Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности для старших дошкольников «Помоги фокуснику» в форме «квест»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Т. В. Шестакова

Цель: Развитие познавательных процессов у старших дошкольников через экспериментальную деятельность.

Задачи:

1.      Привлечь внимание детей и воспитателей к такому виду деятельности как экспериментирование.

2.      Развивать познавательную активность, любознательность, воображение и мышление.

3.      Научить проводить несложные опыты с использованием подручных средств и предметов.

4.      Учить рассуждать, анализировать, делать выводы и объяснять «чудеса» с научной точки зрения.

5.      Воспитывать эмоциональную отзывчивость, доброжелательность, умение работать в коллективе, согласовывать свои действия с действиями товарищей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod_pomogi_fokusniku.docx24.37 КБ

Предварительный просмотр:

Автор: Шестакова Татьяна Владимировна

Должность: воспитатель

Место работы: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 5 общеразвивающего вида  с приоритетным осуществлением деятельности по физическому направлению развития детей»

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности для старших дошкольников «Помоги фокуснику» в форме «квест».

Цель: Развитие познавательных процессов у старших дошкольников через экспериментальную деятельность.

Задачи:

  1. Привлечь внимание детей и воспитателей к такому виду деятельности как экспериментирование.
  2. Развивать познавательную активность, любознательность, воображение и мышление.
  3. Научить проводить несложные опыты с использованием подручных средств и предметов.
  4. Учить рассуждать, анализировать, делать выводы и объяснять «чудеса» с научной точки зрения.
  5. Воспитывать эмоциональную отзывчивость, доброжелательность, умение работать в коллективе, согласовывать свои действия с действиями товарищей.

Оборудование и материалы: емкости и сосуды разной формы и размера, письмо, 5 конвертов, акварельные краски, стакан с водой, кисточка, яйцо от киндер-сюрприза, кувшин, вода, камни, бутылочки от детских йогуртов с различными наполнителями, емкость с водой, 3 непрозрачные емкости (в одной вода соленая), 3 яйца, воздушные шарики, скотч, иголка, бутылка с уксусом, сода, широкая миска с водой, спички, 2 воздушных шарика, бумажные салфетки, стакан с водой, перманганат калия, лимонная кислота, 2 баночки с раствором акварели желтого и синего цветов, мерные ложечки, пипетки, палочки деревянные, макет гейзера (бутылка, облепленная пластилином в виде горы с жерлом).

Ход занятия:

В группу к ребятам приходит в гости фокусник Крекс, предлагает стать участниками развлекательной программы. Фокусник хочет показать детям фокусы, но фокусы по непонятной для фокусника причине, не получаются:

- «Как проткнуть воздушный шарик без вреда для него?»

Материалы. Воздушный шар, скотч, игла.

Фокус. Если проколоть шарик, то он лопнет (это и делает фокусник). Наклейте на шарик с двух сторон по кусочку скотча. Проткните шарик через скотч. Шарик не лопается.

- «Уксус и сода надувают воздушный шарик» (надуть шарик не ртом и не насосом)

Материалы. Воздушный шар, бутылка, уксус, сода.

Фокус. Внутрь воздушного шарика насыпать 2 чайных ложки соды. В бутылку налить полстакана уксуса. Наденьте шарик на горлышко бутылки, соду из шарика высыпьте в бутылку. При взаимодействии уксуса и соды выделяется углекислый газ, который и надувает шарик.

Фокусник забывает насыпать в шарик соду.

И, наконец, фокусник предлагает детям просмотреть фокус со спичками, но не может их найти.

В зале звучит аудиозапись голоса злого волшебника Валтера.

Валтер: «Ха-ха-ха! Фокусник — недоучка! Что, все фокусы свои забыл? Это я, злой Валтер, тебя заколдовал и спички твои спрятал. Если хочешь вернуть свой дар, ты должен найти пять спичек. Прочти первым мое письмо, там написана цифра, открой конверт с этой цифрой, получи первую спичку и следующее задание. Но помни, конверты можно открывать только после выполнения задания. Собрав пять спичек и, произнеся заклинание, к тебе вернется твой дар. Удачи! Ха-ха-ха!»

