Конспект занятия полезные ископаемые
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему
Конспект занятия полезные ископаемые
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya_poleznye_iskopaemye.docx | 28.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект НОД для детей подготовительной группы по естествознанию
«Использование человеком полезных ископаемых»
Цели и задачи: познакомить детей с полезными ископаемыми и их ролью в жизни человека. Учить узнавать условные обозначения ископаемых. Развивать стремление к поисково-познавательной деятельности, мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать, делать выводы.
Интеграция образовательных областей: познание, коммуникация, здоровье, художественное творчество.
Предполагаемые результаты. Имеют элементарные представления о полезных ископаемых и их использование.
Предшествующая работа: беседы на тему полезные ископаемых. Рассматривание карты России с отмеченными месторождениями ископаемых (нефть, газ, каменный уголь, золото, соль, песок). Чтение книг: Феликса Кривина «Сказки, добытые из-под земли»; Белла Дижур «От подножья до вершин»; Виктор Левин «Вот она, какая, пластмасса»; Константин Лагунов «Как искали Тюменскую нефть»; энциклопедия «Почемучка» статьи:
- Что такое подземное богатства;
- Сказка о каменном угле;
- Из чего делают железо?
- Что крепче – железо ли сталь?
- Что внутри шахты?
- Откуда берется бензин.
Материал: выставка прочитанных книг. Дидактическая игра «угадай и назови» (картинки с изображением разных предметов и знаки обозначения полезных ископаемых). Кроссворд «Ископаемые». Сундучок с двойным дном, а в нем конфеты.
На столе у воспитателя: стакан с водой, бутылочка переработанного машинного масла (вместо бензина), птичье перо, кусок соли крупного помола, тарелочка с мелкой солью, деревянная ступка.
На столе у детей: по 3 прозрачных пластиковых стаканов, по чайной ложке, по тарелочки с крупной и мелкой солью, по тарелочки разноцветной соли для ванны, салфетки. Для каждого ребенка фартук и нарукавники.
Ход непосредственно образовательной деятельности
Воспитатель вместе с детьми рассматривает стенд с книгами, которые они прочитали о полезных ископаемых. Беседа о прочитанном.
Раздается стук в дверь. Входит Незнайка.
Незнайка. Здравствуйте взрослые и дети. У меня большая беда.
Воспитатель. Здравствуй, Незнайка. Что случилось?
Незнайка. Мои друзья из Солнечного города, опять собираются в поход. Искать какие-то ис-ка-е-мые или ис-по-ка-е-мые, тьфу ты не помню. А меня брать не хотят. (плачет)
Воспитатель. Во-первых, ищут ископаемые. А почему они тебя с собой не берут? Что ты, Незнайка, опять натворил?
Незнайка. Да, они говорят: «Ты, Незнайка, ничего не знаешь. И опять что-нибудь перепутаешь!». И устроили мне настоящий экзамен, задавали разные вопросы и загадки. А я на них не смог ответить. Они мне дали неделю сроку, чтобы я нашел на них ответы и еще ума-разума набрался.
Воспитатель. А какие тебе загадки загадывали? Может тебе наши дети помогут их разгадать?
Незнайка. Правда, поможете? Я их записал в свою записную книжечку.
Воспитатель. Постараемся. Прочитай нам
Незнайка читает загадки:
- Если встретишь на дороге,
То увязнут сильно ноги,
А сделать миску или вазу –
Она понадобится сразу.
Дети. Глина.
Незнайка. А я сказал – грязь.
- Он очень нужен детворе,
Он на дорожках во дворе,
Он на стройке и на пляже,
он в стекле расплавлен даже.
Дети. Песок.
Незнайка. А я сказал – камни.
- Без нее не побежит
Ни такси, ни мотоцикл.
Не поднимется ракета.
Отгадайте, что же это?
Дети. Нефть.
Незнайка. А я сказал – человек.
- Ее варили долго
В доменной печи.
Чтобы из стали сделать:
Станки, машины и ключи.
Дети. Железная руда.
Незнайка. А я сказал – щи.
- Он черный и блестящий,
Помощник настоящий:
Он несет в дома тепло,
От него в домах светло.
Помогает плавить сталь.
Делать краски и эмаль.
Дети. Каменный уголь.
Незнайка. А откуда, дети, вы все знаете?
Дети говорят, что они знают из прочитанных книг и из рассказов воспитателей.
Незнайка. А причем глина, уголь, песок и ископаемые? Ведь ископаемые – это сундуки с золотом и серебром, которые спрятали пираты.
Воспитатель. Нет, Незнайка, мы как раз на нашем занятии хотели поговорить о полезных ископаемых. Присаживайся и послушай.
