«Что я знаю о себе».
проект по окружающему миру (младшая группа) по теме

Курьерова Галина Александровна

   Работая воспитателем и наблюдая за детьми, я пришла к выводу, что знакомя детей с окружающим миром (с семьёй, с малой родиной), мы порой не обращаем внимание на самое близкое, не менее важное чем всё окружающее, это – познание себя (строение своего тела, организма).

Младший дошкольный возраст – важный период в развитии ребёнка. Первым объектом для исследования становиться сам ребёнок  (Кто Я?) и его окружение (сверстники, взрослые). Ребёнок очень рано начинает стремиться к познанию своего тела (Какой Я?). Зачем мне глаз, уши и т.д.?), сравнивает себя с другими, находит сходства и различия (Что Я могу сделать?). На все возникающие вопросы у ребёнка, на которые он самостоятельно не может ответить, и нужна помощь взрослого. Главная задача взрослого – поддержать имеющийся интерес у детей к самому себе, к собственному телу, его строению и функционированию, научить их бережно относится к своему организму. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_kurerova_may.docx48.64 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ САД № 92 ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА» г. СЫКТЫВКАРА

ПРОЕКТ

ТЕМА: «Что я знаю о себе».

Младшая группа № 10 «Колокольчики»

Выполнила: Курьерова Г.А.

воспитатель

Май.2017г.

Паспорт проекта

  • Руководитель: Курьерова Галина Александровна (воспитатель группы)

  • Участники: Дети младшей группы, родители

  • Тип проекта: познавательный

  • Срок реализации: краткосрочный

  • Актуальность: Работая воспитателем и наблюдая за детьми, пришла к выводу, что знакомя детей с окружающим миром (с семьёй, с малой родиной), мы порой не обращаем внимание на самое близкое, не менее важное чем всё окружающее, это – познание себя (строение своего тела, организма). Младший дошкольный возраст – важный период в развитии ребёнка. Первым объектом для исследования становиться сам ребёнок  (Кто Я?) и его окружение (сверстники, взрослые). Ребёнок очень рано начинает стремиться к познанию своего тела (Какой Я?). Зачем мне глаз, уши и т.д.?), сравнивает себя с другими, находит сходства и различия (Что Я могу сделать?). На все возникающие вопросы у ребёнка, на которые он самостоятельно не может ответить, и нужна помощь взрослого. Главная задача взрослого – поддержать имеющийся интерес у детей к самому себе, к собственному телу, его строению и функционированию, научить их бережно относится к своему организму

  • Цель проекта: пробуждать у детей интерес к изучению своего тела.

  • Задачи проекта:
  1. Обучать детей различать индивидуальные особенности своей внешности (пола, лица, роста, возраста)
  2. Познакомить детей с внешним строением тела человека
  3. Формировать основы гигиенической культуры
  4. Обогатить игровую среду дидактическим материалом.

  • Планируемый результат: сформированы простейшие представления о человеческом организме и его возможностях, сформированы основы гигиенической культуры.

  • Продукт: Итоговая непосредственно - организованная деятельность «Что я знаю о себе ( о своём теле)»; дидактическая игра «Собери человека»

Этапы проекта:

Этапы (направление деятельности, задачи)

Содержание

I этап – информационно – аналитическое  и методическое обеспечение

Задачи:

- Сбор и анализ информации

- Оптимизация проектирования воспитательно  – образовательного процесса

  1. Подбор и изучение литературы по проекту.

  2. Изучение передового опыта работы по развитию представлений детей о человеческом организме и его возможностях.

  3. Наблюдение за детьми, беседы с целью выявления знаний детей о себе, своём организме.

  4. Составление перспективно – тематического плана по теме «Что я знаю о себе».

  5. Подборка дидактических игр, игровых упражнений, художественной литературы.

  6. Определить формы организации детей, согласно задачам и содержанию процесса.

II этап – работа с детьми и родителями

Задачи:

- Формировать у детей простейшие представления о человеческом организме;

- формировать основы гигиенической культуры;

- Развитие у детей качеств самостоятельности самообслуживания;

- вовлечение родителей в проектную деятельность.

  1. Создание ситуации вовлечение детей в проект

  2. Реализация цикла игр – занятий, бесед, наблюдений.

  3. Создание условий для творческой деятельности детей

  4. Создание условий,  при которых дети самостоятельно могут делать выводы и заключения, опираясь на полученный опыт в ходе проведения проекта.

  5. Подготовка консультативного материала для родителей.

  6. Привлечение родителей в оформлении игровой среды дидактическим материалом.