Фокусник просит помощи у ребят.

Ребята с фокусником подходят к столу, на котором лежит 10 конвертов и все необходимые для заданий материалы. Перед детьми лежит письмо. Фокусник открывает его и просит ребят определить, что в нем написано.

Задание 1. «Акварельные краски + свеча»

Свечкой на чистом листе напишите какую-нибудь цифру, например 3. Из всего ассортимента материалов дети должны выбрать акварельные краски и раскрасить ими поверхность листа. Акварельные краски не окрашивают цифру, написанную свечкой.

Определив, что в письме написана цифра 3, дети открывают конверт под номером «3», получают первую спичку и записку со следующим заданием.

Задание 2. «Достать яйцо от киндер-сюрприза со дна кувшина, не опуская руки в кувшин»

Внутри яйца бумажка с цифрой 4. Из всего ассортимента материалов дети должны выбрать воду, но воды недостаточно для того, чтобы достать яйцо. Чтобы поднять уровень воды можно воспользоваться камнями.

Открыв яйцо и прочитав цифру 4, дети открывают конверт под номером «4», получают вторую спичку и записку со следующим заданием.

Задание 3. «Звучащие конфетки»

Перед детьми бутылочки от детских йогуртов с различными наполнителями, на которых наклеены цифры от «0» до «9». В качестве наполнителей используются: вода, сыпучие материалы, бусины и пр. Детям необходимо определить, в каких бутылочках одинаковые наполнители. Например, в бутылочках «0» и «1» налита вода. Из цифр «0» и «1» дети должны получить цифру «10», открыть конверт под номером «10», получить третью спичку и записку со следующим заданием.

Физкультминутка. П/игра «Тонет-плавает».

Фокусник: Вы, ребята, наверняка проводили в группе опыты на плавучесть предметов. Давайте поиграем в игру «Тонет-плавает». Я буду показывать предмет, а вы показывайте, если тонет – сидите на стульчиках и говорите «буль-буль-буль», если плавает – вставайте, гребите руками и говорите «шлеп-шлеп-шлеп».

(Проводится игра «Тонет-плавает», для демонстрации можно использовать реальные предметы, картинки или изображения на мультимедийном экране. Например: камень, спички, монета, мяч, ключ, гвоздь, апельсин, очищенный апельсин, ложка, бревно, гиря и т.д.)

Задание 4. «Смешивание красок».

Перед детьми емкость с водой, синяя краска, акварель разных цветов (цвета пронумерованы, красный под номером «8»), кисть, палитра. Создание коричневого цвета. Краску, какого цвета нужно добавить в зеленый цвет, чтобы получить коричневый? Ребята открывают конверт под номером «8», получают четвертую спичку и записку со следующим заданием.

Задание 5. «Определи емкость с соленой водой».

Перед детьми 3 непрозрачные емкости с номерами «5», «6», «7» с водой, в одной емкости вода соленая. Пробовать на вкус нельзя. Ребята должны вспомнить свойство соленой воды – удерживать предметы и воспользоваться яйцом или картофелиной. Номер емкости, в которой предмет не тонет и есть нужная нам цифра. Например, «6». Ребята открывают конверт под номером «6» и получают последнюю спичку.

Фокусник. Ну, вот мы и собрали 5 моих спичек, пришла пора произнести заклинание.

Дети произносят заклинание:

Фокусник во фрак одет, факел превратит в букет,

Фея выскочит оттуда, фокус это или чудо.

Фокусник. Ребята, давайте проверим, вернулись ли ко мне мои способности.

Ребята рассаживаются, а Фокусник показывает фокусы, которые не получались в начале, но уже правильно.

Фокусник. Спасибо ребята, вы помогли мне вернуть мои способности. Теперь я опять смогу радовать всех своими фокусами.

