Купец передает платок дочери)


Купец: 

Носи, доченька, платок, не марай,
По праздникам одевай,
Без праздничка в сундук укладай.                                                                                                

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 40 «Ромашка»

Конспект итогового занятия

по ознакомлению с окружающим миром и социализации

 в старшей группе

 на

тему: «Дефиле с павловскими шалями».

Автор: Серебрякова Елена Олеговна, воспитатель

г.о. Электрогорск

2012 год.

Программное содержание.

ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ

Образовательные:

  1. Продолжить знакомство детей с павловскими шалями;
  2. Приобщить детей к традиционной культуре родного края;
  3. Формировать позитивное, уважительное отношение к родному краю, к труду, его жителям;
  4. Совершенствовать монологическую, диалогическую речь, её интонационную выразительность;
  5. Учить использовать имеющиеся знания в игре, общении;

Воспитательные:

  1. создать у детей эмоционально-позитивный настрой;
  2. прививать стремление познавать новое;
  3. воспитывать чувство товарищества, взаимопомощи, коллективизма, дух соревнования;
  4. воспитывать у детей интерес и любовь к народным промыслам родного края;
  5. воспитывать умение слушать сверстников и взрослых;
  6. сплотить коллектив детей.

Предварительная работа

  1. Знакомство с производством шалей и платков.
  2. Рисование по мотивам павловских шалей.
  3. Проведение занятий по аппликации и лепке элементов узоров павловских шалей.
  4. Сбор необходимых материалов для дефиле.

Словарная работа: коробейник, купец, былина, перстень, булат, шаль.

Ход занятия.

Воспитатель загадывает детям загадку:

Городок тот не далек.                                                                

Символ города –платок.

Набивным узором славится.

Как тот город называется?

                          (Павловский Посад).

- Правильно, ребята. Сегодня мы продолжим знакомство с павловскими шалями. Я приглашаю всех посмотреть  выступления наших детей.

Далее на сцену под музыку выходит девочка с шалью на плечах, красиво проходит перед зрителями под аплодисменты и читает стихотворение.

Потом выходит мальчик, в руках у него рисунок с элементами узора павловской шали. Он рассказывает об узоре, тематике его, цветовой гамме.

 ( 3 девочки, 3 мальчика).

Воспитатель предлагает ребятам разделиться на 2 команды и посоревноваться: кто больше знает о павловских шалях. Потом загадывает загадки про цветы, встречающиеся в узорах платков. Подсчитывает баллы каждой команды.

- Молодцы, ребята. А хотите вы поиграть?  

Проводится игра «Составь свой узор платка для мамы».

Задачи: участники игры должны составить узор на листе бумаги А3.

Родители выбирают команду-победителя.

- Молодцы, ребята. А сейчас посмотрите сказку «Платочек из Посада».

В конце занятия подводится итог. Родители выбирают победителей.

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 40 «Ромашка»

Конспект занятия

по художественному творчеству (декоративному рисованию)

 в старшей группе

 на

тему: «Знакомство с платками из Павловского Посада. Цветы».

Автор: Серебрякова Елена Олеговна, воспитатель

г.о. Электрогорск

2012 год.

Программное содержание.

Основная цель - развитие у детей творческих способностей, фантазии, воображения средствами декоративно-прикладного искусства.

Задачи:

  1. Познакомить с платками павловопосадских мастеров.
  2. Учить рисовать цветы по мотивам павловских платков, придумывать различные композиции для украшения платков.
  3. Развивать технические умения и навыки декоративного рисования. Учить выделять элементы узора, расположение, сочетания цветов и оттенков.
  4. Приобщить детей к традиционной культуре родного края.
  5. Воспитывать уважение к мастерам и желание создать прекрасное для оформления детского сада, дома.
  6. Развивать художественный вкус.

Материал для занятия: павловопосадские платки, квадраты из листа бумаги А3 разных цветов, гуашь, кисти.

Ход занятия.

Создание игровой ситуации.  В начале занятия воспитатель входит в группу с шалью на плечах. Задает вопросы детям: Нравится ли им шаль? Что в ней нравится больше всего?

Это позволяет поддерживать интерес детей к занятию.

Воспитатель предлагает детям рассмотреть платок павловского мастера «Подарок маме». Художник: З. Ольшевская: выделить элементы узора, расположение, сочетания цветов и оттенков, фон.

 Далее предлагает сравнить 2 элемента узора: крупные красные розы и более мелкие бело-голубые цветы, чем-то напоминающие больше полевые цветы.

Воспитатель применяет прием движение руки - очерчивающего жеста для выделения элементов узора на платке и определения расположения их на листе бумаги, последовательности заполнения формы бумаги.

Потом идет  проговаривание последовательности работы, называние элементов узора, действия при его воспроизведении в рисовании ("завиток ведем вверх, потом вниз...").

Далее вместе с воспитателем дети рисуют элементы узора.

В конце занятия педагог подводит итог. Работы вывешиваются на доску. Дети по желанию выходят в доске и рассказывают о своей работе: кому бы подарили свою шаль? Почему? Чем нравятся павловские шали? Что нового дети хотели бы узнать о платках из Павловского Посада.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

значение регионального компонента в ознакомлении детей с историей родного края

Одной из основных задач воспитания дошкольников является воспитание у них любви к Родине,родному краю....

Проект по ознакомлению детей дошкольного возраста с отечественной историей и историей родного края «Машина времени»

Детям предлагается совершить путешествие во времени, познакомиться с основными событиями истории родного края в этапах отечественной истории, от каменного века до наших дней. Побывать в древнем мире п...

Методическая разработка по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с историей родного края «Край ты мой, Ямал»

Познакомить детей с историей и традициями народов севера, показать особенности культуры, быта коренных народов, расширять кругозор дошкольников.Дать представление о природных богатствах (нефть, газ) Р...

Проект по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с отечественной историей и историей родного края "Машина времени": направление 1 «Кузнецкая земля в древности»

Задачи:Вызвать интерес к истории родного края, начиная с самого древнего периода - каменного века.Расширить кругозор о первобытном мире людей, населявших территорию нашей области.Познакомить с природо...

Проект по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с отечественной историей и историей родного края "Машина времени": направление 4 «Присоединение Сибири к России» (освоение территории края в XVII веке)

Задачи:Способствовать знакомству детей с историческими событиями освоения территории нашего края в XVII векеВызвать интерес к истории становления первых русских сибирских городов – острогов.Форм...

Методическая разработка по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с историей родного края «Северный края, что зовется Ямал»

Расширять представления детей о жизни, о быте коренных народов Севера.Закреплять имеющиеся представления детей о Ямале, о коренных жителях, о гербе, флаге Ямала, о животном и растительном мире.Соверше...

Дополнительная Программа по ознакомлению детей с историй родного края «Родной свой край люби и знай!»

Формирование интегративных качеств  у детей старшего дошкольного возраста(5-7 лет) в процессе приобщения к  культуре и  традициям разных  народов Оренбуржья....