III этап – итоговая непосредственно - организованная деятельность и презентация проекта

Задача:

- Демонстрация опыта работы

  1. Итоговая непосредственно - организованная деятельность «Что я знаю о себе ( о своём теле)»;

  2. Дидактическая игра «Собери человека»

  3. Презентация профессиональной деятельности через представление образовательного проекта.

Литература

  1. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2008.
  2. Картушина М.Ю., Зеленый огонек здоровья. Методическое пособие/  М.Ю.   Картушина  - Архангельск, 2000.
  3.  Программа воспитания и обучения в детском саду/Под редакцией Веракса Н.Е., М.А.Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С.Комаровой. – 6 – е изд., испр. И доп. – М.: Мозаика – Синтез, 2014г.
  4.    Дошкольная педагогика №8 2009
  5.    Дошкольная педагогика № 1 2008

Реализация  проекта:

Приложение № 1

Перспективно – тематический план по теме «Что я знаю о себе»,

 с использованием разных форм работы

Смысловые блоки

Форма работа и название темы

Программные задачи

«Я человек»

НОД:

«Все люди разные»

Беседа:

«Я – человек»

Рассматривание иллюстраций, раскрашивание картинок

Чтение художественной литературы:

М. Ефремов «Тело человека»;  Э.Мошковская «Мои руки»; С.Волков «Для чего всем людям ножки»; Э.Успенский «Если был бы я девчонкой»; А.Барто «Я расту», «Девочка чумазая»; М. Гомболи «Высокие и низкие»

Загадки о человеке, частях тела;

Потешки – «Водичка, водичка…»

Дидактические игры:

 «Найди отличия между девочкой и мальчиком «Подбери одежду», «Умывайся правильно».

Дать представления детям о том, что все люди разные.

«Я и моё тело»

НОД:

«Вот я какой»

«Я – девочка, я – мальчик»

«Мои ручки, мои ножки»

«Окошки в мир»

Беседа:

«Мои руки», «Как беречь ножки, уши», «Для чего нужны уши, язычок», «Красивые зубки», «Что такое нос?»

Чтение художественной литературы:

М. Ефремов «Тело человека»;  Э.Мошковская «Мои руки», «Уши», «Мой замечательный нос»; С.Волков «Для чего всем людям ножки», «Шелестит листвой берёза»; Э.Успенский «Если был бы я девчонкой»; А.Барто «Я расту», «Девочка чумазая»; К.Чуковский «Мойдодыр»; М. Гомболи «Высокие и низкие», Н.Орлова «Ребяткам про глаза», «Телевизор», «Про очки», «Береги свои глаза»; С. Шукшина «Не кричите слишком громко»; В.Бианки «Чей нос лучше?»; Г.Юдин «Микробы».

Загадки о человеке, частях тела;

Потешки – «Точка, точка, два крючочка…»; «Вымоем ручонки…»; «Ножки, ножки…».

Дидактические игры:

«Чем похожи», «Чудесный мешочек», «Узнай по голосу», «Подбери одежду», «Найди пару», «Хорошо – плохо», «Угадай по запаху», «Найди на ощупь»

Расширить представление детей о частях тела и правилами ухода за ними.

Воспитывать бережное отношение к своему телу.

«Изучаем своё тело»

Итоговое нод «Что я знаю о своём теле»

Дидактическая игра «Собери человека»

Обобщить знания детей о своём теле и о себе.

Обучать состовлять из готовых деталей макет человека (девочки, мальчика)

Приложение № 2

Беседа « Я – человек».

Цель: Формирование представления детей о строении тела.

Задачи:

1. Уточнить и обобщить знания детей о строении тела человека, о       различных его функциях.

2. Закреплять навык общения детей друг с другом и со взрослыми..

3. Активизировать словарь детей.

4. Воспитывать бережное отношение к себе, своему организму, формировать культурно – гигиенические навыки.

Материал:

Рисунок куклы, простой карандаш, нарисованная улитка на ватмане, баночки с запахами по количеству детей с закрытыми крышками, цветы, аудиозапись с голосами животных, тарелка с яблоками.

Ход беседы

В. Ребята встанем  в круг вместе с гостями. Каждый, кому я брошу мяч, должен назвать своё имя. (играют). И взрослые, и дети похожи тем, что у каждого из нас есть имя, и у всех оно своё – это и отличает нас друг от друга. А чем мы ещё не похожи?

ДРазный  возраст,  пол, одеты по – разному и т.д.

В. Молодцы, вы очень внимательны.  Скажите, а чем же мы похожи?

Д. У нас у всех есть ручки, ножки и т д.

