НОД "Тайны птичьего царства"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) по теме
Итоговая интегрированая НОД по теме "Птицы" для детей подготовительной группы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_nod.docx | 40.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект НОД «Тайны птичьего царства»
в подготовительной к школе группе
Программное содержание:
Образовательная область «Познавательное развитие»:
- закрепить название птиц, их внешние признаки, строение, питание, повадки, условия проживания,
- систематизировать знания детей о видах птиц, упражнять в их классификации
- воспитывать у детей интерес к пернатым обитателям природы, бережное отношение к
ним;
- с помощью дидактических игр развивать внимание, память, логическое мышление,
Интеграция с образовательными областями:
Образовательная область «Коммуникативное развитие»:
- развивать умение правильно составлять предложения, подбирать определения,
называть действия, использовать игру на преодоление трудностей в общении
(учить перевоплощаться);
- развивать умение выразительно декламировать стихи, запоминать и загадывать загадки
Образовательная область «Художественное - эстетическое творчество»:
Закреплять умение работать с бумагой в технике оригами;
Здоровьесбережание:
Развивать мелкую мускулатуру рук в пальчиковой игре «Скворечник» и снимать напряжение с помощью физкультминутки.
Методические приёмы:
- игровой сюжет,
- обращение к личному опыту детей,
- использование яркой наглядности,
- вопросы к детям,
- экспериментирование,
- смена статического положения,
- использование динамической паузы,
- звуковое оформление,
- использование ИКТ,
- рефлексия.
Индивидуальная работа:
Активизировать Василису С, Кирилла Б. и Серёжу В. помочь им преодолеть неуверенность при ответах в дидактических играх, учить составлять полные предложения.
Предварительная работа:
Беседа о птицах, чтение художественных произведений о диких и домашних птицах, рассматривание альбомов, иллюстраций и презентаций.
Материал:
Макеты деревьев, иллюстрации с изображением птиц, аудиозапись с голосами птиц; книги, энциклопедии, конверты с заданиями (по количеству детей), кормушка, кусочек сала, семечки, зёрнышки, ягоды рябины, хлебные крошки, листочки бумаги, шприцы, кусочек жира, вода, ноутбук.
Ход непосредственно – образовательной деятельности:
- Вступительная часть
Воспитатель
Ребята, давайте поприветствуем сначала друг друга, а затем наших гостей.
- Здравствуйте, девочки! (воспитатель приветственно машет рукой).
- Здравствуйте! (девочки приседают в приветствии).
- Здравствуйте, мальчики! (воспитатель также приветствует мальчиков).
- Здравствуйте! (мальчики кивают головой).
- Здравствуйте, уважаемые гости! (все вместе).
Воспитатель: Сегодня мы попадём в одно удивительное царство, угадайте о ком идёт речь
Они летать умеют,
Их пух и перья греют?
Дети:
Это птицы.
Воспитатель:
Правильно, нас ждёт увлекательное путешествие в царство птиц. Вы знаете, что на нашей планете есть много всяких птиц: красивых, забавных, а иногда и опасных. Но вы отважные ребята, к тому же вам поможет волшебная книга, которая называется «Тайны птичьего царства».
МУЗЫКАЛЬНЫЙ ФОН «ПЕНИЕ ПТИЦ»
- Основная часть
Воспитатель:
Игра «Закончи предложение»
У зверей тело покрыто шерстью, а у птиц покрыто … (перьями)
Рыба плавает в реке, а птица летает… (в небе)
У человека есть нос, а у птицы — … (клюв)
У человека маленький ребенок, а у птицы маленький… (птенец)
У человека две руки и две ноги, а у птицы …
Воспитатель:
Вокруг себя повернитесь, в птичьем царстве окажитесь.
(раздать задание№ 1 «Кто, где живёт?»)
Поведите карандашом дорожку от птички до её домика.
Какие птицы здесь нарисованы?
Дети:
Здесь изображены домашние и дикие птицы.
Воспитатель:
Правильно, молодцы
СЛАЙД «ДОМАШНИЕ ПТИЦЫ».
Упражнения для жевательно -артикуляционных мышц.
Цыплята клюют зёрнышки. ( Вытянуть губы вперёд узкой «трубочкой» смыкать и размыкать губы.)
Вопросы:
У петушка красная борода, значит он какой? Петушок краснобородый.
У курочки жёлтые лапки, значит она какая? Курочка желтолапая.
