Совместная деятельность по проекту "Эколята -дошколята"
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа) на тему
ПЛАН
игровых занятий, игр-экспериментирований, целевых прогулок, походов, трудовых и природоохранных акций, экологических акций, объединённых единой темой «Эколята-дошколята»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sovmestnaya_deyatelnost_po_proektu_ekolyata_-doshkolyata.docx | 87.23 КБ |
Предварительный просмотр:
ПЛАН
игровых занятий, игр-экспериментирований, целевых прогулок, походов, трудовых и природоохранных акций, экологических акций, объединённых единой темой «Сказочные эколята и эколята-дошколята»
Составитель:
Белова Е.В.
ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА (6-8 ЛЕТ)
Цель: создание в МБДОУ системы деятельности, направленной на формирование у дошкольников экологической культуры и культуры природолюбия.
Задачи:
1.Способствовать формированию у детей понимания собственной ответственности за состояние живой и неживой природы, воспитанию бережного и уважительного отношения к природе.
2. Обеспечить максимальные возможности для расширения кругозора дошкольников в области знаний и представлений о природе.
3. Развивать познавательные и творческие способности дошкольников через природоохранную деятельность.
4. Обеспечить активное сотрудничество субъектов образовательных отношений на основе природоохранной, познавательной и опытно-экспериментальной деятельности.
Рекомендуемые темы занятий по проекту «Эколята – Дошколята»: | Рекомендуемые темы занятий по учебному пособию «Азбука Природолюбия»: |
• «Природа вокруг нас»; | • Будь аккуратен с Природой |
Совместная образовательная деятельность,
объединённая единой темой «Сказочные Эколята и Эколята-дошколята»
СЕНТЯБРЬ
№ | Игровые занятия, игр-экспериментирования, целевые прогулки, походы, трудовые и природоохранные акций, экологические акции, чтение книг, выставки творческих работ. | Виды деятельности | Изменения в РППС |
1 | ИГРОВОЕ ЗАНЯТИЕ: «Природа вокруг нас (живое – неживое)» З: Способствовать расширению и обобщению представлений у дошкольников о связи живой и неживой природы; формировать представление о том, что в природе всё взаимосвязано; показать, что природа – гениальный конструктор, инженер; воспитывать желание сохранять и оберегать природу. | -Тихоня приносит корзинку с картинками и предлагает рассказать, что дети знают о происхождении этих предметов; -Рассматривание предметов природы изображённых на картинках: определить живой и неживой предмет, объяснить свой выбор; - Д/И: «Живое – неживое»; - Беседа «Для чего?» (объяснить значение предметов и необходимость его в природе); - Рисование одного любого предмета и рассказать о нём. - Эксперимент с распылителем воды и солнечным светом «Хотим увидеть радугу как летом» (на прогулке) | Картинки с предметами природы; д/и: «Живое – неживое» |
2 | ИГРОВОЕ ЗАНЯТИЕ: «Береги Природу» З: пояснить детям, что жизнь и здоровье человека зависит от того, как он умеет обращаться с природой; познакомить с правилами поведения в природе. | -Умница рассказывает историю про людей, которые отдыхали в лесу и не убрали за собой (обсуждение ситуации.) -ЧТЕНИЕ: «Вот на земле огромный дом» (см. приложение); -Повторить правила поведения на отдыхе в лесу. | Картинки (предметы сделанные человеком и природой) |
ЦЕЛЕВАЯ ПРОГУЛКА в овраг, «О каких открытиях и находках мы расскажем родителям?" З: расширять представления об изменениях в природе, учить замечать изменения в природе, умение видеть прекрасное. | -Ёлочка приглашает детей на прогулку в овраг и предлагает найти что-то интересное и рассказать о своей находке; -ЧТЕНИЕ стихотворения «Тундра милая моя» Ниязов Ефим; - Исследовательская деятельность: рассмотреть предметы через увеличительное стекло; собрать листья растений и цветов для гербария; - трудовая деятельность: собрать сухую листву и мусор; - Воспитатель задает детям вопросы. ♦Можно оставлять мусор ? (Нет.) ♦Что нужно делать с мусором? (Подобрать, сложить в пакет и вынести.)
