Из истории родного края. «Павловские шали»
план-конспект занятия (старшая группа) по теме
Проект направлен на решение вопросов патриотического воспитания детей в соответствии с базовыми образовательными программами. Содержание расширено за счет включения задач педагогического просвещения родителей, вовлечения родителей в образовательный процесс, повышения роли семьи в современном обществе, конкретизации задач по краеведению, воспитания детей на традициях народной культуры. Представленная работа отражает творческий поиск воспитателя в реализации задач изучения истории родного края через использование активных методов работы с дошкольниками, активизирующих их познавательный интерес в области краеведения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Знакомство детей с родным краем: с народным промыслом своего района. | 186 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 40 «Ромашка»
Городской конкурс проектов
«Развитие познавательного интереса у старших дошкольников к
истории предметного мира»
Номинация: «Из истории родного края»
Тема проекта: «Павловские шали»
Автор проекта: Серебрякова Елена Олеговна
г.о. Электрогорск
2012 год.
Проект: « Павловские шали.»
Тип: информационно – практико - ориентированный.
Возраст: дети 5-6 лет.
Автор: Серебрякова Елена Олеговна, воспитатель.
Категории участников проекта: воспитатель, дети, родители, инструктор по
физкультуре, музыкальный работник.
Срок проекта: проект средней продолжительности.
Проблема: недостаточность знаний у детей о культуре родного края.
Пояснительная записка.
В настоящее время одной из острейших проблем является воспитание патриотизма. Дошкольные образовательные учреждения, являясь начальным звеном системы образования, призваны формировать у детей первое представление об окружающем мире, отношение к родной природе, малой Родине, своему Отечеству.
Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста - одна из задач нравственного воспитания, включающая в себя воспитание любви к близким людям, к детскому саду, к родной стране, городу. Патриотические чувства закладываются в процессе жизни и бытия человека, находящегося в рамках конкретной социокультурной среды. Люди с момента рождения инстинктивно, естественно и незаметно привыкают к окружающей их среде, природе и культуре своей страны, к быту своего народа.
Знакомство детей с родным краем: с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь.
У каждого народа свои сказки, и все они передают от поколения к поколению основные нравственные ценности: добро, дружбу, взаимопомощь, трудолюбие. Произведения устного народного творчества не только формируют любовь к традициям своего народа, но и способствуют развитию личности в духе патриотизма.
Дошкольное детство можно назвать порой ежедневных открытий. Взрослым следует дарить детям радость этих открытий, наполнив их идеологическим и воспитательным содержанием, которые должны способствовать формированию нравственных основ и чувства патриотизма.
Раздвигая горизонты познаваемого детьми, мы зароняем в их сердца искорку любви к родному краю, к Родине.
Актуальность темы проекта.
Проект направлен на решение вопросов патриотического воспитания детей в соответствии с базовыми образовательными программами. Содержание расширено за счет включения задач педагогического просвещения родителей, вовлечения родителей в образовательный процесс, повышения роли семьи в современном обществе, конкретизации задач по краеведению, воспитания детей на традициях народной культуры.
Представленная работа отражает творческий поиск воспитателя в реализации задач изучения истории родного края через использование активных методов работы с дошкольниками, активизирующих их познавательный интерес в области краеведения.
Цель проекта: способствовать развитию познавательного интереса у старших дошкольников.
Достижение поставленной цели возможно, если решить следующие задачи:
- Дать представление о роли родного края в экономическом развитии страны; познакомить с различными социальными объектами.
- Приобщить детей к традиционной культуре родного края.
- Формировать позитивное, уважительное отношение к родному краю, к труду, его жителям.
- Познакомить детей с павловскими шалями и привлечь родителей к историческому и культурному наследию родного края.
- Развивать творческие способности детей в продуктивной деятельности на местном материале.
- Развивать поисковую деятельность, интеллектуальную инициативу.
- Создать условия для участия родителей в проектной деятельности.
