Тезисы «Детское экспериментирование как средство развития познавательно - исследовательской деятельности детей раннего возраста» Заприкутенко Н.А., воспитатель, МБДОУ детского сада «Золушка», первая квалификационная категория 2019 год
методическая разработка

Дошкольное детство – очень короткий отрезок в жизни человека, в этот период интенсивно идет развитие познавательной деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное  бюджетное  образовательное  учреждение

детский  сад  «Золушка» г. Холмска  муниципального  образования  «Холмский  городской  округ»  Сахалинской  области

Тезисы

 «Детское экспериментирование как средство развития познавательно - исследовательской деятельности детей раннего возраста»

Заприкутенко Н.А., воспитатель, МБДОУ детского сада «Золушка» г.Холмска, первая квалификационная категория

Холмск

2019

Дошкольники – прирожденные исследователи. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации.

Дошкольное детство – очень короткий отрезок в жизни человека, в этот период интенсивно идет развитие познавательной деятельности.

  Познавательная деятельность понимается не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а, главным образом, как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого (Г. М. Лямина, А. П.Усова и др.).  Знания, добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными.

Особенности деятельности экспериментирования были представлены в целом ряде исследований Н.Н.Поддьякова, А.И.Савенкова и др.

Н.Н.Поддьяков указывает, что детское экспериментирование – это особая форма поисковой деятельности дошкольников, в которой проявляется собственная активность детей, направленная на получение новых сведений и новых знаний.

      Проанализировав требования примерной основной общеобразовательной программы воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой, изучив практические и теоретические сведения о детской в познавательно- исследовательской деятельности, научно-методическую литературу на эту тему, мною были намечены пути практического осуществления будущего проекта.

Цель проекта- Развитие познавательного интереса у детей младшего дошкольного возраста через включение в процесс экспериментирования в повседневной и в образовательной деятельности.

Реализация проекта рассчитана на 9 месяцев:

Подготовительный этап – сентябрь- ноябрь 2016 год

Основной этап – декабрь – апрель 2016 – 2017 год

Заключительный этап – май 2017 год.

Работа проводилась с воспитанниками 1-й младшей группы «Одуванчики» МБДОУ «Золушка». В проекте принимали участие - 17 детей.

     На первом этапе был проведен мониторинг уровня развития познавательно - исследовательской деятельности у детей I младшей группы по следующим параметрам:

1.Выявлен познавательный интерес у  29%  детей.

2.Ориентировка в окружающем  у 17%  детей.

3. Определено владение познавательных действий у 23% детей.

На втором этапе было апробировано разработанное перспективное планирование экспериментальной деятельности на учебный год с постепенным усложнением познавательных задач.

Также создавалась предметно – развивающая среда в группе для проведения опытов и экспериментов.

Согласно тематическому плану, был разработан цикл совместной организованной деятельности «Любознательные малыши» и картотека опытов, игр по экспериментированию.

Систему работы выстроили на взаимосвязи трех основных блоков.

  1. Образовательная деятельность, как специально организованная форма обучения.
  2. Совместная деятельность педагога и детей.
  3. Самостоятельная деятельность детей.

Образовательная деятельность строилась на принципах развивающего обучения и направлена она на развитие мышления, творческих способностей, личности в целом (умение сравнивать и обобщать собственные наблюдения в соответствии с возрастом, видеть и понимать красоту окружающего мира), а также на совершенствование речи малышей.

С детьми проводились разные игры – эксперименты: с песком, водой, снегом, камешками. Организуя игры, побуждала детей к обследованию, сравнению, установлению связей и зависимостей. Именно в таких играх дети приобретают опыт поисковых действий.

Игры, пособия, модели, книги, которые использовала на занятии и в совместной деятельности доступны детям и находятся в их свободном пользовании.

В своей работе опиралась на следующие правила:

  • не заставлять ребенка играть, а создать условия для возникновения интереса к игре.
  • не сдерживать двигательную активность детей.
  • хвалить ребенка за успехи.

Тема: «Вода»

Свою работу начала с экспериментов с водой, согласно тематическому плану. В процессе предметно-манипулятивной деятельности и в режимных моментах дети убеждались в том, что водой можно умываться, опускать в нее и вылавливать различные предметы; что вода может литься; что предметы станут чище, если помыть их водой; что вода не имеет вкуса.

