Мусор Земле не к лицу
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Елена Александровна Лашина

НОД в подготовительной к школе группе по теме раздельного сбора ТБО и проблемам в сфере обращения с отходами

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon musor_zemle_ne_k_litsu.doc85 КБ

Предварительный просмотр:

«Мусор Земле не к лицу» НОД в подготовительной к школе группе по теме раздельного сбора ТБО и проблемам в сфере обращения с отходами.

Елена Лашина
 (Познание, Коммуникация, Труд, Здоровье, Физическое развитие)

Цель – расширить и углубить знания детей о взаимосвязи мира природы и деятельности человека, как хозяйственной, так и природоохранной.

Задачи:

- закрепить знания детей о свойствах различных материалов;

- уточнить знания детей о причинах возникновения мусора;

- формировать представления детей об утилизации мусора, о целесообразности вторичного использования бытовых и хозяйственных отходов;

- активизировать словарь (сортировать, бросовый материал, бытовые отходы, компостная куча);

- стимулировать интерес к исследовательской деятельности, совершенствовать умение оперировать имеющимися знаниями, обобщать, делать выводы;

- воспитывать бережное отношение к чистоте улиц города;

- мотивировать к раздельному сбору ТБО.

Предварительная работа.

• Прогулки, целевые походы, экскурсии и повседневные наблюдения. Изучение и анализ экологического состояния объектов ближайшего окружения (участка детского сада, двора, парка и т. д.)

• Участие в экологических акциях «Чистый двор», «Чистая улица», «Мы - хозяева Земли», субботники, дни (недели) охраны окружающей среды.

• Помощь дворнику в уборке территории детского сада.

• Проведение опыта «Что произойдет с мусором, если его закопать в землю?»

• Чтение рассказа В. Сухомлинского «Две девочки».

• Беседы на тему «Какой вред природе может нанести консервная банка (полиэтиленовый пакет)».

• Разучивание стихотворения А. Усачёва «Мусорная фантазия».

• Беседа  на тему: "Как наши бабушки и дедушки собирали макулатуру (металлолом)".

• Проведение семейного конкурса поделок из бросового материала (работа в творческой мастерской «Мусорное рукоделие»). Оформление выставки.

• Сюжетно-ролевые, дидактические игры на природоохранные и экологические темы (Лото, Найди пару и т. п.)

• Труд в природе (сбор листьев для компостной ямы, посадка и уход за овощами на огороде и т. д.)

Материал и оборудование.

Большой стол с набором "мусорных вещей"(стеклянные бутылочки и жестяные банки, электрическая лампочка, картонная коробка, салфетки, фантики, обрезки цветной бумаги, газеты, фольга, сломанные карандаши, пластмассовые детали игрушек, лоскутки ткани, полиэтиленовые пакеты, пластиковые бутылки и упаковки, пищевые отходы (сухарик, кожура банана).

Контейнеры для раздельного сбора ТБО с табличками (бумага, стекло, пластик, пищевые отходы, метал).

Подарки Природы на подносе (чаши с почвой, песком, с углем и железной рудой, часть ствола дерева, бутылочка с нефтью).

На маленьком столе изделия из природных ресурсов (муляжи овощей, фруктов, хлебобулочных изделий; шкатулки, линейки, тетрадь, альбом; стеклянные бутылки, банки, стакан; пластиковые посуда).

Выставка поделок из бросового материала.

Костюм Матушки Земли ( одежда зеленых и коричневых тонов, большой передник с объемистым карманом).

Музыка природы (пение птиц, Весенний лес и др.)

Дети входят под музыку в зал и встают перед гостями.

Музыка продолжает звучать

Воспитатель: Ребята, давайте возьмемся за руки и через рукопожатие передадим друг другу хорошее настроение

Посмотрите друг на друга,

Улыбнитесь поскорей,

Обнимитесь, не стесняйтесь

И порадуйте гостей.

Дети обмениваются объятиями и улыбками

Музыка заканчивается

Посмотрите, гости, пришедшие сегодня к нам в садик тоже заулыбались. Это от того, что им от вас передалось хорошее настроение. Давайте им своим приветствием пожелаем здоровья.

