Конспект занятия по теме познание "Волшебница вода"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему
На данном занятии дети познакомятся со свойствами воды.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Волшебница вода | 22.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия к разделу «Я познаю мир»
Цель: формирование знаний детей о воде.
Задачи: познакомить детей со свойствами воды: отсутствие собственной формы, текучесть, пар тоже вода, вода может растворять предметы;
- закрепить умение работать с незнакомыми растворителями, соблюдать при этом необходимые меры безопасности;
- прививать бережное отношение к воде.
Материал для занятия.
- Прозрачные, стеклянные стаканчики разной формы.
- Фильтровальная бумага.
- Вещества, которые мы будем растворять в воде: соль, сахар, краска, растительное масло.
- Предметы круглой и квадратной формы на каждого ребенка.
- Иллюстрации с изображением водоемов, водяных мельниц, водохранилищ.
- Кипятильник.
Ход занятия
Ребята, сегодня я хочу вас опять пригласить в волшебную лабораторию.
Что делают в лаборатории? Правильно, проводят опыты.
Ребята, хочу вам показать необычный предмет. Давайте рассмотрим его.
- Кто знает, как этот предмет называется? Для чего он нужен? А в нашем городе есть фонтаны, где они находятся? А что льется в фонтане (вода). Что можно сказать о воде, за которой мы наблюдаем? ( Вода плещется, журчит, переливается, бежит, льется, течет).
«Вода - жидкость, не имеет собственной формы».
Вы сказали: «вода льется, течет». Давайте это проверим.
На столе вы видите много посуды. Какая она? (Стеклянная).
Как нужно с такой посудой обращаться? (Аккуратно. Постараться не стукать её друг об друга, можно разбить).
Возьмите бутылочку с водой и вылейте немного воды на блюдечко. Выливать надо медленно, чтобы увидеть, как вода льется, течет и растекается на блюдечке. (Самостоятельная работа детей).
Почему вы смогли перелить воду из бутылочки на блюдечко. Почему вода растеклась по блюдечку. (Вода жидкая).
Совершенно верно. Если бы вода не была жидкой, но она не смогла бы течь в реках, ручейках, не текла бы из крана. А поскольку вода жидкая, может течь, то её называют жидкостью. Посмотрите, у вас на столе лежат кубики и шарики. Какой формы эти предметы? (Кубик имеет квадратную форму, шарик – круглую).
Если мы опустим их в сосуд, положим на стол, на блюдечко, на ладошку, изменят ли они свою форму? (Нет, в любом месте они остаются кубиком и шариком. Форма их не меняется).
А есть ли форма у воды? Что бы ответить на этот вопрос, проведем опыт: Будем наливать воду в чашечку, блюдце, баночку, бутылочку. (Самостоятельная работа детей).
Итак, что происходит с водой, когда мы её наливаем в баночку? Какую форму она принимает? (Форму баночки).
А что с ней произошло, когда мы налили её в чашку, в блюдце? (Вода приняла форму этих предметов).
: Правильно, вода приняла форму того предмета, в который её наливали - чашки, блюдца, баночки. Что же показал нам опыт? Какую форму имеет вода? (Вода не имеет собственной формы, она принимает форму того предмета, в который её наливают).
А сейчас я предлагаю поиграть в игру «Хорошо - плохо». Разобьемся на две команды. Одна команда отвечает на вопрос: «Вода - это хорошо. Почему?». Другая команда отвечает на вопрос: «Вода - это плохо. Почему?» Итак, начали: «Вода это хорошо. Почему?». (Вода нужна для питья, чтобы умыться и вымыть руки. Водой можно закаляться, играть с водой, готовить еду, мыть полы, посуду, игрушки, стирать одежду. Вода нужна для того, чтобы поливать цветы, растения в огороде. В воде живут разные животные, возле воды обитают птицы).
Первая команда отлично справилась с заданием. Послушаем теперь вторую команду. «Вода - это плохо. Почему?» (Если в жару напиться холодной воды, можно заболеть. Горячей водой можно обжечься. Если неаккуратно с ней обращаться и пролить на пол, можно поскользнуться и упасть. Если часто поливать растения водой, они могут погибнуть. Если не умеешь плавать, можно утонуть. Бывает наводнение и тогда вода разрушает дома).
