Познавательно - исследовательский проект "Невидимка вокруг нас"
проект (средняя группа)
Актуальность и эффективность проекта заключается в том, что внедрение проективной деятельности в образовательном процессе помогает накопить не только уникальный опыт, но и вовлечь в процесс воспитания и обучения детей. Непосредственно ребенку предоставляется возможность не только проявить, но и пополнить знания, при этом, развивая творческие способности, коммуникативные навыки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_nevidimka_vokrug_vokrug_nas_wecompress.com_.docx | 842.14 КБ |
Предварительный просмотр:
22пп
СОДЕРЖАНИЕ
1. Актуальность
2. Цель и задачи
3. План-график реализации проекта
4. Дальнейшая реализация проекта
5. Список литературы
6. Приложение:
- конспекты занятий «Раздувайся пузырь», «Воздух»
- картотека загадок
- картотека игр
- картотека опытов
- картотека экспериментов
- консультация для родителей
- результаты диагностики
Актуальность проекта «Воздух»
Актуальность и эффективность проекта заключается в том, что внедрение проективной деятельности в образовательном процессе помогает накопить не только уникальный опыт,но и вовлечь в процесс воспитания и обучения детей. Непосредственно ребенку предоставляется возможность не только проявить, но и пополнить знания, при этом, развивая творческие способности, коммуникативные навыки. Предполагается , что для успешной реализации проекта необходимо научить каждого ребенка не только мыслить , находить и решать проблемные ситуации , но и получить самостоятельно благодаря личному опыту ответы на вопросы , полученные в результате исследовательской деятельности .
Воздух – это волшебник, который способен совершать много чудес. Дошкольник привык встречаться с воздухом везде, но в силу его возрастных способностей научиться самостоятельно изучать его свойства , узнавать то , о чём раньше не задумывался или не догадывался , ему ещё не по силам . Взрослые привыкли передавать ребенку знания в основном через глаза и уши . А в настоящее время в связи с пересмотром приоритетных форм и методов обучения в дошкольном образовании преобладают именно методы, развивающие у детей способности к начальным формам обобщения, умозаключения. А таким методом и является – экспериментирование.
Цель: формирование у детей желание самостоятельно проводить эксперимент с воздухом и использовать результаты в дальнейшей деятельности.
Задачи:
- способствовать обогащению и закреплению знаний детей о свойствах воздуха, расширению представления детей о значимости воздуха в жизни человека;
- научить детей проводить элементарные опыты с воздухом; исследовать его свойства, устанавливать связи, изменения;
- организовать познание детей по теме «Воздух» через самостоятельный поиск;
-развивать творческую активность в создании художественных образов с использованием свойств воздуха;
План-график реализации проекта
Этапы | Мероприятия | Сроки проведения |
Подготовительный этап Практический этап Заключительный этап |
-оснащение лаборатории наглядным материалом, -составление плана работы в исследовательской лаборатории.
- детские работы «Мои воздушные фантазии»; - игрушки «Вертушки-ветрянушки»; - «Вот какой красивый Веер»;
-направленные на развитие речевого дыхания: «футбол», «снегопад», «листопад», «бабочка», «кораблик», «шторм в стакане», «звездопад».
| сентябрь – октябрь октябрь сентябрь – октябрь ноябрь январь февраль декабрь декабрь – январь январь - февраль март сентябрь, март февраль – март март |
Дальнейшая реализация проекта
Во время проведения проекта стало понятно, что Воздух имеет и вторую сторону медали, он может быть для человека и разрушительным в виде - цунами, смерч. И в связи с этим наша дальнейшая работа будет направлена на изучение именно этих природных явлений, связанных с воздухом. А именно – самые сильные ветра.
Список литературы
1. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста» под редакцией Г. П. Тугушевой и А. Е. Чистяковой.
2. «Экспериментальная деятельность детей 4-6 лет. Из опыта работы» автор-составитель,Менщикова Л. Н.
3. «Программа воспитания и обучения в детском саду» под ред. Васильевой М.А., средняя группа
ПРИЛОЖЕНИЕ
Конспект занятия на тему «Воздух»
Цель занятия: расширение кругозора детей за счет обогащения их представлений о воздухе, ознакомления с его свойствами.
Задачи:
• способствовать обогащению и закреплению знаний детей о свойствах воздуха, расширению их представлений о значимости воздуха в жизни человека;
• активизировать речевую деятельность детей.
