«Формирование предпосылок экологического сознания у детей дошкольного возраста»
статья по теме
Экологическое воспитание детей есть целенаправленный педагогический процесс. Следовательно, актуальным будет создание условий для экологического воспитания дошкольников, разработка целей, содержания и методов осуществления этого процесса. Составные экологической культуры личности дошкольника - это знания о природе и умение их использовать в реальной жизни, в поведении, в разнообразной деятельности (в играх, в быту, в труде). Соприкасаясь с природой, дети или активно наблюдают, или трудятся в ней, или играют с её предметами.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
«Формирование предпосылок экологического сознания у детей дошкольного возраста» | 64.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Непосредственно - образовательная деятельность как основная форма организации экологического воспитания в ДОУ
Систематическое обучение - важное средство образовательной работы с детьми дошкольного возраста. На протяжении ряда десятилетий ХХ в. все ведущие исследователи и практики дошкольного воспитания вслед за А.П. Усовой уделяли большое внимание непосредственно - образовательной деятельности (НОД) как ведущей форме фронтального обучения детей.
Современная дошкольная педагогика также придает большое значение НОД: несомненно, она оказывает положительное воздействие на детей, способствует их интенсивному интеллектуальному и личностному развитию, планомерно готовит их к обучению в школе. В настоящее время продолжается совершенствование НОД в различных аспектах: расширяется и усложняется содержание обучения, осуществляется поиск форм интеграции разных видов деятельности, способов привнесения игры в процесс обучения, поиск новых (нетрадиционных) форм организации детей. Все чаще можно наблюдать переход от фронтальной НОД со всей группой детей к НОД с подгруппами, малыми группами. Данная тенденция обеспечивает качество обучения: индивидуальный подход к детям, учет особенностей их продвижения в усвоении знаний и практических навыков.
Просматривается еще одна важная тенденция - построение систем НОД в каждой области, с которой знакомят дошкольников. Цепочка постепенно усложняющейся НОД, органически связанной с мероприятиями повседневной жизни - это оптимальный путь, обеспечивающий необходимое интеллектуальное и личностное развитие дошкольников.
В экологическом воспитании детей НОД выполняет совершенно определенную и очень важную функцию: чувственные представления детей, получаемые повседневно, могут быть качественно преобразованы, - расширены, углублены, объединены, систематизированы.
Рассмотрим основные типы экологической НОД, которая принципиально отличается друг от друга дидактическими задачами, логикой построения, ходом организации и проведения, - НОД первично-ознакомительного, углубленно-познавательного, обобщающего и комплексного типов.
Непосредственно-образовательная деятельность первично-ознакомительного типа. На протяжении дошкольного периода значительная доля первоначальных экологических сведений о разных сторонах жизни природы и деятельности человека передается детям на НОД первично-ознакомительного типа. Чаще всего эта НОД посвящается ознакомлению детей с видами животных, растений, условиями их жизни и обитания, которые не представлены в ближайшем природном окружении и не могут быть познаны через наблюдения.
Главным компонентом такой НОД становятся различные демонстрационные и учебные пособия, позволяющие формировать у детей отчетливые и правильные представления. Темами могут быть домашние и дикие животные, обитатели леса и севера, тундры и жарких стран, пруда и моря, а также, деятельность людей на сельскохозяйственной ферме, в лесничестве, в области природопользования и охраны природы. Дети знакомятся с внешним видом животных и растений, учатся их распознавать, узнают о среде их обитания, приспособленности к ней, о сезонной жизни, о различных особенностях поведения.
Обучение детей осуществляется через рассматривание картин и беседу. Нередко их компонентами становятся также чтение детской литературы, рассматривание иллюстраций, просмотр диафильма или слайдов, рассказ воспитателя. Первостепенное значение приобретает словесный метод экологического воспитания - от слова воспитателя (его вопросов, пояснений, их системы и последовательности) зависят успешность и качество восприятия детьми новых образов.
Непосредственно-образовательная деятельность углубленно-познавательного типа. Содержание НОД, которую можно назвать углубленно-познавательной, направлено на выявление и показ детям связи между растениями и животными с внешней средой, в которой они нуждаются. Тематика такой НОД определяется рядом конкретных зависимостей, которые, как показали исследования и практика детских садов, доступны пониманию и усвоению дошкольниками. Такая НОД посвящена ознакомлению детей с зависимостями жизни и роста растений от факторов внешней среды. Например, рост овощных культур, садовых растений, их сезонными изменения и пр. Ознакомление детей с приспособленностью животных к среде обитания, например с маскировочной окраской животных, со способами их передвижения, защиты от врагов.
НОД углубленно-познавательного типа активно способствует умственному воспитанию дошкольников. Дети обучаются умению устанавливать причинно-следственные связи, логично рассуждать, делать выводы. Все это обеспечивает интенсивное развитие мышления дошкольника.
Непосредственно-образовательная деятельность обобщающего типа. На НОД обобщающего типа воспитатель ставит цель выделить ряд значимых признаков (существенных и характерных) для группы знакомых объектов и на их основе формирует обобщенное представление.