Ребята, а теперь такой вопрос: может ли вода кипеть, булькать и шипеть? Когда это происходит? (Когда её нагревают).
А что так сильно нагревает воду, что она закипает? (Огонь, газ, электронагреватель).
На наше занятие я принесла один из электроприборов. Кто мне скажет, как он называется? Совершенно верно - это кипятильник. Давайте с его помощью попробуем нагреть воду. (Воспитатель проводит опыт по превращению воды в пар).
Вода постепенно начинает нагреваться. Что с ней происходит? (Она кипит, булькает, бурлит).
А какая кипящая вода? Можно ей ожечься? (Да, она очень горячая).
Приведите примеры, где вода очень - очень горячая, а где теплая. (В чайнике, когда кипятим чай, когда мама варит суп или компот, в грелке. Теплой вода может быть летом в речке или лужице, где её нагревает солнце. В кувшине, из которого мы поливаем цветы. В кране, где моем руки, в ванне, где купаемся. В стиральной машине, в батареях).
Итак, скажите, какое свойство воды мы узнали из этого опыта? (Вода может нагреваться, может быть теплой и горячей).
«Пар - это тоже вода»
Сейчас я выключу кипятильник. Вода становиться спокойной, но еще остается горячей. Ребята, посмотрите, что это поднимается над баночкой? (это пар)
. Только не пойму, откуда он взялся? Я в банку наливала только воду. А вы не знаете?
Вы правы, если сильно нагреть воду, то она превращается в пар. Сейчас мы это проверим. Я осторожно подержу зеркало над паром. Что вы видите на зеркале? Оно запотело, и появились капельки. (Воспитатель предлагает детям потрогать их пальчиком и убедиться, что это вода). Значит, мы можем сделать вывод: «Пар - это тоже вода, очень сильно нагретая».
Физкультминутка «РЫБКА»
Рыбка плавает в водице, Рыбке весело играть.
(Сложенными вместе ладонями дети изображают, как плывет рыбка.)
Рыбка, рыбка, озорница, (Грозят пальчиком.)
Мы хотим тебя поймать. (Медленно сближают ладони.)
Рыбка спинку изогнула, (Снова изображают, как плывет рыбка.)
Крошку хлебную взяла. (Делают хватательное движение обеими руками.)
Рыбка хвостиком махнула, Рыбка быстро уплыла. (Снова «плывут».)
«Вода - растворитель»
Ребята, я попрошу вас обратить свое внимание на мой стол. У меня на столе стоят три блюдца, накрытые салфетками. Чтобы узнать, что там лежит, нужно отгадать загадки.
Слушайте первую загадку: Белый камень в воде тает. (сахар)
Воспитатель поднимает салфетку, дети проверяют, правильно ли они отгадали загадку.
Теперь вторая загадка.
В воде родиться, Воды боится.(соль)
Убираем салфетку со второго блюдца.
И, наконец, третья, последняя загадка.
Желтое, а не солнце,Льется, а не вода,
На сковороде - пенится, Брызгается и шипит. (масло)
Ребята, а почему соль и сахар боятся воды. (Потому что они в ней исчезают).
Давайте посмотрим, что станет с солью и сахаром, если мы их положим в воду. Возьмите две баночки с водой. В одну положите ложечку сахарного песка и размешайте его ложкой. Что получается? Растворился сахар в воде или нет? Затем, в другую баночку положите соль. Размешайте её. Сахар исчез. Почему? (Сахар растворилась в воде).
Возьмите другую баночку и насыпьте в неё ложечку соли. Размешайте её. Что теперь произошло? ( Соль растворилась в воде).
А все ли вещества могут растворяться в воде, как вы думаете? Если в воду налить масло она также исчезнет как сахар и соль. Добавьте в ваши баночки с водой несколько капель масла. (Идет самостоятельная работа детей).
Что произошло с маслом в воде. (Масло не растворилось в воде: оно плавает на поверхности воды желтыми капельками).
Молодцы, ребята. Проведя сейчас опыты с солью, сахаром, маслом, с каким же новым свойством воды вы познакомились? (Вода одни вещества может растворять, а другие нет).
