"История нашей березки"
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (подготовительная группа)

Гусева Марина Валериевна

Планирование образовательной деятельности, в соответствии с ФГОС ДО. В плане работы по теме "История нашей березки" предусмотрены совместная деятельность воспитателя с детьми, организация развивающей предметно-пространственной среды и самостоятльная деятельность дошкольников, разнообразные формы работы с семьей (социальными партнерами).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности

по художественно-эстетическому развитию детей № 29 «Сибирячок»

Календарно-тематическое планирование

образовательной деятельности, в соответствии с ФГОС ДО.

Тема: "История нашей березки"

Разработала:

старший воспитатель

Гусева Марина Валериевна.

г. Зеленогорск

2016 год

Возраст детей: подготовительная группа.

Время проведения: июнь, цветение березы, можно приблизить по срокам к празднику Троицы.

Продолжительность: 1 неделя.

Цель: способствовать формированию экологической культуры дошкольников и воспитание патриотических чувств.

Задачи: 1. Формировать у детей целостное представление о самом почитаемом дереве в России - березе.

2. Расширить и систематизировать знания детей о строении, размножении и особенностях произрастания березы.

3. Выяснить значение  этого дерева для человека (эстетическое, оздоровительное, хозяйственное).

4. Продолжать знакомить детей с традициями русского народа, с устным народным творчеством.

5. Воспитывать любовь к русской березе и бережное отношение к природе.

Итоговое мероприятие: праздник "Во поле береза стояла..."

Предварительная работа: обсуждение с родителями и детьми мероприятий по теме «Русская береза», совместная прогулка в парк, лес, березовую рощу; подбор литературы и материалов по теме; заготовка саженцев березы и инструментов для посадки, изготовление элементов русских народных костюмов.

Дата

ОО

Временные отрезки дня

Совместная деятельность педагога и детей

Организация

                РППС

Самостоятельная деятельность

детей

Сотрудничество с семьей (социальными партнерами)

(формы работы)

Виды детской деятельности

Формы образовательной работы с детьми

(методы, приемы, средства) 

13.06.

Социально-коммуникативное развитие

Речевое развитие

Познавательное развитие

Художественно- эстетическое развитие

Утро

Коммуникативная

Игровая

Общение с детьми на тему: «Прогулка в лес»

(по результатам прогулки с родителями). Беседа о настроении и  ощущениях,   которые возникают   во время прогулки в парке, лесу, березовой роще. Рассматривание фотографий «Береза под моим окном», «Прогулка по березовой роще».

Совместное решение о создании альбома «Русская березка»

Дидактические игры по выбору: «Назови дерево

по силуэту?»,

«Что растет

в лесу?»,

«Собери части растения» и др.

Внесение в книжный уголок энциклопедий и познавательной литературы по экологии.

Рассматривание, обмен впечатлениями.

Заготовка старых березовых веток.  

 

Пополнение мини-лаборатории материалами для исследования березы: веточки с почками, береста, листья, гриб чага.

Предварительная работа

 «Прогулка в парк»

(родители с детьми)

Беседа-рассуждение: «Откуда берется березовый сок?»

Подбор материалов

для проведении

тематической недели.

Варианты:

- Изготовление фотографий: «Береза под моим окном», «Прогулка по березовой роще»

- Организация выставки изделий из березы

- Подготовка природного материала для изодеятельности (кусочки бересты) совместно родители - дети

Инд. Работа

Дидактические игры для речевого развития: подбор однокоренных слов к слову «береза», согласование прилагательных с существительными (березовый лист, березовая роща и т.д.)

Образовательная деятельность (ОД)

в 1 половину

дня

Коммуникативная

Познавательная

Создание проблемной ситуации (Мотивация) «Поможем Лесовичку восстановить березовую рощу после пожара» 

Выяснение интересов детей методом 3-х вопросов. Совместная деятельность воспитателя и детей: рассматривание и чтение познавательной литературы, зарисовка в альбом березы с обозначением ее частей. Отмечание на карте зон, где растет береза. Совместный вывод: «Береза очень распространена в России, в Красноярском крае, в … городе, в … селе».

