Педагогический совет на тему «Духовно-нравственное воспитание как основа гармоничного развития личности дошкольника»
методическая разработка

Недрыгайлова Наталья Александровна

Сценарий педагогического совета в ДОУ в форме деловой игры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedsovet_dekabr_2021.docx31.56 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогический совет на тему «Духовно-нравственное воспитание как основа гармоничного развития личности дошкольника»

Ход педагогического совета:

1. Вступительное слово «Духовно-нравственное воспитание как основа гармоничного развития личности дошкольника»:

В нравственном воспитании детей наметились негативные тенденции: книги ушли на второй план, их место занял экран телевизора и компьютера, с которых в жизнь ребёнка постоянно входят персонажи сказок, герои мультфильмов, не всегда отличающиеся душевностью и добротой. В образовании детей дошкольного возраста большое внимание родители обращают на познавательное развитие, подготовку ребёнка к школе. Родители не жалеют на это времени и денег, а вот на совместные прогулки, чтение книг совместного времени не остаётся. Так кто же даст детям уроки нравственности? Кто научит их в первую очередь быть добрыми, чуткими, честными? Значит, нам педагогам, необходимо восполнить образовавшийся пробел в воспитании нравственных чувств у детей и привлечь к этому родителей. Именно поэтому, стало очевидным, что в обществе необходимо возрождение культуры и духовности, что связано непосредственно с воспитанием и развитием ребёнка до школы. Как помочь детям стать чуткими, щедрыми, милосердными, как своевременно поставить заслон жестокости, черствости, злобе?

Я сегодня приглашаю вас в школу, где мы научимся быть, добрыми, отзывчивыми, чуткими. Какой сказочный персонаж по вашему мнению обладает всеми перечисленными качествами? Мы превратимся в сказочных Фей и пройдем обучение в волшебной школе.

2. Урок 1. «Педагог - зеркало детских душ»

Есть ли пути, ведущие к воспитанию добрых детей? Эти мысли волновали педагогов всех времен. Вспомним В. А. Сухомлинского, который долго и мучительно искал корни зла, жестокости и поиски увенчались такими выводами: "Если ребенка учат добру, в результате будет добро, учат злу - в результате будет зло, ибо ребенок не рождается готовым человеком, человеком его надо сделать".

      Зависит ли что от педагогов в воспитании добрых чувств ребенка?

Да! Пожалуй, самое сильное влияние на нравственное развитие дошкольников в процессе воспитания оказывает личность педагога.

Нравственный облик педагога раскрывается детям в системе его отношений:

-  к своей работе,

- к воспитанникам

- другим людям,

- к самому себе.

Эти отношения являются для ребенка убедительным комментарием к тем нравственным идеям, которые утверждаются в процессе обучения. Примеры увлечённого, ответственного отношения к своему делу, принципиальности, чуткости и заботы в отношениях с коллегами и воспитанниками укрепляют в детках веру в торжество морали. И, напротив, если дети были свидетелями равнодушного или бестактного отношения педагога к кому-то, нравственному развитию дошкольников наносится существенный урон.

Действенность нравственного воспитания определяется личным примером самого воспитателя. Духовная близость и уважение к педагогу, побуждающие ему подражать, формируются из многих слагаемых и, в частности, зависят:

-  от степени его компетентности,

- профессионализма,

- характера повседневных взаимоотношений с детьми.

Особенно важно не допускать, чтобы слова, даже искренние, страстные, расходились с его делами, поступками. Если педагог провозглашает одни нормы жизни, а сам придерживается других, то он не вправе рассчитывать на действенность своих слов.

 Сегодня мы даем возможность познакомиться с принципами педагогической деятельности, которые выделил Ш. А. Амонашвили, как основные в гуманном подходе к детям.

       Первый - любить ребенка, т.к. без этого невозможно воспитать гуманную душу человека и только любовь облегчает воспитание. Она, единственная добрая сила, стимулирует его взросление, доброе отношение к окружающим. Педагогика любви не терпит грубости, давления, ущемления достоинства, все это составляет темную силу педагогики, отравляет жизнь ребенка, вносит в нее разочарование и злобу.

Второй - очеловечить среду, в которой живет ребенок, т.е. обеспечить душевный комфорт и равновесие. Ни одна сфера общения не должна раздражать ребенка, рождать в нем страх, уныние, униженность. В такой обстановке он теряется, легко может прийти к озлобленному душевному состоянию. Тогда он начинает делать зло другим, тогда он с легкостью найдет приют в "тихом омуте".

3. Практическое задание: 

Вопрос: - Нужно ли специально создавать ситуацию, чтобы побуждать у детей чувства добра?

