Краткосрочный проект в старшей группе «Давайте беречь воду»
проект по окружающему миру (старшая группа) по теме

Черникова Алла Николаевна

Краткосрочный проект в старшей группе

«Давайте беречь воду» 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kratkosrochnyy_proekt.docx26.47 КБ
Файл prilozhenie.docx2.21 МБ
Файл perspektivnyy_plan_raboty_s_detmi.docx17.87 КБ

Предварительный просмотр:

Краткосрочный проект в старшей группе

«Давайте беречь воду»

Актуальность темы:

Дошкольники – прирожденные исследователи. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. 3адача педагога – не игнорировать эту деятельность, а наоборот, активно помогать и воспитывать с первых лет жизни гуманной, социально-активной, творческой личности, способной понимать и любить окружающий мир, природу и бережно относиться к ним. Особое внимание в ней уделяется формированию целостного взгляда на природу и место человека в ней.

Именно с детьми старшей возрастной группы можно говорить о более углубленном изучении и восприятии природы, экологическом образовании, что обусловлено их психофизиологическими особенностями А. В. Запорожец отмечал, что дети старшего дошкольного возраста уже не ограничиваются познанием отдельных конкретных фактов, а стремятся проникнуть в суть вещей, понять связь явлений. Становится возможным формирование представлений и элементарных понятий, которые могут стать ядром системы знаний. Дети 5-7 лет способны сравнивать предметы по представлению, объединять их по сходным признакам, оформлять свои мысли словесно, вырабатывать определенные суждения.

Проблема: Отсутствие у детей представлений о значении воды в жизни человека, о свойствах и качествах воды и бережном к ней отношении.

Обоснование проблемы:

Недостаточный объем знаний по вопросу физических свойств воды, а так же ее значимости;

Ухудшение экологической обстановки

Срок реализации проекта: неделя

Участники проекта: воспитатели, дети старшей группы, родители

Вид проекта: краткосрочно, исследоватеско-практический

Цель проекта: Обобщить и расширить познавательный интерес дошкольников к воде, как объекту неживой природы.

Задачи:

Развивать представления о свойствах (вкус, цвет, запах, текучесть) и состояниях воды (твердое, жидкое, газообразное);

Сформировать у детей знания о значении воды для всего живого на земле;

Развивать навыки элементарного экспериментирования;

Формировать осознанное, бережное отношение к воде как важному природному ресурсу;

Развитие творческих способностей взрослых и детей в процессе совместной деятельности;

Улучшить работу по взаимодействию с родителями, активизация позиции родителей как участников педагогического процесса детского сада;

Создавать условия для формирования у детей познавательного интереса, творческого воображения и мышления, а так же коммуникативных навыков.

Ожидаемые результаты:

Дети

Родители

Расширить и углубить знания и представления ребенка об окружающем мире, в том числе о воде.

Овладеть элементарными навыками экспериментирования

Накопить опыт гуманного отношения к растениям и живым существам.

Повышение знаний с области исследовательских умений (устанавливают причинно- следственные связи).

Формировать целостный взгляд на природу и место человека в ней.

Родители станут активными участниками проекта. Оценят важность и необходимость формирования у детей ценностного отношения к природе. Родители в результате деятельности в образовательном проекте расширят свои знания о  родниках нашего района, важности знакомства с ними детей, а также о сохранении природы

Этапы реализации проекта:

I этап: подготовительный

Ресурсное обеспечение проекта:

1. Уголок экологии и экспериментирования в группе

2. Методический инструментарий подборка и составление (картотек дидактических игр, конспектов занятий, сценарии развлечений и т. д.).

3. Подборка литературы по теме (энциклопедии, карты, схемы, сказки, стихи, ребусы, поговорки и т. д.).

4. Подборка опытов и экспериментов «Опыты с водой»

5. Сбор иллюстративного материала

6. Оформление искусственного аквариума с родителями.

7. Оформление стенда по проведенной акции «Давайте беречь воду»

II этап: основной-исследовательский        

I блок – Социально-коммуникативное развитие

Беседа «Водавода – кругом вода» 

Цель: Дать представление детям о значении воды в нашей жизни и о том, в каком виде существует вода в окружающей среде (состояния воды – жидкое, газообразное, твердое)

Беседа «Кому нужна вода?» 

Цель: Уточнить представление детей о том, что вода очень нужна для всех живых существ: растений, животных, человека.

 Беседа «Берегите воду» 

Цель: Закрепить знания о значении воды в жизни людей растений животных сформировать представление о необходимости ее экономичного расходования.