У цыплёнка короткий хвостик, значит он? Цыплёнок короткохвостый.
У утка белая голова, значит она какая? Утка белоголовая.
У гуся длинная шея, значит он какой? Гусь длинношеий.
МОЛОДЦЫ, РЕБЯТА! ВЫ ОТЛИЧНО СПРАВИЛИСЬ С ПЕРВЫМ ЗАДАНИЕМ! Нам открылась первая страница книги «Домашние птицы»
Посмотрите, ребята, кажется, здесь не хватает картинок, изображающих домашних птиц. На столах лежат картинки с изображение птиц, выберите из них домашних. Егор, расставь, пожалуйста, картинки по местам.
Волшебная музыка
Егор расставляет картинки, и читает стихотворение о петушке.
(раздать задание№ 2 «Зимующие и перелётные птицы»)
Посмотрите, внимательно, какие птицы изображены?
Дети:
Здесь изображены зимующие и перелётные птицы.
Воспитатель:
Правильно, молодцы! Рядом с зимующими птицами нарисуйте снежинку, а рядом с перелётными - солнышко.
СЛАЙД «ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ».
Воспитатель:
Ребята, скажите, пожалуйста, почему птицы улетают на юг?
Дети:
Самое страшное для птиц – не холод, потому что у них к зиме вырастает подпушек под крылышками; самое ужасное - голод. Когда корма мало, для птиц наступают тяжёлые времена.
Воспитатель:
Как человек заботится о пернатых друзьях в зимнее время?
Дети:
Необходимо развесить птичьи столовые – кормушки. Их можно вешать на деревья, под навесами, на верандах, на балконах. А птицы, в знак благодарности, споют нам радостные песни.
Птичьи голоса (запись)
МУЗЫКАЛЬНЫЙ ФОН «ЖУРАВЛИ - »
Логическая задача.
А сейчас я вам загадаю задачу, чтобы ее решить надо очень внимательно слушать.
«Положили ребята в птичью кормушку, крошки хлеба, кусочки сала, насыпали пшеницу и горох. Прилетела стайка маленьких, сереньких птичек, сразу начали клевать крошки хлеба. К ним прилетели желтогрудые птицы - поклевать сала. Сели на кормушку трещотки, склевали пшеницу и горох. Какие это были птицы? Как догадались?
( Маленькие серенькие птички - это воробьи. Они прилетели поклевать крошки хлеба)
( Желтогрудые птицы - это синицы. Они прилетели поклевать кусочки сала.)
(Трещетки - это сороки. Они прилетели поклевать пшеницу и горох).
Посадите и этих птиц в кормушку.
Воспитатель:
Как можно назвать всех этих птиц?
( Этих птиц можно назвать зимующими)
Лиза и Света, расставьте выбранные картинки в книге. (волшебная музыка)
Девочки читают стихотворение «Кормушка»
МОЛОДЦЫ, РЕБЯТА! ВЫ ОТЛИЧНО СПРАВИЛИСЬ!
Воспитатель:
Недавно в лесу произошла такая история. ( пригласить Таню, Лизу, Юлю, Кирилла и Никиту)
Сидела Сорока на заснеженной елке и плакалась:
— Все перелетные птицы на зимовку улетели, одна я, глупая, оседлая, морозы и вьюги терплю. Ни поесть сытно, ни попить вкусно, ни поспать сладко. А на зимовке-то, говорят, курорт… Пальмы, бананы, жарища!
И слышит вдруг голос:
— Это смотря на какой зимовке, Сорока!
На какой, на какой — на обыкновенной!
Обыкновенных зимовок, Сорока, не бывает. Бывают зимовки жаркие — в Индии, в Африке, в Южной Америке, а бывают холодные — как у вас в средней полосе. Вот мы, например, к вам зимовать — курортничать с Севера прилетели. Я — Сова белая, они — Свиристель и Снегирь и они — Пуночка и белая Куропатка.
— Что-то я вас не пойму толком! — удивляется Сорока. — Зачем же вам было в такую даль лететь киселя хлебать? У вас в тундре снег — и у нас снег, у вас мороз — и у нас мороз. Тоже мне курорт — одно горе!
Но Свиристель не согласен:
— Не скажи, Сорока, не скажи! У вас и снега поменьше, и морозы полегче, и вьюги поласковей. Но главное — это рябина! Рябина для нас дороже всяких пальм и бананов.
