Проект в ДОУ "Современные подходы к детскому экспериментированию как средству специфически детской деятельности"
проект по окружающему миру (средняя группа) на тему
На современном этапе развития дошкольного образования проблеме познавательного развития дошкольников уделяется большое внимание, что в свою очередь требует особого отношения к данной проблеме. Одним из эффектных методов познания закономерностей и явлений окружающего мира является экспериментальная деятельность. Метод экспериментирования, как специально организованная деятельность, способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста, способствует формированию у детей познавательного интереса, развивает наблюдательность и мыслительную деятельность. Чем разнообразнее и интенсивнее экспериментальная деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt.doc | 174.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ «Детский сад присмотра и оздоровления
№ 60 «Дружная семейка» г. Альметьевска» РТ
ПРОЕКТ
ТЕМА
Современные подходы к детскому экспериментированию как средству специфически детской деятельности
Автор проекта
Архипова Регина Ивановна, воспитатель, МБДОУ "Детский сад присмотра и оздоровления № 60 "Дружная семейка" г. Альметьевска"
Альметьевск, 2017г.
Введение
Постановка проблемы На современном этапе развития дошкольного образования проблеме познавательного развития дошкольников уделяется большое внимание, что в свою очередь требует особого отношения к данной проблеме. В настоящее время в системе дошкольного образования формируются и успешно применяются новейшие разработки, технологии, методики, которые позволяют поднять уровень дошкольного образования на более высокую и качественную ступень. ФГОС ДО в качестве одного из основных принципов дошкольного образования рассматривает "...формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности"...[3, гл.1, п.1.4]. Согласно ФГОС ДО "...Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), "...[3, гл.2, п.2.6].
Одним из эффектных методов познания закономерностей и явлений окружающего мира является экспериментальная деятельность. Метод экспериментирования, как специально организованная деятельность, способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста, способствует формированию у детей познавательного интереса, развивает наблюдательность и мыслительную деятельность. Чем разнообразнее и интенсивнее экспериментальная деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.
В детском саду экспериментирование является тем методом обучения, который позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях и опытах. Главное достоинство метода эксперимента заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания.
Известно, что ознакомление с каким-либо предметом или явлением дает наиболее оптимальный результат, если оно носит действенный характер.
Экспериментальная деятельность дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами окружающей среды. Всё потому, что детям дошкольного возраста присуще наглядно–действенное и наглядно – образное мышление, а экспериментирование, как никакой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он – ведущий, а в первые три года – практически единственный способ познания мира. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок. Тем быстрее и полноценнее он развивается.
Экспериментальная работа развивает у детей познавательную активность, появляется интерес к поисково-исследовательской деятельности, стимулирует их к получению новых знаний. Расширяется кругозор, в частности обогащаются знания о природе, о взаимосвязях, происходящих в ней; о свойствах различных материалов, о применении их человеком в своей деятельности.
Новые знания усваиваются прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Вот на этом и основано активное внедрение детского экспериментирования в практику дошкольного образования.
Создается проблемная ситуация, решить которую ребенок сможет, если привлечет свой опыт, установит в нем иные связи, овладевая при этом новыми знаниями и умениями.
Актуальность разработки рабочей программы проекта по детскому экспериментированию обоснована:
1. Федеральным законом от 29.12.2013 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
2. Приказ МОиН РФ «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» от 17 октября 2013 г. № 1155
3. Стратегией развития воспитания в РФ на период до 2025 года
4. Конвенций ООН о правах ребенка
5. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 г. № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1. 3049-13 «Санитарно – эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организации»
6. Примерной общеобразовательной программой "От рождения до школы" под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой
7. Уставом МБДОУ “Детский сад присмотра и оздоровления № 60 “Дружная семейка” г. Альметьевска” РТ
Убедившись в актуальности данной проблемы на современном этапе, выделим основные характеристики детского экспериментирования:
- Детское экспериментирование — особая форма поисковой деятельности, в которой наиболее ярко выражены процессы: целеобразования, процессы возникновения и развития новых мотивов личности, лежащих в основе самодвижения, саморазвития.