В. Правильно.  Давайте поиграем.  Я буду называть часть тела, а вы показывать.

 Головушка – соловушка (гладят себя по голове).

Лобик – бобик.

Носик – курносик (с закрытыми глазами трогают кончик носа).

Щёчки – комочки (трут кулачками).

Глазки – краски (моргают).

Ушки – непослушки.

Ручки – хватучки.

Пальчики – мальчики.

Животик – обормотик.

Спинка - тростинка.

Ножки – топотожки.

(дети садятся).

В. Интересный вот вопрос,

    Для чего нам нужен нос?

    И зачем у всех у нас

    На лице есть пара глаз.

(достаёт рисунок куклы с не нарисованными глазами).

Ребята, сегодня мне в руки попал рисунок, но что-то в нём не так, а вы догадались, чего не хватает?

Д. Не нарисованы глаза.

В. Правда, ребята, молодцы. Что  же нам помогло найти ошибку в рисунке?

Д. Мы посмотрели и увидели, нам глазки помогли.

В. Верно. Глаза позволяют нам увидеть много нового и интересного: картинки в книжках, мультфильмы, новые игры. Давайте  я дорисую этот рисунок (или ребёнок). Как вы думаете, нужно ли глазки беречь?  Как?

Д. Нужно. Долго не смотреть телевизор, во время прогулки не бросаться песком, долго не сидеть за компьютером, аккуратно пользоваться острыми предметами, грязными руками не лезть в глаза и т.д.

В. Правильно, а ещё я хочу познакомить вас с игрой. Представляете, сейчас наши глазки будут рисовать улитку. Крепко зажмурьте глазки и откройте. Следите за моим пальчиком глазками  (воспитатель водит пальцем по улитке, затем упражнение повторяется без показа воспитателя).

В. Посмотрите, на нашем столе стоят баночки. Интересно узнать, что в них было?  Давайте посмотрим (подходят к столу).  Смогли вы узнать, что лежало в баночках?

Д. Нет.

 В. Давайте, я открою крышки. (открывает крышки, предлагает детям взять в руки). Теперь вы догадались, что было в баночках? Что было в баночке у …, у… Что нам помогло это узнать?

Д. Носик, мы понюхали и узнали и т. д.

В. Молодцы. А теперь давайте  прогуляемся по лесной полянке. Смотрите, сколько тут цветов, а какой воздух свежий! Вдохните носиком глубоко. Послушайте, кажется кто- то кричит…(аудиозапись со звуками домашних животных). Да тут недалеко пастбище! Кто же там пасётся?

Д.  (дети называют животных, которых угадали).

В. Молодцы, ребята, а как вы догадались?

Д. Мы услышали, нам ушки помогли.

В. Правильно, уши – это тоже наши большие помощники. Нужно ли их беречь и как?

Д. В холодное время нужно носить тёплую шапку, ушки нужно мыть, чтобы хорошо слышали, нельзя толкать туда различные предметы.

В. Умницы.  Всё вы знаете, вы весёлые и дружные ребята, а хотите поиграть?

Дети и воспитатель идут по кругу со словами:

Ровным кругом, друг за другом

Мы идём за шагом шаг.

Стой на месте! Дружно вместе

Сделаем вот так…

( выполняют танцевальные движения руками и ногами) Ну, вот, наши ручки – хватучки и ножки – топотожки  тоже нам помогли.

В. Чтобы расти крепкими и здоровыми, нужно каждый день делать зарядку, чисто умываться, кушать только полезные продукты и витамины. А вы знаете, в каких продуктах больше всего витаминов?

Д. Во фруктах и овощах.

В. Правильно и сегодня  я хочу вас угостить яблоками, в них много витаминов и полезных веществ. Но сначала я хочу вам всем пожелать крепкого здоровья.

Беседа « Все люди разные».

Цель:

1. Формировать представление детей о том, что люди отличаются между собой по особенностям лица (цвету глаз, волос, кожи, форме носа, ушей, манере ходить, говорить;

2. Учить детей оперировать в своей речи знакомыми словами (глаза, уши, нос, волосы и др.) ;

3. Развивать умение соотносить свои движения со словами физкультминутки;

4. Воспитывать доброе отношение к людям, независимо от их внешности.

Оборудование и материал: групповая фотография; зеркала; картинки с изображением людей с разным цветом кожи; портреты куклы Кати; цветные карандаши; картинки для дидактической игры «Найди отличия».

Ход занятия

Основная часть.

 Рассматривание фотографии.

-Ребята, посмотрите, что я вам сегодня принесла. (Фотография нашей группы).

