Опытно-экспериментальная деятельность «Знакомство детей со свойствами магнита»
опыты и эксперименты по окружающему миру (старшая, подготовительная группа) на тему
Развивать познавательную активность детей в процессе знакомства со скрытыми свойствами магнита.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opyty_s_magnitom.doc | 63.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Опытно-экспериментальная деятельность «Знакомство детей со свойствами магнита» для старших дошкольников
Тема «Знакомство детей со свойствами магнита».
Актуальность:
Экспериментирование - эффективный метод познания закономерностей и явлений окружающего мира.
Главное достоинство экспериментирования в том, что оно даёт детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания.
В детском экспериментировании наиболее мощно проявляется собственная активность детей, направленная на получение новых знаний, сведений.
Экспериментирование связано со всеми видами деятельности, такими, как наблюдение, труд, развитие речи, изобразительная деятельность, ФЭМП.
Цель: Развитие познавательных способностей детей через экспериментирование.
Задачи:
Образовательные:
1. Расширять и уточнять знания детей о свойствах магнита.
2. Познакомить детей с понятиями «магнитная сила», «притяжение», «магнетизм».
3. Продолжать учить предлагать и принимать решения в ходе экспериментальной деятельности, проверять предположения опытным путем и делать выводы.
Развивающие:
1. Развивать познавательную активность детей в процессе знакомства со скрытыми свойствами магнита.
2. Способствовать развитию стремления к самостоятельному познанию и размышлению.
3. Развивать коммуникативные навыки.
Воспитательные:
1. Воспитывать интерес к экспериментированию.
2. Воспитывать умение прислушиваться к мнению сверстников.
Методы и приемы:
Рассказывание легенды о магните, загадка, опыты с магнитами разного размера, игра малой подвижности, игра на развитие внимания, показ м/ф «Лунтик. Магнит»
Материал и оборудование:
Демонстрационный: игра «Ловись рыбка», коробочка с магнитом, схема: «Какие предметы притягивает магнит», картинки с изображением, где применяется магнит, познавательная игра «Волшебные магнитики».
Раздаточный: магнит на каждого ребенка, набор предметов из различных материалов: пластмассовая ложка, стеклянная баночка с водой, металлические скрепки, кусочек ткани, деревянный кубик, пшено.
Ожидаемые результаты:
формирование представлений детей о природном объекте - магните;
формирование познавательного интереса;
обогащение словарного запаса.
Предварительная работа:
Чтение стихотворений, загадывание загадки, рассматривание иллюстраций по теме «Опыты, экспериментирование с магнитом».
Ход занятия:
Организационный момент.
Воспитатель:
В круг быстрее становитесь
И друг другу улыбнитесь.
Глазки вниз, глазки вверх,
Смелей вперёд.
Нас много интересных
В лаборатории открытий ждёт!
Воспитатель: Ребята, я предлагаю вам на некоторое время стать учёными - исследователями и отправиться в нашу лабораторию.
Воспитатель вносит коробку с большим магнитом. Коробка закрыта.
Воспитатель: Сегодня к нам в институт привезли предмет для исследования, попробуйте угадать что это?
Бывает маленьким, большим,
Железо очень дружит с ним,
Он поможет, непременно,
Найти иголку в стоге сена.
Дети (магнит). Воспитатель показывает магнит:
«Вот перед вами волшебный магнит. Много секретов в себе он хранит», Воспитатель: перед тем как приступить к экспериментам с магнитом я хочу рассказать вам одну старинную легенду. В давние времена на горе Ида пастух по имени Магнис пас овец. Он заметил, что его сандалии, подбитые железом и деревянная палка с железным наконечником липнут к чёрным камням, которые в изобилии валялись под ногами. Пастух перевернул палку наконечником вверх и убедился, что дерево не притягивается странными камнями. Снял сандалии и увидел, что босые ноги тоже не притягиваются. Магнис понял, что эти странные камни не признают никаких других материалов, кроме железа. Пастух захватил несколько таких камней домой и поразил этим своих соседей. От имени пастуха и произошло название «магнит».
Воспитатель: магнит – это камень.