Что же может быть содержанием обобщенных представлений, формируемых в дошкольном возрасте? Практика обучения показывает, что обобщения должны строится на конкретных различных знаниях, систематически приобретаемых детьми на протяжении всего дошкольного возраста, а также получаемых в процессе многократных наблюдений за объектами в природе. Анализ программ воспитания в детском саду и методических пособий по ознакомлению с природой позволяет сделать вывод, что к ним относятся знания о многообразии растительного и животного мира, закономерных особенностях роста и развития растений, сезонных явлениях в природе.
В старшем дошкольном возрасте вся конкретная НОД может быть суммирована, обобщена. Появляется возможность показать дошкольникам единство форм в живой природе. Содержанием обобщенных представлений могут быть закономерно меняющиеся явления: рост и развитие растений, сезонные изменения в природе. На протяжении ряда лет дети наблюдают, как растут комнатные растения, овощи на огороде, цветы на клумбе. Накапливается большое количество ярких, разнообразных представлений. На их основе можно сформировать обобщенное представление о том, что растение развивается из семени, оно растет, цветет, образует новые семена. Для его роста нужны определенные условия: свет, тепло, влага, хорошая почва.
Аналогичным способом формируются обобщенные представления о временах года (сезонах). Например, у детей подготовительной группы можно сформировать представление об осени на основе трех групп признаков: изменений в неживой природе (день укорачивается, становится холоднее, чаще идут дожди, дуют холодные ветры); изменений в растительном мире (листва на деревьях меняет окраску и опадает, травы желтеют и вянут); изменений в живом мире (насекомые исчезают, перелетные птицы улетают на юг, звери готовятся к зиме).
Формирование обобщенных представлений происходит при пользовании словесного метода работы с детьми. Беседа с ними осуществляется в строго определенной последовательности вопросов, ответов, выводов - это алгоритм формирования обобщенного знания.
Обобщающая НОД позволяет интенсивно развивать интеллект детей - умение сравнивать, сопоставлять, анализировать, делать выводы.
Непосредственно-образовательная деятельность комплексного типа. Комплексная НОД в рамках одной темы решает разные задачи развития детей и строится на разных видах деятельности. Эту НОД можно проводить во всех возрастных группах, но особенно она полезна со старшими дошкольниками.
Комплексную НОД широко используется практикой дошкольного воспитания в разных сферах обучения детей. В области экологического воспитания комплексная НОД может быть использована в разных возрастных группах. Например, в конце осени с детьми старшей группы обычно проводится игровая НОД, на которой формируется представление об осеннем сезоне. НОД на эту тему может состоять из нескольких частей и включать разную деятельность.
Первая часть решает познавательные задачи и развивает интеллектуальные способности дошкольников. Воспитатель уточняет и обобщает представления детей об осени, выделяя характерные ее особенности. Важную роль в этом процессе играет календарь природы, который дети вместе с воспитателем вели ежемесячно по одной неделе.
Вторая часть предполагает иные программные задачи и другой вид деятельности для дошкольников. Организуется специальная небольшая выставка на тему осени: несколько репродукций знаменитых художников, художественная фотография, на которой могут быть изображены картины природы, дары осени, 1-2 современных пейзажа, натюрморта в живописи и графике. Осмотр выставки, переживание красоты - это другой вид деятельности, который несет в себе решение эстетических задач.
Третья часть - это художественное творчество детей, ручная деятельность, в которой они сами становятся художниками и выполняют работу по своему усмотрению и желанию. Это может быть и рисование пейзажа, букета осенних цветов в вазе, и аппликация грибов в траве или корзине или фруктов на блюде. Это могут быть поделки из природного материала. Педагогические задачи опять иные - развитие творческих способностей детей, их художественно-ручных умений.
Комплексная НОД - это творческое дело воспитателя, ее можно организовать по-разному, интересно. Она эффективно и всесторонне развивает личность ребенка.
«ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДПОСЫЛОК ЭКОЛОГИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
Проблема экологического воспитания подрастающего поколения возникла в первую очередь в связи с внимательным исследованием современными учёными взаимодействия человеческого общества и природы. Вопрос о характере отношений человека и природы сегодня напрямую связывается с сохранением жизни на Земле. Острота этой проблемы обусловлена реальной экологической опасностью, вызванной деятельностью человека в природе, ростом промышленного производства, использованием природных ресурсов без учёта биологических и экологических закономерностей, интенсивным ростом народонаселения планеты.
Экологическое воспитание детей есть целенаправленный педагогический процесс. Следовательно, актуальным будет создание условий для экологического воспитания дошкольников, разработка целей, содержания и методов осуществления этого процесса.
Составные экологической культуры личности дошкольника - это знания о природе и умение их использовать в реальной жизни, в поведении, в разнообразной деятельности (в играх, в быту, в труде). Первоначальные элементы экологической культуры складываются на основе взаимодействия детей под руководством взрослых с предметно-природным миром, который их окружает: растениями, животными, их средой обитания, предметами, изготовленными людьми из материалов природного происхождения.
Соприкасаясь с природой, дети или активно наблюдают, или трудятся в ней, или играют с её предметами. Деятельность - одно из решающих средств развития у детей познавательных интересов к природе. Совместная и самостоятельная деятельность осуществляется без принуждения, сопровождается положительными эмоциями.