В прошлом году мы все вместе фотографировались .

(Дети рассматривают, находят себя, друг друга).

-Я уже рассказывала, что хотя люди похожи строением своего тела друг на друга, но в тоже время все мы очень разные, как на этой фотографии.

-Вспомните, чем же люди различаются? (По полу, по возрасту, по росту и т. д.) .

-Сегодня, мы продолжим находить отличия между нами.

Основная часть.

 «Все люди разные».

(Воспитатель приглашает детей  сесть за стол и загадывает загадку).

-На ночь два оконца

Сами закрываются,

А с восходом солнца

Сами открываются.

-Что это? (Глаза).

-Посмотрите на свои глаза, у каждого из вас свой цвет. У Лизы – голубые глаза, у Вовы – каричневые, а у меня – синие. Значит, люди могут отличаться по цвету глаз.

Носит легко, считать тяжело.

Не сеют, не сажают –

Сами вырастают.

-Что это? (Волосы).

-Покажите свои волосы, какого они цвета?

-И волосы у всех людей разные: длинные или короткие, светлые или тёмные, прямые или кудрявые.

-У нашей Даши, какие волосы? (Длинные, руссые и волнистые) .

-А у Дениса? (Дети называют). А у меня?

-Посмотрите на эти картинки? Кто на них? (Две девочки).

-Чем они отличаются? (Цветом кожи).

-У них разный цвет кожи, у одной – светлая белая кожа, а у другой – тёмная, почти чёрная.

-Оказывается, на Земле живут люди и с разным цветом кожи.

-Послушайте загадку.

Вот гора, а у горы

Две глубокие норы.

В этих норах воздух бродит,

То заходит, то выходит.

-Что это? (Нос).

-Ещё одна загадка.

У зверушки – на макушке,

А у нас ниже глаз.

-Что это? (Уши).

-Ещё, ребята, мы отличаемся и формой носа, губ, ушей.

Дети смотрят в зеркала и друг на друга, сравнивают эти части лица.

-Но люди отличаются между собой не только внешне, но и манерой говорить, ходить. Например, Серёжа у нас очень шумный, подвижный, громко разговаривает. А Таня – спокойная девочка, говорит тихо, ласково.

-Все мы с вами неповторимы! Только один такой Серёжа! И только одна у нас такая Танечка!

Физкультминутка «На болоте две лягушки».

На болоте две подружки,

Две зелёные лягушки.

Утром рано умывались,

Полотенцем растирались.

Ножками топали, ручками хлопали,

Вправо, влево наклонялись и

Обратно возвращались.

Вот здоровья в чём секрет –

Всем друзьям физкульт - привет.

Слова сопровождаются соответствующими движениями.

Заключительная часть.

 Портрет для Кати.

-Ребята, наша Катя принесла задание. Каждый из вас будет раскрашивать её портрет: глаза, волосы, губы. Полученные рисунки подарим ей.

Звучит музыка. Дети смотрят на Катю и раскрашивают части её лица, выбирая и называя соответствующие цвета карандашей. Воспитатель помогает детям. Катя рассматривает портреты и благодарит детей.

Беседа « Как беречь ноги».

Цель: Дать детям представление о том, как беречь свои ноги

  1. Дать детям представление о болезнях ног о правилах гигиены ног. :

       2.  Развивать и укреплять мышцы стопы;

       3.  Воспитывать доброе отношение к людям.

Оборудование и материал: карточки для дидактической игры; «дорожки» (мокрая и сухая, дорожки для профилактики плоскостопия, игрушки (мяч, кубик, тарелка, бант, кукла Катя, зеленка, пластырь, мокрые полотенца, мячики, дорожки для профилактики плоскостопия.

Ход занятия.

Организационный момент.

«Весёлая зарядка! »

Воспитатель:

Зашагали ножки – топ-топ-топ! Звучит негромко бодрая спортивная музыка, дети в носочках входят в группу. Воспитатель читает текст:

Зашагали ножки – топ-топ-топ!

Прямо по дорожке – топ-топ-топ.

Прямо по дорожке – топ-топ-топ.

Ну-ка, веселее – топ-топ-топ.

Топают сапожки – топ-топ-топ.

Вот как мы умеем – топ-топ-топ.

Это наши ножки – топ-топ-топ. Стоп!

Дети идут вместе с воспитателем говорят слова: «Топ-топ-топ! »

Затем воспитатель предлагает детям сесть на ковер в кружок и послушать рассказ.

Основная часть.

Рассказ «Барабанщик».

Барабанщик.