Формирование предпосылок учебной деятельности:
- произвольности в поведении и продуктивной деятельности;
- потребности в создании собственной картины мира;
- навыков коммуникативного общения.
Формирование проектно-исследовательских умений и навыков:
- выявить проблему;
- самостоятельно искать нужное решение;
- выбирать из имеющихся способов наиболее адекватный и продуктивно его использовать;
- самостоятельно анализировать полученные результаты.
Познавательно - речевое развитие:
- систематизация знаний, стимулирующая развитие познавательных и творческих способностей;
Художественно – эстетическое развитие:
- углубленное приобщение к искусству, многообразию художественных образов;
- овладение различными видами художественной деятельности
- развитие способностей к эстетической оценке.
Данный метод предполагает реализацию ряда принципов:
- Принцип проблематизации заключается в создании условий для постановки и решения проблем, введения в мир человеческой культуры через ее открытые проблемы путем повышения активности, инициативы ребенка в их решении.
- Принцип народности лежит в основе всего педагогического процесса, народная культура, ее потенциал имеет огромное развивающее значение.
- Принцип опоры на ведущую деятельность реализуется в органической связи игры с другими специфически детскими видами деятельности (изобразительной, конструктивной, музыкальной, театрализованной и др.), которые взаимодействуют и обогащают друг друга.
- Принцип сотрудничества и сотворчества предполагает единение взрослого и ребенка как равноправных партнеров, обеспечивает возможность саморазвития каждого, диалогичность взаимодействия, преобладания эмпатии в межличностных отношениях.
- Принцип краеведения реализуется через максимальное включение в образовательный процесс культуры родного края.
- Принцип культурологичности и интегративности реализуется во взаимосвязи различных элементов человеческой культуры разных сфер искусства.
- Принцип учета возрастных особенностей и концентричности позволяет рассматривать различные проблемы на доступном уровне, а затем возвращаться к раннее изученному материалу на новом, более высоком уровне.
- Принцип развития личностных качеств ребенка направлен на формирование позитивного, уважительного отношения к родному краю, его жителям, труду.
Прогнозируемый результат.
- Расширение знаний детей и родителей о родном крае, его обычаях, культуре, формирование на этой основе духовного, экологического, нравственного и личностного отношения к действительности.
- Расширение связей ДОУ с социумом.
- Улучшение работы по взаимодействию с родителями, активизация позиции родителей как участников педагогического процесса детского сада.
Продукт проектной деятельности.
- Детские рисунки по мотивам павловских шалей.
- Работы по аппликации детей по мотивам павловских шалей.
- Работы по лепке цветов по мотивам павловских шалей.
- Фотографии совместной деятельности воспитателя и детей.
- Папка о народных промыслах родного края.
- Конспекты занятий.
- Сборник стихов и загадок о павловских шалях и платках.
- Сценарий сказки «Платочек из Посада».
- Материал для родителей.
План- схема проекта.
Этапы | Деятельность воспитателя | Деятельность детей | Работа с родителями |
Начальный | воспитатель формулирует проблему и цели проекта, а также задачи. | Задачами детей на этом этапе проекта являются: вхождение в проблему, вживание в игровую ситуацию, принятие задач и целей, а также дополнение задач проекта. | Знакомство родителей с проектом. |
Второй этап: организация деятельности | Организация деятельности: педагог помогает детям грамотно планировать собственную деятельность в решении поставленных задач. | Дети объединяются в рабочие группы и происходит распределение ролей. Первая группа собирает лоскутки шалей, приносит платки, вторая- литературу о павловских шалях. | Сбор материала. |
Третий этап: реализация проекта | Педагог направляет и контролирует осуществление проекта: видео-знакомство с платочной мануфактурой; рисование узоров по мотивам павловских шалей; демонстрация сценки-сказки; проведение итогового занятия-дефиле с павловскими шалями. | У детей происходит формирование разнообразных знаний, умений и навыков. | Помощь в подготовке к «Дефиле с павловскими шалями». |
Четвертый этап: презентация проекта | Педагог готовит презентацию по деятельности проекта и проводит её. | Дети активно помогают в подготовке презентации, после чего они представляют зрителям (родителям и педагогам) продукт собственной деятельности. | Родители помогают в проведении мероприятия, дают оценку выступлениям детей. |
Пятый этап: формулировка задач на будущее | Педагог подводит детей к тому, что узоры и тематика современных шалей отличается от тех, что были 30-40 лет назад. Воспитатель заинтересовывает детей изучением современных орнаментов шалей. |
Литература.