И белая куропатка не согласна:
— Вот наклююсь ивовых вкусных почек, в снег головой зароюсь — чем не курорт? Сытно, мягко, не дует.
И белая Сова не согласна:
— В тундре сейчас спряталось все, а у вас и мыши, и зайцы. Веселая жизнь!
И все другие зимовщики головами кивают, поддакивают.
— Век живи, век учись! — удивляется Сорока. — Выходит, мне не плакать надо, а веселиться! Я, выходит, сама всю зиму на курорте живу. Ну чудеса, так чудеса!
— Так-то, Сорока! — говорит куропатка. — А о жарких зимовках ты не жалей, тебе на твоих куцых крыльях все равно в такую даль не долететь. Курортничай лучше с нами!
Снова тихо в лесу. Сорока успокоилась. Холодные курортники едой занялись. Ну а те, что на жарких зимовках, — от них пока ни слуху ни духу.
СЛАЙД «КОЧУЮЩИЕ ПТИЦЫ».
Воспитатель:
Птицы севера, которые прилетают зимовать в наши леса, называются кочующими.
Выберите всех кочующих птиц. Василиса, расставь выбранные картинки в книге. (волшебная музыка)
Василиса, читает стихотворение про снегиря.
Воспитатель:
Как человек заботится о птицах с приходом весны?
Дети:
Строит и развешивает скворечники.
Воспитатель:
Верно. Скворцы всегда возвращаются на прежнее место в свой скворечник. Поселится лишь в тот домик, у которого вход направлен на восток, там, где встаёт солнышко.
(раздать задание№ 2 «Где живёт скворец?»)
Скворец со своей семьей живет в самом удобном домике. Его домик имеет больше одного этажа, не желтую крышу и без круглых окон. В каком домике живет семья скворцов?
Ответы детей.
Пальчиковая игра «Скворечник» (по стихотворению Е. Тараховской).
Мы построили скворечник- дом весёлого скворца. Дети стучат кулачками по ладошке то правой, то левой рукой; упражнение «Домик» (соединить подушечки пальцев обеих рук, раздвигая ладони «домиком»).
Мы повесили скворечник возле самого крыльца Упражнение «Крыльцо» (ладони правой руки положить на кулак левой).
Всё семейство вчетвером проживает в доме том. Показывают четыре пальца на обеих руках; упражнение «Домик».
Мать, отец и скворушка – чёрненькие пёрышки. Загибают поочерёдно пальцы на обеих руках; упражнение «Птички» (сцепить большие пальцы рук, ладони раздвинуть в стороны, растопырив пальцы).
Кормит матушка скворчат, целый день птенцы кричат. Левой рукой изображают открытый клюв, правой – закрытый; имитируют движения – «кормит», затем меняют руки.
«Мы хотим добавку – муху и козявку» Двумя руками одновременно имитируют движения открывающегося и закрывающегося клюва ).
-Потянитесь вверх, развесьте скворечники на деревья. Надо ещё повесить, скворцов много прилетело. (выше, выше, устраивайте гнёзда).
Воспитатель:
Как мы называем птиц, которые на время зимы улетают в тёплые страны? (развёрнутый ответ)
Дети:
Птицы, улетающие на зиму на юг, называются перелётными.
СЛАЙД «ПЕРЕЛЁТНЫЕ ПТИЦЫ».
Воспитатель:
Выберите всех перелётных птиц. Катя, расставь выбранные картинки в книге. (волшебная музыка)
Катя читает стихотворение про жаворонка.
МОЛОДЦЫ, РЕБЯТА!
Воспитатель:
В теплых странах живёт много разнообразных, экзотических птиц. Они различаются и размерами (большой страус и крошка колибри), и повадками (хищные орланы и безобидные фламинго ), и оперением (яркие павлины и попугаи и незаметные киви).
Воспитатель:
Ребята, подойдите, пожалуйста, в нашу творческую мастерскую, где мы сделаем оригами маленькой колибри.
ОРИГАМИ «КОЛИБРИ»
МУЗЫКАЛЬНЫЙ ФОН «ЗВУКИ ПИРОДЫ»
Воспитатель:
Вы замечательно справились! Какие яркие красивые птички у вас получились!
СЛАЙД «ЭКЗОТИЧЕСКИЕ ПТИЦЫ».