Дети и Незнайка садятся за столы. На столах лежит у каждого ребенка дидактическая игра «Угадай и назови».
Воспитатель рассказывает:
- Когда говорят: «Подземные богатства», «Сокровища недр», «Кладовые земли» - речь идет о полезных ископаемых. Если бы нам удалось собрать все закопанные клады с золотом, серебром, драгоценными камнями, то в сравнении с богатствами, которые запасла сама природа, наши находки оказались бы сущим пустяком. Без сундуков, шкатулок, ларцов с сокровищами можно обойтись. А вот без полезных ископаемых людям пришлось бы плохо.
Вот когда-то давным-давно, на земле очень многого не было. Не было чайников, карандашей, велосипедов, телевизоров. Ну, раз на земле ничего не было, пришлось добывать из-под земли.
Сначала стали добывать чайники, сковородки, ключи, а потом паровозы и пароходы…, самолеты и звездолеты. Космические корабли летают в космос, но добывали-то их из-под земли! Правда не в готовом виде. В готовом виде под землей даже простого гвоздя не найдешь – разве что его туда зароешь.
Почему они называются, полезными? А почему и ископаемыми?
Правильно, потому что приходится очень много земли копать, чтобы добыть то, что для нас на земле полезно.
Чтобы изготовить стекло и сделать стакан, нужен специальный…(Дети – песок). А это…(Дети – полезное ископаемое). Чтобы суп был соленый, нужна (Дети – соль). А это… (Дети – полезное ископаемое). Чтобы сделать фарфоровую тарелку для супа, нужна особая… (Дети – глина). А это… (Дети – полезное ископаемое).
И так – за что ни возьмись.
Дети, а какие еще полезные ископаемые вы знаете? (Дети называют).
Незнайка. Ой, как интересно. Спасибо, что вы меня научили.
Воспитатель. Незнайка, а полезные ископаемые обозначают определенными знаками. И наши дети некоторые знаки знают.
Дети по одному выставляют и называют знаки.
Воспитатель. А сейчас мы поиграем в игру «Угадай и назови». У вас на столе лежат картинки с изображением разных предметов, вы должны рядом с картинкой положить знаки ископаемых, из которых они сделаны.
Дети раскладывают. А Незнайка подходит к детям и спрашивает, почему они положили определенные знаки. Воспитатель и Незнайка хвалят детей. Незнайка предлагает поиграть. Дети встают и-за стола, выходят на середину зала.
Проводится физкультминутка:
Вот Незнайкина зарядка.
Выполняйте по порядку.
Быстро встаньте, улыбнитесь,
Выше, выше подтянитесь,
Ну-ка плечи распрямите,
Поднимите, отпустите.
Рук коленями коснулись.
Сели – встали, сели – встали.
Вы, надеюсь не устали?
Надо вам свободней встать
И спокойнее дышать.
Шире расставим ноги,
Словно в пляске – руки в боки.
Влево, вправо.
Влево, вправо.
Получается на славу. Молодцы!
Воспитатель. Незнайка, а наши дети очень любят разгадывать кроссворды. Вот посмотри.
(Пока дети выполняют физ. Минутку и разгадывают кроссворд, помощник воспитателя готовит столы для опытов).
н | |||||||||
и | с | к | о | п | а | е | м | о | е |
о | е | е | ф | ||||||
л | с | л | т | ||||||
ь | о | ь | |||||||
к |
- Как назвать одним словом: нефть, уголь, газ… (ископаемое)
- Ее не едят и без нее мало что едят (соль)
- Слой земли, который используется при изготовлении стекла (песок)
- По доске он бегает.
Нужное дело делает
Порешал, пописал,
Раскрошился и пропал (мел)
- Жидкое горючее полезное ископаемое (нефть)
Незнайка. А мы в Солнечном городе, тоже любим разгадывать кроссворды. Надо записать, а потом предложить друзьям его разгадать. Вот они удивятся, что я теперь такое знаю!
Воспитатель. Незнайка, дети подойдите к столу, я вам что-то покажу. Вы уже знаете, для чего нужна нефть и что из нее делают (дети называют). А расскажите, какая она (дети – черная, маслянистая, плохо пахнет…). Нефть – это полезное ископаемое. Но с нефтью, как с другими полезными ископаемыми нужно обращаться осторожно. А почему? (ответы детей). Правильно! Если нефть попадет в море, озеро то одна будет плавать на поверхности воды и от этого погибнет много животных, птиц и растений. А если нефть загорится, то потушить такой пожар будет очень непросто. Вот посмотрите, у меня есть немного нефти (воспитатель предлагает детям и Незнайке понюхать). Если я налью немного нефти в стакан с водой, то посмотрите, что получится. Нефть будет плавать на поверхности воды. А теперь я возьму птичье перо и опущу его в стакан. На перышке осталась нефть. А, как мы с вами говорили, что это очень опасно для птиц. От этого они погибают. Значит с полезными ископаемыми нужно обращаться очень, Очень осторожно.