Ход занятия
Здравствуйте, ребята сегодня мы с вами поговорим о… О чём – вы скажете сами, если отгадаете загадку:
Он нам нужен, чтобы дышать,
Чтобы шарик надувать.
С нами рядом каждый час,
Но невидим он для нас!
Да, это воздух! А кто-нибудь из вас может сказать, что это такое? Воздух – это то, что нас окружает! Благодаря воздуху мы дышим, а значит, живём.
А как его можно почувствовать? Сделайте глубокий вдох, втяните носиками воздух… Выдох… Молодцы. А как ещё его можно почувствовать? Оказывается, чтобы почувствовать воздух, нужно создать его движение! Вспомните, в жаркую погоду мы включаем вентиляторы, которые гоняют ветерок по комнате, и нам становится немного прохладнее. А еще воздух можно почувствовать при помощи веера. Давайте мы с вами проверим, так ли это.
(Детям раздаются листы бумаги, все вместе делают веера, затем им предлагается обмахиваться ими, чтобы ощутить движение воздуха).
Ну что, почувствовали воздух? А теперь вспомните свои ощущения, когда на улице ветер… Ветер быстро-быстро перемещает воздух, и мы легко его ощущаем. Кстати, ребята, раньше, когда еще не было моторов, при помощи воздуха плавали корабли. Ветер наполнял паруса кораблей воздухом, и так корабль перемещался по морю. А иногда случалось так, что ветра подолгу не было, и корабли стояли на одном месте – не могли плыть. Вот поэтому плавали тогда, ребята, очень долго: могли год или 2 переплывать океан или море. Ждали попутного ветра, который бы наполнил паруса воздухом, чтобы корабль снова мог бы плыть. Благодаря этому появилось пожелание: «Попутного вам ветра! » оно означает пожелание успехов тому человеку, которому это говорят.
Давайте мы с вами посмотрим, как плавают кораблики при помощи ветра и воздуха.
(Перед детьми ставится тазик с водой, туда опускаются кораблики. Кораблики можно сделать из пенопласта, зубочистки и кусочка бумаги вместо паруса. Можно использовать бумажные кораблики. По очереди детям предлагается дуть на кораблики, заставляя их перемещаться.)
Воздух может быть человеку полезным – например, помогать кораблям плыть по морю. А еще, ребята, раньше делали мельницы, которые работали благодаря ветру и перемалывали зерно в муку. А сейчас с помощью ветра вырабатывают электричество. Так что воздух очень помогает людям: он помогает жить, без него мы не могли бы дышать. Вот попробуйте закрыть носики и не дышать. Сколько вы сможете?
Ребята, скажите, а у воздуха есть какой-нибудь цвет? Правильно, воздух цвета не имеет он прозрачный. Но воздух может быть горячим или холодным. Вот, например, летом он какой? Правильно, теплый! Даже горячий! А если мы зимой выходим гулять, какой воздух мы ощущаем? Да, свежий, морозный, холодный! Значит, воздух может менять свою температуру!
Или, например, осенью часто сжигают листья, веточки, костер горит, и от него идёт дым. Вы видели дым от костра? И если на вас ветер подует, вы начинаете кашлять, чихать, глазки начинают слезиться. Это неприятно, правда? Значит, этот дым какой – полезный или вредный? Правильно, вредный.
А вот вспомните, как вы дома играете в своей комнате, а мама на кухне готовит что-нибудь вкусненькое, и по запаху вы можете определить – печёт мама тортик или жарит пирожки. Бывало такое? Воздух переносит запахи.
Итак, ребята, скажите, пожалуйста, о чем мы с вами сегодня говорили? Да, мы говорили о воздухе, узнали о разных его свойствах. Какие вы запомнили? Воздух прозрачный, он может быть разной температуры, может переносить запахи, воздух помогает человеку, но может и причинить вред. Благодаря воздуху мы дышим, а, значит живём.
Конспект занятия «Раздувайся, пузырь!»
Цель: развитие познавательной активности детей дошкольного возраста посредством экспериментирования с предметами водно-воздушной среды.
Задачи:
- упражнять детей в использовании органов чувств при обследовании предметов водно-воздушной среды.
- знакомить со способом изготовления мыльных пузырей, их свойствами.
- воспитывать аккуратность в работе с мыльной пеной.
Материалы и оборудование:
Воздушные шары, жидкое мыло, кусок мыла, трубочки для коктейля на каждого ребенка, баночки на каждого ребенка.