- В детском экспериментировании наиболее мощно проявляется собственная активность детей, направленная на получение новых сведений, новых знаний (познавательная форма экспериментирования), на получение продуктов детского творчества — новых построек, рисунков, сказок (продуктивная форма экспериментирования).
- Детское экспериментирование — стержень любого процесса детского творчества. В процессе детского экспериментирования ребенок выступает как субъект, самостоятельно строит собственную деятельность, проявляет активность, которая к старшему дошкольному возрасту заметно нарастает.
- Деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, все виды деятельности, в том числе и игровую. В рамках исследовательского подхода обучение идет с: опорой на непосредственный опыт ребенка; на его расширение в ходе поисковой, исследовательской деятельности, активного освоения мира.
Цель проекта
изучить нормативно-правовую и научно-методическую литературу, обосновать методически и разработать для практической реализации проект методических рекомендаций по определению современных подходов к детскому экспериментированию как средству специфически детской деятельности.
Задачи проекта:
1. Сбор необходимого научно-методического материала;
2. Анализ содержания нормативно-правовых документов;
3. Подбор методик диагностик для определения эффективности проекта;
4. Определение критерий к результативности;
5. Разработка плана мероприятий;
6. Обозначение сроков реализации;
7. Подведение итогов, обобщение.
Целевая группа проекта воспитанники средней группы МБДОУ “Детский сад присмотра и оздоровления № 60 “Дружная семейка” г. Альметьевска” РТ
Срок реализации проекта февраль - апрель 2017 года
Место реализации проекта МБДОУ “Детский сад присмотра и оздоровления № 60 “Дружная семейка” г. Альметьевска” РТ
Этапы реализации проекта
1. Организационный (вводный): 20.02. - 03.03. 2017г.
Сбор необходимого научно-методического материала: изучение нормативно-правовых документов; анализ содержания нормативно-правовых документов; разработка проекта; составление плана мероприятий.
2. Основной: март 2017г.
Реализация содержания проекта, выполнение плана мероприятий.
3. Заключительный: апрель 2017г.
Подведение итогов, определение эффективности проекта, корректировка плана на будущее.
Основное содержание проекта
План мероприятий по реализации проекта
№ | Наименование мероприятия | Место проведения | Срок проведения | Ответственный |
1 | Изучение нормативно-правовых документов | ПМЦПК и ППРО КФУ | 20.02.-03.03.2017г. | Воспитатели Архипова Р.И. Никифорова Н.Д. |
2 | Анализ содержания нормативно-правовых документов | ПМЦПК и ППРО КФУ | 20.02.-03.03.2017г. | Воспитатели Архипова Р.И. Никифорова Н.Д. |
3 | Сбор необходимого научно-методического материала | ПМЦПК и ППРО КФУ | 20.02.-03.03.2017г. | Воспитатели Архипова Р.И. Никифорова Н.Д. |
4 | Разработка плана мероприятий | ПМЦПК и ППРО КФУ | 20.02.-03.03.2017г. | Воспитатели Архипова Р.И. Никифорова Н.Д. |
5 | Обозначение сроков реализаций | ПМЦПК и ППРО КФУ | 20.02.-03.03.2017г. | Воспитатели Архипова Р.И. Никифорова Н.Д. |
6 | Консультация для родителей «Экспериментальная деятельность с дошкольниками дома» | МБДОУ “Д/с № 60 “Дружная семейка” г. Альметьевска” РТ | Март 2017г. | Воспитатели Архипова Р.И. Никифорова Н.Д. |