Дедушка подарил Боре барабан. Барабан был очень красивый. Боря ходил по саду, бил в барабан: бум-бум-бум! Он учился маршировать, а дедушка командовал: «Раз, два, раз, два! Левой, правой, левой, правой! » А Боря слушал дедушку и ступал то правой, то левой ногой.

Н. Теплоухова.

Беседа о прочитанном.

-Ребята, о ком этот рассказ?

-Что Боре подарил дедушка?

-Чему учился Боря вместе с барабаном?

-А как он маршировал? Покажите.

(Дети имитируют движения барабанщика)

-С помощью, каких частей тела мы можем вот так маршировать? (С помощью ног) Дети с воспитателем маршируют.

 Беседа о ногах.

- Сколько ног у человека? (Две)

- Ребята, а зачем нам нужны ноги? (Бегать, прыгать, шагать и т. д.) Воспитатель показывает картинки. Просит по очереди принести детей предметы: кубик, тарелку, машину.

-Как вы думаете, тяжело жить человеку без ног?

-Конечно, тяжело. Чтобы совершить какое-либо действие, нам всегда нужны ноги: гулять по улице, догнать мяч, принести игрушку и т. д.

-Давайте завяжем бантом Даше ножки и посмотрим, она сможет ходить?

-Получилось у Даши? (Нет).

-Вот видите, ребята, без ног человеку никак нельзя.

Дети садятся на ковёр, снимают носочки и вытягивают ноги вперёд.

-Нога человека состоит из частей: бедро, голень и стопа. (Воспитатель показывает на себе, дети повторяют).

-Рассмотрим нашу стопу. Сколько пальцев на каждой стопе?

-Пожалеем каждый пальчик. (Дети поочерёдно массируют каждый пальчик).

-А эта часть стопы как называется? (Пятка) .

-Помассируем нашу пятку.

-Делая часто такой массаж для своей стопы, мы не только укрепляем наши ножки, но и оздоравливаем всё тело.

-Есть заболевание ног, которое называется – плоскостопие. Когда стопа человека совершенно плоская, нет впадины как у нас (дети рассматривают свою стопу). Чтобы у вас не было плоскостопия надо носить обувь на каблучке, делать специальные упражнения.

 «Песенка об органах чувств»

Воспитатель предлагает ребенку рассказать и показать зарядку

С добрым утором, глазки!

(Слегка дотрагиваются до глаз.)

Вы проснулись?

С добрым утром, носик!

(Дотрагиваются до носа.)

Ты проснулся?

С добрым утром, ушки!

(Показывают руками уши.)

Вы проснулись?

С добрым утром, ротик!

(Показывают рот)

Ты проснулся?

С добрым утром, ручки!

(Вытягивают руки вперед)

Вы проснулись?

С добрым утром, ножки!

(Показывают ноги)

Вы проснулись?

Глазки смотрят.

(Моргают глазами)

Носик дышит.

(Вдох и выдох)

Ушки слушают.

Ротик кушает.

(Ам, ам, ам)

Ручки хлопают.

(Хлопают руками)

Ножки топают.

(Топают ножками)

Мы проснулись!

 Дидактическая игра «Как беречь ноги? »

- Ребята, а вы любите свои ножки? Пожалейте их. Ноги надо беречь, правильно за ними ухаживать.

- Я вам раздам волшебные картинки, которые помогут вам запомнить основные правила ухода за ногами.

Дети смотрят на карточку и вместе с воспитателем определяют правила, закрепляя знания о правилах ухода за своими ногами.

• держать ноги в чистоте, стричь ногти;

• носить чистые вещи (носки, колготки,

• надо держать зимой ноги в тепле;

• носить удобную обувь (с каблучком, не была мала) ;

Воспитатель предлагает ребёнку попробовать надеть сандалии, которые ему малы. Дети наблюдают и делают определённые выводы.

• Чаще смотри под ноги, чтобы не упасть и не пораниться;

• Девочка, разбив коленку, обрабатывает рану зелёнкой.

• При повреждении ноги (или сильных болях) обратиться к специальному врачу – ортопеду

Заключительная часть.

 Плачет кукла Катя.

Воспитатель заносит куклу, у неё рана на коленке.

- Ребята, как помочь Кате?

Предлагает детям обработать рану зеленкой заклеить пластырем. Успокаивают и жалеют куклу.

Ещё раз для куклы повторяют правила.

-Вспомните, какие лекарства нужны для обработки раны на вашей ноге?

(Зелёнка, йод, вата, бинт).

НОД – «Мои руки».

