Опытно-экспериментальная деятельность «Знакомство детей со свойствами магнита»
опыты и эксперименты по окружающему миру (старшая, подготовительная группа) на тему

Голованова Марина Анатольевна

Развивать познавательную активность детей в процессе знакомства со скрытыми свойствами магнита.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon opyty_s_magnitom.doc63.5 КБ

Предварительный просмотр:

Опытно-экспериментальная деятельность «Знакомство детей со свойствами магнита» для старших дошкольников

Тема «Знакомство детей со свойствами магнита».

Актуальность:

Экспериментирование - эффективный метод познания закономерностей и явлений окружающего мира.

Главное достоинство экспериментирования в том, что оно даёт детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания.

В детском экспериментировании наиболее мощно проявляется собственная активность детей, направленная на получение новых знаний, сведений.

Экспериментирование связано со всеми видами деятельности, такими, как наблюдение, труд, развитие речи, изобразительная деятельность, ФЭМП.

Цель: Развитие познавательных способностей детей через экспериментирование.

Задачи:

Образовательные:

1. Расширять и уточнять знания детей о свойствах магнита.

2. Познакомить детей с понятиями «магнитная сила»«притяжение»«магнетизм».

3. Продолжать учить предлагать и принимать решения в ходе экспериментальной деятельности, проверять предположения опытным путем и делать выводы.

Развивающие:

1. Развивать познавательную активность детей в процессе знакомства со скрытыми свойствами магнита.

2. Способствовать развитию стремления к самостоятельному познанию и размышлению.

3. Развивать коммуникативные навыки.

Воспитательные:

1. Воспитывать интерес к экспериментированию.

2. Воспитывать умение прислушиваться к мнению сверстников.

Методы и приемы:

Рассказывание легенды о магните, загадка, опыты с магнитами разного размера, игра малой подвижности, игра на развитие внимания, показ м/ф «Лунтик. Магнит»

Материал и оборудование:

Демонстрационный: игра «Ловись рыбка», коробочка с магнитомсхема«Какие предметы притягивает магнит», картинки с изображением, где применяется магнит, познавательная игра «Волшебные магнитики».

Раздаточный: магнит на каждого ребенка, набор предметов из различных материалов: пластмассовая ложка, стеклянная баночка с водой, металлические скрепки, кусочек ткани, деревянный кубик, пшено.

Ожидаемые результаты:

формирование представлений детей о природном объекте - магните;

формирование познавательного интереса;

обогащение словарного запаса.

Предварительная работа:

Чтение стихотворений, загадывание загадки, рассматривание иллюстраций по теме «Опыты, экспериментирование с магнитом».

Ход занятия:

 Организационный момент.

Воспитатель:

В круг быстрее становитесь

И друг другу улыбнитесь.

Глазки вниз, глазки вверх,

Смелей вперёд.

Нас много интересных

В лаборатории открытий ждёт!

Воспитатель: Ребята, я предлагаю вам на некоторое время стать учёными - исследователями и отправиться в нашу лабораторию.

Воспитатель вносит коробку с большим магнитом. Коробка закрыта.

Воспитатель: Сегодня к нам в институт привезли предмет для исследования, попробуйте угадать что это?

Бывает маленьким, большим,

Железо очень дружит с ним,

Он поможет, непременно,

Найти иголку в стоге сена.

Дети (магнит). Воспитатель показывает магнит

«Вот перед вами волшебный магнит. Много секретов в себе он хранит», Воспитатель: перед тем как приступить к экспериментам с магнитом я хочу рассказать вам одну старинную легенду. В давние времена на горе Ида пастух по имени Магнис пас овец. Он заметил, что его сандалии, подбитые железом и деревянная палка с железным наконечником липнут к чёрным камням, которые в изобилии валялись под ногами. Пастух перевернул палку наконечником вверх и убедился, что дерево не притягивается странными камнями. Снял сандалии и увидел, что босые ноги тоже не притягиваются. Магнис понял, что эти странные камни не признают никаких других материалов, кроме железа. Пастух захватил несколько таких камней домой и поразил этим своих соседей. От имени пастуха и произошло название «магнит».

