Тезисы «Детское экспериментирование как средство развития познавательно - исследовательской деятельности детей раннего возраста» Заприкутенко Н.А., воспитатель, МБДОУ детского сада «Золушка», первая квалификационная категория 2019 год
методическая разработка
Дошкольное детство – очень короткий отрезок в жизни человека, в этот период интенсивно идет развитие познавательной деятельности.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
детский сад «Золушка» г. Холмска муниципального образования «Холмский городской округ» Сахалинской области
Тезисы
Заприкутенко Н.А., воспитатель, МБДОУ детского сада «Золушка» г.Холмска, первая квалификационная категория
Холмск
2019
Дошкольники – прирожденные исследователи. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации.
Дошкольное детство – очень короткий отрезок в жизни человека, в этот период интенсивно идет развитие познавательной деятельности.
Познавательная деятельность понимается не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а, главным образом, как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого (Г. М. Лямина, А. П.Усова и др.). Знания, добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными.
Особенности деятельности экспериментирования были представлены в целом ряде исследований Н.Н.Поддьякова, А.И.Савенкова и др.
Н.Н.Поддьяков указывает, что детское экспериментирование – это особая форма поисковой деятельности дошкольников, в которой проявляется собственная активность детей, направленная на получение новых сведений и новых знаний.
Проанализировав требования примерной основной общеобразовательной программы воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой, изучив практические и теоретические сведения о детской в познавательно- исследовательской деятельности, научно-методическую литературу на эту тему, мною были намечены пути практического осуществления будущего проекта.
Цель проекта- Развитие познавательного интереса у детей младшего дошкольного возраста через включение в процесс экспериментирования в повседневной и в образовательной деятельности.
Реализация проекта рассчитана на 9 месяцев:
Подготовительный этап – сентябрь- ноябрь 2016 год
Основной этап – декабрь – апрель 2016 – 2017 год
Заключительный этап – май 2017 год.
Работа проводилась с воспитанниками 1-й младшей группы «Одуванчики» МБДОУ «Золушка». В проекте принимали участие - 17 детей.
На первом этапе был проведен мониторинг уровня развития познавательно - исследовательской деятельности у детей I младшей группы по следующим параметрам:
1.Выявлен познавательный интерес у 29% детей.
2.Ориентировка в окружающем у 17% детей.
3. Определено владение познавательных действий у 23% детей.
На втором этапе было апробировано разработанное перспективное планирование экспериментальной деятельности на учебный год с постепенным усложнением познавательных задач.
Также создавалась предметно – развивающая среда в группе для проведения опытов и экспериментов.
Согласно тематическому плану, был разработан цикл совместной организованной деятельности «Любознательные малыши» и картотека опытов, игр по экспериментированию.
Систему работы выстроили на взаимосвязи трех основных блоков.
- Образовательная деятельность, как специально организованная форма обучения.
- Совместная деятельность педагога и детей.
- Самостоятельная деятельность детей.
Образовательная деятельность строилась на принципах развивающего обучения и направлена она на развитие мышления, творческих способностей, личности в целом (умение сравнивать и обобщать собственные наблюдения в соответствии с возрастом, видеть и понимать красоту окружающего мира), а также на совершенствование речи малышей.
С детьми проводились разные игры – эксперименты: с песком, водой, снегом, камешками. Организуя игры, побуждала детей к обследованию, сравнению, установлению связей и зависимостей. Именно в таких играх дети приобретают опыт поисковых действий.
Игры, пособия, модели, книги, которые использовала на занятии и в совместной деятельности доступны детям и находятся в их свободном пользовании.
В своей работе опиралась на следующие правила:
- не заставлять ребенка играть, а создать условия для возникновения интереса к игре.
- не сдерживать двигательную активность детей.
- хвалить ребенка за успехи.
Тема: «Вода»
Свою работу начала с экспериментов с водой, согласно тематическому плану. В процессе предметно-манипулятивной деятельности и в режимных моментах дети убеждались в том, что водой можно умываться, опускать в нее и вылавливать различные предметы; что вода может литься; что предметы станут чище, если помыть их водой; что вода не имеет вкуса.
На занятиях дети получили представления о том, что вода жидкая, поэтому может разливаться из сосуда; что вода не имеет цвета, но ее можно покрасить; что вода может быть теплой и холодной.
С помощью дидактических игр «Чистые ручки» и «Помощники» дети узнавали о том, что руки и предметы станут чище, если их помыть водой.