- Например, как вы смотрите на эту ситуацию:

"Ребята, - вдруг сказала воспитательница, - Вова потерял рукавичку.

Что теперь делать? У него же руки замерзнут. Пусть каждый по очереди даст ему свою рукавичку погреться. Кто первый?" Дружно потянулись ручонки. Всю дорогу Вова грелся теплом чужих варежек, не подозревая, что свою вовсе не потерял: она лежала в кармане воспитательницы. Вова, наконец, увидел, как добры и чутки его друзья, для которых он нередко жалел игрушку.

- Были ли подобные случаи в вашей практике? Какие?

Откройте и прочитайте первую памятку (красный лист)

Посеять в детских душах доброту, это значит:

                 Ласково и только по имени называть детей.

                 Создать в группе живой уголок и добиться, чтобы дети заботились об его обитателях.

                 Учить с детьми стихи о доброте.

                 Не обсуждать поступки при посторонних, чтобы не вызвать этим негативных чувств у других детей.

                 Не унижать ребенка.

                 После замечания прикоснуться к ребенку и дать понять, что вы ему сочувствуете.

                 Радоваться проявлению внимания и чуткости детей.

                 Использовать пословицы о доброте.

                 Читать стихи, сказки, рассказы на данную тему.

                 Рассказывать родителям о добрых поступках детей.

                 Создавать ситуации, зовущие к добру и состраданию.

                 Оказывать внимание заболевшим детям, привлекая к этому детей, посещать их.

                 Заботиться о младших (делать подарки, игрушки, расчищать участок, помогать одеваться и т.д.)

                  Составлять с детьми сказки о доброте.

                 Проводить экскурсии в лес.

                 Обсуждать с детьми ситуации положительного характера, например: "Как нас выручил Миша", "За что я люблю свою подругу", "Наши добрые дела".

   Напротив того совета, который был уже использован на практике и дал положительные результаты, поставьте знак "+". Напротив того совета, который не доводилось использовать на практике "-". Над советом, который вызван удивление "!".

4.    Урок 2.  «Отношение к детям»

В детстве каждый человек требует добра, участия, ласки. Если ничего этого нет, если человек вырастает в обстановке равнодушия и бессердечности - юное сердце становится равнодушным, в нем нет чуткости к добру и красоте.

- Ваше мнение по этому вопросу: пожалуйста  (называть по фамилии педагогов)

- Вам нравится, когда вас называют по фамилии? Хотели бы Вы, чтобы вас называли по фамилии?

- А как вы думаете, какое чувство испытывает в такой ситуации ребенок? Это был Урок 2.  «Отношение к детям»

    Трудно поверить, но обращение к детям по фамилии переводит детей в официальную тональность общения, лишает их личностной ласки и сочувствия. В итоге наши дети не получают своей порции "поглаживания", а это в дошкольном возрасте просто опасно. А как разнообразны обращения к детям.

Задание: "Как можно обращаться к детям, различать их,  если у вас в группе 5 Вероник или как выходите из ситуации, если в группе несколько детей с одинаковыми именами".

5. Урок 3 «Художественное слово»

Наверно, недаром в народе говорят: "Слово лечит, слово ранит". Лечить словом - это значит вовремя найти нужные слова, утешить, подбодрить словом в трудную минуту ребенка. Как это сделать? Что сказать?

Можно ли затронуть тонкие струны маленьких сердец чтением произведений, стихов?

Вопросы по парам:

1. Назовите произведения на примере, которых можно воспитывать различные нравственные чувства.

2. Какие приемы помогают в воспитании нравственности дошкольников?

6. Урок 4.  «Как преодолеть озлобленность у детей?»  Практическое задание

Обратите внимание на памятку 2. (зеленый лист)

Выскажите свое мнение:

ü                 Согласны ли вы с ее содержанием? Свое мнение постарайтесь обосновать примерами из практики.

ü                 С каким из пунктов вы не согласны?

 7. Работа с карточками. Задание: отметьте на карточке меры воздействия педагога на предложенную ситуацию: "Если ребенок обидел товарища ... " (Желтый лист)

- кружками,  те действия, которые вы использовали;

- подчеркните действия, которые не использовали, но вам понравились, вызвали интерес;

- зачеркните те действия, которые вы отрицаете.

                 Не обращать внимания.

                 Предложить дать сдачи.

                 Пригрозить: "Мы сейчас с тобой также поступим".

                 Лишить игрушек.

                 Объявить бойкот.

                 Отправить в тихий угол поостыть.

                 Осудить поступок в коллективе детей.

                 Долго объяснять поступок ребенку.

                 Добиваться извинений.