| Фотоотчёт о прогулке | |
3 | ИГРОВОЕ ЗАНЯТИЕ: «Как мы можем «спасти» природу?» З: расширять представления у дошкольников о взаимосвязях в природе: состояние воздуха, влияние воды на жизнь животных и растений, влияние жизнедеятельности человека на природу. | - Шалун рассказывает детям о состоянии воздуха в городе и лесу; выявляем причины и предлагаем меры очищения воздуха;-ЧТЕНИЕ: «Прогулка по лесу» А. Богдарин(см. приложение);- Придумывание экологических знаков об охране окружающей среды от вредных факторов жизнедеятельности людей; -Опыт «Поймай воздух»
- Оформление выставки экознаков «Спасите природу». | Выставка экознаков «Спасите природу!» |
4 | ИГРОВОЕ ЗАНЯТИЕ: «Растения в нашей группе» З: Уточнять и расширять представления детей о комнатных растениях: существуют рядом, создают красоту и уют в комнате, человек за ними ухаживает; напомнить названия знакомых им растений, их строение, особенности размера, окраски. | -Ёлочка просит рассказать ей о растениях в группе (название, значение, уходе) и знакомит детей о жизни растений в лесу; -Д/И: «Опиши растение, а мы найдём его»; - Беседа по схеме: «Что делать, что бы комнатное растение росло здоровым?» | Схема: «Что делать, что бы комнатное растение росло здоровым?» |
ОКТЯБРЬ
№ | Игровые занятия, игр-экспериментирования, целевые прогулки, походы, трудовые и природоохранные акций, экологические акции, чтение книг, выставки творческих работ. | Примерные виды деятельности | Изменения в РППС |
1 | ИГРОВОЕ ЗАНЯТИЕ: «Почему так произошло?» З: устанавливать причинные связи между событиями. | -Эколята рассказывают детям о неприятностях которые могут происходить с животными в лесу по вине людей(1.Белка сидела на дереве и упустила шишку. 2.Ежик порезал лапку...) ; -ЧТЕНИЕ С. Михалков «Прогулка» | Картинки с изображением животных |
ЭКСКУРСИЯ в парк «Наша северная осень» З: Расширить представления детей о характерных признаках северной осени, самостоятельно находить их; уточнить представления детей об изменениях, происходящих осенью в жизни растений, устанавливать причинно-следственные связи; Воспитывать у детей интерес и любовь к природе родного края, ее красоте, пробуждать эстетические чувства. | - Тихоня расстроен тем, что в парке происходят странные вещи: листья с деревьев почти все облетели, трава засохла, кусты торчат, как палки. Неужели природа погибает? Принимается решение: совершить прогулку в осенний парк и все проверить на месте; - ЧТЕНИЕ «ОСЕНЬ» И. Мазин Что ни день – то резче ветер Рвет в лесу листву с ветвей… Что ни день – то раньше вечер, А светает все поздней. Медлит солнышко, как будто Подниматься силы нет… Потому и всходит утро Над землей почти в обед. -Д/И: «Небылицы» - Поговорки: «Осень идет, дождь за собою ведет», «От осени к лету – поворота нету», «Октябрь - грязник птиц провожает»; -Беседа: (Куда мы пришли? (в осенний парк) Какие изменения произошли в осеннем парке с прошлого посещения? Почему? (наступила осень.) Дети вспоминают, какая погода была летом, как выглядели растения. Отмечают изменения, которые произошли с растениями (многие отцвели, дали семена, засохли, потеряли листву, погибли и т. д.). Как называется явление, когда опадают листья? (листопад) На деревьях почти не осталось листьев, они лежат на земле, под деревьями. Они покоробились, и порывы ветра носят их по дорожкам сада. Но в природе ничего не происходит случайно: опавшие листья нужны растениям зимой и осенью – они образуют покров на земле, чтобы корни не промерзали, в них зимуют насекомые. А разлагаясь, они превращаются в прекрасное удобрение. Воспитатель предлагает походить по осеннему парку, рассмотреть деревья, кустарники, травянистые растения, отметить сходство и различия растений. - П/И: «Найди свой листок» З: развивать наблюдательность, двигательную активность. | Фотовыставка «Наша северная осень» | |
2 | ИГРОВОЕ ЗАНЯТИЕ: «Правила поведения в природе» З: расширить представления у детей о правильном поведении в природе и природосбережении. | - Шалун приглашает детей на выставку знаков «Правила поведения в природе» -ЧТЕНИЕ: "Мы в лесу всего лишь гости" (см. приложение) - Ситуации «Что дети сделали неправильно?»
| Выставка знаков «Правила поведения в природе» |
3 | ИГРОВОЕ ЗАНЯТИЕ: «О чём расскажет «Красная книга» З: формировать представления детей о значении и содержании «Красной книги», об исчезающих растениях и животных, воспитывать сопереживание и уважение к природе. Дать детям представление о том, что люди, плохо зная природу погубили много растений и животных, что в результате ухудшения экологической обстановки в природе дикие животные продолжают погибать на нашей планете. | -Умница показывает детям Красную книгу и рассказывает о ее предназначении, рассматривает с детьми иллюстрации, на которых изображены знакомые детям животные и растения. Многие красивые растения стали сегодня редкостью, многим животным грозит полное исчезновение с лица Земли, и поэтому эти растения и животные занесены в Красную книгу, хотя еще недавно они были широко распространены в природе. -вопросы:
-Оформление альбома «Их на земле так мало» из предложенных картинок. | Альбом «Их на земле так мало!» |