Совместно с детьми мы провели опыты, с целью получить представления о том, что вода прозрачная; что прозрачная вода может стать мутной; что некоторые вещества, растворяясь, могут передавать воде свой вкус; что вода может превращаться в лед, что лед может превращаться в воду.
Благодаря наблюдениям на прогулке, дети получили элементарные представление о процессе испарения и процессе конденсации воды.
Тема: «Песок»
Знакомясь с данной темой, организовывала различные эксперименты с песком. На организованной совместной деятельности «Испечем угощение» дети пробовали слепить «угощение» из сухого и мокрого песка руками и с помощью формочек.
В конце занятия мы с детьми подвели итог – мокрый песок принимает любую нужную форму.
Также в качестве эксперимента предлагала детям пропустить через ситечко мокрый песок, а затем сухой, в результате чего малыши самостоятельно смогли прийти к выводу, что сухой песок может сыпаться.
Тема: «Воздух»
В процессе предметно-манипулятивной деятельности и в режимных моментах дети получали представления о том, что воздух легче воды.
В игре «Буря в стакане» малыши дули через соломинку в стакан с водой и увидели, что вода вымещает воздух. Играя в игру «Мой веселый звонкий мяч» дети узнали, что мячик прыгает высоко, потому что в нём много воздуха.
На организованной совместной деятельности «Лодочка плыви», дети убедились, что предметы могут передвигаться при помощи воздуха.
Тема: «Камни»
При организованной совместной деятельности с детьми «Легкий-тяжелый» и «Какой формы камень?», дети получили представления о том, что камни бывают тяжелые и легкие, имеют различную форму, выяснили, что камни тонут в стакане с водой и поэтому вода поднимается выше.
Когда дети сравнивали два камня взятых с улицы и с батареи (зимой), то пришли к выводу, что камни могут быть холодными и теплыми. А когда сжимали в руках камень и комок ваты – что камни твердые.
Тема: «Бумага»
При помощи опытов дети узнали, что бумага легкая: ее можно сдуть с ладони, и она не тонет в воде в отличие от камней; что бумага может быть тонкой и толстой и она может рваться: салфетку очень легко смять и порвать в отличие от плотного картона.
Дети с удовольствием переливают воду из одной посуды в другую, проверяют тонут или плавают игрушки, пускают кораблики. Чтобы разнообразить игры с водой: подкрашивала ее пищевыми красителями, делала пену, вместе с детьми пускали мыльные пузыри.
Детям интересно пересыпать фасоль или горох в миску, насыпать ложкой в чашку крупу. Такие игры – эксперименты способствуют сенсорному развитию детей, расширяют и углубляют представления детей о свойствах и качествах природных материалов. Дети узнали, что играть лучше с влажным песком, а сухой рассыпается; что вода льётся, проливается; в воде тонут камешки, а деревянные лодочки плавают; лёд скользкий, холодный.
В процессе работы используем различные игры на познание и классификацию объектов окружающего мира, понимание единства всех его составляющих, законов его развития:
- «Природный мир бывает разным», «Кто, где живет», «Летает, плавает, бегает», «Малыш – следопыт», «Мир растений», «Живая природа», «Животные и птицы: как говорят, что едят», «Мамы и малыши».
Игры на развитие чувственного восприятия:
- «Мир звуков», «Умные пальчики», «Живая природа», «Найди пару».
Игры, способствующие формированию основ экологического самосознания:
- «Хорошо – плохо», «Что будет, если», «Береги природу».
Настольный материал:
- «Птицы», «Домашние животные», «Дикие животные» и т.д..
Игровой материал развивающего характера, используемый в ходе работы, постоянно варьировался, усложнялся.
Большое значение придаем проведению наблюдений на прогулке. Эта деятельность не только развивает наблюдательность детей, но и побуждает их делать выводы о тех или иных явлениях, происходящих в живой и неживой природе.
Организуя игры-эксперименты на прогулке, побуждала детей к обследованию, сравнению, установлению связей и зависимостей. Такие игры доставляют детям радость, удовольствие, именно в них дети приобретают опыт поисковых действий и установление причинно-следственных связей.
Использование элементарных опытов и исследований в работе с детьми младшего возраста помогли сделать деятельность детей при формировании целостной картины мира действительно более интересной и разнообразной.
