Кружок "Моя планета". Подготовительная группа
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа) на тему
Бурное развитие цивилизации на современном этапе привело к формированию у человека антропоцентрического сознания с явно выраженным потребительским отношением к природе. Сложившаяся ситуация диктует необходимость работы по формированию у подрастающего поколения экоцентрического сознания. Развитие такого сознания напрямую связано с освоением дошкольниками начал экологической культуры.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moya_planeta_6-7_let.docx | 69.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение – детский сад
№ 27 «Садко» города Смоленска
План работы
по дополнительному образованию
детей подготовительной группы
«Моя планета»
(подготовительная группа)
Составитель: воспитатель
Семёнова Н. С.
г. Смоленск
2016
ОГЛАВЛЕНИЕ
№ | Наименование разделов | стр |
1. | Целевой раздел | 3 |
Пояснительная записка | 3 | |
Цели и задачи программы | 4 | |
Принципы построения программы | 4 | |
Планируемые результаты освоения программы | 5 | |
2. | Содержательный раздел | 7 |
2.1. | Образовательная область «Познавательное развитие» | 7 |
2.2. | Основные направления работы по дополнительному образованию | 7 |
2.3 | Содержание работы по дополнительному образованию «Моя планета» | 8 |
2.4 | Методы и приёмы работы | 26 |
2.5 | Формы работы по дополнительному образованию | 26 |
3. | Организационный раздел | 27 |
3.1 | Условия реализации программы по дополнительному образованию | 27 |
3.2 | Организация образовательной деятельности | 27 |
3.3 | Методическое обеспечение программы | 29 |
Приложения | ||
1. | Учет посещаемости кружка | |
2 | Диагностика уровня знаний детей | |
1. Целевой раздел
1.1 Пояснительная записка
Бурное развитие цивилизации на современном этапе привело к формированию у человека антропоцентрического сознания с явно выраженным потребительским отношением к природе. Сложившаяся ситуация диктует необходимость работы по формированию у подрастающего поколения экоцентрического сознания. Развитие такого сознания напрямую связано с освоением дошкольниками начал экологической культуры. Содержание экологического воспитания включает два аспекта: передачу экологических знаний и их трансформацию в отношение. Знания являются обязательным компонентом процесса формирования начал экологической культуры, а отношение – конечным её продуктом. Истинно экологические знания формируют осознанный характер отношения и дают начало экологическому сознанию. Отношение, построенное вне понимания закономерных связей в природе, социоприродных связей человека с окружающей средой, не может быть стержнем экологической воспитанности, не может стать началом развивающегося экологического сознания, ибо оно игнорирует объективно существующие процессы и опирается на субъективный фактор. Биоцентрический подход к вопросам экологического образования, ставящий в центр внимания природу и рассматривающий человека как ее часть, выдвигает необходимость изучения закономерностей, которые существуют в самой природе. Только их доскональное знание позволяет человеку правильно взаимодействовать с ней и самому жить по её законам.
- Цели и задачи программы
Цель: развивать у детей интерес и любовь к природе через ознакомление с многообразием окружающего мира.
Задачи:
1. Образовательная: расширять и обобщать знания детей о мире природы, как целостной взаимосвязанной системе.
2. Развивающая: развивать общие познавательные способности: умение наблюдать, описывать, строить предположения и предлагать способы их проверки, находить причинно - следственные связи.
3. Воспитательная: формирование экологической культуры ребёнка, воспитание духовно богатой личности.
1.3 Принципы построения программы
Программа «Моя планета» разработана с учётом возрастных особенностей воспитанников ДОУ (6 – 7 лет), интегративности основных направлений познавательного, нравственно – экологического развития дошкольников, превышения уровня знаний, требуемых федеральным государственным образовательным стандартом. Программа построена на принципах развивающего обучения и культуросообразности, и образование рассматривается как процесс приобщения ребёнка к основным компонентам человеческого бытия.
Кроме того, программа дополнительного образования опирается на следующие принципы:
- научности. Программа строится на основе научных источников, содержание материалов адаптировано с учётом возрастных особенностей детей подготовительной группы;
- наглядности. Программа предоставляет большие возможности для реализации этого принципа, так как содержанием работы является ближайшее окружение и достаточное его сопровождение: энциклопедии, фотографии, книги и др.
