"Хлеб всему голова"
учебно-методический материал по окружающему миру (старшая группа) на тему
Предварительный просмотр:
Конспект занятия для детей старшей группы
по познавательному развитию
« Хлеб –всему голова»
Цель :познакомить детей с путешествием зернышка от поля до стола
(как получается хлеб).
Задачи:
- Ознакомить детей с трудом хлеборобов и повара, показать общественную значимость труда. Воспитывать уважение к труду людей разных профессий и бережное отношение к результатам их труда.
-Систематизировать и углублять представления детей о сезонных изменениях в жизни растений.
-Создавать условия в процессе занятия для самостоятельного разрешения проблемной ситуации, развивать логическое мышление при помощи проблемной ситуации.
- Развивать патриотическое и нравственное воспитание.
- Прививать интерес к навыкам приготовления пищи.
Материалы:
Макет хлебного дерева, слайды « Посев хлеба», «Уборка урожая», элеватора, мельниц, колосья пшеницы, ручная и электрическая кофемолка, проросшее пшеница, тесто, разделочная доска, фартуки и колпаки, музыкальное сопровождения, мяч.
Обогащение словаря: Элеватор, плуг( рыхлитель земли), сеялка, ступка, жернова.
Мотивация личной заинтересованности: до прихода детей в зале появляется макет хлебного дерева, на котором растут разные сорта хлеба.
Встреча гостей хлебом и солью( Воспитатель в русском национальном костюме встречает гостей)
Ритуал приветствия
Дети в кругу держась за руки говорят эти слова:
Мы друг друга обожаем,
Всех друзьями называем.
Вместе мы, и ты и я,
Как огромная семья.
Потом оставаясь в кругу, на ладошках передают друг другу свое хорошое настроение
Методика проведения занятия
Воспитатель: Отгадайте пожалуйста загадку:
Отгадать легко и быстро
Мягкий, пышный и душистый,
Он и черный, он и белый,
А бывает подгорелый.
(Хлеб)
Да, верно, мы с вами поговорим именно о нем. Хлеб с румяной корочкой, душистый, ароматный, горячий, мягкий. Он – самый главный на каждом столе. А вот каким он может быть еще, вы мне и расскажете.
Дидактическая игра «А какой он, хлеб?»
Подбор определений к существительному. (Дети стоят в кругу и передают по кругу мяч и называют определения, например, хлеб румяный, свежий, душистый, аппетитный, мягкий, черствый, белый, горячий, витаминный, воздушный, ароматный).
В нашем зале появилось чудо-дерево, давайте рассмотрим его.
Что висит на нем? Как называются сорта хлеба, висящего на дереве?( Ответы детей)
Рассказ-небылица о чудо – дереве
Не в некотором царстве, не в некотором государстве, а в городе Москве, в одном детском саду дети посадили в землю хлебное зёрнышко. А нашли они это хлебное зёрнышко на окошке. Это зёрнышко принес им сизый голубь. Прошло с той поры немало времени, и в группе у детей выросло чудо – дерево. Чудо расчудесное , а на дереве том растут не бананы и не апельсины, а булки, батоны, ватрушки, бублики и печенье. Хорошо теперь детям. Они не будут завтракать, обедать, а только срывать с дерева ватрушки, пирожки и батоны. Они будут их кушать и других детей угощать. Вот такое чудо – дерево растет у ребят.
Воспитатель: Что в небылице не правда? А чему здесь можно поверить? (Ответы детей) (хлеб не растет на дереве)
Ребята, а как хлеб попадает к нам на стол?
Слайд 1: подготовка земли к посеву
Слайд 2: посев пшеницы
Воспитатель: Что нужно для того, чтобы зёрнышко проросло в земле?
(Правильно, нужна вода)
Слайд 3, 4, 5:
Воспитатель: Из такого зернышка сначала вырастет маленький росточек, вот такой( рассматривание проросшую пшеницу), потом колосок, затем эти колоски соберут на поле комбайнами и отвезут на элеватор, потом мелькомбинат или на мельницу.
Физкультминутка:
Дуйте, дуйте веты в поле,(руки на верху изображают ветер)
Чтобы мельницы мололи.(руки показывают мельницу)
Чтобы завтра из муки,
Испекли нам пироги (показывают)
Проблемный вопрос: Как получить муку?
Воспитатель: Люди по-разному перемалывали муку
Слайд 6 – Камни, ступка, жернов и мельница
Слайд 7- рассматривание мельниц: водяные, ветряные и электрические
Эксперимент
Размалывание зерна с помощью ручной и элэктрической кофемолки, рассматривание муки разного помола.
