Исследовательский проект "Воздух невидимка"
проект по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Римма Марсовна Ноздрина

Познакомить с понятием «воздух», его свойствами и ролью в жизни человека. Развивать у детей творческие познавательные способности в процессе исследовательской деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_vozduh_nevidimka.docx32.51 КБ

Предварительный просмотр:

Перспективный план работы над проектом «Воздух невидимка»

Тема.

Цель.

1.

Беседа

«Как услышать воздух

Познакомить детей с органами слуха человека и некоторых животных, показать приспособление органов дыхания к окружающей среде и их значение в жизни людей.

2.

Беседа

«Носы нужны не только для красы»

Познакомить детей с органами дыхания человека и некоторых животных ,показать приспособление органов дыхания к окружающей среде.

3.

Беседа.

«Летающие семена»

Познакомить детей с ролью ветра в жизни растений на примере семян, которые он разносит и их дальнейшим произрастанием.

4.

Беседа.

«Зелёные пылесосы»

Обобщить представление детей об уходе  за комнатными  растениями;  объяснить детям, что растения не только украшают комнату, но и очищают воздух.

5.

Занятие

  «Воздух и его обитатели».

Формирование представления о воздухе - как о важном компоненте жизни всего живого на Земле. Познакомить с обитателями воздушной среды – птицами; рассказать об основных причинах загрязнения воздуха, мероприятиях по защите его от загрязнения; формировать интерес к экспериментальной работе; развивать речь, логическое мышление.

6.

Занятие.

«Ветер, ветер, ты могуч…»

 Познакомить детей с таким природным явлением, как ветер, причинами его возникновения, и его обнаружения.

7.

Занятие

«Воздух, ветер, человек».

Цель: познакомить детей с тем, как человек использует воздух, (ветер)

И как его можно обнаружить в домашних условиях.

8.

Занятие

 «Вот труба – над нею дым».

Дать детям элементарные представления об источниках загрязнения воздуха, о значении чистого воздуха для нашего здоровья, о некоторых правилах экологической безопасности.

9.

Опытно-экспериментальная деятельность:

  1.  Поиск воздуха – обнаружить воздух.
  • Султанчики, ленточки, флажки, пакет, воздушные шары, трубочки для коктейля, ёмкость с водой.
  1. Что в пакете? – выявить свойства воздуха: невидим, без запаха, не имеет формы, сравнить свойства воды и воздуха (воздух легче воды).
  • Два целлофановых пакета (один с водой другой воздухом).Предложить детям обследовать два пакета  (с водой, воздухом), узнать, что в них, объяснить, почему они так думают.
  1. Игра «Мыльные пузыри» – обнаружить воздух, доказать,  что воздух занимает место.
  • Мыльный раствор, соломинка. Проводится конкурс «Самый большой пузырь».   Выяснить, почему надувается и лопается мыльный пузырь?  
  1. Воздух имеет запах? – выявить свойства воздуха: воздух может присваивать запахи разных веществ.
  • Несколько банок с плотными крышками и вещества с сильным запахом (долька чеснока, кусочек лука, корочки лимона и т.д.)Разложить приготовленные вещества по банкам и накрыть банки крышками. Через некоторое время воздух в банках присвоит запахи, помещённые туда веществ. Освободи банки. Попробуй по запаху определить, где что было.
  1. «Живая змейка» - выявить, как образуется ветер, что ветер – это поток воздуха, что горячий воздух поднимается вверх, а холодный – опускается – опускается вниз.
  • Нагревательный прибор, «змейка» (круг, прорезанный по спирали и  подвешенный на нить).Дети выясняют, что воздух заставляет вращаться «змейку».  

  1. «Ветряная мельница»– учить детей производить   анализ, устанавливать причинно-следственные связи.
  • Вертушки. Сравнить ветряную  мельницу с вертушкой. Чем они похожи?
  1. «Парусный кораблик» - установить,  что паруса «ловят» ветер.
  • Парусные бумажные кораблики. Опустить парусные кораблики на воду.  Дети дуют на паруса, кораблики плывут. Так и большие парусные корабли движутся благодаря ветру.

8.«Пламя загрязняет воздух?»  - выяснить может ли пламя загрязнять воздух.

  • Свеча, фарфоровое блюдце. Зажгите свечу, затем подержите над пламенем свечи фарфоровое блюдце. Через некоторое время увидите, что этот предмет снизу потемнел – покрылся слоем копоти.

