Итоговое занятие по теме "Зима"
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) на тему
Предварительный просмотр:
Тема: «Зима».
Цель: уточнить и систематизировать знания детей о зиме.
Задачи:
образовательные: закреплять у детей умения выделять существенные признаки зимнего периода, соотносить изменения в природе с жизнью растений, зверей и птиц, способами их приспособления;
обучающие: развивать доказательную речь, логическое мышление, воображение; продолжать формировать учебные навыки: умение внимательно слушать, отвечать на вопросы, дополнять.
воспитательные: воспитывать интерес к природному миру, стремление к его познанию, желание заботиться о природе.
Материал:
Мольберт, нарисованная березка, листочки желтые с заданием приклеенные к березке, магнитная доска, набор картинок на магнитах «Чей домик», тюль-покрывало со снежинками, кормушка, сапожок, пуховый платок, валенки.
Ход занятия.
Белый снег пушистый
В воздухе кружится
И на землю тихо
Падает, ложиться.
И под утро снегом
Поле забелело,
Точно пеленою
Всё его одело…
Ребята, о каком времени года я вам прочла стихотворение?(ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ)
А как вы догадались, что стихотворенье о зиме?
*Какое сейчас идёт время года?
*Какой сейчас идёт зимний месяц?
Первый месяц декабрь, в народе его называют «хмуренЬ»- хмурый, бессолнечный месяц, дни короткие, ночи длинные.
*Какой второй месяц зимы?
Второй месяц январь - лютует стужа, трещат морозы, а под ногами скрепит снег. В народе январь называют «лютовей».
*А, как называется третий месяц?
Третий месяц февраль - последний месяц зимы . Метели и вьюги наметают высокие сугробы, сильные ветры гонят по земле снежную позёмку. В старину февраль называли «снеговей».
В феврале день становится длиннее?
1
Ребята, а как вы думаете, что можно увидеть в лесу?
- Голые деревья.
-Высокие елки.
-Зайчика, лисичку, волка.
- Посмотрите, ребята, что это за дерево растёт (открывается занавес на мольберте - берёза)
-Береза.
-Вы правы, это берёзка, но она волшебная. А почему, как вы думаете? - На березе листочки висят золотые.
- Мы поможем берёзке сбросить листву, потому что она должна отдохнуть, но для этого нужно ответить на задания. Вы согласны березке помочь?
-Согласны.
(воспитатель отрывает листочек)
1 задание: «Назови зимнюю одежду»
-Ребята, а что нужно одеть из вещей, чтобы выйти на зимнюю прогулку?
-Одежду, обувь.
-Назовите предметы одежды зимней.
-Шуба.
-Пуховик.
-Комбинезон.
-Пальто.
-Теплые штаны.
-Свитер.
-Гамаши.
-Носки шерстяные.
-Колготки.
-Кофта вязаная.
-Варежки, перчатки .
-Молодцы. А сейчас прошу назвать обувь зимнюю.
-Угги.
-Бурки.
-Сапожки.
- Ботинки.
-Знакомство с обувью из старены – валенки.
-Замечательно. Назовите зимние предметы головного убора.
-Шапка меховая, платок, берет, шапка вязаная.
-Показ пухового платка.
2 задание: словесная игра «Доскажи словечко»
-Я начинаю читать предложение, а вы заканчиваете.
1. Заяц прыгает, а сова (летает)
2.Корова мычит, а собака лает.
2
3.У овцы ягнёнок, а у лошади (жеребёнок)
4. Медведь любит малину, а белка (орешки)
5. У зайца зайчата, а у лисы (лисята)
6. Пчёлы дают мёд, а корова (молоко)
7. Астры растут на клумбе, а кактусы (в горшке, комнатные)
8.Яблоко, груша - фрукты, а капуста, морковь (овощи)
9.У лисы лисёнок, а у медведицы (медвежонок)
Ребята, подойдите, посмотрите в окошко. (Дети встают). Я проснулась ранним утром, выглянула в окно и удивилась. Зимушка-зима, что же ты наделала?
