Конспект занятия "Ветер"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Цель: уточнить знания детей о таком природном явлении, как ветер, причинами его возникновения, ролью в жизни живых организмов, в том числе и человека.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл veter.docx27.7 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по образовательной области «Познание» в старшей группе «Ветер»

ГБОУ Школа №1381

СВАО г.Москва

Баринова Г.М.

Тема: «Ветер»

Цель: Уточнить знания детей о таком природном явлении, как ветер, причинами его возникновения, ролью в жизни живых организмов, в том числе и человека.

 Задачи:

Образовательные задачи:

-познакомить детей с причиной возникновения ветра;

-расширить представления о свойствах воздуха; горячий поднимается вверх (легкий, холодный опускается вниз (тяжелый) .

-расширить представление о явлениях неживой природы-ветер.

-закрепить правила безопасного поведения с огнем

Развивающие задачи:

-развивать стремление к поисково-познавательной деятельности,

-развивать мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать, делать выводы.

Воспитательные задачи:

-воспитывать интерес к познанию окружающего мира,

-вызывать радость открытий, полученных из опытов,

-воспитывать умение работать в коллективе.

-умение воспринимать природу через музыку.

Предварительная работа:

-наблюдение за температурой воздуха, экспериментирование по выявлению наличия и свойства воздуха, беседа о роли воздуха в жизни человека, растений и животных. свойства воздуха, беседа о роли воздуха в жизни человека, растений и животных.

Работа с родителями:  схемы-плакаты .Поделка веера.

Методы и приемы:

-словесные: вопросы, художественное слово,

-наглядные: плакат - схема, фото- иллюстрации, чемоданчик с предметами для опытов, диск с видами ветра.

-практические: проведение опытов, динамическая пауз.

Словарная работа: смерч или вихрь, возникающий в грозовом облаке, поднимающий столбом воду, песок и т. д. Вентилятор –устройство, служащее для подачи потока воздуха.

Материал:

-рисунок подсказка «опыт со свечой»,

-2свечки, спички, подсвечники,

-стеклянная бутылочка, разноцветные воздушные шарики,

-емкости с горячей и холодной водой,

-диск с изображением ветра,  

Ход занятия:

Воспитатель:

— Ребята, сейчас я загадаю вам загадки об одном невидимке. Все вы с ним не раз встречались. Послушайте и постарайтесь отгадать.

Я березку качну,

Я тебя подтолкну,

Налечу, засвищу,

Даже шапку утащу.

А меня не видать.

Кто я? Можешь отгадать? (Ветер)

Хоть бескрылый, а летает,

Безголосый, а свистит,

Хоть безрукий, но, бывает,

Груши с веток обрывает,

Сосны с корнем вырывает –

Так порою он сердит!

Только что он был везде,

Миг – и нет его нигде. (Ветер)

— Ребята, а что ветер умеет делать? (Подбор разных глаголов)

---Ветер может дуть, шелестеть, кружить срывать листья деревьев, шуметь, поднимать пыль , срывать ветки с деревьев, гнать волны, развивать флаги, надувать паруса ,разносить семена растений.

— А теперь давайте вместе подумаем, каким бывает ветер? (Сильный, слабый, приятный, ласковый, тихий, колючий, прохладный, теплый, освежающий, нежный, неприятный, быстрый, незаметный, жаркий, легкий, порывистый, ураганный, холодный, северный, южный, восточный, западный, встречный, попутный, осенний, летний, весенний, зимний.)

Работа с картинками

Дети рассматривают картинки с изображением ветреной и безветренной погоды, обсуждают.

— Определите, на каком из рисунков есть ветер. По каким признакам вы это сделали?

Опыт со свечой.

 (. Достает свечки, спички, подсвечники)

-Ребята, напомните мне, а можно ли детям самостоятельно, без взрослого брать спички? Зажигать свечку? Почему нельзя (ответы детей)

-Да, вы правильно ответили на мои вопросы, опыт со свечкой проведу я.

-приоткроем дверь, зажжем свечи. Одну свечу поставим вниз, на пол, а другую держим вверх, у около приоткрытой двери.

-Куда наклоняется пламя свечей? (пламя нижней свечи направлена внутрь помещения, верхней наружу из помещения)

-Почему так происходит? У нас  тёплый воздух, он легкий, любит путешествовать и летать. В комнате такой воздух поднимается и убегает через щель вверх. Ему хочется поскорее вырваться наружу и погулять на свободе.

А с улицы к нам вползает холодный воздух, он замёрз и хочет погреться. Холодный воздух тяжелый, неповоротливый, поэтому любит находиться у земли, внизу.

Вывод: получается, что один воздух - теплый, движется вверх, а на встречу ему, внизу, ползет другой- холодный. Там, где двигаются и встречаются теплый и холодный воздух, появляется ветер.

