Дидактические игры для развития экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста.
материал на тему
Картотека дидактических игр.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Картотека дидактических игр для развития экологических представлений детей старшего дошкольного возраста.
1 «Летает, плавает, бегает, прыгает»
Цель: Закреплять знания об объектах живой природы.
Дидактический материал: Картинки с изображением разных животных.
Методика проведения:
Вариант 1: Воспитатель показывает или называет детям объект живой природы. Дети должны изобразить способ передвижения этого объекта..
Вариант 2: Дети классифицируют картинки – летающие, бегающие, прыгающие, плавающие.
2 «Чьи семена?»
Цель: Упражнять детей в дифференциации овощей, фруктов и их семян.
Развивать память, сосредоточенность, наблюдательность.
Дидактический материал: карточки овощей, фруктов, плодовых деревьев;
тарелочка с разными семенами.
Методика проведения: Дети берут набор семян и выкладывают на
карточку соответствующего фрукта или овоща.
3 «Кто дружит с деревом?»
Цель: Закрепить представления о том, что лес – это сообщество растений и животных, которые живут рядом и зависят друг от друга.
Дидактический материал: Панно с изображением леса. Карточки с картинками животных, птиц, насекомых. Кубик с кружками красного, зеленого, синего и желтого цветов или мешочек с разноцветными пуговицами.
Методика проведения: На столе стоит панно и разложены карточки с картинками. Дети по очереди бросают кубик. Если выпадает сторона кубика с зеленым кружком, ребенок берет карточку с изображением любого животного, размещает ее на панно и объясняет, почему это животное дружит с деревом.
Например:
Это белка. Она живет на дереве в дупле, иногда сама строит гнездо. Ещё белка собирает еловые и сосновые шишки, на ветках развешивает грибы – делает запасы на зиму.
Если выпадает синий цвет – выбирает птицу; красный цвет – насекомое; желтый цвет – птицу, насекомое, животное, которые не живут в лесу и мотивирует свой выбор.
4 «Найди в букете такой же листок»
Цель: Найти предмет по сходству.
Дидактический материал: Одинаковые букеты из 3—4 разных листьев.
Методика проведения: Воспитатель раздает детям букеты, такой же оставляет себе. Затем показывает им какой-нибудь лист, например кленовый, и предлагает: «Раз, два, три - такой лист покажи!» Дети выполняют задание.
Игру повторяют несколько раз с остальными листиками букета.
5 «Лекарственные растения»
Цель: Закрепить знания лекарственных растений.
Дидактический материал: Карточки с растениями.
Методика проведения: Воспитатель берет из корзинки растения и показывает их детям, уточняет правила игры: вот лежат лекарственные растения. Я буду показывать вам какое-нибудь растение, а вы должны рассказать о нем все, что знаете. Назовите место, где растет (болото, луг, овраг). Например, ромашку аптечную (цветы) собирают летом. Подорожник (собирают только листики без ножек) весной и в начале лета, крапиву – весной, когда она только – только вырастет (2-3 рассказа детей).
6 «Береги природу»
Цель: Закреплять знания об охране объектов природы.
Дидактический материал: Карточки с объектами живой и неживой природы.
Методика проведения: На столе или наборном полотне картинки, изображающие растения, птиц, зверей, человека, солнца, воды и т.д. Воспитатель убирает одну из картинок, и дети должны рассказать, что произойдёт с оставшимися живыми объектами, если на Земле не будет спрятанного объекта. Например: убирает птицу – что будет с остальными животными, с человеком, с растениями и т.д.
7 «Пищевые цепочки на лугу».
Цель: Закрепить знания детей о пищевых цепочках на лугу.
Дидактический материал: Карточки с силуэтами обитателей луга.
Методика проведения: Дети составляют цепочку, кто кем питается:
растения - гусеница - птица
злаковые травы - грызуны - змеи
злаковые травы - мышь - хищные птицы
трава - кузнечик - луговые птицы
насекомые и их личинки - крот - хищные птицы
тля - божья коровка - куропатка - хищные птицы.