Зима пришла с морозами и всё… – (заморозила).
Метель мела и все тропинки – (замела).
Река покрылась льдом и вся… – (заледенела).
Зима позвала вьюгу и всё… – (завьюжила).
Снежная пороша дорожки все…– (запорошила).
3 задание: «Мимическое упражнение»
-Сейчас, я буду читать вам строки о зиме, вы попробуйте определить какая это зима злая или добрая, т.е какое настроение они у вас вызывают грустное или весёлое.
«Вот – зима волшебница нарядила деревья и кусты в белые одежды, усыпала блёстками и серебром землю. Дышится легко и хорошо. (Радость),
«А вот сердитая зима – старуха заморозила птиц, людей и зверей, сковала реки льдами. (Грусть).
Хоть зима всё заморозила и замела, мы её не боимся и вместе пойдём на прогулку.
4 задание: Игра «Пойдём след в след»
(на полу разложены следы из картона)
По правилам игры один шагает по следам, а другой идёт за ним след в след.
5 задание: Игра «Снежок»
Воспитатель катит снежок каждому ребёнку по очереди и спрашивает:
- Снежок какой? (Хрупкий)
-Снежинка какая? (Белая, пушистая ,воздушная, сказочная, нежная ,колючая, резная)
-Сугроб какой? (Большой)
-Зима какая? (Красивая, холодная ,серебристая)
-Метель какая? ( Вьюжная)
-Сосулька какая? (Холодная, прозрачная)
-Иней какой? (Блестящий, серебристый)
-Снежная баба какая? (Большая)
-Снег какой? (Лёгкий, скрипучий, белый, холодный, мягкий, пушистый)
3
-Снежок какой? (Круглый, мягкий)
А, что можно сделать со снежными комочками? (Сугроб)
Воспитатель предлагает укрыть снежками корень дерева.
6 задание: Игра «Доскажи словечко».
Зимой все вокруг покрыто белым пушистым снегом.
Давайте поиграем со словом «снег».
(воспитатель читает стихотворение, а дети добавляют слова, связанные со словом «снег».)
«Тихо, тихо, как во сне,
Падает на землю ... (Снег.)
С неба всё скользят пушинки —
Серебристые ... (Снежинки.)
На дорожки, на лужок
Всё снижается ... (Снежок.)
Вот веселье для ребят —
Всё сильнее ... (Снегопад.)
Все бегут вперегонки,
Все хотят играть в ... (Снежки.)
Словно в белый пуховик
Нарядился ... (Снеговик.)
Рядом снежная фигурка —
Эта девочка — ... (Снегурка.)
На снегу-то, посмотри —
С красной грудкой ... (Снегири.)
Словно в сказке, как во сне,
Землю всю украсил ... (Снег.)»
7 задание: Чистоговорка «Зима»
Ок-ок-ок –выпал беленький снежок,
Ег-ег-ег – все засыпал белый снег.
Ки-ки-ки – любим мы играть в снежки.
Ры-ры-ры – качусь на саночках с горы.
Лю-лю-лю – зиму снежную люблю.
8 задание: «Как зимуют звери зимой»
Накинулась зима и на зверей, но не испугались они: у одних тёплые шубы, медведь в берлоге лапу сосёт, белка в дупле орешки грызёт. Да вот и они, сами о себе расскажут.
Медведь: Я зимой под вьюжный вой
Сплю в избушке снеговой.
Пусть мне во сне присниться мёд.
Проснусь, когда весна придёт.
4
Ёжик: Послушайте меня, детишки.
Зимой я тоже сплю как Мишка.
Я поохотился за лето:
Грибы искал, мышей ловил.
Мне нужно отдохнуть за это,
Устал я, выбился из сил.