Цель: Рассказать о значении рук для человека

Задачи:

1. Познакомить детей с названием пальце и об их именах, обучать упражнениям для развития пальчиков;

2. Обогащать словарный запас, активизировать в речи детей слова, обозначающие действие, развивать внимание;

3. Воспитывать бережное отношение к своим рукам.

Оборудование: кукла, картинки с действиями детей, ленты, мяч, кубик, шапочки для пальцев, погремушка для игры «Где погремушка? » ; аудиозапись.

Методические приёмы: действия воспитателя и детей, объяснения, вопросы воспитателя и ответы детей, наглядный материал, рассказывание стихотворений, исследование в игре.

Предварительная работа: разучивание стихотворений «Мы капусту рубим», «Где погремушка? » и соответственно им движений.

Ход занятия

Организационный  момент.

 Встреча с куклой.

-Ребята, а вы слышите? Кто-то плачет.

В игровой комнате на кровати сидит кукла.

- Кто это? (Наша кукла Маша.)

- Что же с ней случилось? (У неё сломалась ручка.)

- Давайте, скорее, поможем Маше. (Воспитатель вместе с детьми прикрепляет руку кукле) .

- Как можно успокоить Машу? (погладить по головке, обнять её, сказать добрые слова) .

Дети жалеют куклу и сажают её рядом с собой на коврике.

Основная часть.

 Беседа о руках.

- Ребята, а теперь у Маши руки на месте?

- У вас есть руки? Покажите.

- Зачем нужны руки? (Ответы детей.)

-Теперь посмотрите на картинки. Что здесь делают дети с помощью рук?

- Сейчас поиграем.

Воспитатель подзывает двух детей и связывает им лентой руки. Затем предлагает выполнить определённые действия:

- Артём  принеси, пожалуйста, мяч.

- Никита, дай, пожалуйста, кубик.

- Вот видите, ребята. Для чего нужны руки, нам без них никак нельзя.

- Сколько у человека рук?

- На каждой руке по 5 пальцев. Покажите свои пальчики.

- У человека очень хорошо развиты пальцы. Ведь с их помощью мы рисуем, и застёгиваем пуговицы, и умываем лицо и т. д.

-Посмотрите пальцы у нас разные.

На пальцы надеваются шапочки, во время объяснения каждый пальчик кланяется.

- большой палец;

- указательный;

- средний;

- безымянный;

- мизинец.

Пальчиковая гимнастика.

Чтобы наша голова и наш животик хорошо работали, мы должны сделать зарядку для пальчиков. (Рука сжата в кулачок). Вставайте и повторяйте за мной:

Этот пальчик- дедушка (поднимается большой палец) .

Этот пальчик- бабушка (поднимается указательный) .

Этот пальчик- мамочка (безымянный) .

Этот пальчик- я (мизинец) .

А теперь представьте, что вы помогаете маме готовить обед. Вспомним нашу любимую физкультминутку:

Мы капусту рубим .

Мы капусту рубим,

Мы капусту жмём,

Мы капусту солим,

Мы капусту трём.

Заключительная часть.

Игра «Где погремушка? »

- Ребята. А теперь давайте проверим, как наши пальчики умеют держать погремушку.

- Сейчас я включу музыку. Когда мелодия будет звучать громко, мы поднимаем руки и гремим погремушками «громко- громко», а когда тихо – прячем погремушки за спину.

Включив, музыку все вместе проговаривают знакомые строки.

Пальчики- малютки,

Вот вам прибаутки!

Ловкими растите,

Игрушечку держите,

Эй, держи, не роняй.

В ручки силу нагоняй.

О чём я сегодня рассказывала?

А для чего нам нужны руки?

«Для чего нужен нос?»

Цель: Познакомить детей о представлении носа человека, о его функциях и значениях.

Задачи:

  1. Обучать упражнениям, улучшающих кровообращение в верхних отделах  дыхательных путей, повышающих устойчивость организма к холоду, инфекциям;
  2. Развивать мышление;
  3. Обогащать словарный запас словами - признаками: гордый, важный, вредный, горбатый;
  4. Воспитывать культуру поведения.

Оборудование и материал: игрушка – слон; фотографии людей с разными носами; картинки с изображением носа в разрезе. Продукты: апельсин, чеснок, лук, банан.

1.«Что такое нос?»

- Ребята, посмотрите, кто встречает нас сегодня? (Слон).

- Здравствуй, слоник!

Дети здороваются и рассматривают слона.

- А что у слона самое длинное?

Воспитатель показывает на хобот.

- Хобот у слона – это его нос.

- А у вас есть нос? Покажите. (Дети показывают).

- А сколько у вас носиков? (Один).