7 | Создание странички для родителей на сайте детского сада «Опыты дома» | МБДОУ “Д/с № 60 “Дружная семейка” г. Альметьевска” РТ | Март 2017г. | Воспитатели Архипова Р.И. Никифорова Н.Д. |
8 | Создание экспериментальной лаборатории в группе. | МБДОУ “Д/с № 60 “Дружная семейка” г. Альметьевска” РТ | Март 2017г. | Воспитатели Архипова Р.И. Никифорова Н.Д. |
9 | Создание картотеки художественной литературы о воздухе (подбор рассказов, стихотворений, сценок, пословиц, поговорок, частушек, скороговорок). | МБДОУ “Д/с № 60 “Дружная семейка” г. Альметьевска” РТ | Март 2017г. | Воспитатели Архипова Р.И. Никифорова Н.Д. |
10 | Создание картотеки «Опыты с воздухом» | МБДОУ “Д/с № 60 “Дружная семейка” г. Альметьевска” РТ | Март 2017г. | Воспитатели Архипова Р.И. Никифорова Н.Д. |
11 | Наблюдение за облаками в ветреную и тихую погоду. | МБДОУ “Д/с № 60 “Дружная семейка” г. Альметьевска” РТ | Март 2017г. | Воспитатели Архипова Р.И. Никифорова Н.Д. |
12 | Наблюдение за воздухом в пасмурный (холодный и влажный) и в ясный день (сухой, «щиплет» нос и щеки). | МБДОУ “Д/с № 60 “Дружная семейка” г. Альметьевска” РТ | Март 2017г. | Воспитатели Архипова Р.И. Никифорова Н.Д. |
13 | Наблюдение за весенним ветром, как ветер гонит рябь по лужам. | МБДОУ “Д/с № 60 “Дружная семейка” г. Альметьевска” РТ | Март 2017г. | Воспитатели Архипова Р.И. Никифорова Н.Д. |
14 | Беседы с детьми на темы: «Где живет воздух», «Кому воздух необходим и зачем». | МБДОУ “Д/с № 60 “Дружная семейка” г. Альметьевска” РТ | Март 2017г. | Воспитатели Архипова Р.И. Никифорова Н.Д. |
15 | Чтение художественной литературы о воздухе, сказок познавательного характера. | МБДОУ “Д/с № 60 “Дружная семейка” г. Альметьевска” РТ | Март 2017г. | Воспитатели Архипова Р.И. Никифорова Н.Д. |
16 | Проведение опытов с воздухом: «Воздух», «Ветер – это движение воздуха», «Дырявая баночка», «Поиск воздуха», «Что в пакете?», «Надувание воздушного шарика», «Волшебная воронка», «Загадочные пузырьки», «Надувание мыльных пузырей», «Пузырьки-спасатели», «Морской бой». | МБДОУ “Д/с № 60 “Дружная семейка” г. Альметьевска” РТ | Март - апрель 2017г. | Воспитатели Архипова Р.И. Никифорова Н.Д. |
17 | Проведение образовательной деятельности по экспериментированию «Умка узнаёт что такое воздух» | МБДОУ “Д/с № 60 “Дружная семейка” г. Альметьевска” РТ | Апрель 2017г. | Воспитатели Архипова Р.И. Никифорова Н.Д. |
18 | Подведение итогов | МБДОУ “Д/с № 60 “Дружная семейка” г. Альметьевска” РТ | Апрель 2017г. | Воспитатели Архипова Р.И. Никифорова Н.Д. |
19 | Определение эффективности проекта, корректировка плана на будущее | МБДОУ “Д/с № 60 “Дружная семейка” г. Альметьевска” РТ | Апрель 2017г. | Воспитатели Архипова Р.И. Никифорова Н.Д. |
Ресурсы
Условия | Необходимо | Имеется | Источники | Сроки |
Нормативно-правовые:
| + + + + + + |
Интернет- сайты |
20.02.-03.03. 2017г. | |
Материально-технические:
| + + | + | Руководитель ДОУ | 20.02. - 20.03.2017г. |
Кадровые:
| + + + + + | |||
Научно-методические:
| + + | Воспитатели | Февраль 2017г. | |
Информационные:
| + + + + + | Воспитатели | Февраль - апрель 2017г. | |
Мотивационные:
| + + + | Воспитатели | Апрель 2017г. | |
Организационные:
| + + + | Воспитатели | В течении учебного года | |
Финансовые:
| + + + | Воспитатели | В течении учебного года |
Планируемые результаты реализации проекта:
1. Сформированность у педагогов компетенции готовности к реализации проекта по детскому экспериментированию у детей 4-5 лет.
