«Формирование у старших дошкольников представлений о родном крае посредством туристско– краеведческой деятельности»
материал (старшая группа)

Кочеткова Алёна Сергеевна

Туризм – самая массовая форма активного отдыха и оздоровление детей, одно из важных средств воспитания подрастающего поколения. Туризм успешно решает воспитательные и познавательные задачи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_moe.docx47 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«Детский сад № 1»yemblemambdou_

Выступление с презентацией на педагогическом совете

Тема: «Формирование у старших дошкольников представлений о родном крае посредством туристско– краеведческой деятельности»

                                                         Подготовила воспитатель:

Кочеткова Алёна Сергеевна

                     

г. Саров

2024 г.

(2 слайд)                           Поэт Симонов в стихотворении “Родина” пишет:

“Ты вспоминаешь не страну большую, которую изъездил и узнал.

 Ты вспоминаешь Родину такую, какой её ты в детстве увидал”.

Актуальность :

(3 слайд) Туризм – самая массовая форма активного отдыха и оздоровление детей, одно из важных средств воспитания подрастающего поколения. Туризм успешно решает воспитательные и познавательные задачи.

С ее помощью дети могут получить знания об истории, культуре, развитии своего города, области, края. Как не велика наша страна, человек связывает свое чувство любви к ней с теми местами, где он родился, вырос; с улицей, по которой ходил не раз. Знакомство с родным городом, посёлком и родной страной вызывает у детей положительные чувства и эмоции. Имея такие знания, у детей формируется желание жить, трудится в своем городе, селе, области, крае. В дошкольном возрасте происходит достаточно  интенсивное развитие эмоциональной нравственно-волевой и интеллектуальной сфер личности ребенка. Дети начинают усваивать ценности того общества, в котором они живут.

( 4 слайд) Цель моей работы: формирование представлений о родном крае посредством детского туризма и экскурсий у детей  с ТНР старшего дошкольного возраста.

 

( 5 слайд)

В соответствии с целью были сформированы следующие задачи:

  • формировать у детей преставления о малой родине и её достопримечательностях;
  • развивать устойчивый интерес к природе родного края, к окружающему миру;
  • содействовать освоению знаний в области туризма и овладению детьми  доступными приемами туристической деятельности;
  • воспитывать ценностное отношение  к малой родине и  миру природы

Туристские прогулки - это не только яркие и положительные эмоции, это возможность узнать себя, оценить свои способности, показать свои силы и преодолеть новые препятствия. Любая туристская прогулка для детей старшей  группы начинается с ознакомления их с историей родного города и края. В процессе этого восприятия у детей развивается любознательность, появляются различные вопросы, на которые они со взрослым находят ответы, тем самым формируются мышление, речь, расширяется кругозор и закладывается основа национального самосознания.

Экскурсия так же является важной формой туристско-краеведческой деятельности, она вызывает интерес у детей и помогает взрослым найти нужную направленность в общении с ними, способствует развитию чувства патриотизма и гордости за свою родину.

У детей к старшей группе уже имелся запас представлений о малой родине, но как показали результаты мониторинга, у них недостаточно сформированы знания о достопримечательностях и природе родного края.

Изучив парциальную программу рекреационного туризма для детей старшего дошкольного возраста «Весёлый рюкзачок» под редакцией А.А. Чеменевой, в которой предлагаются современные организационные, методические подходы к использованию средств туризма, мы решили адаптировать и апробировать её в работе с детьми по организации походов - прогулок и взаимодействию с семьей.

(6 слайд) На первом этапе нашей работы состоялось знакомство детей с персонажем «Весёлый рюкзачок», который в доступной форме рассказал дошкольникам о туризме, о том, что необходимо туристу в походе.

Совместно с Рюкзачком дети поиграли в игру «Что возьмём с собой в поход?».

(7 слайд) Для усвоения и пополнения знаний с детьми были проведены беседы: «Здравствуй, рюкзачок», «О туризме и туристах». Посмотрели презентации: «Кто такой турист?», «Компас лучший друг туриста». Успешно прошла квест – игра «Найди клад» с использованием компаса.

 (8 слайд) Дети рассказали, что у них дома есть рюкзаки, которые пригодятся для похода и мы оформили в группе выставку «Веселый рюкзачок».

Каждый ребенок провел презентацию своего рюкзачка, рассказал в каких путешествиях он побывал со своим рюкзачком и что в него необходимо положить для комфортного путешествия.

(9 слайд) Для того, чтобы родители включились в эту работы для них была проведена консультация «Знакомимся с туризмом для дошкольников».

Продуктивно прошел совместный досуг родителей  с детьми, где родители  отгадывали загадки, выполняли задания, а в игре-трениге «Что возьмём с собой в поход?» родители выступили в роли начинающих туристов, а дети в роли экспертов.

 (10 слайд) Ребята настолько увлеклись идеей путешествия, что начали сами предлагать варианты маршрутов: «Куда можно отправиться путешествовать в детском саду?»

Так возникла идей отправиться в мини-поход по тропе здоровья. Изучили карту маршрута и отправились в путешествие. Особый интерес у детей вызвала метеостанция, на которой они познакомились с понятиями «прогноз погоды» и как его можно прогнозировать.

( 11 слайд)  Очень понравились и  запомнились детям мини-походы по территории детского сада такие как:

 - «В гости к золотой осени»,

- «Царь русского леса - Дуб»,

- «В гости к пернатым»,

- «Загадки зимушки – зимы»

Где дети знакомились с приметами, пословицами и поговорками. (Например: От осени к лету повороту нету; Дуб стар, да корень свеж; В зимний холод, всякий молод  и др.); играли в русские народные игры: «Ай да птица, что за птица!», «Совушка – сова», «Снежная баба», «Мороз красный нос» и.т.д.).

( 12 слайд) Дети группы  много рассказывали о достопримечательных местах Сарова, которые они посетили с родителями, поэтому возникла идея проекта  «Мой родной город Саров», в рамках которого мы провели экскурсии :

( 13 слайд) - к торговому центру «Апельсин». Многие дети уже знали это здание, но называли его магазин, а на экскурсии они узнали, что это торговый центр и чем отличается торговый центр от продовольственного и промтоварного магазинов. Дети научились определять по вывескам, что может находиться в торговом центре.

В процессе экскурсии обращали внимание детей на здания, которые находятся рядом с торговым центром: пенсионный фонд РФ, гостиница.

После экскурсии провели с детьми беседу о том, что нового увидели и что нового узнали, дети делились своими впечатлениями, которые отразили в рисунках.

( 14 слайд) - очень эмоционально и позитивно прошла экскурсия на «Почту России». Сотрудница почты рассказала детям о работе почтальона, насколько она важна и необходима, почему почтальон должен знать хорошо свой город и названия улиц. Показала ячейки для хранения журналов и газет, которые могут почитать посетители почты. Рассказала о закрытых почтовых ящиках, в которых хранится корреспонденция  и почему нужно знать свой домашний адрес. Мы решили отправить письмо детям в другой детский сад. Сотрудница почты нам показала, как правильно оформить конверт, как наклеивать марки, чтобы письмо дошло до адресата. На память об экскурсии мы приобрели календарь «Дракончик». Экскурсию дети отразили в сюжетно – ролевой игре «Почта», где закрепляли знания о своем домашнем адресе и названиях улиц города.

( 15 слайд) - в ходе беседы о домашних животных, мы рассказали детям, что у нас в городе есть приют для бездомных животных и называется он очень смешно «Муррдом», но находится он очень далеко от детского сада, на улице Железнодорожная. Своей информацией дети поделились с родителями и мы решили организовать благотворительную акцию «Большая помощь маленькому другу» и посетить приют совместно с родителями. Дети познакомились с жизнью кошек в приюте  и  увидели, как ухаживают за животными, почему часто их приходится лечить и откуда они попадают в приют. Детям очень понравились питомцы, Алина попросила взять кошку Мелису домой, сначала эта идея маме не очень понравилась, но кошка Мелиса приобрела свой дом и счастливо живёт с Алиной и собакой Баней.

Благодаря экскурсии, дети узнали, что в городе есть такая улица Железнодорожная, на которой находится такой нужный дом.


( 16 слайд) Играя в сюжетно – ролевую игру «Путешествие по городу Сарову» экскурсовод Саша рассказал о висячем мосте. Многие дети впервые услышали про него и заинтересовались, почему он так называется?  У нас возникла идея о проведении семейной экскурсии «По достопримечательностям города Сарова».

(17 слайд)  По результат экскурсии в группе была оформлена фотовыставка «Мой любимый Саров».

(18 слайд)  В процессе проводимой работы РППС группы пополнилась: фотоальбом «Достопримечательности Сарова», книжками – малышками «Саров – моя малая Родина», семейным  лэпбуком  «Мой родной город - Саров», пособием «Знаменитые земляки», подборкой стихов,  ( 19 слайд) игрой – ходилкой  «Путешествие по Сарову», фотоальбомов «Наши юные туристы», дидактической игрой «Собери  картинку своего города».

Таким образом, мы пришли к выводу, что детский туризм- увлекательный вид деятельности, позволяющий «разбудить» познавательный интерес ребенка и сделать ознакомление с родным краем занимательным и интересным. Данную работу планируем продолжить  и организовать такие походы и экскурсии: « В воинскую часть», «Пожарную часть», театр «Кузнечик», семейную экскурсию «Вечный огонь», к реке Сатис и другие.

(20 слайд)   Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО И СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О РОДНОМ КРАЕ ПОСРЕДСТВОМ ИЗУЧЕНИЯ ПАМЯТНИКОВ АРХИТЕКТУРЫ

Патриотическое воспитание детей занимало и по сей день занимает одно из центральных мест среди направлений педагогической деятельности и работы с дошкольниками. Него можно рассматривать в нескольких а...

План по саморазвитию педагога Тема: «Формирование у старших дошкольников представлений о родном крае посредством туристско-краеведческой деятельности»

План по саморазвитию педагога Тема:  «Формирование у старших дошкольников представлений о родном крае посредством туристско-краеведческой деятельности»...

Формирование у старших дошкольников представлений о родном городе через проектную деятельность.

Статья предназначена для воспитателей детских садов. С ее помощью можно проследить, как можно познакомить старших дошкольников с родным городом и вовлечь в эту работу родителей....

Методические рекомендации «Формирование представлений о родном крае посредством виртуальной экскурсии у детей старшего дошкольного возраста»

Методические рекомендации «Формирование представлений о родном крае посредством виртуальной экскурсии у детей старшего дошкольного возраста»...

Презентация «Формирование у дошкольников представлений о родном крае через совместную деятельность педагогов с детьми»

Патриотическое воспитание дошкольников по ФГОС довольно актуально в условиях современности. Это связано с установлением приоритетности материальных ценностей перед духовным в нашем обществе. Однако во...