Дети: Здравствуйте!

Воспитатель: Ну а сейчас давайте присядем на стульчики.

(дети садятся на стульчики вдоль стены)

 Все внимание на меня, нас ждет очень много важных дел.

Каждый день, всегда, везде

В сквере, в парке, во дворе,

И в саду, и даже дома,

Где нам все уже знакомо,

Поздним вечером и днем

Мы о чем-то узнаем.

Вот я недавно смотрела телепередачу о природе и из нее узнала, что 2017год объявлен годом экологии и защиты окружающей среды. И мне захотелось, чтобы и вы узнали об этом.

На экране меняются картинки с изображением природы.

Воспитатель рассказывает и показывает

Окружает нас среда:

Солнце, воздух, лес, вода,

И ромашковое поле,

Окружает нас с тобою

Синь небес, трава, цветок,

Ветра свежего глоток…

Видеоряд заканчивается стоп-кадр

Чтоб все это сохранить,

Чтоб природе чистой быть,

Нужно нам ее ценить,

Заботой нежной окружать,

Всячески оберегать.

Воспитатель: Я предлагаю вам закрыть глазки и послушать

Раздается тревожная музыка.

Ребята, внимательно послушайте звучащую мелодию, и попробуйте почувствовать, какое она передает настроение?

Ответы детей.

Это так! Словно это сигнал бедствия, словно где-то произошла беда, и кто-то взывает о помощи. Это  планета Земля просит у нас поддержки и помощи. Но я не могу понять, почему этот сигнал прилетел сквозь эфир к нам. Может быть, вы что-то знаете об этом?

Дети рассуждают:

  1. На Земле построено много заводов и фабрик и из их труб опасный дым загрязняет воздух.
  2. Очень много людей пользуются машинами, а они тоже загрязняют воздух
  3. Многие люди только спиливают деревья для строительства, и не подсаживают новых. От этого погибает растительность Земли.
  4. люди бросают везде мусор, и Земля становится грязной.

Воспитатель: Верно вы рассуждаете. Я предлагаю вам помочь Земле и стать защитниками природы. Если вы справитесь со всеми поручениями, то вы получите от  меня удостоверение защитников природы. Но вы должны мне помочь разобраться, какой бывает природа. Кто помнит – ответит по памяти, кто забыл – тому помогут предметные картинки. Вот они здесь на столике перед вами.

На мольберте дети вывешивают  картинки  и надписями

ЖИВАЯ ПРИРОДА                                                            НЕЖИВАЯ ПРИРОДА

Растения                                                                                         Солнце

Грибы                                                                                              Воздух

Животные                                                                                       Вода

Бактерии                                                                                         Горы

Человек                                                                                           Песок

                                                                                                         Звезды

                                                                                                         Почва

А теперь подумайте, может ли процветать живая природа, если неживая природа на планете уже загублена? Например, может ли в плохой загрязненной хламом и мусором земле вырасти растения и грибы (НЕТ)

Смогут ли люди и животные дышать, если воздух загрязнен химическими веществами? (НЕТ)

Можно ли людям использовать загрязненную воду (НЕТ)

Ребенок: Мы пользуемся дарами природы безумно,

                Бываем к мольбе ее равнодушны.

                Пилим леса, рушим скалы и горы,

                В мусорных свалках все наши просторы.

                Послушайте, как сердце земное тревожно стучит:

               «Спасите меня!»- планета кричит.

Звучит сердцебиение

Входит планета Земля в темной одежде.

Земля: Здравствуйте!

Я ваша планета

Зовусь я Землей.

Еще величают природной средой.

Моря, океаны, леса и поля,

Ветра и туманы, дожди и снега

Все это вплелось в завитки моих кос,

Похожих на ветви российских берез.

Ребенок: Тебя мы узнали, знакомы с тобой

                Но тайну свою нам сегодня раскрой.

                Отчего так тревожно сердечко стучит,

                И от чего такой больной вид?