2. Сформированность у воспитанников средней группы интереса к экспериментальной деятельности.
3. Сформированность у родителей положительного отношения к совместной деятельности по детскому экспериментированаию с детьми.
4. Сформированость у детей уверенности в себе посредством развития мыслительных операций, творческих предпосылок и как следствие, развитие у детей личностного роста и чувства уверенности в себе и своих силах.
5. Организованность предметно – развивающей среды в группе.
6. Пополнение научно – методологической базы ДОУ по данному методу исследования.
Критерии эффективности проекта (методы диагностики)
Диагностика развития и условий для осуществления экспериментальной деятельности воспитанников ДОУ
Одной из фундаментальных потребностей, лежащих в основе как познавательного, так и общего психического развития детей дошкольного возраста, является потребность и новых впечатлениях, новых знаниях. Эта потребность выделена и изучена в целом ряде исследований (Л.И. Божович, М.П. Денисова, М.И. Лисина, Н.Л. Фигурин, Н.М. Щелованов и др.). Л.И. Божович отмечает, что потребность в новых впечатлениях перерастает затем в познавательную потребность и в конечном итоге выступает как база для развития других потребностей ребенка. Новые впечатления, новые знания являются мощным стимулом психической деятельности на протяжении всей жизни человека. Потребность ребенка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития неистощимой ориентировочно-исследовательской (поисковой) деятельности, направленной на познание окружающего мира. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее идет его развитие.
Поисковая деятельность принципиально отличается от любой другой тем, что образ цели, определяющий эту деятельность, сам еще не готов и характеризуется неопределенностью, неустойчивостью. В ходе поиска он уточняется, проясняется. Это накладывает особую печать на все действия, входящие в поисковую деятельность, – они чрезвычайно гибки, подвижны и носят пробующий характер. Пробующие действия специфичны тем, что ребенок, производящий их, готов к любому самому неожиданному результату. Это делает его очень восприимчивым к самым разнообразным изменениям ситуации, которые вызывают его действия. Все эти особенности поисковой деятельности обусловливают эффективное познание ребенком многих доступных ему предметов и явлений. Поэтому детское экспериментирование как один из видов ориенровочно-исследовательской (поисковой) деятельности некоторые исследователи (Н.Н. Поддьяков) называют ведущим видом деятельности детей старшего дошкольного возраста.
Исследование состоит из нескольких этапов:
1 этап: изучение места детского экспериментирования в предпочтениях детей и особенностей данной деятельности у старших дошкольников;
2 этап: изучение условий организации экспериментальной деятельности детей в группе;
3 этап: исследование педагогической компетентности родителей и воспитателей в области диагностики и развития детского экспериментирования.
Опишем методику проведения каждого этапа.
На первом этапе изучаем место детского экспериментирования в предпочтениях детей и особенностей данной деятельности у старших дошкольников. Для этого используется методика «Выбор деятельности» Л.Н. Прохоровой, направленная на изучение мотивации детского экспериментирования, и метод экспертных оценок воспитателей, опирающийся на критерии выделенные Т.И. Чирковой.
Методика «Выбор деятельности» (Прохоровой Л.Н)
Ребенку демонстрируются картинки, на которых изображены дети, занимающиеся разными видами деятельности: 1 – игровая; 2 – чтение книг; 3 – изобразительная; 4 – детское экспериментирование; 5 – труд в уголке природы; 6 – конструирование.
Затем ребенку предлагается выбрать ситуацию, в которой он хотел бы оказаться. Последовательно делается три выбора. Все три выбора фиксируются в протоколе, за первый выбор засчитывается 3 балла, за второй – 2 балла, за третий – 1 балл.
