ПРОЕКТНЫЙ МЕТОД – КАК СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О РОДНОМ КРАЕ
проект по окружающему миру (старшая, подготовительная группа) на тему
Воспитание чувства патриотизма – процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к родному городу и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_kraevedenie.doc | 39.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОЕКТНЫЙ МЕТОД – КАК СПОСОБ
ФОРМИРОВАНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О РОДНОМ КРАЕ
Разработчик: Ульянова Н.В.
« Человеку никак нельзя жить без Родины, как жить без сердца»,- К.Паустовский.
Родина. Отечество. В корнях этих слов близкие каждому образы: мать, отец, родители, те, кто дает жизнь новому существу. Воспитание чувства патриотизма – процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к родному городу и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребенка.
В последние годы идея воспитания патриотизма и гражданственности приобретает все большее общественное значение, становится задачей государственной важности. Современные исследователи в качестве основополагающего фактора интеграции социальных и педагогических условий в патриотическом и гражданском воспитании дошкольников рассматривают национально – региональный компонент. При этом акцент делается на воспитание любви к родному дому, природе, культуре малой Родины.
Поэт Симонов в стихотворении « Родина» пишет: « Ты вспоминаешь не страну большую, которую изъездил и узнал, ты вспоминаешь Родину такую, какой ее ты в детстве увидал».
И действительно, как не велика наша страна, человек связывает свое чувство любви к ней с теми местами, где он родился, вырос; с улицей, по которой ходил не раз; с двором, где играл и посадил первое деревце; с детским садом, школой.
Рост научно – технического прогресса, новые открытия и технические изобретения отодвинули на второй план духовные ценности. Проблемы воспитания у подрастающего поколения любви к своей малой Родине выпали из поля зрения ученых и практиков на многие годы. С введением в действие закона РФ « Об образовании» одним из приоритетных направлений стало знакомство детей дошкольного возраста с национальным и региональным наследием и историей страны, края.
Программные требования по краеведению детей 5-7 лет
- Знание детьми своего ФИО и своих родителей.
- Знание домашнего адреса, в каком городе, области и стране они живут.
- Знание улиц и площадей города.
- Знание архитектуры города.
- Знание основных музеев города.
- Знание скульптур и парков города.
- Знания о природных богатствах области.
- Интеграция знаний в других проектах.
Проектирование – это комплексная деятельность, участники которой автоматически ( без специально провозглашаемой дидактической задачи со стороны организаторов ) осваивают новые понятия и представления, в данном случае о родном крае.
Проект – это исследовательский поиск, так называемая игра « всерьез», в которой дети усваивают сложнейший краеведческий материал.
Обязательная составляющая проекта:
- детская самостоятельная деятельность;
- сотворчество детей и взрослых;
- развитие коммуникативных способностей детей, познавательных, информационных и творческих навыков;
- применение полученных знаний на практике.
Этапы разработки и проведения проекта:
- постановка цели, исходя из интересов детей;
- планирование;
- создание условий ( информация, материал, развивающая среда);
- содержание деятельности проекта:
* совместная деятельность детей и педагогов ( занятия, экскурсии, экспериментальная работа, игры),
* творческая работа – самостоятельная деятельность детей и совместная с родителями ( сочинение рассказов, фото, поделки, рисунки и т.п.),
- итоговое мероприятие проекта.
ПРОЕКТ « Родной свой край люби и знай»
Одна из центральных образовательных идей данного проекта – это воспитание гражданственности и патриотизма, интереса к истории и культуре родного края.
Цель проекта: планомерное знакомство дошкольников с историей нашего отечества, края, города, с природными богатствами нашей области.
Задачи:
- Приобщение детей к национальной и мировой культуре.
- Воспитание духовных и познавательных потребностей детей.
- Развитие эмоциональной сферы и эстетической восприимчивости, развитие коммуникативных навыков.
- Развитие связной речи.
Формы работы:
- экскурсии в музеи, экскурсии по городу, посещение выставок, просмотр экспозиций;
- игровые, театрализованные занятия;
- беседы ( коллективное и индивидуальное обсуждение впечатлений, полученных в музее, на экскурсии, целевой прогулке );
- встречи с музейными специалистами;
- опыты с природными материалами;
- просмотр видеофильма о нашем крае.
Примерное содержание проекта:
- Беседы « Я и моя семья», « Мой дом, моя улица».
- Занятия « Мой любимый город», « Моя Родина – Россия», « Москва – столица России», « Значение зданий в жизни города», « Достопримечательности нашего города», « Богатство нашего края».
- Мини-музеи «Янтарный край», «Русская изба», «Русская игрушка», «Колокольчик», « Русская матрешка».
- Экскурсии в краеведческий музей, в музей Янтаря, в музей Мирового океана, в музей Кафедрального собора, В музей «Фридландские ворота», в Экоцентр, в Блиндаж.
- Целевые прогулки в соседнюю школу, по близлежащим улицам, в Дом творчества, в парк.
- Дидактические игры по краеведению.
- Совместная деятельность: Фотовыставки « Я и моя семья», « Лучше папы друга нет», « Мамочка любимая, мамочка моя», изготовление карты Калининградской области с обозначением полезных ископаемых и животных, изготовление панно из янтарной крошки.
- Самостоятельная деятельность: аппликация « Моя улица», рисование « Моя дружная семья», портрет папы, портрет мамы, рисование здания Музея янтаря, площади нашего города.
- Работа с родителями: консультации « В музей всей семьей», « Памятные места нашего города»; беседы « Как интересно провести выходной день», «На отдых летом»; придумывание рассказа «Мой любимый город».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Взаимодействие ДОУ и семьи по формированию у дошкольников интереса к родному краю
Взаимодействие ДОУ и семьи по формированию у дошкольников интереса к родному краю...
Консультация «Взаимодействие ДОУ и семьи по формированию у дошкольников интереса к родному краю»
Консультация «Взаимодействие ДОУ и семьи по формированию у дошкольников интереса к родному краю» К проведению тематического дня «День Матери»...
План по саморазвитию педагога Тема: «Формирование у старших дошкольников представлений о родном крае посредством туристско-краеведческой деятельности»
План по саморазвитию педагога Тема: «Формирование у старших дошкольников представлений о родном крае посредством туристско-краеведческой деятельности»...
«Формирование у дошкольников представлений о родном крае через совместную деятельность педагогов с детьми»
Районное педагогическое чтение....
Консультация для родителей по формированию у детей представления о родном крае
В сжатой форме даны рекомендации родителям по приобщению дошкольников к изучению родного края....
Презентация «Формирование у дошкольников представлений о родном крае через совместную деятельность педагогов с детьми»
Патриотическое воспитание дошкольников по ФГОС довольно актуально в условиях современности. Это связано с установлением приоритетности материальных ценностей перед духовным в нашем обществе. Однако во...
«Формирование у старших дошкольников представлений о родном крае посредством туристско– краеведческой деятельности»
Туризм – самая массовая форма активного отдыха и оздоровление детей, одно из важных средств воспитания подрастающего поколения. Туризм успешно решает воспитательные и познавательные задачи....