Ход занятия:
Здравствуйте ребята, я рада вас сегодня видеть. Я пришла к вам с подарками, догадайтесь с какими (зачитывает загадку) :
Круглый, гладкий, как арбуз…
Цвет – любой, на разный вкус.
Коль отпустишь с поводка,
Улетит за облака.
Молодцы, это воздушный шар. Мой воздушный шарик, его зовут Шурик, пришел со своими друзьями. Они ничего не знают о себе: из чего сделаны, какие они, и почему умеют летать? Я предлагаю сегодня рассказать о них все, чтобы они больше никогда не грустили.
Воспитатель рассматривает с детьми воздушные шары.
Рассмотрите внимательно ваши воздушные шары. Воспитатель обращается по имени к какому-либо ребенку и задает вопросы, если он затрудняется ответить, просит помочь другого ребенка.
- Маша, какого цвета твой шарик? А твой, Саша? (ребенок называет цвет)
- Саша, а какой формы шарик? (круглый, овальный)
- Проведите ладошкой по шарику, Миша, какой он на ощупь? (гладкий)
- Соня, когда мы шарик надуваем, что попадает внутрь воздушного шарика? (воздух) Шарик сдуваем
- Аня, так почему воздушный шарик летает, когда я подбрасываю его вверх? (легкий и потому что внутри воздух)
- Семен, а что (кто) еще летает? (самолет, ракета, бабочка и т. д.)
- Илья, а например, мыло умеет летать? (воспитатель подбрасывает кусочек мыла) (нет)
- Я вам докажу обратное, что мыло умеет летать.
Воспитатель наливает воду, кладет туда жидкое мыло или «Фери», интенсивно взбивает до образования мыльных пузырей, начинает выдувать пузыри и рассказывает сказку.
Жил – был мыльный пузырь. Он был красивый, но жизнь его была коротка, и не было у него совсем друзей. И вот он решил подружиться с другими мыльными пузырями.
(Положите свои воздушные шарики у стула и подойдите ко мне).
Сейчас я предлагаю создать друзей для Шурика, больших и маленьких. Чтобы создать маленькие мыльные пузыри, подуйте через соломинку в мыльную воду (дети пробуют). Молодцы! Чтобы создать больших друзей, обмакните трубочку в мыльную воду, достаньте ее и слегка подуйте в трубочку (дети пробуют). У нас получились, помогайте, мыльные пузыри. Молодцы!
А сейчас мне ответьте, почему у нас мыльные пузыри летали? (соединили с водой, размешали, надули – закачали воздух так же, как в воздушный шарик). Но мыльные пузыри живут не так долго, как наши воздушные шары. А почему? (ответы детей). Молодцы, у мыльного пузыря тонкая оболочка, из мыла, а у воздушного шара – резиновая. А вот об этом мы с вами поговорим в следующий раз.
Звучит (тихо) музыка. Возьмите свои воздушные шарики. Посмотрите, как они радуются, ведь они так много о себе узнали, и еще у них появились новые друзья - мыльные пузыри. Я вам их дарю. Радуются шарики и мы вместе с ними. Музыка звучит громче, дети и воспитатель танцуют.
КАРТОТЕКА ИГР
ФУТБОЛ
Скатать ватный шарик и поставит два кубика в качестве ворот. Ребенок должен, дуя на шарик, загнать его в ворота.
СНЕГОПАД
Сделать «снежинки» из ваты (рыхлые комочки). Объяснить ребенку, что такое снегопад и предложить сдувать «снежинки» с ладони или с имитированного облачка.
ЗВЕЗДОПАД
Вырезать из цветной бумаги различные звездочки и объяснить ребенку, что такое звездопад. Предложить ребенку подуть на звезды, так, чтобы они полетели.
БАБОЧКА
Вырезать из бумаги бабочек и подвесить их на нитках. Предложить ребенку подуть на бабочку так, чтобы она полетела (при этом следить, чтобы ребенок сделал длительный плавный выдох).
КОРАБЛИК
Дуть плавно и длительно на бумажный кораблик.
ШТОРМ В СТАКАНЕ
Предложите ребенку подуть через соломинку в стакан с водой (нужно следить, чтобы щеки не надувались, а губы были неподвижными).
КАРТОТЕКА ОПЫТОВ И ЭКСПЕРИМЕНТОВ
Эксперимент №1
Перевернуть стакан вверх дном и медленно опустить его в банку. Обратить внимание детей на то, что стакан нужно держать очень ровно . Что получается ? Попадает ли вода в стакан? Почему нет?