Ветер - это движение воздуха (повторить формулировку вместе с детьми)

Специальное дыхательное упражнение «Задуй свечку»

Встать прямо, ноги на ширине плеч. Сделать свободный вдох и слегка задержать дыхание. Сложить губы трубочкой. Выполнить три коротких редких выдоха, словно задувая горящую свечу: «Фу! Фу! Фу!». Во время упражнения туловище держать прямо.

Опыт с веером

— Помашем веером перед лицом. Что мы чувствуем? Веер движется и как бы подгоняет воздух. Воздух тоже начинает двигаться. А ребята уже знают, ветер – движение воздуха (дети делают самостоятельные выводы). Для чего люди изобрели веер? А чем мы заменили веер в нашей жизни? (Вентилятором.) А если бы мы сейчас открыли окно, что бы почувствовали? Молодцы!

Опыт с вертушками.

— Мы с вами сами станем ветрами. Давайте подуем на вертушку. Что с ней происходит? Почему она вертится? (Ответы детей)

Опыт с воздушными шарами

Воспитатель достает из чемоданчика разноцветные воздушные шарики - Какие шарики вы видите (воздушные, какого цвета они (разноцветные?

- А теперь на бутылочку наденем шарик и поставим ее в емкость с горячей водой. (обратить внимание на безопасность опыта с горячей водой)

-Что мы видим? (шарик надувается)

-А теперь я поставлю бутылочку в емкость с холодной водой.

-Что теперь мы видим? (шарик сдулся.)

Вывод:

-Почему шарик надулся? (воздух нагрелся и поднялся вверх, шарик надулся)

-Правильно.

-А почему шарик сдулся? (воздух остыл, стал тяжелым и опустился вниз, шарик сдулся.)

В чем разница между словами «ветер», «ветрище» и «ветерок»?

Послушайте стихотворение о ветре М. Исаковского.

Осторожно ветер

Из калитки вышел,

Постучал в окошко,

Пробежал по крыше,

Поиграл немного

Ветками черемух,

Пожурил за что-то

Воробьев знакомых.

И, расправив бодро

Молодые крылья,

Полетел куда-то

В перегонку с пылью.

 А теперь я вам предлагаю продолжить наши наблюдения за ветром на улице на нашей метеоплощадке.

— Ветер – это движение воздуха. Там, где двигаются и встречаются теплый и холодный воздух, появляется ветер.

— Ветер – невидимка, мы его не видим, но мы его чувствуем, мы за ним можем наблюдать. Наблюдая за определенными объектами, можно определить его силу, скорость, направление.

— Как можно обнаружить ветер? Посмотрите вокруг – есть ли сегодня ветер? По каким признакам вы догадались?

— Какой сегодня ветер? Почему?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект занятия в подготовительной группы педагога-психолога со слабослышащими детьми

Дата проведения:  21  февраля  2012  г. Участники:   дети подготовительной группыПроводит:  педагог-психолог Панова  М.М.Цель:способствовать формиров...

Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект занятий

Познакомить детей с числом и цифрой 6.Совершенствовать навыки счета и сравнения совокупностей предмета.Формировать умение детей различать понятия вчера, сегодня, завтра.Закреплять знания о геоме...

Конспект проведения комплексного занятия «Грибной дождь», Конспект проведения комплексного занятия «Первы снег», Конспект проведения комплексного занятия «Снег идёт»и Физкультминутка«БУРАТИНО»

1. Проведения занятия, учить детей замечать изменения происходящие в природе.2. Проведения занятия, учить детей группировать предметы по цвету и форме.3. Проведения занятия, Развивать у детей целостно...

Конспект НОД " Азбука безопасности" .Конспект НОД: Тема «Азбука безопасности» Составила : Рахимова Зарифа Тахировна. К конспекту прилагается презентация.

Составила : Рахимова Зарифа Тахировна.Цель: Обобщить и систематизировать знания о безопасности в доме.Задачи:Образовательные:— Формировать умения видеть вокруг себя потенциальные опасности в доме...

Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старший дошкольный возраст) Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старшая группа) Конспект целевой про

Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старший дошкольный возраст)Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробу...

праздника Конспект по сказке «Теремок» Веселится народ, праздник Пасхи у ворот. Конспект совместной деятельности педагогов с детьми с ОВЗ «Звуки весны», План - конспекта Тема: Совместная образовательная деятельность «Рукавичка" и другие

Методическая разработка праздника «По дорожке весело наши ножки шли»для детей со сложным дефектом совместно с родителями.Праздник посвящается Дню Матери.Цели и задачи:Коррекционно-ра...

Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?» план-конспект занятия по математике (подготовительная группа) на тему план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?»Программное содержание: 1. Образовательные: учить пользоваться условной меркой при  определении величины предметов....