4 | ИГРОВОЕ ЗАНЯТИЕ: «Человек не может жить без природы» З: расширение кругозора дошкольников в области знаний и представлений о значении природы для жизни человека. | -Тихоня просит помочь придумать знаки о значении природы для человека (растение - чистое дыхание; чистая вода-жизнь для рыб, …) -Изготовление карточек-схем «Бережём природу». |
НОЯБРЬ
№ | Игровые занятия, игр-экспериментирования, целевые прогулки, походы, трудовые и природоохранные акций, экологические акции, чтение книг, выставки творческих работ. | Примерные виды деятельности | Изменения в РППС |
1 | ИГРОВОЕ ЗАНЯТИЕ: Поисковое игровое задание «Какие предметы помогают изучать природу?» З: развивать познавательно-исследовательскую деятельность. | - Эколята предлагают изучить природу с помощью микроскопа, лупы, пинцета (рассматривание и обследование предметов); -ЧТЕНИЕ: «Зелёный дом» (см. приложение); - составление коллекции исследователя природы. | В лабораторию поместить новые предметы обследования предметов и материалов |
2 | ИГРОВОЕ ЗАНЯТИЕ: «Кто где живёт, что где растёт?» З: обобщить знания о растениях и животных леса и тундры. | -Шалун предлагает поиграть в игру «Кто где живёт, что где растёт» З: обобщить знания о животных и растениях (месте их обитания); -ЧТЕНИЕ: Н. Павлова «Растения осенью» | |
3 | ИГРОВОЕ ЗАНЯТИЕ: «Что расскажет нам Тихоня?» З: познакомить детей с интересными фактами из жизни животных в осенне-зимний период. | - Тихоня рассказывает интересные факты из жизни животных леса, дети находят соответствующую картинку (меняют цвет шёрстки; клёст выводит птенцов зимой; у зайца самозатачивающиеся зубы; у медведицы малыши рождаются зимой очень маленькие, Идет зима, растут сугробы и снежный покров постепенно становится плотным. А тут еще пригревает солнце, ни на минуту не забывает о своей работе ветер. Иногда он налетает с юга и приносит оттепели, а когда после оттепели ударит мороз, то на снегу образуется твердая корочка — наст. В такое время многим животным тяжело передвигаться по снегу и добывать корм. Лоси, олени и козы острой коркой снега режут себе ноги, с трудом выкапывают из-под наста мох и листья. Зато зайчишке раздолье! Он по рыхлому снегу ходит, как в валенках, почти не проваливается, а по насту мчится, как по паркету. И никто не может за ним угнаться.); -ЧТЕНИЕ: Г. Скребицкий «На лесной полянке» | |
4 | ИГРОВОЕ ЗАНЯТИЕ: «Умница познакомит нас с явлениями природы в зимнее время года» З: Познакомить детей с природными явлениями зимнего времени года (туман, пурга, иней, снегопад, …), формировать интерес к познанию природы. | -Умница приносит картинки с разными явлениями зимнего времени года – дети называют и объясняют свой выбор; -беседа о том, как животные переносят перемены в природе (погоды); -Д/У: «Дорисуй животное» -ЧТЕНИЕ: В. Бианки «Холодно в лесу, голодно». | Дид/материал: «Явления природы» |
ЦЕЛЕВАЯ ПРОГУЛКА: «Почему снег бывает разный?» З: расширять представления о разном состоянии снега в зависимости от температуры; обобщить знания о значении снега для растений и животных. | - Эколята приглашают на прогулку в снежную сказку; -ЧТЕНИЕ: По утру вчера дождь В стекло окон стучал, Над землею туман Облаками вставал. ... В полдень дождь перестал, И, что белый пушок, На осеннюю грязь Начал падать снежок. Ночь прошла. Рассвело. Нет нигде облачка, Воздух легок и чист, И замерзла река. И. Никитин Воспитатель загадывает детям стихотворную загадку. С неба звезды падают, Лягут на поля. Пусть под ними скроется Черная земля. Много-много звездочек Тонких, как стекло; Звездочки холодные, А земле тепло! (Снежинки.) В народе говорят: «Снег, выпавший на зеленую листву, стаивает в ближайшие два-три дня», «Первый снежок — належек; первый прочный снег выпадает ночью». Третье свое дело завершает осень: раздев лес, сковав воду, прикрывает землю снежным покровом. Неуютно вокруг: исхлестанные дождями, голые, черные стоят деревья. На земле присыпанной снегом, все остановилось в росте. Но это еще не зима — предзимье. Еще нет-нет и выдается солнечный денек. И, ух ты, как обрадуется солнышку все живое! Глядишь, из-под корней вылезают комарики, мушки взлетает в воздух. Снег стаял... А ночью снова мороз ударит. Пока он еще невелик — а зевать не велит. Воспитатель задает детям вопросы.
♦Почему снег бывает рыхлый? Исследовательская деятельность Поймать снежинку на ладошку и рассмотреть ее с помощью увеличительного стекла, сравнить две снежинки. -Трудовая деятельность Утепление снегом корней деревьев. З: расширить представление о защитных свойствах снега. -П/И: «Раз, два, три — беги!»З: развивать быстроту бега, ловкость, слаженность коллективных действий, смекалку. Индивидуальная работа «Попади в обруч». З: упражнять в умении действовать по сигналу; упражнять в умении метать предметы в цель, развивать силу рук, |
ДЕКАБРЬ
№ | Игровые занятия, игр-экспериментирования, целевые прогулки, походы, трудовые и природоохранные акций, экологические акции, чтение книг, выставки творческих работ. | Примерные виды деятельности | Изменения в РППС |