Земля: Скажу свою боль,

            Терпеть нет уж сил,

            Поверхность мою

            Мусор укрыл…

Звучит тревожная музыка

Убирает покрывало с мусора

            Гляньте вокруг, на реке берега,

            На них горы мусора, словно стога.

            Под кустик в лесу загляните и там

            Горой оставляют туристы свой хлам.

            Поля не цветут, а чернеют там свалки,

            Бутылки, колеса, бетонные балки…

            Я в ранах смертельных, спасать меня надо!

            Я помощи вашей, друзья, буду рада.

Ребенок: Но как же помочь тебе добрая Мать.

                Скажи нам Земля, как тебя нам спасать.

Земля: Нельзя дети медлить

             Ни часа, ни дня…

             Вы мусор быстрей

             Уберите с меня.

Земля присаживается в центре круга из мусора

Воспитатель: Давайте, непременно, поможем Матушке- Земле, если каждый человек наведет порядок около своих домов и впредь не будет где попало разбрасывать мусор, то Земля выздоровеет и зацветет. Ребята, давайте с вами всем покажем, как нужно выполнять такое трудовое поручение. Чтобы не заболеть при такой грязной работе люди должны надевать перчатки (дети надевают), взять корзин и ведра для мусора и выйти  на уборку территории

Физкультминутка:

Мы по улице идем,

На которой мы живем,

Мы бумажки и стекляшки

Осторожно соберем.

Что в ведро, а что в корзину.            встают

Наклоняем дружно спину.                наклоняются

Будем дружно мы трудиться,

Не привыкли мы лениться.

Земля в это время меняет наряд на светлый.

Звучит музыка

Земля: Вот спасибо, угодили,

             Хоть чуть-чуть, но подлечили.

             Изменился внешний вид

             Он не черный и гнетущий,

             А зеленый и цветущий.

Воспитатель: Да, теперь Земля чистая, цветущая. Посмотрите (воспитатель показывает на Землю).Это все благодаря вам.

         А я вам предлагаю пройти к этому столу и рассортировать мусор по контейнерам, приготовить его для утилизации, а кое-что вернуть Матушке Земле. Ребята, вы услышали незнакомое слово утилизация, т.е. это переработка мусора, хлама, различных отходов. Одним словом утиль. Запомните это, пожалуйста. Если где-то оно вам повстречается, то вы будете знать, что оно обозначает.

       Сейчас поставьте ваши корзиночки на пол около своих ног и будьте очень внимательны.

      Вот посмотрите что у меня в ведерке. Эти отходы называются пищевыми. Давайте сложим их в это контейнер (контейнер «Пищевые отходы») Они, конечно, не нужны человеку, поэтому их выбрасывают, возвращают Матушке Земле.

Земля: Я приму пищевые отходы с благодарностью. Крошки склюют птицы, кое-что съедят животные. А что останется – сгниет в почве.

Воспитатель: Это бумага и дерево. Попробуйте их вернуть Земле. Это уже бытовые отходы.

Земля: Я тоже все это приму с благодарностью. И бумагу, и дерево можно сжечь, а золой посыпать землю. Зола это удобрение, а удобренная земля дает людям хороший урожай овощей, фруктов, ягод, но чтоб сжечь этот мусор его нужно отправить на перерабатывающий завод. Всё это мы положим в отдельный контейнер.

 Дети складывают в контейнер «Бумага. Дерево»

Воспитатель: А это стекло. Интересно примет ли его Матушка Земля?

Земля: Нет, нет, я боюсь стекло. Оно губит мою природную среду, ранет. Стекло не гниет и не горит и будет в качестве мусора в  земле лежать века вечные, создавая опасность всему живому. Оно мне не нужно. Сложим его в отдельный контейнер и отправим на специальный мусороперерабатывающий завод, туда же мы отправим пластиковый бутылки и контейнеры, пакеты. Они тоже не гниют в земле и не горят, а плавятся и выделяющийся дым ядовит и очень опасен. Давайте разложим этот мусор по отдельным контейнерам. И дальше на мусороперерабатывающем заводе всё это используют во второй раз.

 Дети складывают в контейнеры «Стекло», «Пластик».