В своей работе я рассматриваю вопрос о развитии познавательных способностей детей через решение следующих задач:
- формирования предпосылок экологического сознания (безопасности окружающего мира);
- формирование целостной картины мира, в том числе первичных ценностных представлений и расширение кругозора детей;
- развитие всех компонентов устной речи детей в различных формах и видах детской деятельности;
- развитие познавательно-исследовательской и продуктивной деятельности.
Разработано много программ по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста: «Юный эколог» С.Н.Николаевой, «Мы» Н.Н.Кондратьевой, «Мир природы и ребёнок» Л. М. Маневцовой, технология О. А. Воронкевич «Добро пожаловать в экологию». Их анализ показал, что они объединены такими идеями:
1) Единства живого и неживого.
2) Единства человека и природы.
3) Развития и многообразия природы.
4) Приспособления всего живого к среде обитания и к сезону.
В своей работе я опираюсь на данные идеи и «Основную общеобразовательную программу нашего дошкольного учреждения».
Экологическое развитие интегрируется в различную деятельность, как с родителями, так и самими детьми.
Например, для реализации двигательной активности используются подвижные игры, знакомящие детей с повадками животных («Хитрая лиса», «У медведя во бору», «Мыши и кот», «Волк и овцы»), с растениями («Найди такой же листок», «Чьи детки с ветки?»).
Игровая и трудовая деятельность помогает ребёнку войти в мир социальных отношений. Дети усваивают знания о труде взрослых в природе (работа на птицеферме, в теплице, в лесничестве, и т.п.), уходу за комнатными растениями, приобщаются к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведения (игра «Магазин» - экологически чистые продукты, разнообразные витамины, игра
«Больница» - использование лекарственных растений, игра
«Транспорт» - проблема загрязнения окружающей среды выхлопными газами, игра «Зоопарк» - охрана редких видов птиц и животных).
Для познавательно-исследовательской деятельности используются игры с природными материалами (шишки, камни, желуди, коробки с песком), опыты для установления детьми причин явления, связей и отношений между предметами и явлениями (ознакомление со свойствами песка, снега, воды, глины), проблемные ситуации (что будет есть кошка - мясо или конфету?), логические задачи экологической тематики («Помоги найти дорогу», «Что сначала, что потом?»), экологические проекты и модели, тематические презентации. В строительном уголке для конструктивной деятельности дети могут выбрать образцы разнообразных построек («Заповедник», «Зоопарк»). В природном уголке есть календарь – дети определяют время года, день недели, погоду на день. Вместе с детьми можно сделать карту полушарий с подобранными объектами животного и растительного мира («Птицы наших лесов», «Звери жарких стран», «Деревья» и т.д.), ребята могут отправиться в путешествие вокруг света, используя глобус, а листая большой красочный атлас, познакомиться с животным и растительным миром, полезными ископаемыми, промышленностью России.
Для восприятия художественной литературы, для детей в книжном уголке подбираются книги с рассказами и стихами о природе. Невозможно познакомить детей с природой, обойдя вниманием художественную литературу о ней.
В коммуникативной деятельности происходит развитие всех компонентов устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи; связной речи - диалогической и монологической форм). Популярны речевые игры «Узнай по описанию», «Назови правильно профессию», «Кто больше назовёт действий», «Скажи по другому», «Составь меню», обыгрывание сказок на экологические темы, разгадывание и составление загадок, беседы («Как мы узнали грача?», «Летят перелётные птицы», «Зимовье зверей» и др.).
Для развития музыкально-художественной деятельности детей и формирования интереса к эстетической стороне окружающей действительности, создаются условия для показа сказок - плоскостные фигурки и маски, шумовые музыкальные инструменты, изготовленные с детьми из природного материала, а также диски с классическими произведениями (зима - «Декабрь» П. Чайковский, «Утро» С. Прокофьев, весна - «Апрель» П. Чайковский, «Жаворонок» М. Глинка, лето - «Дождь и радуга» С. Прокофьев, осень - «Октябрь» П. Чайковский, «Осень» А. Александрова и др.), картины и иллюстрации (Е. Чарушина, В. Бианки, Ю. Васнецова, И. Левитана, А. Саврасова и др., серии «Четыре времени года», «Домашние и дикие животные», «Перелётные птицы» и др.)
Продуктивная деятельность часто является итогом предыдущих видов детской деятельности. Экологическая тема тесно переплетается с изобразительным и народно-прикладным искусством («Ветка рябины» - по мотивам хохломской росписи, «Кружевное чудо» по мотивам вологодских кружев, «Осенний парк» - техника рисования по мокрому, «Вечерняя река» - техника граттаж).
В экологическом развитии используются разнообразные методы:
- наглядные (наблюдения, рассматривания картин, демонстрация диафильмов, детских презентаций);
- практические (игровой метод, труд, опыты, проекты);
- словесные (рассказ воспитателя, чтение художественного произведения, беседы, проблемные вопросы).
Эти методы создают эмоциональный настрой, помогают понять увиденное, развивают внимание, мышление и речь ребёнка.