1 | ИГРОВОЕ ЗАНЯТИЕ: «Я хочу разгадать твою тайну, природа» З: расширить представления о жизни животных в лесу, интересные факты; воспитывать бережное отношение к природе. | -Эколята рассказывают о тайнах природы (интересные моменты вылупления птенцов из скорлупы, рост грибов, как птицы делают себе гнёзда и т.д. -Показ материала на интерактивной доске «Тайны природы» | Изготовление кормушек для птиц в рамках акции «Кормушки для пичужки» |
2 | ИГРОВОЕ ЗАНЯТИЕ: «Ищем ошибки человека, которые ранят природу» З: помочь ребёнку осознать необходимость сохранения, охраны и спасения природы для выживания на земле самого человека; расширить представление детей об экологических законах; способствовать воспитанию милосердия и гуманного отношения к родной природе; формировать негативную нравственную оценку нарушений в сфере природы, негативное отношение к бездумному, безответственному отношению к природе. | -Умница показывает картинки, на которых изображена разная деятельность людей в природе и дети объясняют, какие ошибки допустили люди; - Д/И: «Если я приду в лесок». Я буду говорить свои действия, а вы отвечать, если я буду поступать хорошо, говорим «да», если плохо, то все вместе кричим «нет»! Если я приду в лесок и сорву ромашку (нет) Если съем я пирожок и выброшу бумажку? (нет) Если хлебушка кусок на пеньке оставлю? (да) Если ветку подвяжу, колышек подставлю (да) Если разведу костёр, а тушить не буду? (нет) Если сильно насорю и убрать забуду. (нет) Если мусор уберу, банку закопаю? (да) Я люблю свою природу, я ей помогаю! (да) | |
3 | ИГРОВОЕ ЗАНЯТИЕ: «Что нам расскажет Ёлочка о ёлках в лесу» З: расширить представления детей о хвойных растениях (ёлка – дом для животных и птиц леса, и почему нельзя срубать ёлки для праздника) | - слушание песни: «В лесу родилась ёлочка» -Ёлочка рассказывает как растёт ёлка из семян шишки (схема); -И/У: Зачем нужна ель обитателям леса» Ход: дети берут маску животного(принимают на себя роль) и рассказывают, для чего нужна ель этому животному; - Просмотр презентации «Ёлка для праздника» (Решение проблемы: как сохранить ель живой и уберечь её от вырубки; как встречать Новый год без ёлки) -ЧТЕНИЕ: стихотворение И. Токмаковой «Живи, ёлочка!» Мне ёлку купили! Мне ёлку купили! В лесу на опушке её не рубили! А сделали ёлку на добром заводе Хорошие дяди, весёлые тёти. Скорей приходите, скорей поглядите На ёлку из тонких серебряных нитей: Вся в хвое мохнатой Блестящей и пышной, Задень и она зазвенит еле слышно. А ёлка лесная осталась живая Стоит на опушке макушкой кивая. Кому? Никому! Просто ветру, метели, Такой же красивой не спиленной ели. | Выставка поделок из бросового материала «Новогодняя ёлка» |
4 | ИГРОВОЕ ЗАНЯТИЕ: «Экологические игры с Шалуном» З: познакомить с экологическими играми, расширить общий кругозор детей, способствовать развитию их творческих способностей. | - Д/И: «Придумай сам» З: видеть в различных предметах возможные заместители других предметов, годных для той или иной игры; формировать умение использовать один и тот же предмет в качестве заместителя других предметов и наоборот. Ход игры: Шалун предлагает выбрать каждому ребенку по одному предмету (кубик, шишка, листик, камешек, полоска бумаги, крышечка) и пофантазировать: «Как можно поиграть этими предметами?» Каждый ребенок называет предмет, на что он похож и как можно с ним поиграть. - Д/И: «Подбери нужное слово» З: развивать умение подбирать слова по смыслу. Ход игры: Шалун начинает произносить фразу, а детям предлагает ее закончить, подбирая соответствующие слова. «В аквариуме плавают... (рыбки). «Снег тает, потому что...» «Высоко на дубу сидит и каркает... (кто?)» (Ворона.) «На огороде вырос больной, зеленый... (огурец)» и т. д | |
ЦЕЛЕВАЯ ПРОГУЛКА: «Волшебная красота северной зимней природы» З: знакомить детей с природой в естественном состоянии; воспитывать у детей эмоциональную отзывчивость, умение видеть и понимать красоту природы, формировать эстетические чувства; развивать интерес к родной природе, желание больше узнать об особенностях своего края; формировать бережное отношение к природе, пробуждать желание охранять ее от разрушений, а при необходимости восстанавливать. | -Эколята приглашают на прогулку посмотреть на зимние красоты: Загадки про зиму: Снег на полях, Лёд на водах, Вьюга гуляет. Когда это бывает? (Зима) Укрыла землю пуховым одеялом, Сковала реки крепким льдом, Узоры на окне нарисовала Искристым белым серебром. (Зима) - ЧТЕНИЕ: Белым снегом все покрыло: И деревья и дома. Свищет ветер легкокрылый: «Здравствуй, зимушка-зима!» Г. Ладонщиков Ой ты, зимушка-краса! Побелила все леса, Горы снега намела, Нас кататься позвала. -Рассматриваем снег на участке (Как изменились деревья, кустарники и почему? Важно, чтобы дети поняли, что изменения вызваны уменьшением солнечного света сугробы, снег на деревьях, на крышах домов: как ложиться, на что похоже,…) -Опыт: Зимой много снега и льда. Что будет если мы поместим их в тепло В один стакан кладем лед, в другой — снег. Какой лед по цвету, на ощупь? Назовите его свойства. Какой снег по цвету, на ощупь? Назовите его свойства. Из чего состоят снег и лед? Теперь ставим оба стакана в теплое место, через время посмотрим, что стало со льдом и снегом. -Трудовая деятельность Расчистка дорожек и скамеек от снега. З: воспитывать желание помогать взрослым в уборке участка. -Д/И: «Кто больше?» З: упражнять в подборе определений к предметам и явлениям природы.. Какими словами можно сказать о зиме? Зима какая? (волшебная, сказочная, снежная, морозная, вьюжная, сверкающая, зима-волшебница, холодная, красивая и т.д.) П/И: «Зимняя олимпиада (игры –эстафеты) | Фото выставка «Мы и красавица Зима» |
ЯНВАРЬ
№ | Игровые занятия, игр-экспериментирования, целевые прогулки, походы, трудовые и природоохранные акций, экологические акции, чтение книг, выставки творческих работ. | Основные виды деятельности | Изменения в РППС |
1 | ИГРОВОЕ ЗАНЯТИЕ: ----------------------------------------- | ||
2 | ИГРОВОЕ ЗАНЯТИЕ: «Фантазируем с эколятами» З: развивать воображение и фантазию, придумывать истории о природных объектах. | -Тихоня предлагает пофантазировать: придумывать интересные истории про зверей и растения 4 - ТРИЗ: «О чём мечтает зайка зимой?» -«Придумываем свою книгу» рисуем по представлению свою историю ДОМА родители пишут историю , Затем оформляем детскую личную книжку-малышку. | |
3 | ИГРОВОЕ ЗАНЯТИЕ: . «Эколята расскажут о зимнем лесе» З: расширить представления о животных и растениях зимой в лесу. | - Эколята приносят фото зимнего леса; -ЧТЕНИЕ: Что за чудо — зимний лес, Сколько сказочных чудес! Сон иль явь передо мной? Вот берез роскошный ряд, Шали белые горят Серебром — а вот в сторонке В шубах елочки-девчонки. Ах, какая тишина, Бело-белая страна! М. Степанов -ЧТЕНИЕ: Г. Скребицкий «Четыре художника (зима)»; -Д/И: «Что когда бывает?» З: Сравнение характерных признаков зимнего леса и осеннего | |
4 | ИГРОВОЕ ЗАНЯТИЕ: «Что такое заповедник?» З: Познакомить детей с понятием - заповедник. Сформировать ответственное и бережное отношение к родной природе. Воспитывать чувство гордости, что на нашей родной земле люди берегут, охраняют заповедные места. Воспитывать экологическую культуру, прививать любовь к природе. | -Эколята показывают видеофильм «Заповедники республики Коми»; -ЧТЕНИЕ: С. Михалкова «Прогулка» (см. приложение) -Ситуации:1.Идут по лесу два мальчика. У дороги им повстречался ручеёк. Вода в нём мутная, грязная. Один мальчик решил привести ручеёк в порядок. Другой посмеялся над ним. И всё-таки первый мальчик очистил ручеёк, расчистил дно, убрал упавшие в него ветки. А потом сказал: - Пусть этот ручеёк будет служить и людям, и животным. А как бы вы поступили в этой ситуации? 2. Олег стоял у цветочной клумбы и бил прутиком по цветам. –Что ты делаешь? - спросила старушка. - Пчёл прогоняю. Они жалят цветы. Старушка улыбнулась, и что-то сказала Олегу. После этого Олег выбросил прутик, удивлённо пожав плечами. -А я и не знал об этом. Вопрос: Что сказала Олегу старушка? 3. Гуляя по лесу с родителями, Аня и Алёша увидели большой муравейник. -Давай посмотрим, что внутри муравейника,- сказал Алёша. -Давай,- с интересом ответила Аня. Дети взяли большую палку и начали ворошить муравейник. Увидев, чем заняты дети, мама подбежала к ним, забрала палку: -Если бы муравьи могли говорить, они бы сказали вам, что… Вопрос: Что сказали бы муравьи? Почему? Что муравьи санитары леса. Они очищают лес от мусора, уничтожают вредителей леса насекомых и их личинки, делают почву рыхлой. |
ФЕВРАЛЬ
№ | Игровые занятия, игр-экспериментирования, целевые прогулки, походы, трудовые и природоохранные акций, экологические акции, чтение книг, выставки творческих работ. | Основные виды деятельности | Изменения в РППС |
1 | ИГРОВОЕ ЗАНЯТИЕ: «Лес – наше богатство» З: Формировать знания о том, что растения - живые существа, которые дают нам кислород; познакомить с особенностями использования человеком лесных ресурсов и их восстановление; уточнить правила поведения в лесу. | -ЧТЕНИЕ: «Берегите лес, ребята!» О. Уральский; - Собрать макет «Лес» из предложенных картинок; - чтение пословиц и объяснить её содержание - Много леса – не губи, мало леса – береги, нет леса – посади. - Рощи да леса – всему краю краса. - Растения – земли украшения. - Люби лес, люби природу, будешь вечно мил народу. - Лес – богатство и краса, береги свои леса. - Враг природы тот, кто леса не бережет. - Д/У: «Назови одним словом» Белка, заяц, волк, лиса – это (дикие животные). Жук, пчела, бабочка, кузнечик – это (насекомые). Воробей, дятел, сова, ворона, грач – это (птицы). Береза, сосна, ель, рябина – это (деревья) | Картинки (животные, деревья, птицы) |
ЦЕЛЕВАЯ ПРОГУЛКА: «Наблюдаем за погодой и общаемся с природой» З: Упражнять в умении самостоятельно находить признаки зимы в окружающей природе; замечать изменения в природе, сравнивая погоду прошлых дней. | - Умница загадывает загадки о зимних явлениях природы и предлагают пообщаться с зимней природой на прогулке; Текло, текло и под стекло легло. (Вода.) Без рук, без ног, а в избу лезет. (Мороз.) Декабрь год кончает — зиму начинает. Теплая зима к холодному лету. Солнце летом греет, а зимой морозит. - Беседа Умница задаёт вопросы : Какая сегодня погода? Что можно рассказать о небе? Почему появляются на окне снежные узоры? Чем их рисует мороз? - Д/И: «Составляем предложения о погоде» -Исследования «Что такое сосулька и почему они растут?» Если сели на карниз, То растут все время вниз. (Сосульки.)