Правильно дети. В воде одни вещества растворяются, другие не растворяются совсем.
«Очистка воды»
Ребята, посмотрите еще раз на ту баночку, куда мы наливали масло. Оно так и осталось плавать на поверхности воды. Можно пить такую воду и почему? (Нет. Она пахнет маслом и неприятная на вкус).
Да, действительно, такая вода не пригодна для питья. А что нужно сделать, чтобы она стала чистой? (Её нужно очистить от масла).
А вы знаете, это можно сделать, но только с помощью фильтра. Самый простой фильтр для очистки воды мы можем сделать с вами сами из обычной салфетки. Посмотрите, как я это сделаю (Воспитатель показывает как сделать фильтр. Затем, как его установить в баночку). А теперь попробуйте сделать фильтр самостоятельно.
Самостоятельная работа детей.
Давайте попробуем, как работают наши фильтры. Мы очень осторожно, понемногу, будем лить масленую воду в баночку с фильтром. (Идет самостоятельная работа детей).
Аккуратно уберите фильтр и посмотрите на воду. Какая она стала? (Вода стала чистой).
Куда же делось масло? (Все масло осталось на фильтре).
Мы с вами узнали самый простой способ очистки воды. Но с фильтрованной водой мы с вами сталкиваемся каждый день. Вода, которая попадает к нам, в наши квартиры через водопровод, тоже фильтрованная. Сначала воду берут из реки или из какого-нибудь подземного водохранилища. Затем она попадает на специальные водоочистительные станции, где с помощью сложных фильтров, непохожих на наши, воду очищают от песка, грязи, разных микробов. И только после этого вода уже попадает в водопровод.
Ребята, человек ни дня не может прожить без воды. А какая же все таки бывает вода. Я предлагаю поиграть в игру, которая так и называется «Какая бывает вода?»
Игра: дети встают в круг, воспитатель в центре круга, с мячом. Воспитатель задает вопросы и бросает мяч одному из детей. Тот ловит мяч, отвечает на вопрос «какая бывает вода?» и возвращает воспитателю мяч. (Варианты ответов: минеральная, безвкусная, без запаха, прозрачная, без цветная, морская, водопроводная, речная, болотная, родниковая).
Ребята, вода - одно из самых удивительных веществ на планете. Какие новые свойства воды вы узнали на сегодняшнем занятии.
Вода это жидкость;
Вода не имеет собственной формы;
Вода может нагреваться, быть горячей;
Вода может растворять одни предметы и не растворять другие.
Воду можно очистить с помощью фильтра.
Вода - добрый друг и помощник человека.
Послушайте стихотворение Н. Рыжовой «Волшебная вода».
Вы, слыхали о воде?
Говорят она везде!
Вы в пруду её найдёте,
И в сыром лесном болоте.
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране,
Как сосулька замерзает,
В лес туманом заползает,
На плите у вас кипит,
Паром чайника шипит.
Без неё нам не умыться,
Не наесться, не напиться!
Смею вам я доложить:
Без неё нам не прожить!
Действительно, без воды невозможно жить на земле, поэтому воду надо беречь и охранять.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия на тему:«Волшебница вода»
Опытно-экспериментальная деятельность с детьми младшего дошкольного возраста....
Конспект занятия на тему: «Свойства воды, льда и пара»
Задачи: Уточнить знания детей о свойствах твердых, жидких и газообразных тел. Дать представление о трех состояниях воды и причинах перехода одного в другое....
Конспект занятия по теме: « Волшебница вода»
Цель: познакомить с тем, в каком виде вода существует в природе, с различными явлениями (дождь, роса, снег, иней, лед, пар и т. д.) и состоянием воды в окружающей среде; прививать навыки экологически ...
Конспект занятия по теме: « Волшебница вода»
Цель: познакомить с тем, в каком виде вода существует в природе, с различными явлениями (дождь, роса, снег, иней, лед, пар и т. д.) и состоянием воды в окружающей среде; прививать навыки экологически ...
Конспект занятия по теме "Волшебная вода"
Конспект занятий "Волшебная вода"...
Конкурс.Конспект занятия по теме "Волшебница вода"
Конспект образовательной деятельности по познавательно- исследовательскому развитию старшая группа....