Возьмите на столе магнит и определите, какой он на ощупь?
Ответы детей (гладкий, холодный, твердый и т. д.).
Воспитатель: Как вы думаете, он лёгкий или тяжёлый?
Ответы детей (тяжёлый).
Воспитатель предлагает дать определение магниту.
Ответ детей (магнит - это камень, поверхность его холодная, гладкая, он тяжелый).
Воспитатель: Какое еще свойство имеет магнит, отличающее его от обычных камней?
Ответы детей (притягивает предметы).
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, все ли предметы притягивает магнит? Ответы детей (нет).
Воспитатель: Давайте проверим ваши предположения, но сначала давайте отдохнем.
Физминутка.
На зарядку, на зарядку,
На зарядку становись!
Начинаем бег на месте,
Финиш – метров через двести!
Хватит, хватит, прибежали,
Потянулись, подышали.
Руки вверх, руки вниз,
на носочки потянись.
Руки ставим на бочок,
На носочках скок, скок, скок.
А затем вприсядку,
Чтоб не мерзли пятки.
Вот мы руки развели,
Словно удивились.
И друг другу до земли
В пояс поклонились
Дети присаживаются за столы.
Давайте вспомним правила поведения в лаборатории:
1. На столах ничего не трогать без разрешения.
2. Содержимое сосудов не пробовать на вкус, пальцы в рот не брать.
3. С мелкими деталями обращаться осторожно.
4. Соблюдать тишину, не мешать работать другим.
Запомните, опыты можно проводить только со взрослыми.
ОПЫТ №1 «Все ли притягивает магнит?» (На столе лежат вперемежку предметы, надо их разобрать таким образом: отложить только те предметы на поднос, которые притягивает магнит)
Воспитатель: подводит к своему демонстрационному столу детей и указывает на предметы, сделанные из разных материалов (пластмассы, дерева, бумаги, ткани, резины, стекла, железа).
Воспитатель: К каким предметам притягивается магнит?
Дети: Магнит притягивается к железным предметам.
ОПЫТ №2 «Магнитные полюса».
Воспитатель: У каждого из вас есть магнит. Давайте прикоснемся
своим магнитом разными сторонами с магнитом своего соседа. Посмотрим, что будет.
Дети: Наши магниты то соединяются, то отталкиваются друг от друга.
Воспитатель: Верно. Это происходит из-за полюсов магнитов. С одной стороны магнита «северный» полюс, а с другой – «южный». Где ещё могут быть «южный» и «северный» полюсы.
Дети: У нашей планеты Земля.
Воспитатель: просит одного ребёнка показать на глобусе географические полюса Земли и отметить «южный» полюс красным кружочком, а «северный» – синим.
Воспитатель: Скажите, ребята, наша Земля какой формы?
Дети: Круглой.
Воспитатель: А почему люди, предметы, дома не падают с неё?
Дети: Земля притягивает к себе всё.
Воспитатель: Земля, как один большой магнит, притягивает к себе всё, она обладает магнетизмом. Она имеет, помимо этих географических полюсов, ещё и магнитные полюса. Магнитные полюса не совпадают с географическими полюсами (отмечает на глобусе магнитный «северный» полюс синим прямоугольником, а «южный» – красным).
У вас на столе есть магниты с обозначенными полюсами. Присоедините их друг с другом. Что вы видите? Когда магниты притягиваются, а когда отталкиваются?
Дети: Когда соединяем «северным» и «южным» полюсами, то магниты притягиваются. Северные полюса отталкиваются друг от друга и южные тоже.
Воспитатель: Когда мы соединяем магниты между собой разными полюсами, то наши магниты начинают дружить. А если мы их соединяем одинаковыми сторонами – полюсами, то они убегают друг от друга, не хотят дружить.
ОПЫТ №3 «Магнит преграды не боится».
Воспитатель: Теперь мы должны узнать, действует ли притягивающая сила магнита на металлические предметы (скрепки) через дерево, бумагу, пластмассу, стекло и воду.
Дети отмечают, что действие магнита на скрепки через дерево, бумагу, пластмассу не исчезает.