- «Воспитание и обучение в детском саду» под редакцией Васильевой;
- «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» О.Л.Князевой, М.Д. Маханевой;
- «Павловские шали» Н. Г. Рудин.
- «Русский орнамент» Н.Н. Соболев.
- «Художественное оформление тканей» Н. Г. Рудин.
Приложение.
- Стихи о павловской шали.
Павлопосадские тонкие шали,
Любую девушку украшали
По яркому полю цветы разбежались
Венком на краешке задержались
Розы, ромашки, бутоны и листья
В хороводе стали кружиться.
Девочки наденут платки на головку,
Уголочки на шее подвяжут ловко.
Каждый скажет: нет на свете красивее
Девушек в шалях цвета России.
Рядом с нами городок,
Символ города- платок.
Набивным узором славится,
Всему миру очень нравится.
Не платок- красота.
Всех красавиц мечта.
Едут люди в городок
Взглянуть на павловский платок.
Лето красное ярко цветет на платках,
Словно зарево, шали красивы.
В этих ярких узорах и пышных цветах
Самобытный характер России.
Не платок — красота, всех красавиц мечта.
На головках девичьих играет.
Как набросят платок, так охапка цветов
На груди у девчат расцветает.
А в платке то самом: поле, поле цветёт!
И цветы в нём безумно красивы…
В каждой нитке Россия родная живёт:
Реки…горы…дороги и нивы!
В каждой нитке небесная тянется высь!
Домотканым, цветастым узором,
На платке уместилась – работа и жизнь,
Старый домик с прогнившим забором.
А с платка, улыбаясь, ткачиха глядит:
«Одевай и носи на здоровье!
Он теплом и любовью тебя защитит,
Когда станет промозгло и больно!»
- Загадки.
Городок тот не далек.
Символ города –платок.
Набивным узором славится.
Как тот город называется?
(Павловский Посад).
Я капризна и нежна,
К любому празднику нужна.
Могу быть белой, желтой, красной,
Но остаюсь всегда прекрасной!
( роза )
Весною зеленела,
Летом загорала,
Осенью надела
Красные кораллы.
( рябина )
Я и красный, я и белый,
Я и чёрный - если спелый.
И под солнышком в саду
На лиане я расту.
И такой я сочный, сладкий,
Очень вкусный, ароматный.
Гроздь мою съесть каждый рад
И зовусь я …
(виноград).
На воде увидел ты
Белые цветы.
Эти жители реки
На ночь прячут лепестки.
( Лилия водяная )
Я похож на колосок,
Где вместо зернышек — цветок
( гладиолус )
Я - травянистое растение
С цветком сиреневого цвета.
Но переставьте ударение,
И превращаюсь я в конфету.
(Ирис)
На окошке растёт,
Круглой шапкой цветёт.
Это — журавлиный нос,
Нам духи свои принёс.
Расцвела в такую рань
На моём окне …
(Герань).
На белом фоне красивые розы,
Лилии, маки, ромашки, подснежники.
Ими повязаны девичьи головы.
Глазки лукавые, личики нежные.
( платок )
- Сценка «Платочек из Посада»
Звучит мелодия русской народной песни «Когда б имел златые горы».
Коробейник:
Во времена былинные, стародавние
Собирался купец в страны дальние,
За товарами, за чудесными,
С дочерью прощался
И с такими к ней речами обращался.