Белка: Я, белочка к зиме старалась:
Меняла шубку запасалась,
Дупло листвою утеплила,
Чтоб зимой тепло мне было.
Зайка: К зиме я, Зайчик, полинял.
И цвет у шубки поменял.
Зимой быть серым не могу,
Меня заметят на снегу.
Волк: Я – серый Волк. Хожу я в стае.
Чтоб злым не быть, не голодать -
Рыщу, охочусь, не устану,
Зимой мне трудно пищу добывать.
Лиса: Я хитрая лиса плутовка.
Мой мех пушист, красив и тёпл.
Чтоб поживиться в зимний холод –
Брожу по лесу мимо сёл.
*Кто из животных спит зимой?
*Чем питается ёж?
*Как называют медведя, который зимой не спит?
(Звери, которые зимой спят, присаживаются на стульчики)
*Дети, посчитайте, сколько зверей осталось?
*Кто из зверей стоит первый, последний?
*Если уйдёт белочка, сколько зверей останется?
*Кто меняет шубку с оранжевую, на серую?
*Зачем белке хвост?
*Кто самый большой зверь?
*кто из животных бродит стаями?
*Кто враги у зайца?
*Каким животным живётся легче, диким или домашним? Почему?
9.задание: «Назови детенышей»
Дети находят детенышей по опорным картинкам:
Лиса - лисята
Волк – волчата
Белка - бельчата
5
Заяц – зайчата
Медведь – медвежата
10.задание.Игра – имитация «Кто как двигается?»
Заяц – прыгает
Медведь – идет вразвалочку
Лиса – крадётся
Белка – прыгает
Волк – рыщет.
11. задание: «Чей домик?»
-Ребята, посмотрите ветер, перемешал листочки с заданием, нам надо соединить животных с их домиком (детям предлагаются пазлы, с картинками животных и их жилищ).
-Скажи Даша, кто у тебя на картинке нарисован?
-Собака.-Какой домик у собаки?
-Конура.- Дима, а у тебя кто нарисован?
-Мышка.- И где же живет твоя мышка?
-В норке.- Светослав, кто нарисован на твоем пазле?
-Рыбка, она живет в аквариуме.- Какой домик у тебя Витя?
-Дупло. В нем живет белка.- Сережа у тебя кто нарисован?
-Клетка для попугая.-Спасибо, вы старались молодцы.
-Молодцы ребята, все старались ответить.
6
Тема: «Мой папа служил в армии»
Задачи:
• объяснить детям, что 23 февраля – праздник Российской Армии, день ее рождения, что воины охраняют нашу Родину, они сильные, смелые, ловкие.
• учить детей рассказывать о различных видах войск.
• воспитывать уважение к защитникам Отечества, гордость за русских воинов.
Словарь новых слов: граница, танкисты, моряки, пограничники, летчики.
Оборудование и материалы: картинки с военной техникой и военнослужащими различных родов войск, элементы военной формы, выставка фотографий "Мой папа служил в армии".
1. Чтение стихотворения С. Маршака “Февраль”:
- Дуют ветры в феврале,
Воют в трубах громко.
Змейкой мчится по земле
Легкая поземка.
Поднимаясь, мчатся в даль
Самолетов звенья,
Это празднует февраль
Армии рожденье.
Вопросы: О каком празднике говорится в стихотворении?
(23 февраля)
- А кто такие военные?
(Это воины, которые защищают свой народ, свою Родину, Отечество от врагов. Это армия.)
2.Рассматривание иллюстраций.
- Кого вы здесь видите?
(Если дети затрудняются с ответом, воспитатель помогает и разъясняет).
- Вы правильно всех назвали — это различные рода войск. А зачем нужно столько много родов войск?
(Лётчики защищают небо; пехотинцы – сушу; моряки и подводники – море).
- Правильно!
3.Беседа.
- Наши мальчики скоро вырастут и пойдут служить в армию. Давайте представим себе, что мы оказались в армии. Кто служит на танке?