- интеграции. Программа строится с учётом принципа интеграции с основной частью общеобразовательной программы и интеграцией образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;
- вариативности. Структура и объём программы предполагает вариативное их использование в зависимости от местности, особенностей культуры, быта и т.д. Педагогу предоставлена возможность выбора тем, форм и методов работы с детьми.
- Планируемые результаты освоения программы
Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования следующие:
- ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;
- ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;
- ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребенок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;
- ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности;
- у ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими;
- ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;
- ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.; ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.
- Содержательный раздел
- Образовательная область «Познавательное развитие».
Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира, о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях её природы, многообразии стран и народов мира.
- Основные направления работы.
Работа по дополнительному образованию ведется по следующим направлениям:
- многообразие живых организмов, их экологическое единство; связь со средой обитания;
- явления неживой природы; понятие мироздания (Вселенной);
- человек как живое существо, среда его обитания, обеспечивающая здоровье и нормальную жизнедеятельность; использование природных ресурсов, загрязнение окружающей среды; охрана и восстановление
природных богатств.
2.3 Содержание работы по дополнительному образованию «Моя планета».
Программа реализуется в три этапа: подготовительный, основной, итоговый.
- Организационный (подготовительный)
Цель: сбор информации, подготовка МТБ.
*формирование списочного состава группы;
*подготовка материала, атрибутов, необходимых для работы.
2. Основной
Цель: формирование представлений о природе и человеке в окружающем мире у дошкольников.
*Совместная деятельность педагога и детей.
3. Итоговый (аналитико – констатирующий)
Цель: обобщение полученного опыта, анализ результатов (диагностика).
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Тема занятия | Задачи | Предварительная работа | Формы работы |
"Путешествие колоска" | - Закрепить знания детей о злаковых культурах, из которых выпекают белый и черный хлеб; - Развивать умение различать растения по характерным признакам (строение колоска, цвет, количество зерен); - Познакомить с современной технологией изготовления хлеба и сравнить с тем, как его изготовляли раньше. | - Чтение украинской народной сказки «Колосок». | - Использование моделей; - Чтение стихотворения Д. Тихомирова «Два колоска»; - Рассматривание иллюстрации; - Чтение отрывка из стихотворения А. Кольцова «Песня пахаря». |
Посещение кафе "Дары осени" | Систематизировать представления детей об овощах и фруктах. Упражнять детей в составлении описательных рассказов об овощах и фруктах. Познакомить с технологией приготовления блюд из овощей и фруктов. | - Д/И «Придумай загадку», «Я знаю 5 названий», «Магазин». | - Посещение кафе "Дары осени"; - Загадки; - Игра «Чего не хватает». |
"Как растения готовятся к зиме" | - Формировать у детей точные представления о состоянии растений осенью, о плодах и семенах определенных деревьев, кустов, травянистых растений, показать способы приспособления семян к распространению; - Развивать у детей умение устанавливать связи между состоянием растений и условиями среды; выявлять причины происходящих изменений; - Познакомить детей с трудом взрослых осенью в парке по уходу за растениями. | - Наблюдения на прогулках за погодой и сезонными изменениями в жизни растений. | -Загадки; - Чтение стихотворения И. Бунина «Листопад»; - Вопросы детям; - Конкурс на самый необыкновенный раскрашенный лист; - Д/И «Найди и собери плоды». |
