Познавательно-исследовательская деятельность "Невидимка-воздух"
план-конспект занятия (старшая группа)

Довыдова Лариса Николаевна

Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_nevidimka-vozduh.docx22.46 КБ

Предварительный просмотр:

Познавательно-исследовательская деятельность

« Невидимка-воздух».

Программное содержание:

 -Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования.

- Познакомить детей с понятием «воздух», его свойствами и ролью в жизни человека.

      - Создавать необходимые условия для свободных опытов и исследований.

Виды деятельности: игровая, коммуникативная, двигательная, познавательно-исследовательская,

музыкально-художественная, продуктивная.

Оборудование (атрибуты, материалы)

 - воздушный шарик;

 - полиэтиленовые пакеты (по количеству детей);

 - емкость с водой;

 -  стеклянный стакан;

 - одноразовые стаканчики с водой и горошинами;

 - трубочки для коктейля;

 - мыльные пузыри;

 - фартуки (по количеству детей);

 - магнитофон.

                                                          Ход мероприятия.

   Этапы  ОД

          Совместная деятельность детей и педагога

Ожидаемые результаты

              Деятельность   взрослого

Деятельность     детей

1. Вводная часть

Приветствие.

2. Основной этап

Опыт №1

« Поймай невидимку»

Опыт №2

« воздух в человеке»

Опыт №3 « Что легче: вода или воздух?»

3. Заключительный этап.

Рефлексия

Восп-ль: Дети посмотрите, что я вам принесла?  

Дети: Шарик.

Как вы думаете, что у него внутри?

Дети: Воздух.

Правильно, воздух, потому он и называется воздушным. А сейчас я развяжу шарик и выпущу воздух (развязывает и направляет отверстие в шарике на детей). Что вы почувствовали?

Дети: Ветерок, воздух.

Восп-ль: А вы его увидели?

Дети: Нет.

Восп- ль: Значит, получается, что воздух невидимый, раз его не видно, или прозрачный.

Дети, а хотите поиграть с воздухом: увидеть, поймать, почувствовать.

Дети: Хотим.

Вос-ль: тогда я предлагаю вам совершить путешествие в нашу

« лабораторию». И мы с вами будем

«учеными», будем проводить эксперименты с воздухом, изучать его свойства, делать выводы.

Вос-ль: Тогда закройте глаза и возьмитесь за руки : Раз, два, три  - вот и в лаборатории мы.

Вос-ль: А в лаборатории ученые надевают специальную одежду. Давайте и мы оденем.

Вос-ль: Скажите, дети вы видите воздух вокруг нас?

Дети: нет.

Раз мы его не видим, значит, воздух какой?

Вос-ль: Невидимый. А чтобы воздух увидеть, его надо поймать. Хотите, я научу вас ловить воздух?

Восп-ль: Возьмите полиэтиленовый пакет. Что в нем?  

Дети: Он пуст.

Его можно сложить несколько раз. Смотрите, какой он тоненький, давайте теперь поймаем воздух в пакет. Теперь мы закручиваем его. Пакет полон воздуха, он похож на подушку. Воздух занял всё место в пакете. Теперь мы развяжем пакет и выпустим из него воздух. Пакет опять стал тоненьким. Почему?

Дети: В нем нет воздуха.

Вос-ль: Вывод: Воздух невидимый, чтобы его увидеть, его нужно поймать.

И мы смогли это сделать! Мы поймали воздух и заперли его в мешочке, а потом выпустили его.

Воздух с вами мы искали, и в пакет его поймали. Посмотрели, покрутили, и на волю отпустили.

Вос-ль: Воздух есть вокруг нас, везде, а интересно внутри людей есть воздух?

(ответы детей) Давайте проверим!

На столах у каждого ребенка стоит стаканчик с водой, на дне которого лежит горох, и трубочки для коктейля.

Вос-ль:  Что вы видите в стаканчиках?

 Что делают горошины?(лежат на дне стакана) Хотите оживить горошины?

Что на для этого нужно сделать?(подуть в трубочки) Что происходит? Появились пузырьки - это воздух. Мы его снова увидели. Что же делают горошины?(двигаются) Что же нам помоголо оживить горошины? Да, конечно же, воздух. Мы не только его нашли, но и увидели, как он заставил горошины двигаться. А откуда взялся этот воздух? (сначала мы его вдохнули в себя, потом выдохнули в трубочку) Значит, сейчас мы убедились, что в человеке есть воздух!

Вот мы и доказали, что воздух есть вокруг нас, внутри нас.

Вос-ль: Дети, а воздух хочет с нами поиграть. Он прислал к нам своих друзей - мыльных пузырей. Они спрятались в этом маленьком флакончике.