Воспитатель: «А сейчас немного отдохнем и опять опыты начнем»
Разминка в кругу Игра с мячом «Притягивает - не притягивает»
Дети садятся за столы
Воспитатель: Я предлагаю провести следующее испытание:
ОПЫТ 4 «Не замочи рук»
(У каждого ребенка стакан с водой. Ребенок опускает скрепку в стакан с водой и по внешней стороне стакана снизу вверх ведет магнит. Скрепка «тянется» за магнитом)
Дети отмечают, что действие магнита на скрепки через стекло и в воде не исчезает.
Воспитатель: как можно быстро достать металлические предметы из крупы?
Дети говорят свои предположения.
Гимнастика для глаз
Мы гимнастику для глаз
Выполняем каждый раз
Вправо, влево, вверх и вниз
Повторять ты не ленись.
Укрепляем мышцы глаза,
Будем видеть лучше сразу.
ОПЫТ 5 «Поможем Золушке перебрать крупу»
(На тарелочках пшено, внутри скрепки, кнопки, гаечки. С помощью магнита все из пшена убираем»
Воспитатель:
Ребята, а как вы думаете, где люди используются магниты? Люди используют магниты: с помощью магнита удобно удерживать инструменты; легко и быстро собрать рассыпавшиеся иголки, кнопки. Так же делают из природного камня магнита украшения: серьги, браслеты, кольца, бусы. Используют в медицине при обследовании и лечении. В игрушках, конструкторах.
Воспитатель: Как вы думаете, мои юные учёные, мы справились с заданием?
Дети: Да!
Воспитатель: С помощью опытов мы многое узнали про магнит.
Итог занятия
1. Магнит притягивает железо.
2. Магнит имеет северный и южный полюс, которые притягиваются и отталкиваются.
2. Магнит действует сквозь бумагу, пластмасс.
3. Магнит действует сквозь воду и стекло.
Литература
1. Иванова А. И. Естественнонаучные наблюдения и эксперименты в детском саду. Человек. – М: ТЦ Сфера, 2004
2. Марудова Е. В. Ознакомление дошкольников с окружающим миром. Экспериментирование. Издательство: Детство – Пресс, 2013
3. Поддьяков А. Н. Мышление дошкольников в процессе экспериментирования со сложными объектами. //Вопросы психологии – 1996
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Непосредственно - образовательная деятельность в старшей группе «Свойства магнита»
Непосредственно - образовательная деятельность «Свойства магнита»в старшей группепо образовательным областям «Познавательное развитие» ...
Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми средней группы с использованием опытно-экспериментальных технологий. Тема: «Снег и его свойства».
Целью конспекта НОД с детьми средней группы с использованием опытно-экспериментальных технологий на тему "Снег и его свойства" является формирование у детей 4-5 лет первоначальных представле...
среднесрочный прект: ОПЫТНО – ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЪЕКТАМИ НЕЖИВОЙ ПРИРОДОЙ И ИХ СВОЙСТВАМИ
Экспериментирование в младшей гуппе....
Конспект непрерывной образовательной деятельности с детьми подготовительной группы с использованием опытно – экспериментальной технологии Тема: «Ознакомление детей со свойствами воды и воздуха»
Цель: Систематизация и обобщение ранее приобретенных знаний.Задачи:Образовательные:Продолжать знакомить со свойствами воздуха и способами его обнаружения, со свойствами воды;Дать детям представление о...
Статья.Знакомство детей со свойствами магнита
Мы живём в удивительном мире. Он сложный, многогранный и изменчивый. Люди, являясь частью этого мира, в процессе жизнедеятельности открывают для себя много нового, изучают новые объекты, явления, позн...
Технологическая карта непосредственно – образовательной деятельности на тему: «ВЫЯВЛЕНИЕ СВОЙСТВ МАГНИТА»
Выявление свойства магнита в процессе практического исследования объекта через экспериментально – исследовательскую деятельность....
Конспект занятия Опытно-экспериментальная деятельность в старшей группе «Свойства магнита»
Тут представлены опыты с магнитом и его свойства....