Воспитатель:
Выберите всех экзотических птиц. Юля, расставь выбранные картинки в книге. (волшебная музыка)
Юля читает стихотворение про страусёнка
Воспитатель:
ФИЗМИНУТКА
Совушка-сова, (машем руками «крылья)
Большая голова ( «нарисовали» руками круг)
На пеньке сидит, (присели)
Головой вертит,
В лесу темно,
Все спят давно.
(Дети изображают спящих)
Все птицы спят...
Одна сова не спит,
Летит, кричит.
(Дети делают взмахи руками)
Совушка - сова,
Большая голова.
На суку сидит,
Головой вертит.
(Изобразить большой круг руками. Присесть, сделать повороты головой вправо, влево)
Во все стороны глядит,
Да вдруг как полетит.
СЛАЙД «НОЧНЫЕ ХИЩНЫЕ ПТИЦЫ».
Воспитатель:
Выберите всех ночных хищных птиц. Таня, расставь выбранные картинки в книге. (волшебная музыка)
Таня читает стихотворение про совят.
СЛАЙД «ДНЕВНЫЕ ХИЩНЫЕ ПТИЦЫ».
Воспитатель: Эти птицы имеют большой размер, крючковатый клюв, сильные крылья и острые когти. Охотятся в основном днем. Их добычей могут стать: мышки, зайчики, рыба, мелкие птички.
Давайте поможем маме аисту спасти от хищников её маленьких аистят.
(раздать задание№ 4 «Помоги аисту спасти птенцов»)
Воспитатель:
Вы замечательно справились!
Выберите всех дневных хищных птиц. Кирилл, расставь выбранные картинки в книге. (волшебная музыка)
Кирилл читает стихотворение про орла.
СЛАЙД «ВОДОПЛАВАЮЩИЕ ПТИЦЫ».
А знаете ли вы, как водоплавающие птицы защищают свои перья от намокания, ведь им подолгу приходится находиться в воде? (Смазывают жиром, который находится в сальнике в хвостовой части).
Опыт: жир отталкивает воду
Давайте проверим? Возьмите листочек бумаги, сложите его пополам. Одну часть намажьте жиром, другую оставьте, так как есть. На поверхность листа капните водой. Что вы обнаружили?
Дети:
Мы увидели, что вода скатывается по поверхности листа смазанного жиром, а не смазанная часть листа впитала воду и бумага размокла.
Воспитатель:
Верно, не зря в народе говорят «Как с гуся вода».
Выберите всех водоплавающих птиц. Данила, расставь выбранные картинки в книге. (волшебная музыка)
Данила и Серёжа читают стихотворение про пингвинят
Воспитатель:
Молодцы, ребята! Мы расставили всех птиц по своим домикам, местам их обитания. Посмотрели сценку про жизнь птиц Севера. Сделали маленьких птичек невеличек- колибри. Накормили зимующих птиц. Узнали почему гуси выходят сухими из воды.
Скажете, что вам больше всего запомнилось, понравилось в нашем сегодняшнем приключении. Рефлексия
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
НОД "Тайны птичьего мира"
НОД "Тайны птичьего мира" I 1. Организационный момент. 2. Задание 1 «Дополни рассказ рисунками» 3. Логическая задачка. 4. Задание 2 «Зимующие птицы» 5. Беседа с детьми о перелетных птицах. 6. Д...
РАЗВЛЕЧЕНИЕ "В царстве Берендея" РАЗВЛЕЧЕНИЕ "В царстве Берендея"
Развивать познавательный интерес и любовь к русскому народному творчеству, любви к природе, развивать внимание, сосредоточенность , формировать умение работать в коллективе: принимать общий замы...
Тематическое занятие "В птичьем царстве-государстве"
Музыкальное тематическое занятие с использованием презентации...
ТАЙНЫ ПТИЧЬЕГО ЦАРСТВА презентация к занятию
Данная презентация поможет детям старшей и подготовительных групп систематизировать и закрепить знания о пернатых обитателях нашей планеты....
«Птичье царство»
Общение с животным облагораживает ребенка, развивает моторику и его психику, и в целом улучшает его эмоциональный фон. Поездка оказалась очень интересной и плодотворной....
« В некотором царстве, в некотором государстве…» «Светофорское царство- государство».
Сказка по изучению правил дорожного движения...
Развлечение «Письмо Хозяйки птичьего царства» в старшей группе на тему «Зимующие птицы».
Систематизация и дополнение знаний детей о зимующих и перелетных птицах, помощь в использовании освоенных ранее знаний и умений решать проблемную ситуацию.Развитие познавательного интереса дошкольнико...