проект по экспериментированию
опыты и эксперименты по окружающему миру (средняя группа) на тему
Тема: «Экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moe_samoobr._ekspenriment.doc | 51.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ Детский сад № 8 КВ г. Пикалево
План
по самообразованию
Стахеевой Л.В.
Тема: «Экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников»
Актуальность
Что я слышу - забываю,
Что я вижу – помню,
Что я делаю – понимаю.
Конфуций.
На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребенка, в процессах социализации имеет познавательная деятельность, которая понимается не только как процесс усвоения знаний, умений, навыков, а, главным образом, как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослых, осуществляемого в процессе взаимодействия, сотрудничества, сотворчества.
Причины встречающейся интеллектуальной пассивности детей часто лежат в ограниченности интеллектуальных впечатлений, интересов ребенка. Вместе с тем, будучи не в состоянии справиться с самым простым учебным заданием, они быстро выполняют его, если оно проводится в практической плоскости или игре. Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Все что ребенок слышит, видит и делает сам, усваивается прочно и надолго.
Происходящая в стране модернизация образования, особенности государственной политики в области дошкольного образования на современном этапе обусловили необходимость важных изменений в определении содержания и способов организации педагогического процесса в детском саду. В детской деятельности современного ребенка можно увидеть стремление к интеграции, то есть объединению разных видов деятельности, таких как экспериментирование, создание микро- и макропроектов, импровизация; современных детей привлекает сам процесс, возможность проявления самостоятельности и свободы, реализации замыслов, возможность выбирать и менять что – то самому.
Исследовательская деятельность, экспериментирование помогает строить отношения между воспитателем и детьми на основе партнерства. Поэтому тему самообразования я выбрала «Экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников»
Работая над этой темой, я поставила перед собой цель:
помочь раскрыть перед детьми удивительный мир экспериментирования, развивать познавательные способности;
Задачи: повысить собственный уровень знаний (путём изучения методической литературы, через консультации, семинары-практикумы) и создать методическую базу (специальная литература, картотеки, тематическое планирование, методические разработки) по познавательно-исследовательской деятельности.
Включить познавательно-исследовательскую деятельность в воспитательно-образовательный процесс группы через реализацию
проектной деятельности путём экспериментирования, коллекционирования, путешествия по реке времени и другие формы работы.
Разработать перспективный план работы с детьми на каждый год.
Подготовить диагностику на начало и конец учебного года.
Развивать :
наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, обобщать,
познавательный интерес детей в процессе экспериментирования,
установление причинно-следственной зависимости, умение делать выводы.
Формировать у детей разные способы познания.
Привлечь родителей к процессу экспериментирования в повседневной жизни.
План работы на 2016 - 2017 г.
Сроки работы | Формы работы | Практический выход |
В течение года | Изучение методической литературы, интернет-ресурсов. | Составление картотеки экспериментирования, опытов |
Сентябрь-октябрь | Разработка плана занятий с детьми по теме самообразования Открытое занятие «Органы чувств» Занятия: 1. «Узнаем, какая вода» (свойства воды) 2. «Свойства песка» | Конспекты занятий, Показ занятия в ДОУ |
Ноябрь-декабрь | Изготовление мини -лаборатории и оснащение её необходимыми материалами и пособиями для опытов. «Поиграем с ветерком» 3. «Что в коробке» | Минилаборатория -оснащение необходимыми материалами и пособиями для опытов. |
Декабрь | 1.«Почему осенью бывает грязно» 2.Семейный проект «Опыты на кухне» | оснащение необходимыми материалами и пособиями для опытов Оформление презентации проекта |