Воспитатель: А эти  губки я, пожалуй, приберегу, они нам еще пригодятся. Зачем, вы узнаете чуть позже. Ребята, давайте снимем перчатки, положим их в  корзины.

Дети снимают перчатки, корзины складываются одна в другую, все убираем.

Я предлагаю вам пройти на свои места.

Дети садятся

Воспитатель: Ребята, какие вы молодцы, что решили стать защитниками природы.

Давайте посмотрим рекламный ролик, он тоже нам поможет разобраться, как нужно сортировать отходы, чтобы сберечь природу от мусора

Дети просматривают видеоролик.

Воспитатель: Вот так убирая мусор в своих жилых помещениях, около своих домов мы с вами помогаем нашей Земле, чтобы она была чистой и цветущей.

                         Приятно природа смотреть на тебя,

                         Когда ты здорова и силы полна.

Мы с детьми хотим нарисовать твой замечательный пейзаж.

Земля: Ребята, а вы знаете, что такое пейзаж?

 Дети: Это изображение природы

Воспитатель: Мы сегодня займемся необычным творчеством. Давайте пройдем на рабочее место.

Дети проходят на рабочее место.

 Нам не нужны ни кисти, ни карандаши. Из бросового материала - из губок я сделала штампики для рисования и красивые заготовки бабочек для аппликации. Используя, все это у нас получится красивая картина.  Перед вами фон нашей картины. Я предлагаю  это пространство заполнить живой природой. Посмотрите на верхнюю полосу. Какого она цвета? (голубого) Что она может означать? (это небо)

        Небес воздушное сиянье,

        Плывут куда-то облака,

        И солнце землю, освещая

        Сияет людям свысока.

Я предлагаю вам взять эти заготовки, которые сделаны из бросового материала, и посмотреть, на что они похожи (на облака). Верно, воздушные, белые, легкие, невесомые. Давайте выберем на небе местечко, аккуратно обмакнем в клей и приклеим их.

Идет работа

А сейчас опустите свой взгляд на нижнюю часть картины. Как вы думаете, почему она зеленого цвета? (это трава). Верно,

          Трава молодая, в блестящих росинках,

          Приют муравьишек, жучков, паутинок.

          Не навредите, не растопчите,

          А лучше цветов вы в нее посадите

Ребята, какого цвета могут быть цветы? (разного цвета). А я предлагаю вам нарисовать цветок белого цвета. Он растет в наших полях и садах. А как он называется, вы сейчас догадаетесь.

      На дрожащем, тонком стебелёчке

      Яркость солнца и соцветья лета.

      В белую и нежную одежку,

      Желтое сердечко разодето.

Дети: Этот цветок называется ромашка (рассматривают картинку)

Дети рисуют

Воспитатель: А чтобы оживить нашу прекрасную природу, давайте в небеса запустим легких, разноцветных очень красивых бабочек. И картина сразу оживет.

Звучат звуки природы на фоне спокойной музыки.

 Дети берут бабочек и приклеивают их.

Воспитатель и Земля показывают картину. Дети рассматривают

Воспитатель: Ребята, вы очень старались и не ленились,

                         Цветы, облака на холсте появились.

                         И взмахом волшебным наших стараний

                         Бабочки в небе воздушном летают.

Вы такие молодцы. Я вас убедила, что бытовой мусор может быть нужным? Сейчас я это докажу и во второй раз.

Ребята, посмотрите какие красивые поделки можно сделать. (дети подходят к столику на котором выставка поделок из бросового материала). Вот, посмотрите веер. Как вы думаете из чего он сделан? (ответы). А вот корзина…..т.д.

Воспитатель: А теперь я предлагаю вам пройти на свои места.

Дети садятся

Воспитатель: Ребята, я не перестаю восхищаться нашими картинами. А давайте одну картину оставим в д/с и будем ею любоваться, а вторую - подарим Матушке-Земле

Земля: Ребята, спасибо вам за все.

             Если будите Землю беречь,

            Смогу вас тогда накормить, обогреть.

            Я к вам не с пустыми руками пришла,

            Я вот, что в подарок для вас принесла.