Инд. работа

Коммуникативная

Заучивание стихотворений о березе по выбору детей:

Е.Трутневой, И. Бунина,

С. Есенина, Ф. Тютчева,

А. Прокофьева.

Прогулка

Познавательно-исследовательская

Коммуникативная

Двигательная

Игровая

Игровая ситуация: «Помоги Лесовичку найти березы на территории детского сада» 

Вопрос: «По каким признакам определили, что это береза?»

Наблюдения за березой на участке, закрепление частей растения, рассматривание ствола и веток.

Обсуждение, вопросы, размышления, обмен впечатлениями.

Обмен информацией: «Откуда берется березовый сок?»

П.и. «Ветерок»

С\р игра по выбору детей

Инд.работа

Труд

«Что можно изготовить из березовых веток?» Изготовление веника и подметание дорожки по желанию детей.

По возвращению с прогулки - запись в альбоме 1 применения березы в жизни человека.

ОД во 2 половину дня

Познавательно-исследовательская

Исследовательская деятельность: «Свойства коры разных деревьев» (сосна, береза, лиственница)

Вывод: береста не размокает в воде, она пластичная.

Рассуждение «Что можно сделать из березовой коры?»

Совместное решение создать выставку изделий из березы и бересты.

Вечер

Изобразительная

«Письмо Лесовичку на бересте», процарапывание палочкой на бересте слов, букв, рисунков. Записывание в альбом

2 способа применения березовой коры для письма. (берестяные грамоты)

Инд. работа

Коммуникативная

Заучивание стихотворений о березе по выбору детей.

Дата

ОО

Временные отрезки дня

Совместная деятельность педагога и детей

Организация

РППС

Самостоятельная деятельность

детей

Сотрудничество с семьей (социальными партнерами)

(формы работы)

Виды детской деятельности

Формы образовательной работы с детьми

(методы, приемы, средства) 

14.06.

Речевое развитие

Художественно- эстетическое развитие

Познавательное развитие

Социально-коммуникатив-ное развитие

Утро

Познавательная

Рассматривание репродукций  с изображением березы в разное время года (художники Левитан, Грабарь, Поленов).

Внесение иллюстраций репродукций с изображением березы в книжный уголок.

Составление для Лесовичка рассказа про березу по выбранной  иллюстрации (работа в мини-группах)

Размещение в центре художественного творчества алгоритмов со способами нетрадиционного рисования.

Выбор детьми материалов и оборудования для

 изготовления поделок и рисунков.

 

Внесение в музыкальный центр различных народных музыкальных инструментов.

Подбор совместно с детьми пословиц и поговорок о березе, объяснение смысла (народной мудрости)

Инд. работа

Игровая

Д/и «С какого дерева упал листок»

ОД в 1 половину

дня

Изобразительная

Художественно-творческая деятельность по выбору детей (рисование, лепка, аппликация березы с использованием различных техник и материалов)

Инд. работа

Труд

Работа с ножницами. Закрепление правил безопасности при работе с острыми предметами.

Прогулка

Познавательно-исследовательская

Двигательная

Игровая

Труд  

Наблюдение за сережками. Вопросы: «Для чего березке нужны сережки? Одинаковые ли сережки? Сколько семян в одной сережке?» Выяснение способов размножения березы.

Разучивание подвижной игры «Семена».

С\р игры «Магазины «Семена», «Дачный», «Посадка растений на даче»

Инд.работа

Закрепление прямого, обратного и порядкового счета.

«Считаем деревья на участке»

«Какой по счету клен?»

«Назови пятое по счету дерево в нашей аллее»

ОД во 2 половину дня

Музыкальная

Игровая

Слушание музыки: П.И.Чайковский «Ах ты, берёза», фонограмма в исполнении группы «ЛЮБЭ» и Сергея Безрукова «Берёзы» с показом видео слайдов из российских фильмов с кадрами про березу.

Пение: «Во поле береза стояла» - пение без сопровождения (рус. нар. мелодия).