На занятиях дети получили представления о том, что вода жидкая, поэтому может разливаться из сосуда; что вода не имеет цвета, но ее можно покрасить; что вода может быть теплой и холодной.

С помощью дидактических игр «Чистые ручки» и «Помощники» дети узнавали о том, что руки и предметы станут чище, если их помыть водой.

Совместно с детьми мы провели опыты, с целью получить представления о том, что вода прозрачная; что прозрачная вода может стать мутной; что некоторые вещества, растворяясь, могут передавать воде свой вкус; что вода может превращаться в лед, что лед может превращаться в воду.

Благодаря наблюдениям на прогулке, дети получили элементарные представление о процессе испарения и процессе конденсации воды.

Тема: «Песок»

Знакомясь с данной темой, организовывала различные эксперименты с песком. На организованной совместной деятельности «Испечем угощение» дети пробовали слепить «угощение» из сухого и мокрого песка руками и с помощью формочек.

В конце занятия мы с детьми подвели итог – мокрый песок принимает любую нужную форму.

Также в качестве эксперимента предлагала детям пропустить через ситечко мокрый песок, а затем сухой, в результате чего малыши самостоятельно смогли прийти к выводу, что сухой песок может сыпаться.

Тема: «Воздух»

В процессе предметно-манипулятивной деятельности и в режимных моментах дети получали представления о том, что воздух легче воды.

В игре «Буря в стакане» малыши дули через соломинку в стакан с водой и увидели, что вода вымещает воздух. Играя в игру «Мой веселый звонкий мяч» дети узнали, что мячик прыгает высоко, потому что в нём много воздуха.

На организованной совместной деятельности «Лодочка плыви», дети убедились, что предметы могут передвигаться при помощи воздуха.

Тема: «Камни»

При организованной совместной деятельности с детьми «Легкий-тяжелый» и «Какой формы камень?», дети получили представления о том, что камни бывают тяжелые и легкие, имеют различную форму, выяснили, что камни тонут в стакане с водой и поэтому вода поднимается выше.

Когда дети сравнивали два камня взятых с улицы и с батареи (зимой), то пришли к выводу, что камни могут быть холодными и теплыми. А когда сжимали в руках камень и комок ваты – что камни твердые.

Тема: «Бумага»

При помощи опытов дети узнали, что бумага легкая: ее можно сдуть с ладони, и она не тонет в воде в отличие от камней; что бумага может быть тонкой и толстой и она может рваться: салфетку очень легко смять и порвать в отличие от плотного картона.

Дети с удовольствием переливают воду из одной посуды в другую, проверяют тонут или плавают игрушки, пускают кораблики. Чтобы разнообразить  игры с водой: подкрашивала ее пищевыми красителями, делала пену, вместе с детьми пускали мыльные пузыри.

Детям интересно пересыпать фасоль или горох в миску, насыпать ложкой в чашку крупу. Такие игры – эксперименты способствуют сенсорному развитию детей, расширяют и углубляют представления детей о свойствах и качествах природных материалов. Дети узнали, что играть лучше с влажным песком, а сухой рассыпается; что вода льётся, проливается; в воде тонут камешки, а деревянные лодочки плавают; лёд скользкий, холодный.

В процессе работы используем различные игры на познание и классификацию объектов окружающего мира, понимание единства всех его составляющих, законов его развития:

- «Природный мир бывает разным», «Кто, где живет», «Летает, плавает, бегает», «Малыш – следопыт», «Мир растений», «Живая природа», «Животные и птицы: как говорят, что едят», «Мамы и малыши».

Игры на развитие чувственного восприятия:

- «Мир звуков», «Умные пальчики», «Живая природа», «Найди пару».

Игры, способствующие формированию основ экологического самосознания:

- «Хорошо – плохо», «Что будет, если», «Береги природу».

Настольный материал:

- «Птицы», «Домашние животные», «Дикие животные» и т.д..

Игровой материал развивающего характера, используемый в ходе работы, постоянно варьировался, усложнялся.

Большое значение придаем проведению наблюдений на прогулке. Эта деятельность не только развивает наблюдательность детей, но и побуждает их делать выводы о тех или иных явлениях, происходящих в живой и неживой природе.

Организуя игры-эксперименты на прогулке, побуждала детей к обследованию, сравнению, установлению связей и зависимостей. Такие игры доставляют детям радость, удовольствие, именно в них дети приобретают опыт поисковых действий и установление причинно-следственных связей.