"Унылая пора! Очей очарованье!..." | - Закрепить представления детей о «золотом периоде» осени; - Развивать умения устанавливать связи между изменениями в неживой природе и изменениями в жизни растений и животных; - Развивать умение видеть поэтическую красоту золотой осени. | - Беседа «Для чего дереву листья? »; - Чтение произведений художественной литературы: И. Соколов-Микитов «Листопадничек», А. Твардовский «Лес осенью»; - Разучивание стихов об осени; - Загадывание загадок; - Пение песен; - Показ презентации для детей «Осень в стихах и картинах». | - Беседа "Унылая пора! Очей очарованье!..."; - Читает стихотворения А. С. Пушкина «Осень»; - Рассматривание картины «Ранняя осень»; - Ответы на вопросы; - Чтение стихотворения Е. Трутневой «Осень». |
"Как и для чего человек дышит" | - Познакомить детей с дыхательной системой человека; - Продолжать воспитывать познавательный интерес к человеку. | - Рассказ педагога "Как и для чего человек дышит"; - Ответы на вопросы. | |
"Путешествие в осенний лес" | - Обобщить и систематизировать знания детей об осени; - Учить устанавливать связи между продолжительностью дня, температурой воздуха, состоянием растений, наличием пищи для животных и приспособлением их к зиме; - Развивать творческое воображение. | - Загадки; Рассматривание иллюстраций; - Логическая задача «Книжка про осень»; - Игра «Чей силуэт?». | |
"Для чего растению нужны семена" | - Закрепить представления детей о том, что семя — конечная стадия роста растения, оно необходимо для начала жизни нового растения; - Формировать у детей представления о распространении семян растения; - Развивать наблюдательность, внимание, зрительную память. | - Чтение художественной литературы; - Рассматривание семян; - Беседы «Как распр. семена». | - Беседа "Для чего растению нужны семена"; - Повторение с детьми — травы, кусты, деревья; - Сюрпризный момент— приходит Лесовичок; - Закрепление правил поведения в природе; - Д/И «С какой ветки детки»; - Рассматривание семян; - Загадывание загадок. |
"Путешествие капельки" | - Формировать представления детей о круговороте воды в природе; - Развивать умение самостоятельно устанавливать причинно-следственные связи; - Воспитывать у детей бережное отношение к воде. | - Обсуждение слов «Арктика», «экватор», «полюс»; - Наблюдение; - Опытно- экспериментальная деятельность; - Чтение художественной литературы; - Заучивание стихотворений, пословиц; - Беседы; - Рассматривание иллюстраций. | - Рассматривание иллюстраций; - Загадки; - Опыты с водой. |
"Зачем человеку желудок" | - На уровне элементарных представлений познакомить детей с желудком, его функциями и значением для жизни; - Воспитывать у детей бережное отношение к своему здоровью. | - Рассказ педагога "Зачем человеку желудок"; - Показ моделей; - Вопросы детям. | |
"Клуб знатоков леса" | - Формировать у детей умение применять на практике знания о приспособлениях животных и растений к условиям жизни; - Развивать умение выделять и сравнивать существенные признаки, понимать причинно-следственные связи; - Развивать доказательную речь. | - Сюрпризный момент письмо от зайца; - Вопросы детям. | |
"Приключение Мамонтенка" | - Закреплять умение детей классифицировать животных; - Развивать умственные операции: анализ, сравнение, обобщение; - Формировать познавательный интерес к животным. | - Рассказ педагога «Приключение мамонтенка»; - Вопросы детям; - Д/И «Птицы»; - Д/И «Домашние птицы»; - Д/И «Найди себе пару». | |
"Для чего человек ест" | - Сформировать у детей представления о том, что пища необходима для жизни человека, и об основных органах пищеварения; - Развивать познавательный интерес к строению человеческого организма. | - Беседа "Для чего человек ест"; - Сюрпризный момент – приход Незнайки; - Вопросы детям. | |
"Как живут наши пернатые друзья зимой" | - Обобщить знания детей, полученные при наблюдении за птицами; - Вызвать желание помочь птицам. | - Наблюдение за птицами; - Чтение художественной литературы: Г. Снегирев «Про птиц», Н. Сладков «Еловая кошка», В. Зотов «Клест», «О птицах», «Кедровка», «Глухарь». | - Сюрпризный момент – приход попугая Кеши; - Загадки; - Рассматривание иллюстраций; - Дети работают на панно; - Чтение стихотворения А. Барто. |