II блок – Познавательное развитие

Загадки «О воде» игра « Подскажи словечко»

Эффективно упражнять ум, развивать мыслительные способности. Способствовать активному развитию образности речи, обогащать словарь углубляя и уточняя знания о предмете. Помогать овладеть образностью слов, усвоить знания о словообразовании, развивать поэтический слух и поэтическое восприятие Картинки с изображением ответов

 Дидактические игры

1.  Математический планшет «Водный транспорт»

2. Блоки Дьенеша и альбом с заданиями (Лабиринт «Доставка продовольствия в затопленные районы»)

Опыт №1: «Свойства воды» 

Цель: Познакомить детей со свойствами воды (принимает форму, не имеет запаха, вкуса, цвета, поверхностное натяжение и др.). Несколько прозрачных сосудов разной формы, вода, три стакана, соль, сахар, ложечка, пахучий раствор, краситель разного цвета

Опыт № 2 «Испарение» 

Цель: Познакомить детей с превращениями воды из жидкого в газообразное состояние и обратно в жидкое. Горелка, сосуд с водой, крышка для сосуда.

Опыт № 3 «Агрегатные состояния воды» 

Цель: Доказать, что состояние воды зависит от температуры воздуха и находится в трех состояниях: жидком – вода; твердом – снег, лед; газообразном – пар. Блюдце, снег

Опыт № 4 «Очистка грязной воды».

Цель: Закрепить знания о процессе очистки воды разными способами. Пластмассовые трубки, пластмассовая воронка, пластмассовая крышка, пластмассовая чашка, пакетик камешков, пакетик шариков, бумажных фильтра, губка, измерительная чашка; для стаканчик, бинт, вата, стакан с грязной водой, тарелочка, клеенки, мерная ложка.

Опыт № 5 «В воде одни вещества растворяются, другие не растворяются».

Цель: Продолжать знакомить со свойствами и качеством воды; развивать наблюдательность, усидчивость.

Во время  бесед с детьми и для закрепления знаний о свойствах и состояниях воды использовалась развивающая игра «Логический экран» и карточки блока «Четыре стихии» серия «Вода».

Правила игры:

- В «Логический экран» вкладывается лист задания.

- Дети прослушивают задание, затем находят ответ из предложенных им картинок и отмечают фишкой.

- После того, как задание выполнено, необходимо перевернуть лист с заданием и проверить правильность ответа.

- Если задание выполнено верно, то в качестве поощрения ребенку предлагается закрасить соответствующий номер в карте успеха.

III блок – Речевое развитие

Экологические рассказы Н. А. Рыжовой

 «Как люди речку обидели»        

 «История одного пруда»

 «Жила – была Река»

 Чтение стихов

 Г. Люшин «Капелька»

В.Фетисов «Речка зимой»

А. Тараскин  «Сколько знаю я дождей?»

С. Погорельского «Весенний разговор»

Сказка Надежда Болтачева «О круговороте воды в природе»

Пальчиковые игры:

«Водичка – вода»

«Моем руки»

«Речка и рыбка»

«По воду»

Познакомить детей с новой пальчиковой гимнастикой, научить играть в неё, развивая при этом речь и вызывая эмоциональный отклик.

Набор карточек с изображениями лужа, капли, цветы, пар, горы и т. д.

IV блок – Художественно-эстетическое развитие

- Рисование по точкам «Морские обитатели» Формирование элементарных математических представлений

- Коллективная работа «Красивые рыбки в аквариуме» 

- Прослушивание аудиозаписей:

 «Шум моря»

 «Прибой»

 «Музыка дождя»

  «Гром»

  «Звонкий ручей»

-  Совместно с родителями в группе был создан искусственный аквариум, оформлен стенд по экологическому воспитанию детей «Давайте беречь воду».

V блок – Физическое развитие

Подвижная игра«Мы капельки» Развивать воображение детей, активность в игре.

Подвижная игра«На болоте» Учить детей копировать движения живущих на болоте обитателей.

Подвижная игра «Мы – большие киты» Учить выполнять правила в подвижных играх, развивать активность детей в процессе двигательной деятельности.

Игра с мячом «Воздух, земля, вода» Закреплять знания детей об объектах природы. Развивать слуховое внимание, мышление, сообразительность.

Создание снежных фигурок.

 Закрепить приёмы: скатывания, создания шара, а так же знания о свойствах снега; побуждать к декоративному оформлению созданного образа; развивать эстетический и художественный вкус детей.

III этап: Заключительный

В ходе реализации проекта «Волшебница вода» у детей сформировались бережное и экономное отношение к водным ресурсам. Дети овладели несложными способами экспериментирования с водой. У детей появились исследовательские умения, соответствующие возрасту (начали задавать вопросы природоведческого характера, устанавливают причинно-следственные связи). Повысилась воспитательная компетентность родителей в экологическом образовании дошкольников.