Сосулька — замерзшие капельки воды, превратившиеся в лед. Они образуются только с солнечной стороны дома. Почему? Снег подтаивает и стекает в капельки, которые не успевают упасть с крыши и замерзают.
Если появляются сосульки — это первый признак приближения весны. Капель — борьба весны с зимой. - Безопасность: «Почему нельзя есть сосульки и стоять возле здания зимой? -Творческая деятельность: в группе Нарисовать зимний пейзаж (по представлениям) и оформить выставку. -П/И: «Кто быстрее?» З:упражнять в беге, развивать быстроту, ловкость. | ||
2 | ИГРОВОЕ ЗАНЯТИЕ: Выставка стенгазеты «Эколята-дошколята за чистый мир». З: обобщить элементарные представления об источниках загрязнения воздуха, о значении чистого воздуха для нашего здоровья. | - С эколятами смотрим Презентацию «Как прекрасен этот мир» -Эколята предлагают нарисовать самые красивые места не планете и создать стен газету. | Выставка стенгазет «Эколята-дошколята за чистый мир». |
3 | ИГРОВОЕ ЗАНЯТИЕ: «Природа – твой друг! Значит, обижать ее нельзя!» З: воспитывать бережное отношение к природе и её обитателям, побуждать к правильному поведению в природе. | - Эколята предлагают рассказать о своих друзьях, и предлагают природу пригласить к себе в друзья; - Д/И: «Научите нас дружить» (из предложенных картинок выбрать только те, которые учат дружбе и доброте в общении с природой) - ЧТЕНИЕ: «Живой букварь» В. Орлов (см. приложение) | Разместить на доске картинки о дружбе |
4 | ИГРОВОЕ ЗАНЯТИЕ: «Не губи живое!» З: воспитывать у детей бережное отношение и сопереживание к окружающему. | -Ёлочка читает стихотворение и просит рассказать о нём свои впечатления; - ЧТЕНИЕ стихотворения Ивана Мазура «Не губи живое!» (см. приложение); -Д/И: «Что умеют делать звери?» З: расширять в сознании смысловое содержания слова; создавать самые разнообразные словесные сочетания. Ход игры: Дети превращаются в «зверей». Каждый должен рассказать, что он умеет делать, чем питается, как двигается. Рассказавший правильно, получает картинку с изображением животного. |
МАРТ
№ | Игровые занятия, игр-экспериментирования, целевые прогулки, походы, трудовые и природоохранные акций, экологические акции, чтение книг, выставки творческих работ. | Основные виды деятельности | Изменения в РППС |
1 | ИГРОВОЕ ЗАНЯТИЕ: «Давайте не только любить и уважать, но и беречь и защищать Природу» З: Воспитывать бережное отношение к природе, любить ее, защищать. | Д/И: «Стань юным другом природы» (рассматривая иллюстрации, дети находят то, что человек сделал неправильно и находят выход из ситуации); -ЧТЕНИЕ: В. Орлов «Нас в любое время года…» (см. приложение) | Иллюстрации с изображением ситуаций, где человек поступает неправильно. |
2 | ИГРОВОЕ ЗАНЯТИЕ: «Эколята расскажут нам о том, как звери, птицы и люди заботятся о своём лесе» З: расширить представления о профессии лесника, и о том, как звери и птицы заботятся о своём общем доме –лес. | -Эколята рассказывают о леснике и его работе; -ЧТЕНИЕ: стихотворения Л. Зеленовская «Лесник» -Работа с макетом «Лес» (расположить животных по своим зонам); -Раздать маски зверей и дети сами высказывают свои предположения от лица героя о том, как звери относятся к своему лесу (эколята дополняют высказывания детей) | |
3 | ИГРОВОЕ ЗАНЯТИЕ: «Что нельзя назвать природой?» З: упражнять в умении отличать природные объекты от искусственных, созданных человеком живую и неживую природу; дать детям представление о неразрывной связи человека с природой (человек – часть природы). | -Эколята интересуются, что не называют природой и почему? -Д/И: « Человек и природа» З: систематизировать знания детей о том, что создано человеком и что дает человеку природа. Игровые действия. Бросание и ловля мяча. Кто не может вспомнить, пропускает свой ход, ударяет мячом о пол, ловит его, а затем бросает водящему. Ход игры. Провожу с детьми беседу, в процессе которой уточняю их знания о том, что окружающие нас предметы или сделаны руками людей, или существуют в природе, и человек ими пользуется; например, лес, уголь, нефть, газ существуют в природе, а дома, заводы, транспорт создает человек. «Что сделано человеком?» - спрашиваю детей и бросаю мяч одному из них. После нескольких ответов детей задаю новый вопрос: «Что создано природой?» В ходе игры небольшая беседа о том, что человек использует природу для того, чтобы лучше жилось людям, и в то же время люди бережно относятся к природе: охраняют леса от пожаров, очищают пруды, озера и реки, охраняют животных и птиц | |