В совместной деятельности используются различные дидактические и подвижные игры, в которых есть возможность расширить представления о предметах и явлениях природы, растениях и животных. Они способствуют развитию внимания, памяти, наблюдательности, сообразительности, активности, обогащают словарь.
В самостоятельной деятельности в группе пользуются популярностью настольно-печатные игры «Зоологическое лото», «Загадки о животных», словесные игры «Кто летает, бегает и прыгает», «В воздухе, в воде, на земле».
На прогулках с детьми ведется наблюдение за явлениями природы, сезонными изменениями растений, за повадками птиц и жизнью насекомых, проводятся экскурсии по территории детского сада.
Экологическое развитие ребёнка проходит также и через знакомство с родным краем. Рассматривание животных и растений Ямала, опасные для человека и окружающего мира природы ситуации и способы поведения в них, проведение викторин типа: «Представь себе», проект «Красная книга», фотовыставки деревьев и кустарников, птиц и зверей, характерных только для нашего края.
Взаимодействие с родителями помогает расширить кругозор детей. Многие родители выезжают с детьми на летние каникулы в другие города и страны, где дети посещают зоопарки и зоологический музеи, знакомятся не только с архитектурными памятниками и скульптурами, но и с деревьями и животными разных стран.
Таким образом, развитие у детей познавательных способностей, воспитание доброжелательности к живым существам, эмоциональной отзывчивости и интереса к природным объектам, стремление осуществлять с ними позитивное взаимодействие, учитывая их особенности как живых существ, желание и умение заботиться о живом, видеть единство и взаимосвязь живого и неживого в природе, закладывает основы экологической культуры личности, развивает любознательность, активность, способность решать интеллектуальные и личностные задачи, адекватные возрасту.
Конспект непосредственно-образовательной деятельности
«Следы» (младшая группа)
Цели и задачи:
- закреплять знания о диких животных. Продолжить учить рисовать с использованием нетрадиционных техник рисования (пример: отпечаток пробкой). Учить сравнивать по величине и ширине (следы, ширина дорожки).
- развивать у детей мелкую моторику руки, двигательную активность, ориентировку в пространстве.
- воспитывать любовь к природе, формировать умение помогать нуждающимся.
Методические приемы
Игровая мотивация: беседа, вопросы, индивидуальные и хоровые ответы, поощрения, сравнения, показ действий, обыгрывание, физкультурная минутка, имитация движений, анализ.
Индивидуально-дифференцированный подход: детей с высоким уровнем развития побуждать к самостоятельному выполнению действий и высказываний. Детей с низким уровнем развития активизировать в выполнении заданий по показу.
Предварительная работа:
Наблюдение следов на прогулке, чтение художественной литературы, просмотр мультфильма «Маша и медведь», рассматривание альбомов и книг с дикими животными. Дидактические игры: «Найди свой дом», «Большой – маленький», «Найди маму», «Дикие, домашние животные».
Материал: дорожки со следами, игрушка «Медведь», гуашь, половина ватмана, модули мягкие, фигурки на магнитную доску (лиса, заяц, медведь, волк), магнитная доска , влажные тряпочки.
Ход непосредственно образовательной деятельности
Дети входят в зал. Их встречает воспитатель «Маша»
Маша: - Здравствуйте, меня зовут Маша, как хорошо, что вы пришли.
- Есть у меня друг, он такой большой, бурый, косолапый, любит сосать лапу зимой. Вы догадались, кто это? (ответы детей). Правильно это Медведь. Да вот только давно я его не видела. А вы, ребятки, не видели медведя? (ответы детей). А где живет медведь, вы знаете? (ответы детей). Правильно, он живет в лесу. А вы знаете, кто еще живет в лесу? (ответы детей: зайчик, волк, лиса).
Маша: - Я, кажется, догадываюсь, почему медведь давно не приходил ко мне в гости. Была зима и он, как всегда, улегся в спячку, заснул на всю зиму. Теперь-то зима кончилась, а его никто не разбудил. Нужно отправляться в лес и разбудить Мишку. Вы пойдете со мной? (ответы детей).
Звучит музыка и дети отправляются с Машей в лес
Физкультурная минутка
свободная ходьба;
показывают где у зайки уши;
показывают, какой у зайки хвостик;
показывают, как зайчик скачет;
показывают, как ходит мишка;
как он кружится;
как он хлопает в ладошки.
Дети и Маша подходят к дорожкам в лесу. Маша раскатывает одну дорожку, на ней следы зайчика.
Маша: - Ой, какие-то следы?
Раскатывает вторую дорожку.
Маша: - И тут следы.
Рассматривание и сравнение дорожек и следов.
Маша: - На этой дорожке какие следы? (маленькие).
- А на этой? (большие).
- Эта дорожка какая? (широкая).
- А это какая? (узкая).
- А как вы думаете, кто оставил эти следы? (зайчик).
- А эти? (медведь).
- Я думаю, эта дорожка ведет к домику зайки, а вот эта к берлоге медведя.
- По какой дорожке нам нужно пойти к Мишке? (дети показывают).
Дети отправляются по дорожке со следами медведя к его берлоге. Стучат, хлопают в ладошки, топают ногами, зовут медведя. Медведь просыпается, выходит к детям, здоровается.