8 «Что в корзинку мы берем»
Цель: закрепить у детей знание о том, какой урожай собирают в поле, в саду, на огороде, в лесу. Научить различать плоды по месту их выращивания. Сформировать представление о роли людей сохранения природы.
Дидактический материал: Картинки с изображение овощей, фруктов, злаков, бахчевых, грибов, ягод, а так же корзинок.
Методика проведения: У одних детей — картинки, изображающие разные дары природы. У других – картинки в виде корзинок.
Дети – плоды под веселую музыку расходятся по комнате, движениями и мимикой изображают неповоротливый арбуз, нежную землянику, прячущийся в траве гриб и т.д.
Дети – корзинки должны в обе руки набрать плодов. Необходимое условие: каждый ребенок должен принести плоды, которые растут в одном месте (овощи с огорода и т.д.). Выигрывает тот, кто выполнил это условие.
9 «ЛЕСНИК»
Цель: закрепить знания детей о правилах поведения человека в лесу; упражнять в распознавании предупреждающих экологических знаков.
Дидактический материал: набор предупреждающих экологических знаков. треугольной формы с изображением лесных объектов (муравейник, ягоды, ландыш, гриб съедобный и несъедобный, паутина, бабочка, скворечник, птичье гнездо, костер, еж и др.)
Методика проведения: дети поочередно играют роль лесника, который выбирает один из экологических знаков, лежащих в перевернутом состоянии на столе, и знакомит участников игры с лесными объектами, которые этот знак представляют; рассказывает, как следует вести себя в лесу, находясь рядом с данными объектами.
10 «Что сначала, что потом?»
Цель: закрепить знания детей об основных стадиях роста и развития живых организмов (растений, животных, человека).
Дидактический материал: набор карточек, на которых зафиксированы стадии роста и развития растений или животного (гороха, лягушки, бабочки и др.), а также человека (младенчество, детство, отрочество, юность, зрелость, старость).
Методика проведения: Вариант 1. Ребенку предлагается разложить карточки в порядке роста и развития живого существа (например, бабочка: яйцо - гусеница - куколка - бабочка) и рассказать, что было сначала, а что потом.
Вариант 2. Воспитатель раскладывает карточки, преднамеренно делая ошибку в их порядке. Дети должны ее исправить и объяснить правильность своего решения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2019/01/08/picture-1099243-1546951165.jpg)
Дидактические игры по формированию геометрических представлений у детей старшего дошкольного возраста
Дмдактические игры по математике...
![](/sites/default/files/pictures/2019/10/24/picture-1170063-1571916552.jpg)
Рабочая программа: «Развитие экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с природой Алтайского края».
Рабочая программа: «Развитие экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с природой Алтайского края»....
![](/sites/default/files/pictures/2019/12/16/picture-1199939-1576526585.jpg)
"Дидактические игры по формированию математических представлений для детей старшего дошкольного возраста"
Подборка дидактических игр...
"Тропинка чудес". Сценарий квеста по развитию экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста
Сценарий экологического квеста для детей старшего дошкольного возраста...
Конспект занятия «Тайны Совушки». (конспект НОД по развитию экологических представлений для детей старшего дошкольного возраста)
Цель. Углублять экологические представления детей старшего дошкольного возраста о мире растений в процессе ознакомления с разнообразием и функциями листьев.Задачи.Создавать условия для развития познав...
![](/sites/default/files/pictures/2019/12/19/picture-1200682-1576758211.jpg)
Развитие экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством технологии- лепбук .
Лепбук " Мир птиц " Цель данного пособия :Систематизировать и обобщать у детей представления птицах, их внешнего вида, об условиях обитания; помочь закрепить знание детей о ...
![](/sites/default/files/pictures/2023/01/31/picture-1312492-1675176737.jpg)
Дидактические игры по формированию экономических представлений у детей старшего дошкольного возраста
Дидактические игры по формированиюэкономических представлений у детей...