Тематический проект в старшей группе "Кто остается у нас зимовать?"
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа) на тему

Епифанова Светлана Николаевна

Тип проекта: познавательный,  групповой, краткосрочный.

Срок реализации проекта: 14.01.16-01.02.16

Адресация:  проект реализуется в рамках программы «ОткрытиЯ»

Участники проекта:

·        дети старшего возраста;

·        родители воспитанников;

·        воспитатели группы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tematicheskiy_proekt_kto_ostaetsya_u_nas_zimovat.doc78 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №14 «Умка»

 г. Нефтеюганск

Ханты – Мансийский автономный округ

Тюменская область

Тематический проект:

«Кто остался у нас зимовать?»

                               Выполнила:

                            Епифанова Светлана Николаевна

                           воспитатели старшей группы

       

Тип проекта: познавательный,  групповой, краткосрочный.

Срок реализации проекта: 14.01.16-01.02.16

Адресация:  проект реализуется в рамках программы «ОткрытиЯ»

Участники проекта: 

  • дети старшего возраста;
  • родители воспитанников;
  • воспитатели группы.

Задачи по сферам развития (по программе «Сообщество»):

Социально – коммуникативное развитие

-формировать умение развивать сюжет игры на основе полученных представлений, при восприятии окружающего мира, а также литературных произведений (повадки и поведение птиц)

- формировать умение подбирать атрибуты для сюжетных и подвижных игр

-формировать умение обратиться (просьба, пожелание, передача информации)

- формировать умение делиться, спрашивать разрешение на пользование

- формировать умение работать в паре (уметь договориться, кто, что будет делать, что будут делать (из какого материала) и т.д.)

- формировать умение публичного выступления (выработка правильной позы, лицом к публике, не делать лишних движений, доносить информацию)

- формировать умение представлять свою или совместно выполненную работу (на втором круге)

Познавательное

развитие

- формировать умение искать способ познания в соответствии с ситуацией (книга, наглядность, обращение к другим людям, наблюдение, обследовательские действия)

-формировать представления о зимующих птицах (с особенностями внешнего вида, места обитания и повадок)

- побуждать к проявлению заботы о зимующих птицах (кормление, изготовление кормушек)

- формировать умение устанавливать связи и зависимости в живой и неживой природе

-формировать умение узнавать предметы по контуру, классифицировать по размеру и цвету

-упражнять в счете до 7

- формировать умение определять геометрические фигуры, сопоставлять форму предметов с геометрическими образцами

- формировать представления о временах года, частях суток

- формировать умение определять пространственные представления относительно себя (впереди, сзади, вверху, слева от меня и т.д.)

- развивать любознательность, основы исследовательского поведения (умение наблюдать и выделять характерные особенности)

Речевое развитие

- формировать умение задавать и отвечать на вопросы

- упражнять в заучивании стихотворений

-формировать умение вступать в общение и поддерживать разговор

- формировать умение рассказывать о прошедших событиях

- формировать умение составлять небольшой описательный рассказ по опорным картинкам (схемам)

- формировать умение рассуждать о причинности

- формировать умение обыгрывать небольшой текст (потешка, стихотворение), вступать в роли и вести ролевой диалог

- упражнять в правильном произношении звуков, словообразовании и словосочетании

-формировать умение использовать в речи обобщающие слова

Физическое развитие

- совершенствовать двигательные умения и навыки (в подвижных играх и упражнениях)

- побуждать к активному участию в коллективных играх, физминутках

 Художественно - эстетическое развитие

-формировать умение работать с природным и бросовым материалом

- формировать умение передавать в рисунке, лепке и аппликации образы предметов (птицы, деревья)

-формировать умение правильно владеть карандашом и кисточкой, раскрашивать в одном направлении, без просветов, не выходить за линию

- упражнять в использовании различных приемов лепки (сплющивание, оттягивание, раскатывание и т.д.)