                 Сказать, например: "Что это с тобой случилось? Ты никогда никого не обижал. Может, тебя злодей сегодня околдовал? Мы тебе поможем снова стать добрым!"

                 Заплакать вместе с обиженным.

                 Прибегнуть к помощи волшебной палочки, ключика. Прикоснуться к плечу обидчика с волшебными словами.

                 Рассказать все пришедшим в группу взрослым, какой поступок совершил этот ребенок.

                 Отвести к заведующей.

                 Прочитать четверостишие. Какое?

                 Отправить к груше: "Грущу бить можно, а детей нет".

                  Отправить к "сердитому" зеркалу.

                 Отправить обоих в уголок примирения.

                 Выслушать объяснения обоих обидчиков.

                 Предложить родителям принять меры.

                 Посоветоваться с родителями, в чем они видят причину проступка?

8.  Урок 5 « Ябеда – беда для группы»

     Как часто в течение дня мы слышим от детей жалобы на других. Ябеда есть в каждой группе. Сколько их, много или мало, наверное, зависит от нашего к ним отношения. Иногда бывают случаи, что дети жалуются на сверстника до тех пор, пока их "провинившийся" товарищ не получит замечания от взрослого или не будет наказан. Ребята хорошо знают, что наказание - это горько, неприятно, стыдно. Они сами это пережили, и, казалось бы, должны своего товарища пожалеть. А вот не жалеют. Почему? Их не научили сочувствию. Но их ведь не учили и злорадству. Да, конечно, специально не учили. Но не замечали, не останавливали, не разъясняли неблагородный поступок ребенка.

    «Мальчик, выполняя поручение воспитателя, подклеивал порванную книгу и нечаянно пролил клей. Наблюдавшие за его работой дети весело запрыгали и закричали: "А мы скажем, а мы скажем ... " и побежали к воспитателю жаловаться. Никто из них не помог расстроившемуся мальчику».

   - Как вы поступаете в таких случаях?

- Что вам больше всего помогает в борьбе с ябедничеством?

- Учили ли вы известные стихи поэтов.

Пусть стихотворение "Ябеда" В. Кодряна поможет вам в борьбе с ябедами.

А он упал и прямо в грязь,

Она чуть-чуть не подралась.

Володя ваш почти не ел.

Ваш Юpa очень тихо пел.

Про всех все знает, все расскажет.

О чем не спрашивают даже.

И за такой-то честный труд

Девчонку "ябедой" зовут.

       Попробуйте каждый раз на жалобу читать стихотворение. Какие еще стихи Вы знаете?

После нашего большого разговора о том, как помочь детям преодолеть такие порочные качества, как озлобленность, злорадство, жестокость, пришло время слову-эстафете. Это значит, вам необходимо продолжить предложение, высказать свою основную мысль.

"Я, как педагог, могу помочь преодолеть детям злорадство, жестокость, озлобленность, если ... (передается эстафетная папочка по кругу и воспитатели продолжают фразу)».

9.   Урок 6. Острое блюдо

       Что сегодня нужно предпринять нам, педагогам, чтобы наши воспитанники на долгие годы сохранили выражение детскости и чистоты? В этом поможет ваше участие в рубрике "острое блюдо".

Вопросы острого блюда

1. Вы вдруг услышали от детей такой уговор: "Я тебе дам значок, а ты меня примешь в игру". Ваши действия?

2. В группу внесли новые игрушки, которыми хочет овладеть каждый. Как предотвратить ссоры, драки, вызвать желание уступить другому?

3. Ребенок разбил чашку. На его лице испуг. Няня начинает грозную речь, а вы?

4. Ребенок споткнулся и упал. Никто из товарищей его слез не замечает. Ваши слова и действия.

И все-таки: отчего картина жизни сегодняшних дней представляется не такой радостной, как хотелось бы. Где искать корень зла: в обществе, в семье, а нет ли в нас того, что мешает взойти в детских душах семенам чуткости и щедрости? Кажется, нет того большого, от чего зависит воспитание доброты. Все воспитание состоит из наших случайных слов, прикосновения, взгляда.

Вот еще один случай: В детском саду проходил утренник. Дети нарядно одетые пришли в зал, и только Алеша выделялся среди них неряшливым видом: гольфы спустились, белая рубашка была мятой и запачканной. После утренника воспитатель сказал ребятам: "Дети, вы хорошо сегодня пели и танцевали, молодцы! А вот Алеша нас всех подвел, пришел на праздник неаккуратным!" Дети обступили Алешу, стали говорить ему обидные слова. Юра дернул за рубашку, подарок выпал из рук и рассыпался. Алеша заплакал. Только после этого воспитатель сказала: "Ну все, не трогайте его!"