Январь-Февраль | 1. Свет и тень. Задачи: познакомить с образованием тени от предметов, установить сходство тени и объекта, создать с помощью теней образы. 2. Замёрзшая вода. Задача: выявить, что лёд – твёрдое вещество, плавает, тает, состоит из воды. 3. Тающий лёд. Задача: определить, что лёд тает от тепла, от надавливания; что в горячей воде он тает быстрее; что вода на холоде замерзает, а также принимает форму ёмкости, в которой находится. 4. Разноцветные шарики. Задача: получить путём смешивания основных цветов новые оттенки: оранжевый, зелёный, фиолетовый, голубой. Создание «копилки опытов и экспериментов» 5.«Снег, какой он?» | Проведение опытов в свободное время |
Март | 1. «Игры с соломинкой» 1. Таинственные картинки. Задача: показать детям, что окружающие предметы меняют цвет, если посмотреть на них через цветные стёкла. 2. Всё увидим, всё узнаем. Задача: познакомить с прибором – помощником – лупой и её назначением. 3. Песочная страна. Задачи: выделить свойства песка: сыпучесть, рыхлость, из мокрого можно лепить; познакомить со способом изготовления рисунка из песка. 4. Где вода? Задачи: выявить, что песок и глина по – разному впитывают воду, выделить их свойства: сыпучесть, рыхлость | Занятия с детьми |
Апрель-май | Проект «Огород на подоконнике» (кратковременный 2 месяца) Апрель: 1. Фокусы с магнитом. Задача: выделить предметы, взаимодействующие с магнитом. 2. Солнечные зайчики. Задачи: понять причину возникновения солнечных зайчиков, научить пускать солнечных зайчиков (отражать свет зеркалом). 3. Что растворяется в воде? Задача: показать детям растворимость и нерастворимость в воде различных веществ. 4. Что отражается в зеркале? Задачи: познакомить детей с понятием «отражение», найти предметы, способные отражать. Май. 1. Волшебное сито. Задачи: познакомить детей со способом отделения камешков от песка, мелкой крупы от крупной с помощью сита, развить самостоятельность. 2. Цветной песок. Задачи: познакомить детей со способом изготовления цветного песка (перемешав его с цветным мелом); научить пользоваться тёркой. 3. Игры с песком. Задачи: закрепить представления детей о свойствах песка, развить любознательность, наблюдательность, активизировать речь детей, развить конструктивные умения. 4. Фонтанчики. Задачи: развить любознательность, самостоятельность, создать радостное настроение. | оснащение необходимыми материалами и пособиями для опытов Оформление презентации проекта Проведение опытов в свободное время |
В течении года | Работа с родителями | Консультации, участие в проектах. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект "Детское экспериментирование в ДОУ"
Проект предназначен для работы с детьми старшей группы...
Перспективный план реализации творческо- исследовательского проекта «Детское экспериментирование и нетривиальные творческие ситуации в работе с глиной детей дошкольного возраста»
Перспективный план реализации творческо- исследовательского проекта «Детское экспериментирование и нетривиальные творческие ситуации в работе с глиной детей дошкольного возраста»В связи с введением ФГ...
Групповой детский исследовательский проект "Домашнее экспериментирование с молоком. "
Паспорт проекта:Вид проекта: исследовательский, детский с участием родителей.Тема проекта: "Домашнее экспериментирование с молоком"Цели проекта:1. Формирование предпосылок поисковой деятельности,интел...
Проект "Детское экспериментирование-путь к познанию окружающего мира"
В наши дни, когда мир находится на грани экологической катастрофы, экологическое воспитание, как никогда, является одной из актуальнейших проблем современности. Чтобы сохранить природу н...
Проект по экспериментированию «Вода и лед»
На сегодняшний период в дошкольном образовании особенно остро стоит проблема организации основного ведущего вида деятельности в познании окружающего мира в период дошкольного детства - экспериментиров...
Проект по экспериментированию "Воздух и вода"
Создание условий для развития у детей интереса к воздуху и воде, обогащение знаний об их свойствах....
Семинар-практикум для воспитателей "Ладование как одна из форм музыкального экспериментирования" (в рамках проекта "Муз.экспериментирование: голос, звук, движение")
ЦЕЛЬ: попытка погрузить педагогов к «прислушиванию» к себе методом «прогуживания».ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ:Загадка про человеческий голос.Значение голоса в жизни человека и педагога.Лечебные методы работы над ...