Результаты оформляются в таблицу:
Оценка результатов методики «Выбор деятельности».
Фамилия, имя ребенка | Выбор деятельности | |||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Затем проводятся целенаправленные наблюдения за деятельностью детей в свободное и специально- организованное время индивидуального и коллективного экспериментирования. Наблюдения проводятся в течение 2 недель и фиксируется в специальных протоколах. Оценка результатов осуществляется по следующим критериям: целепологание; заданность содержания деятельности; мотивационные основы; социальная оценка деятельности; субъектность деятельности; общая характеристика деятельности; принадлежность исходной инициативы; характер волевой регуляции ребенка в деятельности; кому принадлежит контрольная, оценивающая, корректирующая функция в деятельности; эмоциональная доминантность; когнитивная доминантность; временная и пространственная форма организации; смысловые результаты деятельности. При этом используются критерии, выделенные Т.И. Чирковой на основе изучения работ Н.Н. Поддьякова.
Однако практика проведения эксперимента показала, что данные критерии можно обобщить и осуществить их экспертную оценку с помощью трех бальной шкалы (3 балла – высший уровень проявления признаков, 2 балла – средний уровень, 1 балл – низкий уровень).
Оценка результатов проведения метода экспертных оценок
Структура деятельности экспериментирования | Экспериментирование | ||
Высокий уровень | Средний уровень | Низкий уровень | |
Целеполагание
|
|
|
|
Мотивационные основы |
|
|
|
Принадлежность исходной инициативы |
|
|
|
Продолжительность занятием деятельностью |
|
|
|
Участие в разнообразных формах организации деятельности |
|
|
|
Эмоциональная доминантность |
|
|
|
Когнитивная доминантность |
|
|
|
Кому принадлежит контрольная, оценивающая, корректирующая функция в деятельности |
|
|
|
Смысловые результаты деятельности |
|
|
|
На втором этапе исследования мы изучаются условия организации экспериментальной деятельности детей в группе. Для этого используется методика Г.П. Тугушевой, А.Е. Чистяковой. Данная методика исследует сферу интересов в экспериментальной деятельности в предпочтениях детей.
Ребенку предлагаются картинки, на которых изображено оборудование из уголка экспериментирования:
1 - приборы-помощники (увеличительные стекла, весы (безмен), песочные часы, компас, магниты);
2 - разнообразные сосуды из различных материалов (пластмасса, стекло, металл) разного объема и формы;
3 - природный материал (камешки, глина, песок, ракушки, птичьи перья, шишки, спил и листья деревьев, мох, семена и т.д.);
4 - утилизированный материал (проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы, дерева, пробки и т.д.);
5 - технические материалы (гайки, скрепки, болты, гвозди, винтики, шурупы, детали конструктора и т.д.);
6 - разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная и др.;
7 - красители: пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски и др.);
8 - медицинские материалы (пипетки, колбы, деревянные палочки, шприцы (без игл), мерные ложки, резиновые груши и др.);
9 - прочие материалы (зеркала, воздушные шары, масло, мука, соль, сахар, цветные и прозрачные стекла, пилка для ногтей, сито, свечи и др.).
Ребенку предлагается выбрать: «Что больше нравится. Почему?», «Что будешь с ним делать?». За первый выбор – 9 баллов, за второй – 8 баллов, за третий выбор – 7 баллов, за четвертый – 6 баллов, за пятый – 5 баллов, за шестой – 4 балла, за седьмой – 3 балла, за восьмой – 2 балла, за девятый – 1 балл.
Все выборы фиксируются в таблицу:
Оценка результатов выбора детьми оборудования из уголка
экспериментирования
Фамилия, имя ребенка | Оборудование из уголка экспериментирования | ||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
На третьем этапе исследуется педагогическую компетентность родителей и воспитателей в области диагностики и развития детского экспериментирования.