Не обсуждая эту ситуацию, мы предлагаем минуту самоанализа, размышления. Вспомним, были ли у нас слова, фразы, необдуманно брошенные в адрес беззащитного ребенка, которые ранят больней, чем кнут, которые убивают в ребенке достоинство. Самое обидное, что брошены эти слова бывают и не по адресу. Только не будем успокаивать себя мыслью, что в этот момент и самим было не сладко: плохое настроение, депрессия, усталость. Это ведь только для самоуспокоения, а дело в том, что слово, обращенное к ребенку, не пропустили через свое сердце и душу, не поставили себя на его место, поэтому и приходится слышать ему твердые, но равнодушные слова: "в туалет? - нельзя, надо спать"; "пить? - нет воды"; тем, кто не спит - "буду зашивать глаза", а если описался - "как не стыдно, такой большой", или предательское молчание в присутствии разбушевавшейся няни, громко ругающей ни за что, ни перед кем не провинившегося ребенка. Почему дети равнодушны? - часто удивляемся мы. А может и эти, на первый взгляд кажущиеся, мелочи и не дают вовремя пробудиться теплу детских сердец. Никакая методика и даже практика здесь не помогут. Да и какую методику можно создать для сердца. И ясно одно: только отзывчивое сердце педагога может услышать боль ребенка, принять ее, разделить.

   Вот и подошел к концу наш день в волшебной школе Фей

    В заключении предлагаем педагогам по стакану «волшебного напитка» (в стаканы налит сок): 

    - Предлагаем волшебный напиток, который  поможет вам, дорогие педагоги, превратить наших детей в добрых, чутких, отзывчивых. Мы знаем, вы все мечтаете о том, чтобы дети были именно такими. Выпив первый глоток, вы уже не сможете громко ругать детей, обсуждать их проступки в присутствии других, а будете подмечать только хорошее и радоваться, восхищаться, поощрять.

После второго глотка напитка вы уже не сможете называть детей по фамилии, никого и никогда, а после третьего у вас появится необыкновенное желание учить стихи и пословицы о доброте, ежедневно совершать с детьми много добрых поступков по отношению к природе, малышам и всем, кто нуждается в помощи.

И тогда волшебный мир доброты откроется вам и вашим детям.

Друзья мои!
Внушайте людям веру!
И чаще говорите “Добрый день”,
И следуйте хорошему примеру!
Продляйте добрым словом
Жизнь людей!                 

В. Боков.

Решение педсовета

5. Проект решения педагогического совета.

1. С целью воспитания у детей положительных качеств характера, мотивирования на совершение добрых поступков и дел провести в детском саду тематический день «День спонтанного проявления доброты», разработать конспекты и предоставить в методический кабинет.

Ответственные: ст. воспитатель, воспитатели групп. Срок выполнения: до 31.01.2022г.

2. Организовать и провести акцию «Подари улыбку прохожему», направленную на закрепление правил вежливого общения и формирования положительного отношения между сотрудниками, воспитанниками и их родителями.

Ответственные: ст. воспитатель, воспитатели групп. Срок выполнения: до 31.01.2022г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер класс на межмуниципальный семинар на тему: «Духовно-нравственное воспитание как основа гармоничного развития личности дошкольника »

Повышать знания, профессиональную компетентность, педагогическое мастерство воспитателей в осуществлении задач нравственного воспитания....

Духовно-нравственное воспитание как основа гармоничного развития личности дошкольника»:

Детство – время развития всех сил человека; как духовных, так и телесных, время приобретения знаний об окружающем мире, время формирования нравственных навыков и привычек. В дошкольном периоде и...

Духовно – нравственное воспитание – основа гармоничного развития личности дошкольников

Рассматриваются вопросы духовно-нравственного воспитания, знакомство с парциальными программами....

Духовно-нравственное воспитание как условие гармоничного развития личности дошкольника

Консультация для родителей: "Духовно-нравственное воспитание как условие гармоничного развития личности дошкольника"...

Духовно-нравственное воспитание как основа гармоничного развития личности дошкольника.

Духовно-нравственное воспитание как основа гармоничного развития личности дошкольника....

Доклад на тему « Духовно- нравственное воспитание, как основа гармоничного развития личности дошкольников».

laquo; Духовно- нравственное воспитание, как основа гармоничного развития личности дошкольников»....

«Духовно-нравственное воспитание как основа гармоничного развития личности дошкольника

Детство – время развития всех сил человека; как духовных, так и телесных, время приобретения знаний об окружающем мире, время формирования нравственных навыков и привычек. В дошкольном пер...