Маша: - Мишка, наконец-то мы тебя нашли. Мы пришли в лес и увидели 2 дорожки. Какие это были дорожки, ребятки? (ответы детей).
- А по какой дорожке мы прошли? (ответы детей: по широкой).
- А какие на ней были следы? (большие).
- А чьи это были следы? (медведя).
Маша: - Мишка, а хочешь, мы тебе нарисуем дорожку, по которой мы к тебе пришли?
Рисование следов на половине ватмана гуашью, использовать отпечаток пробкой.
Маша: - Как красиво получилось. Мишка, иди, полюбуйся.
Маша и дети берут медведя и рассматривают рисунок.
Маша: - Какие следы получились? (ответы детей: большие).
- Чьи это следы получились? (ответы детей: медведя).
- Ребятки, мы были в гостях у Мишки, а теперь приглашайте его к себе в гости. Дети приглашают Мишку в группу.
Конспект непосредственно-образовательной деятельности
«Как дикие звери готовятся к зиме» (средняя группа)
Цели:
- Формировать представление о том, что дикие животные приспосабливаются к изменениям погодных условий.
- Закрепить представление о том, что у каждого времени года свои особенности и как дикие звери приспосабливаются к жизни в зимних условиях.
- Развивать доказательную речь, логическое мышление, воображение.
Материал: картины "Как зимуют дикие звери", дидактическая игра "Когда это бывает", "Времена года", фланелеграф, на каждого ребенка рисунок бельчонка, раскраска "Осень в лесу", цветные карандаши.
Ход непосредственно образовательной деятельности
1. Игра "Когда это бывает"
У детей цветные карточки. Белые карточки обозначают - зиму, зеленые - весну, красные - лето, желтые - осень. Воспитатель предлагает отгадать, когда это бывает.
Дел у меня немало -
Я белым одеялом
Всю землю укрываю,
В лед реки убираю,
Белю поля, дома,
Зовут меня : (Зима).
Зазвенели ручьи,
Прилетели грачи,
В дом свой - улей - пчела
Первый мед принесла.
Кто скажет, кто знает,
Когда это бывает? (Весной).
Солнце печет, липа цветет.
Рожь колосится,
Золотится пшеница.
Кто скажет, кто знает.
Когда это бывает? (Летом).
Дни стали короче,
Длинней стали ночи,
Кто скажет, кто знает,
Когда это бывает? (Осенью)
Свои ответы дети сопровождают поднятием карточек
Приходит Буратино, здоровается со всеми, просит прощения за свое опоздание на занятие. Буратино рассказывает о том, что не мог найти детский сад, не узнаёт знакомых мест, все изменилось вокруг: на деревьях нет листьев, трава пожелтела, ее покрыл первый снежок; гуляя по даче, в лесу не встретил знакомых животных, тихо в лесу, не с кем поговорить.
Воспитатель вместе с детьми объясняет Буратино, почему это случилось. (Стало холодно, солнышко реже светит, не такое теплое, деревья приготовились к зиме - листву сбросили).
Дети читают стихи.
Ни листочка, ни травинки,
Тихим стал наш сад,
И березки и осинки
Скучные стоят.
Зябнет осинка,
Дрожит на ветру.
Дайте осинке
Пальто и ботинки.
Нужно согреться
Бедной осинке.
Дуб дождя и ветра
Вовсе не боится.
Кто сказал, что дубу
Страшно простудиться?
Ведь до поздней осени
Он стоит зеленый -
Значит он выносливый,
Значит закаленный.
2. Оздоровительная минутка "Времена года".
Воспитатель: - Представьте, что вы маленькое зернышко. Дети присели
Весной посадили вас на землю.
Солнышко тёплое нагрело землю, Встают, тянут руки вверх
Дождик теплый полил, поднимают голову
Зернышко проросло,
Стебелек протянулся к солнцу,
Выросли листочки,
Раскрылся цветочек.
Всё лето радовалось растение солнышку, Качают руками
Качалось под ветром.
Но вот наступила осень, Присели, опустили голову,
Подул холодный ветер, опустили руки.
Солнце реже светит,
Дождь холодный,
Опали листочки,
Согнулся стебель,
Ждем зимы.
3. Составление детьми экологических рассказов.
Воспитатель: - Дети, Буратино, посмотрите, что здесь у нас?! (обращает их внимание на фланелеграф). Здесь выставлены картинки: дерево, зимний пейзаж, пеньки, берлога.
Буратино: - подумаешь, я всё это видел!
Дети: - Посмотри внимательно. Эти картинки необычные, волшебные
Сначала рассматриваем дерево. Там есть дверца. Открываем и видим белочку.
Воспитатель: - Почему она спряталась?
Дети: - Скоро наступит зима, будет холодно, морозно, голодно. Сейчас в лесу нет ни шишек с орехами, ни грибов, ни ягод. Голодно стало, но белочка заботливая хозяйка: она заранее сделала запасы еды в кладовых и теперь можно спокойно зимовать. Да и цвет шкурки поменяла, он стал такой же, как ствол дерева: если ей нужно будет сбегать в кладовку, её даже не будет видно.
Следующая картинка: берлога медведя.
