Влияние прогулки на умственное и физическое развитие детей
консультация по окружающему миру на тему
Как правильно организованная воспитателем прогулка влияет на развитие дошкольника как физически, так и умственно.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vliyanie_progulki_na_umstvennoe_i_fizicheskoe_razvitie_detey.docx | 20.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Влияние прогулки на умственное и физическое развитие детей.
Консультация для воспитателей.
Прогулка является одним из важнейших факторов, способствующих закаливанию и укреплению здоровья детей.
На прогулке дети получают впечатления об окружающем, многообразии форм, звуков и красок, развивается зрительное и слуховое восприятие детей.
Правильная организация прогулки во многом зависит от подготовленности воспитателя, от его активности.
При планировании и проведении прогулок, всегда нужно помнить о том, что на прогулке всегда должны проводиться наблюдения за живой и неживой природой, подвижные игры большой и малой активности, упражнения в основных видах, труд индивидуальный и коллективный, спортивные развлечения, быть в наличии материалы для сюжетно-ролевых игр, проводиться индивидуальная работа с детьми. Планирование содержания прогулок зависит от времени года, погоды, возраста детей, интересов, предшествующих занятий.
Что можно наблюдать и о чём говорить с детьми во время прогулок? На прогулках нужно знакомить детей с большим разнообразием сезонных явлений, нужно обобщать и накапливать знания детей о признаках времен года. Наблюдение проводится ежедневно, следует показать некоторую последовательность в изменениях природы. Приучать самим, подмечать эти изменения.
У каждого времени года своя красота, необходимо дать детям почувствовать её. Нужно приучать следить за погодой, связывая наблюдения с личным опытом детей и их деятельностью. Как надо одеваться на прогулки в зависимости от погоды? Какие взять игрушки? Сначала можно по разным признакам определить, какая погода, а потом надо дать детям самостоятельное задание: определить ясно или пасмурно, тихо или ветрено, тепло или морозно. Нужно не просто перечислить признаки погоды, а дать детям возможность объяснить самим, с чем это связано, или объяснить воспитателю, если дети затрудняются. Что бывает в ветреную погоду? По каким признакам можно узнать, что на улице ветер? (ветер гонит облака поднимает с земли снег, раскачивает деревья, кусты, хлопает дверями и так далее). Если и на следующий день погода ветреная, можно с детьми определить силу ветра, и в какую сторону он дует.
Очень интересно можно проводить наблюдения за солнцем. Казалось бы, о чем можно говорить: светит солнце и всё. Надо дать детям понять, что вся жизнь на земле зависит от солнца, от его движения, от его высоты, например, зависит длина дня. Чем выше солнце поднимается над горизонтом, тем длиннее становится день. Осенью солнце не поднимается высоко, поэтому и день короткий. Дети с интересом наблюдают за солнцем. Сколько радости у детей, когда кончается полярная ночь и над горизонтом появляется солнце. Нужно показать зависимость движения солнца от температуры воздуха. Чем выше поднимается солнце, тем воздух становится теплее. Особенно это ясно видно весной. Днём всё тает, а к вечеру солнце опускается и не греет, всё замерзает, за ночь вырастают сосульки.
Дети должны сравнивать, выделять причины изменений и объяснять их. Для этого следует задавать детям как можно больше вопросов такого характера: почему солнце светит мало? Почему не поют птицы? Почему идет снег? Почему снег тает? Почему снег скрипит под ногами? Почему снег рассыпчатый (липкий)? Почему погода морозная, ясная, теплая, сухая и так далее.
Все эти вопросы дает возможность детям не просто перечислять явление природы, а способствуют умственному воспитанию детей, умению понимать и объяснять связи между явлением природы (снег рассыпчатый, потому что морозно). Детям интересно узнать и о свойствах снега, не только из чего он состоит, что из него можно лепить и когда, а и о том, что в зависимости от погоды снег бывает разный. В тёплый день снег падает большими крупными хлопьями, а в морозный день он легкий, снежинки вьются в воздухе, похожи на звездочки. Если мороз слабый, снег падает в форме крупы. Познакомившись поближе со снежинками, можно детям объяснить, почему снег скрипит под ногами. Детям интересно будет узнать, что лёд и вода, это одни и те же вещества, только находятся они в различных состояниях. Лёд ─ тверд и хрупок, его можно колоть, он бывает разной формы. Вода не имеет своей формы, принимает форму того сосуда, где находится. Лёд и вода прозрачные. Конечно, не сразу нужно сообщать детям все подробности. Всё это делается постепенно, подводя детей к пониманию всего этого. Большую помощь в наблюдениях оказывает воспитателю художественное слово: стихи, пословицы, загадки, поговорки, приметы. На прогулках можно закреплять содержание стихов, которые дети учили на занятиях. Наблюдая за снегом, прочитать стихотворение
И. Сурикова «Зима», С. Маршака «январь», «февраль» и другие.
Используя стихи о разных сезонных явлениях, воспитатель не только может обогатить словарь детей, но и привить любовь к природе, интерес к наблюдениям. А загадки вызовут у детей интерес к наблюдаемому предмету. Следует проводить наблюдения не только в неживой природе, но и в живой. Детям интересно знать; почему многие птицы улетают осенью в теплые страны, почему исчезают на зиму все насекомые… Интересны наблюдения за трудом взрослых. Можно проводить целые прогулки, наблюдая за транспортом, за строительством дома, за работой дворника. Можно сравнить работу дворника и снегоуборочной машины (полезна ли это машина, кого она заменяет, сколько человек она может заменить, сколько человек ею управляют…)
Все наблюдения расширяют и обогащают знания детей об окружающем мире не только на занятии, но и во время проведения прогулок. Проводя наблюдение в природе, воспитатель должен думать о всестороннем развитии детей. Прогулки помогают любить родную природу. В общении с природой формируются лучшие нравственные качества, проявляется привязанность к родным местам, чуткость, отзывчивость, доброе отношение ко всему живому.