(Если дети не знают, дать возможность им подумать, а затем воспитатель сам рассказывает, и показывает, используя иллюстрации).
(Танкист.)
- Кто служит на границе?
(Пограничник )
- Кто летает на вертолете?
(Вертолетчик.)
- Кто такой ракетчик?
(Кто служит в ракетных войсках)
- Как называется человек, прыгающий с парашютом?
(Парашютист)
- Как называется солдат, у которых нет военной техники?
(Пехотинец)
- Молодцы! А теперь мы с вами превратимся в солдат.
4.Физминутка «Мы солдаты»:
Мы солдаты, мы солдаты
Бодрым шагом мы идем.
В нашу армию, ребята,
Просто так не попадешь.
Нужно быть умелыми, сильными и смелыми.
5.Рассматривание выставки фотографий “Мой папа служил в Армии”.
- А сейчас посмотрите на фланелеграф. Здесь представлена выставка фотографий «Мой папа служил в Армии». Что вы знаете о службе ваших отцов?
(рассказы детей)
6. Изготовление рамок для фотографий.
- Молодцы, ребята! Вы принесли хорошие фотографии и рассказали интересные истории о службе ваших пап! А давайте приготовим подарки папам и дедушкам к празднику?
(изготовление рамок)
7. Итог непосредственной образовательной деятельности.
- Солдаты защищают нашу Родину! Родина – значит родная, как мама и папа. Родина – место, где мы родились, страна в которой мы живём. Родина у каждого человека одна. Много пословиц и поговорок сложил русский народ о Родине:
Нет земли краше, чем Родина наша!
Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей.
Одна у человека мать – одна и Родина!
- Все они учат нас добру, любви к Родине, умению её защищать от врагов.
-. А самое главное – любить своих близких, дружить с ребятами в детском саду, расти умными, сильными, здоровыми.
Итоговое занятие по теме «Зимующие птицы»
Цель: В результате использования проблемной ситуации обучения закрепить знания детей о зимующих птицах.
Задачи:
- Образовательная – обобщить знания детей о зимующих птицах, их повадках и способах выживания.
- Воспитательная – воспитать бережные заботливые отношения к птицам.
- Развивающая – развитие познавательный интерес к миру птиц; желание их оберегать.
Материал к занятию:
- Предметный ряд: цветные карандаши, пластилин, “силуэты” птиц, бросовый материал для изготовления кормушек, клей, экран, диапроектор, серия слайдов по теме занятия.
- Поэтический ряд: Загадки о птицах, стихи: Л. Татьяничевой “ Снегири” и З. Александровой “ Новая столовая”.
Продукт детской деятельности – кормушки для птиц.
Словарная работа: Закрепление активного словаря: птица, зима, холод, мороз, укутал, пережить.
Предварительная работа: Прогулки в парк и наблюдения за поведением зимующих птиц; наблюдения на участке д./сада за снегирями, сидящими на ветках яблони; изготовление кормушек для птиц родителями Артема И., Вики А. и размещение их во дворах своих домов; экскурсия во двор Вики А. с целью наблюдения за поведением птиц, их оперением.
Ход занятия
Воспитатель приглашает детей встать в круг в групповой комнате и послушать звон колокольчика. Дети слушают. Предлагает детям повторить звук колокольчика
Воспитатель:
Дили, дили
Дили, дили (4 раза)
Воспитатель продолжает стихи
Колокольчики будили
Всех зайчат и ежат
Всех ленивых медвежат
И воробышек проснулся
И галчонок встрепенулся……
Дети: Динь-день, динь-день.
В: Не проспите Новый день! Каких зверей разбудил колокольчик, о которых говорится в стихотворении? (Ответы детей.)
– Каких птиц разбудил колокольчик, о которых говорится в стихотворении? (Ответы детей.)
Воспитатель обращает внимание детей на экран, где изображена стайка воробьев, и предлагает детям ответить на вопросы.