А у меня еще, что есть. Что это за камень? Да это пищевая соль. Соль – это тоже камень. Поэтому ее называют каменной. И используем в приготовлении еды именно пищевую соль. Ее добывают в горах, в специальных шахтах. Затем очищают, дробят, упаковывают и везут в магазин, где мы ее покупаем. Продают ее не в виде камня, а уже рассыпчатую и в пакетах, бывает крупная и мелкая.. а для этого, я уже говорила, ее дробят. (Воспитатель показывает, как от большого куска можно отделить маленькие). На заводах это делают большими дробильными машинами. А потом специальными жерновами размалывают. Поэтому и получается мелкая соль, а если правильно говорить – соль мелкого помола. (Воспитатель показывает в деревянной ступке, как из кусочка соли получается сначала крупная соль, а потом мелкая).
Воспитатель предлагает детям надеть фартуки и нарукавники и сесть за свои столы.
Воспитатель. У вас на столах стоят стаканы с водой и в тарелочках соль крупного и мелкого помола. Давайте проведем опыты.
1 опыт. Сначала растворим в воде крупную соль.
2 опыт. А теперь растворим мелкую соль.
Какая быстрее растворилась? Правильно мелкая соль растворяется быстрее, поэтому хозяйки чаще используют соль мелкого помола.
А еще в магазинах и аптеках продается специальная морская соль и соли для ванн. Но это другие соли и использовать в пищу их нельзя. Морской солью, многие полощут горло, когда болеют. А как приятно принимать ванну, если в нее добавить специальную соль. Да, она еще бывает разного цвета, в зависимости от добавленных в них травяных настоев, еще приятно пахнет.
3 опыт. Воспитатель раздает тарелочки с разноцветной солью. Давайте, растворим в воде и посмотрим, что получится. Еще раз напоминаю, что это соль для ванны, есть ее нельзя!
Незнайка. Как здорово! Мне так понравилось! Во сколько интересного я узнал. Что я хочу подарить вам свои любимые камешки. Правда, красивые! Просто клад!
Воспитатель. Незнайка, у меня есть волшебный сундучок. Давай положим твои камешки в сундучок и посмотрим, что произойдет. (Незнайка кладет). А теперь вместе скажем волшебные слова: «КРИБЛЕ, КРАБЛЕ, БУМС…»
Воспитатель открывает сундучок, а там лежат конфеты.
Воспитатель и Незнайка раздают конфеты. Незнайка прощается и уходит.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект логопедического занятия учителя - логопеда Туровской С. В.Конспект занятия" Звук "У""
Тема. Звук У. Цель. Закрепить навыки четкого произношения звука . Задачи образовательные: 1. Познакомить детей со звуком ...
Конспекты занятий По математике Конспект занятия по математике в средней группе Тема: План (карта путешествий) Программные задачи: Формировать умение ориентироваться по элементарному плану, правильно определять взаимное расположение предметов в про
Конспекты занятийПо математикеКонспект занятия по математике в средней группе Тема: План (карта путешествий)Программные задачи:Формировать умение ориентироваться по элементарному плану, правильно...
Конспекты занятий Занятия по развитию речи Конспект итогового занятия по развитию речи «В гости к бабушке»
Конспекты занятийЗанятия по развитию речиКонспект итогового занятия по развитию речи «В гости к бабушке»...
Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект занятия в подготовительной группы педагога-психолога со слабослышащими детьми
Дата проведения: 21 февраля 2012 г. Участники: дети подготовительной группыПроводит: педагог-психолог Панова М.М.Цель:способствовать формиров...
Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект занятий
Познакомить детей с числом и цифрой 6.Совершенствовать навыки счета и сравнения совокупностей предмета.Формировать умение детей различать понятия вчера, сегодня, завтра.Закреплять знания о геоме...
Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?» план-конспект занятия по математике (подготовительная группа) на тему план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?»Программное содержание: 1. Образовательные: учить пользоваться условной меркой при определении величины предметов....
Конспект занятие по развитию речи с детьми старшей дошкольной группы по теме «Транспорт» с использованием интерактивной доски (на основе конспектов логопедических занятий Нищевой Н.В.) + Игры для ИД к занятию.
В современном обществе интерактивные технологии прочно вошли в нашу жизнь. Мы уже на представляем себя без компьютеров и геджетов. А как же иначе, ведь они так облегчают жизнь, дают неогранниченный ис...