4 | ИГРОВОЕ ЗАНЯТИЕ: «Что такое природа и для чего её изучают?» З: формировать понятие о том, что при изучении природы человек больше узнаёт и рациональнее использует эти знания в своей жизни | -Беседа: Солнце, землю, песок, глину, камни, воду, облака, растения, животных — всё это называют одним словом — природа. Для чего же изучают природу? Знания о природе облегчают человеку жизнь. Пока люди не знали, как добывать металлы, они делали себе топоры, наконечники для стрел и другие предметы из камня. Когда узнали, из чего и как можно получать металлы, то научились делать из них ножи, топоры, пилы и всевозможные машины, которые значительно облегчали труд человека. Изучая природу, человек научился плавать по воде, ездить по земле и летать по воздуху. Знания о природе помогли запустить ракету на Луну. Люди узнали, из каких растений можно получить муку, из каких масло, из каких крупу, сахар, нитки. Когда люди изучили растения, они стали лучше обрабатывать для них землю, правильно ухаживать за ними и начали выращивать большие урожаи. Когда хорошо узнали животных, научились получать от них много молока, мяса, шерсти и других продуктов. Изучение природы помогает человеку использовать её богатства для улучшения своей жизни -Показ презентации «Как люди изучают природу» |
АПРЕЛЬ
№ | Игровые занятия, игр-экспериментирования, целевые прогулки, походы, трудовые и природоохранные акций, экологические акции, чтение книг, выставки творческих работ. | Основные виды деятельности | Изменения в РППС |
1 | ИГРОВОЕ ЗАНЯТИЕ: « В мире пернатых» З: Рассказать о том, как зимуют птицы в лесу и городе. Дать детям сведения о том, как помочь пернатым в трудное время для них время. Воспитывать желание заботиться о птицах. | -ЧТЕНИЕ: С. Городецкий «Весенняя песенка», - Исследовательская деятельность Рассмотреть следы птиц, сравнить их со следами вороны. Ответить, чем отличаются птицы от зверей? -Изготовление кормушек | Следы зверей и птиц, иллюстрации о разнообразии птиц на планете. |
2 | ИГРОВОЕ ЗАНЯТИЕ: «Кто больше всех радуется весне». З: Развивать интерес к родной природе, желание больше узнать об особенностях природы своего края. - Развивать бережное отношение ко всему живому; сопереживать вместе с природой ее радость и печаль; дать понятие о сезонных изменениях, происходящих в природе | -Эколята рассказывают о переменах, которые происходят в жизни птиц и животных с наступлением весны. -презентация «Весна наступила» | |
3 | ИГРОВОЕ ЗАНЯТИЕ: «Портреты Природы» З: развивать фантазию и воображение, придумывать и составлять портреты природы. | -Шалун спрашивает у детей, что такое портрет и просит нарисовать портрет природы. | Выставка работ «Портрет Природы» |
4 | ИГРОВОЕ ЗАНЯТИЕ: «Вода-жизнь для планеты» З: Уточнить представления о том, как вода влияет на жизнь и здоровье человека, кому вода – дом родной. Воспитывать бережное отношение к воде, осознания необходимости беречь её как источнику жизни на земле. | -ЧТЕНИЕ: Вы слыхали о воде? Говорят, она везде! В луже, в море, в океане И в водопроводном кране. Как сосулька, замерзает, В лес туманом заползает. На плите у нас кипит. Паром чайника шипит, Без нее нам не умыться, Не наесться, не напиться! Смею вам я доложить: Без воды нам не прожить! -Загадки о воде 1. Меня ждут, не дождутся, 2. Над тобой и надо мной 3. С неба — звездой, 4. Висит за окошком кулёк ледяной, 5. Сам вода, а по воде плавает./Лёд/ 6. Утром бусы засверкали, 7. Кругом вода, а с питьём беда./Море/ -опыт «Может ли растение без воды» (одно растение поливаем , другое оставляем на несколько дней без воды: зарисовка в журнал наблюдений. |
МАЙ
№ | Игровые занятия, игр-экспериментирования, целевые прогулки, походы, трудовые и природоохранные акций, экологические акции, чтение книг, выставки творческих работ. | Основные виды деятельности | Изменения в РППС |
1 | ИГРОВОЕ ЗАНЯТИЕ: «Что нам расскажут Эколята о значении солнца в природе» З: расширить представления о том, что весной солнце начинает светить ярче и чаще, поэтому становится теплее и как оно влияет на природу. | -ЧТЕНИЕ «Солнце отдыхает» Ю. Марцинкявичюс Раньше всех на свете солнце встало, А как встало - принялось за дело: Обошло всю землю. И устало, Отдыхать за темным лесом село. Если вдруг найдешь его в лесу ты, Там, где на траве туман и сырость, Не буди: у солнца сон - минуты, Не шуми: весь день оно трудилось. - Эколята рассказывают о том, как солнце влияет на природу ( растут растения, бабочка сушит крылышки, ; Загадки. Бродит одиноко огненное око, Всюду, где бывает, взглядом согревает. (Солнце.) На тарелке колобок - золотой горячий бок. А тарелка голубая - не видать конца и края. (Солнце и небо.) - Опыт «Свойства солнечных лучей». З: опытным путем показать свойства солнечных лучей. Ход опыта: В солнечный день на прогулке намочить резиновые мячи, положить на солнце и понаблюдать, как они будут высыхать. Предложить потрогать стенки дома на солнечной стороне и на теневой. Спросить, почему в тени стена холодная, а на солнце теплая. Предложить подставить ладошки солнышку, почувствовать, как они нагреваются. | |