Воспитатель: - Дети, чем питается медведь (ягоды, мед, трава). Этого зимой и поздней осенью нет: медведи строят берлоги и спят там до самой весны, пока не пригреет солнце и всё не начнет цвести.
Картинка- пеньки.
Воспитатель: - Кто же там спрятался?
Дети предполагают: мышка под одним пеньком, ёжик под другим. Ёжик колючий свернулся в клубок и приготовился спать. Он питается мелкими грызунами, змеями. Добычу стало трудно добывать, и он тоже спит, заготовив запасы.
Картинка с изображением зайчика (подвижная модель) поменял цвет шерсти.
Воспитатель: - Что изменилось на картинке? Почему так произошло? (ответы детей)
4. Эмоциональная гимнастика "Вокруг себя обернись и в зверя превратись".
Дети изображают поведение животных: злой, сердитый волк, трусливый зайчик, хитрая лиса, встревоженная белочка
Воспитатель предлагает рассказать о мишке, ёжике и зайчике. Как они встречают осень.
Мишка
В берлогу скоро лягу спать,
За осенью зима придёт опять.
Пусть мне во сне приснится мёд!
Проснусь, когда весна придет!
Зайка
Пора мне, зайчику, линять
Пора мне шубку поменять,
Зимой быть серым не могу,
Меня заметят на снегу.
Ёжик
Я тоже буду спать, как мишка,
Я поохотился за лето:
Грибы искал, мышей ловил.
Мне нужно отдохнуть за это,
Устал я, выбился из сил,
А для вас, мои друзья,
Принёс грибов корзинку я.
5. Практические действия с моделями.
У детей - зрительные символы. Предлагается выставить модели на фланелеграфе, выполняя действия:
- Звери поменяли цвет шерстки: она стала гуще.
- Приготовили себе дома (берлоги, дупла, норы).
- Заготовили корм.
За хороший рассказ Буратино дарит каждому ребенку раскраску "Осень в лесу" и рассказывает сказку про непослушных бельчат:
6. Развитие мелкой моторики.
"Однажды мама-белка ушла за припасами, а бельчатами велела тихо сидеть, но они расшумелись. Услышала их курица. Как нам спасти бельчат? (Ответы детей.)
Пока дети штрихуют, звучит музыка П.И Чайковского "Золотая осень. Октябрь", из цикла "Времена года"
7. Рефлексия.
- Какое настроение у вас возникло на занятии?
- Что нового узнали?
- О ком из животных узнали больше?
- Назовите времена года?
- Как дикие звери готовятся к зиме?
- Назовите диких животных?
Конспект непосредственно-образовательной деятельности
"Тайна слонов великанов" (старшая группа)
Цели:
- Выявить взаимосвязи между растениями и местом обитания, питания животных.
- Дать детям понятие о минерале органического происхождения – рог.
- Познакомить с искусством резьбы по слоновой кости.
- Расширить представления детей о жизни слонов в стаде.
- Развивать умение устанавливать зависимость между температурой воздуха и внешним видом животных.
- Тренировать детей в систематизации понятий по заданному признаку.
- Развивать у детей элементы экологического сознания: «Мы нужны друг другу на земле».
- Активизировать словарь детей: «Гринпис», бивень, рог, браконьеры, стадо, рельеф.
Материал: иллюстрации изделий из слоновой кости, иллюстрации животных: африканский слон, бегемот, кабан, мамонт, морж; глобус, иллюстрации растительности Африки, письмо. Карточки: с растениями, животными, горы, песок, лес, река, фигурки животных Африки, модель автомобиля с вооруженными людьми, шапочки для подвижной игры с изображением животных Африки.
Ход непосредственно образовательной деятельности
Воспитатель: - Послушайте ребята загадку и скажите, о каком месте идет речь:
Очень жаркая страна
И на карте – велика,
Животных много в ней живет
И крокодил,
И бегемот,
И лев, и львица,
И жираф,
Гориллы, змеи
И удав. (Африка)
Воспитатель: - Ну что дети, вы запомнили, кто живет в Африке?
Дети: - Конечно.
Воспитатель: - К нам в группу пришло письмо из Африки с просьбой о помощи. Там стали происходить загадочные исчезновения животных: слона и бегемота. Звери очень обеспокоены и обратились к нам, чтобы мы разобрались в этом деле. Ну что ребята – поможем, узнаем, что же там происходит?
Дети: - Да.
Воспитатель: - Скажите мне, пожалуйста, а на чем мы можем добраться в Африку? (Ответы детей.)
- Правильно вы говорите, но у нас нет столько времени, поэтому я предлагаю произнести волшебные слова и превратиться в помощников “Гринписа” – это те люди, которые заботятся о природе и защищают ее. Согласны?
Дети: - Да.
Воспитатель: - Тогда повторяйте за мной:
Раз, два, три, четыре, пять
Начинаем превращать,
Мальчишек и девчонок сада
В помощников зверей,
Звонко мы в ладоши хлопнем
И ногами громко топнем,
Смелость мы с собой возьмем,
Что случилось – разберем!
- Вот мы с вами и превратились в помощников. И первое задание, посмотрите по сторонам и подумайте, где может находиться Африка в нашей группе?