- формировать умение пользоваться со стеками (перышки птиц, клюв и глазки)

- отрабатывать навык вырезания круглых форм из квадрата, овальные из прямоугольника, путем округления углов

- формировать умение преобразовывать круглую форму в полукруг

- формировать умение наблюдать,  выделять  характерные особенности предметов и передавать их в изображении (форма, цвет, величина)

- формировать умение работать по образцу

- формировать умение подбирать самостоятельно материал и инструменты для  деятельности

- развитие умение согласовывать движения со словами и музыкой

- формировать умение передавать звуки, издаваемые птицами

- формировать умение инсценировать содержание песен, хороводов, используя мимику и пантомиму

Модель трех вопросов

           Знаю

           Хочу знать

        Как узнать

-«Зимой птичек мало, они все спят» (Влада)

- «Птичкам зимой плохо, у них нет еды и одежды» (Вера)

- «А мы с мамой кормим птичек хлебом, чтобы им было весело» (Лева)

- «Птички бывают маленькие и большие, они умеют бегать и прыгать» (Тимур)

- «Я скажу папе, чтобы он сделал большую тарелку для кормления птиц»  (Женя)

- «Птички зимой замерзают, а зимой размерзаются и поют песни « (Саша)

- «У птичек вместо шубки – перышки. Если перышко оторвется, птичкам станет холодно» (Артем)

- «Почему зимой мало птичек?» (Василиса)

- «Как называются птиц, которые прилетают к нам на участок?» (Альберт)

- «Как согреваются птички?» (Дима)

- «Как помочь птичкам зимой?» (Вера)

-спросить у взрослых

- посмотреть картинки, мультфильмы

- покормить птиц, понаблюдать за ними на прогулке

- найти в Интернете

- задать вопросы школьникам

Содержание совместной деятельности

Виды детской деятельности

формы работы с детьми

познавательно – исследовательская

Д/У «Кто это?», «Сгруппируй и обобщи»,  «Что лишнее», «Чего не хватает», «Расставь по порядку», «Найди пару», «Сложи картинку», «Угадай, что за птица», «Кто какую песенку поет», «Зимующие и перелетные птицы», «Посади птиц на дерево», «Птицы у кормушки», «Сколько не хватает», «Сосчитай птиц на кормушке», «Размести птиц на ветке», «Выстрой ряд (по величине)», «Дополни ряд», «Летает – не летает», «Назови цвет птицы», «Какие птицы нас сегодня посетили». «1.2.3.- сколько птичек посмотри»

Настольные игры «Выложи птичку из кубиков», пазлы «Птицы», домино «Птицы»

Образовательные ситуации:

- «Путешествие в лес»

- «Как Воробьишко Африку искал»

- «Как помочь синичке?»

Рассматривание плакатов и картинок (строение, внешний вид птиц)

Исследование «Сравнение животного и птиц по внешнему виду и строению, питанию»

Составление картографов («Зимующие и перелетные птицы») Рассматривание тематического альбома, энциклопедий по теме

Целенаправленные наблюдения на прогулке за птицами (сравнение снегиря и синички, сороки и голубя)

Поиск информации,  домашнее задание

коммуникативная

Ситуативный разговор:

- «О повадках птиц»

-  «Что мы знаем о зимующих птицах»

Словесные игры (ТРИЗ):

- «Цепочка слов»

- «Хорошо – плохо»

- «Что сначала – что потом»

Словесные игры:

- «Что может делать птичка (с имитацией движения)»

- «Угадай по описанию»

- «Я начну, а ты закончи»

- «Кто как кричит?»