Купец:
Ой, ты, доченька родная,
Уезжаю я в страны заморские,
Страны дивные,
Долго ль буду там, недолго –
Того не ведаю.
А думаю тебя порадовать –
Подарки, привести разные.
Что твоей душеньке угодно
Может, ларец весь резной
Или перстенек золотой.
Дочь:
Буду я и так молиться!
Чтоб ни буря, ни булат
Или чей – то черный взгляд
Не могли тебя сразить,
Чтоб тебе живому быть!
Ну, а коли про подарок…
То купи, пусть и неярок,
Мне платок всех красивей –
Как у царских дочерей!
(купец с дочерью расходятся, выходит коробейник)
Коробейник:
Месяцок прошел, другой,
Следует отец домой.
(выходит купец с красивым платком)
Купец:
За семью морями был,
Земли все исколесил.
Лишь платочек из Посада
Всей душою полюбил.
(Купец передает платок дочери)
Купец:
Носи, доченька, платок, не марай,
По праздникам одевай,
Без праздничка в сундук укладай.
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 40 «Ромашка»
Конспект итогового занятия
по ознакомлению с окружающим миром и социализации
в старшей группе
на
тему: «Дефиле с павловскими шалями».
Автор: Серебрякова Елена Олеговна, воспитатель
г.о. Электрогорск
2012 год.
Программное содержание.
ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ
Образовательные:
- Продолжить знакомство детей с павловскими шалями;
- Приобщить детей к традиционной культуре родного края;
- Формировать позитивное, уважительное отношение к родному краю, к труду, его жителям;
- Совершенствовать монологическую, диалогическую речь, её интонационную выразительность;
- Учить использовать имеющиеся знания в игре, общении;
Воспитательные:
- создать у детей эмоционально-позитивный настрой;
- прививать стремление познавать новое;
- воспитывать чувство товарищества, взаимопомощи, коллективизма, дух соревнования;
- воспитывать у детей интерес и любовь к народным промыслам родного края;
- воспитывать умение слушать сверстников и взрослых;
- сплотить коллектив детей.
Предварительная работа
- Знакомство с производством шалей и платков.
- Рисование по мотивам павловских шалей.
- Проведение занятий по аппликации и лепке элементов узоров павловских шалей.
- Сбор необходимых материалов для дефиле.
Словарная работа: коробейник, купец, былина, перстень, булат, шаль.
Ход занятия.
Воспитатель загадывает детям загадку:
Городок тот не далек.
Символ города –платок.
Набивным узором славится.
Как тот город называется?
(Павловский Посад).
- Правильно, ребята. Сегодня мы продолжим знакомство с павловскими шалями. Я приглашаю всех посмотреть выступления наших детей.
Далее на сцену под музыку выходит девочка с шалью на плечах, красиво проходит перед зрителями под аплодисменты и читает стихотворение.
Потом выходит мальчик, в руках у него рисунок с элементами узора павловской шали. Он рассказывает об узоре, тематике его, цветовой гамме.
( 3 девочки, 3 мальчика).
Воспитатель предлагает ребятам разделиться на 2 команды и посоревноваться: кто больше знает о павловских шалях. Потом загадывает загадки про цветы, встречающиеся в узорах платков. Подсчитывает баллы каждой команды.
- Молодцы, ребята. А хотите вы поиграть?
Проводится игра «Составь свой узор платка для мамы».
Задачи: участники игры должны составить узор на листе бумаги А3.
Родители выбирают команду-победителя.
- Молодцы, ребята. А сейчас посмотрите сказку «Платочек из Посада».
В конце занятия подводится итог. Родители выбирают победителей.
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 40 «Ромашка»
Конспект занятия
по художественному творчеству (декоративному рисованию)
в старшей группе
на
тему: «Знакомство с платками из Павловского Посада. Цветы».