2 | ИГРОВОЕ ЗАНЯТИЕ: «Четыре закона природы» З: расширить представление детей об экологических законах, побуждать детей к участию в природоохранных мероприятиях, к пропаганде экологических идей. | Четыре закона экологии: 1. Всё связано со всем. 2. Всё должно куда-то деваться. 3. Ничто не даётся даром. 4. Природа знает лучше Природа очень жестоко наказывает тех, кто не выполняет её законов. Первый закон: «Всё связано со всем» (если истребить насекомых – исчезнут птицы, вырубить лес-? Высушить реки -? И т.д.) Второй закон гласит: «Всё должно куда-то деваться». Ничто не исчезает бесследно, в том числе и мусор, который закапывают или сжигают. Из одного вещества возникает другое, при этом отравляется воздух, меняется климат, болеют люди. Третий закон: «Ничто не даётся даром». Всё, что мы выиграли, взяв у природы, она заберёт у нас другими путями. Уничтожили воробьёв – вредители съели весь урожай, отстреляли хищных птиц – исчезли куропатки. За всё приходится платить. Четвёртый закон: «Природа знает лучше». Человек, самонадеянно желая «улучшить» природу, нарушает ход естественных процессов. У природы нет никаких отходов: для любого органического вещества в природе существует фермент, способный это вещество разложить. Ну а человек создал и продолжает создавать громадное число химических веществ и материалов, которые попадая в природную среду, не разлагаются, накапливаются и загрязняют её. Экологическая культура заключается в том, чтобы знать и выполнять эти законы | |
3 | ИГРОВОЕ ЗАНЯТИЕ: «У мусора есть дом» З: познакомить детей с проблемами загрязнения окружающей среды мусором; сформировать навыки экологически грамотного поведения: почему и как нужно убирать мусор в городе, лесу, на реке. Познакомить с понятием «твердые отходы» и процессом их переработки, закрепить понятие «пищевые отходы»; воспитывать гуманное отношение к природе, чувство ответственности за все живое. | - Эколята рассказывают о проблемах загрязнения мусором; -Опыт: закопаем в землю пластиковую бутылку, огрызок яблока и апельсиновую кожуру, бумагу и фантики от конфет. Давайте подумаем, какой же мусор самый вредный и опасный? -ТРИЗ: «Что будет если…?» | Иллюстрации о загрязнении природы. |
4 | ИГРОВОЕ ЗАНЯТИЕ: «Пишем письмо природе» З: Формировать осознанное отношение к природе и понятие об участии человека в сохранении природы и ее богатств; воспитывать любовь к природе, умение беречь и сохранять ее. | -Вместе с Эколятами слушаем звуки природы (пение птиц, явления природы, звуки животных. -Д/И: «На что похоже». (Вертолет на кого похож – на стрекозу, подводная лодка – на кита, автомобиль – на лошадь, самолет – на птицу.) -Пишем письмо природе» (обещаем соблюдать все правила поведения в природе и научить тех, кто об них не знает. | Помешаем письмо с зарисовками на стенд. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект совместной деятельности по разделу: “Ребенок в мире изобразительного искусства” Образовательной программы “Детство” В 1 младшей группе. Тема: “День рожденье куклы Кати”. Конспект совместной деятельности по разделу: “Ребенок в мире изобразительно
Выполнен: Кузнецовой М.Е. Программное содержание: 1. Формировать простейшие приемы изобразительной деятельности, осваивая разнообразные техники работы (щетинная...
Организация совместной и самостоятельной деятельности по конструированию из природного материала: планирование совместной деятельности с детьми 3 – 7 лет, алгоритмы самостоятельной деятельности для детей 5 – 7 лет
В педагогическом опыте представлен перспективно-тематический план совместной деятельности по конструированию из природного материала по всем возрастным группам. Для самостоятельной деятельности -...
План конспект совместной деятельности педагога и воспитанника. Тема совместной деятельности: «Планета друзей ». Группа: старшая логопедическая. Направление развития: физическое
Конспект итогового занятия для детей 5-7 лет. Дети на протяжении всего занятия закрепляют умения и навыки. легко и точно выполняют движения, ориентируются в пространстве. Развивается мелкая моторика. ...
«Совместная деятельность воспитателя с детьми на май. Самостоятельная деятельность детей на май» (приложение к статье «Планирование совместной организованной деятельности на май (подготовительная группа)")
Данный материал является приложением к ранее опубликованной статье "Планирование совместной организованной деятельности на май (подготовительная группа)". В данной статье представлен практический мате...
Конспект совместной деятельности с детьми старшего возраста "Эколята-дошколята"
Конспект совместной деятельности с детьми старшего возраста «Эколята-дошколята»Цель. Формирование экологически грамотного отношения дошкольников к ...
План совместной деятельности педагога с детьми по экологии "Эколята - дошколята"
План совместной деятельности педагога с детьми по экологии "Эколята - дошколята"...
Конспект совместной деятельности по проекту "Эколята - дошколята"
Познакомить с экологическими играми,расширять общий кругозор детей, развивать их творческие способности.Воспитывать бережное отношение к окружающему миру....