Хороводы: «Ай, да берёзка», «В золоте берёзонька»,

«Ой, да у дороженьки».

Вечер

Изобразительная

Оформление выставки работ «Береза – русская краса»

Инд. работа

Музыкальная

Игра на народных музыкальных инструментах.

Дата

15.06.

ОО

Временные отрезки дня

Совместная деятельность педагога и детей

Организация

РППС

Самостоятельная деятельность

детей

Сотрудничество с семьей (социальными партнерами)

(формы работы)

Виды детской деятельности

Формы образовательной работы с детьми

(методы, приемы, средства) 

Познавательное развитие

Физическое развитие

Утро

Коммуникативная

Беседа - рассуждение с детьми на тему: «Для чего дереву почки?»,

«Зачем дереву нужны листья?»

Исследование «Что прячется в почке?»

Внести в уголок природы веточки различных деревьев с нераспустившимися почками.

Самостоятельное

исследование «Что прячется в почке?»

Дидактические игры по экологии по выбору детей.

Сбор материала для выставки «Береза для человека»

Дети совместно

с родителями.

Подбор рецептов народной медицины для «Целебного лукошка старичка Лесовичка»

Инд. работа

Игровая

Д/и «С какого дерева упал листок»

ОД в 1 половину

Дня

Двигательная

Музыкальная

Эстафеты на закрепление основных видов движения: прыжки на 2 ногах, метание в вертикальную цель, ходьба по наклонной доске. «Пройди по болоту», «Раз, два, три – к дереву беги», «Кто быстрее оббежит вокруг березы», «Попади в дупло»

П.И. Музыкальная хороводная игра «Берёзка»

П.И. народная «Золотые ворота»

Инд. работа

Отработка умения прыгать на одной ноге.

Прогулка

Познавательно- исследовательская

Труд

Игровая  

Двигательная

Наблюдение за березой. Измерение величины листьев березы с помощью линейки роста

(шаблон листка березки)

Уборка  веточек на участке

Складываем из тоненьких палочек колодец, строим заборчик и т.д. Выделяем и зарисовываем  после прогулки 3 значение березы для человека – строительный материал.

П. И. «Ручеек»

Инд. работа

ОД во 2 половину дня

Восприятие художественной литературы ХЛ

Коммуникативная

Чтение русской  народной сказки «Береза и три сокола», беседа по содержанию сказки.

Вспомнить известные детям пословицы и поговорки о березе. Объяснить их смысл.

Вечер

Изобразительная

Двигательная

Рисование палочками на песке, мелом на асфальте деревьев.

Эстафетные соревнования

Инд. работа

Индивидуальная работа по ведению мяча

Дата

16.06.

ОО

Временные отрезки дня

Совместная деятельность педагога и детей

Организация

РППС

Самостоятельная деятельность

детей

Сотрудничество с семьей (социальными партнерами)

(формы работы)

Виды детской деятельности

Формы образовательной работы с детьми

(методы, приемы, средства) 

Социально-коммуникативное развитие

Речевое развитие

Познавательное развитие

Художественно – эстетическое развитие

Утро

Коммуникативная

Беседа, проблемные вопросы «Почему береза – символ России»,

«Как сохранить леса от пожара?»

Подборка литературы с информацией о лекарственных качествах березы.

Придумывание природоохранных знаков «Сохраним русскую красавицу».

Подготовить элементы русских народных костюмов.

Составление рецептов народной медицины:

«Берёзовый чай

и напиток из берёзовых почек».

«Чага».

«Березовый сок».

«Березовый веник».

ОД в 1 половину

дня

Коммуникативная

Изобразительная

Беседа о значении и способах применения березы в жизни человека.

«Может ли береза  лечить?»

« Какую пользу приносит береза?»

Создание игровой проблемной ситуации «Лесовичок заболел. Нужно вылечить его народными методами»

Совместная организация выставок “Береза в косметике и фармакологии», «Берестяные изделия»

Прогулка

Познавательная

Игровая

Наблюдение за красотой русской березы.

Чтение стихов, подбор эпитетов для описания березы.

Совместное выделение эстетического значения березы для жизни человека.