 

Показать  детям с помощью предметов, что вокруг нас есть воздух, обогатить   представления о некоторых свойствах воздуха.

Научатся самостоятельно ставить задачу: придумывать  и ставить опыты из предметов – заместителей; от замысла идти к конкретному результату; получат опыт сотрудничества и общения с группой детей.

10

Дидактические игры:

  • «Что лишнее?».

  • «Какой ветер».

  • «Угадай, от какого дерева эти семена».

  • «Что сначала, что потом?»

Развивать логическое мышление - анализировать и находить лишний предмет среди группы однородных предметов.

Учить  детей подбирать относительные прилагательные; расширять словарный запас.

Познакомить детей с семенами деревьев имеющими разнообразные «крылышки» для переноса ветром.

Учить выстраивать логические цепочки.

11.

Подвижные игры:

  • «Солнышко и тучка».

  • «Одуванчики».

  • «Обгони ветер».

Закрепить знания о появлении ветра; учить действовать по сигналу.

Закрепить знание детей о летающих семенах; учить  действовать  по сигналу.

 Развивать быстроту бега.

12.

Просмотр мультфильмов,

познавательных передач :

  • «Формула Ума»:
  • « Зачем нужен воздух?»
  • « Из чего состоит воздух?»
  • « Что такое воздух?»
  • Городские герои-13  « Шар с горячим воздухом»
  • Звериные приключения- «Легче воздуха»
  • Смешарики « Воздух для вдохновения»
  • « Человек в воздухе» (Мосфильм)

Развивать интерес к познавательным передачам. Познакомить с понятием «воздух», его свойствами и ролью в жизни человека. Развивать у детей творческие познавательные способности в процессе исследовательской деятельности.

13.

Произведения художественной литературы:

  • С.Маршака «Мыльные пузыри».
  • И.Токмакова «Ветрено, ветрено»,
  • Н.Некрасов «Заунывный ветер»,
  • А.Барто «Эти капризы».
  • С.Михалкого «Три ветра»
  • С.Жупанин «Нарисую ветер»,
  • М.Джалиль «Вольные ветры»,
  • Н.Матвеева «Дуб и ветер».
  • Чаплиной «Птицы под нашим окном», «Птицы в нашем лесу»,
  •  В. Бианки «Репортаж со стадиона Жукамо

Приобщение детей к художественной литературе, формирование интереса к книгам различных жанров, приобретение запаса литературных художественных впечатлений, опыта слушателя.

14.

Свободная деятельность:

  • Рисование способом выдувания.
  • Игры с различными конструкторами. Тема: «Самолёт»
  • Лепка  «Летающие животные».

Используя летучие семена (клёна, ясеня) и пластилин, слепить любого насекомого, животного,  опираясь на свой личный опыт.

  • Рисование  «Ветреная погода».
  • Рисование « Воздушный транспорт»

Выставка творческих работ.

  • «Где работает воздух?»  

Развивать у детей творческие и познавательные способности в процессе  художественно продуктивной деятельности.

15.

Памятки   для родителей.

«Организация и проведение опытов  в домашних условиях.»

Расширять знания родителей о значении

экспериментирования в развитии детей дошкольного возраста.
Формировать представления о правильной организации экспериментирования с ребенком.

16.

Развлечение.

«Лаборатория доктора Почемучки»

Обобщить  все   накопленные знания  в виде, проведенного мероприятия перед детьми своего возраста.

Краткая аннотация проекта.

Одним из направлений экологического воспитания  и обучения является ознакомление детей с окружающей средой. У детей  формируются способности сосредоточивать внимание на предметах ближайшего окружения и явлениях окружающей действительности, умение сравнивать, анализировать, устанавливать простейшие причинно-следственные связи, выделять в предметах определенные свойства, группировать их. На сегодняшний день экологическая грамотность, бережное и любовное отношение к природе, а в частности – к воздуху -  стали залогом выживания на нашей планете. Кроме того, экологическое образование детей – это огромный потенциал их всестороннего развития.

Формирование у детей знаний о различных явлениях окружающей природы должно сочетаться с пониманием ценности природы для общества и человека, с овладением нормами поведения в природной среде. Это достигается путем решения задач воспитания экологической культуры детей.