"Север - царство льда и снега" | - Формировать представления детей о климатических условиях Крайнего Севера и тундры; - Показать детям как приспосабливаются растения и животные к условиям северного климата; - Развивать доказательную речь, умение сравнивать. | - Чтение сказки Г.Х. Андерсен «Снежная королева». Чтение рассказов о природе севера (С. Ивченко «Удивительные леса», А. Рогожин «Северные мотивы», В. Есаулов «Арктическое чудо».); - Рассматривание иллюстраций. | - Сюрпризный момент – появляется кукла Герда; - Рассматривание модели «Солнце на севере»; - Рассматривание модели термометра; - Рассматривание модели «пищевые цепочки»; - Игра «Кто лишний?»; - Игра «Чей силует?». |
"Что такое огонь?" | - Познакомить детей с огнем как явлением неживой природы; - Показать необходимость огня как условия жизни людей на Земле. | - Чтение художественной литературы; - Беседы; - Рассматривание картин, иллюстраций; - Заучивание стихотворений, пословиц; - Отгадывание загадок; - Дидактические игры; - Просмотр видеофильмов; - Разучивание физкультминуток. | - Беседа "Что такое огонь?"; - Сюрпризный момент – появляется клоун Клепа; - Вопросы детям; - Рассмотрение модели «земля вокруг Солнца»; - Этюд «Пламя костра»; - Этюд «Свеча». |
"Колыбельная из двух слов" | - На уровне элементарных представлений познакомить детей с самым важным органом человека — сердцем; - Воспитывать любознательность, бережное отношение к своему организму. | - Рассказ педагога "Колыбельная из двух слов"; - Вопросы детям. | |
«Лес — это живой организм. Этажи леса». | - Сформировать у детей понятия «этажи леса», выявив взаимосвязи между строением живого существа, питанием и его местом обитания; - Развивать у детей элементы экологического сознания. «Мы нужны друг другу на Земле». | - Выставка о лесе; - Чтение стихотворений, беседа “Охрана леса”; - Разучивание пословиц о родной земле. | - Рассказ педагога О. Дмитриева «Что такое лес»; - Вопросы детям; - Сюрпризный момент – пришел в гости Лесовичек и привел своего брата Домовичка; - П/И «Лесорубы». |
"Пищевые цепочки в лесу" | - Закрепить знания детей о взаимосвязях в экосистеме «лес»; - Сформировать представления о пищевой зависимости обитателей леса; - Развивать умение выстраивать пищевые цепочки в лесу. | - Чтение В. Танасийчук «Цепочки в лесу», «Невидимые весы». Л. Толстой «На что нужны мыши?»; - Проведение бесед по теме «Некоторые сведения из жизни животных» (материалы из книги Л. П. Молодовой «Игровые экологические занятия с детьми»). | - Пальчиковая гимнастика «Едет белка на тележке…»; - Сюрпризный момент – пришел в гости Лесовичек и привел своего брата Домовичка; - Вопросы детям; Пение песни «Про всех на свете» Б. Заходер. |
"Как животные приспособились к зиме" | - Уточнить и расширить представления детей о приспособлении животных к зимним условиям; - Развивать умение устанавливать связь между особенностями поведения и условиями среды обитания животного. | - Сюрпризный момент – пришел в гости Карлсон; - Беседа "Как животные приспособились к зиме"; - Игра-кубик «Чей хвост?»; - Вопросы детям. | |
"Если хочешь быть здоров" | - Закрепить представления о приспосабливаемости человека к зимним условиям; - Формировать у детей представления об использовании факторов природной среды для укрепления здоровья; - Познакомить детей с правилами поведения при заболеваниях. | - чтение сказки В. Катаева «Цветик –семицветик». | - Продолжи фразу: «Я думаю, здоровье это-…»; - «Расскажи, как человек готовиться к зиме?»; - «Назови причины появления простудных заболеваний»; - Расскажи, как надо закаляться». |
"Как поссорились март и февраль" | - Систематизировать знания детей о весенних изменениях в природе; - Воспитывать интерес к народному календарю. | - Беседа о смене дня и ночи; - Чтение стихов, пословиц о марте; - Наблюдение за изменениями в природе, работе в календаре природы, поиск подтверждений известных народных примет о марте; - Наблюдение за облаками и игра «На что похоже?»; - Беседы о зимующих, перелётных птицах; - Просмотр видео материалов «Времена года»; «Симфония жизни»; - Прослушивание музыкальных произведений из цикла «Времена года» П.И.Чайковского, Вивальди; - Разучивание весенней заклички «Здравствуй, солнце!»; - Проведение дидактической игры «Чей след?»; - Проведение дидактической игры «Что зимой, а что весной?»; - Проведение дидактической игры «Кто зимовал, кто прилетит?»; - Проведение дидактической игры «Кто у кого родился»; - Разучивание музыкально- танцевальной композиции «Дети и природа». | - Загадки; - Сюрпризный момент – пришел в гости Март (ребенок в костюме Марта); - Вопросы детям; - Рассматривание моделей «Признаки весны». |