- Послушайте стихотворение:

Шепчет ротик:

- Эй, послушай,

Что ты, Носик, приуныл?

Ко всему ты равнодушен,

Будто свет тебе не мил?

Грустный Носик отвечал:

- Разве ты не замечал,

Глазок – двое,

Ушек – двое,

Две руки и две ноги.

Только мы живём с тобою

В одиночку, чудаки!

- Что ты, Носик, чем мы хуже,

Говорил тебе не раз:

Если мы с тобою дружим –

Значит, тоже двое нас.

-Вот видите, ребята, у человека рот один и нос тоже один.

-Один нос и две ноздри.

- А теперь посмотрите на мои картинки. Чем люди отличаются?

- Они различаются формой носа.

Он бывает очень разным

Добрым, вредным

Гордым, важным

Длинным, маленьким, горбатым

Толстым, тонким, конопатым.

- И у вас тоже разные носики.

Дети смотрят сначала в маленькие зеркала на свой носик, а потом друг на друга, сравнивают носики.

2. «Для чего нам нужен нос?»

- И зачем он нужен? Одни страдания с ним. То с горки упадёшь, да нос разобьёшь. То он чихает. Дышать мы ведь и ртом можем. Так? Так, да и не так.

- На самом деле даже самый маленький нос – это очень важная часть тела!

- Это одновременно и фильтр, и печка, и сторожевой пост!

Попадая в нос, воздух проходит через два коридора, стенки которого покрыты волосками. Волоски выполняют роль охранников. Они не пропускают в нос пылинки. Попробуй вытереть внутри нос платком после того, как пройдёшь по пыльной дороге. Тёмное пятно на платке покажет, сколько пыли осело в носу.

Далее воздух проходит через лабиринт.

(Показать рисунок – нос в разрезе).

Стенки лабиринта покрыты липкой жидкостью – слизью. К ней прилипают микробы, которые пытаются вместе с воздухом пробраться в наш организм.

Проходя по лабиринту, воздух согревается и попадает в лёгкие уже тёплым и очищенным от микробов. Вот почему надо дышать не ртом, а носом. Меньше опасности надышаться пыли и простудиться.

- Когда слизи с налипшими микробами набирается много, мы чихаем, и нос очищается.

- А почем наш нос называют сторожем организма?

- Послушайте загадку:

Вокруг носа вьётся

В руки не даётся.

(Запах).

- Значит, сторожем нос называют потому, что он единственный из всех органов умеет воспринимать разные запахи. А это очень важно.

- Запахнет в воздухе дымом – и нос сразу сообщит об этом мозгу (голове). А тот уж сообразит, что где загорелось.

- Донесётся из духовки вкусный запах зарумянившейся корочки – и хозяйка понимает: пирог готов, пора его вынимать.

- Понюхает повар принесённое мясо – почувствует неприятный запах и узнает: мясо начало портиться.

- А как бы мы могли наслаждаться чудесным запахом цветов, если бы не наш замечательный нос!

4. Закаливающее носовое дыхание.

Звучит спокойная музыка.

Сделать 10 вдохов и выдохов через правую и левую ноздрю, по очереди закрывая их то большим, то указательным пальцем правой руки.

Сделать спокойный вдох, на выдохе с одновременным постукиванием пальцев по крыльям носа произносить слоги «ба-бо-бу».

Сжать пальцы в кулак. Во время вдоха широко открыть рот и насколько возможно высунуть язык, стараясь его кончиком достать до подбородка; выдохнуть, разжав пальцы.

5. Итог занятия.

- О какой части лица вы сегодня узнали?

- Сколько носиков у человека?

- Зачем нам нужен нос?

Чтение художественной литературы

Чтение сказки Е. Кузнецова « Ботинки».

Цель: познакомить с содержанием произведения, учить детей отвечать на вопросы.

Утром Витя с Митей собрались в детский сад. Вставили они ноги в свои красные ботинки, а зашнуровать поленились.

- Авось не потеряются! – решил Витя.

- Доедем, - согласился с братом Митя.

Садятся они с мамой в автобус. А левый Витин ботинок договорился с правым Митиным, да оба и соскочили с ног.

Соскочили и поплыли по луже.

Молчат Витя с Митей, только босые ноги под себя поджимают. В детском саду все так и ахнули: у Вити с Митей два ботинка на четыре ноги!... Хорошо, у Павлуши запасные ботинки оказались, вправда, зелёные. Так весь день и ходили Витя с Митей, как клоуны в цирке: одна нога в красном ботинке, а другая в зелёном!