С/р игра «Озеленитель»

С/р игра: «Народная аптека» 

Инд. работа

ОД во 2 половину дня

Коммуникативная

Составление рассказов, загадок, сочинение сказок о березе

(с занесением их в альбом).

«Снятся ли березе сны? Если снятся, то о чем?» (фантазирование)

Вечер

Изобразительная

Изготовление заготовок и выпуск бюллетеня для детей и родителей «Сохраним русскую красавицу».

Инд. работа

Игровая

Д.и. «Угадай дерево по описанию»

Дата

17.06.

ОО

Временные отрезки дня

Совместная деятельность педагога и детей

Организация

РППС

Самостоятельная деятельность

детей

Сотрудничество с семьей (социальными партнерами)

(формы работы)

Виды детской деятельности

Формы образовательной работы с детьми

(методы, приемы, средства) 

Речевое  развитие

Познаватель-ное

Утро

Коммуникативная

Беседа: «Знаете ли вы, как русские люди веселятся вокруг березы».

Загадывание загадок, пословиц, поговорок о берёзе.

Внесение мнемокарт «Лиственные деревья»

Составление рассказа по выбору детей.

Совместное участие в проведении праздника, посадка саженцев березы.

Инд. работа

ОД в 1 половину

дня

Коммуникативная

Составление рассказа  «Опиши дерево» по мнемокарте, составление звукового анализа слова «Береза».

Речевые игры: “Как ещё можно назвать берёзу?”, «Нанижем берёзке бусы из красивых слов, у кого получатся самые длинные бусы».

Инд. работа

Прогулка

Познавательная

Труд

Изобразительная

Игровая

Двигательная

Рассматривание саженцев березы, закрепление частей растения,

Уделить внимание на корневую систему, выяснить ее значение для жизни растения.

Оформление участка для проведения праздника.

Д/и «Скажи ласковое слово

о нашей березке»

п.и. «Гуси-лебеди»

Инд.работа

ОД во 2 половину дня

Музыкальная, двигательная, коммуникативная.

Проведение праздника

«Во поле береза стояла»

c участием Лесовичка. Представление результатов работы по теме для решения проблемной ситуации. Вручение Лесовичку альбома «Наша березонька»

Исполнение рус.нар.п. «Во поле береза стояла», проведение хороводов и народных игр.

Вечер

Труд

Посадка саженцев березы на участке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация :"История нашего детского сада"

Кратко  и  сжато  я  хочу  рассказать  об  истории  нашего  детского  сада  расположенного в  глубинке  России  --малиновом ...

Конспект комплексного занятия по ПДД познавательного цикла в старшей группе. Тема: «История нашего транспорта».

Конспект занятия по ознакомлению детей с  историей возникновения транспорта на примере трамвая. Занятие проводится в игровой форме с яркими картинками, с применением дидактических игр....

Конспект комплексного занятия по ПДД познавательного цикла в старшей группе. Тема: «История нашего транспорта».

Конспект занятия по ознакомлению детей с  историей возникновения транспорта на примере трамвая. Занятие проводится в игровой форме с яркими картинками, с применением дидактических игр....

История нашего детского сада

МКДОУ «Новохоперский детский сад общеразвивающего вида«Ласточка»         Проект «Наша история»  Авторы проекта:воспитатель Соломинцева А.А.в...

Образовательная деятельность по нравственно-патриотическому воспитанию (подготовительная группа).Тема. «Путешествие по истории нашей Родины»

Программное содержание:1. Закрепить знание детей о жизни русских людей, обычаях и праздниках, геральдике Древней Руси.2.  Развивать диалогическую форму речи, умение принимать участи в групповом р...

ПРИОБЩЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ К ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЕ РОДНОГО КРАЯ ЧЕРЕЗ РЕАЛИЗАЦИЮ ПРОЕКТА «СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ НАШЕГО ГОРОДА»

На сегодняшний день предлагается много путей и способов воспитания у детей любви к родному городу, но нельзя забывать, что патриотизм формируется у каждого ребенка индивидуально, он связан с...