Автор: Серебрякова Елена Олеговна, воспитатель
г.о. Электрогорск
2012 год.
Программное содержание.
Основная цель - развитие у детей творческих способностей, фантазии, воображения средствами декоративно-прикладного искусства.
Задачи:
- Познакомить с платками павловопосадских мастеров.
- Учить рисовать цветы по мотивам павловских платков, придумывать различные композиции для украшения платков.
- Развивать технические умения и навыки декоративного рисования. Учить выделять элементы узора, расположение, сочетания цветов и оттенков.
- Приобщить детей к традиционной культуре родного края.
- Воспитывать уважение к мастерам и желание создать прекрасное для оформления детского сада, дома.
- Развивать художественный вкус.
Материал для занятия: павловопосадские платки, квадраты из листа бумаги А3 разных цветов, гуашь, кисти.
Ход занятия.
Создание игровой ситуации. В начале занятия воспитатель входит в группу с шалью на плечах. Задает вопросы детям: Нравится ли им шаль? Что в ней нравится больше всего?
Это позволяет поддерживать интерес детей к занятию.
Воспитатель предлагает детям рассмотреть платок павловского мастера «Подарок маме». Художник: З. Ольшевская: выделить элементы узора, расположение, сочетания цветов и оттенков, фон.
Далее предлагает сравнить 2 элемента узора: крупные красные розы и более мелкие бело-голубые цветы, чем-то напоминающие больше полевые цветы.
Воспитатель применяет прием движение руки - очерчивающего жеста для выделения элементов узора на платке и определения расположения их на листе бумаги, последовательности заполнения формы бумаги.
Потом идет проговаривание последовательности работы, называние элементов узора, действия при его воспроизведении в рисовании ("завиток ведем вверх, потом вниз...").
Далее вместе с воспитателем дети рисуют элементы узора.
В конце занятия педагог подводит итог. Работы вывешиваются на доску. Дети по желанию выходят в доске и рассказывают о своей работе: кому бы подарили свою шаль? Почему? Чем нравятся павловские шали? Что нового дети хотели бы узнать о платках из Павловского Посада.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
значение регионального компонента в ознакомлении детей с историей родного края
Одной из основных задач воспитания дошкольников является воспитание у них любви к Родине,родному краю....
Проект по ознакомлению детей дошкольного возраста с отечественной историей и историей родного края «Машина времени»
Детям предлагается совершить путешествие во времени, познакомиться с основными событиями истории родного края в этапах отечественной истории, от каменного века до наших дней. Побывать в древнем мире п...
Методическая разработка по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с историей родного края «Край ты мой, Ямал»
Познакомить детей с историей и традициями народов севера, показать особенности культуры, быта коренных народов, расширять кругозор дошкольников.Дать представление о природных богатствах (нефть, газ) Р...
Проект по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с отечественной историей и историей родного края "Машина времени": направление 1 «Кузнецкая земля в древности»
Задачи:Вызвать интерес к истории родного края, начиная с самого древнего периода - каменного века.Расширить кругозор о первобытном мире людей, населявших территорию нашей области.Познакомить с природо...
Проект по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с отечественной историей и историей родного края "Машина времени": направление 4 «Присоединение Сибири к России» (освоение территории края в XVII веке)
Задачи:Способствовать знакомству детей с историческими событиями освоения территории нашего края в XVII векеВызвать интерес к истории становления первых русских сибирских городов – острогов.Форм...
Методическая разработка по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с историей родного края «Северный края, что зовется Ямал»
Расширять представления детей о жизни, о быте коренных народов Севера.Закреплять имеющиеся представления детей о Ямале, о коренных жителях, о гербе, флаге Ямала, о животном и растительном мире.Соверше...
Дополнительная Программа по ознакомлению детей с историй родного края «Родной свой край люби и знай!»
Формирование интегративных качеств у детей старшего дошкольного возраста(5-7 лет) в процессе приобщения к культуре и традициям разных народов Оренбуржья....