Анкета для воспитателей включает в себя 8 вопросов. Первые три вопроса направлены на изучение условий и формы организации детского экспериментирования. Два вопроса (4 и 5) включают изучение проблем детского экспериментирования, методов и приемов их решений. Три вопроса (7, 8 и 9) изучают особенности индивидуального и группового подхода к детскому экспериментированию.
Анкета для воспитателей:
1. Созданы ли условия для организации детского экспериментирования в Вашей группе? Если да, то какие?
2. Как часто Вами планируется организация детского экспериментирования?
3. Какая из форм детского экспериментирования преобладает у Ваших детей: познавательная (т.е. направленная на получение новых сведений и знаний) или продуктивная (т.е. направленная на получение новых конструкций, рисунков, сказок)?
4. Если продуктивная, то что мешает Вашим детям заняться познавательным экспериментированием (нужно подчеркнуть):
∙ запреты со стороны взрослого;
∙ сниженность познавательных интересов детей;
∙ неодобрение со стороны взрослых, если дети сделают что-то не так (разольют воду, испачкаются и т.д.;
∙ другие причины (что именно?).
5. Как вы поддерживает интерес ребенка к экспериментированию (нужно подчеркнуть):
∙ проявляю заинтересованность, расспрашиваю;
∙ оказываю эмоциональную поддержку, одобряю;
∙ сотрудничаю, т.е. включаюсь в деятельность;
∙ другие методы (какие именно?).
6. С чем Ваши дети любят проводить эксперименты?
7. Разделите детей Вашей группы на 3 подгруппы с высоким, средним и низким уровнем?
8. В чем особенности детей разного уровня?
Спасибо!
Анкета для родителей включает в себя 5 вопросов. Первая группа вопросов (1,2 и 3) изучает мотивацию и особенности детского экспериментирования в семье. Вторая группа вопросов (4 и 5) исследовала условия совместного детско-родительского эксперимента.
Анкета для родителей:
1. Проявляется ли исследовательская активность Вашего ребенка? В чем?
2. С какими предметами и материалами любит экспериментировать Ваш ребенок?
3. Продолжает ли ребенок экспериментирование, начатое в детском саду дома? Если да, то как часто?
4. Принимаете ли Вы участие в экспериментальной деятельности Вашего ребенка? Если да, то какое?
5. Если ребенок достигает какого-либо результата эксперимента, делится ли он с вами своими открытиями?
Спасибо!
Литература
Основная:
1.Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15.05.2013 г. №26 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций».
2. Федеральный закон от 29.12.2013 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
3. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 г. №1155.
4. Постановление: Санитарноэпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации рижима работы дошкольных образовательных организаций от 15 мая 2013г. №26 Москва // СанПин 2.4.1.3049-13.-с.58.
5. Жуйкова Т. П. Развитие познавательной активности детей среднего дошкольного возраста средствами экспериментирования [Текст] / Т. П. Жуйкова, К. А. Шустрова // Молодой ученый.- 2015. -№8.- С. 921-924.
6. Лосева Е.В. Развитие познавательно-исследовательской деятельности у дошкольников: из опыта работы / Е.В. Лосева.- ИД "Детство-Пресс,2013.- 128 с.
7. Левшина Н.И., Современные подходы к организации познавательно-исследовательской деятельности дошкольников /Н.И.Левшина, М.Е.Абричкина // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 4.-С. 49-53
8. Мартынова Е. А. Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет: тематическое планирование, рекомендации / Е.А. Мартынова, И.М.Сучкова. - Издательство:Учитель, 2013. - 333 с.
9. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» » / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, 3 изд-е, испр. и доп. 2016 .– с.368.
10. Рыжова Л.В. Методика детского экспериментирования. ФГОС: Уч.-метод.пос.д/дошк.воспитания,д/гуверн. и родит/Л.В.Рыжова.- ИД "Детство-Пресс, 2014. - 204 с.
11. Тугушева Г.П. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста: Методическое пособие. ФГОС. 978-5-89814-402- /Г.П.Тугушева, А.Е. Чистякова. Производитель: ИД "Детство-Пресс, 2013.-128 с.