Воспитание экологической культуры – долгий путь формирования правильных способов взаимодействия с природой. Понимание элементарных связей, существующих в природе, чувство сопереживания всему, действенная готовность его созидать, восприятие красоты природы – вот составляющие экологической культуры. Детям необходимо прививать навыки экологически грамотного отношения в быту, в частности, научить детей бережно и экономно относиться к воде. Обратить их внимание на то, что даже такой привычный объект, как воздух, таит в себе много неизвестного. Всё это подчеркивает актуальность данного проекта.

Проблема.

Отсутствие у детей представлений о значении воздуха в жизни человека, об основных источниках загрязнения воздуха, его последствиях, мероприятиях по предотвращению загрязнения воздуха.

Цель.

Познакомить с понятием «воздух», его свойствами и ролью в жизни человека. Развивать у детей творческие познавательные способности в процессе исследовательской деятельности.

Задачи.

*обучающие – обобщить и систематизировать знания детей о воздухе и его свойствах: прозрачный, без цвета, без запаха, без вкуса, плотность, вес, сжимаемость, он есть повсюду, подвижность; с таким природным явлением, как ветер, причинами его возникновения; с тем, как человек использует воздух (ветер).

  *развивающие  – развивать интерес к исследовательской деятельности; развивать мышление и воображение; устанавливать простейшие связи, делать выводы; учить, на основе выявленных свойств, устанавливать закономерности.

*коррекционные - поддерживать стремление ребёнка активно вступать в общение, высказываться; активизировать словарь детей.

*воспитательные – воспитывать социальные навыки: умение работать в группе; объяснить необходимость бережного отношения к первозданной чистоте природы, привлечь внимание детей к тому, что деятельность людей влияет на качество воздуха.

Особенности реализации проекта.

Занятия, беседы проводятся продолжительностью 25-30 минут, с учётом возрастных особенностей и психофизического состояния детей и подростков с ограниченными возможностями.

Ожидаемый результат.

Дети обогатят  свои представления о некоторых свойствах воздуха;

Научатся самостоятельно ставить задачу: придумывать  и ставить опыты из предметов – заместителей; от замысла идти к конкретному результату; получат опыт сотрудничества и общения с группой детей.

Обобщат   все   накопленные знания  в виде, проведенного мероприятия перед детьми своего возраста.

Литература:

1.О.В.Дыбина, Н.П. Рахманов В.В.Щетинина  неизведанное рядом.:Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников.-М.:ТЦ «Сфера»2001

2.О.Р. Галимов "Физика для дошкольников". О.В. Дыбина, Н.П. Рахманова, В.В. Щетинина "Неизведанное рядом". 
3.«Воздух» сост. Ю.И. Смирнов. – СПб: Сова, 1998.

4.Тугушева Г.П., Чистякова А.Е. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста: Методическое пособие – СПб: Детство-Пресс, 2009.

5.Линаева В.Ш. Развитие эмоции дошкольников. Занятия Игры. – М. : АРКТИ, 2000

6.А. Холден "Мир вокруг" из серии "Веселые уроки".              

7. Воронкевич О. А. Добро пожаловать в экологию! Перспективный план работы по формированию экологической культуры у детей дошкольного возраста. СПб.:  «ДЕТСТВО- ПРЕСС»,2006

8. Интернет ресурсы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавательно - исследовательская деятельность "Невидимка - воздух"

Формировать познавательную активность, познавательные действия в процессе  элементарного экспериментирования....

Информационно-исследовательский проект «Невидимка, который нужен всем»

Проект проводится в рамках  экологического воспитания  детей старшего дошкольного возраста.  По программе «Детство»,  образовательные области «Познавательное разв...

Проектная деятельность (познавательно-исследовательская) "Воздух - невидимка"

Проект дает детям представление о воздухе, о его свойствах и роли в жизни человека. Развивает познавательно-исследовательскую деятельность.-Уточняет значение воздуха в жизни человека и других живых ор...

Конспект открытого занятия в средней группе по познавательно-исследовательской деятельности «Невидимка воздух»

Цель: Развивать у детей представления о свойствах воздуха, путём экспериментирования....

Познавательно-исследовательская деятельность "Невидимка-воздух"

Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста...

Познавательно - исследовательский проект "Невидимка вокруг нас"

Актуальность и эффективность проекта заключается в том, что внедрение проективной деятельности в образовательном процессе помогает накопить не только уникальный опыт, но и вовлечь в процесс  восп...