- А что бы вам было легче его найти, я загадаю загадку:
Шар земной внесли в автобус,
Оказалось, это – (глобус)
Дети ищут и находят в группе глобус
-Правильно, мои помощники давайте с вами рассмотрим его и найдем Африку. А пока мы ищем, давайте вспомним, что на картах и глобусе отмечается голубым цветом, а желтым, зеленым и т.д.
Ответы и рассуждения детей. Общими усилиями находят Африку
Воспитатель: - А теперь я вам хочу напомнить наше путешествие в пустыню Сахару, помните его? (Помним.)
- А что мы там искали?
Стараются вспомнить. Минерал – «Роза пустыни»
Воспитатель: - А скажите мне, пожалуйста, из чего состоит пустыня. (Из песка.)
- Правильно. И давайте вместе с вами посмотрим на карту, и я вам покажу пустыню Сахару. Посмотрите, какая она большая. Каким цветом она изображена?
Дети отвечают на вопрос
Воспитатель: - Правильно, желтым цветом. Давайте сравним с глобусом. Вот Африка, в ней пустыня Сахара и она тоже изображена желтым цветом.
Я сегодня для нашего путешествия приготовила макет рельефа Африки. Скажите, контур похож на контур Африки? А цвет рельефа?
Рассуждения детей – контур похож, а цвет нет
Воспитатель: - Молодцы ребята, внимательно работаете. А скажите мне, пожалуйста, чего не хватает на нашем контуре Африки?
Дети, обдумывая и рассуждая, приходят к выводу, что не хватает гор, рек, они на карте отмечены оранжевым и голубым цветом.
Воспитатель: - Действительно. Вы правы. Поэтому я приготовила карточки, на которых изображены: реки, горы, пустыня, лес, кустарники и попрошу вас добавить их на наш контур, чтобы получилась полная картина, как выглядит Африка.
Работа детей над моделью – Африка
Воспитатель: - Вы славно потрудились и постарались точно воспроизвести карту. Молодцы.
- И сейчас я хочу обратить ваше внимание на растительность этого материка. Посмотрите на эти картинки и, вы увидите, насколько богата и разнообразна природа Африки.
Рассматривание картинок с логическими выводами, где могут расти эти растения: (У воды реки, в пустыне, в горах)
- А теперь я попрошу вас нанести растительность на наш макет. Возьмите те растения, которые растут в Африке и расставьте там, где, по вашему мнению, они должны расти.
Работа детей с материалом – карточки растительного мира
Воспитатель: - А теперь я вам хочу напомнить животных, которые обитают в Африке, я буду читать стихотворение. А вы его будете заканчивать и ставить соответствующее животное там , где оно обитает, ориентируясь на карту, которая висит на доске.
В жаркой Африке живет
Неуклюжий … (Бегемот)
Ему не нужно много блюд,
Сухой колючкой сыт …. (Верблюд)
Среди зверей слывет царем,
Его зовут гривастым… (Львом)
На носу он носит рог
И зовется…. (Носорог).
Неповоротлив, но силен
Огромный, добродушный … (Слон).
- Молодцы дети, правильно расставили животных, а теперь я хочу чтобы вы отгадали загадки про тех животных, которых мы еще не поставили:
Он ходит, голову задрав,
Не потому, что важный граф,
Не потому, что гордый нрав,
А потому, что он …….. (Жираф)
Наверное, в жаркой далекой стране
Она прислонилась к ограде.
Полоски теперь у нее на спине,
Как строчки кривые – в тетради. (Зебра)
Бревно бревном,
А глянешь в пасть –
И можно в обморок упасть! (Крокодил)
- Правильно все отгадали. Молодцы. И расставили все верно. И у нас получилась настоящая Африка. А вы обратили внимание, что все животные короткошерстные, как вы думаете, с чем это связано?
Дети: - Из-за того, что в Африке жарко.
Воспитатель: - Правильно, а еще потому, что многие животные обитают у воды и часто находятся в ней. Потому и шерсти у них нет. И раз мы все подготовили и во всем разобрались, давайте приступим к делу и узнаем, что же здесь происходит с животными!
- Посмотрите, на нашем макете появился автомобиль с вооруженными людьми, как вы думаете, кто это такие?
Рассуждения детей. Воспитатель корректирует разговор и подводит детей к пониманию того, что это – браконьеры. Вводит новое слово в словарь детей и дает его объяснение
Воспитатель: - А скажите мне, пожалуйста, что делают браконьеры в Африке? ( Убивают животных)
- Правильно, а скажите, кто помнит какие звери стали исчезать из Африки?
Дети: - Слоны и бегемоты.
Воспитатель: - Правильно. А давайте с вами рассмотрим этих животных на картинках.
Вывешивает на доску изображение слона с бивнями и носорога
- Скажите, кто-нибудь из вас заметил сходство между этими животными, что у них есть общего?