Дополнительная:
1. Дыбина О. В. Ребенок в мире поиска: Программа по организации .поисковой деятельности детей дошкольного возраста/О.В.Дыбина, М: Торговый Центр, 2010. - 57с.
2. Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Щетинина В. В. Неизведанное рядом: опыты и эксперименты для дошкольников/О.В. Дыбина, Н.П.Рахманова, В.В.Щетинина, М:Творческий центр «Сфера», 2012г.-192с.
3. Николаева С. Н. Ознакомление дошкольников с неживой природой: Пособие для воспитателей и родителей дошкольников/С.Н.Николаева. -М.:Просвешение, 2005. – 144с
4. Рыжова Н. А. Воздух-невидимка: Методическое пособие/Н.А.Рыжова. М:Творческий центр «Сфера», 2010г.-31с.
5. Рыжова Н. А. Волшебница вода: Методическое пособие/Н.А.Рыжова. М:Творческий центр «Сфера», 2010г.-31с.
Детский портал "Интернетёнок" http://internetenok.narod.ru/
Детский портал "Почемучка" http://pochemu4ka.ru/
Детский портал "Солнышко" http://www.solnet.ee/
Детский портал "Теремок" http://teremoc.ru/
Министерство образования и науки Российской
Федерации http://www.mon.gov.ru
Российский общеобразовательный портал http://www.school.edu.ru
Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки
(Рособрнадзор) http://www.obrnadzor.gov.ru
Федеральное агентство по науке и инновациям
(Роснаука) http://www.fasi.gov.ru
Федеральное агентство по образованию
(Рособразование) http://www.ed.gov.ru
Федеральный портал «Российское образование» http://www.edu.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект на тему: «Детское экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников»
В проекте представлен опыт работы с воспитанниками по созданию условий для формирования основ целостного мировидения дошкольника средствами экспериментальной деятельности. . Данный проект предст...
«Детское экспериментирование как средство развития познавательно - исследовательской деятельности детей раннего возраста» Заприкутенко Н.А., воспитатель, МБДОУ детского сада «Золушка» г.Холмска, первая квалификационная категория
laquo;Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал, чем больше он знает, и усвоил, чем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при...
Выступление «Детское экспериментирование как средство развития познавательно - исследовательской деятельности детей раннего возраста» Заприкутенко Н.А., воспитатель, МБДОУ детского сада «Золушка» г.Холмска, первая квалификационная категория 2018 г.
Дошкольники – прирожденные исследователи. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации....
Тезисы «Детское экспериментирование как средство развития познавательно - исследовательской деятельности детей раннего возраста» Заприкутенко Н.А., воспитатель, МБДОУ детского сада «Золушка», первая квалификационная категория 2019 год
Дошкольное детство – очень короткий отрезок в жизни человека, в этот период интенсивно идет развитие познавательной деятельности....
Конспект НОД по развитию познавательной активности детей в процессе детского экспериментирования «Детское экспериментирование, как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста»
Цель: вовлечение детей в элементарную исследовательскую деятельность по изучению качеств и свойств неживой природы.Задачи:Обучающая:-ознакомление с глаголами по теме занятия.Развивающая:-развитие...
Мастер - класс для педагогов ДОУ «Новые подходы к организации познавательно - исследовательской деятельности детей в ДОУ» Тема: «Использование сказки в детском экспериментировании, как средство развития познавательной активности дошкольников»
Мастер - класс для педагогов ДОУ«Новые подходы к организации познавательно - исследовательской деятельности детей в ДОУ»Тема: «Использование сказки в детском экспериментировании...
Семинар-практикум для педагогов « Детское экспериментирование, как средство познавательно-исследовательской деятельности дошкольника»
Повысить уровень профессиональной компетенции участников через поисково-исследовательскую деятельность.Представить педагогам одну из форм проведения опытно экспериментальной деятельности с детьм...
- Мне нравится (1)
Комментарии
Спасибо за материал.
Спасибо за материал.