Вывод: в стакане есть воздух, он не пускает туда воду.
Эксперимент №2
Детям предлагается снова опустить стакан в банку с водой, но теперь предлагается держать стакан не прямо, а немного наклонив его. Что появляется в воде? ( Видны пузырьки воздуха). Откуда они появились? Воздух выходит из стакана, и его место занимает вода.
Вывод: воздух прозрачный, невидимый.
Опыт №1
Детям предлагается опустить в стакан с водой соломинку и дуть в неё. Что получается?
( Получается буря в стакане воды).
Опыт №2
Детям предлагается подумать, где можно найти много воздуха сразу? ( В воздушных шариках). Чем мы надуваем шарики? ( Воздухом) Воспитатель предлагает детям надуть шары и объясняет: мы как бы ловим воздух и запираем его в воздушном шарике. Если шарик сильно надуть, он может лопнуть. Почему? Воздух весь не поместится. Так что главное – не перестараться. ( Предлагается детям поиграть с шарами).
Опыт №3
После игры можно предложить детям выпустить воздух их одного шарика. Есть ли при этом звук? Предлагается детям подставить ладошку под струю воздуха. Что они чувствуют? Обратить внимание детей: если воздух из шарика выходит очень быстро, он как бы толкает шарик, и тот движется вперёд. Если отпустить такой шарик, он будет двигаться до тех пор, пока из него не выйдет весь воздух.
Эксперимент №3
Детям предлагается « утопить» игрушки, наполненные воздухом, в том числе спасательные круги. Почему они не тонут?
Вывод: Воздух легче воды.
Эксперимент №4
Детям предлагается опустить кораблики в воду, после чего подуть на них. Дети дуют и кораблики плывут. Так и настоящие корабли движутся благодаря ветру. Что происходит с кораблем, если ветра нет? А если ветер очень сильный? Начинается буря, и кораблик может потерпеть настоящее крушение
(все это дети могут продемонстрировать).
Эксперимент №5
Для этого опыта используются веера. Дети машут веером над водой. Почему появляются волны? Веер движется и как бы подгоняет воздух. Воздух тоже начинает двигаться. А дети уже знают, ветер – это движение воздуха.
Опыт №4
А теперь помашем веером перед лицом. Что мы чувствуем? Для чего люди изобрели веер? А чем заменили веер в нашей жизни? ( Вентилятор, кондиционер).
Эксперимент №6
Берем мыльные пузыри и добавляем в них краски (гуашь) любых цветов, бумагу (желательно плотную) и трубочки для коктейля.
Дети после демонстрации воспитателя выдувают цветные мыльные пузыри на листы белой бумаги. После чего смотрели на получившийся рисунок,говорили на что похоже и при помощи цветных маркеров заканчивали композицию.
Загадки про воздух
Чем мы дышим???
Что мы не видим???
(Воздух)
Чего ни в комнате, ни на улице не увидишь?
(Воздух)
Я коварный поджигатель.
Вы огня хотите - нате!
Я всесильный окислитель
(Если только дров дадите).
(Воздух)
Через нос проходит в грудь и обратный держит путь.
Oн невидимый, и все же, без него мы жить не можем.
(Воздух)
Ты без него не сможешь жить
Ни есть, ни пить, ни говорить.
И даже, честно говоря,
Разжечь не сможешь ты огня.
(Воздух)
Есть невидимка: в дом не просится, а прежде людей бежит торопится.
(Воздух)
Чего в комнате не видишь?
(Воздух)
Ни веса ни цвета у него нету!
(Воздух)
Что вокруг нас всегда, но мы это не видим?
(Воздух)
Всю жизнь с ним живем, а ни разу не видели.
(Воздух)
Ты без него не сможешь жить
Ни есть, ни пить, ни говорить.
И даже, честно говоря,
Разжечь не сможешь ты огня.
(Воздух)
Есть невидимка:
В дом не просится,
А прежде людей бежит,
Торопится.
(Воздух)
Чего в комнате не видишь?
(Воздух)
Консультация для родителей «Нам нужен чистый воздух»
«Сказка ложь, а в ней намек, добрым молодцам урок».
Повторим мы вслед за великим поэтом и покажем, на что намекают сказки.