"Комнатные растения - спутники нашей жизни" | - Систематизировать знания детей о комнатных растениях и способах ухода за ними; - Закрепить знания детей о разных способах размножения растений; - Воспитывать интерес к народному календарю. | - Беседы «Вредители комнатных растений, «Вегетативное размножение растений»; - Подготовка посадочного материала. | - Беседы "Комнатные растения - спутники нашей жизни"; - Загадки; - Рассматривание модели «Уход за комнатными растениями». |
"Загадки природы" | - Обобщить представления детей о типичных экосистемах; - Развивать умение самостоятельно устанавливать взаимосвязи в экосистеме; - Воспитывать умение правильно вести себя в экосистеме. | - Чтение произведений о животных, птицах, насекомых И. Соколова – Микитова, Г. Скребицкого; - Загадывание загадок; - Рассматривание иллюстраций о природе, о правилах поведения в природе; - Просмотр презентаций для детей: «Животные леса», «Птицы»; - Разучивание стихотворений; - Беседы. | - Чтение стихотворения Л.Дайнеко; - Сюрпризный момент – входит Матушка - Природа; - Презентация для детей: «Загадки Матушки – Природы»; - П/И «Совушка»; - Д/И «Сложи картинку». |
"Как растет человек" | - Учить различать возрастные и половые особенности по внешнему виду человека; - Показать детям значение семьи в жизни человека. | - Рассматривание семейных фотографий; - Беседы о членах семьи; - Рисование портретов членов семьи. | - Беседа "Как растет человек"; - Чтение стихотворения «Семейный альбом»; - рассматривание с детьми фотографий; - Вопросы детям; - Д\И «Сравни куклы – новорожденного и подросшего ребенка»; - Чтение стихотворения В. Сухарева «Будет время». |
«Весенняя экскурсия в лесопарк» | - Сформировать представления детей о лесопарке как сообществе растений и животных; - Понаблюдать за изменениями в природе в середине весны, посмотреть цветение раннецветущих растений, набухание почек на деревьях; - Сформировать навыки правильного поведения в природе. | - Беседа с детьми о правилах поведения в лесопарке; - Для наблюдения сделать «подзорные трубы» из листов бумаги; - Повторение правил дорожного движения. | - Загадки; - В лесопарке: Вопросы детям; - Наблюдение за полетом бабочки, жука: куда летит, на что садится?. |
"Почему земля кормит" | - Познакомить детей с компонентами, которые входят в состав почвы; - Воспитывать познавательный интерес и навыки исследовательской деятельности. | - Опыты с почвой, чтобы узнать, какие компоненты входят в состав почвы. | - Сюрпризный момент – входит Незнайка; - Вопросы детям; - Посадка овса. |
"Кто такой человек" | - Уточнить знания детей о человеке в сравнении с животным и растительным миром, выделяя их существенные признаки; - Воспитывать отношение к человеку как к естественному объекту природы. | - Чтение сказки «Мужик и медведь»; - Беседы «Почему надо беречь свое здоровье», «Дары природы», «Внутренние органы человека»; - Д/И «Собери цветок», «Напоминающие знаки». | -Сюрпризный момент – входит Незнайка; - Беседа "Кто такой человек"; - Вопросы детям; - Решение примеров; - Закончи предложение: «Я человек, потому что….». |
«Зеленая аптека» | - Познакомить детей с основными лекарственными растениями; - Формировать познавательный интерес к лекарственным растениям и их роли в жизни человека. | - Рассматривание Букета лекарственных растений, картинок, плакатов, фотографии с изображением лекарственных растений; - Игра «Найди по запаху». |
2.4 Методы и приёмы работы. В кружковой работе используются наглядные и игровые методы в сочетании со словесными методами. Процесс работы с детьми строится с опорой на наглядность в обучении, а специальная организация среды способствует расширению и углублению представлений детей об окружающем.
2.5 Формы работы с детьми. В Федеральном Государственном образовательном стандарте дошкольного образования одним из психолого – педагогических условий для успешной реализации программы является использование в образовательном процессе форм и методов работы с детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям. В детском саду используются фронтальные, групповые, индивидуальные формы организованного обучения. При организации работы кружка «Моя планета» использовалась подгрупповая форма работы с детьми.