Использование элементарных опытов и исследований в работе с детьми младшего возраста помогли сделать деятельность детей при формировании целостной картины мира действительно более интересной и разнообразной.

 В ходе реализации проекта дети приобрели знания: о воде песке, камнях, воздухе  их свойствах, и практических действиях с ними; начинают проявлять интерес к экспериментальной деятельности, у детей развиваются мыслительные способности.  У детей заметно повысился уровень познавательного интереса, знания во многом расширились, углубились.

Уверенна, что знания, умения, навыки познавательно- исследовательской деятельности, полученные, нашими воспитанниками будут, полезны им в дальнейшей жизни.

В 2017-18 и 2018-2019 году работа была продолжена, с добавлением нового материала, новых практических пособий, что позволило еще более конкретизировать и систематизировать работу по проекту. Нынешним воспитанникам эта работа приносит не только обогащение их знаний, расширение умений, способностей, но она им интереса и они с удовольствием принимают в ней участие. Работа позволила мне убедиться в значимости проекта для дальней социализации воспитанников.

\

Литература:

 «Мир Детства» Дошкольник, Л. Е. Журова, Педагогика, 1987г.

«Окружающий мир дошкольников» Л. В. Артемова, М., Просвещение, 1992г.

Поддьяков А.Н. Мышление дошкольников в процессе экспериментирования со сложными объектами. // Вопросы психологии – 1996 - №4

Иванова А.И. Детское экспериментирование как метод обучения./ Управление ДОУ, № 4, 2004, с. 84 – 92

«Экологическое образование» Н. Н. Мамедов, М., Педагогика, 1996г.

«Мы» программа экологического образования детей» Н. Н. Кондратьева, С-Петербург, Детство-пресс, 2005г.

Организация экспериментальной деятельности дошкольников. /Под ред. Л.Н. Прохоровой. – М.: АРКТИ, 2004

Прохорова Л.Н. Организация экспериментальной деятельности дошкольников. Методические рекомендации. - М.: АРКТИ, 2004.

Соловьева Е. Как организовать поисковую деятельность детей. / Дошкольное воспитание. N 1, 2005

Чехонина О. Экспериментирование как основной вид поисковой деятельности // Дошкольное воспитание, 2007.№6. С.13-16.

Карасёвой М.В., воспитателя МДОУ №2 г. Мичуринска Статья «Организация исследовательской деятельности в ДОУ»

СанПиН 2.4.1.1249-03 (2.4.1. Гигиена детей и подростков, Детские дошкольные учреждения. Санитарно-эпидемиологические требования к устройству. Содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений).

Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы. СанПиН 2.4.1.2660-10. ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 22 июля 2010 г. N 91

Об утверждении федеральных государственных требований к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования. (Приказ № 2151 Министерства образования и науки Российской федерации от 20 июля 2011 г. Зарегистрировано в Минюсте: Регистрационный №  22303  от 14 ноября 2011)

Материалы интернет-ресурсов

http://www.mon.gov.ru – cайт Министерства образования и науки РФ

http://samregion.edu.ru - cайт Министерства образования и науки Самарской области


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сообщение из опыта работы "Организация детского экспериментирования как средства развития познавательно-исследовательской деятельности"

Опыт работы содержит содеражтельный, методический и организационный аспекты развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста в процессе развития эколгической культуры и расширения экологиче...

«Детское экспериментирование как средство развития познавательно - исследовательской деятельности детей раннего возраста» Заприкутенко Н.А., воспитатель, МБДОУ детского сада «Золушка» г.Холмска, первая квалификационная категория

laquo;Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал, чем больше он знает, и усвоил, чем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при...

Выступление «Детское экспериментирование как средство развития познавательно - исследовательской деятельности детей раннего возраста» Заприкутенко Н.А., воспитатель, МБДОУ детского сада «Золушка» г.Холмска, первая квалификационная категория 2018 г.

Дошкольники – прирожденные исследователи. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации....

ПРЕЗЕНТАЦИЯ «Детское экспериментирование как средство развития познавательно - исследовательской деятельности детей раннего возраста»

ПРЕЗЕНТАЦИЯ «Детское экспериментирование как средство развития познавательно - исследовательской деятельности детей раннего возраста»...

Детское экспериментирование как средство развития познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста

laquo;Детское экспериментирование - одна из форм организации детской деятельности с одной стороны и один из видов познавательной деятельности с другой» (Н. Н. Подд...