Педагог выдувает мыльные пузыри. Звучит веселая музыка.

Восп-ль: Как вы думаете, дети, что легче вода или воздух? Попробуем ответить на этот вопрос, проведя следующий опыт.

Воспитатель показывает детям пустой стакан. Дети, что в стакане?

Дети: Он пустой, там ничего нет.

Восп-ль: Проверим. (воспитатель переворачивает стакан вверх дном и медленно опускает его в емкость с водой. Стакан водой не наполняется)

Дети, а что же не пускает воду в стакан? (воздух)А теперь слегка наклоним стакан. Что появляется в воде? (пузырьки воздуха)

Откуда они взялись? Это воздух выходит из стакана, а его место занимает вода. Воздух, попадая в воду, поднимается пузырьками вверх. Он легче воды.

Восп-ль: Дети вы отличные воздухоискатели, но нам пора возвращаться в детский сад. Давайте снимем фартуки.

Давайте возьмемся за руки : раз, два, три, четыре, пять - вот мы в садите опять.

Вос-ль: Понравилось путешествие?

  Что интересного мы узнали о воздухе?

 

Дети заходят в группу

Ведут диалог со взрослым

Принимают приглашение на путешествие в

« лабораторию»

Дети надевают фартуки, проходят в лабораторию.

 

Дети берут пакеты и ловят воздух, затем закручивают его.

Наблюдают.

Развязывают пакет и выпускают воздух.

Дети садятся за столы, Дуют в трубочки, наблюдают .

Дети ловят мыльные пузыри.

Дети наблюдают за происходящим.

.

Снимают фартуки,

 берутся за руки и проговаривают слова.

Дети отвечают.

Эмоциональный отклик детей на появление воздушного шарика.

Интерес к предстоящей деятельности.

Заинтересованность детей

Умение соблюдать необходимые условия.

Вывод: воздух есть вокруг нас

 Он невидимый, чтобы его увидеть, его нужно поймать.

Стремление детей узнать, есть ли воздух внутри нас.

Вывод: Воздух есть внутри людей.

Двигательная активность детей.

Активное участие детей в экспериментах, приобретение новых знаний о воздухе, развитие словарного запаса.

Вывод: Воздух легче воды, так как вода вытеснила воздух из стакана.

Вывод:

 1.Воздух есть вокруг нас, он невидимый, чтобы его увидеть, его нужно поймать. (ловили пакетиками)

2.Воздух есть  внутри людей.

 ( выдували воздух в трубочку)

3.Воздух легче воды, так как вода вытеснила воздух из стакана. (опускали стакан в емкость с водой)

Положительные эмоции от путешествия.

                                                                             

Список литературы.

1.Открытые мероприятия для детей средней группы .Практическое пособие – Авт-сост: Аджи А.В,Воронеж:ООО « Метода», 2014.

2. ФГОС ДО. – М: УЦ Перспектива, 2014.

3.Интернет ресурсы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад «Методы организации познавательно-исследовательской деятельности на прогулке» к педагогическому совету на тему «Развитие познавательно-исследовательской деятельности через организацию детского экспериментирования»

Доклад «Методы организации познавательно-исследовательской деятельности на прогулке» к педагогическому совету на тему «Развитие познавательно-исследовательской деятельности через организацию детского ...

Использование технологии исследовательского обучения в развитии познавательно- исследовательской деятельности старших дошкольников

В ФГОС отмечено, что комплексное оснащение образовательного процесса строится на использовании образовательных технологий деятельностного типа. Суть технологий деятельностного типа заключаются как раз...

Познавательно - исследовательский проект «Формирование опытно-исследовательской активности дошкольников в совместной деятельности с семьёй»

Создание условий для развития экспериментальной деятельности детей во взаимодействии с семьёй....

ПЛАН-КОНСПЕКТ непосредственно образовательной деятельности по познавательно-исследовательской деятельности "Кёрлинг" (исследовательская деятельность по методике А.И. Савенкова) в старшей группе

Цель: учить детей организации и проведению самостоятельной исследовательской деятельности.Задачи:Образовательные:познакомить детей с общей схемой исследовательской деятельности;развивать исследователь...

Семинар-практикум для воспитателей "Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста в контексте ФГОС ДО" . Доклад на тему: " «Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста» 22 октября 2

На протяжении дошкольного возраста, на ряду с игровой, огромное значение в развитии личности ребенка имеет исследовательская деятельность, в процессе которой идет обогащение памяти ребенка, активизиру...

Конспект по познавательно - исследовательской деятельности в подготовительной группе по познавательно-исследовательской деятельности на тему: «Тайны снега и льда».

Создание условий для развития познавательной активности детей в процессе экспериментирования со снегом и льдом....