Коммуникативная игра «Птичка летает», «Птичка невиличка»

Д/У «Какой – какое?», «Назови ласково», «Назови правильно»,  «Расскажи про птичку»

Пальчиковые игры «Кормушка», «Птенчики», «Синичка», «Покормим птиц»

Презентация конечных продуктов

Рассказы о прошедших событиях

Составление рассказов по опорным картинкам

Описательный рассказ о синице, воробье, снегире с использованием опорной схемы

изобразительная

Аппликация «Синички на кормушке», «Снегири на ветке», «Воробышки», «Кормушка на дереве»

Лепка «Снегири», «Птички на кормушке»

Рисование «Зернышки для птичек», «Синички на ветке», «Птицы на снегу», «Кормушки на деревьях», «Следы на снегу»

Рваная аппликация «Синица», «Снегири»

Налеп «Птицы»

Раскрашивание раскрасок, штриховка силуэтов птиц

Рисование птиц по трафаретам

Игровые упражнения с печатками «Птицы»

игровая

С\р игры «Птичий двор»,  «Столовая для птиц»

Д/И « Подбери к маме птенчика»,  «Сложи картинку»;

музыкальная

Музыкальное развлечение «Синичкин день»

Слушанье голосов птиц  

конструирование и ручной труд

Изготовление кормушек   из бросового материала (коробки из-под обуви, пластиковых бутылок, коробок из-под молока)

Оригами «Воробей», «Синичка»

Конструирование из кормушки из мелкого строительного материала (по схеме)

Упражнения в центре практических навыков «Сортировка зерен для кормления»

двигательная

Подвижные игры: «Собачка и воробьи» «Синицы и снегири» «Совушка», «Воробушки и автомобиль», «Воробей и кот», «1.2.3. – птичка лети»

«Птички –синички» (имитация)

Игра – имитация «Воробышки радуются солнышку»

самообслуживание и бытовой труд

В центре кулинарии: выпечка печенья «Птички»

восприятие художественной литературы и фольклора

В. Бианки «Сова», «Чей нос лучше»

Н.Рубцов «Ворона», «Воробей»

В Берестов «Синицы»

В.Левин «Мой приятель – воробей»

А. Барто «Снегирь», Е. Благинина «Снегири»

Потешка «Прилетайте гуленьки»

Конечные продукты тематического проекта

Название конечного продукта

Участники

  Форма презентации

Ответственные

«Трудно птицам зимовать, надо птицам помогать»

Дети

родители

Театрализованное представление и выставка кормушек

Дети

Родители

Воспитатели

«Птицы нашего двора»

Дети

Родители

Воспитатели

фотовыставка  

Дети

Родители

Предполагаемый результат:

  1. Ребенок знает и различает названия зимующих (кочующих) птиц, определяет их по внешнему виду, знает их голоса и повадки.
  2. Ребенок умеет классифицировать и группировать по разным признакам (внешний вид, размер, питание)
  3. Ребенок знает,  как помочь зимующим птицам и готов прийти к ним на помощь.

Презентация конечного продукта

«Трудно птицам зимовать, надо птицам помогать»

Роли животных и птиц играют дети.

Вылетает сорока:

Рады мы всегда друзьям!

Приглашаем в гости к нам

Всех, кто хочет твердо знать,

Как природу охранять!

(улетает)

Выходят лиса и заяц (съежились от холода, тихим и «обиженным» голосом, разговаривают между собой)

Лиса:

Вот и к нам пришла зима,

На деревьях бахрома,

Наступили холода

И исчезла вся еда.

Заяц:

Не видно в лесу тропинок,
В шубах кусты стоят

И нету больше для птичек

Хоть что-нибудь поклевать.

(уходят)

Выходят  (прыгают) воробей и синичка:

Синичка:

Маленькая птичка –

Бедная синичка.

По лесу гуляет,

Сильно голодает.

Воробей:

Скачет, скачет воробей

Кличет он: «Спаси скорей!

Дайте  крошек воробью,

Я вам песенку спою»

Вместе синица и воробей:

Ой, как трудно жить на свете

Что нам делать – кто ответит?

(В это время залетает сорока)

Сорока:

Ой, не терпится похвастать!

Я сегодня принесла замечательную весть –

Будет всем нам что поесть!

Рассказала мне подружка,

Про какие – то кормушки.

К людям нужно нам лететь,

Чтоб с голоду не умереть!