Основной частью прогулки являются подвижные игры. На участке можно проводить игры, разучивать новые. Игры должны носить соответствующую возрасту детей нагрузку. Но нужно следить, чтобы дети не перегревались, не потели. Игры нужно подбирать такие, в которых дети упражняются в основных видах движений: бег с увёртыванием, прыжках, лазанье. Чтобы заинтересовать детей, нужно выносить на прогулку атрибуты для игр.
Игры на участке детского сада дают больше возможностей воспитателю усовершенствовать движения детей, работать индивидуально с отдельными детьми. Детям нравятся подвижные игры на участке, так как есть возможность понаблюдать, больше побегать и естественно пошуметь. Дети очень любят игры-развлечения, спортивные праздники, проводимые в детском саду. Старшие дети достаточно хорошо овладевает основными движениями, могут критически оценивать свои усилия и достижения товарищей, с удовольствием принимают участие в игровых заданиях и могут сами придумывать интересные игры и упражнения с разными предметами.
При проведении прогулок, воспитателю нужно продумывать выносной материал, учитывая время года, погоду и интересы детей. Нередко желание играть вызывает одни только вид спортивного пособия. Если каждый раз на участок выносить одни и те же предметы, дети привыкают к ним и двигательная активность снижается. Проводя спортивные праздники, игры-развлечения, подвижные игры, воспитатель должен думать и о том, какую нагрузку дать детям. Ловким, быстрым, подвижным детям дать более сложные задания. Слабых, малоподвижных детей - привлечь для игр, где они могут проявить не только свои способности, но и усовершенствовать свои движения. Дети любят кататься на санках, лыжах. Чтобы было интереснее, можно давать такие задания: во время спуска поднять предмет, спуск с поворотом, проехать в ворота, бросить снежком в цель и так далее. Хорошо проводить игры малой подвижности. Такие игры успокаивают детей, доставляют им удовольствие, создают радостное настроение. Это «День и ночь», «Затейники», «Море волнуется», «Кто позвал», «Кого не стало», «Где спрятано» и так далее.
Основные виды движений можно закреплять не только в играх, но и в специальных упражнениях. Здесь предоставляется большая возможность поработать с детьми, которые плохо выполняют основные виды движений на занятиях, а также закрепить со всеми детьми то или иное упражнения. Зимой можно построить валы, через которые можно закреплять прыжки в длину и в высоту, с разбега и с места. Для метания можно выносить большие и маленькие мячики, зимой используя снежки, ставить щиты для метания. Осенью, весной и летом можно учить прыгать детей не только через короткую скакалку, но и длинную.
Воспитателю нужно умело использовать атрибуты и пособия на прогулках, чтобы закрепить то или иное движение.
Немаловажное значение имеет на прогулке и труд детей в природе: уход за деревьями, очистка участка от снега, постройка из снега различных сооружений. Труд в сочетании с наблюдениями обогащает детей знаниями о растениях, о животных, о людях, преобразующих природу, об использовании её богатств человеком.
Хорошо продуманная прогулка способствует развитию у них наблюдательности, речи, мышления, воспитывает любовь к родному краю, прививает трудовые навыки и хорошо укрепляет организм детей, является важнейшим фактором физического и интеллектуального развития детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Влияние моделирования на умственное и речевое развитие детей с общим недоразвитием речи.
В данной статье представлено обоснование значимости влияния моделирования на умственное и речевое развитие детей с общим недоразвитием речи. Предлагаю конкретные методы и приемы работы с детьми по это...
Влияние игр с мячом на физическое развитие детей младшего дошкольного возраста.
Для ребенка мяч – это предмет увлечения с первых лет жизни. Ребенок не просто играет в мяч, а варьирует им: берет, переносит, кладет, бросает, катает, ловит и т.п., что развивает его эмоционально и фи...
Проект "Домашние животные"в группе для детей со сложными дефектами умственного и физического развития.
В данном материале представлен опыт проектной деятельности в группе для детей со сложными дефектами в умственном и физическом развитии. Эта работа будет полезна воспитателям, учителям-логопедам, учите...
План по работе с родителями и детьми на тему: «Создание системы работы по духовному и нравственному воспитанию» в группе для детей со сложными дефектами умственного и физического развития 2013-2014 (2014-2015) учебный год
В данном материале представлен перспективный план по работе с родителями и детьми на учебный год по теме: "Создание системы работы по духовному и нравственному воспитанию" в группе для детей со ...
Презентация "Прогулка как основной компонент физического развития детей дошкольного возраста в зимний период."
Прогулка является основным компонентом физического развития детей дошкольного возраста в зимний период. Дети получают возможность проявить большую активность, самостоятельность и инициативу в действия...
Статья " Влияние беседы на умственное и речевое развитие детей".
В статье раскрывается значение беседы для умственного и речевого развития детей. Приводятся примеры вопросов, используемых во время проведения беседы с детьми....
Родительское собрание на тему "Сенсорика- как средство развития умственных и физических способностей детей раннего возраста»
Конспект проведения родительского собрания...