- Организационный раздел
3.1 Условия реализации программы по дополнительному образованию
Для эффективной реализации программы дополнительного образования в детском саду созданы благоприятные условия:
- организовано «экологическое пространство» в помещении детского сада: групповые уголки природы, подобраны и размещены растений в соответствии с их биологическими особенностями;
- фонд методических, наглядно - иллюстрированных материалов;
- создана мини-лаборатории для организации и проведения опытов с объектами природы.
Развивающая экологическая среда представлена в группе следующими
центрами:
«Маленький ученый»
- представлены различные приборы: весы, увеличительные стекла,
магниты, микроскопы, лупы;
- разнообразные сосуды из различных материалов: стекла, металла,
пластмассы; Природные материалы: листья, песок, глина, земля,
семена;
- медицинские материалы: пипетки, колбы, шприцы, мерные ложечки,
вата, бинт;
- бросовый материал: пластмасса, пенопласт, кусочки ткани, кожи, меха,;
- сыпучие продукты (мука, зерна, крупа, соль, сода);
- свечи, фонарики.
«Уголок природы»
- календарь природы;
- уголок цвето;;
- природный материал (шишки, камни, желуди, мох, куски коры и древесины);
«Умелые ручки
Детям предложены различные материалы:
- для рисования (гуашь, пастель, ц/карандаши, акварель, кисти…);
- для лепки (пластилин, глина, соленое тесто)
- для аппликации (ц/бумага, б/бумага, клей, ножницы, трафареты…).
Здесь же организуются выставки репродукций известных художников (по темам, по сезона и работ самих детей).
3.2 Организация образовательной деятельности
Занятия рассчитаны на возраст детей 6 –7 лет. Всего 29 занятий. Продолжительность каждого занятия 30 минут. Проводятся один раз в неделю с подгруппой детей. Во время занятий дети могут сидеть в кругу (на ковре) или за столами, передвигаться по игровой комнате, в зависимости от хода занятия.
Структура занятия
Начало занятия
Предполагает организацию детей: переключение внимания на предстоящую деятельность, стимуляция интереса к ней, создание эмоционального настроя, точные и четкие установки на предстоящую деятельность (последовательность выполнения задания, предполагаемые результаты).
Ход (процесс) занятия
Самостоятельная умственная и практическая деятельность детей, выполнение всех поставленных учебных задач. В процессе данной части занятия осуществляется индивидуализация обучения (минимальная помощь, советы, напоминания, наводящие вопросы, показ, дополнительное объяснение). Педагог создает условия для того, чтобы каждый ребенок достиг результата.
Окончание занятия
Посвящается подведению итогов и оценке результатов деятельности. К оценке и самооценке результатов привлекаются дети. В зависимости от раздела обучения, от целей занятия методика проведения каждой части занятия может быть различной. Частные методики дают более конкретные рекомендации по проведению каждой части занятия. После проведения занятия педагог анализирует его результативность, освоение детьми программных задач, проводит рефлексию деятельности и намечает
перспективу деятельности.
Список подгруппы
- Киреенков Олег
- Полякова Вероника
- Павлюченкова Ксюша
- Попов Дима
- Романенков Миша
- Моисеева Даша
- Слесарева Ксюша
- Семёнов Саша
- Шумилова Юля
- Якушев Толик
3.3 Методическое обеспечение программы
1. «От рождения до школы». Основная образовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015. – 368с.
2. «Экологическое воспитание дошкольников» под ред. Н.Н. Авдеева, Р.Н. Стеркина.
3. Журнал «Дошкольное воспитание №8» за 2006 г.
4. Журнал «Дошкольное воспитание №7» за 1993 г.
5. Куликовская И.Э. «Детское экспериментирование» «Педагогическое
общество России», М., 2005 г.
6. Молодова Л.П. «Игровые экологические занятия с детьми» «ЦГЛ», М,
2003 г.
7. Натарова В.И. «Моя страна» практическое пособие ТЦ «Учитель»,
Воронеж, 2005 г.
8. Павленко И.Н. «Развитие речи и ознакомление с окружающим миром в
ДОУ»
ТЦ «Сфера», М., 2005 г.
9. Рыжова Н. А. «Наш дом - природа» программа
Москва ООО «Карапуз - дидактика», 2005 г.
10. Рыжова Н.А. «Воздух - невидимка» LINKA-PRESS, М., 1998
11. Уланова Л.А. «Методические рекомендации проведения прогулок»
«Детство - пресс», С.-Петербург, 2008 г.