Можно показать еще такие фокусы:

- «Стальная салфетка»

Материалы. Бумажные салфетки, стакан с водой.

Предложите детям спор о том, что они не смогут разорвать бумажную салфетку, а вы сможете. Естественно все уверены в том, что разорвать бумажную салфетку проще некуда. Сверните салфетку в плотную трубочку. Дети пытаются ее разорвать и не могут. Полейте середину салфетки, свернутой в трубочку, водой. И без особых усилий разорвите ее.

- «Волшебство цвета»

Материалы. Две баночки с растворами желтой и синей краски, стакан, стакан с водой, кристаллики марганцовки, перекись водорода, пипетка, палочка.

На занятия ИЗО вы научились смешивать краски и получать новые цвета. Какая краска любит воду, хорошо в ней растворяется? (Дети: акварель). У меня здесь две баночки с желтой и синей краской. Какой цвет получится, если их смешать? (Дети: синий). Проверим! (Двое детей выходят на сцену и при помощи пипетки в прозрачных стаканчиках делают раствор желтого и синего цвета; одновременно выливают свои растворы в третий стакан, и моментально получается зеленый).

Но не всегда в воде получается тот цвет, какой мы ожидаем увидеть. Некоторые вещества, соединяясь в воде, реагируют особым образом.

(воспитатель растворяет в воде кристаллики марганцовки, дети любуются, завороженные этим). 

Какого цвета получился раствор? (Дети: малиновый). А что будет, если туда добавить прозрачную жидкость? (Дети: ничего, цвет слегка побледнеет. Фокусник добавляет пипеткой в раствор немного перекиси водорода и жидкость становится прозрачной).

В заключение нашей встречи предлагаю вам устроить вулкан! Нет, вулкан нельзя, техника безопасности не позволяет… Тогда – водяной вулкан, т. е. гейзер! Мои помощники уже сконструировали кратер (достает макет гейзера, осталось, только его активировать!

Фокусник приглашает желающих, дети насыпают в кратер соду и лимонную кислоту, Крекс выливает в кратер воду и, зал ахает от неожиданности – гейзер извергает шипучий фонтан).

- Теперь подведем итоги сегодняшней встречи. Что вам, друзья мои, понравилось сегодня, что удивило, чему вы сегодня научились, что нового узнали? (Дети отвечают)

- На этом наше путешествие в мир опытов и экспериментов не заканчивается. Я желаю вам продолжить его вместе со своим воспитателями и родителями! Наблюдайте за миром вокруг, задавайте вопросы и задавайтесь вопросами, экспериментируйте и открывайте законы природы и мироздания! До новых встреч, друзья!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе "Мы - фокусники"

Развитие познавательной активности детей в процессе проведения элементарных фокусов....

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе «Шоу Фокусников"

Программные задачи:образовательные:-упражнять в умении анализировать, делать выводы, развивать логическое мышление;- продолжать учить объяснять "волшебные явления" с точки зрения науки;-расш...

Конспект занятия по познавательно - исследовательской деятельности для детей старших дошкольников "страна Чудес" в форме "квест"

Развитие познавательных процессов у старших дошкольников через экспериментальную деятельность. Развитие интеллектуальных способностей дошкольников в процессе математического развития посредс...

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе на тему «Магнит-фокусник»

Конспект занятияпо познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе на тему «Магнит-фокусник» Интеграция образовательных областей: познавательное развитие; социально- коммуник...

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности для детей старшей группы   Квест - игра «Волшебная лаборатория»

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности для детей старшей группы   Квест - игра «Волшебная лаборатория»  Цель: Ознакомление детей со свойствами...

Сценарий занятия по познавательно-исследовательской деятельности для старших дошкольников «Помоги волшебнику»

Занятие "Помоги волшебнику" проходит в форме приключенческой квест-игры с целью развития у детей познавательных процессов через экспериментальную деятельность.....