Вопросы:

  1. О ком этот рассказ?
  2. Что случилось с ребятами?
  3. Почему у них убежали ботинки?
  4. Как звали мальчика у которого были запасные ботинки?

С. Шукшина « Не кричите слишком громко».

Не кричите слишком громко,

 Вас  и так прекрасно слышно,

 Как вполголоса, спокойно,

 Вы ведете свой рассказ.  

 Не включайте до предела

 Плеер, радио и телевизор,-

 Тотчас все соседи в доме

Затыкают нервно уши

 И стучат в ответ по трубам,

 Чтобы стало чуть потише.

 Громкий звук беда для слуха.

 Вы не можете услышать

 Громкий рокот самолета,

 Дивной трели соловья.

 И, о ужас, голос мамы

 Вы совсем не разберете.

   Оттого, что так бездумно

  Относились долго к слуху,

  Можете вы очень скоро

  С глухими навсегда.

С.Шукшина- «Как беречь нос»

Долго бегал я по лужам,

Сильно ноги промочил

И, как водится, ребята,

Сильный насморк подхват.

Носик мой совсем не дышит,

Он «Заложен»и «Забит».

И от этого мученья

Очень голова болит.

Плачу я – и нос мой плачет,

Сморкаюсь- не сморкается,

Пора леченье начинать

Так, как полагается.

Ноги парю я с горчицей,

Прячу в теплые носки,

В носик капаю лекарство

И шепчу: «Ну, помоги!»

Смело я дышу над паром

С эвкалиптовым отваром,

И морской водой соленой

Промываю нос больной.

Регулярное леченье

Принесло мне облегченье.

Неужели нос мой дышит?

Неужели я здоров?!

Помня с насморком мученья,

Обещаю без сомненья

Нос беречь и очищать,

От микробов и простуды

Хорошенько защищать.

Э. Мошковской « Мой замечательный нос».

Цель: познакомить с содержанием стихотворения, учить отвечать на вопросы.

Я ничего не знаю,

И вдруг мой нос говорит,

Что где - то и у кого – то

Что – то сейчас подгорит!

Я ничего не знаю.

Это нос доложил:

Кто – то купил апельсины

И во-о-он туда положил.

Я не чего не знаю,

Я в духоте сижу!

Нос говорит: « Погуляем! Очень тебя прошу».

Ходишь с ним и гуляешь.

Он говорит со мной.

Он говорит: « А знаешь, пахнет уже весной!»

Вопросы:

  1. О какой части лица это стихотворение?
  2. Для чего нужен нос?
  3. А сможем мы не дышать?

Заучивание потешки « Водичка, водичка».

Водичка, водичка

Умой моё личико,

             Чтобы глазоньки блестели,

         Чтобы щечки краснели,

    Чтоб смеялся роток,

    Чтоб кусался зубок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

здоровьесберегающая технология "Что я знаю о себе"

Интерес к своему физическому «я», к своему телу проявляется у ребенка еще на первом году жизни. Он не исчезает и на протяжении всей жизни человека, изменяется лишь ...

КОНСПЕКТ НОД ДЛЯ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ТЕМА: «ЧТО Я ЗНАЮ О СЕБЕ И О СВОЁМ ЗДОРОВЬЕ»

КОНСПЕКТ НОДДЛЯ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ТЕМА: «ЧТО Я ЗНАЮ О СЕБЕ И О СВОЁМ ЗДОРОВЬЕ» (Образовательная область Познание. Коммуникация.Интеграция: Здоровье, Художественная литерату...

Проект: "Что я знаю о себе? Мой организм."

Проект по формированию осознанного отношения детей к своему здоровью "Что я знаю о себе? Мой организм.» ...

Проект "Что я знаю о себе: Мой организм" работа с педагогами и родителями.

Проект предназначен для детей с 4х-до 7ми лет. Работа начинается с подборки материалов для детей и родителей. Проект долгосрочный, расчитан на три года. Даёт знания о организме человека и строениичело...

Проект в детском саду по теме:"Что я знаю о себе».

Проект «Что я знаю о себе» разрабатывался для детей младшего дошкольного возраста с целью формирования предпосылок осознанного отношения к своему здоровью....

Дидактические игры по теме: "Что я знаю о себе?"

Игры направлены на развитие внимания, восприятия, памяти и мышления детей. Могут быть использованы педагогами детского сада на "занятиях" по формированию здорового образа жизни детей при изучении темы...

Опыты и эксперименты на тему: «Что я знаю о себе?»

Картотека опытов и эксперимнтов, которую педагоги детских садов могут использовать при формировании у детей дошкольного возраста предпосылок к осознанному отношению к совему здоровью....