Приложения
Диагностический инструментарий
Схема изучения
представлений о человеке, окружающем мире
детей подготовительной группы
- Знает и называет растения ближайшего окружения, деревья, кустарники.
- Может объяснить различия понятий: лес, луг, сад.
- Может рассказать о диких и домашних животных: где живут, чем питаются, как готовятся к зиме?
- Знает и может назвать зимующих и перелётных птиц.
- Может назвать и охарактеризовать каждое из четырёх времён года.
- Знает и называет съедобные и несъедобные грибы.
- Может устанавливать связи между состоянием растений и условиями окружающей среды.
- Знает и может назвать злаковые культуры.
- Может устанавливать связи между изменениями в неживой природе и изменениями в жизни растений и животных.
- Имеет элементарное представление о строении человека: что такое желудок? что такое сердце? как мы дышим?
Уровни оценки
Низкий уровень – 1 балл
Познавательный интерес неустойчив, не всегда понимает проблему и малоактивен в выдвижении идей по её решению. Стремление к самостоятельности не выражено, забывает о цели. Затрудняется сделать вывод даже с помощью других, ошибается в установлении связей и последовательностей.
Средний уровень – 2 балла
В большинстве случаев ребёнок проявляет активный познавательный интерес. Видит проблему иногда самостоятельно, иногда с небольшой подсказкой взрослого. Принимает активное участие при планировании деятельности совместно со взрослым. Проявляет настойчивость в достижении результатов, помня о цели работы. Может формулировать выводы самостоятельно или по наводящим вопросам.
Высокий уровень – 3 балла
Познавательное отношение устойчиво. Самостоятельно видит проблему, выдвигает гипотезы и способы их решения. Самостоятельно планирует предстоящую деятельность. Действует планомерно, помнит о цели работы на протяжении всей деятельности. Формулирует в речи – достигнут или не достигнут результат, способен устанавливать разнообразные временные. Последовательные причинные связи, делает выводы.
1 – 1,9 – низкий уровень;
2– 2.5- средний уровень
2.5 -3 – высокий уровень
Результаты стартовой диагностики:
2 ребёнка (20%) – высокий уровень;
7 детей (70%) – средний уровень;
1 ребёнок (10%) – низкий уровень.
Результаты итоговой диагностики:
- ребёнка (40%) – высокий уровень;
6 детей (60%) – средний уровень.
Таким образом, диагностика показывает о повышении к концу учебного года уровня знаний детей о человеке и окружающем мире.
Необходимо продолжать работу по углублению знаний детей о человеке, его месте и роли в природе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
СЦЕНАРИЙ НОВОГОДНЕГО УТРЕННИКА «НОВЫЙ ГОД ШАГАЕТ ПО ПЛАНЕТЕ» Подготовительная группа – Старшая группа
СЦЕНАРИЙ НОВОГОДНЕГО УТРЕННИКА «НОВЫЙ ГОД ШАГАЕТ ПО ПЛАНЕТЕ» Подготовительная группа – Стар...
Методическая разработка интегрированной непосредственно образовательной деятельности "Путешествие по космическим планетам" подготовительная группа
Итоговая ннод по теме "Космос" в подготовительной к школе группе. Закрепление знаний о планетах солнечной системы.Закрепление знаний по ОО "Познание"( ФЭМП)....
Мастер класс для родителей "Планета подготовительной группы"
Мастер класс для родителей. использование нетрадиционной салфеточной аппликациии....
Презентация к ООД "Космическое путешествие на разноцветную планету" (подготовительная группа)
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"17079757","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"273","style":"float: left;","width":"480"}}]]...
Конспект по ФЭМП "Путешествие к планетам" (подготовительная группа)
интересный конспект НОД по математике путешествие к разным планетам в игровой форме...
Ознакомление с окружающим миром «Подземные жители нашей планеты» (подготовительная группа)
Цели и задачи: дать первоначальное представление о почве как компоненте природы; дать представление о подземных жителях нашей планеты, связать результаты исследовательской работы с практическим о...
Календарно-тематическое планирование по теме: "Новый год шагает по планете!" (подготовительная группа)
Цель: Продолжать знакомить детей с традициями русского народа, с историей возникновения праздника Нового года....