В сказках волшебники могут всё, любое дело им по плечу, любые расстояния – не препятствие, всё доступно и подвластно. Захотят – легко поднимутся из глубины моря – океана, да еще захватят с собой прекрасных витязей; пожелают – полетят на волшебном ковре; надо – горы высокие раздвинут. Не трудно им успокоить синее море, а один взмах руки – и расстелется скатерть – самобранка.
Воздух – один из таких волшебников. Вы убедитесь, что он способен совершать много чудес. Он может поднять с морского дна затонувший корабль, сделать возможным плавный полет дирижаблей и стремительное движение самолетов; он способен разрушить взрывами скалы ради прокладывания тоннелей и защищать берег от ударов морских волн; не обходится без него и приготовление любимых сладостей.
Кто же этот всемогущий волшебник? Не спешите возмущаться и сомневаться. Да, да, это маленький пузырек и множество верных друзей.
Обычно воздух – невидимка, мы даже не замечаем его. Он, будто одежда голого короля, прозрачен. Возможно, не такими уж большими обманщиками были придворные портные, которые сшили одежду королю из особого воздушного материала, который и не мог не быть прозрачным. Если бы тот материал заморозить, он бы сначала стал жидким, как вода, а потом – твердым, как лед. И тогда одежда короля была бы белой, искристой, с легким голубоватым оттенком.
Воздух – это газ, точнее, смесь газов. Многие газы так далеко разбрасывают свои частички друг от друга, что становятся прозрачными, а скорость движения частичек настолько большая, что они не могут удержаться в определенном объеме, а стараются занять все пустое пространство. Немало усилий нужно, чтобы собрать их всех вместе.
Мы постоянно окружены воздухом и так привыкли к нему, что почти его не замечаем. Но взмахните резко рукой или немного пробегите – и убедитесь, что вас окружает воздух. Мы погружены в этот «доброжелательный» газ, как рыбы в воду. Мы живем в нем и дышим им.
Результаты диагностики интегрированных качеств
Период | Уровень в % соот-ношении | Проявляет исследо-вательское поведение | Стремится самост-но установить, причинно-следст- венные связи, получить новые знания об интересую-щем объекте | Привлекает взрослых к содейст- вию в экспери-менти-ровании | С удовольст- вием участвует в эксперимен-тахоргани-зуемых взрослым | Конст-руирует по усло- ниюзадан- ному взрос- лыми | Самост- но обыг- рывает построй-ки | Стре- миться созда-вать самост- но ориги- нальные вырази- тельные образы в ИЗО деят-ти |
Началь-ная | В С Н | 6 34 60 | 3 27 70 | 3 24 73 | 12 38 50 | 15 43 42 | 9 42 49 | 4 37 59 |
Промежу-точная | В С Н | 10 48 42 | 5 33 62 | 6 38 56 | 16 49 35 | 19 54 27 | 13 54 33 | 8 53 39 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Воздух вокруг нас (познавательно-исследовательская деятельность
В данном конспекте. поделилась опытом составления НОД для своих коллег. В конспекте отображено все то, как заинтересовать детей к исследованию путем увлекательного их путешествия в лабораторию и оказа...
Познавательно - исследовательский проект для детей старшей группы «Мир вокруг нас» (Опытно-экспериментальная деятельность)
Данная работа посвящена опытно-экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста. Сегодня в России детские дошкольные учреждения играют важнейшую роль в обеспечении развития познавательного ра...
Статья по познавательно-исследовательской деятельности в ДОУ "Мир вокруг нас"
Статья посвящена деятельности по познавательному развитию в ДОУ с использованием технологий исследовательской деятельности...
Познавательно-исследовательский проект "Вода вокруг нас"
Проект позволяет уточнить и расширить представление детей о воде, находящейся в разных состояниях, ее признаках и свойствах....
Познавательно-исследовательский проект «Вода вокруг нас»
Цель проекта:Формирование у детей осознанного, бережного отношения к воде, как важному природному ресурсу, то есть воспитание экологического сознания....
Познавательно - исследовательский проект для детей старшей группы Тема :«Мир вокруг нас» (Опытно-экспериментальная деятельность)
Краткая аннотацияДанная работа посвящена опытно-экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста. Сегодня в России детские дошкольные учреждения играют важнейшую роль в обеспечении развития п...
Познавательно-исследовательский проект "Вода вокруг нас"
Познавательно-исследовательский проект «Вода вокруг нас» Участники: дети, родители и воспитатели средней группы «Незабудка». Продолжительность проекта: среднесрочный....