В ходе реализации проекта дети приобрели знания: о воде песке, камнях, воздухе их свойствах, и практических действиях с ними; начинают проявлять интерес к экспериментальной деятельности, у детей развиваются мыслительные способности. У детей заметно повысился уровень познавательного интереса, знания во многом расширились, углубились.
Уверенна, что знания, умения, навыки познавательно- исследовательской деятельности, полученные, нашими воспитанниками будут, полезны им в дальнейшей жизни.
В 2017-18 и 2018-2019 году работа была продолжена, с добавлением нового материала, новых практических пособий, что позволило еще более конкретизировать и систематизировать работу по проекту. Нынешним воспитанникам эта работа приносит не только обогащение их знаний, расширение умений, способностей, но она им интереса и они с удовольствием принимают в ней участие. Работа позволила мне убедиться в значимости проекта для дальней социализации воспитанников.
\
Литература:
«Мир Детства» Дошкольник, Л. Е. Журова, Педагогика, 1987г.
«Окружающий мир дошкольников» Л. В. Артемова, М., Просвещение, 1992г.
Поддьяков А.Н. Мышление дошкольников в процессе экспериментирования со сложными объектами. // Вопросы психологии – 1996 - №4
Иванова А.И. Детское экспериментирование как метод обучения./ Управление ДОУ, № 4, 2004, с. 84 – 92
«Экологическое образование» Н. Н. Мамедов, М., Педагогика, 1996г.
«Мы» программа экологического образования детей» Н. Н. Кондратьева, С-Петербург, Детство-пресс, 2005г.
Организация экспериментальной деятельности дошкольников. /Под ред. Л.Н. Прохоровой. – М.: АРКТИ, 2004
Прохорова Л.Н. Организация экспериментальной деятельности дошкольников. Методические рекомендации. - М.: АРКТИ, 2004.
Соловьева Е. Как организовать поисковую деятельность детей. / Дошкольное воспитание. N 1, 2005
Чехонина О. Экспериментирование как основной вид поисковой деятельности // Дошкольное воспитание, 2007.№6. С.13-16.
Карасёвой М.В., воспитателя МДОУ №2 г. Мичуринска Статья «Организация исследовательской деятельности в ДОУ»
СанПиН 2.4.1.1249-03 (2.4.1. Гигиена детей и подростков, Детские дошкольные учреждения. Санитарно-эпидемиологические требования к устройству. Содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений).
Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы. СанПиН 2.4.1.2660-10. ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 22 июля 2010 г. N 91
Об утверждении федеральных государственных требований к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования. (Приказ № 2151 Министерства образования и науки Российской федерации от 20 июля 2011 г. Зарегистрировано в Минюсте: Регистрационный № 22303 от 14 ноября 2011)
Материалы интернет-ресурсов
http://www.mon.gov.ru – cайт Министерства образования и науки РФ
http://samregion.edu.ru - cайт Министерства образования и науки Самарской области
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сообщение из опыта работы "Организация детского экспериментирования как средства развития познавательно-исследовательской деятельности"
Опыт работы содержит содеражтельный, методический и организационный аспекты развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста в процессе развития эколгической культуры и расширения экологиче...
Мастер-класс для педагогов «Детское экспериментирование, как средство развития познавательно - исследовательской деятельности дошкольника»
Мастер-класс для педагогов...
«Детское экспериментирование как средство развития познавательно - исследовательской деятельности детей раннего возраста» Заприкутенко Н.А., воспитатель, МБДОУ детского сада «Золушка» г.Холмска, первая квалификационная категория
laquo;Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал, чем больше он знает, и усвоил, чем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при...
Выступление «Детское экспериментирование как средство развития познавательно - исследовательской деятельности детей раннего возраста» Заприкутенко Н.А., воспитатель, МБДОУ детского сада «Золушка» г.Холмска, первая квалификационная категория 2018 г.
Дошкольники – прирожденные исследователи. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации....
ПРЕЗЕНТАЦИЯ «Детское экспериментирование как средство развития познавательно - исследовательской деятельности детей раннего возраста»
ПРЕЗЕНТАЦИЯ «Детское экспериментирование как средство развития познавательно - исследовательской деятельности детей раннего возраста»...
Детское экспериментирование как средство развития познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста
laquo;Детское экспериментирование - одна из форм организации детской деятельности с одной стороны и один из видов познавательной деятельности с другой» (Н. Н. Подд...