– Как называют этих птиц?
Дети: Воробышки, воробьи, птицы, воробьишки.
Воспитатель: Какого цвета у них пёрышки?
Дети: Черненькие, коричневые, п стренькие, красивые, разноцветные.
Воспитатель: Ребята, пёрышки у птиц еще можно назвать словом “оперение”
Детям предлагается посмотреть видеоматериал с изображение птиц, зимующих в городе Красноярске, (синица, голубь, ворона, снегирь, сорока). Дети называют птиц. Воспитатель уточняет ответы детей
– Кто помогает птицам пережить холодную зиму в городе?
Дети: Люди, дети.
Затем детям демонстрируется изображение зимнего леса.
Воспитатель: В лесу сейчас снежно. Снег укутал землю белым пушистым одеялом. Сосны и ели оделись в тяжелые снеговые шубы. Все насекомые спрятались и спят. Тихо вокруг. Только беспокоится одна сорока – белобока.
(Детям демонстрируется слайд с изображением сороки.)
– Ребята, сорока – белобока птица необычная везде летает, много знает, и она рассказала мне о птицах, которые живут в лесу. Я их вам сейчас покажу.
(Демонстрируется материал с изображением клёста и кедровки.)
– А какое у них оперение? Чем отличается оперение у кл ста и кедровки?
Дети сравнивают и отвечают.
– Как выживают птицы холодной зимой в лесу?
Дети: Птицы сами находят себе корм.
– Питаются семечками от шишек, орехами.
– Белочка уронила орешку, а птицы нашли и съели.
– Питаются “ягодами” на деревьях.
– Птицам помогают лесники.
Воспитатель: А как помочь птицам, живущим и в городе и в лесу перезимовать?
Дети: Сделать кормушки.
Воспитатель предлагает детям распределиться по подгруппам и из подручных материалов изготовить кормушки для птиц, живущих в городе, и в лесу. Изготовленные кормушки предлагает выставить на подиум и определить какая кормушка каким птицам предназначена.
Р.S. Во время прогулки кормушки детей размещаются на участке д./сада, и дети наблюдают за поведением птиц.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспекты занятий Занятия по развитию речи Конспект итогового занятия по развитию речи «В гости к бабушке»
Конспекты занятийЗанятия по развитию речиКонспект итогового занятия по развитию речи «В гости к бабушке»...
Конспект итогового занятия по формированию элементарных математических представлений. Тема занятия: «У зайчика в гостях»
У Зайчика в гостях"...
Конспект занятия "Итоговое занятие о зиме"
Конспект занятия по познавательно-речевому развитию в средней группе на тему:: «Итоговое занятие о зиме»...
Занятие по математическому развитию «В гости к Бабе-Яге» контрольно-итоговое занятие в старшей группе.
Цель:Ø Закрепить названия геометрических фигур – многогранников (ромб, трапеция, пятиугольник и т.д.);Ø Развивать у детей настойчивость в достижении цели, умение сосредотачиваться, логическое мышление...
Конспект итогового занятия в первой младшей группе Итоговое занятие в первой младшей группе "Путешествие на поезде"
Конспект итогового занятия в первой младшей группеИтоговое занятие в первой младшей группе "Путешествие на поезде"...
Конспект итогового интегрированного занятия в подготовительной группе «Дорога в будущее» Конспект итогового занятия в подготовительной группе «Дорога в будущее»
Составила воспитатель: Попова СГ Цель: Закрепление знаний, умений и навыков воспитанников подготовительной группы.Задачи:1. Различать «звук», «слог», «слово», ...
Итоговое родительское собрание "Мы знаем, мы можем" (просмотр итогового занятия для родителей)
Итоговое интегрированное занятие в средней группе «Всё мы знаем и умеем»Тема: «Всё мы знаем и умеем»Цель: выявить уровень сформированности знаний и представлений дете...