Воспитательмагнит – это камень.

Возьмите на столе магнит и определите, какой он на ощупь?

Ответы детей (гладкий, холодный, твердый и т. д.).

Воспитатель: Как вы думаете, он лёгкий или тяжёлый?

Ответы детей (тяжёлый).

Воспитатель предлагает дать определение магниту.

Ответ детей (магнит - это камень, поверхность его холодная, гладкая, он тяжелый).

Воспитатель: Какое еще свойство имеет магнит, отличающее его от обычных камней?

Ответы детей (притягивает предметы).

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, все ли предметы притягивает магнит? Ответы детей (нет).

Воспитатель: Давайте проверим ваши предположения, но сначала давайте отдохнем.

Физминутка.

На зарядку, на зарядку,

На зарядку становись!

Начинаем бег на месте,

Финиш – метров через двести!

Хватит, хватит, прибежали,

Потянулись, подышали.

Руки вверх, руки вниз,

на носочки потянись.

Руки ставим на бочок,

На носочках скок, скок, скок.

А затем вприсядку,

Чтоб не мерзли пятки.

Вот мы руки развели,

Словно удивились.

И друг другу до земли

В пояс поклонились

 Дети присаживаются за столы.

 Давайте вспомним правила поведения в лаборатории:

1. На столах ничего не трогать без разрешения.

2. Содержимое сосудов не пробовать на вкус, пальцы в рот не брать.

3. С мелкими деталями обращаться осторожно.

4. Соблюдать тишину, не мешать работать другим.

Запомните, опыты можно проводить только со взрослыми.

ОПЫТ №1 «Все ли притягивает магнит (На столе лежат вперемежку предметы, надо их разобрать таким образом: отложить только те предметы на поднос, которые притягивает магнит)

Воспитатель: подводит к своему демонстрационному столу детей и указывает на предметы, сделанные из разных материалов (пластмассы, дерева, бумаги, ткани, резины, стекла, железа).

Воспитатель: К каким предметам притягивается магнит?

ДетиМагнит притягивается к железным предметам.

ОПЫТ №2 «Магнитные полюса».

Воспитатель: У каждого из вас есть магнит. Давайте прикоснемся

своим магнитом разными сторонами с магнитом своего соседа. Посмотрим, что будет.

Дети: Наши магниты то соединяются, то отталкиваются друг от друга.

Воспитатель: Верно. Это происходит из-за полюсов магнитов. С одной стороны магнита «северный» полюс, а с другой – «южный». Где ещё могут быть «южный» и «северный» полюсы.

Дети: У нашей планеты Земля.

Воспитатель: просит одного ребёнка показать на глобусе географические полюса Земли и отметить «южный» полюс красным кружочком, а «северный» – синим.

Воспитатель: Скажите, ребята, наша Земля какой формы?

Дети: Круглой.

Воспитатель: А почему люди, предметы, дома не падают с неё?

Дети: Земля притягивает к себе всё.

Воспитатель: Земля, как один большой магнит, притягивает к себе всё, она обладает магнетизмом. Она имеет, помимо этих географических полюсов, ещё и магнитные полюсаМагнитные полюса не совпадают с географическими полюсами (отмечает на глобусе магнитный «северный» полюс синим прямоугольником, а «южный» – красным).

У вас на столе есть магниты с обозначенными полюсами. Присоедините их друг с другом. Что вы видите? Когда магниты притягиваются, а когда отталкиваются?

Дети: Когда соединяем «северным» и «южным» полюсами, то магниты притягиваются. Северные полюса отталкиваются друг от друга и южные тоже.

Воспитатель: Когда мы соединяем магниты между собой разными полюсами, то наши магниты начинают дружить. А если мы их соединяем одинаковыми сторонами – полюсами, то они убегают друг от друга, не хотят дружить.

ОПЫТ №3 «Магнит преграды не боится».