Воспитатель: Вы знаете, почему хлеб бывает разного цвета? Мука бывает пшеничная – ее делают из пшеницы, и ржаная – ее делают из ржи. Из пшеничной муки выпекают белый хлеб, булочки, караваи, а из ржаной – чёрный хлеб и ржаные пряники.
Слайд 8 – Разные сорта хлеба
Воспитатель: Ребята, кто видел как пекут хлеб?( Рассказы детей)
Слайд 9 - процесс выпечки хлеба
Пословицы и поговорки о хлебе:
Воспитатель: А кто знает пословицы или поговорки о хлебе?
-Хлеб всему голова
-Хлеб в пути не в тягость
-Хлеб да вода – богатырская еда
- Кто без устали работает, тот без хлеба не бывает
- Хлеб -соль кушай, а мудрых людей слушай и т.д.
Беседа о пословице « Хлеб – всему голова»
Воспитатель: А почему говорят « Хлеб – всему голова»?
Да, во время войны, люди голодали. На целый день им выдавали вот такой кусок хлеба. Тогда хлеб был дороже всего.
Слайд 10- 125 блокадных грамм
Показ детям размер кусочка хлеба, который выдавался в блокадном Ленинграде. Чтение стихотворения О. Берггольц «125 блокадных грамм, с огнем и кровью пополам».
Воспитатель: Вот такой кусочек хлеба выдавался на человека на день. А сейчас Юра прочитает нам отрывок стихотворения О. Берггольц « 125 блокадных грамм, с огнем и кровью пополам».
Вперед! Как ноют волдыри,
примерзли к варежкам ладони.
Но он доставит хлеб, пригонит
к хлебопекарне до зари.
Шестнадцать тысяч матерей
пайки получат на заре -
сто двадцать пять блокадных грамм
с огнем и кровью пополам.
Воспитатель: А сейчас у нас гостьях, повар нашего садика Раиса Азимовна. Она покажет и расскажет как правильно вылепить булочку.
На занятие приходит повар ДОУ и рассказывает детям, как правильно работать с тестом, объясняет, как вылепить булочку. Можно рассказать детям, как настроение влияет на приготовление пищи.
Самостоятельная работа
Дети лепят булочки под музыку, потом относят их на кухню, где повар ставит их в духовку.
Чаепитие с булочками
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"В каждом зернышке пшеницы, в каждой крошке хлеба - труд" - конспект тематического занятия (тема: "Хлеб - всему голова!" автор Мельцаева Надежда Федоровна, воспитатель МБДОУ "Детский сад №8 с. Новое" Суздальский район, Владимирская область
Данное занятие "В каждом зернышке пшеницы, в каждой крошке хлеба - труд" проводилось в рамках тематической недели "Хлеб - всему голова!" .Цель - воспитывать уважение к труду хлеборобов и бережное отно...
"Хлеб всему голова" Сценарий заключительного праздника для двух подготовительных групп в рамках краткосрочного проекта "Хлеб всему голова"
"Хлеб всему голова"Сценарий заключительного праздника для двух подготовительных групп в рамках краткосрочного проекта "Хлеб всему голова" Цель : Воспитание бережного отношения к хлебу, уваж...
"Хлеб-всему голова"" Осенний праздник хлеба в подготовительной группе
Цель: Продолжать расширять знания детей о хлебе: процесс выращивания (кто его выращивает, люди каких профессий помогают хлеборобам; какие орудия и машины используются при...
Методическая разработка. Сценарий тематического дня в д/с "Хлеб всему голова", для детей подготовительной группы "Откуда хлеб пришёл?"
Формирование у детей первичных представлений о людях и объектах окружающего мира. Уточнять и расширять знания детей о труде людей, выращивающих хлеб, об уборке урожая....
Конспект занятия в старшей группе по окружающему миру: "Хлеб-всему голова!".Стихи и загадки о хлебе.
Знакомить детей с простой системой- от маленького зернышка,посаженного в землю, до румяного душистого каравая хлеба на столе. Познакомить с трудом хлебороба; учить ценить хлеб как основное богатство....
Сценарий мероприятия,посвящённое Всемирному дню хлеба: «Хлеб — всему голова» с интерактивной игрой "От зерна до хлеба"
Этот сценарий с интерактивной игрой поможет подготовиться и провести интересное мероприятие....