Воробей:

Так и быть, мы полетим –

Очень кушать мы хотим.

(улетают…)

Выходят папа и дети (дети с кормушками)

Папа:

У нас такой обычай –

Чуть выпадет снежок,

Мы вешаем кормушки

Для птичек на сучок.

Ребенок 1:

Кормушку сделал я для птиц

Для воробьев и для синиц.

Возьмем  пакет от молока

И дырки сделаем в боках,

Насыплем крошек и крупы,

Чтоб пировали воробьи.

Чтоб птички в гости прилетали

И никогда не голодали.

(Залетает воробей (очень грустный и голодный)  и тоненьким голоском просит)

Воробей:

Я -  веселый воробьишка,

Серый маленький мальчишка.

Я, ребятки, еле жив:

Чив - чив, чив – чив!

Вы мне, детки, помогите

И от голода спасите!

Ребенок 2:

Мы кормушки смастерили

И столовую открыли.

Прилетайте, птички, кто захочет,

Мы вас любим очень – очень.

Ребенок 3:

Я старался что есть сил,

Птицам домик мастерил.

Прилетайте,  хоть сейчас,

Хватит места в нем для вас!

Педагог:

Постарались вы, ребята,

Знаю, птицы будут рады.

- Ребята, а какие птицы могут прилететь на ваши кормушки зимой?

(дети называют птиц)

Дети в шапочках птиц выходят и читают стихотворения:

1. Пестрый дятел сел на сук

И колотит: тук – тук – тук!

Ищет пищу под корой

Он голодною зимой.

2. Весёлая синица
Морозов не боится.
Даже в минус двадцать пять,
Любит песни распевать!

3. Вот на ветке, посмотри!

В красных майках снегири,

Распушили пёрышки,

Греются на солнышке,

Головой вертят,  

Улететь хотят!

4. Голуби, голуби,
Раз, два, три…
Прилетели голуби -  сизари
Сели и нахохлились у дверей,
Кто накормит крошками – Сизарей?

5. На берёзе возле дома

Спеть готовилась ворона.

Показала певчий дар,

Прокричала громко «кар-р-р-р»!

Педагог:

- А какое правило, мы с вами составили  и будем его выполнять?

Дети:

Трудно птицам зимовать,

Надо птицам помогать!

Дети исполняют песенку про синичку (слова и музыка М.Галушка)

Дети:

Что еще хотите вы узнать,

Можете вопрос нам задать!

Зрители  задают вопросы по работе над конечным продуктом, дети отвечают.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы по реализации тематического проекта в старшей коррекционной группе.

Метод проектов актуален и очень эффективен. Он дает возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешн...

Тематический проект для старших дошкольников: «Космос: из прошлого в будущее» Экологическое воспитание.

Тематический проект для старших дошкольников: «Космос: из прошлого в будущее» Цель: Знакомство с базовыми понятиями окружающего мира, историей развития человеческого мировоззрен...

Тематический проект для старшей группы в соответствии ФГОС

Тематический проект для старшей группыв соответствии ФГОС...

Тематический проект в старшей группе "Спортивный город моя Казань".

Тематический проект в старшей группе "Спортивный город моя Казань"....

Тематический проект в старшей группе "Бабушкины сказки"

Тип проекта: познавательный,  групповой, краткосрочный.Срок реализации проекта: 3 неделиАдресация:  проект реализуется в рамках программы «СобытиЯ»Участники проекта:·...

Комплексно-тематический проект в старшей группе компенсирующей направленности на тему: «Транспорт».

    Транспорт является неотъемлемой частью современной жизни. Без транспорта люди не смогли бы передвигаться на такие большие расстояния и не узнали бы о других существующих культурах...

Комплексно-тематический проект в старшей группе компенсирующей направленности на тему: «8 марта»

Данный проект позволяет изучить вместе с детьми историю праздника, познакомить с женскими профессиями, окружить мам заботой. А также познакомиться с произведениями художников, поэтов, писателей....