Размышления детей, подведение их к выводу, что общие у них наросты на голове: у слона – бивень, у носорога – рог
- Дети, я хочу рассказать вам, почему именно на этих животных охотятся браконьеры, особенно конечно достается слонам. Из-за их наростов. То, что природа создала для животных – служит им средством обороны и способом добычи еды. Эти животные – травоядные, они потребляют очень много травы, листьев кустарников и побегов. Но люди видят в бивнях слонов и рогах носорогов выгоду, обогащение для себя, так как из них мастере делают очень красивые произведения искусства, которые стоят очень дорого. Поэтому злые и жадные до денег люди приезжают на этот материк и безжалостно истребляют этих прекрасных животных.
Вот посмотрите на доску, я повесила несколько образцов художественных произведений из слоновой кости. Между прочим, слоновая кость это, минерал, и при этом драгоценный.
Вот, например, слон, очень похож на человека своим поведением. Вы знаете, когда браконьеры ранят слона. Его семья его не бросает, а закрывает собой и не дает людям забрать раненого слона. Стадо заботится о пострадавшем. Они в хоботе носят ему воду, отгоняют от него насекомых, укрывают ветками от жары, если слон слаб на столько, что не может передвигаться. Если все же случается. Что слон от ран умирает. То его родственники не бросают его, а выкапывают своими бивнями яму и хоронят его. Хоботом приносят ветки и накрывают сверху. И даже когда стадо проходит мимо таких могил, то оно всегда останавливается немного стоит, растопырив уши, проявляют внимание и переживают.
Раньше охотники убивали слонов, чтобы добыть пищи и прокормить свою семью, а сейчас просто, чтобы отрезать у этих прекрасных животных бивни, а сам слон никому не нужен. Тоже самое происходит и с носорогами. Их убивают из-за рога и тоже делают из него поделки.
Много лет назад люди стали на столько жадными, что убили почти всех слонов, и государство в срочном порядке организовало заповедники и выпустило закон, который запрещает убивать слонов и бегемотов. Только благодаря людям, которые любят природу и заботятся о ней, африканский слон не исчез с лица земли, как например его сородич мамонт. Численность слонов стала восстанавливаться, и сейчас на планете много заповедников, в которых живут животные, которые чуть не погибли из-за человеческой жестокости.
Мечта всех охотников найти кладбище слонов. И тогда не надо будет убивать слонов, а можно будет набрать костей в этом секретном месте, которое никто так и не нашел.
Так же тому, что слонов стали убивать меньше стало способствовать то, что придумали пластмассу, из которой тоже получаются замечательные фигурки и поделки, да и стоит она на много дешевле.
- А подумайте, дети, и скажите мне, что будет со стадом слонов если убить всех взрослых слонов , т.к. только у них есть бивни?
Рассуждения детей
- Да действительно, могут погибнуть слонята без родителей, а так же нарушится социальная структура стада. Остающийся молодняк не знает ни миграционных маршрутов, ни источников воды, ни традиционных отношений в стаде. Поведение животных в таких стадах становится непредсказуемым. Нередко они совершают набеги на крестьянские поля, разоряя и вытаптывая их.
Поэтому наша с вами задача объяснить браконьерам, почему нельзя убивать слонов и бегемотов. Ну, что готовы ребята стать на защиту слонов?
Дети: - Конечно.
Воспитатель: - Тогда давайте по очереди расскажем браконьерам о том, как плохо они поступают, уничтожая этих животных.
Рассказы детей
- Я вижу, браконьеры все поняли. И больше не будут трогать этих милых животных. А чтобы закрепить знания предлагаю поиграть в игру “Спасатели и браконьеры”.
Подвижная игра «Спасатели и браконьеры».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на семинаре-практикуме "Экологическая безопасность:теория и практика". Тема: "Формирование предпосылок экологического сознания у детей дошкольного возраста"
Выступление на семинаре практикуме " Экологическая безопасность: теория и практика". Тема: "Формирование предпосылок экологического сознания у детей дошкольного возраста"...
Формирование предпосылок экологического сознания у детей дошкольного возраста
Формирование предпосылок экологического сознания у детей дошкольного возраста...
Программа по формирования основ экологического сознания у детей дошкольного возраста средствами экспериментально-исследовательской деятельности «Я открываю удивительный мир» (от 3 до 8 лет)
Пояснительная запискаВ современном обществе востребована творческая личность, способная к активному познанию окружающего, проявлению самостоятельности, инициативы, исследовательской активности. Уже в ...
Представление опыта работы по теме: «Формирование предпосылок экологической культуры у детей дошкольного возраста в процессе познавательно-исследовательской деятельности»
Материал был представлен на городской августовской конференции педагогических работников. ...
Опыт работы воспитателя по формированию навыков пожарной безопасности и предпосылок экологического сознания у детей дошкольного возраста.
Опыт работы воспитателя по формированию навыков пожарной безопасности....
Опыт работы по теме «Формирование предпосылок экологической культуры у детей дошкольного возраста в процессе познавательно-исследовательской деятельности»
laquo;Воспитывая себя и детей, не забывайте, что формирование экологической культуры будет эффективнее, если вы сами будете любить родной край, родной детский сад, родную культуру и речь, свою семью,...
ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДПОСЫЛОК ЭКОЛОГИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Одна из основных задач образования, в соответствии с Законом РФ «Об образовании» — это формирование духовно-нравственной личности. Духовно-нравственное ...