Воспитатель: Теперь мы должны узнать, действует ли притягивающая сила магнита на металлические предметы (скрепки) через дерево, бумагу, пластмассу, стекло и воду.

Дети отмечают, что действие магнита на скрепки через дерево, бумагу, пластмассу не исчезает.

Воспитатель«А сейчас немного отдохнем и опять опыты начнем»

Разминка в кругу Игра с мячом «Притягивает - не притягивает»

Дети садятся за столы

Воспитатель: Я предлагаю провести следующее испытание:

ОПЫТ 4 «Не замочи рук»

(У каждого ребенка стакан с водой. Ребенок опускает скрепку в стакан с водой и по внешней стороне стакана снизу вверх ведет магнит. Скрепка «тянется» за магнитом)

Дети отмечают, что действие магнита на скрепки через стекло и в воде не исчезает.

Воспитатель: как можно быстро достать металлические предметы из крупы?

Дети говорят свои предположения.

 Гимнастика для глаз

Мы гимнастику для глаз

Выполняем каждый раз

Вправо, влево, вверх и вниз

Повторять ты не ленись.

Укрепляем мышцы глаза,

Будем видеть лучше сразу.

ОПЫТ 5 «Поможем Золушке перебрать крупу»

(На тарелочках пшено, внутри скрепки, кнопки, гаечки. С помощью магнита все из пшена убираем»

Воспитатель:

Ребята, а как вы думаете, где люди используются магниты? Люди используют магниты: с помощью магнита удобно удерживать инструменты; легко и быстро собрать рассыпавшиеся иголки, кнопки. Так же делают из природного камня магнита украшения: серьги, браслеты, кольца, бусы. Используют в медицине при обследовании и лечении. В игрушках, конструкторах.

Воспитатель: Как вы думаете, мои юные учёные, мы справились с заданием?

Дети: Да!

Воспитатель: С помощью опытов мы многое узнали про магнит.

Итог занятия

1. Магнит притягивает железо.

2. Магнит имеет северный и южный полюс, которые притягиваются и отталкиваются.

2. Магнит действует сквозь бумагу, пластмасс.

3. Магнит действует сквозь воду и стекло.

Литература

1. Иванова А. И. Естественнонаучные наблюдения и эксперименты в детском саду. Человек. – М: ТЦ Сфера, 2004

2. Марудова Е. В. Ознакомление дошкольников с окружающим миром. ЭкспериментированиеИздательство: Детство – Пресс, 2013

3. Поддьяков А. Н. Мышление дошкольников в процессе экспериментирования со сложными объектами. //Вопросы психологии – 1996


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Непосредственно - образовательная деятельность в старшей группе «Свойства магнита»

Непосредственно - образовательная деятельность «Свойства магнита»в старшей  группепо образовательным областям   «Познавательное развитие»       ...

Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми средней группы с использованием опытно-экспериментальных технологий. Тема: «Снег и его свойства».

Целью конспекта НОД с детьми средней группы с использованием опытно-экспериментальных технологий на тему "Снег и его свойства" является формирование у детей 4-5 лет первоначальных представле...

Конспект непрерывной образовательной деятельности с детьми подготовительной группы с использованием опытно – экспериментальной технологии Тема: «Ознакомление детей со свойствами воды и воздуха»

Цель: Систематизация и обобщение ранее приобретенных знаний.Задачи:Образовательные:Продолжать знакомить со свойствами воздуха и способами его обнаружения, со свойствами воды;Дать детям представление о...

Статья.Знакомство детей со свойствами магнита

Мы живём в удивительном мире. Он сложный, многогранный и изменчивый. Люди, являясь частью этого мира, в процессе жизнедеятельности открывают для себя много нового, изучают новые объекты, явления, позн...

Технологическая карта непосредственно – образовательной деятельности на тему: «ВЫЯВЛЕНИЕ СВОЙСТВ МАГНИТА»

Выявление свойства магнита в процессе практического исследования объекта через экспериментально – исследовательскую деятельность....