  1. В нашей земле много разных богатств-

Песок, уголь, нефть, гранит и алмаз.

Храню я все в недрах,

Коль нужно берите,

Но щедрость мою

Хоть чуть-чуть вы цените.

Как называются эти дары?

Эти дары называются ПОЛЕЗНЫЕ ИСКОПАЕМЫЕ.

Выставляется таблички

   

  1. А вот древесина, она так важна

И для хозяйства, конечно, нужна.

Мебель, бумага, скамья и забор,

И деревянный на доме узор.

Из дерева стройте терассу, крыльцо….

Не забудьте взамен посадить деревцо.

Как называются эти дары?

Это ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ.

  1. Еще я воды ключевой вам дарю.

И вас за заботу благодарю.                            ПРЕСНАЯ ВОДА

Да, верно. Об этом мы говорили на предыдущих встречах, и вы все знаете. А помните, как нужно использовать все эти богатства?

Дети: Бережно, экономно

Богат у здоровой земли урожай,

А сейчас дары ты в награду скорей принимай.

Я вкусы узнала, что любите вы

И вам предлагаю я выбрать плоды.

Звучит музыка.

 На экране меняются картинки с фруктами

Земля угощает детей(они с вазы берут разные фрукты и называют: желтый банан, красное яблоко, оранжевый апельсин, зеленое яблоко и т.д. Воспитатель угощает гостей

Воспитатель: Давайте поблагодарим за угощения.  Ребята, как одним словом называются все эти дары Земли? (Фрукты)

                     

                        Фруктовой радуги цвета

                        Нам настроенье создают,

                        А знанья, те, что получили,

                        Конечно, даром не пройдут.

Слайды выключаются, музыка умолкает.

Земля: А это я сейчас проверю….

  1. ребята, что такое окружающая среда? (это природа)
  2. какой бывает природа? (природа бывает живой и неживой)
  3. от чего нужно ее оберегать? (от мусора и загрязнения)
  4. а как нужно относиться к природе и ее дарам? (бережно, экономно)

Воспитатель: Какие вы молодцы. Вы все теперь знаете и многое умеете. А теперь, как  и обещала, я вручаю вам настоящий документ.

Звучит музыка

Воспитатель раздает удостоверения.

Воспитатель: А сейчас прочитайте, кем вы являетесь для Матушки Земли?

Дети читают ДЕТИ -  ЗАЩИТНИКИ ПРИРОДЫ.

Воспитатель: Да, вы дети Земли

                         Земля наша мать,

                         Заботой должны мы ее согревать.

Земля: Дети я вас поздравляю с этим великим званием и благодарю вас за полезное и приятно проведенное  с вами время.

 Воспитатель: Ну а гостей мы благодарим за внимание. – вместе

Звучит музыка

Дети друг за другом по музыку уходят из зала.

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к пректу "Мусор Земле ни к лицу"

Презентация представляет основные этапы проведения проекта "Мусор Земле ни к лицу " в ДОУ...

Экологический проект "Мусор Земле не к лицу!" для детей 6-7 лет

"В природе всё одно с другим связано, и нет в ней ничего случайного. И если выйдет случайное явление – ищи в нём руку человека. "                  ...

" Мусор Земле не к лицу"

Проект в старшей группе по экологическому воспитанию...

ПРОЕКТ «Мусор Земле не к лицу» Направление: «Апсайклинг» для детей старшего дошкольного возраста

Проблема мусора – одна из самых актуальных проблем современности. Она касается любого из нас. Свалки и другие скопления мусора являются серьёзным источником экологической опасности. В решении да...

Совместный эколого-образовательный проект с детьми и их родителями Тема: «Мусор Земле не к лицу»

                         Аннотация проекта          Проект предназначен  для д...

Мусор Земле не к лицу

Занятия по окружающему воспитанию в подготовительной группе. В занятие рассказывается детям о раздельном сборе мусора....

Образовательный экологический проект "Мусор Земле не к лицу"

Эколого-социальная ситуация сегодняшнего дня выдвигает перед специалистами дошкольного образования задачу поиска универсальных средств экологического воспитания в современных условиях. Одним из таких ...