Результат работы:

1. Обогащенные и систематизированные знания детей о воде, ее свойствах, значении и т. д. Сформирован устойчивый интерес к изучению данной темы

2. Повышение компетентности воспитателей по представленной теме

3. Разработанное методическое и дидактическое сопровождение по данному вопросу

4. Участие семей воспитанников в учебно-воспитательном процессе


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Перспективный план работы с детьми

Дата

Содержание

Понедельник 13.02.2017

Беседа «Вода, вода, кругом вода»  (Приложение 1)

Прослушивание аудиозаписи «Звонкий ручей» (Диск)

Загадки: вода, сосулька, туман, роса. (Приложение 7)

Опыт «Вода – это жидкость», «Вода бесцветная», «Вода не имеет запаха». (Прил. 10)

Наблюдения за водой (Приложение 17)

Экологический рассказ Н.Рыжовой «Жила-была река» (Приложение 13)

Чтение стихотворения Г. Люшина «Капелька» (Приложение 16)

Пальчиковые игры «Гречку мыли, гречку мяли», «Дождик,  дождик, веселей!»(Прил11)

Подвижная игра «Мы-капельки» (Приложение 9)

Игра малой подвижности “Ручеек”(Приложение 9)

Вторник 14.02.2017

Беседа «Кому нужна вода?» (Приложение 2)

Прослушивание аудиозаписи «Музыка дождя» (Диск)

Загадки: снег, снежинка, лед, вода, дождь. (Приложение 7)

Опыт «Лёд – твёрдая вода, тает в тепле»,  «Лёд – легче воды» (Приложение 10)

Пальчиковые игры «Дождик,  дождик, веселей!», «Дождик, дождик, что ты льешь?»

Игры и упражнения «Логический экран» серия «Вода» (Приложение 19)

Чтение стихотворения А.Тараскин «Сколько знаю я дождей?» (Приложение 16)

Сказка Н.Болтачевой «О круговороте воды в природе» (Приложение 15)

Рисование по точкам «Морские обитатели» (Приложение 20)

Подвижная игра «Мы-большие киты» (Приложение 9)

 Наблюдения за снегом (Приложение 17)

Создание снежных фигур на прогулке

Среда 15.02.2017

Беседа «Берегите воду» (Приложение 3)

Опыт «Пар – это тоже вода» (Приложение 10)

Игра «Подскажи словечко» (снег, снегопад, снежки, Снеговик, Снегурочка) (Прил. 8)

Наблюдения за испарением воды (Приложение 17)

Пальчиковые игры «Дождик, дождик, что ты льешь?», «Дождь! Дождь!» (Прил. 11)

Математический планшет «Водный транспорт» (Приложение 18)

Экологический рассказ Н.Рыжовой «История одного пруда» (Приложение 14)

Прослушивание аудиозаписи «Шум моря» (Диск)

Подвижная игра «Воздух, земля, вода» (Приложение 9)

Создание искусственного аквариума с детьми.

Четверг 16.02.2017

Беседа «Знакомство детей с аквариумом» (Приложение 4)

Просмотр мультфильма Крокодил Гена «Труба природу отравляет» (Диск)

Опыт «Очистка грязной воды» (Приложение 10)

Блоки Дьенеша работа с альбомом «Спасатели приходят на помощь» (Приложение 18)

Заучивание стихотворения В.Фетисова «Речка зимой» (Приложение 16)

Пальчиковые игры «Шла купаться черепаха», «Дождь! Дождь!» (Приложение 11)

НОД коллективная работа «Красивые рыбки в аквариуме» (Приложение 5)

Прослушивание аудиозаписи «Прибой» (Диск)

Подвижная игра «На болоте» (Приложение 9)

Пятница 17.02.2017

Конспект НОД «Тревожное письмо» (Приложение 6)

Опыт «Очистка грязной воды» (Приложение 10)

Математический планшет «Морские обитатели» (Приложение 18)

Экологический рассказ Н. А. Рыжовой «Как люди речку обидели» (Приложение 12)

Прослушивание аудиозаписи «Звонкий ручей» (Диск)

Подвижная игра «Воздух, земля, вода» (Приложение 9)

Создание снежных фигур

Взаимодействие с родителями:

1. Помощь в подготовке необходимого оборудования для проведения опытов с водой.

2. Оформление папки-передвижки по теме «Элементарные опыты и эксперименты с водой»

3. Создание и совместное оформление искусственного аквариума.

4. Оформление стенда по проведенной акции «Давайте беречь воду»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Краткосрочный проект в старшей группе на тему: «Развитие познавательного интереса у детей через экспериментирование с водой»

Старший дошкольный возраст ребенка – это один из ответственных этапов, на котором закладываются основы знаний об окружающем мире, о физических свойствах предметов, о взаимоотношениях и связях между ни...

Конспект образовательной деятельности в старшей группе "Давайте беречь игрушки"

Учить детей бережному отношению к своим и чужим игрушкам, правилам обращения с игрушками.Здоровьесберегающие цели:Снижать высокий уровень психофизического напряжения малышей в период адаптации. Помочь...

Краткосрочный проект в старшей группе "Волшебница вода"

Экспериментальная работа с детьми старшей группы....

Краткосрочный проект в старшей группе "Волшебница вода"

Экспериментальная и игровая деятельность  в старшей группе....

Краткосрочный проект в подготовительной группе «Давайте беречь воду»

Дошкольники – прирожденные исследователи. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. 3...

Краткосрочный проект для старшей группы. Тема: «Почему нужно беречь воду?»

Проект направлен на расширение знаний и представлений детей об окружающем мире, в том числе посредством экспериментирования (свойствами воды).  ...

Краткосрочный проект в средней группе <<Давай беречь воду>>

Актуальность темы:     Дошкольники – прирожденные исследователи. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельн...