«Формирование у старших дошкольников представлений о родном крае посредством туристско– краеведческой деятельности»
материал (старшая группа)
Туризм – самая массовая форма активного отдыха и оздоровление детей, одно из важных средств воспитания подрастающего поколения. Туризм успешно решает воспитательные и познавательные задачи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_moe.docx | 47 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«Детский сад № 1»
Выступление с презентацией на педагогическом совете
Тема: «Формирование у старших дошкольников представлений о родном крае посредством туристско– краеведческой деятельности»
Подготовила воспитатель:
Кочеткова Алёна Сергеевна
г. Саров
2024 г.
(2 слайд) Поэт Симонов в стихотворении “Родина” пишет:
“Ты вспоминаешь не страну большую, которую изъездил и узнал.
Ты вспоминаешь Родину такую, какой её ты в детстве увидал”.
Актуальность :
(3 слайд) Туризм – самая массовая форма активного отдыха и оздоровление детей, одно из важных средств воспитания подрастающего поколения. Туризм успешно решает воспитательные и познавательные задачи.
С ее помощью дети могут получить знания об истории, культуре, развитии своего города, области, края. Как не велика наша страна, человек связывает свое чувство любви к ней с теми местами, где он родился, вырос; с улицей, по которой ходил не раз. Знакомство с родным городом, посёлком и родной страной вызывает у детей положительные чувства и эмоции. Имея такие знания, у детей формируется желание жить, трудится в своем городе, селе, области, крае. В дошкольном возрасте происходит достаточно интенсивное развитие эмоциональной нравственно-волевой и интеллектуальной сфер личности ребенка. Дети начинают усваивать ценности того общества, в котором они живут.
( 4 слайд) Цель моей работы: формирование представлений о родном крае посредством детского туризма и экскурсий у детей с ТНР старшего дошкольного возраста.
( 5 слайд)
В соответствии с целью были сформированы следующие задачи:
- формировать у детей преставления о малой родине и её достопримечательностях;
- развивать устойчивый интерес к природе родного края, к окружающему миру;
- содействовать освоению знаний в области туризма и овладению детьми доступными приемами туристической деятельности;
- воспитывать ценностное отношение к малой родине и миру природы
Туристские прогулки - это не только яркие и положительные эмоции, это возможность узнать себя, оценить свои способности, показать свои силы и преодолеть новые препятствия. Любая туристская прогулка для детей старшей группы начинается с ознакомления их с историей родного города и края. В процессе этого восприятия у детей развивается любознательность, появляются различные вопросы, на которые они со взрослым находят ответы, тем самым формируются мышление, речь, расширяется кругозор и закладывается основа национального самосознания.
Экскурсия так же является важной формой туристско-краеведческой деятельности, она вызывает интерес у детей и помогает взрослым найти нужную направленность в общении с ними, способствует развитию чувства патриотизма и гордости за свою родину.
У детей к старшей группе уже имелся запас представлений о малой родине, но как показали результаты мониторинга, у них недостаточно сформированы знания о достопримечательностях и природе родного края.
Изучив парциальную программу рекреационного туризма для детей старшего дошкольного возраста «Весёлый рюкзачок» под редакцией А.А. Чеменевой, в которой предлагаются современные организационные, методические подходы к использованию средств туризма, мы решили адаптировать и апробировать её в работе с детьми по организации походов - прогулок и взаимодействию с семьей.
(6 слайд) На первом этапе нашей работы состоялось знакомство детей с персонажем «Весёлый рюкзачок», который в доступной форме рассказал дошкольникам о туризме, о том, что необходимо туристу в походе.
Совместно с Рюкзачком дети поиграли в игру «Что возьмём с собой в поход?».
(7 слайд) Для усвоения и пополнения знаний с детьми были проведены беседы: «Здравствуй, рюкзачок», «О туризме и туристах». Посмотрели презентации: «Кто такой турист?», «Компас лучший друг туриста». Успешно прошла квест – игра «Найди клад» с использованием компаса.
(8 слайд) Дети рассказали, что у них дома есть рюкзаки, которые пригодятся для похода и мы оформили в группе выставку «Веселый рюкзачок».
Каждый ребенок провел презентацию своего рюкзачка, рассказал в каких путешествиях он побывал со своим рюкзачком и что в него необходимо положить для комфортного путешествия.
(9 слайд) Для того, чтобы родители включились в эту работы для них была проведена консультация «Знакомимся с туризмом для дошкольников».
Продуктивно прошел совместный досуг родителей с детьми, где родители отгадывали загадки, выполняли задания, а в игре-трениге «Что возьмём с собой в поход?» родители выступили в роли начинающих туристов, а дети в роли экспертов.
(10 слайд) Ребята настолько увлеклись идеей путешествия, что начали сами предлагать варианты маршрутов: «Куда можно отправиться путешествовать в детском саду?»
Так возникла идей отправиться в мини-поход по тропе здоровья. Изучили карту маршрута и отправились в путешествие. Особый интерес у детей вызвала метеостанция, на которой они познакомились с понятиями «прогноз погоды» и как его можно прогнозировать.
( 11 слайд) Очень понравились и запомнились детям мини-походы по территории детского сада такие как:
- «В гости к золотой осени»,
- «Царь русского леса - Дуб»,
- «В гости к пернатым»,
- «Загадки зимушки – зимы»
Где дети знакомились с приметами, пословицами и поговорками. (Например: От осени к лету повороту нету; Дуб стар, да корень свеж; В зимний холод, всякий молод и др.); играли в русские народные игры: «Ай да птица, что за птица!», «Совушка – сова», «Снежная баба», «Мороз красный нос» и.т.д.).
( 12 слайд) Дети группы много рассказывали о достопримечательных местах Сарова, которые они посетили с родителями, поэтому возникла идея проекта «Мой родной город Саров», в рамках которого мы провели экскурсии :
( 13 слайд) - к торговому центру «Апельсин». Многие дети уже знали это здание, но называли его магазин, а на экскурсии они узнали, что это торговый центр и чем отличается торговый центр от продовольственного и промтоварного магазинов. Дети научились определять по вывескам, что может находиться в торговом центре.
В процессе экскурсии обращали внимание детей на здания, которые находятся рядом с торговым центром: пенсионный фонд РФ, гостиница.
После экскурсии провели с детьми беседу о том, что нового увидели и что нового узнали, дети делились своими впечатлениями, которые отразили в рисунках.
( 14 слайд) - очень эмоционально и позитивно прошла экскурсия на «Почту России». Сотрудница почты рассказала детям о работе почтальона, насколько она важна и необходима, почему почтальон должен знать хорошо свой город и названия улиц. Показала ячейки для хранения журналов и газет, которые могут почитать посетители почты. Рассказала о закрытых почтовых ящиках, в которых хранится корреспонденция и почему нужно знать свой домашний адрес. Мы решили отправить письмо детям в другой детский сад. Сотрудница почты нам показала, как правильно оформить конверт, как наклеивать марки, чтобы письмо дошло до адресата. На память об экскурсии мы приобрели календарь «Дракончик». Экскурсию дети отразили в сюжетно – ролевой игре «Почта», где закрепляли знания о своем домашнем адресе и названиях улиц города.
( 15 слайд) - в ходе беседы о домашних животных, мы рассказали детям, что у нас в городе есть приют для бездомных животных и называется он очень смешно «Муррдом», но находится он очень далеко от детского сада, на улице Железнодорожная. Своей информацией дети поделились с родителями и мы решили организовать благотворительную акцию «Большая помощь маленькому другу» и посетить приют совместно с родителями. Дети познакомились с жизнью кошек в приюте и увидели, как ухаживают за животными, почему часто их приходится лечить и откуда они попадают в приют. Детям очень понравились питомцы, Алина попросила взять кошку Мелису домой, сначала эта идея маме не очень понравилась, но кошка Мелиса приобрела свой дом и счастливо живёт с Алиной и собакой Баней.
Благодаря экскурсии, дети узнали, что в городе есть такая улица Железнодорожная, на которой находится такой нужный дом.
( 16 слайд) Играя в сюжетно – ролевую игру «Путешествие по городу Сарову» экскурсовод Саша рассказал о висячем мосте. Многие дети впервые услышали про него и заинтересовались, почему он так называется? У нас возникла идея о проведении семейной экскурсии «По достопримечательностям города Сарова».
(17 слайд) По результат экскурсии в группе была оформлена фотовыставка «Мой любимый Саров».
(18 слайд) В процессе проводимой работы РППС группы пополнилась: фотоальбом «Достопримечательности Сарова», книжками – малышками «Саров – моя малая Родина», семейным лэпбуком «Мой родной город - Саров», пособием «Знаменитые земляки», подборкой стихов, ( 19 слайд) игрой – ходилкой «Путешествие по Сарову», фотоальбомов «Наши юные туристы», дидактической игрой «Собери картинку своего города».
Таким образом, мы пришли к выводу, что детский туризм- увлекательный вид деятельности, позволяющий «разбудить» познавательный интерес ребенка и сделать ознакомление с родным краем занимательным и интересным. Данную работу планируем продолжить и организовать такие походы и экскурсии: « В воинскую часть», «Пожарную часть», театр «Кузнечик», семейную экскурсию «Вечный огонь», к реке Сатис и другие.
(20 слайд) Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование у ребёнка дошкольного возраста представлений о родном крае посредством организации деятельности клуба семейного туризма
Познание родного края является важным в разаитии ребенка....
ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО И СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О РОДНОМ КРАЕ ПОСРЕДСТВОМ ИЗУЧЕНИЯ ПАМЯТНИКОВ АРХИТЕКТУРЫ
Патриотическое воспитание детей занимало и по сей день занимает одно из центральных мест среди направлений педагогической деятельности и работы с дошкольниками. Него можно рассматривать в нескольких а...
План по саморазвитию педагога Тема: «Формирование у старших дошкольников представлений о родном крае посредством туристско-краеведческой деятельности»
План по саморазвитию педагога Тема: «Формирование у старших дошкольников представлений о родном крае посредством туристско-краеведческой деятельности»...
«Формирование у дошкольников представлений о родном крае через совместную деятельность педагогов с детьми»
Районное педагогическое чтение....
Формирование у старших дошкольников представлений о родном городе через проектную деятельность.
Статья предназначена для воспитателей детских садов. С ее помощью можно проследить, как можно познакомить старших дошкольников с родным городом и вовлечь в эту работу родителей....
Методические рекомендации «Формирование представлений о родном крае посредством виртуальной экскурсии у детей старшего дошкольного возраста»
Методические рекомендации «Формирование представлений о родном крае посредством виртуальной экскурсии у детей старшего дошкольного возраста»...
Презентация «Формирование у дошкольников представлений о родном крае через совместную деятельность педагогов с детьми»
Патриотическое воспитание дошкольников по ФГОС довольно актуально в условиях современности. Это связано с установлением приоритетности материальных ценностей перед духовным в нашем обществе. Однако во...